Советские колонки – какие лучше звучат?

В последний год заметно вырос интерес к старой радиотехнике, изготовленной в СССР. В частности, достаточно часто можно встретить объявления о продаже акустических систем (АС) тех времен. Но, указанная цена на такие АС вызывает недоумение ввиду явной своей завышености.

Попробую представить наглядно мои впечатления о качестве звуковоспроизведения некоторых некогда популярных моделей, прошедших через мои руки (и самое главное – уши!).

Для трезвой оценки стоимости таких АС буду считать, что:

  1. 1 излучают они в прямоугольной комнате квартиры;
  2. 2 источник сигнала (ИС) и усилитель мощности (УМ) такого весомого качества, что их замена на другие модели не изменит общего мнения об АС.

Для визуализации построю график с десяти бальной шкалой, разделенный на три сектора, где зеленый сектор – это достаточно достоверное звуковоспроизведение, желтый – тот самый минимум, ниже которого не стоит опускаться. А красный – не рекомендованный к употреблению (мною).

Как вы можете заметить, самой качественной «АС» прослушанной мной, является живой оркестр, который совершенно справедливо получает оценку 9.9 балла (в одном месте они сыграли ненатурально, и я как беспристрастный судья снизил балл).
Из других представленных АС в зеленый сектор попала только «Электроника» 50 АС-061м (она же 75 АС-065). 7.9 заслуженных баллов. Круче, наверное, только сотая модель. Но, чего не довелось слушать, то и не буду оценивать.

Самый любимый сектор всех производителей «Hi-Fi» это Желтый. Любой Хай-Фай за ваши деньги! Все чаще производители, за якобы высококачественные АС выдают красивую мебель с предустановленными динамиками. Так сказать желаемое за действительное.

На самом деле, этот сектор является тем самым минимально необходимым (начальным) уровнем звуковоспроизведения, где издаваемые АС звуки легко распознаются массовым слушателем не только как любимые исполнители, но и как их инструменты. Именно в этом секторе ведутся жаркие баталии о преимуществах того или иного «окраса» в звучании и громких заявлениях об очередной победе над «глубоким басом». Количество нолей в заявленной мощности АС пропорционально количеству нулей в цене за них. О размерах второй или третьей гармоник в звуке на выходе таких АС производители молчат как партизаны на допросе. Именно поэтому считаю, что этот «желтый» сегмент предложения на рынке имеет сильно завышенную цену, за получаемый продукт (звук).

Итак, какие АС, выпускавшиеся в СССР, могут соответствовать этой «весовой категории»? Нет, далеко не все «высшего класса сложности» с нулями в цифрах. В «желтый» сектор, с оценкой «5_с минусом» попадает «S-90» с индексом «B». И еще, практически на границе зон находится «S-30B». Эта полочная АС так же заслуживает уважения.
Остальные АС, размещенные мною в «красном» секторе немного отличаются между собой по качеству преобразованного в звук сигнала. Но, несмотря на различные попытки конструкторов улучшить звучание при помощи, например изодинамического ВЧ излучателя или СЧ динамика с более тонким бумажным диффузором и с пропиткой замеченные изменения в них на уровне пресловутых «нюансов». И, несмотря на протесты владельцев таких АС, всем своим друзьям и даже просто знакомым такие преобразователи звука приобретать не советую.

Когда-то нам показывали большое количество фильмов о советских разведчиках. Каждый такой шпион-диверсант наносил огромный ущерб врагу в живой силе. И простая арифметика подсказывала, что где-то на десятом фильме разведчику воевать будет собственно уже не с кем. Точно так же, проспекты разработчиков музыкальной аппаратуры (и АС в частности) рапортуют нам об очередном приросте в качестве звучания. Специализированные журналы в который раз используют все имеющиеся прилагательные русского языка и литературы для описания полученных улучшений. Это продолжается не один десяток лет. И если сложить все их достижения, то современные АС должны превосходить живой оркестр по натуральности звучания уже раза в четыре. Чего, собственно, в природе быть не может.

Так что, если у вас имеется возможность приобрести советский оркестр, то слушайте лучше его.

Автор: Станислав Мошев

56 комментариев: Советские колонки – какие лучше звучат?

  1. Виталий пишет:

    Вместо советского оркестра предлагаю оценить в данной системе координат совершенно незаслуженно забытые АС-40-8

    • Александр Юрьевич пишет:

      Они просто МОРАЛЬНО устарели,но это не говорит о том что они так уж плохи по звучанию,хотя конечно смотря с чем сравнивать

  2. Дмитрий пишет:

    акустическую систему высшего класса s-90b не стоит сравнивать с кукустической системой s-30. ну никак ни по стоимости и тем более не по звуку

  3. Александр Р. пишет:

    По поводу широты охвата: автор оценивает те модели, которые прошли через его руки. Все они – коммерческие, что видно уже по фазоинверторам.
    Действительно качественные АС – более ранние закрытые “Симфония”, “Эстония”, “Виктория” (АС-40-8), с которыми владельцы не спешат расставаться.

    • Александр Р. пишет:

      Внизу красной зоны – АС с одной дырой (трубой ФИ).
      Выше – с одной щелью.
      На самом верху – АС с двумя дырами.
      Не шутит ли Станислав Мошев?

  4. Константин пишет:

    Серия акустики от RRR с индексом В параша донная.
    s30b нет там ВЧ. проигрывают обычным s30 и 15АС109/50АС201.
    s50b проблема с СЧ/ВЧ особенно при лобовом сравнении с 50АС106.
    s90b по какой то странной причине проигрывают не только s90D но и обычным s90(35АС212).

    50АС022 и 75АС001 достойны оценки не менее 5-6 баллов.

    • Andrey_M пишет:

      У S-30B ВЧ есть, но там стоит подстроечный резистор, у которого со временем, видимо, окисляется контакт, и ВЧ пропадают. Почистить или подобрать пару постоянных сопротивлений, и всё будет нормально.

    • Игорь пишет:

      е s-90b и s-90d. При прямом сравнении (подключены к “а” и “б”) д-шки сильно сдавали во всем. Стал менять динамики по одному (там все “кишки” идентичные), затем и фильтра. При всех раскладах картина не менялась. D ушли на авито.

  5. М.Васильев пишет:

    75АСДС-017 отличный звук и бас и остальное. Естественно для того времени

  6. yes1111 пишет:

    ИМХО, бессмысленный спор. Что-то наподобие “какие женщины самые красивые”. Или “какое блюдо самое вкусное”. Сколько пар ушей – столько мнений.

  7. М.Васильев пишет:

    017электростатики и под 75гд-3-4 отдельный бокс,неплохо просчитанный.

  8. RA9YUP пишет:

    Читал я этот обзор, это сугубо личное мнение автора, вынесшего его на всеобщее обозрение. Многие после этого обзора так и думают, становятся заложниками чужого мнения… На мой взгляд электроника такой же отстой только мощный,в ней нет ничего особенного, и звук посредственный, ну да низ там мощный, но если сравнить лоб в лоб 50ас-061 и 35ас-018 на мощности 20-25 ватт то играют они одинаково, и не нужно их превозносить, у корветов 001 низы лучше намного, и электроника сдувается на глазах… А s90b сдуются лоб в лоб с 50ас-022
    И это тоже мое мнение, я его не навязываю, но не очень доверяю этому обзору. У каждого ,,свои,, уши и возможности

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      При первой возможности непременно обследую популярные колонки S-30 на предмет доведения до звучания, потому что были они у меня много лет, даже привык к их звуку, но знаний не было тогда, чтобы самому улучшить. А динамики там неплохие. И если бы к ним приличные фильтры- раскупались бы эти колоночки как горячие пирожки.

      • RA9YUP пишет:

        Абсолютно, с Вами согласен, s30 с круглым фазиком играли приятно.У меня они играли от ,,Илети,,110

      • yes1111 пишет:

        Насчет знаний и восприятия. В детстве совершенно искренне не понимал, для чего вообще нужны регуляторы тембра. Ведь их достаточно просто выкрутить на максимум и больше не трогать. Если низ при этом не хрюкает. А захрюкал – так его чуть убрать, чтобы хрюкать перестал. И на этом оставить в покое. Не было у меня тогда ни знаний, ни приборов, ни понимания того, для чего эти самые приборы нужны. А была только пара незамутненных ушей, не забитая чужими предрассудками голова, и детская непосредственность. Так и прожил бОльшую часть жизни, накручивая всю доступную мне аппаратуру именно вышеописанным способом. Хотя и вырос уже, и верхнее радиотехническое образование успел получить, и с приборами вполне освоился. Окружающие тоже не возражали, им нравилось. А потом появились книжки и интернет-ресурсы, где всякие ученые дядьки доказывали, что любая коррекция АЧХ в тракте есть зло. И регуляторы тембра, и тонкомпенсированный регулятор громкости. И что надо всю эту скверну выдирать с корнем и выжигать напалмом, чтобы АЧХ усилителя стала ровнехонькой, как стол. Только вот покоя мне не давало, что кривизна АЧХ АС и помещения при этом выделяются в отдельную задачу и выносятся за скобки. А ведь задача получить во всем диапазоне ЗЧ ровную АЧХ от АС – это сродни вычислению точного значения числа “пи” с помощью линейки и циркуля. Особенно, если это надо сделать не при циклопическом объеме ящика. Поэтому и оцениваю качество АС по привычке – выкрутив тембра на максимум. И слушаю так же. Поскольку привык, и нравится больше. А с другой АЧХ слушать – так и впечатление совсем другое будет. И оценки, соответственно. Потому и спорят: что одному божественно, то другому – шлак и отстой. В общем, очень субъективно это все.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          С тембрами было все именно так, как у вас, потом интерес к ним убавился до нуля. Тонкомпенсированные регуляторы все перебрал, включая схему из Радио 90-х годов, сложнючую, на куче деталей. Ощущение работы ТК престранное, словно бас на месте, а средина выше-ниже , а громкость не меняется. Отказался, плата с деталями валяется не память о потраченных в никуда силах. Занявшись акустическими колонками и динамиками , добился нормальной ачх внизу , баланса звука именно для своего слуха , тембры снова не нужны в принципе. Хотя, обязательно делаю плавный провальчик в районе 2-3 кгц, где самая кричалка, иначе уши натрет звуком. Много чего могу подсказать про настройку колонок. Опыт приличный, вплотную занялся акустикой в 2001 году и стех пор не бросаю.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Темброблок нужен скорее по причине достаточно типичной и бездарной постройки и настройки большинства тогдашних колонок: скудный, поджатый либо гудящий и выпертый низ, торчащая крикливая неразборчива средина и шкварящие верха . Провалить средину в таком компоте-святое дело, с чем регулятор тембра успешно справлялся. Сейчас куда важнее прозрачность средины. слитность и одномоментность звучания, чистые без шкварок верхушки, а технически- ровная ачх, спокойная и стабильная фазовая картина , малонаправленное излучение во всей полосе частот. Ну и спектр искажений применяемых динамиков в паре с усилителем- очень важный момент.

          • yes1111 пишет:

            Спасибо, вряд ли смогу этим всерьез заняться. Тут дай Бог хотя бы то, что есть, с работы домой привезти и расставить – чтобы жена меня со всем этим добром на улицу не выставила. Сейчас дома давлюсь парой 15АС-408 с “Вегой 10-У120-стерео”. А музыку на работе слушаю. С тех пор, как там прописалась ламповая “Эстония”, даже желание появилось туда кататься. Хочу супругу на экскурсию сводить, пусть тоже послушает. Готовить лучше аккуратно и заранее ;)

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              По памяти, в ламповой Эстонии работали овальные динамики 6ГДР-1, уникальные по звучанию и ровности ачх. Есть у меня их замеры где-то глубоко в архиве, там дивной красоты картинка. У этих динамиков признак: омическое 1 Ом и блестяший алюминиевый колпачок-пыльник , закрывающий катушку , он же вч излучатель.

              • yes1111 пишет:

                Знаю. Хорошая вещь. Хотя живьем не видели не слышал. Я имел в виду “Эстонию-стерео” (эстонская версия “Симфонии-2”).

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  В эстонской версии Симфонии средником работал 4ГД-7 вместо рижского 3ГД-1.

                  • yes1111 пишет:

                    Знаю. У мну 4ГД-28 стоят, с завода. С автотрансформатором. В обеих парах. Одна вошла лет 15 назад. Друг на шару отдал – ему жена ультиматум выкатила: или они в доме, или она. Он выбрал ее. Вскоре об этом пожалел. Пикантная подробность: в ту пору она работала эфирным режиссером на BizTV (тогдашний музыкальный телеканал). Вторая пара АС пришла летом, вместе с радиолой. За все отдал 100 у.е. Домой, естественно, хотел бы забрать только одну. С “Эстонией” вместе.

              • А.Р. пишет:

                Только 6ГДР-1 были круглыми, с ВЧ-рупорком.

  9. Сергей пишет:

    Такие сравнения, крайне не объективны.
    И тут дело не в “ушах”.
    Иди вон, басофилу докажи, что такое “естественность” звучания и на кой она нужна.
    Ну или попробуй отучи, типичного “аудио-гуру”, выкручивать тембро-блок в “мясо”.
    А когда такие индивиды, берутся рассуждать о звучании, ничего толкового, адекватному меломану не понять.
    Некоторые, портативные колонки “ЖБЛ” сравнивают с С90, к примеру и уверены, что ЖБЛ лучше…
    Смешно

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Знаете, со многими людьми приходится общаться и уверяю вас, что многие очень быстро въезжают в тему настоящего звука, когда у них на глазах делаются измерения, устраняются грубые недостатки, формируются стыки полос, сперва на шуме, потом и на музыке. И человек, понявший, что он слушал раньше и что сейчас-к тому прежнему мусорному звуку не вернется никогда. Другое дело- кто им устроит такой сеанс белой магии с разоблачениями….

      • Чалов Денис пишет:

        Измерения далеко не все понимают, а вот прослушка действительно открывает глаза и прочищает уши.

  10. Сергей пишет:

    Действительно, забавно порой, наблюдать за человеком, с ошарашенным взглядом)
    Каждый человек, без аномалий слухового аппарата естественно, способен понять звуковой сигнал. А вот как истолкует, вот тут вопрос…
    Благое дело – верно направить!
    Кстати, слепой тест (черная магия), вводит в ступор, даже очень упёртых аудиофилов)

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Довелось общаться с людьми, называющими себя аудиофилами и уверяющими в своих высочайших слуховых качествах. Но при слепом сравнительном прослушивании , когда они не знали, что именно звучит в данный момент, они ничего, кроме умного важного мычания выдать не смогли. А до этого читали лекцию про оттенки звучания тех или иных дорогих престижных деталей. Но сами же не смогли услышать эти оттенки и отличить одну деталь от другой. Но на этот конфуз у них приготовлена отговорка, дескать, система недостаточно прозрачна, чтобы отличить вклад каждой детали))) На редкость лицемерная и чванливая секта.

      • yes1111 пишет:

        Никогда в этом не сомневался. Достаточно почитать пару абзацев из того, что они несут. Больше не стОит. Как с тем окороком: не надо есть его целиком, чтобы понять, что он того… )))

  11. Юрий пишет:

    Никто не проводил тесты советских колонок на измерительных приборах?

  12. Олег пишет:

    A мне понравились веговские 15ас109, очень приличные полочники,звучаеие яркое и мощное,есть вовлеченность и эмоциональность, хоть и не без недостатков, их хочется слушать.Для небольших комнат очень неплохо. Работают у меня в связке с Пульсаром 001.для сравнения подключал Dali Zensor3,понравились меньше

    • Игорь пишет:

      У меня такие же трудятся совместно с RRR У101. До этого были S30, S30B, 15ас-225, 50ас-201 – все теперь валяются в гараже.

    • Felix пишет:

      По мне так 15ас-109 – колонки не для всех жанров.
      На спокойной музыке они норм ,но если в треке есть цыканье , то 10гдв утомят .
      Басы как бы есть ,но недостаточно глубокие ,чтобы озвучивать современную музыку.
      В верхней середине вроде как есть небольшой провал.

      При этом Вега как раз имеет незапоминающийся звук, типа как мониторный.
      Вроде звучит ,но своего шарма вообще нет ,или какой то особенности.

  13. Олег пишет:

    Игорь, а как они в сравнении с s30b, s30, уж очень хвалят радиотехнику на некоторых сайтах, есть смысл заморачиваться, искать их в хорошем состоянии?

    • Игорь пишет:

      У меня две пары S30 и одна пара S30B. Состояние просто идеальное. Но на частотах близких к частоте стыка (как на мой ух) – всё очень плохо. У S30B ощущается провал, а у S30 к тому же какая-то сиплость. Не знаю как точнее выразиться. Жаль измерить АЧХ нечем.
      На 15ас-109 к стыковке у моих ушей претензий меньше всего среди наших полочников. Бас нормальный. Его субъективно меньше чем в S30B, но зато более чёткий, не такой гулкий что-ли.
      Зато корпус у всех S30-х на порядок качественней веговских, и качество фильтров (и соответствие их принципиальной схеме) тоже.
      У 15ас-109 по любому придется пройтись по всем щелям со шприцом с ПВА, а также измерить все детали в фильтрах, в первую очередь индуктивности, у меня попадались от 0,17. И обязательно см купол 10гдв-2, там часто магнитная крошка.

      • Олег пишет:

        Игорь, спасибо за ответ! А что делать с внутренней разводкой, нужно ли ее менять, и на какой провод лучше, также обязательно ли менять подводящий провод? Чуть не забыл, а поролон на задней стенке и стоит ли снимать решетку вч динамиков?

        • LDS пишет:

          Олег, все работы с проводами ничего не дадут. Но если очень хочется, то конечно меняйте. Поролон нужно оставить или заменить.

        • Игорь пишет:

          Олег, потери в проводах имеет смысл рассматривать когда это десятки-сотни метров. А на внутренней разводке что 2,5мм2 что 0,35/0,5мм2 (как в нашем случае) – ничего не даст. Подводящие (они длиной по 3м вроде) я измерял – в среднем, сопротивление двух в сумме 0,1 Ом, что тоже не критично.
          Так что замена проводов даст Вам только опыт по замене проводов.

      • Чалов Денис пишет:

        Увеличьте вторую ёмкость у вч фильтра до 3 мкФ, сиплость пропадёт. Включение вч головки противофазном.

    • Олег пишет:

      15ас-109 намного лучше s30

  14. Олег пишет:

    Спасибо!

  15. Олег пишет:

    Спасибо за развернутый ответ! Не придется велосипед изобретать!Еше хочу написать, что в сравнении с имеющимся комплектом Ямахой Пианокрафт 810, Вега по звуку опять выигрывает, и бас глубже, и более естественный звук, по сравнению с полипропиленовым мидбасом, хотя вот музыкальность там тоже присутствует на мой слух

  16. Кирилл пишет:

    А я бы не спешил с выводами что S-30 которые без буквы хуже 15АС-109.На мои заевшиеся уши,(а полочников я переслушал великое множество) S-30 играют лучше других.Даже S-30B в небольшом проигрыше S-30.Недавно совсем пришлось вскрыть такие.Были еще под пломбами.Был я немало удивлен тому что помимо ватного мешочка корпус сам был обклеен изнутри поролоном,который кстати уже начал превращаться в труху.Фазоинвертор на удивление за давностью лет еще не пострадал,и не превратился в шляпу.Год выпуска их 1985.И вот этот экземпляр играет лучше чем Вега.Не спорю,что если подвергнуть хотя бы небольшой доработке 15АС-109,как тут многие пишут,то и они зазвучат.Но это впервые за мою практику что бы изначально S-30 были оклеены изнутри поролоном.Много читал в Ин-те статей,про модернизацию S-30.и там кстати советуют произвести оклейку внутренних стенок. Но что бы это было с завода? Впервые увидел!Сколько не приходилось ремонтировать,не попадались такие.Видимо на заводе это была какая то пробная партия.Или ограниченный заказ.

  17. Аудиостроитель пишет:

    ИМХО. Считать S90-B звучащими Лучше S90 35АС-212? Первые появились в студии звукозаписи (на работе по совместительтву) вскоре после выхода в свет. Вторые купил ещё в 1982, и они до сих пор живут и работают (правда не у меня дома). Так вот 8-Омный вариант проигрывал 212 -м вчистую.
    Остальные измышления автора вообще не заслуживают прочтения. Обычный набор малосвязных фраз о каком-то Хи-Фи и проч.

    • Станислав пишет:

      Вы путаете 35АС1 с 35АС-212. В первых стоял 30ГД-1, во вторых-30ГД-2 (он же 75ГДН1). Первые имели чувствительность 90 Дб/Вт/м, вторые -86. Первые обладали меньшей перегрузочной способностью, но имели более “быстрый бас”, за счет более легкой подвижной системы.
      Почему нет на графике знаменитых 35АС-1? Да я же их не слышал!
      Поэтому не надо 35АС-212 “возвеличивать”.

      PS. Каждый кулик своё болото хвалит!
      Как только находится наглец, заявляющий “А король то – голый!”, начинаются “недовольства” со стороны “голых королей”. Да ещё и ухитряются между собой полемику устраивать – чей “голый наряд” лучше/хуже.

  18. Сергей Валерьевич пишет:

    Позвольте спросить у автора статьи, опираясь на какие лабораторные испытания вы сделали такие резонансные выводы? Позволю себе заметить, что разница между Электроника 50АС-061 и Амфитон 50АС-022 только в использовании в первых изодинамического ВЧ динамика. Радиотехника S30B – это вообще откровенное фуфло, да ещё и 2-х полосное, но оно по вашему мнению о качестве звука стоит выше тех же Амфитон 50АС-022, что по определению быть не может.

    • Alik пишет:

      Разве в Электронике 061 изодинамический ВЧ?

    • Станислав пишет:

      Вы даже разницу между Электроникой 50АС061м и Амфитоном 50АС022 не знаете. И, тем более их вместе/раздельно не слушали. Тем не менее вам подавай “лабораторные испытания” с “резонансными выводами”))

      • Аудиостроитель пишет:

        Их (выводы) уже выдал автор статьи, о возможностях слуха которого читателям ничего не известно. А вот термин “мебель с прдустановленными динамиками” (с) наводит на определённые размышления.

  19. Владимир пишет:

    Коллеги! S-30 и S-90 это совершенно разные весовые категории.Не забывайте об этом.Как можно сравнивать их между собой??? Что касаемо S-90 первых выпусков 212 модели,они лучшие в своей линейке были.Хотя бы даже по качеству корпусов.212 были еще в фанере,а потом завод и погнал удешевленное фуфло в виде ДСП.Именно 212 были на выставках,а не поздние выпуски..И на экспорт в страны соц..шли именно они..

  20. Аудиостроитель пишет:

    А что до весовых категорий, то вчера очередной человек был крайне удивлён звучанием 15АС-208 в “ближнем поле”, а он достаточно долго играл на басухе и слышать умеет. Источник и усь нормальные я правда снял (стройка всё-таки), но и того СD, что есть хватило по-уши. Понятно, что не ХайФай,но звук они выдают естественный и чистый.
    Вопрос – “какие лучшие” каждый всё-равно решит для себя сам.

Добавить комментарий для Чалов Денис Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *