Широкополосники на Visaton BG20

Как-то раз я залез на сайт avc.ru, где нашел широкополосный динамик (VisatonBG20) по приемлемой цене. Выходило, что он не намного дороже наших 10ГДШ-2, 25ГДШ-12Д, но лучше их на порядок. У него хорошая штампованная рама, мощный магнит, легкий диффузор, ход 8 мм и чувствительность под 92 дБ.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAKONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Целый год я не мог добраться до обмера ГД, зато уже слушал их в 20 литровых корпусах (как раз разминка перед замерами). Наконец-то снял параметры Тиэль-Смолла, а затем и амплитудно-частотные характеристики динамиков. Измерения характеристик двух таких излучателей показали соответствие параметрам, заявленным производителем. Измеренные АЧХ отличаются от заводских лишь на высоких частотах, что обусловлено иным оформлением (акустический экран конечных размеров) при измерениях в домашних условиях.

 AS_on_BG20 ldsound_ru (3)

Осевая АЧХ динамика.

Ниже приведен график сравнения амплитудно-частотных характеристик, измеренных при отклонении от акустической оси динамика на 15 и 30 градусов, с осевой АЧХ. Делалось это с целью оценки диаграммы направленности данного излучателя в горизонтальной плоскости.

 AS_on_BG20 ldsound_ru (2)

Исследование направленности ГД.

Фактически эти измерения подтверждают факт слабой направленности широкополосных динамиков. Уже при 30 градусах АЧХ сильно искажается. Самое интересное – провал вблизи 9кГц превратился в пик. В итоге широкополосник превращается в обычный НЧ динамик, с резонансным явлением на 9 кГц.

 AS_on_BG20 ldsound_ru (1)

Сравнение АЧХ двух экземпляров ГД.

График АЧХ динамика №2 полностью совпадает с заводским графиком. Это показывает, что и в домашних условиях достаточно реально измерять амплитудно-частотные характеристики ГД.

ИЧХ динамика очень хороша – минимальный импеданс имеет значение 6,85Ом (250Гц) и возрастает до 32Ом на 20кГц. Резонансная частота соответствует заявленной – 36Гц.

 AS_on_BG20 ldsound_ru (4)

Импеданс динамика.

Получилось, что для раскрытия всего потенциала этих ГД понадобиться фазоинверторный тип акустического оформления, с внутренним объемом около 200 литров!!! В ЗЯ этот динамик вообще никак не встает. Решив, что 200 литров – это слишком, мне пришлось искать альтернативное решение – TQWP или труба Войта. Это единственное оформление, подходящее для BG20 (мое ИМХО). По литражу получается где-то 70-80 литров при настройке корпуса на 36-40Гц. Остается определиться с точной частотой настройки корпуса, толщиной материала, набраться сил, поднакопить финансы и начинать изготовление данных сабжей. Обо всем об этом читайте в статье TQWP на Visaton BG20. А пока я их слушаю (точнее слушал) вот в этих ящиках (корпус объемом 20 л):

 AS_on_BG20 ldsound_ru (1)

Автор проекта: Ефремов Алексей

15 комментариев: Широкополосники на Visaton BG20

  1. Слава пишет:

    на сайте производителя рекомендуемое оформление – ящик с фазоинвертором, объемом 50 л. Кстати, Алексей, как в целом оцениваете звучание?

  2. Олег пишет:

    Попробуй на канал по четыре штуки таких в воздухе, без всяких оформлений. Будет то что все ищут. То самое! не искажённое излучение низких!

  3. Вячеслав пишет:

    На сайте, тов. Бокарев рекомендует оформление ЗЯ – 60 литров. На том же сайте приведен форум, на котором многие люди повторили его проект и были приятно удивлены. И судя по добротности BG-20, предпочтение ЗЯ не лишены основания.

    • Вячеслав пишет:

      Отвечаю самому себе после данного динамика в ЗА 60 литров: не фонтан… Остается TQWP…

      • LDS пишет:

        Неужели все так плохо, 60 л не мало?

        • Александр пишет:

          Проводил эксперимент с этими бундесдинамиками. В эквивалентном объёме 110 л с фазером великолепно + заполнение стенок поролоном “волна” Диаметр фазера и соответственно его настройка варьировалась от 35 Гц до 55Гц. Вы знаете, ухо субъективно просит настройку на 55Гц, очевиден подъём на 3.5 дБ на низах от 45 до 90 гц. Если делать кашерно по расчётам на 35 Гц, то получается. что уж очень его он душит. тут кому что надо. Но при настройке на 55Гц очевидно бархатно воспроизводит низы плюс чувствительность получается около 94 дБ. Верхи можно подгрузить ВЧ первым порядком через кондей порядка 3-4 мкф. При этом сам визатон включить через индуктивность от 0,8 до 1.2 мГн, получается неплохо. Проверял с помощью магазина индуктивности и ёмкости. Далее пробовал в 240 литровом ящике два последовательно соединённых плюс вч по той же схеме. при настройке на 50 Гц прекрасный глубокий бас и ровная середина. Опять же если делать настройку кашерно по расчётам на 32 Гц в этом объёме, то эффекта ноль по низам – душит его такой фазер. Получается, что ему надо немного давать дышать, тогда и ламповик очень бархатно с ним звучит. Идеально экспериментально подобрать производительность фазера и максимальную мощность подводимую к ним в обоих вариантах, чтобы ограничить перекомпенсацию. Но тут два варианта: либо подгонять под твердотельный оконечник, либо под ламповик. Универсального рецепта, как показали мои эксперименты здесь нет. Программа для расчёта bass box pro6, в инете полно, оконечник квод 405-2 модернизированный, с мощностями на 8 омах 35 и 100Вт. АЧХ линейна без темброблоков. Ламповик на 6П41С двухтактник с вых мощностью 35 Вт на 4 омах. Практика показала, что расчёт по программе вещь хорошая. но не учитывает свойство нашего слуха. Поэтому все разговоры про теорию к чёрту. Только, единомышленники, индивидуальный эксперимент. Общее впечатление от этих динов очень хорошее 4+. А закрытый ящик для него хоть и возможен, но, увы, я не испытал от ЗЯ удовольствия. Всё очень субъективно. По расчётам объём около 74л при полной добротности ситемы 0,707. Дл яменя это какое-то удушение динамика. Подозреваю. что очень приличные результаты могут получиться в открытом корпусе, с панелью акустического сопротивления.. Если был полезен, спасибо за внимание!

          • LDS (администратор) пишет:

            Спасибо за обширный отзыв. Верно говорите, только индивидуальный эксперимент.

        • Александр пишет:

          Да, ЗЯ не фонтан, когда читал много форумов по нему в ЗЯ, удивлялся как его хвалили. Но когда собрал сам, понял, что мнения коллег очень субъективны. Получилась бубнилка СЧ-Вч диапазона. При его заявленной изготовителем полной добротности 0,44 самый раз сделать с ним комбинированную систему, вообще полуоткрытую, если под ламповик. Если под твёрдотельник, то фазик с диаметром не менее 155мм и поэкпериментировать с сечением, господа! Вообще его перспектива может раскрыться в комбинированной АС среднее что-то между фазером и ОЯ. При советах такое выпускали и весьма успешно. А для ЗЯ лучше широкополосная НОЭМА 50ГДШ-4FA в 50 литрах с его полной добротность 0,9 прост класс. И главное о Визатоне, что интересно, то это при перекомпенсации фазера совсем не хочется слушать на больших мощностях, он просто создан для умеренного звука. Высказываю свои ощущения и не претендую на истину. Ведь наше ухо не заточено на улавливание избыточности звука ( ввиде линейной АЧХ по расчётам, так что только экперимент) – а это главное в этом деле.

          • Александр пишет:

            Всегда рад поделиться опытом. В корпусе 240 литров два таких визатона просто шедевр (последовтельно), честное слово, никаких регуляторов тембра. Фазик диаметром 210мм в пол и вот вам совсем другие ощущения – круговая направленность. Даже ламповик с Рвых 10Вт даёт тот тёплый и мягкий бас, что в старых ламповых советских ТВ. И большой запас по динамике получается, так как чувствительность не менее 94дБ. Минус один габариты:1400Х450Ж400 – два таких шкафа для одежды, но, чёрт возьми, габариты своё дают…. Да и ообще заключение динамика с хорошей чувствительностью в малый удушающий корпус ничего путного дать не могут, кроме середины и немного верхов. Фазоинвертор для него надо настраивать ближе к перекомпенсации и подбирать под свои пристрастия. К чёрту всю эту теорию. При всеё кошерности расчётов, ухо просит теплоты и всё тут, хотя умом понимаю, что не по фэншую..

            • Александр пишет:

              Да, спасибо за открытый форум без всяких там регистраций!!!!! И прочей головомойки, понтов с претензией на профессионализм.. Уважаю реальный эксперимент без теоретической болтовни и поучений уважаемой публики. Я за то – сделал эксперимент, понравилось, дай другим повторить и подскажи. А не заниматься обсмактыванием параметров Тилля-Смолла, кстати, на которые некоторые правильные производители кладут двадцать сантиметров и делаю что людям нравится. Пример Микролаб соло 7 фазик настроен выше рез динамика в ЗЯ. И Давит низы без регулятора тембра. многим нравится… Так что не стоит долго вчитываться в теорию, там уже всё давно известно, надо экпериментировать, сравнивать, слушать и будет Вам тот звук, что ваше ухо просит…

              • Александр пишет:

                Ещё о программе BASS BOX PRO6 Считалка хорошая, и достаточно точная в расчёте ЗЯ и ФИ, другие сложные корпуса лень было делать. Но скажу одно, что расчёты подтверждаются с реальными измерениями с погрешностью около 2-3%. Особенно расчёта геометрии фазика. Поэтому рекомендую. тем, кто пользуется этой прогой в расчётах фазера применять формулу Матерации. Она проста Lф= 2354хD(квадрат)/Vхf(квадрат) – 0,85D? где Lф – длинна фазика, D – диаметр фазика в мм, V – объём расчитанного корпуса в литрах, f – частота настройки фазика в Гц, всё остальное в проге можно с уверенностью принамть за чистую монету, как то объём, настройку фазера и т.д. Реально мною измерено, что расхождения проги с формулой Маттераци от 70 до 120мм

            • Владимир пишет:

              Добрый день Александр.Очень заинтересовал Ваш проект на BG20.Хочу воспользоваться Вашей наработкой по изготовлению ас на Визатоне.Буду очень признателен за чертежи и схемы .
              С уважением Владимир.

  4. Владимир пишет:

    djpastar@gmail.com
    Мой адрес.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *