Простейший ремонт динамика

Наиболее часто встречается механическое повреждение диффузора, вызванное неосторожным обращением с динамиком.

Если повреждение невелико, то на образовавшееся отверстие или трещину можно наклеить заплату из не слишком жесткой чертежной бумаги (например, из полуваттмана). Клеить можно целлулоидным или любым клеем для бумаги.

Если диффузор разорван очень сильно, то следует сменить весь его конус. Для такой замены из полуваттмана вырезается заготовка, размеры которой зависят от размеров заменяемой части диффузора и от угла его раскрытия. Форма заготовки показана на рис. 1,а.

Рисунок 1

Для того чтобы определить требуемые размеры заготовки, надо померить поврежденный конус диффузора. Необходимо измерить большой и малый диаметры той части конуса, которую мы хотим заменить, а также ее глубину, обозначенную на рис. 1,б буквой h. Зная эти величины, по графику рис. 2 находим угол β выреза в заготовке, а также отношение внутреннего и внешнего диаметров заготовки к соответствующему диаметру заменяемого пояса диффузора. Зная это отношение и диаметры краев заменяемого пояса, легко подсчитать требуемые диаметры заготовки по формулам:

D1=kd1  и D2=kd2,

где k= D/d, берется из графика рис. 2.

График составлен для углов раскрытия от 90° до 110°, в этих пределах должны лежать углы раскрытия диффузоров динамиков. При меньшем угле диффузор получается излишне тяжелым, а при большем –  недостаточно жестким.

Рисунок 2

Наиболее неприятным является повреждение гофров диффузора. Здесь нельзя ставить заплатку, так как при этом заклеенное место нарушает податливость подвеса. В случае такого повреждения можно заменить гофр подвесом из тяжелой и плотной материи (типа сукна). Можно изготовить подвес из мягкой бумаги, но такая система не обеспечивает хорошего воспроизведения низких частот. Во всех случаях ремонт надо проводить так, чтобы жесткость гофров по окружности была одинаковой.

Иногда повреждается и центрирующая шайба. В динамиках употребляются два вида центрирующих шайб – наружные и внутренние. Шайбы, помещаемые внутри диффузора, изготовляются из тонкого гетинакса или текстолита. Для замены шайбу можно вырезать также из тонкого картона. Вырезать надо по форме шайбы, стоявшей в динамике, но ее диаметр следует увеличить примерно на 3 мм. После изготовления внешний край шайбы подрезается на глубину ~ 1.5 мм и отгибается перпендикулярно  к плоскости шайбы с тем, чтобы ее можно было плотно вставить внутрь звуковой катушки и приклеить.

Внешние шайбы делают как текстолитовые, так и бумажные. Бумажная центрирующая шайба изготовляется так же, как и диффузор, путем литья. Такую шайбу можно заменить фигурной, сделанной из картона.

Иногда поврежденной оказывается звуковая катушка. Происходит это обычно в результате старения клея. Если дефект заключается только в том, что витки катушки оказываются незакрепленными, то это легко исправить с помощью целлулоидного или шеллачного клея. Если же витки соскочили с катушки  и провод оборвался, то придется намотать новую катушку.

Звуковая катушка наматывается на каркас из тонкой писчей бумаги, сделанный точно по размеру катушки динамика. Каркас изготовляется на круглом шаблоне, диаметр которого должен быть примерно равен внутреннему диаметру катушки динамика. Все изготовление катушки, включая ее приклейку к диффузору, ведется на шаблоне. Это предупреждает перекосы и деформацию катушки. Провод для намотки берется такой же, как и на поврежденной катушке. После намотки провод приклеивается к каркасу с помощью шеллачного клея.

Приклеить каркас звуковой катушки к диффузору можно любым клеем для бумаги. Установив и приклеив каркас, дают клею просохнуть в течение нескольких часов (лучше оставить систему сохнуть на ночь). Только после того, как место склейки окончательно просохнет, катушку можно снять с шаблона.

Установка подвижной системы на место и центровка ее производятся следующим порядком. Внутрь звуковой катушки вставляют четыре длинные полоски писчей бумаги шириной 4-6 мм. Эти полоски должны быть равномерно распределены по окружности катушки. Затем катушку вместе с полосками бумаги вставляют в рабочий зазор, закрепляют с помощью винтов центрирующую шайбу и приклеивают внешние края диффузора к держателю. После просыхания клея осторожно вынимают бумажные полоски и, легко надавливая на диффузор, проверяют, свободно ли звуковая катушка двигается в зазоре. При правильной установке катушка не должна задевать за его стенки. Если же катушка где-нибудь касается стенок зазора, то следует отпустить винты, закрепляющие центрирующую шайбу, и еще раз провести центровку с помощью полосок из писчей бумаги.

По материалам из книги «Электродинамический громкоговоритель», Жук М.С.

12 комментариев: Простейший ремонт динамика

  1. Andy_P пишет:

    Рискну тут спросить. Попался сабвуфер Sony с повреждённым динамиком – уничтожен диффузор, окислен керн, похоже, в зазоре мусор. Диффузор из кожи пятки динозавра, вместо пылезащитного колпака – диск из картона толщиной 1см. Проблема в том, что я не могу отклеить остатки диффузора от катушки, клея много, он твёрдый, похож на эпоксидку. Ацетон, бензин, растворитель, нагрев феном абсолютно не помогают. Какие ещё варианты снять катушку без повреждения есть ? Центрирующая шайба приклеена такой-же фигнёй. :(

    • Олег пишет:

      я бы пробовал наждачкой аккуратно снять остатки предварительно надев катушку на подходящий по диаметру шаблон, но с шайбой непонятно как поступить, может более опытные подскажут как правильно.
      P.S. судя по всяким видеороликам по сборке современных динамиков, нынче используется 2-компонентный клей типа эпоксидки.

    • LDS пишет:

      Таким же клеем приклеены современные некоторые динамики. Только отдирать приходилось, очень трудная работа. Никакие растворители не берут, склеены одноразово, сломался – купил новый.

    • Евгений пишет:

      Неужели он так Вам необходим, что Вы готовы на лютые танцы с бубном? Эта головка, ИМХО, – ярчайший пример того, как не надо делать динамики.

      • Andy_P пишет:

        Это чисто сабовый тяжеленный дин, толстый дифф, жесткий подвес и две центрирующих шайбы. Катушка на аллюминии, плоским проводом. Корпус небольшой, ФИ. В корпусе усилитель на STK 100-Ваттный, сильноточные и слаботочные входы, регулировка фазы и.т.д… производит впечатление неплохой вещи. Было желание восстановить, но, похоже, нужно искать такой или похожий дин. Нашёл такой-же по конструкции и недорого, но по факту оказался 16см а не 20см. А на имеющейся раме с двойным магнитом таки попробую собрать более лёгкий вариант, не выкидывать-же.

        • Михаил Чуйковский пишет:

          Учитывая, что я дилетант и первая пара динамиков, которые я отремонтировал попали в мои руки всего чуть более полугода назад, да и целью моей тогда было выяснить, смогу ли я сделать это быстрее “диффузора(у них(у !!!ИМЕНИТОЙ!!! организации ушло более 3-х месяцев на 2 динамика), но с того момента я успел больше ста динамиков перелопатить, штук 30 из которых восстановил, а из остальных сделал динамики совсем другого класса… Даже знакомые стали приносить мне всяческие сабвуферы для ремонта диффузоров, замены подвесов, или катушек. За два ремонта мне даже дали настоящие деньги(я, как практикующий альтруист не люблю брать деньги за то, что мне интересно делать и(или) приносит удовольствие, тем более до профессионального уровня я очень далек).
          По поводу вопросов с очисткой-удалением испорченных элементов, приклеянных спец.составами(двухкомпонентными, особенно не подверженные растворению ацетоном), удаляю данные вещи исключительно механическим способом, для отделения шайб от катушек применяю пассатижи, сдавливая бортик, образованный составом, тем самым раскрашивая его. Тряпка шайбы от этого страдает крайне редко. Для отделения шайбы от корзины, катушки от диффузора применяю ножи с лезвиями, аналогичными выдвижным обойным, концелярскии, или линолеумным, постукивая по лезвию молоточком. Нагрев использую только для полимеризации клея марки “БФ”(плюс таким образом пропадает искушение отделить от этого клея алкогольной составляющей с помощью вращающегося стержня, имеющего нисподающуюся насечку ведь никто не захочет пить горячий алкоголь). От разогрева можно разрушить, деформировать(например каркас звуковой катушки) или разделить(например, фланцы с магнитом) те элементы, которые желательно было бы сохранить, да и магниты обычно не в восторге от того, что где-то рядом, и особенно смежное с ним, что-то греют, они начинают грустить и теряют от этого силы к магнитизму, что чревато поисками единомышленников, способных вернуть им(магнитам) их силы за которые их любят и применяют везде, где ни попадя. Недавно приобрел гравер(дремель), но его в решении подобных вопросов пока еще не было возможности испытать, думаю, будет наиболее технологично. Если тот состав, который применен был в озвученном выше страдальце под маркой сони был разогрет феном до стадии раскрашивания, скорее всего он потерял немало л̶е̶т̶ заложенных ему заводом-изготовителем процентов магнитной индукции. Скорее всего ему уже не важно, что новый диффузор на несколько л̶е̶т̶ м̶о̶л̶о̶ж̶е̶ граммов легче, или на несколько миллиметров тоньше. С этими неприятностями я борюсь секретным составом, который еще не успел запатентовать, поэтому готов делиться его составом и способом приготовления только при личном обращении(я не жадный, но умники меня затерроризируют, убеждая в отсутствии опыта, компетенции, квалификации, необходимого перечня знаний, позволяющих лезть в высшие материи, убогости моей разработки, да и моей убогости тоже, а у меня ранимая психика). В общем, если кому-то нужно утяжелить и укрепить(армировать) целлюлозу материалом не менее природным, чем целлюлоза, то обращайтесь через администрацию сайта, готов предъявить готовые экземпляры, желающие могут провести их испытания и(или) замеры получившихся параметров. У экземпляра, расположившегося на фото ниже, в сравнении с его врожденными способностями, поднялась чувствительность, резонансы ушли и ниже, и выше и, что самое приятное для некоторых любителей “навалить”, появилась возможность увеличения мощности. В случае, если пропитать шайбу дополнительным слоем бакелитового лака, можно будет применить в автозвуке.

  2. Andy_P пишет:

    Ну двухкомпонентный клей и у меня есть, но он размягчается немного при приличном нагреве феном, а этот – нет! :( . И приехал сегодня диффузор с подвесом, самый тяжёлый из подошедших по размеру – и он всё равно прилично тоньше соньковского. Похоже, у Сони диффузор катастрофически толстый, особенно в месте подклейки к звуковой катушке, плюс серьёзные рёбра жёсткости. Буду пока искать более подходящий :(

  3. Andy_P пишет:

    Дошли руки снова до этого дина, решил не сильно церемониться и стал греть клей паяльным феном на более высокой температуре. Клей стал крошиться и более-менее свободно снимался скальпелем в месте нагрева. Снял остатки старого диффузора и обнаружил, что уважаемая компания Сони тоже халтурит, с одной стороны катушки клея было сильно больше, наплыв до 3мм толщиной, как будто клей затвердевал при положении дина вертикально на ребре. Даже на ЦШ много затекло. При очистке этого клея перегрел центрирующую шайбу, она стала крошиться :( Отодрал центрирующую шайбу и обнаружил под ней ещё одну :) В итоге – был диффузор тяжеленный из картона на жёстком подвесе, нашёл на замену только такого хитрого размера более тонкий и лёгкий на мягкой резине, хотя тоже для басового. И минус одна центрирующая шайба. Стоит такое собирать? в Польше продают тьму всяких ремкомплектов, но ничего похожего на оригинал обнаружить не удалось :(

  4. Николай пишет:

    Боже, это статья ветхозаветной давности. Сейчас уже никто не режет конусы из ватмана, практически любой диффузор можно купить в интернете.

    • Andy_P пишет:

      Всё почти так, но… читай выше.:) Далеко не все диффузоры “можно купить в интернете” :(

  5. Чалов Денис пишет:

    Впечатление, что статья о том, как окончательно убить динамик, или о том, как делать категорически нельзя.

    • Михаил Чуйковский пишет:

      Категорически согласен. Если это приемлемо, попросил бы уважаемого Дмитрия в заголовок статьи добавить что-нибудь, типа “Простейший ремонт динамика, или к каким ухищрениям прибегали люди несколько десятилетий назад из-за отсутствия возможности приобретения подходящих материалов… ‘

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *