Улучшение звучания 25 АС-027 «Амфитон»

Линейка акустических систем типа 25/35АС вызывает ностальгические воспоминания. Но слушать их в очередной раз, конечно, нет желания, ввиду их довольно скромных показателей качества. Однако, взять и просто так, бесследно исчезнуть из поля зрения эти акустические агрегаты просто не в состоянии из-за их огромного тиража и достаточно крепких корпусов (чего бы там не говорили тролли на форумах). Вот нет нет, да и попадаются в руки такие, постепенно вымирающий как вид колонки:

Риторический вопрос владельца таких «раритетов»: А можно, каким-нибудь образом улучшить звучание?! Из очевидного списка ответов, самый безобидный звучит примерно так: Да, можно, при условии замены всех головок громкоговорителей в АС. А это косвенно «тянет» за собой переделку кроссовера (фильтров). Остаётся нетронутым только корпус. Да и тот уже эстетически/физически устарел. Но! У каждого правила бывает маленькое исключение. Владельцы АС с «живыми» изодинамическими «пищалками» всегда имеют этакий «изодинамический козырь». И возражать, согласитесь, достаточно сложно. 10ГИ-1 (25ГДВ-1) имеют низкие искажения в рабочей полосе частот. Это очевидный факт. Поэтому отказывать владельцу 25АС-027 «Амфитон» в «улучшении звучания» мне было неудобно. Любой качественный «середняк», поставленный в такую модель сразу порадует своего слушателя. Дилемма в том, что «качественный» СЧ динамик будет соизмеримо дороже собственно самих АС. И обычно владельцы таких колонок могут выделить «на улучшение» из своего бюджета сумму, явно недостаточную для приобретения тех самых «качественных середняков». 6 тыс. руб. за пару – да они эти самые «Амфитоны/Электроники» брали как минимум в два-три раза дешевле.

Компромиссный вариант

Все известные варианты уже описаны в «сети_Интернет» (например, 5 ГДШ с пропиткой разбавленного в бензине герлена). Или вот такой вариант переделки, автор LDS.

В связи с продажей в местном магазине новых динамиков уже не существующего завода «Динамик» (г. Гагарин) 30ГДШ-28Д стоимостью 350 руб./шт. появился еще один «компромиссный» вариант. Использовать данную широкополосную головку в качестве СЧ звена.

Немного подробнее о динамиках. Чем же обращает на себя внимание 30ГДШ28Д. Алюминиевым диффузором сотовой конструкции, прежде всего. И широкой рабочей полосой. И меньшей чувствительностью 86 дБ против 90 дБ у «родного середняка». А еще разные у них импедансы 4 и 8 Ом, соответственно. А теперь, что бы не было возражений, посмотрим на характеристики «родных» НЧ и ВЧ головок: НЧ – 85 дБ/4 Ом, ВЧ – 87Дб и …так же 4 Ома. Продолжаем логически «пропущенное» звено : СЧ – 86 дБ/4 Ом. Вспоминаем параметры 30ГДШ28Д – именно то самое «пропущенное звено»!

Разумеется, не только эти характеристики способствовали будущей трансплантации. Предварительно макетирование (отсоединение «родной» СЧ головки и подключение «на проводках» ГДШ) позволило услышать явное отличие звучания в пользу «не родных» СЧ головок. Появилась «середина», отсутствием которой «страдает» 15ГД11А.

Замена

Извлечение штатной 15ГД11А (20ГДС) не вызывает каких либо трудностей:

К сожалению, устройство корзины 30ГДШ28Д несколько отличается от 15ГД11А, хотя и имеет тот же «стандарт» 125 мм. Поэтому «просто так» заменить их не получится.

30ГДШ28Д нельзя будет «утопить» в глубину фронтальной панели корпуса АС из-за более широкого обрамления. Поэтому, что бы ни заниматься слесарными изысканиями поступим следующим образом. Пластмассовый бокс, который служит акустическим объёмом для СЧ звена, просто выдвинем «заподлицо». А образовавшееся пространство заполним…монтажной пеной:

После застывания пены припаиваем головку и прикручиваем штатными болтами к панели:

Затем сверху прикладываем «родную» декоративную накладку, но без сетки, так как 30ГДШ28Д имеет свою металлическую сетку. Поворачиваем накладку под углом, так, что бы отверстия под шурупы приходились между болтами крепления головки. Прикручиваем шурупами:

Получились АС вот с таким обновлённым дизайном:

Внесение изменений в кроссовер

Что бы добраться до разделительного фильтра, необходимо снять защитную сетку у «басовика». Удобнее всего делать разборку, положив колонку на «спину»:

Открутив ещё 4 болта, вынимаем динамик. И вот перед нами необходимый для вмешательства орган АС:

Большая Интернет-Энциклопедия при настойчивом запросе выдаёт информацию по «родному» кроссоверу виде следующей электрической схемы:

Частоты раздела составляют 800 и 3000 Гц. Так как 30ГДШ28Д с большим запасом «перекрывает» необходимый диапазон воспроизводимых частот, можно обойтись кроссовером первого порядка (со спадом 6 дБ/октаву). Соответственно пересчитанный полосовой фильтр изменяет схему следующим образом:

Ёмкость 44 мкФ можно «набрать» тремя конденсаторами 30+10+4 мкФ. Владелец АС просил по возможности «не трогать родные фильтры». Поэтому необходимые компоненты – конденсаторы и катушку индуктивности устанавливаем отдельно, на заднюю стенку АС:

Т.к. в тот момент не было прибора для измерения индуктивности и последующей её «подгонки» проделан другим метод настройки фильтра. Берётся катушка с «запасом» по индуктивности и собирается простейший стенд для измерения частоты среза:

На фото видно, что имеется мультиметр, выставленный на шкалу ~2 В. Им будет измеряться напряжение на нужном эквиваленте нагрузки – резисторе 4 Ом (т.к. фильтр рассчитывался под СЧ динамик с этим паспортным значением). Выход усилителя мощности подключен через настраиваемый элемент – катушку индуктивности к эквиваленту/резистору. Подавая с «компьютерного» генератора на усилитель мощности необходимые частоты, фиксируем показания на шкале прибора.

Выставляя значение на шкале генератора 1000 Гц, устанавливаем регуляторами громкости значение на приборе – 1 В:

Теперь, что бы увидеть на какую частоту «настроена» катушка надо менять частоту генератора (вверх по шкале, разумеется), до тех пор, пока прибор не покажет снижение напряжения до уровня 0,775 В:

Первая катушка «показала» значение около 2 кГц. Вторая около 1450 Гц:

Постепенно отматывая витки у катушек, и снижая тем самым их индуктивность, можно добиться необходимой частоты «среза» в 3 кГц (по уровню -3 дБ):

После этих манипуляций производится окончательная инсталляция кроссовера. «Возвращается» НЧ динамик на своё штатное место, крепиться декоративно-защитная сетка и подключается акустическая система к усилителю для прослушивания музыки. Или специальных тестовых фонограмм, если вы до конца не уверены в себе.

Прослушивание

В этом месте должно быть описание положительных моментов от прослушивания музыки через модернизированные АС. Но, пускай оно останется свободным, до поры до времени. Хочется быть непредвзятым. Уши, то есть слух, у всех разный. Так же как и музыкальные оценки прослушанного материала.

От себя добавлю только, что ожидания были более скромные, чем полученный результат. А это приятно…

Для тех, кто дочитал до конца (или сразу пролистнул в конец)

Если кто «пользовал» 30ГДШ28Д, то могут не согласиться с хорошей (положительной) оценкой её звучания. И будут правы. Потому, что в «референсном» звучании голова имеет кучку «лишних» призвуков. Она «подзванивает». А это неприятное обстоятельство можно значительной степени снизить, обработав металлический диффузор (и его конус) акриловым лаком-спреем. Вот так вот…

Автор: Станислав Мошев (почта)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *