УМЗЧ Брагина (80 Вт/4 Ом) измененный

Усилитель ЗЧ имеет очень низкие коэффициенты гармонических и интермодуляционных искажений, он сравнительно прост, способен выдерживать кратковременное короткое замыкание в нагрузке, не требует выносных элементов термостабилизации тока транзисторов выходного каскада.

 

Основные технические характеристики:

 

Максимальная мощность на нагрузке сопротивлением 4 0м: 80 Вт

Номинальный диапазон частот: 20 – 20000 Гц 

Коэффициент гармоник при максимальной выходной мощности 80 Вт, %, на частоте:

1000 Гц: 0,002 %

20000 Гц: 0,004 %

Коэффициент интермодуляционных искажений: 0,0015 %

Макс. частота, на которой максимальная мощность снижается на 1 дБ: 50000 Гц

Скорость нарастания выходного напряжения (без конденсатора С2): 40 В/мкс

bragin-umz4-ldsound_ru

 

Принципиальная схема усилителя показана на рисунке. Изменения коснулись выходного каскада. Для увеличения его входного сопротивления в усилитель ЗЧ введены транзисторы VT1, VT2. Это облегчило работу ОУ DA1 и позволило обеспечить стабильное напряжение база-эмиттер транзисторов VT3, VT4 при изменении температуры. Кроме того, усилитель дополнен каскадом на транзисторах VT5, VT6, которые совместно с датчиками тока R33, R34 и выходными каскадами на транзисторах VT7-VT10 в режиме покоя образуют соответственно два генератора тока, что исключает отсечку эмиттерного тока транзисторов оконечного каскада и снижает коммутационные искажения. Последнее же, как известно, благоприятно сказывается на спектре гармоник. Помимо указанных изменений в каждое плечо выходного каскада введена более глубокая местная ООС за счет увеличения сопротивления резисторов в эмиттерных цепях транзисторов VT3, VT4, что сделало выходной каскад более линейным. Так как резисторы R20, R21 подключены к датчикам тока R33, R34, то получается достаточно жесткая термостабилизация тока покоя транизисторов оконечного каскада.(при колебаниях температуры теплоотводов выходных транзисторов от 20 до 90 °С ток покоя изменяется в пределах 150…180 мА). Наличие датчиков тока R33, R34, глубокой ООС по постоянному току и токоограничительных резисторов в базовых цепях транзисторов VT9, VT10 приводит к ограничению их коллекторных токов до приемлемого значения при коротких замыканиях в нагрузке.

Резистором R14 устанавливается симметрия плеч выходного каскада. Других изменений в усилитель не вносилось.

Нелинейные искажения измерялись осциллографом С1-68 с использованием генератора сигналов ЗЧ ГЗ-118 (Кг – около 0,002 %) и прецизионного двойного Т-моста, входящего в комплект генератора. Измерения проводились по методике, изложенной в статье Ю. Митрофанова “Экономичный режим А в усилителе мощности” (см. “Радио”, 1986, № 5, с. 40-43).

Коэффициент интермодуляционных искажений измерялся по рекомендациям, которые даются в статье В. Костина “Психоакустические критерии качества звучания и выбор параметров УМЗЧ” (см. “Радио”, 1987, № 12, с. 40- 43). При испытании усилителя импульсным сигналом выбросов на выходном напряжении не наблюдалось.

 

Автор проекта: Геннадий Брагин, г. Чапаевск, Куйбышевской область

57 комментариев: УМЗЧ Брагина (80 Вт/4 Ом) измененный

  1. Вадим пишет:

    Вообще-то автор данного усилителя Геннадий Брагин, а не Георгий.

  2. Василий пишет:

    Кто собирал? Какие заковырки?

    • Чалов Денис пишет:

      Отличный усилитель. С исправными деталями и без ошибок в монтаже работает сразу без заковырок. С3 и С4 лучше заменить на один неполярный 4,7-10 мкФ, плату, соответственно, подкорректировать.

      • Василий пишет:

        Читал про него, что нужен тщательнейший подбор транзисторов. Иначе возбуждается. Так ли ?

        • LDS пишет:

          Я себе делал. Так и не запустились платы. Вникать не стал, так две платы и лежат. Но не буду говорить, что усилитель плохой, тогда опыта мало было.

          • Василий пишет:

            А то уже с шушуринским напрыгался до сыта. Так и не заработал по человечьи. Хочется сделать не сложный усилитель на советских деталях, которых лежит в достатке. Вот только думаю как бы опять не получить вместо усилителя генератор.

            • LDS пишет:

              Пардон, это изменённая схема, я делал по обычной какой то, она чуть проще по деталям. Я бы делал на микросхемах. Или оплеуху, говорят проблем мало с ней.

            • алексей пишет:

              А.Агеев -наше всё!)))) Дешево и сердито. Работает без танцев с бубном.

    • Александр Бокарёв пишет:

      Брагинский выходной каскад в 80е годы я макетил,взяв идею .на выходе применил пару кт825 кт827 коллекторами навстречу, раскачку брал от пары 3102 3107, просто, стабильно. Повторить всю схему отпугнул наворот с количеством транзисторов,хотя схема достаточно понятная и всё там по месту.

      • Александр Бокарёв пишет:

        Радость выходного каскада в унч Брагина в том, что он усиливает в 3 раза по напряжению, рагружая операционник , нет нужды в вольтдбвке или высоковольтных операх.но есть и минусы, падает скорость и взлетает выходное сопротивление, с чем приходится бороться увеличением глубины оос.

  3. Константин пишет:

    Про подбор транзисторов, эта рекомендация растет из совка и его комплектующих сделанных с опережением плана.
    По нынешним временам такое можно советовать только если подразумевается сборка на КНР комплектующих.

    • алексей пишет:

      Про добросовестность радиоторгашей не забыли?
      Или у вас дар отличать подделку?
      Совок тут в выигрыше- его то уж никто подделывать не будет))

      • Василий пишет:

        Хотелось бы собрать что то такое неплохо звучащее на советских детальках. Мощёнки ват на 70-100. И что бы не корячиться с возбудами.

        • алексей пишет:

          Статья Агеева в “Радио” #8 за 1982 год. Двуполярное стабилизированное питание +/-28В, на выходе КТ 818-819, номиналы обвязки те, что в скобках. 60Вт на 8Ом
          Звучит довольно прилично, полностью на “совке”. Ну,не 70…100Вт, но тоже хорошо.

          • Василий пишет:

            Крайне желательно на 4 ома.

            • алексей пишет:

              Тогда “Радио” №11/2000 стр. 58. (radiowiki.ru)
              Простой УМЗЧ на отечественной комплектухе 70 Вт/4Ом
              Для пущей надёжности, в ВК можно ставить параллельно по 2 шт КТ 808 а через 5 ваттные эмиттерные резисторы по 0,1Ом

              • Василий пишет:

                Может тогда УМЗЧ Вильчинского. Мощи предостаточно, искажения такие же? В принципе я его собирал тогда, когда он вышел в свет – рабочая схема. Друг тоже собирал и пользовался. Правда обмерить детально не было возможности в силу отсутствия приборов.

          • NEULO пишет:

            Если внимательно прочитать то он выдаёт 60 ватт на 4 ома всё таки.
            http://archive.radio.ru/web/1982/08/036/

            • Василий пишет:

              Входное напряжение 1 вольт. Мой источник выдаёт 0,5-0,7. Строить пред не хотелось бы.

            • алексей пишет:

              NEULO, И то правда, собственно, я Агеева на 4 Омах и гоняю.
              В 11/2000 автор использовал высоковольтный опер, что позволило избавиться от плавающего питания, но ограничило величину напряжения источника питания предельными допустимыми для опера +\- 29 В

              • Василий пишет:

                Схема 11.2000г проста до безобразия. Мне это конечно нравится, но будет ли она так же просто работать…. Собирал кто нибудь?

                • алексей пишет:

                  Схему из 11/2000 не пробовал, т.к. мне не нравится квазикомплементарный ВК.
                  Вообще, чем проще схема, тем “хайэнднее”)) аудиофилы полагают, что электронные защиты, якобы,плохо “влияют на звук”))
                  Ну, а серьёзно, чем проще схема, тем меньше в ней ошибок, тем проще она в налаживании.

                  • Василий пишет:

                    Хотелось бы обойтись без налаживания. Собрал, проверил, обрадовался и в коробку его……….

                • NEULO пишет:

                  Собирал аналогичную , правда без высоковольтного ОУ и с комплементарным выходом.. Работает конечно, но ничего особенно хорошего в ней нет. Схема для начинающих. К тому же высоковольтный операционник не обладает высокими параметрами, что видно прям в описании, Кг-01% многовато для современного усилителя, интермодуляционные искажения автор вообще не мерил чтоб не расстраиваться почём зря. А они там должны быть не меньше 0.5%.

                  • Александр Бокарёв пишет:

                    Наш 544уд2 в реальных параметрах выдает быстродействие 100в на мкс, по звуку уделывает дорогущие импортные бурбрауны и аналог девайсы.речь идет о конкретном усилителе , автор его Vadik70, схему эту многие повторили, включая меня. Результат превосходный. Ссылка на схемку есть на веге, в теме фермерский унч,стр15

            • LDS пишет:

              Это изменённая схема. Вы предлагаете если не ошибаюсь первую схему.

              • алексей пишет:

                Да, гоняю первую схему А.Агеева, с одним опером, на 4 Ом акустике. Сейчас дошло, что больше половины мощности я с него и не беру – нет надобности.
                В общем, если охота “собрать и запихнуть” то эта схема сотни раз проверенная, положительных отзывов в инете предостаточно.
                Печатку лучше оригинальную, из “Радио”.
                Не забудьте плату защиты АС с задержкой включения и плавкие предохранители в каждое плечо обоих каналов.

                • Василий пишет:

                  Надо подумать.

                • Александр Бокарёв пишет:

                  В эти дни занимался подбором транзисторов для агеевского унч. Вместо заведомо непарных по усилению наших кт818 819 очень советую недорогой и шикарный импорт 2sd998 2sb778 , усиление 100 на токе полтора ампера, разброс мизерный,к тому же изолированная подошва.цена менее доллара.

                  • Александр Бокарёв пишет:

                    Ребята с радиорынка предлагали вариант аналогов импортных 2sd998 2sb778, незамурованных в пластик и дешевле по цене, но забыл название, спрошу.А еще прекрасная пара для агеевского параллельника BD911 BD912

                • Александр Бокарёв пишет:

                  Агеевский унч из журнала за 1987год но с раскачкой опреационником 544уд2 с летающим питанием, в моей доработке, работал сразу и без проблем. Сейчас к этой прекрасной схеме добавилось второе чудо, с выходом на паре латералов полевиков. Паяется все на макетке типа дуршлаг 5 на 7см за день.Красиво прочно. Ну как вам усилитель с полосой полной мощности 3гц до 1 мгц и выходом 25вт на 8 ом?

                  • Василий пишет:

                    Всё хорошо, но 25 на 8 ом((((. Было бы хотя бы 50 на 4 ома.

                    • Александр Бокарёв пишет:

                      25 ватт на 8 ом предполагает удвоенную мощность на 4 омах, то есть 45 уверенных

                • Александр Бокарёв пишет:

                  Схема унч Агеева из журнала за 85 год выдает на 4 омах 30 ватт с питанием два по 25в.
                  Помнится, играло громко, но у большинстаа усилителей звук портится с ростом мощности, начинает кричать. По этгй причине, нужен запас мощности 5-10 кратный. Слушаем на 10 ватт,,значит, макс мощность 100.

                  • Василий пишет:

                    Это я отлично понимаю. По этому и хочу собрать 100 ватник. Больше 10 ват ни когда не включу.

                  • юрий пишет:

                    Чушь полная. В характеристиках всегда указывалась номинальная мощность , при которой усилитель играл вполне комфортно , не превышающий КГИ. Если же он начинал кричать при номинальной мощности , то усилитель либо не настроен должным образом и кги сильно превышает указанное значение или же неудачная схематехника в виде инженерных ошибок .

                    • Александр Бокарёв пишет:

                      Вы видимо мало возились с измерением усилителей звука и их спектрами. Отсюда вера в постулаты из учебников для совейских анжынеров.да и прислушаться к тому, что у вас несется из динамиков ой как не мешает. После чего уже можно и дедушку мордой об стол поучить.

                    • юрий пишет:

                      Спектры вашим ушам ничего не сообщат)) Лишь только пускать пыль в глаза.
                      К примеру сравнить хороший буржуйский усилитель , он будет играть намного лучше на максимальной мощности , чем любой советский усилитель на 1\3 от номинальной.
                      Смешно? Кто сравнивал тот знает о чём я.

                    • Александр Бокарёв пишет:

                      Если вы человек с пытливым умом и тонким слухом, то непременно поймете сами взаимоотношение измерений с тем, что слышится. И сд елаете выводы из понятого. Мне с высоты своего возраста и то далеко не все понятно, отчего стараюсь каждый день жизни потратить на выяснение пустот в сознании, а заодно порадовать душу прекрасными звуками своей домашней аппаратуры. М ы все слишком большого о себе мнения, а жизнь каждый день подб расывает сюрпризы , после чего вдруг понимаешь, что снова ты дурак и нужно учиться зано во и пересматрив ать свои воззрения . С уважением, АБ.

  4. Василий пишет:

    Два вопроса.
    1. Для 4 ома что то нужно изменить?
    2. Можно ли поднять мощёнки ват до 70-80?

    • Александр Бокарёв пишет:

      Для 4 ом менять ничего не нужно, но транзисторы работают на пределе и поднять питание уже не получится. У автора питание по 35 вольт, в номере 7 за 87 год, это потолок.

      • Василий пишет:

        А может на Сухова “в старом кузове” замахнуться? Или там тоже одни проблемы….?

        • NEULO пишет:

          Там проблемы с прямотой рук, как правило.
          Сборка Сухова требует высокой квалификации собирающего, компонентов много и штука весьма сложная. Но те кто собрал – не жаловались. Ибо Сухов он и в Африке Сухов. На века.

      • юрий пишет:

        Кто вам сказал , что транзисторы работают на пределе и поднять питание не получится?
        На пределе чего? ))

        • NEULO пишет:

          На самом деле там же в статье описано как надо модифицировать выходной каскад чтобы поднять питание.

          • юрий пишет:

            Ага , а потом спустя десятки лет другой радиолюбитель находит недостатки (ошибки) данной схемы и предлагает свой вариант доработки))

            Честное слово заколебали уже.
            Достаточно выставить ток покоя выходного каскада . Возможно в некоторых случаях ещё подобрать резисторы для питания предварительных (дифф., тока., и напр.) каскадов . В данной схеме это R12,R16 и всё.
            Это классический вариант , применим практически к любому УМ .

            • NEULO пишет:

              Вариант изменения выходного каскада был описан в изначальной статье самим Агеевым. Вот его и нужно использовать. А радиолюбители- они могут что нибудь своё предложить. И там уже нужно смотреть, стоит оно того или нет.

              • юрий пишет:

                Да причём здесь Агеев ?
                Шушурин , Акулиничев , Агеев , Сухов и др – это и есть очень грамотные радиолюбители , а не те дилетанты которые обитают на разных форумах включая меня, на базе ихних схем и создавали промышленные усилители . Не было у нас институтов специально для разработки , как за рубежом , поэтому и схематехника слабее , дорого всё это было для социализма.

                • NEULO пишет:

                  Большая ошибка так думать. Они не были радиолюбителями.
                  Эти люди- профессионалы. И работа у них была как раз по нашей теме. Что касаемо дорого, эмм… Давайте сравним что дешевле в производстве какой нибудь усилок Акулиничева или амфитон? Думаю амфитон обойдётся дороже. Там наворочено чёрт те чего в схеме. Можно было Суховский вв в тот же корпус впихнуть.)

                  • юрий пишет:

                    Я не думаю , а знаю. У нас множество инженеров с университетским образованием и все они отличные профессионалы электроники и радиолюбители . Но как говорится которые от бога – можно посчитать по пальцам .

                    • Александр Бокарёв пишет:

                      Сколь угодно инженеров, не способных сочинить правильно звучащее устройство, видимо по причине отсутствия слуха или ощущения от музыки. Гении , как Акулиничев, Шушурин, Агеев, тем и ценны, что их конструкции чрезвычайно музыкальные и повторяемые.А навороченных дров полно в сети, бездарных и мертворожденных. Равно как и фирменных усилителей с никаким з вуком.

                  • Александр Бокарёв пишет:

                    Уважаемый коллега NEULO, мне кажется, что Амфитон как раз более технологичен, схема набивается любой начинкой, без подбора, что для конвейера самое то. А схемы Ивана Тимофеевича Акулиничева это одноколесный цирковой велосипед, освоить который пои всей его простоте не каждому дано, к тому же схема подлежит тонкой настройке, с помощью векторного индикатора искажений. Для чего нужно иметь опыт работы с рриборами и сами приборы

          • Александр Бокарёв пишет:

            Верно подметили. Разгрузить драйвер, применив транзисторы с меньшей площадью кристалла, введя резисторы в эмиттеры выходных транзисторов. Именно так всё обстоит, достаточно потратить пару вечеров на новую схему,чтобы выжать из неё максимум.
            Кстати, подбирая транзисторы из тумбочки, набрел на чудную парочку в драйвер, прямо для данного случая:BD437 BD438, усиление 100 на токе полтора ампера

          • Александр Бокарёв пишет:

            Схема Брагина просто просится переделать её на латералы полевики на выходе, в схеме с общим истоком. В итоге выбрасывается гора деталей , схема упрощается до пистолетного выстрела, обретая скоость, надежность, термостабильность и главное звучность.
            Одно обидно, только поумнел, чтобы возиться с чудом 20го века, латералами, как они исчезают на глазах..

  5. Василий пишет:

    Ну про Сухова в оригинале, что скажете?

    • Александр Бокарёв пишет:

      По мне, так влияние проводов на звучание, чтобы сочинять трехпроводную схему подключения нагрузки, преувеличено, а сама схема перемудрёж. Вот собрал весной схему от Вадика, на пяти деталях, так с первых звуков ясно, что схема редкой красоты звука, не нужно пыжиться, чтобы отличия уловить, да и по измерениям редкий случай, чтобы полоса вверх на полной мощности убежала под мегагерц. А ранее собранный УНЧ Зуева с многопетлевой оос при всей надежности и превосходной повторяемости звучал престранно, нет ощущения легкости и быстроты, звуки словно продираются через вязкую смолу, музыка замедляется.
      А ещё, в свете наблюдений и сравнений, есть у меня предположение, чтобы звучать на равных с ламповым однотактом, транзючок должен иметь просто фантастические параметры в плане бвстродействия. И как пример такой схемы, обратите внимание на мощный операционник LT1210, ток у неё 1,1 ампера , но можно параллелить их по выходу и в итоге получается роскошный 25 ваттник с невиданнвми параметрами в плане скорости.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *