ВНИИРПА им. А.С. Попова

Если вы прогуливались по Каменному острову, что в Санкт-Петербурге, то наверняка обращали внимание на здание, во дворе которого стоит бюст А.С. Попова. В окружении правительственных резиденций и элитных коттеджей, «вдали от шума городского», рядом с дубом Петра I расположился Институт радиовещательного приема и акустики.

Дуб Петра I :

Важные даты:

ВНИИРПА расшифровывается как – Всесоюзный научно-исследовательский институт радиовещательного приема и акустики. Еще он назывался НИИРПА и ОАО ИРПА. В начале 20 века в здании находилась гостиница. В советское время Институт радиовещательного приема и акустики.

1923 – постановлением Правления Электромеханического треста заводов слабого тока от 11.11.1923 создана центральная радиолаборатория ЦРЛ. Через 13 лет приказом Народного комиссариата тяжелой промышленности от 03.09.1936, ЦРЛ переименована в Научно-исследовательский институт радиовещательного приема и акустики.

1953 – на НИИ РПА возложена ответственность за развитие техники в области радиовещательной приемной аппаратуры.

1959 – НИИ РПА присвоено имя А.С. Попова.

1962 – институт получил новое название: Всесоюзный научно-исследовательский институт радиовещательного приема и акустики (ВНИИРПА) с подтверждением статуса института как головного в отрасли, каковым он и оставался до начала перестроечных времен.

1973 – институт награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

Адрес института: набережная реки Крестовки, 3, Санкт-Петербург, Россия. На данный момент на месте института построены коттеджи, а самого здания ВНИИРПА уже нет. На карте слева видно несколько зданий по номерами 3Ас1, 3Ас1 и 5Л, на месте их стоял акустический корпус:

На этом месте когда-то был Институт радиовещательного приема и акустики:

Схематическое и примерное расположение корпусов института:

  1. главный корпус;
  2. акустический корпус;
  3. первый этаж – столярка и цех, второй – конструктора;
  4. гараж;
  5. испытательный центр;
  6. гараж;

П – проходная. Красная точка – там стоял бюст А.С.Попова.

ВНИИРПА им. А.С. Попова состояло из нескольких корпусов, а в 1980 году там работало около 2500 человек. Главный корпус. Акустический корпус – есть на нескольких фото, фасад здания желтоватого цвета, он имел 4 этажа. Корпус, в который входили экспериментальный цех, хим. лаборатория, диффузорка и столярка. Был отдельный корпус для проведения испытаний (климатические камеры, надежность и пр.)


Значительные работы, выполненные в институте:

  1. 1930-е годы аппаратура для озвучивания Красной площади.
  2. 1951 – первая коллективная антенна на здании МГУ.
  3. 1955 – озвучивание стадиона «Лужники».
  4. 1957 – система для синхронного перевода речей на Международной конференции МЭК удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе.
  5. 1960 – первая стереофоническая передача в Ленинграде.
  6. 1967 – комплекс звукового оборудования для телецентра «Останкино».
  7. 1980 – оборудование для озвучивания объектов Олимпийских игр в Москве.
  8. 1990 – оборудование для озвучивания Мемориального комплекса на поклонной горе.
  9. 1994 – оборудование для озвучивания объектов Игр доброй воли.

Акустический корпус, фото сделано перед разрушением:

 

На фотографиях виден угол без окон. Там находилась звукомерная заглушенная (безэховая) камера ЗЗК-4. С другой стороны была ЗЗК-3. Две камеры входили в акустический корпус.

Выше, на левой фотографии, на первом этаже два окна – там располагались электрики. Над ними (второй этаж) – комната с аппаратной ЗЗК-4 (в трудные годы сдавали под репетиционную точку группе “Tequilajazzz”). Третий этаж – лаборатория Алдошиной И.А., (у окна слева сидел Баринов А., до него там был Мазголин, работал с отраслью). Четвертый этаж, два первых окна – лаборатория микрофонов (одна из комнат), далее комнаты акустического отдела.

Акустический отдел состоял из нескольких лабораторий:

  1. микрофонов (Горбунова Е.К. Вахитов Ш.Я. и еще около 30 человек);
  2. перспективных исследований (Алдошина И.А., Бревдо В.Б., Войшвилло А.Г., Баринов А. и др., всего около 40 человек);
  3. профессиональной акустики – (Домбровсий Р.В., около 20 человек);
  4. бытовые мелочи (Мазголин, Веселов, Гак М.З., всего около 30 человек);
  5. лаборатория Адаменко;
  6. лаборатория сотовых динамиков, МП “Звук” был потом (Романова Т.П.);
  7. спец. акустика и динамики, начальником отдела был Ахматов Андрей Андреевич;
  8. лабораторию субъективной оценки качества звучания (Мельберг Я.А., около 15 человек).

Парк около института:


В рамках одной статьи невозможно рассказать обо всех достижениях института, о людях, создававших отечественную бытовую радиоэлектронную и акустическую аппаратура (БРЭА) и уникальные измерительные комплексы. Ведь институту исполнилось 79 лет на момент 2002 года. Полное  описание истории ИРПА им. А.С. Попова заняло бы более 200 печатных листов, а это уже целая книга (к сожалению, до сих пор не изданная). Поэтому далее остановимся только на описании звукомерных заглушенных камер (ЗЗК) сердца электроакустического измерительного комплекса ИРПА.

Первая ЗЗК была оборудована в институте в 1974 году. Развитие отрасли БРЭА потребовало новых подходов к измерениям электроакустических характеристик. Была проведена огромная работа по поиску новых звукопоглощающих материалов, и в 1952 году построена ЗЗК в ИРПА и на Муромском радиозаводе, где впервые применялись звукопоглощающие клинья из теплоизоляционного материала миноры. В дальнейшем, с целью снижения затрат при строительстве ЗЗК на заводах и предприятиях отрасли, были разработаны звукопоглощающие клинья из штапельного стекловолокна и налажен их выпуск на Ивотском стекольном заводе ПО «Брянскстекло».

В 1964 и 1965 годах вводятся в действие две большие ЗЗК (ЗЗК-3 и ЗЗК-4) ИРПА.

ЗЗК-4 имеет вид параллелепипеда (10х10х13 м) с толщиной стен в два кирпича, помещенного внутри основного здания на отдельном фундаменте, который представляет собой бетонную плиту толщиной 2 м, лежащую на сваях длинной около 15 м. Промежуток между стенами камеры и основным зданием шириной 0,7 м используется для выравнивания температуры. Внутренняя поверхность камеры покрыта звукопоглощающими клиньями из штапельного стекловолокна длиной 1 м. Промежуток за клиньями (0,15 м) покрыт матами, также изготовленными из стекловолокна. В геометрическом центре ЗЗК (на высоте 5 м) натянута металлическая сетка для перемещения по камере и установки испытуемой аппаратуры. Специально рассчитанное для размещения образцов место, позволяет проводить измерения на расстоянии до 6 метров, обеспечивая измерения профессиональных концертно-театральных акустических систем. Для проведения измерений звукового тракта приемников и телевизоров камера экранирована. В ЗЗК-4 замолкают мобильные телефоны.

Уровень собственных шумов не более 14 дБ. Неравномерность звукового поля 1 дБ. Измерительный комплекс позволяет исследовать излучатели и приемники звука по всем параметрам в диапазоне 20–40000 Гц, проверять электроакустические характеристики звуковоспроизводящих устройств на соответствие требованиям ГОСТ, МЭК, ИСО.

Вторая ЗЗК (ЗЗК-3) отличается от ЗЗК-4 размерами (10х9х10 м) и отсутствием экранирования, но обладает повышенной звукоизоляцией. ЗЗК-3 и ЗЗК-4 внесены в реестр уникальной стендовой и испытательной базы России.

Измерительный комплекс ИРПА  им. А.С. Попова аттестован Госстандартом России и является единственным в нашей стране сооружением, располагающим столь исключительными возможностями.

Хотелось бы отметить, что с появлением цифровых методов измерений характеристик акустических систем и громкоговорителей у определенной части специалистов и любителей создалось впечатление, что теперь можно вполне обойтись без звукомерных звукозаглушенных камер и при этом получить достоверные результаты. Это неверно. Несмотря на то, что цифровые методы измерений обладают рядом преимуществ, область их применения ограничена, причем небольшие ограничения относятся к области низких и высоких частот. Оптимальным  подходом является использование и компьютерных измерительных станций, и ЗЗК, что и должно было произойти в ИРПА им. А.С. Попова в ближайшем будущем.


В институте, в отделе электроакустики, который возглавлял Соколов С.Я. работали в области теории и техники микрофонов. Он фактически является основателем отечественной школы электроакустики, технической гидроакустики и ультразвука. В начале тридцатых годов там были разработаны первые отечественные конденсаторные (КМ-2 и КМ-3) и ленточные (МЛ-1, МЛ-2, МЛ-6) микрофоны, в середине тридцатых – несколько моделей ненаправленных динамических катушечных микрофонов. В этот же период создаются основы теории и расчета различных типов электроакустической аппаратуры. В этой работе принимают деятельное участие такие выдающиеся ученые-акустики (в то время – сотрудники ЦРЛ), как А.А. Харкевич, Л.Я. Гутин, Л.Л. Мясников, а также ещё молодые  разработчики:  В.К. Иофе, Р.П. Волков, М.А. Сапожков и др. На базе лаборатории микрофонов и головных телефонов ВНИИРПА им. А.С. Попова возникло предприятие ООО «Микрофон СПб», поэтому его история неразрывно связана с этим известным в своей области научно-исследовательским институтом.


За измерениями Бокарёв А.Б. в ЗЗК:


Известные АС, разработанные ВНИИРПА:

  1. 75 АСП-101
  2. 100 АС-001 «Пассат»
  3. 100 АС-101 «Орбита»
  4. 100 АСК-103 «Протей»
  5. 150 АС-001 “Электроника”

Слева – 50 АС-021, изготовленная в ВНИИРПА и переданная сначала на “ПО Вега”, а затем на “Красный Луч”, и с этой акустики вышел Корвет 75 АС-001.

Справа – коаксиальная акустика “Протей”, изготовленная в ВНИИРПА и передана на Красный Луч, из неё сделали Кливер 75 АС-101.


всего есть свое начало и конец. И как не печально институт ВНИИРПА не исключение. Фото того, как его закрывали:


Фото того, как разрушали и строили новые постройки:


Но как ни странно, кое-что уцелело, конечно, не считая самих изделий, которые родились в институте – это бюст Александра Степановича Попова, он стоял перед главным корпусом ВНИИРПА, теперь находится в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ»:


В подготовке статьи хочу поблагодарить:

  1. Баринова Александра (работал в институте, 1980-2005 по последней должности главного метролога, +2 года после арендовал комнату на территории института). Он поделился многими фотографиями и информацией по ВНИИРПА. Отдельная часть статьи написана по статье из журнала “Аудиомагазин” за 2002 год о ЗЗК, материал для которой подготовил Александр.
  2. Игоря Иванова за отдельные фото.
  3. Александра Бокарёва за некоторые фото и воспоминания.

Статью подготовил: Дмитрий (LDS), специально для ldsound.ru

14.01.2018 13:25

48 комментариев: ВНИИРПА им. А.С. Попова

  1. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    От себя добавлю. Все измерения в безэховой комнате производятся на стальной сетке, натянутой на 6-метровой высоте над подвалом, дно которого выложено клиньями из звукопоглотителя. Если присмотреться, стены камеры выложены такими же клиньями. Ощущение, что ходишь по батуту, сетка пружинит, а под ногами сквозь капроновую ткань видна пропасть.
    Ещё хочу развеять странные мнения, гуляющие в сети, о том, что колонки в этом помещении звучат якобы мертво, холодно и безжизненно. А ничего подобного.
    Именно здесь колонки лишены привычного комнатного гудения, превращающего музыку в винегрет. И когда после настройки фильтров мы включили музыку, душа переполнилась радостью от такого звука.
    Строения эти по затратам стоят миллионы долларов и видеть, как эти уникальные безэховые камеры снесли для постройки на их месте каких-то там коттеджей- тяжко.

    • Владимир. пишет:

      А вабще.на момент написания статьи что-нибудь осталось от предприятия.

    • Владимир. пишет:

      И можно ли по бывшим работникам поискать редкую аппаратуру этого предприятия?

      • Евгений пишет:

        А какая аппаратура нужна? Насколько мне известно, опытный завод ВНИИРПА приказал долго жить значительно раньше. В самом же ВНИИРПА, по моим сведения 2007 примерно года, производства почти не было: делали комплект кинотеатра АС “Попов” и вроде всё.

        • Владимир. пишет:

          Электроника-150АСАТ нужны очень.

          • Евгений пишет:

            Я думаю. что искать нужно на интернет-барахолках, а не у сотрудников ВНИИРПА. 150ас-001 продаются на Авито даже сейчас, а вот первые экземпляры с высокими ВЧ-излучателями – даже не знаю, где взять. Скорее всего, нужно просто мониторить барахолки.

            • Евгений пишет:

              К тому же 150АСАТ серийно выпускались “Ферроприбором” в Красном Селе. А опытные экземпляры именно из ВНИИРПА, как мне кажется, найти практически нереально. Даже сложно установить, сколько штук их сделали.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Колонки 150АСАТ есть у знакомого, я ездил к нему с измерилкой, снял ачх и послушал звучание. Также у владельца колонок есть коллекция излучателей Хейла разной высоты, полуторной и двойной-по его словам. Одиночные Хейлы я измерял и слушал в другом городе, впечатление одно : это шедевр звука. Безупречные по ровности и красоте , идентичная пара . Включили их вместо родных титановых куполов к акустике B-W DM601 – получили роскошное звучание и ровнейшую ачх. Горжусь нашими мастерами из НИИРПА. АБ.

              • игорь пишет:

                Ни полуторных ни двойных хейлов институт не делал был один мембрана 13 см высотой, когда колонку отдали на завод мембрану сразу переделали на 10 см потом 8см и 6см. Чьего производства у Вашего знакомого хейлы?

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Я уточню, когда снова увижусь с владельцем Хейлов. Но когда это будет….
                  Сейчас по прошествии лет трудно вспомнить точный размер, но то, что младшие Хейлы (6 или 8см) выдавали ровнейшую ачх и красивый ясный звук.
                  В конце недели попробую связаться с хозяином Хейлов, уточнить реальные размеры динамиков из его коллекции и может быть, адрес производства.

        • Борис пишет:

          В 2007 уже не было НИЧЕГО и НИКОГО!!!

      • Борис пишет:

        Можно и поискать

    • Владимир. пишет:

      За статью однозначно одобрение.

  2. Г. Владович пишет:

    Здравствуйте. С интересом прочитал статъю. Тоже вопросы естъ уваж. Бокареву Александру. Можно написатъ в личъку?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      От посещения безэховой камеры НИИРПА осталось много фотографий, но они погибли вместе с компьютером. Попробую узнать , не сохранились ли они у питерских ребят, которые организовали эту работу.
      Одна фотография есть , вот она^

      • Куприянов Александр пишет:

        Жёсткие диски ремонтируются. Магнитные диски не ломаются. Данные на них сохранены. Ломается механика. Даже можно сам диск вынуть и пересадить в исправный винчестер , подобного типа. А то так можно много ценного потерять. Уж в Ростове то такие мастерские есть. Правда стоит это как новый HDD + работа. Но ценные данные дороже.

  3. Игорь пишет:

    Колонки “Русь” не имеют отношения к институту их разработала и делала фирма “Звук”

    • LDS пишет:

      Поправил Игорь. Вам верю. Где-то вычитал, что изготовляли ее в ВНИИРПА.

      • Евгений пишет:

        Я слышал, что фирма “Звук” состояла из бывших сотрудников ВНИИРПА. Насколько это правда – не знаю.

  4. игорь пишет:

    Касаемо “150 асат”их было сделано в институте 9 шт, макет не в дизайне 1 шт хейл из оргстекла передан на завод (фото на сайте есть) 4 шт “150 асат-002 две у меня две у разработчика, 4 шт “150 асат-001″(фото дизайнерских рисунков на сайте есть, живьем фото не делали) были вывезены ночью из института попросту украдены,кто то их в 90х видел в комиссионке.Вот такая история.

  5. Анна пишет:

    Спасибо за статью! Благодаря ей память о ВНИИРПА не исчезнет! Жаль про завод нет информации и фото. Он тоже канул в лета…

  6. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Со слезами на глазах смотрю уникальные фотографии былого величия, гордости страны, уникальных сооружений. Читаю воспоминания ученых, разработчиков , акустиков, метрологов, приобщенных к разработке лучших отечественных акустических приборов, оценить параметры и звучание которых удалось недавно. И понять масштабы утраты.
    Рад и счастлив, что довелось побывать в этом уникальном сооружении, получить незабываемый опыт работы , запомнить на всю жизнь прекрасных сотрудников безэховой камеры НИИРПА. Короткий но яркий момент моей жизни. С уважением, Бокарёв Александр.
    ПС. Самому факту посещения безэховой камеры НИИРПА я обязан своим Петербургским друзьям, Георгию Архипову и Чуманову Дмитрию. Именно их колонка на фото.

  7. Евгений пишет:

    Такое впечатление, что у государства нет стратегии – делает что-то, авось получится. В СССР вроде как стратегия была и ьыло хоть в какой-то мере понимание, как достичь поставленных целей

    • ZLOIVOVAN пишет:

      Поставленные перед собой стратегические цели – личное обогащение,выполняют ударными темпами.Правда при этом ничего не создается, а лишь разворовывается созданное при СССР.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Не только разворовывается, но и добивается та же система проф.образования, начиная от пту , техникумов, училищ при заводе(ВТУЗ) и выше. За свои деньги отучиться в институте, чтобы выйти оттуда ненужным никому и снова искать, куда приткнуться, на любых условиях, хоть кем. Зато – высшее, не хухры. Позорище.

      • Vip Kit пишет:

        Во времена СССР стратегия и приоритеты: космос, тяжмаш, ВПК,оборонка,минатом. Легпром и прочая разнобытовая техника в приоритеты не входила. Так, что все те удачные новаторские разработки
        НИИРПА, так и остались в экспериментальных образцах. В лучшем случае в мелкосерийном производстве. Стратегические решения принимались только с согласия партийных органов, а там аргументы далёкие от понимания качества звучания. Зачем, и так хватает орбит, радиотехник и пр.
        А, вот экономия и соц. соревнование,на ура были. Гнобилось в СССР, ВСЁ, для создания качественного конкурентоспособного звука !

        • ZLOIVOVAN пишет:

          СССР нет уже почти 30 лет. Качественного звука так и не появилось, а тот что был исчез почти полностью.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Печально, но это так. Сейчас на хорошей остроенной домашке можно оценить качество советского винила, оно достойное, что бы там ни говорили. А в те годы – что можно было понять из звука разных бульдозеров.
            Вертушка хорошая-усилитель никакой, усилитель приличный-колонки хлам. И в кучу это никогда не складывалось, даже у владельцев фирменной техники. Там тоже свои мифы и легенды. А на деле- тот же ширпотреб, более красивый и дико дорогой.
            Единственный усилитель, оставивший теплые воспоминания- Одиссей , самый первый, сделан в Киеве , объединение им.Королёва. Что снаружи, что внутри- сказка. Монтаж-жгуты, винт-шайба-гровер-гайка-краска. Не разбираемый, в космос можно лететь на таком аппарате. Чудо а не усилитель. И звучал красиво.

            • ZLOIVOVAN пишет:

              Были в СССР приличные аппараты, на уровне мировых того времени. Приоритет в развитии отраслей группы А был правильный, имея свои технологии всегда можно организовать производство ширпотреба.К сожалению в позднем СССР (при Мишке меченном )этот процесс превратился в катастрофический развал высокотехнологичных отраслей.

            • Vip Kit пишет:

              Достойный, пока его с английским первопрессом LP не сравнишь. На этом все достоинства, кроме цены
              заканчиваются.
              Все эти ,,тайные технологии” внезапно исчезнувшие,как золото партии(КПСС), просто иллюзия.
              Tehnics SB-10,SB-1000,SB-8000,Sony AMR-6, Diatone 5000, да простой Pioneer CS-77, вот технология !
              Сейчас море хорошего звука, от отечественных производителей, как крупных(Arslab), так и мелких(авторских – hend made).
              Росхайэнд – есть на что посмотреть !

              -77, вот это технология

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                На Росхаенд последние 5 лет регулярно езжу, но чтобы там что-то зацепило из звучащего- скорее исключение из правила.
                Но бить себя в грудь, доказывая великий звук из 70-х – тоже нет. И там хитрованы владели рынком, цепляя лохов на крючок рекламной брехни.
                Реальных шедевров тех лет- по пальцам руки.

  8. L.I.N. пишет:

    очень интересно….

  9. Максим пишет:

    Хочется пожелать плохого тем, кто снёс эти комнаты глухие. Ярчайшее впечатление жизни!

  10. Александр пишет:

    Хочу!!
    Истории хочу. АСАТ 001 и 002
    Хоть понимаю, что цени истории – космос))

  11. Сикорский Игорь пишет:

    В конце 70-ых начале 80-ых во ВНИИРПА им. А.С. Попова в лаборатории лазерной звукозаписи работали над созданием лазерного аудиопроигрывателя, и было создано несколько экземпляров – Луч-001 и Луч-002. Луч-002 был, так или иначе “серийный” (собрано несколько аппаратов как минимум). Стандарт был свой, несовместимый с CD-DA. Надписи, которые могут иметься на аппарате – Луч-002, Луч, “Супер Hi-Fi”. Состоял из двух блоков – в одном был цифро-аналоговый преобразователь, во втором оптомеханический блок.
    Мы писали на нашем сайте статью по поводу отечественных ПКД и интересуемся темой: http://red-innovations.su/sheets/pcd.html

    Так вот, сохранилась акустика, произведенная во ВНИИРПА, которая тут и обсуждается, а видел ли кто-нибудь в живую Луч? Может быть, у кого-то он есть? Может быть, какой-то музей располагает таким аппаратом? Может быть, есть какая-то информация, относительно данного проигрывателя?

Добавить комментарий для ZLOIVOVAN Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *