Усилитель «ASR» на MOSFET с токовой ОООС (клон)

tranzS_020 ldsound.ru (7)

Описание конструкции и характеристики усилителя.

Трансформаторы 300 Вт, ~U 2×27 В. “Попа” к “попе”, плата БП и плата УНЧ.

Выявилась одна особенность этого усилителя – это УПТ, надо быть очень аккуратным с подключением к источникам сигнала, проверять на постоянку, и совершать все манипуляции только с выключенным аппаратом!

tranzS_020 ldsound.ru (8)

R19 – надо увеличить до 1,2 кОм – 1,5 кОм. DA1 – AD843JN. DA2 – OP07CP, лучше AD711

Стабилизаторы на 15 – 16 В, 1W R9, R13, надо подбирать в зависимости от напряжения питания УНа от 680 Ом до 2 кОм.

Погонял этот усилок с горячим переключением акустики с другими усилками. Только у него есть “драйв”, особенно заметно на классическом роке! Возможно сказывается отсутствие разделительных конденсаторов и большие ёмкости в питании.

Почистил ЗК и снял характеристикики: ТНД 1 кГц 100вт на 4ома ИМД 19-20 кГц. И для сравнения ASR II Emiter (оригинал):

tranzS_020 ldsound.ru (4) tranzS_020 ldsound.ru (3)tranzS_020 ldsound.ru (2) tranzS_020 ldsound.ru (6)

Добавил на ПП электролит С13-1, как в оригинале. А также, балансировку ОУ. Вариант с гасящими резисторами, годится только, как пробный, обязательно надо делать отдельные, раздельные источники питания!

Примечание: резисторы R1 – R4, в маломощном БП надо подбирать, в зависимости от питающего напряжения!

При сборке усилителя с раздельными БП, диоды VD5 – VD8 и резисторы R9, R13 не нужны.

Рекомендации по установке и размещению трансформаторов.

Регулировка усилителя:

  1. Выставляем 0 на выходе усилителя, балансным подстроечником без интегратора.
  2. Выставляем ток покоя ВК, оптимум 0,5 – 0,6 A на тройку.
  3. Вставляем интегратор, смотрим постоянку на выходе усилителя.

В архиве находятся все схемы и печатные платы к усилителю.

tranzS_020 ldsound.ru (5) tranzS_020 ldsound.ru (1)

Результаты прослушки:

SAS-M (forum.vegalab.ru):

«Сегодня Андрей Константинович привёз свой клон транзисторного усилителя Эмиттер. Сначала мы послушали систему с Императором, а затем не очень быстро, но переключили на Эмиттер. Послушали несколько композиций вместе, а затем АК уехал домой, оставив меня в одиночестве.

Надо сказать, что усилитель Эмиттер весьма хорош. В первую очередь басом, его структурой и негрубостью. Обычно мощные транзисторные усилители бас жёстко, грубо “исполняют”, а этот очень деликатно, я бы сказал, очень в манере Императора, несмотря на то, что у Императора на выходе ТВЗ, а у Эмиттера – нет его.

Ни бочка, ни бас-гитара не могут физически исполнить удар, щипок как падающее бревно… Но часто исполняют-таки. Эмиттер совершенно правдоподобно рисует весь переходной процесс нарастания удара или щипка, показывает его во времени. Это очень важное и, пожалуй, на данный момент главнейшее его свойство.

На неделе посравниваю и усилители Олега и У/В в этом отношении. Хорошая, широкая и глубокая панорама сцены. Хорошая фокусировка инструментов по ширине сцены, правдоподобное расстояние между ними. Но, правда, глубина эта плохо эшелонирована: между инструментами по глубине очень мало различий.

Звучание системы с Эмиттером очень нейтральное, неокрашенное, но приглушённое, матовое, во многом похожее на звучание системы с мощниками Дартзил или с корректором Дартзил, но Императором. Но все эти достоинства имеют своим продолжением и некоторые предполагаемые мною недостатки.

В первую очередь, предполагаю, – это фильтр на 300 кГц на входе, лишающий звуки части их энергии на ВЧ, изменяющий пропорции ВЧ в изначальном сигнале, а этим и форму сигнала, его мелкую структуру.  Это положительно ведёт к довольно большой глубине саундстейджа, делая его достаточно удалённым, поскольку удалённые от слушателя звуки слышатся с ослабленными ВЧ, но это же делает саундстейдж чрезмерно плоским, двухмерным. Этот же фильтр и уменьшает длительность послезвучий инструментов, уменьшая микродинамику. Послезвучия слышны только в пространстве около каждого инструмента отдельно, а их взаимосвязи между собой и размером и особенностями архитектуры помещения исполнения нет, помещение как бы отсуствует. Как будто каждый инструмент играет и записан обособленно, а затем смонтирован в общую и двухмерную картину. Этот же фильтр заметно тормозит быстрые изменения звуков на СЧ/ВЧ, съедая динамику, а не только микродинамику. Возможно, что этому способствует и недостаток ёмкости конденсаторов питания, либо какая-то специфика схемы УН.

Общее впечатление от работы усилителя в моей системе весьма позитивные.  Благодарю АК за возможность послушать истинный УПТ, в том числе, без разделительного конденсатора на входе.»

krulfa (forum.vegalab.ru):

«Вставло свои “пять копеек” в тему. Клон ASR, изготовленный MAXIM_A, побывал у меня дома, и мы отслушивали через него различные ЦАП. Акустика Dynaudio Focus 360. По характеру звучания он чрезвычайно похож на мой усилитель, в котором также используются УН на транзисторах 2SK/2SJ. Звук объемный, выпуклый, выразительный, эмоциональный, с отличной сценой в ширину и глубину, чуть теплый, если сравнивать с подчеркнуто холодными усилителями, например, Lynx 17. Различия звучания ЦАП были слышны легко и непринужденно, разрешение на высоком уровне.

ASR выдает более сильный и глубокий бас, что совершенно объяснимо, т.к. в ASR интегратор был отключен, а у меня работает. Однако нашлось несколько треков, где баса оказалось больше, чем нужно, до порога гудения. Думаю, здесь влияет питание: в представленном экземпляре ASR БП обычный, а в моем усилителе питание стабилизированное и в УН, и в ВК.

По верхушечкам, ASR был чуть острее и более ясно передавал артефакты цифровых записей от ЦАП. В сочетании с более чистым звуковым пространством, большинством голосов – 2.5 против 1.5 – победил ASR.

Резюмируя, работать на акустику Dynaudio без малейших замечаний к качеству звучания середины – это дорогого стоит. С учетом отличной повторяемости и простоты, это лучший усилитель на форуме в своем классе мощности.»

Автор работы: Андрей Константинович (MAXIM_A) vegalab.ru

Комментарии запрещены.