Правильный выбор акустических систем и их прослушивание

У меня часто спрашивают: «какие лучше выбрать колонки? Или какой к моей акустике подобрать усилитель?» — самым правильным ответом является «надо пойти и послушать, как оно звучит». Но никто не рассказывает, как правильно слушать колонки с усилителем. На какие части звучания необходимо обратить свое внимание в первую очередь, и какую  фонограмму надо поставить для выявления нужных моментов. В большинстве случаев, если человеку не приходилось иметь дело с аппаратурой Hi-Fi высокого и среднего класса, звучание разной акустической системы может показаться одинаковым и скорее всего неотличимым от системы низшего класса.

view_023 ldsound.ru  (2)

Советы, данные в этой статье, предназначены для начального представления, по какому пути стоит двигаться, не обладая начальными знаниями и опытом прослушивания.

Усилители и колонки можно грубо поделить на четыре класса:

  1. компьютерные (пассивные и активные колонки) и различные бытовые из пластмассы мини колонки класса « домашний кинотеатр в одной коробке».
  2. системы Hi- Fi начального уровня. Состоят из бытовых пассивных колонок стоимостью до 5-10 тыс. рублей за пару, в составе мини системы (усилитель, тюнер,CD – все находиться в одном корпусе) ценовая категория до 20 тыс. руб.
  3. системы Hi- Fi высокого уровня. Пассивные бытовые колонки ценою от 20-150 тыс. руб. за пару, ресиверы/усилители ценой от 20-120 тыс. руб., мини системы от 20 тыс. руб.
  4. системы Hi- End. Пассивные бытовые акустические системы имеют стоимость не менее 150 тыс. руб., ресиверы-усилители свыше 120 тыс. руб.

Hi-Fi начального уровня отличается от 1-го класса более широким диапазоном воспроизводимых частот, и более прозрачным звуком.

«Прозрачный звук», что это такое? Включите, какой-нибудь радио приемник – допустим это прозрачный звук. Далее накроем его одеялом – это станет менее прозрачный звук. Уберем одеяло и на диффузор динамика положим монетку – звук так же станет непрозрачным, будет искажаться. Другими словами, звук будет терять прозрачность, если звук искажается и плохо слышны высокие частоты.

В основном владельцы колонок 1-го и 2-го класса стараются задрать верхние и нижние частоты (на эквалайзере). Сам по себе недорогой эквалайзер, да в придачу с задранными частотами вносит в звучание значительные искажения. Возможно, звучание таким способом станет более ярким и басистым, но низкие звуки в основном станут размытыми – ухудшиться атака, верхние частоты приобретут дополнительные неприятные призвуки.

«Атака» — что это такое? Атакой называют скорость нарастания звука. Или другими словами как быстро звук в начале достигает своей пиковой громкости. Точное воспроизведение атаки (без внесения нарастания аппаратурой, медленности, плавности) очень важно для звука ударных. Особенно хорошо слышна правильность воспроизведения атаки при ударах барабанных палочек об обод малого рабочего барабана, так же в начале звука удара по тарелочкам. Запись для оценки качества атаки и проигрывания верхних частот должна содержать небольшое количество инструментов (например, голос, бас, барабаны, гитара, фортепиано), звук должен быть воздушным, разряженным.

Немного менее отчетливо качество атаки можно прослушать по звуку барабана-бочки.

Неодинаковость фазовых характеристик, и завал высоких частот различных компонентов аппаратуры сделает атаку звука более плавной. Эквалайзер вносит такие же искажения.

Hi-Fi высокого уровня отличается от  Hi-Fi начального уровня наличием более четким воспроизведением атаки, и в последствие имеет более «маслянистый» оттенок (точное воспроизведение обертона в сфере высоких частот). « Маслянистость» хорошо слышно по звучанию саксофона или трубы в джазовых композициях. Для выше указанных инструментов на акустических системах высокого уровня становятся слышны призвуки, имеющие живые инструменты.

Hi-End системы в отличие от Hi-Fi высокого уровня уже могут позволить достичь высоко качества звучания не только на средних и высоких частотах, но и при малой громкости. Это разрешает нам детально (со всеми имеющимися призвуками) услышать звуки инструментов в тихих местах симфонических фонограмм. Такое происходит, потому что при уменьшении громкости звука характеристики акустических систем и остальной аудио аппаратуры (шумы квантования ЦАПов, уровень искажения, неравномерность частотной характеристики и др.), ухудшаются.

view_023 ldsound.ru  (1)

Чем выше класс акустических систем, тем:

  1. четче станет слышна атака инструментов.
  2. больше будет слышно различных деталей аранжировки (лучше разделяются инструменты между собой) и становятся детальней звучания самих инструментов (касание струн гитары, дыхание солиста в микрофон или духовой инструмент).
  3. звук больше приобретает некоторую «маслянистость», становиться ближе к живому звучанию. Чтобы понимать, что это такое «маслянистость» побывайте на эстрадном или джазовом концерте, послушайте симфонический оркестр – «живой звук».
  4. качество звучания не так сильно зависит от уровня громкости воспроизведения.
  5. ноты басовых инструментов в фонограмме четко разделяются, нет гудения и гула.

Из сайта: muz-mics.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *