Проект сабвуфера на паре 50 ГДН-3 (75 ГДН)

Сабвуфер планировался под две низкочастотные головки 50 ГДН-3, но это никак не помешает использовать в качестве динамиков 75 ГДН всех моделей.

Корпус изготавливается из фанеры или MDF, предпочтительней конечно комбинация панелей из разных материалов (сэндвич). Корпус прямоугольной формы, неразборный, вертикальный. Все стенки имеют толщину 30 мм, кроме передней, она 40 мм. Внутри корпуса установлены две распорки толщиной 25 мм с отверстиями. Внутренний объем корпуса с вычетом объема распорок и фазоинвертора равен 72 литрам. Габаритные размеры корпуса (ВхШхГ): 680х370х470 мм.

Динамики расположены друг над другом с одинаковым расстоянием от стенок. Крепятся динамики  на внутренних гайках.

Фазоинвертор щелевой, площадь которого 7500 см2, немного меньше круглого фазоинвертора диаметром 100 мм. Длинна фазоинвертора выбрана без расчета. Так же можно попробовать сделать закрытый ящик.

При проектировании активного сабвуфера нужно учитывать особенности используемого усилителя. Корпус сабвуфера установлен на 4 ножки.

Чертеж в сплане.

Автор проекта: LDS, специально для ldsound.ru

Метки: , , , . Закладка Постоянная ссылка.

17 комментариев: Проект сабвуфера на паре 50 ГДН-3 (75 ГДН)

  1. Павел пишет:

    А то что две головки играют на общий объем, это нормально?
    Не получится ли так, что они как бы будут делить этот объём пополам и каждой останется по 36 литров?
    Не будет ли правильнее использовать одну головку? Так мы и частоту ниже получим. Или нет?

  2. Павел пишет:

    Перефразирую вопрос более чётко – какие преимущества от установки двух одинаковых головок в общий объём 72л, вместо установки одной головки в объём 72л?

    • Евгений пишет:

      БОльшая отдача – примерно в 4 раза. Единственно, настройку фазоинвертора нудно считать.

      • Евгений пишет:

        Нужно

        • Павел пишет:

          В 4 раза? За счёт чего?

          • Евгений пишет:

            В 2 раза увеличивается площадь излучателя и в 2 раза – колебательная скорость.

        • Павел пишет:

          Не повышается ли нижняя частота такой АС?
          Ведь виртуально объём каждой головки уменьшается в два раза. 72л => 36л

          (Имеется ввиду, например, с одной головкой было 40Гц -3Дб, с двумя головками стало 60Гц -3Дб).

          • Евгений пишет:

            Формально это 1 головка диаметром 20 дюймов с параметрами одного 50гдн-3. Поэтому бессмысленны поделки дяди Ляо, а которых стоит по 10 3-х дюймовых головок: эффективность растёт только в их рабочем диапазоне частот.

            • Павел пишет:

              Спасибо за ответ, Евгений.
              Уточню, правильно ли я понял. Используя две одинаковых головки вместо одной мы получаем ту же самую АЧХ, верхняя и нижняя граница АЧХ при этом так же не смещаются.

              Т.о. весь смысл сводится только к увеличению максимальной громкости АС.
              Всё верно?

              • Евгений пишет:

                Не совсем: можно поэксперементировать, например, с пассивным излучателем, которому может не хватать давления одной головки. И получить прирост со стороны НЧ. Да и вообще головке с суммарной площадью в два раза больше легче обеспечить бОльшую отдачу на нижнем крае диапазоне, однако нужно помнить, что отдача растёт везде, в том числе и там. где это не нужно, поэтому нужен довольно крутой (по спаду АЧХ) фильтр, чтобы избужать искажений на СЧ в таком ящике.

  3. Павел пишет:

    Ещё такой вопрос. Каким то образом рассчитывается расстояние между относительным геометрическим положением головок?

    Если например ставятся две головки СЧ и НЧ, то расстояние между их центрами рассчитывается по формуле, аргументом в которой является длина волны на частоте раздела.

    А как быть, если два динамика играют на одну полосу частот? Какое тогда расстояние между центрами?

    • Евгений пишет:

      На НЧ (такое обычно делают на НЧ-головках) расстояние между излучателями у Вас всегда будет меньше длины волны, если не использовать в качестве акустического оформления вагон. Поэтому на НЧ – без разницы. А вот в области СЧ и ВЧ нужно считать и мерить, причём учитывая не только АЧХ и ФЧХ головок, но и их характеристики направленности. Формулы компенсации межосевых расстояний у АС есть, например, в книге у Батя. Однако, исключительно ИМХО, полное следование им и компенсация всего приведут к рождению слишком сложного фильтра, который будет искажать, возможно, больше чем то, что он призван компенсировать. Тут и появляется очередной компромисс создания акустики.

    • Евгений пишет:

      И самое главное: при создании звуковых колонок (АС с несколькими одинаковыми излучателями) они должны быть максимально одинаковыми, неважно хорошими или плохими.

    • LDS пишет:

      Я так думаю: берется корпус, ставятся головки и меряются/слушаются. Рядом столяры, которые переделывают корпус и положение динамиков и опять меряются/слушаются. И так несколько раз, может и 100. Понятно, что такое могут позволить себе лишь крупные заводы. Но метод верный.

      • Павел пишет:

        Да, спасибо! Думаю такой вариант самый верный.
        Без сарказма. На практике всегда лучше проверить. А потом уже под это можно и теорию подходящую подогнать))

        100 раз конечно неосуществимо. Но думаю раза 3-4 на черновом макете из ДСП смогу для себя попробовать.

        Изначально так и планировалось, просто думал может есть какие-то прикидочные расчёты для определения начальных условий эксперимента.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *