Темброблок на LM1036N (от Lincor)

МС, разработанная фирмой National Semiconductors, предоставляет возможность построения простого, надежного и качественного темброблока с полным набором функций Hi-Fi линейки бюджетного и средне бюджетного уровня.

Возможности регулировки:

  1. НЧ
  2. ВЧ
  3. Баланс
  4. Громкость
  5. Тонкомпенсация

Автором выбрана схема раздельного темброблока, позволяющего разместить разъемы Вход и Выход в непосредственной близости от разъемов усилителя, а планку с регуляторами подключать через шину, устойчивую к наводкам.

gadget_002 ldsound.info (1)

Элементарная база

Большинство конденсаторов схемы не оказывает влияния на звук, а лишь обеспечивают режимы работы твердотельных регуляторов. Все они выбраны дешевыми керамическими дисковыми. Емкости на 0,39 мкФ – типа К10-17Б или даже пленочные. Проходные конденсаторы на 1 мкФ – типа К73-17 на 63 В (импортные аналоги на 100 В).

gadget_002 ldsound.info (2)

Электролитические конденсаторы – лучше Samsung, Panasonic или т.п. на напряжение не менее 16В. Автором в схему добавлен интегральный стабилизатор КР142ЕН8В, дополнительно увеличивающий надежность и помехоустойчивость по питанию. Кроме того, он даже позволяет использовать для темброблока питание положительного плеча усилителя.

Резисторы любые, рассчитанные на мощность 0,125 – 0,25 Вт.

Также при недостаточном опыте пайки рекомендуется впаять в гнездо микросхемы т.н. «кроватку», а уже в нее установить МС. Это позволит уберечь МС от перегрева при пайке и увеличит удобство при ремонте или апгрейде.

ВНИМАНИЕ! На выходе темброблока присутствует постоянное напряжение, поэтому подразумевается, что на входе УМ стоит проходной конденсатор. Сервоконтроллер с этим не справится.

На плате приняты следующие обозначения разъемов:

  1. Rin/Lin – правый/левый вход
  2. Rout/Lout – правый/левый выход
  3. +Vs – Положительный вход питания (рекомендую выпрямленное и после конденсаторов фильтра 14-18 В)
  4. GND – земля (общая шина)
  5. Bus – контрольная шина микросхемы (от 17 ножки)
  6. Bass – bass control (регулировка НЧ)
  7. Vol – volume control (регулировка громкости)
  8. LCon – Loudness Compensation ON (контакт включения Тонкомпенсации – 12 ножка)
  9. Bal – Balance Control (Баланс)
  10. LC – Loudness Compensation (Тонкомпенсация – 7 ножка)
  11. Treb – Treble Control (Регулировка ВЧ)

Плата контроллеров – дело сугубо индивидуальное, но выглядеть она может примерно вот так:

gadget_002 ldsound.info (3)

Печатная плата (размером 76х36 мм) и плата контроллеров для этого устройства готовые для переводной и фото-технологии. В архиве можно скачать печатки в формате [.lay]

gadget_002 ldsound.info (5) gadget_002 ldsound.info (4)

Автор: Лишманов Николай aka Lincor
Москва 2006

20 комментариев: Темброблок на LM1036N (от Lincor)

  1. Дмитрий пишет:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как в этой схеме вместо регулировки баланса сделать регулировку по средним частотам, либо добавить к уже имеющимся регулировкам?

    • Ъoo пишет:

      Если неглубокую, то можно добавить в блок ещё один переменник и управлять напряжением на седьмом выводе микросхемы. Это вывод тонкомпенсации. Если этот вывод заземлить, то получим провал на средних частотах, если подать плюс, то – плоский усилитель. Нетрадиционно, однако действует. Заодно подобрать один из трёх частотозадающих конденсаторов (простите, не помню, который из них за тонкомпенчацию отвечает) так, чтобы провал получился на нужной Вам частоте. Вот так как-то.

  2. аЛЕКСАНДР пишет:

    Здорово! Молодец!

  3. Михаил пишет:

    на максимальной громкости ужжасные искажения.а так норм(какашка)

    • Ъоо пишет:

      У вас не согласованы предварительный и мощны усилитель по уровню. Поставьте между ними нормирующий удлинитель.

    • Владимир пишет:

      LM 1036 .как и ее брат LM 1040 крайне чувствительны к перегрузке по входу, более 0,3 вольта пойдут искажения, если уровень сигнала мал для усилителя мощности, лучше применить еще один ОУ между ними, это хорошо совместит как по импедансу, так и по гармоникам в целом. В качестве промежуточного ОУ можно применить любой малошумящий подходящий по питанию, как от темброблока так и от УМ, от К 548 ун1 до 4558 и им подобный….

  4. dimka853 пишет:

    микросхема хорошая. никаких искажений ненаблюдается. в корявых руках и hi-fi компоненты будут срать

  5. шел мимо пишет:

    один из способов ухода от довольно дорогих сдвоенных переменных резисторов, иные могут потянуть довольно не хило!

    но за все надо платить, в данном случае, дополнительными искажениями сигнала

    • Ъоо пишет:

      Какими именно искажениями, фазовыми, частотными, амплитудными, нелинейными?

      • Ёшкин Кот пишет:

        Скачиваете pdf-ку на LM1036N от National Semiconductor (TI).
        Открываете на 4 стр. и смотрите график “THD vs Input Voltage”.
        И там видите, что при входном сигнале 0,6 Vrms на 10 kHz микросхемка скромно обещает 1% (!) нелинейных искажений, при 0,8 Vrms на 1 kHz – практически то же самое. Что будет, если входной уровень ещё выше (а это не редкость), производитель застенчиво умалчивает, но кривые по экспоненте неумолимо ползут вверх за пределы таблички. И это графики для “типичных” значений, представление о максимально допустимых можно составить, глядя на строку THD в таблице на стр. 2.
        Графики IMD не приведены вообще ни для каких частот и напряжений (а музыка ведь даже не из двух частот состоит)), видимо, совсем нечем гордиться. Соотношения сигнал/шум и разделение каналов посредственные, подавление помех по питанию посредственное или плохое (табл. на стр. 2).
        Подобные “рыгуляторы”, коммутаторы – одни из основных губителей звука во всяких недорогих Пионерах, Маранцах, Денонах (список можно продолжать) и к качественному звуковоспроизведению не имеют никакого отношения.

        • Andy_P пишет:

          А реально кто-то измерял такой темброблок? У меня валяется где-то готовая плата, я её не стал использовать по причине высокого уровня шумов, на слух особых искажений не помню, пробовал использовать с усилителем на 2003 в классе А для изодинамических наушников Аудиотехника. Если тут есть автор – то провести измерения RMAA проще простого и подтвердить/опровергнуть вышесказанное.

          • Ёшкин Кот пишет:

            Читаю официальную бумажку, ничего не выдумываю, что вижу – о том и пою.
            А чего не вижу – задаю интересные вопросы. 🙂

            • Andy_P пишет:

              Да я тоже на графики глянул, получается, если 0.25 В не превышать – то и THD более-менее. Но, скажем, поставить аттенюатор -6 дБ по входу, и потом следующим каскадом компенсировать, то ухудшить сигнал/шум, а там и так не круто.

              • Ёшкин Кот пишет:

                Микросхема для телеков и автомагнитол, о чём и написано в General Description (стр. 1 pdf). Не надо её в хайфай. )
                Если ОУ при питании 9~16 В не может переварить 2 В полезного сигнала с приемлемым уровнем искажений и отношением сигнал/шум, то это явно говорит о его упрощённой/компромиссной схемотехнике.
                Обычный темброблок с усилением на приличном ОУ будет сложнее на пяток резисторов, но выиграет у этого чуда во всём.
                Всё ИМХО.

          • Андрей С пишет:

            В 2002году собирал активную акустику для своего первого компьютера. Комплект: темброблок LM1036N, выход на TDA7265 и TDA7294 на сабвуфер. Перед LM1036N аттенюатор на 3дб. При входном сигнале 1В 1кгц, коэффициент гармоник не опускался ниже 0,08% у тракта LM1036N – TDA7265 на нагрузке 4 и 8 ом ,т.е. основной вклад в искажения у LM1036N и её 2 гармоника (остальные на уровне шумов). На меньших входных уровнях минимальный коэффициент гармоник не опускался ниже 0,05%. При абсолютной тишине шум из колонок слышен.
            Пример спектра искажений у тракта LM1036N – TDA7265 при 1в вход 1вт 6ом нагрузка, мощность ограничена регулятором громкости.

            • Андрей С пишет:

              Вот ещё спектр искажений но при входе 0,25в 1вт 6ом нагрузка
              В вышеописанном ввел в заблуждение, аттенюатор оказался всего 0,3дб.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            На подобном с другим именем делал регулятор и темброблок к своему транзюку в конце 80-х. Мало того, что звук кислотный, так ещё в режиме минимальной громкости помехи со входа летели насквозь на выход, вышибая защиту мощника, достаточно было коснуться входа или корпуса отверткой.
            Кроме того, однополярное питание порождало хлопок при включении. На редкость бездарное устройство. В приличных схемах нечего ему делать. Разве что обогатить свой опыт.

            • Борис пишет:

              “в режиме минимальной громкости помехи со входа летели насквозь на выход”
              Что это? Нормальная работа схемы с высоким входным сопротивлением. Какие тут могут быть претензии?
              В более – менее приличных схемах, для того, чтобы на выход не проникал хлопок при включении используют задержку включения выходного каскада.
              Поэтому все претензии к микросхеме абсолютно неадекватны!

  6. Александр пишет:

    Здравствуйте!
    Хочу собрать ваш темброблок для усилителя на TDA7265, схема тут:

    Блок защиты реализовал по этой схеме:

    Колонки советские 4 омники S-30, все хорошо работает.
    Скажите как состыковать с вашим темброблоком? Вроде как разность есть вх-вых вольтажа если я не ошибаюсь, и блок защиты срабатывать не будет ли? А то вы писали “На выходе темброблока присутствует постоянное напряжение, поэтому подразумевается, что на входе УМ стоит проходной конденсатор. Сервоконтроллер с этим не справится.”
    Прошу посмотреть и подсказать если вам не трудно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *