Способы изменения параметров головок громкоговорителей

Несмотря на довольно большое количество типов выпускаемых ГГ (громкоговорителей), иногда могут возникать затруднения при их применении, вызванные тем, что параметры ГГ не соответствуют требованиям, предъявляемым к РЭА, в которой они могут быть использованы. Да и в нынешних условиях не всегда удается приобрести нужную ГГ, и цена бывает неприемлема для многих радиолюбителей. В таких случаях требуется некоторое изменение параметров имеющихся в распоряжении ГГ. Рассмотрим способы изменения некоторых параметров ГГ электродинамического типа.

Частота основного резонанса подвижной системы ГГ может быть повышена путем смазывания центрирующей шайбы раствором лака. При этом можно использовать 5-10%-ный раствор лаков ЦАПОН или целлулоида в ацетоне. Раствор лака следует наносить на центрирующую шайбу мягкой кисточкой равномерно по окружности, чтобы при высыхании не произошла “расцентровка” звуковой катушки в рабочем зазоре магнитной системы. Таким образом можно повысить частоту резонанса в 1,5-2 раза. Можно также смазывать лаком гофрированный подвес диффузора, однако это менее эффективно. Повышение резонансной частоты сопровождается одновременным повышением звукового давления ГГ на частоте резонанса, что объясняется повышением ее добротности.

Понизить частоту основного резонанса ГГ можно путем утяжеления его подвижной системы, например, приклеив картонное кольцо на центральную часть диффузора. При этом одновременно снижается звуковое давление в области средних и высших частот примерно пропорционально увеличению активной массы. Особенно значительно снижается звуковое давление на самых высших частотах диапазона, так что диапазон воспроизводимых частот сужается со стороны высших частот больше, чем расширяется со стороны низших частот. Следует заметить, что при утяжелении подвижной системы в довольно значительных пределах звуковое давление в области резонанса не изменяется.

Расширить эффективный рабочий диапазон частот ГГ в обе стороны как в области низших, так и высших частот можно путем вклеивания в центральную часть диффузора (желательно непосредственно на торец звуковой катушки) небольшого дополнительного “конуса”, склеенного из плотной, но не толстой бумаги, пропитанной 3-5%-ным раствором лака ЦАПОН в ацетоне и имеющего вид усеченного конуса с диаметром меньшего основания, примерно равным диаметру звуковой катушки, углом раскрыва около 70° и высотой около 0,5 высоты диффузора ГГ. Дополнительный конус снижает частоту основного резонанса подвижной системы за счет увеличения его активной массы и одновременно повышает верхнюю граничную частоту за счет большей жесткости его по сравнению с жесткостью основного диффузора ГГ. Правильно подобранный дополнительный конус может обеспечить расширение номинального диапазона воспроизводимых ГГ частот на 1-2 октавы. При этом одновременно снижается звуковое давление ГГ из-за увеличения активной массы подвижной системы.

Увеличить звуковое давление ГГ с неэкранированной магнитной цепью и кольцевым магнитом можно, приклеив к нижнему фланцу второй такой же кольцевой магнит (или близкий по размеру). Дополнительный магнит должен быть присоединен в противоположной полярности по отношению к полю рассеивания основного магнита так, чтобы при прикладывании его к фланцу магнитной цепи чувствовалась отталкивающая, а не притягивающая сила, т. е. магнитное поле дополнительного магнита уменьшает поле рассеивания основного магнита. При этом происходит увеличение использования полезной энергии основного магнита за счет концентрации магнитных силовых линий внутри магнитной цепи, т. е. в рабочем зазоре. Таким способом можно увеличить магнитную индукцию в рабочем зазоре на 10-25 % в зависимости от конструкции магнитной цепи ГГ. Уровень среднего стандартного звукового давления повышается пропорционально увеличению магнитной индукции в рабочем зазоре магнитной цепи, а частотная характеристика не изменяет своего вида. Повысить таким способом звуковое давление ГГ с экранированными магнитными цепями невозможно, поскольку внешнее поле рассеивания у них практически отсутствует.

Уменьшить неравномерность частотной характеристики ГГ можно путем промазывания гофрированных подвесов их диффузоров демпфирующими смазками. Отметим, что это относится лишь к тем типам ГГ, в которых такое промазывание не предусмотрено технологическим процессом при их изготовлении. Для промазывания применяются различные сложные по составу смазки на основе резиноподобных веществ, например, полиизобутилена и т. п., однако удовлетворительные результаты можно получить также при применении 50-70%-ного раствора касторового масла в ацетоне. Такая смазка наносится мягкой кистью на гофрированный подвес диффузора в небольшом количестве, чтобы не допустить значительного пропитывания конической части диффузора. Указанная смазка уменьшает величину неравномерности частотной характеристики ГГ на 2-5 дБ. При этом остальные параметры остаются практически без изменений. Отметим, что работы, связанные с промазыванием деталей подвижных систем ГГ, следует выполнять при вставленной в зазор между звуковой катушкой и керном магнитной цепи специальной оправке, которую можно заменить свернутой в кольцо лентой из бумаги или кинопленки. Если звуковая катушка ГГ закрыта со стороны диффузора защитным колпачком, то его предварительно следует отклеить, смочив ацетоном.

Следует иметь в виду, что конструкции электродинамических ГГ из-за наличия в них деталей, изготовленных из бумажной массы и ткани, требуют весьма осторожного обращения и все работы, связанные с изменением параметров ГГ, могут выполняться достаточно подготовленными людьми.

33 комментария: Способы изменения параметров головок громкоговорителей

  1. шел мимо пишет:

    “Дополнительный магнит должен быть присоединен в противоположной полярности по отношению к полю рассеивания основного магнита так, чтобы при прикладывании его к фланцу магнитной цепи чувствовалась отталкивающая, а не притягивающая сила, т. е. магнитное поле дополнительного магнита уменьшает поле рассеивания основного магнита.”

    И вот эта фича о “концентрации магнитного поля” основного магнита кочует от сайта к сайту! Видимо, автор школьный курс физики прогулял, а учебник физики в школьном туалете скурил
    На самом деле дополнительный магнит( главное тут слово ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ) создает дополнительное магнитное поле, часть которого замыкается через воздушный зазор магнитной системы динамика. По утверждениям разных авторов, эффективность до 30%, правда, одни говорят об увеличении индукции в магнитном зазоре, а другие об увеличении отдачи динамика, а это несколько разные вещи, хотя и имеют взаимосвязь.
    Еще больше поднять эффективность использования дополнительного магнита (+10-15%) можно с помощью жестяной консервной банки, которая уменьшает рассеяние силовых линий ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО магнита и замыкает их на зазор в магнитной системе динамика.
    Прежде чем применить дополнительный магнит надо понять, чего вы хотите достигнуть и что может быть на самом деле. Если хотите выровнять отдачу динамиков в АС, если хотите поднять отдачу АС при слабом усилителе, а применить более мощный не получается, тогда да, можно применять с определенными оговорками. Но, если вы хотите поднять звуковое давление динамика или Ас на максимальных мощностях,ждите разочарования- динамик выдаст повышенное количество искажений.

    • шел мимо пишет:

      а почему надо соединять одинаковыми полюсами, думаю, объяснять не надо, достаточно посмотреть какое направление силовых линий основного и дополнительного магнита и как они будут замыкаться

      • Сергей Гудков пишет:

        Сейчас проверил как влияет на параметры ТС установка дополнительного магнита. Добротность динамика без доработки 1.0, если приложить второй магнит того же диаметра полярностью N к S (на притягивание) – добротность возрастает до 1.25, если прижать другой стороной N к N (на отталкивание), то наоборот добротность снижается до 0.82! Теория доказана.

  2. Алексей пишет:

    Всем здравствуйте. Имею 10 дюймовые НЧ динамики с Qts= 0.346, Fs=29 гц. Рассчитанные более на применение в АО с фазоинвертором, чем в ЗЯ. Я же хочу их применить в ЗЯ, надев на магнит, стальной 2мм. колпак для увеличения добротности. С ним Qts=0.56, BL было 12.46 стало 9.4, Qes было 0.389 стало 0.683. Остальные параметры не поменялись. Параметры динамиков стали очень хороши для ЗЯ. Теперь вопрос, не подсядут ли магниты от этих колпаков, мало ли что?

    Да, конечно индукция в зазоре упала, этого я и добивался что бы увеличить Qts, без курочивания динамика. Что чутье упало это предсказуемо и в моем случае не страшно. Вопрос что будет с магнитом, если я допустим решу снять колпаки спустя определенное время, и вернутся к фазоинвертору.

    • Сергей Гудков пишет:

      Алексей, а вы сможете отличить звук этих ГГ в ЗЯ с колпаками и без них?

      • Алексей пишет:

        Резонансы динамиков в ЗЯ без колпака Fs=70, с колпаком Fs=45. Объема ящиков, естественно разные, оптимальные под каждый динамик. Разницу в 25гц трудно не заметить.

        • А.Б. пишет:

          Резонансы разные не от колпака, а от пересчета под выросшую добротность. Навскидку- похоже на правду.

          Масса подвижки не изменилась, добротность прыгнула, вывод простой: индукция в зазоре упала. Сможете сравнить чутьё в обоих вариантах – убедитесь в потере её с нахлобучкой.

          • Алексей пишет:

            Ну так колпак эту добротность и поднял. Без колпака Fs в ЗЯ при Qts=0.707 ниже 70гц ни как не получится опустить, ни изменением объема ни заполнением, ни сопротивлением.

            • А.Б. пишет:

              Приятно читать рассуждения понимающего. Потому что многие расуждают про ветер от качающихся деревьев.

          • Radziwill пишет:

            Здравствуйте!
            подскажите, как можно увеличить чуствительность MACHETE ETP1623-Z1?
            или, может посоветуете другой динамик с такими как 1623 параметрами, но с большей чувствительностью?

            • ldsound пишет:

              Уменьшить вес подвижки.

              • Radziwill пишет:

                даа, это не для меня. чайник.

                • V.K. пишет:

                  Этот динамик, только, для открытого оформления. Если в каждом щите поставить по два, то SPL увеличится на 3 дБ. Ещё немного добавит чувствительности дипольные излучение такого АО. Плюс вырастет перегрузочная – меньше искажений.

    • Andy_P пишет:

      Не проще было катушки фильтров проводом тонким намотать? Эффект тот-же, динамики не тронуты 🙁

    • Сергей Гудков пишет:

      Снижение намагниченности можно определить опытным путём, например, сначала измерить добротность динамика до надевания колпака, потом через неделю после снятия колпака с магнита. После первого надевания-снятия она повысится

      • Алексей пишет:

        Спасибо Сергей за совет. Наверное так и сделаю. Надену колпак недельки на две, потом измерю, посмотрим что получится. Задавая свой вопрос, я надеялся, может кто из форумчан занимался магнитной экранировкой динамиков, ставя и снимая колпаки, а после обнаруживал ослабления магнитов.

        • А.Б. пишет:

          Если по уму делать, то колпак на магниты в сочетании с основным и доп магнитом в нужной полярности – увеличивает магнитный поток, чувствительность динамика и уменьшает поле рассеивания магнита. . Это если по уму делать, как спецдинамики для кинескопных телевизоров. А не то, что у вас получилось ,нечаянно , вы из этого теорию сочинили, а прочие подхватили знамя. Тщательнее надо.

          • Алексей пишет:

            Я всего лишь спросил знающих людей “не подсядут ли магниты от этих колпаков”. Вместо ответа Вы сами теорию сочинили не известно о чем. Тщательнее надо:(. А то, что у меня получилось, так я к этому и стремился, повысил Qts динамика для работы в ЗЯ.

            • А.Б. пишет:

              ну, поворчал, как обычно. Извините. Назвал бы ваше изобретение- магнитным шунтом. По эффекту снижения магнитного потока и связанным с ним повышением Qes .
              А магнитам что сделается, феррит он и есть феррит.

  3. Иван пишет:

    Жду – не дождусь, когда уже народ выйдет на новый уровень. Начнет вскрывать транзисторы, лампы, самостоятельно изготавливать конденсаторы. Вносить изменения в их внутреннюю структуру. Улучшать их свойства. Помню, как один продвинутый экспериментатор сокрушался из-за разницы в 2 Герца резонансной частоты в отдельных экземплярах… И все это ради какого-то невероятного звука.

    • А.Б. пишет:

      Ой, да давно уже занимаются реставрацией старого дерьма , чинят изначально уродские мертворожденные динамики. Зачем- трудно сказать. Можно предположить, что денег нет вообще. Это понятно. Только не знаю сегодня страны. где не продаются китайские поделки любого уровня, во многом лучше наших прежних динов. Мазохизьм .

      • Иван пишет:

        “…давно уже занимаются реставрацией старого дерьма…”
        Тут важна мотивация. Если у людей ностальгия или они коллекционеры, то всяко бывает.
        “…Можно предположить, что денег нет вообще…”
        С некоторых пор собственное творчество часто обходится дороже готового изделия. Вот я и задаюсь вопросом – зачем? Мое творчество, мои изыскания приходятся на 80-е и 90-е. В тот период было выгодно экономически реализовывать некоторые проекты. И все, что создается сейчас, является итогом изысканий или незавершенных идей тех лет. Сейчас подобным творчеством можно заниматься лишь от скуки и не более того.

    • Сергей Гудков пишет:

      сейчас чтобы услышать 20Гц особо напрягаться не нужно, ни огромных колонок, ни динамиков с низкой резонансной частотой искать не нужно, просто выходишь на улицу, там этих частот завались и 20Гц и 30Гц

      • А.Б. пишет:

        Мне инфразвуков хватает по самы ухи, если у дома напротив стоит машина на малых оборотах. А микрофон в районе 10-20 Гц сходит с ума, если форточку не прикрыть.

      • Игорь пишет:

        Ну а рояль тоже на улице слушать или в филармонию ходить, то что ни китайцы никто либо другой не будет делать динамики способные воспроизвести 20 гц в полном объёме это факт.

        • А.Б. пишет:

          Нижняя граница слуха в 20 Герц не обязывает вас сочинять колонки , реально звучащие с этой частоты. Как мотор в вашем Бентли , Роллс-Ройсе или Феррари не обязывает вас гонять по улицам с максимальной скоростью. Диапазона речи совершенно достаточно получить удовольствие от беседы с умным собеседником, а карманного приемника или смартфона – послушать любимую песню. Без фанатизма – много чего можно сделать , себе и людЯм в удовольствие.

      • Иван пишет:

        “…выходишь на улицу, там этих частот завались и 20Гц и 30Гц”
        То есть, вы любите восторгаться в домашних условиях звуками улицы? И какие же источники улицы часто издают звуки на частотах 20 и 30 Гц.? Ну-ка, мне интересно узнать!

        • А.Б. пишет:

          Обычный поток автомобилей излучает целый веник таких частот. Сильно мешает измерениям микрофоном. Можете верить, можете скепсис излучать. Но- факт.

          • Иван пишет:

            “…автомобилей излучает целый веник таких частот…”
            Я понимаю, что взаимное движение отдельных габаритных частей создают сложные комбинационные звуки. Но зачем это вызвучивать для домашнего пользования?
            “…Сильно мешает измерениям микрофоном…”
            Мне трудно представить, чтобы через три оконных стекла на некотором расстоянии звук мог так сильно проникать внутрь помещения. Ну хорошо. Я вслушаюсь специально в звуки движущихся автомобилей или иных самодвижущихся карет. Попытаюсь понять – есть там столь низкие частоты.

            • Andy_P пишет:

              Когда стоишь рядом с тепловозом, работающем на холостых – там и инфразвук ощущаешь 🙂

            • А.Б. пишет:

              Микрофон и измерилка работают от единиц Герц, вашим обеим ухам с ними тягаться сложно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *