Принципы размещения АС в жилых помещениях

Жилая комната оказывает значительное влияние на качество звучания ГГ и АС. При этом не безразлично, в каком месте комнаты они расположены. Так, при установке АС в углу помещения происходит подъем низких частот, что не всегда желательно, особенно в случае недостаточного демпфирования НЧ ГГ. В то же время для малогабаритных АС подъем низких частот обогащает звучание. Лучше располагать АС вдоль большей стены помещения, вдали от углов. Рекомендации по размещению АС не всегда выполнимы в жилой комнате, поскольку могут не согласовываться с расположением мебели, и поэтому в каждом конкретном случае следует попробовать различные варианты, оценивая качество звучания на слух по своему вкусу. Акустические условия в помещении оказывают сильное воздействие на качество звучания. В предельном случае, когда в жилой комнате отсутствует мебель, т. е. комната пуста, звучание любой АС становится совершенно неудовлетворительным. Форма помещения имеет важное значение. Наименее удачная – кубическая. В помещении любой конфигурации точно так же, как и внутри акустического оформления АС, на низких частотах возникают стоячие волны. В помещениях кубической формы интенсивность стоячих волн максимальна, поскольку они образуются на совпадающих частотах вследствие равенства расстояния между противоположными стенами. Эффективных методов борьбы со стоячими волнами в жилых помещениях не существует, а поэтому лучше избегать размещения АС в помещениях, имеющих форму куба.

Жилые помещения не бывают пустыми, в них всегда имеются мягкая мебель, книги, ковры, т. е. помещения имеют значительный фонд для звукопоглощения средних и высоких частот, что обеспечивает вполне приемлемые условия для прослушивания. Можно получить некоторое увеличение звукопоглощающего фонда путем закрепления имеющегося ковра не вплотную к стене, как обычно, а на некотором от нее расстоянии, хотя бы в пределах 30…50 мм. Если в помещении имеются книги, находящие-ся в шкафах или на застекленных книжных полках, то на время прослушивания полезно открывать дверцы шкафов и раздвигать стекла полок. АС должны быть установлены таким образом, чтобы высокочастотные ГГ располагались на уровне глаз сидящего слушателя (на высоте 1,25 м от пола). Для стереофонического звуковоспроизведения необходимо также обеспечить условия наилучшего восприятия стереофонического эффекта в удобном для слушателей месте помещения. С этой целью АС надо устанавливать на расстоянии 1,5…2,5 м друг от друга таким образом, чтобы их рабочие оси пересекались в центре зоны прослушивания, которая будет находиться посередине между АС на одинаковом расстоянии от каждой из них, равном расстоянию между ними, и дальше. Следует отметить важность правильной взаимной фазировки АС при подключении их к усилителю звуковых частот. В домашних условиях фазировку подключения АС можно проверить установкой их рядом друг с другом и подачей в электрический тракт монофонической музыкальной программы, содержащей явно выраженные низкочастотные составляющие. Если при изменении полярности подключения любой одной АС громкость звучания низких частот резко уменьшится, то, значит, АС были включены синфазно и необходимо восстановить первоначальную полярность включения. Если же, наоборот, громкость звучания низких частот возрастает, то следует оставить эту полярность подключения как правильную.

20 комментариев: Принципы размещения АС в жилых помещениях

  1. шел мимо пишет:

    “Лучше располагать АС вдоль большей стены помещения, вдали от углов.”- и автоматически обрежете заднюю зону стереоэффекта, а то и совсем его лишитесь.
    АС надо располагать по меньшей стене, тогда зона стереоэффекта будет максимальна по фронту и глубине.
    Большое влияние оказывает наличие и расположение мебели, тут без проб не обойтись. В любом случае, надо быть готовым к компромиссу между качеством звука и оформлением комнаты

  2. Константин пишет:

    Самые легко нарушаемые правила.

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Слушать колонки на том конце длинной трубы, расположив их у короткой стены- самый мрачный вариант. Кроме гула отраженных от стен сигналов другого ничего нет.
    Разносить широко- потерять стереокартину.
    Метра два между колонками, сами колонки на полметра от стены, слушать в треугольнике между ними. Комната с мягкой мебелью, ковром, книжными полками, шторы на окнах. Вот и все правила.

    • Sergik пишет:

      я искал место чисто опытным путем. но в итоге какие колонки не менял, расположение самое лучшее. у меня в трехметровом треугольнике по длинной стене расположены

  4. Alik пишет:

    Самым лучшим расположением АС,оказалось на стене,по краям комнаты,на высоте 2,5 метра.Ставил так что бы ВЧ было на уровне глаз,так ВЧ и СЧ пильнули по ушам так,что мало не показалось,бредовая идея.

  5. Аудиостроитель пишет:

    Принцип 1.
    Не нужно размещать музыкальные системы в жилых помещениях. Для качественного прослушивания музыки нужно иметь специальную комнату. С соответствующим акустическим оформлением.
    Принцип 2.
    Если дело зашло так далеко, то стоит это помещение проектировать (предусматривать) заранее.
    Принцип 3.
    Акустику (колонки) желательно приобретать после того, а не до. Не каждая, даже дорогая Hi-end акустика, сможет вписаться в имеющиеся рамки.
    Принцип главный!
    Если хочется и нравится слушать музыку, то Вы сможете слушать её почти везде, не заморочиваясь на прочем.
    Желаю всем комфортного прослушивания.

    • Sergik пишет:

      здесь сайт любителей Hi-Fi. для Hi-End другие ресурсы, другие принципы, другие деньги.

      • Аудиостроитель пишет:

        Принципы звучания акустики основаны на законах физики и совершенно не подчиняются хай-фаю и хай-энду.

        • Чалов Денис пишет:

          Чуть поправлю: принцип звучания акустических систем и систем категорий Hi-Fi основан на физике. Принцип звучания Hi-End аппаратуры основан на психологии людей, готовых потратить уйму денег за то, что их красиво и пафосно разводят. Обман начинается с названия Hi-End

          • Sergik пишет:

            скажу иначе. в 70-е создавали аппаратуру , которая пела в обычных условиях . и сейчас она поет так же. Я вот лично ее применяю. Хай-энд начался с того , что создали идеальную комнату, а потом начали оборудование подгонять под нее! И конечно, в обычных бытовых помещениях она не поет. Ну а выбор всегда за вами!! У меня прекрасно винтаж поет с обычными кабелями, без кондея питания и конечно в обычном зале 18 м2

            • LDS пишет:

              Поддержу, комната влияет на звучание наверное больше чем все остальные элементы до самой акустической системы. Особенно на низах кошмар просто.

              • Аудиостроитель пишет:

                +100500! Но вот стоит ли ради устранения “стоячек” или уменьшения первых отражений на ВЧ двигать мебель, перекладывать ковёр,…….?
                Понятно, что ставить одну колонку на другую не стоит. А в остальном можно и про основную задачу (послушать музыку) забыть. Да и большинство не имеет возможности переставлять акустику как хочется.

            • Чалов Денис пишет:

              Классическое заблуждение. Все делается ради денег. Когда спрос был на качество, делали качество, когда появился спрос на мобильность, делают мобильное. Был спрос на моргающее-светящееся – делали и такое. Все от спроса зависит. Кстати, винтаж – не панацея. Среди старых ас мало хороших, нужно понимать это.

              • Аудиостроитель пишет:

                Осталось только выяснить, ради каких денег люди переставляют колонки по комнате и когда было качество, если среди старых ас мало хороших.

              • Sergik пишет:

                так и раньше и сейчас были бюджетные модели, а были топовые. мне вот европейский винтаж больше нравится , чем япона мать. Америка далеко, не добрался пока

  6. Аудиостроитель пишет:

    Стоит упомянуть ещё один важный “фактор”, сильно влияющий на размещение акустики в помещении.
    Решение установить хорошую систему в гостиной принималось ещё на этапе проектирования-строительства. Вроде бы всё хорошо, но как-то всё не до этого было. Когда же решили к этому вопросу вернуться, то оказалось, что те колонки слишком чёрные, другие – слишком “пузатые”, третьи – вообще “ужасные совковые”. А ресивер очень громоздкий,…..
    В итоге, акустики там и по сей день нет. А я особо и не настаиваю. У жены там пальмы растут.

Добавить комментарий для Аудиостроитель Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *