Разновидности гитар

Существующее в настоящее время большое количество разновидностей гитар может быть классифицировано по следующим признакам.​musinstr_001 ldsound.ru  (4)

По способу усиления звука:

  1. Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора.
  2. Электрогитара — гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн электромагнитным звукоснимателем.
  3. Полуакустическая электрогитара — электрическая гитара, но к дополнению звукоснимателя струн имеется полый акустический корпус, позволяющий гитаре звучать без электроусилителя. (Не путать с акустической гитарой, в который может быть вмонтирован пьезозвукосниматель, снимающий звуковые колебания с корпуса).
  4. Электроакустическая гитара — акустическая гитара, в которую встроен пьезозвукосниматель (пьезо-датчик), усиливающий звук гитары при подключении.
  5. Электроакустическая бас-гитара — как и электрическая бас-гитара, зачастую имеет 4 струны, но с полым корпусом и встроенным пьезозвукоснимателем.
  6. Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник-гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.
  7. Синтезаторная гитара (MIDI-гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса:

  1. Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  2. Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  3. Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой.
  4. Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson.
  5. Дредноут (вестерн) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной по сравнению с классическим корпусом громкостью и преобладанием низкочастотных компонентов в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin.
  6. Джамбо — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри- и рок-гитаристов.
  7. Электроакустическая гитара (с «вырезом» — cutaway) — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.
  8. Цыганская джазовая гитара — акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки, расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эта гитара рассчитана на использование металлических струн и имеет характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу, — Selmer.

По диапазону:

  1. Обычная гитара — в так называемом «стандартном» строе, от ми большой октавы до до третьей октавы (для гитары с 20-ю ладами). Этот диапазон может различаться в зависимости от количества ладов. Использование тремоло-машинки на электрогитарах позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары без дополнительного оборудования составляет около четырёх октав.
  2. Бас-гитара — гитара с низким диапазоном звучания, как правило, на одну октаву ниже обычной гитары. Разработана фирмой «Фендер» в 50-х годах XX века.
  3. Тенор-гитара — четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо.
  4. Баритон-гитара — гитара с более длинной мензурой, чем обычная, что позволяет настраивать её на более низкое звучание. Изобретена компанией «Данэлектро» в 1950-х годах.

По наличию ладов:

  1. Обычная гитара — гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированном строе.
  2. Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.
  3. Слайдовая гитара (слайд-гитара) — гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения:

  1. Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII—XV веках.
  2. Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII—XIX веках.
  3. Гавайская гитара — слайдовая гитара, функционирующая в «лежачем» положении, то есть корпус гитары лежит плашмя на коленях гитариста или на специальной подставке, гитарист при этом сидит на стуле или стоит рядом с гитарой как за столом.

По жанру музыки:

  1. Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век).
  2. Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.
  3. Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко, отличается более острым тембром звука.
  4. Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для арктопов фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра, что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века.

По роли в исполняемом произведении:

  1. Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот. В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берет на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре.
  2. Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.
  3. Бас-гитара — гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.

По числу струн:

  1. Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар — это бас-гитары либо теноровые гитары.
  2. Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.
  3. Семиструнная гитара (7-струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII—XIX веков до настоящего времени.
  4. Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) — гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон. На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты, фолк-музыканты и барды.
  5. Прочие – существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

2 комментария: Разновидности гитар

  1. Александр Бокарёв пишет:

    Недавно узнал про гитару с так наз. веерными ладами, расходящимися на басовых струнах, такая гитара звучит более собранно при игре аккордами, точность высока, звук слитный .
    Поведал про эту новинку знакомому музыканту, как он про себя говорит, лабуху. Тот удивился, побежал спрашивать коллег. В ответ глаза по семь копеек и крики:чувак, датычо, такая фишка стоит не одну штуку зелёных. Хотя цена этой корейской гитарки 300 долларов всего. Позже расскпзали мне и про темперировпнные лады, другой вариант. Музыкант мой вновь озадачен.

  2. Олег пишет:

    ой, это моя тема. ещё есть гавайская гитара укулеле. там тоже несколько разновидностей. есть ещё линейка сигарбокс гитар, отличающиеся друг от друга строем, количеством струн, методом звукоизвлечения, устройством звукоснимателя. по поводу веерных ладов. я играю уже 32 года и попробовав такой гриф, мне показался очень неудобным. за такой срок пальцы уже автоматически ищут привычное место. как и в случае с проточенным грифом – довольно трудно привыкнуть прижимать струну к пустоте, не ощущая накладки под пальцем. есть ещё гитары с дополнительными маленькими ладами на определённых струнах, не по всей ширине грифа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *