Radiotehnika У-101 стерео

Изготовитель: Рижское ПО «Радиотехника», выпуск с 1983 года.

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

Назначение: усилитель полный предназначен для высококачественного усиления сигналов ЗЧ от электропроигрывающих устройств, магнитофонов, тюнеров, звуковых карт компьютеров и других источников. Внешне усилитель схож на более поздний Орбита У-101-стерео.

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц: ±1,5 дБ
Номинальная выходная мощность: 20 Вт/4 Ом
Коэффициент гармоник на частотах 40-16000 Гц: 0,3%
Номинальное входное напряжение входов звукоснимателя: 2 мВ
Номинальное входное напряжение других входов: 200 мВ
Переходное затухание между стереоканалами не менее на частотах:
250 Гц: 30 дБ
1000 Гц: 40 дБ
10000 Гц: 30 дБ
Отношение сигнал/взвешенный шум: 83 дБ
Отношение сигнал/фон: 60 дБ
Пределы регулировки тембра на частоте:
100 Гц: ±10 дБ (±3 дБ)
10000 Гц: ±8 дБ (±3 дБ)
Средняя потребляемая мощность с сети: 80 Вт
Габариты усилителя (ШхВхГ): 430х90х375 мм

Масса: 9 кг

Radiotehnika У-101 стерео

Описание:

Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео

Усилитель имеет:

  1. Переключатель входов различных источников программ (коммутатор электронный)
  2. Переключатель видов работы (моно – стерео)
  3. Переключатель оперативного управления работой с двумя магнитофонами
  4. Переключатель отключения тонкомпенсации
  5. Плавные регуляторы громкости, стереобаланса, тембра низких и высоких частот
  6. Индикатор выходной мощности в каждом канале

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

К усилителю могут быть подключены:

  1. ЭПУ с магнитным звукоснимателем без УПЗ (вход корректирующий)
  2. Тюнер и стационарный радиоприемник, телевизор (вход универсальный)
  3. Два магнитофона для воспроизведения и для записи
  4. Две акустические системы и головные стереотелефоны

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео Radiotehnika У-101 стерео

Полная электрическая схема Radiotehnika У-101 стерео:

Radiotehnika У-101 стерео

Электрическая схема схема УПЗ-15:

Radiotehnika У-101 стерео

Электрическая схема УНЧ-50-8:

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

Radiotehnika У-101 стерео

Большую часть фото прислал eleonacoustic

Руководство по эксплуатации и схемы усилителя на нашем диске

591 комментарий: Radiotehnika У-101 стерео

  1. Юрий Робертович пишет:

    Достаточно две ИМС 3886, даже китайских, чтоб понять, какой хороший, и какое фуфло это Radiotehnika У-101

    • Иван пишет:

      “Достаточно две ИМС 3886… какое фуфло это Radiotehnika У-101”
      А когда “Радиотехника” создавалась уже существовала данная ИМС? А вы сообщите свое мнение одному товарищу, который себя в интернете преподносит как автора данной модели УНЧ.

  2. Данил пишет:

    Хороший усь, красивый, мой любимый советский усь несмотря на весь хейт в его сторону. Он у меня на одной полке с Ямахами и Онкойо стоит, я в нём все кондеры на японские большей емкости поменял, и ещё выходники на 15 амперные заменил, диоды в блоке заменил, поставил входной фильтр, шунтировал электролиты плёнкой, транзисторы раскачки заменил, коллекторные резисторы заменил на 0.33 ома 5 ватт, стабилитроны в преде поставил вместо резюков, экранировал все аудио провода. При этом никакие функции не вырезал, все входы и выходы работают, очень им доволен, приятный усь, и звук мне его тоже нравится и вполне устраивает, не Ямаха и Онкойо конечно, но тоже ничего. И никто моё мнение изменить не в силе, люблю этот усь и всё

    • Иван пишет:

      “Хороший усь… не Ямаха и Онкойо конечно…”
      Если хороший, то зачем остальные? У меня 3 УНЧ в непосредственном пользовании. 2 подключены в разные ПК и третий используется как тестовый при ремонте или для подстановки. Все собственной разработки. Работают уже десятки лет. И никакие Ямахи не нужны.

      • Данил пишет:

        Самопалы интересно, но хорошая Ямаха и Онкойо им не уступят в звучании

        • Иван пишет:

          “Самопалы интересно, но хорошая Ямаха и Онкойо им не уступят в звучании”
          Когда-то давно создавая свой УНЧ ставилась задача экономии средств. Затем предполагалось просто приобрести качественный УНЧ и закрыть для себя тему. Но, будучи радиомехаником, с удивлением понял, что создатели тоже в постоянном поиске и их успехи вызывают неоднозначное впечатление. Вот тогда-то я и решил пользоваться только своим опытом. И скорее всего в плане качества ваши УНЧ моим уступят, как уступают все те, которые доводилось уже сравнивать. Вопрос только в том, что должно определять само качество. Звук уж больно различен.

  3. Михаил пишет:

    Кто подскажет? Поменял все конденсаторы и при включении кнопки сеть идет дым около электролитов из диодов. В чём причина. Может где что замкнул или полярность перепутал?

    • Инженер пишет:

      короткое замыкание на выходе диодного моста– предположение— замкнуты дорожки до конденсатора или кз в конденсаторе.

    • ZLOIVOVAN пишет:

      включайте в сеть через лампочку накаливания 220 В 40Вт. При включении исправного усилителя лампа кратковременно загорится в пол накала и потухнет. При неисправности в вашем случае лампа загорится и позволит искать пробитые элементы без дыма и гари.

    • Данил пишет:

      Меняй все диоды в выпрямителе, если не можешь проверить

  4. Юрий Робертович пишет:

    Кому Ямаха и Онкойо, а мне простейший

    • Иван пишет:

      А если убрать выходники, то получится вариант схемы Александра Бокарева. Все таки схема “Мелодии-103” наиболее привлекательна, как я погляжу. Только это все же не самый лучший вариант, хотя и на современных транзисторах. Особенно “заметный” у такой схемы момент включения.

      • А.Б. пишет:

        Иван, грохот при включении это не порок данной схемы мощника, а всей схемы с однополярным питанием. Колбаса из каскадов усиления и цепей питания порождает удары в динамиках. Сам по себе мощник выходит на режим совершенно плавно, если смещение первого транзистора запитать через простую RC развязку. Избежать грохота позволил бы простейший электронный фильтрик на паре транзисторов, питающий пред.

        • Иван пишет:

          “…мощник выходит на режим совершенно плавно…”
          Не выходит. Я специально отслеживал этот процесс именно с одним только оконечником. Даже, если ввести в цепь смещения схему длительного выхода на рабочую точку, то и она не дает возможность получить бесшумное включение. Конечно можно еще поискать варианты. Я хочу вновь вернуться к решению этой задачи. Броски до входа легче задержать. Потому это я проблемой не считаю.

          • А.Б. пишет:

            Все свои унчи намеренно запитываю от примитивного выппрямителя, включаю в сеть простой вилкой. И грохота при включении нет нигде. В макете все хлопушки вычисляются и давятся в ноль. Стабилизатор с плавным подъёмом – и инженер сделает. А мне бы чего попроще.

            • Иван пишет:

              “…грохота при включении нет нигде… А мне бы чего попроще.”
              Да ладно… попроще… Банки электролитов под 100 тысяч, да виртуальная земля. Вот и вся ваша простота. Я же не ребенок вчера только прикоснувшийся к паяльнику?..

              • А.Б. пишет:

                игде вы углядели банки по 100 тысяч, ткните меня носом в них. Однополярное питание- в половине схем , хлопанье отсутствует.
                Линсли Худ с однополярным питанием включается бесшумно, неважно, есть там стаб по питанию или нет его там. Вы путаете фон и удар в динамики при включении. Емкость банок по питанию на хлопок в динамики не связаны. Куда неприятнее не мощник, а пред, тоже с однополярным питанием. Вот он лупит по входу мощника перепадом питания от нуля до полного.
                Вам непременно нужно меня на горшок посадить, хехе!

                • Иван пишет:

                  “…Вам непременно нужно меня на горшок посадить, хехе!”
                  Вы о чем?
                  “…Емкость банок по питанию на хлопок в динамики не связаны…”
                  Вы через слово читаете?
                  Банки электролитов под 100 тысяч, да виртуальная земля. Именно два последовательных электролита позволяют снизить стартовый импульс. А большая общая емкость снизить общий фон до минимального. Это касается однополярного питания. Я что-то сложное написал?

                  • А.Б. пишет:

                    А я талдычу упрямо, что и в схеме с банкой на 4700мкф в однополярном питании , с нагрузкой в землю нет грохота при включении. Ну, нет его. При включении нижний транзистор открыт, верхний закрыт. По мере зарядки емкости развязки в питании входного транзистора транзисторы устанавливают среднюю точку, бесшумно.
                    Это понять можно?

                    • Иван пишет:

                      “…Это понять можно?”
                      Мы или о разном думаем, или с разными взглядами на конечное изделие.
                      “…При включении нижний транзистор открыт, верхний закрыт…”
                      И что? В этой позиции схема еще ничего не делает. Далее нижнее плечо начинает открываться. Но открывается оно не плавно, так как схема начинает входить в слежение обратной связи после достижения некоторого потенциала. А использование виртуальной земли это свойство значительно снижает, так как пусковой импульс заходит в нагрузку как со стороны схемы, так и со стороны питания, компенсируя его.

      • А.Б. пишет:

        Схема простая и удачная, но когда понадобился мощник, скоростной, то этот вариант не вытянул. Асимметрия налицо , мощность не выжималась . Зато проще некуда. Выходные триоды взять составными- что-то можно выгадать.

  5. Юрий Робертович пишет:

    У меня стаб -22в с задержкой, тоже нормально.

  6. Игорь пишет:

    Привет, данный усилок только 4 ома можно подключить, у меня все колонки 6 ом, 8 ом, есть вариант или совет. Заранее спс.

    • Олег пишет:

      Сзади где выходы на АС,нарисовано 4-16 Ом.Значит к нему можно подключать АС от 4 в том числе и 6 Ом.

  7. Дмитрий пишет:

    Всем Ку!!! Есть проблема, после замены емкостей, все работает, играет , но при минимальной громкости звук остается на 1 канале, т.е не убавляется вообще, получается что 1 канал играет громче другова, может дело в балансе, так как он шуршит и не работает должным образом, подскажите где копать?

  8. Юрий пишет:

    Добрый день, уважаемые товарищи, после замены банок в блоке питания усилителя у – 101 – го, пропало гудение в колонках,дпп

  9. Юрий пишет:

    Добрый день, уважаемые товарищи, после замены банок в блоке питания усилителя у – 101 – го, пропало гудение в колонках, конденсаторы штатные сссровские 2000 мкФ, замена на 2200 мкФ фирмы Rubicon. Вот только есть один нюанс: индикатор люминесцентный, очень резко пульсируют световые дорожки, кто подскажет: как правильно отрегулировать плавность хода сигнала обоих каналов?

    • Иван пишет:

      “…индикатор люминесцентный, очень резко пульсируют световые дорожки…”
      Повысохли конденсаторы в детекторах индикатора. Это штатное поведение схемы для такого случая.

      • Юрий пишет:

        Здравствуйте уважаемый Иван, да, так и есть, поменял ПОЛНОСТЬЮ ВЫСОХШИЕ БАНОЧКИ на новые, и всё отлично работает, правда перед тем, как включить усилитель в сеть – последовательно подпаял лампу накаливания мощностью в 40Вт, дабы избежать непреднамеренных салютов у себя в мастерской. Признак хорошей работы усилителя – это когда лампа в момент включения аппарата на миг загорается и тут же полностью гаснет. Сейчас усилитель работает в полном комплекте радиокомплекса RRR.

        • Иван пишет:

          “…перед тем, как включить усилитель в сеть – последовательно подпаял лампу накаливания мощностью в 40Вт…”
          Я так никогда не делаю.
          Для начала интересуюсь у владельца последней ситуацией. Если предыдущее состояние неизвестно, то отключаю от питания мощные энергопотребители и схема запускается поэтапно начиная с цепей питания. Мощная часть предварительно запускается от внешнего лабораторного источника. И только после уверенной работы отключенной части присоединяется к штатному питанию. Такой подход позволяет исключить повторный выход со строя элементов.

          • А.Б. пишет:

            Абсолютно верный совет. Холодная нить лампы накаливания , включенной в сеть, не ограничивает первый бросок во вторичной обмотке, точнее, ограничивает, когда на том конце уже все сгорели. Куда проще и безопаснее вместо предохранителей в питании впаять резисторы Ом по 100, 1 ватт примерно. Сразу дымят- ясно, что в мощнике пробито. Если мощник исправен и КЗ нет, режимы усилителя сильно не уплывут и можно неспешно вычислять место аварии.
            Ещё можно в сеть включить вместо лампочки -постоянный мощный резистор, Ом 500, он точно ограничит любой аварийный ток . После устранения аварии его заменим предохранителем.
            Все эти советы достаточно условные

          • Юрий пишет:

            За 20 лет практики, применение лампы накаливания, которая последовательно подпаяна в сетевой шнур 220В, не подвела.

            • Иван пишет:

              “За 20 лет практики, применение лампы накаливания…”
              Кому как больше нравится. Мне за более чем 40 лет такой подход ни разу не пригодился. Ну хорошо: включили, лампа вспыхнула и потухла. Вроде бы можно включать. Пока завозился – пошел дым. И что? Я же проверяю прежде всего источник питания, чтобы точно убедиться, что мне хотя бы с трансформатором бодаться не нужно, что мост целый, что фильтры хоть немного работают. Если из перечисленного хоть что-нибудь неисправно, то лампа все равно не определит область перегрузки. И все равно нагрузку придется снять. Далее нагрузка подключается хотя бы через измеритель тока, чтобы не переживать, что допалишь оставшуюся часть схемы. Очень важно заметить, что ток не плывет. А то “радость” может оказаться преждевременной. Иногда видишь, как в схеме поменяли практически все, а схема так и не заработала и на плате от дорожек живого места не осталось. Это потому, что надеялись, что со сменой компонентов и неисправность уйдет. А вышло так, что добавили еще и своих. Все выше перечисленное радиомеханики называют метод научного тыка. А вдруг угадаешь? Так не стОит делать. К технике нужно относиться с уважением. Чтобы после тебя очередной Кулибин не плевался и не вспоминал всех твоих близких и родных.

              • А.Б. пишет:

                Иван, вы очень точно нарисовали типовую ситуацию “после мастера” Когда вам приносят устройство , над которым надругались городские керосинщики . И -да, вспаханные дорожки, оторванные площадки, уродливые пайки, собачие детали вместо положенных , а главное- без результата. Но бывают исключения, видно, что чинил грамотный и аккуратный мастер, а причина поломки уже иная и новая. И если вижу следы такого ремонта, всегда говорю владельцу, что чинил аппарат спец и ругать его неправильно, тут что-то другое.

                Лучше всего , на мой взгляд- ЛАТР с вольтметром на корпусе, а ещё неплохо на время ремонта по питанию включить слабые предохранители, на пол-ампера или резисторы. И конечно, осциллограф.

                Когда чинил телевизоры, применял трансформатор куриной мощности, 220 на 220в , с ним блок питания импульсный работал нормально, в случае аварии ничего не выгорало, сам трансформатор не повреждался тоже. И безопасно можно было смотреть первичные цепи осциллографом. Этот принцип вполне можно применять для ремонта усилителей.

  10. Дмитрий пишет:

    Господа , есть разница с надписью HI-FI и без нее?

    • Олег пишет:

      Разница в преде в HI-FI стоят 3 микрухи.и РГ на трещетке..

      • Дмитрий пишет:

        Как это сказывается на качестве звучания?

        • Олег пишет:

          С тремя микрухами звучание лучше чем с одной, но говорят что они бывают выходят из строя..могу ошибаться..

          • Иван пишет:

            “…говорят что они бывают выходят из строя…”
            Ну если К157УД2, то не бывает, а выходят. И хорошо выходят. Я в своих схемах для такого случая ставлю панельки. Если что – пинцетом поддел и другую вставил. Дешево и сердито. В корректоре 2 раза приходилось менять. К сожалению даже с годами эта микросхема все так же выходит со строя.

            • А.Б. пишет:

              Так точно делал и в магнитофоне , с управлением на 561 логике. И там почему-то вышибало одну и ту же микросхему 3-входовой И-Не, 561 ЛА9. Впаял сокету, купил жменьку микросхем. Так потом и подарил, комплектом, магнитофон с мешком микросхемок в запас.

              • Иван пишет:

                561 в сокет – это круто! Тут какая-то другая должна быть заморочка. Я с этой серией имел много дел и склонности к непредсказуемым отказам не заметил. Может изготовитель подкачал. 155 – да, там выход одной микросхемы может потянуть за собой мама не горюй. Но 561 – тут что-то другое. Статика им не страшна. Замыкание по выходу не приводит к фатальным ситуациям.

                • А.Б. пишет:

                  Я все понимаю. Но факт оставался фактом. Раз в полгода микросхема вылетала, дефект один и тот же, из трех ячеек вышибало одну и перемотка пропадала. Там причину искать- помереть можно. Собрано было из заводских и самодельных блоков, часть жгутов своя, часть готовая. Наводка какая-то на провод, импульсная, мало ли…

                  • Иван пишет:

                    “…Собрано было из заводских и самодельных блоков, часть жгутов своя, часть готовая. Наводка какая-то на провод, импульсная, мало ли…”
                    Вот-вот. Причина не найдена.
                    Я довольно быстро заметил характерную ошибку изготовителя – наличие длинных шлейфов между отдельными модулями и связи микросхем с их помощью. Вот в этом и кроется ошибка. Нельзя непосредственно ни выход, ни вход микросхем нагружать на длинный провод. Если все элементы не вмещаются в выбранный конструктив, то лучше через стойки нарастить еще один этаж и связать платы короткими проводниками. Если же требуется произвести удаленное управление или снять сигнал с внешнего датчика, то ни в коем случае нельзя соединять непосредственно микросхемы с ними даже, если входные или выходные токи или потенциалы вполне устраивают. Я военным разработчикам когда такое сказал, они впали в ступор. Мои аргументы просто ошарашили. Даже простейший удаленный контакт нельзя так просто “приблизить” к схеме. Нужен качественный и надежный входной или выходной формирователь.

                    • А.Б. пишет:

                      Искренне с вами согласен! В немецкой книжке по электронике видел совет, если в питании есть провод длиннее 5 см, на другом его конце уже требуется впаять емкость.
                      А уж длинный провод на выходе операционника- это совершенно одиозная для него нагрузка, не говоря уже про то, что сам провод, как антенна, натянет из эфира бог знает чего. А потом начинаются жалобные речи про непонятное поведение устройства…

  11. Юрий Робертович пишет:

    Какое может быть качество, если звучания нет. Средне-сдельно, две ИМС 3886 уделают спокойно.

    • Иван пишет:

      “Какое может быть качество… две ИМС 3886 уделают спокойно.”
      Да ладно. Не нужно палку перегибать то.

      • login пишет:

        “Этот усилитель в доведённом до ума виде гораздо лучше TDA…и это факт.
        Применительно к УНЧ-50-8 можно сказать, что первый полюс АЧХ fп уходит за границу условно принятого диапазона 20…20.000Гц (фактически по графику 42.000Гц) т.е. глубина ООС постоянна во всём звуковом диапазоне, что автоматически гарантирует отсутствие динамических искажений и эффективное подавление ООС продуктов нелинейности. К слову, у большинства усилителей первый полюс АЧХ редко превышает 2…10кГц, т.е. снижается эффективность ООС в плане минимизации искажений и ужесточаются требования к динамике УМ. Именно этот факт и даёт, с моей точки зрения, такое звучание и будет поважнее супернизкого THD. Собственно, сами гармоники на частоте 20.000Гц приблизительно 0,04% и содержат преимущественно 2-ю гармонику и имеют спадающий характер. Содержание гармоник более высоких порядков – это вклад электронной защиты”
        Цитата с радиокот.ру

  12. Юрий Робертович пишет:

    На радиокот еще не то напишут… верите?

    • login пишет:

      Всего-то выполнить доработку УНЧ-50-8 по рекомендациям “ssc” от 11.06.2015 и “золотой ключик у Вас в кармане”. Но именно УНЧ. Пред и на 3 и на 1 микросхеме исполнены достаточно посредственно, хотя задумка на трёх была правильная.

  13. Николай Г пишет:

    А я вставил в свой У101 оконечник вот по такой схеме от Владимира Горнова

  14. Александр пишет:

    Привет всем, может кто нибудь подсказать? Менял электролиты на усилителе Радиотехника У101, запутался в них. Или в блоке защиты или в плате коммутаторов входов не впаял емкость на 500 мкф 6.3 вольта или 63 вольта. пересчитал все и не могу понять. там еще на плате коммутаторов на месте емкости С13 куча лишних отверстий. Посоветуйте пжалста :)

    • Николай Г пишет:

      *куча лишних отверстий*
      по моему эти отверстия под разные типы конденсаторов. На моей плате стоял конденсатор ( не помню марку ) высокий с 3-мя концами на- и средний на +.

    • login пишет:

      В плате коммутаторов С13 10 мкФ 50 В, В блоке защиты тоже конде-ры от 10 до 100 мкФ. На 500 кто-то перестарался.

      • Алекс пишет:

        Спасибо друг, я так и понял. Сижу паяю, навожу порядок.
        Еще шуршат резисторы громкости. Уже видимо мазаные, перемазаннные. Думаю чем заменить.? Толи приколхозить по три вывода и сделать тон компенсацию как советуют ребята по Веге. Толи Разобрать резисторы и попробовать их перебрать?

  15. Николай Г пишет:

    Вынул я из второй своей Радиотехники У101 обе платы УНЧ 50-8 . Платы ни разу не паяные, на одной плате из одного конденсатора выпал корпус. В общем, ремонтировать их нет у меня ни какого желания, лучше я встрою в этот усь УНЧ по приведенной выше схеме, в одном У101 эти УНЧ уже работают прекрасно.
    В общем, к чему я это всё говорю–если кого то из уважаемых мастеров эти платы заинтересуют, то я отдам безвозмездно. Ну вот, всем добрый вечер!!

    • Юрий пишет:

      А где Вы находитесь?

    • Иван пишет:

      “…эти УНЧ уже работают…”
      И какая полоса в итоге получилась? Что-то меня смущает отсутствие корректирующих емкостей! Хоть дифкаскад и не усиливает, но дальше управление Б-Э синхронно. В обратной связи 68 кОм тоже ничем не зашунтирован. В однотактной схеме скорость реакции должна быть бешенной, и такой большой номинал должен “портить” работу всей схемы. И если этого не происходит, то со схемой что-то не так, как предполагалось. Далее цепь стабилизации тока покоя на двух транзисторах должна по идее обеспечивать более качественное поддержание тока покоя в холодном помещении. Ну а базовый резистор на 24 Ома довольно прилично грузит раскачку. По идее это тоже должно способствовать более широкой полосе. Но я ее не вижу. Так выходит, что дифкаскад медлленный до безобразия?! А что так?

      • Николай Г пишет:

        ” И какая полоса в итоге получилась? ” По поводу полосы сказать ни чего не могу. Я подавал на вход 200мв частотой 1000герц и 20000герц, синусоида на выходе неизменна, ступеньки нет. По поводу выходной мощности сказать не могу, при питании от блока в моей У101 +-26в должно бы быть более 40ватт, но я так понимаю ( по моему скудоумию в электронике ) это при входном сигнале 10в по схеме. Предварительный в моей У101 столько не даёт. Акустика у меня от Арктура 25АС-309, с переделанными фильтрами звучит приятно. Ну, в плане оценки звучания вопрос интересный. Я, как бывший музыкант привередлив в оценке звучания и скажу так, что мои 25АС -309 звучат приятнее на слух, чем подаренный мне музыкальный центр JVC.
        Транзисторы я использовал 3102, 3107, КТ 850, КТ851, КТ850 и КТ851, и на выходе КТ864 и КТ865 без подбора параметров. Иностранные транзисторы искать не стал, так как при +-26в высоковольтные не имеет смысла ставить ( я так думаю ). Но, всё равно, интерес у меня возник и я попробую эту схему на +-70в, естественно при наличии соответствующих транзисторов. Всё равно у меня в плане приобрести S-90. На данный момент начинаю перематывать трансформатор на 630ватт, меньше для такой мощи нет смысла. Если у кого то из уважаемых Мастеров возникнет интерес в плане оценки параметров данной семы–полоса пропускания, скорость нарастания, коэф.шума и искажений и т.д и т.п. , то было бы очень интересно об этом узнать.
        Моё личное восприятие таково– при включении в сеть в колонках абсолютная тишина ( это при отключенном предварительном ), как будто ни чего и не включили, при подключении предварительного возникает еле слышный гул.
        Привлекло меня в данной схеме то что не надо регулировать ток покоя, на выходе у него 0.
        Очень жаль, что подорожали транзисторы–на рынке покупал КТ864 за 120р, а сейчас они500р и т.д.

        • А.Б. пишет:

          Импортные транзисторы ставят вместо оригинальных по причине их соответствия заявленным параметрам, малой звисимости коэффициента передачи от тока эмиттера, малому разбросу , большому выбору точных пар . Но есть момент, например, более высокая предельная частота усиления заставит повозиться с устойчивостью, а это уже совсем другая история. И просто перепаять с одних на другие вряд ли получится без сюрпризов.

        • А.Б. пишет:

          Сейчас даже после скачка цен есть прекрасные пары мощных транзисторов Тошиба 2SC5198 и 2SA1941. Смотрел их прибивное напряжение к-э, 500 вольт держат. Усиление под сотку на токе в 2 А. И цена 200р за штуку. Были по 120. Совсем немного за такой шикардос.

        • Иван пишет:

          “…личное восприятие таково– при включении в сеть в колонках абсолютная тишина ( это при отключенном предварительном )…”
          При столь малом усилении, да и еще без входного усилителя, непонятно – что должно шуметь? Я часто сталкиваюсь с фирменными аппаратами, у которых входная чувствительность 0 дБ. Они тоже не шумят. Потому, что с реальным источником сигнала выходная мощность из заявленных 100…200 Вт остаются 5…7. Чему там шуметь?

  16. BAVTEC пишет:

    Хочу поделится своим опытом пользования этим усилителем.
    Сразу скажу что доведенный до ума у-101 легко обыгрывает TDA3886.
    А делается все просто. Меняем все, ВСЕ! электролиты на новые.
    Выходные транзисторы заменить на кт818/819, можно и на другие на пример кт845/855 но у них другая циклёвка.
    Установить стабилизаторы на предварительный усилитель. Я поставил 78l15/79l15.
    Конденсаторы по питанию преда увеличить до 100мкф.
    Заменить ОУ к157уд2 в предварительном усилителе. Бюджетный вариант в место штатных NE5534. Ну а если по максимуму то OPA1656.
    Заменить провода питания усилителей мощности на более толстые, минимум 1,5мм2.
    Заменить провода от платы усилителя до выходных клемм на более толстые, минимум 1,5мм2.
    Заменить диодный мост на КД213.
    Внесенные изменения повысили разрешение, атака стала быстрее, бас более собранный, высокие перестали раздражать, появились послезвучия и много “воздуха”. Ни одна TDA так звучать не может.

    • Николай Г пишет:

      ” если по максимуму, то ОРА 1656″
      Начал собирать предварительный на LM324 для своего У101. Как соберу, испытаю, по результату отпишусь ( естественно, какое то время пройдёт ).

      • А.Б. пишет:

        Хуже 324го в звуке не придумано опера. Счетверенный ЛМ358. Убогая микросхемка, вся доблесть которой – возможность работы с однополярным питанием. Равно как и 358й , 4558 й и прочая и прочая.

      • BAVTEC пишет:

        А почему Вы решили взять LM324?
        Очень странный выбор. Учитывая что делается пред с нуля.
        Очень рекомендую заменит ОУ. LM324 по сути и есть 157уд2, а она ну очень не очень.
        Возьмите хотя бы NE5534.

        • Николай Г пишет:

          “А почему ….. LM324…? а она ну очень не очень.”
          А чем она не очень? Для моего оконечника ( что выше на схеме ) на вход нужно 10в, чтобы он выдал всё, на что способен, а штатный пред на 157УД2 сдохнет, но столько не даст. Пред на LM324 на выходе даст ( ну должен ) 8в. В общем соберу, опробую. Правда микруха то уж больно мелкая.

          • А.Б. пишет:

            А кто вам сказал что LM324 – микросхема звукового применения? Для схем управления и автоматики- да. Остальное- за забором. А 157УД2 именно для аудио. И звучит вполне прилично, с хорошей нагрузочной способностью.
            ” Газеты надо читать!” Бриллиантовая рука.

    • Иван пишет:

      “…доведенный до ума у-101 легко обыгрывает TDA3886…”
      Всего то?
      “…Меняем все, ВСЕ! электролиты на новые…”
      Сам выпаиваю от куда только возможно.
      “…Заменить ОУ к157уд2…”
      Использую УД2 одновременно с OPA2134. Субъективной разницы не слышу.
      “…Заменить диодный мост на КД213…”
      Эти диоды очень “любят” греться. Меня удивляет их популярность. Что должно улучшать их использование?
      Остальное непринципиально.

      • А.Б. пишет:

        213-е неплохие диоды, но неудобные в монтаже, выводы быстро ломаются, а ежели приспичит заменить обычные диоды на суперские. то германий серии Д300 посадит на задницу любые Шоттки.

      • BAVTEC пишет:

        Не всего то, а легко. И не только каменные усилки обыгрывает.
        Если вы не можете отличить 157уд2 по звуку от OPA2134 значит где-то в тракте стоит компонент хуже.
        Греются все диоды зависимо от нагрузки. Можно ставить те которые больше понравятся. Но применительно к данному усилителю очень хорошо подходят КД213 и это слышно.
        Ничего ни кому не навязываю. Пишу только то что сам делал и тестировал на слух.
        Вот только мой знакомый после переделки ему у-101 убрал свой Marantz 80 в шкаф.

  17. Юрий пишет:

    Добрый вечер, уважаемые друзья. У меня есть вопрос: какую ёмкость банок ставить в блок питания усилителя лучше всего?

    • BAVTEC пишет:

      От 4700мкф до 10000мкф можно и больше но придется делать софт старт. А это уже перебор для этого усилка. И если не менять провода и точку подключения питания усилителей то смысла будет не много.

    • Иван пишет:

      “…какую ёмкость банок ставить в блок питания усилителя лучше всего?”
      Если не производится изменение всей схемы питания, то емкость должна быть той, которая установлена изначально. Тенденция, чем больше, тем лучше – безграмотна.

      • А.Б. пишет:

        Именно так. Импульсный ток дозаряда конденсатора должен быть соизмерим с мощностью трансформатора. Лишняя емкость приведет к нагреву вторички и в итоге самого силовика.

        • BAVTEC пишет:

          Прекрасно работают в данный момент банки по 4700мкф.
          Ничего не греется и звучит отлично.
          В предыдущем аппарате поставил по 10000мкф и представляете все прекрасно работает без намека на нагрев.

          • Юрий пишет:

            А ещё есть вопрос нестандартный: как правильно отреставрировать деревянный кожух усилителя?

            • Николай Г пишет:

              Отшкурить, оклеить шпоном и полачить. Наверное, так будет правильно.

          • А.Б. пишет:

            Трансформатор достаточной мощности, потребляемая мощность не превышает допустимую.
            В свое время один музыкант выносил мозг идеей добавить емкость банок на его комбике, ему мощи не хватало, а кто-то внушил, что добавь емкости-и золотой ключик у тебя в кармане.
            Нашли банки, которые влезли вместо родных. Да. Питание выросло. На целых 0,5 вольта. )))
            Кончилось тем, что ему снова что-то померещилось, полез банки менять на старые, не пропаял как следует и потом в ужасе привез исправить. Канифолью припаял)))

          • Иван пишет:

            “…работает без намека на нагрев.”
            4,7т работает, 10т работает. Можно еще 100т установить, работать тоже будет. А что достигнуто? Даже если допустить снижение пульсации с 2 Вольт до 0,2, то что должно измениться в работе схемы? Мощность не вырастит. Энергия разряда вырастит настолько же, насколько и заряда – значит растет нагрузка на диоды и обмотки трансформатора. И мне интересно, каким образом удалось узнать, что обмотка не греется? Чтобы осознать подобный эффект особой премудрости не требуется. И даже странно, что сей эффект нужно указывать.

            • BAVTEC пишет:

              Вы конечно можете все это долго объяснять и делать теоретические выкладки с большими формулами. (К стати сам так думал когда-то.) И я совсем не сторонник слепо натыкать конденсаторов по больше и дорогих диодов. Я все проверяю и отслушиваю по несколько раз и только потом принимаю решение целесообразности применения. Уверяю Вас что разница между 2000мкф и 4700мкф отчетлива слышна и между 4700 и 10000 тоже слышна но с меньше.
              Бас становится плотнее и не таким медленным. И это дает ощущение увеличения мощности.
              Я еще раз говорю никого не заставлю делать так же. Это только мои изыскания, чем и делюсь.
              А по поводу достаточности емкости конденсаторов в советской технике вопрос очень интересный. По моим наблюдениям во всей старой советской бытовой аппаратуре недостаточна емкость конденсаторов. За редким исключением. Это легко объяснимо. Стоимость конденсаторов в то время была совсем не бросовой и увеличение вело к соответствующему увеличению стоимости аппарата.

              • А.Б. пишет:

                Там виной была не столько стоимость, сколько габариты. Из ходовых были емкости 4000 на 25 вольт и 2000 на 50 вольт, и усё. На усилители посолиднее ставили банки посолиднее- к50-18, к50- 25 , к50-35. Они отжирали чуть не треть подвала. И найти их просто так была ещё та проблема.
                Насчет наращивания емкости по питанию и улучшения звука- тут пляшем от нагрузки. 8-омным колонкам важнее напряжение питания повыше, а сами емкости могут быть небольшими, энергия та же, что и с питанием под 4 Ома нагрузки, с напряжением пониже, но емкостью в разы большей. Энергоемкость питания равна С на U квадрат пополам. То есть, отдаваемая в нагрузку мощность больше зависит от напряжения питания , чем от емкостей.

                • Иван пишет:

                  Согласен, Александр Сергеевич. РАзница в работе между 4 омной нагрузкой и 8-ми существенная. И скорее всего не совсем удачное питание для 4-х Ом себя дает знать.

  18. Леонид пишет:

    Всем привет! Сегодня приобрел этот усилитель. Все платы родные, но с поменяными конденсаторами. Усилитель играет, но не работает индикатор. Настройка переменников на плате индикатора не помгает, но в каком-то положении R12 показывает три первых сегмента, а иногда при включение четвертые сегменты на обоих канал светятся, а через некоторое время гаснут. Что может быть? Дохлая К157УД2 или М85-1А?

    • Леонид пишет:

      Забыл отметить: неплохо греются компоненты на плате индикации, градусов 40-50 точно есть.

    • Николай Г пишет:

      Надо проверить, припаены ли провода индикатора к выходу оконечников и пропаять на плате индикатора контакты разьёма. Скорее всего причина в этом.

Добавить комментарий для Игорь Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.