СлУшать, а не слЫшать.
Вступление и уговоры – пропускаем.
Ответы на вопросы почему и зачем ищем в первоисточниках:
- учебник физики средней школы – теория распространения волн, Гюйгенс Х. ван З., Френель О.Ж.
- Эфрусси М.М.;
- Алдошина И.А.
Мое мнение результат моей практики и остается мнением. Статья – плагиат полнейший, как и все знания.
Ограничения (именно в такой последовательности):
- разрешение жены на установку подобного дэвайса в среднестатистической квартире;
- малый выбор адекватной цены и размеров подходящих динамических головок, наилучшие мои результаты у 4″ 6,5″ и 8″;
- только широкополосники ;
- лень, которую надо было поставить первой в этом списке.
И это ВСЁ!
Идея: её надо принять как догму, иначе возвращаемся к первоисточникам и истории!
ВИКИ: Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились их делать.
Эти инструменты издавали звуки натурального звукоряда. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.
Форма девайса-ящика (иначе не назовешь):
- предрупорная камера – какая получится;
- собственно – труба, не экспонента, а трактриса, точнее её половина .
ВИКИ: Такую линию описывает (при некоторых допущениях, см. ниже) предмет, волочащийся на верёвке длины a за точкой, движущейся по оси абсцисс[1][2]. Трактриса также является кривой погони.
В идеале – вот это (естественно без крон, изменяющих канальную длину):
Теперь если вместо мундштука музыканта установить бетонный шарик, с одной стороны которого динамик, а с другой через отверстие в трубу:
Но это идея, хотя, почему бы и нет? Домочадцы не поймут.
Состав трубы
В своем пологом начале/конце трактриса близка к экспоненте, а в конце (примерно последняя ¼ трубы в нашем случае почти 90°) дуга окружности. Поэтому Эфрусси М.М. предлагает формулу расчета – экспоненту:
Si = So*EXP(K*X)
И так , труба состоит из:
- предрупорной камеры;
- горла, входа в экспоненту;
- собственно экспонента;
- устья, раструба, выхода экспоненты с раскрывом почти 180°.
Начало расчетов
Предрупорная камера получится сама собой при «скручивании» трубы до вменяемых размеров. Строго говоря, эта камера – фильтр ВЧ, но об этом не здесь.
Площадь горла/входа определяется почти эмпирическим (опытным) здравым путем и составляет от 0,21 до 0,25 наружного диаметра динамической головки.
Sгорла = 0,21 … 0,25 * Sдин.
Из моего опыта, чем «жестче» ход диффузора, тем площадь горла ближе к 0,21.
Теперь смысл экспоненты (начала трактрисы)
Площадь поперечного сечения рупора увеличивается от горла к устью по экспоненциальному закону. Основную формулу еще раз (с уважением к Эфрусси М.М.):
Si = So*EXP(K*Х) , где:
- Si – искомая площадь сечения трубы в конкретной точке на расстоянии Х от горла/входа;
- So – начальная площадь трубы = площадь горла;
- К – коэффициент расширения равен частному от деления числа 12,56 на длину волны выбранной нижней частоты, К = 12,56/лямбда п. 4.
- Х – это расстояние от горла (начала) рупора до искомого сечения c выбранным шагом.
Для примера – для 20 Гц k = 0,007
Забиваем все формулы в эксэль таблицу и получаем что-то подобно-универсальное. Исходными – внешний диаметр головки (как правило он в дюймах есть в названии) и желаемую нижнюю. Получаем похожее для 6,5″:
Вот тут ловушка, лучше звучит 80 Гц правильно согласованный, чем 20 Гц с несоответствующей головкой. Этот обман только себя. Колонка А начиная с А10 = расстояния до искомого сечения с выбранным шагом.
О таблице:
Все величины в сантиметрах, не смешивайте с метрами!
Верхние над таблицей ячейки для ввода и вспомогательные.
Колонка А начиная с А10 = шаг, может меняться, для удобства рисования лучше 5 см. Расстояние Х=0 и есть площадь горла.
Колонка В начиная с В10 искомая площадь сечения трубы с заданным шагом (формула Эфрусси с вложенным расчетом К расширения от заданной частоты).
Для контроля вычислений – первоисточник М.М. Эфрусси:
Колонка Е – уже практика рисования – глубина прямоугольника соответствующей площади при выбранной фиксированной внутренней ширине ящика = частное от деления …
Внутреннюю ширину ящика по фронту выбираю минимальную, чтобы внутрь влез динамик. Алдошина рекомендует минимальную ровную поверхность вокруг излучателя. Проверено – работает. Почему так ? – первоисточники.
Справа габаритные размеры выбранного динамика для рисования.
Вниз таблица по колонке А простирается не более 250 см. На практике вряд ли можно свернуть трубу более 2 метров при вменяемых размерах акустики (домашней).
И так. Мы имеем:
- габаритные размеры головки;
- выбрана внутренняя ширина (соответствующая внешнему диаметру динамика);
- выбран шаг поперечных сечений;
- известны пошаговые глубины прямоугольных сечений.
Для рисования/черчения этого достаточно. Осталось выбрать форму рупора. Гуглим «рупорная акустика» и выбираем. Мне приглянулась от авторитетов – Лаутэров.
Хотя каждый волен выбирать сам. Собственно рисование. Вооружаемся миллиметровкой больше метра, карандашом, резинкой и циркулем. Практика моя видна снизу на фото. Сзади головки оставляем примерно глубину динамика.
Толщину переборок максимальную из имеющегося в продаже «глухого» материала. Мне нравится ОСБ 22 мм. А если взять трехслойный разнородный по «звонкости» (фанера+осб+двп) проклеенный материал общей толщиной около 25 мм будет просто сказка!
Расстояния между сечениями меряются по воображаемой середине волновода. Скругления на краях обозначаем циркулем. Затем аппроксимируем-лекалим от руки. Никаких острых углов! Звук этого не допускает!
На фото видны «изломы» переборок – расширение нелинейное, по возможности. Стараемся максимально использовать отведенный женой объем ящика – без фанатизма…
В последних моих моделях устье направлено вниз с усиленной 5 см «юбкой» того же материала. В этом случае акустика стоит на шипах 5-7 см. Этим добиваюсь отсутствия противофазности от диффузора и устья. С устьем вниз добиваюсь большего диаметра самого устья. Результат – бас лучше.
О басах. В акустике на фото ниже головки предусмотрена установка пассивного диффузора, поэтому предрупорная в виде клина вниз, а горло находится в начале поворота.
Изготовление (всё как всегда):
Скругляю плиточным клеем с ПВА, в углах вкручены не до конца knauf-саморезы, после высыхание нет просадки и держится мертво. Затем все досткуные поверхности прохожу 3-4 слоями ПВА. Не забываем сразу положить кабель. Демпфирование, разъемы, отделка и пр. по вкусу. Вот и все премудрости…
Сходите в филармонию на живой концерт, чтобы знать как звучат инструменты!
Автор: Юрий Е.
Это не рупор .а фазоинвертор, да и то не верится .что он там наинвертирует
Как чудно начиналось, строим рупор на приглянувшихся Лаутерах (хотя на фото явно фостекс 206й, сильно не Лаутер )И как позорно завершилось, вместо того же Фостекса, идеально заточенного под BLH , бэклодед горн, втулить бубнилку на резине и посчитать читателей дураками, а себя царём горы.
Видел, слушал крайние на фото – 6гд2 с пищалками, как простой обыватель скажу, не дурно играют, еще бы НЧ добавить и эти рупора ввели бы в реальный музыкальный ступор – каждого .
уже существует крайняя (не последняя) версия, названная мною 3хЯманака, идея увидена на просторах инета, пересчитана, подправлена, запущена…