Возвращение легенды. Сабвуфер в авто на 75 ГДН-1-8

Наверное каждый второй имел дело с этими динамиками, такие применялись в советских АС типа S-90B или S-90D в качестве низкочастотного звена. Вот и ко мне впервые попал в руки НЧ динамик 75 ГДН-1-8 87-го года выпуска, на нем уже был заменен подвес и довольно качественно. Давайте взглянем на старый корпус колонки АС-90.

subS_012 ldsound.ru (8)

Старая колонка, и мой короб

По моим подсчетам 60 литров чистого объема и крохотный порт давали настройку в районе 20 Гц, по-моему, это грубейшая ошибка конструкторов, так низко не настраивают свои короба даже любители злейших негров. От такой низкой настройки пользы абсолютно никакой, хотя если посмотреть в документацию к тому же 75ГДН можно увидеть Fs=25 Гц (±5 Гц), но это вызывает сомнения, так как Fs низковата для легкого бумажного 10″ подвеса.

В общем что тут рассуждать, измеряем реальные параметры динамика: Fs=36,7 Гц Qts=0,42, Vas=44 литра. Считаем в Bassbox 6 Pro оптимальное оформление. Сабвуфер планируется устанавливаться в ВАЗ 2112, добавляем файл передаточной функции данного автомобиля, получаем вот такой график:

subS_012 ldsound.ru (7)

Фазоинвертор 45 литров 38ГЦ. Белый график АЧХ сабвуфера в свободном поле, красный — с учетом ПФ ВАЗ 2112.

АЧХ можно чуть выровнять опустив настройку порта, но это далеко не насос и 38Гц будет достаточно. Такой короб должен играть от 33 Гц до 57 Гц ( по уровню -3 dB), частоты выше 60 Гц, салон уже не усиливает и даже глушит, так что мидбас просто обязан перехватывать эстафету у сабвуфера на 60 Гц. В той же программе Bassbox задаем параметр мощности 100 Вт и смотрим график зависимости линейного смещения диффузора от частоты, ниже 33 Гц ход начинает превышать x-max, соответственно сабсоник необходимо настраивать именно на эту частоту, достаточно будет 2-го порядка. Довольно высокая чувствительность динамика (более 90 dB), позволяет сэкономить на усилителе, хватит 2*80Вт, если подключить мостом к 8-ми омной головке, да и усилителю будет легче работать.

Сборка

Тут ничего особенного, материал советская ДСП.

subS_012 ldsound.ru (9)

Сам динамик, короб и труба

Кстати она по плотности лучше многих современных материалов, примерно как МДФ. Распиливаем, собираем с помощью клея и саморезов, порт — обычная 110-я труба.

subS_012 ldsound.ru (4)

Динамик довольно старый, короб собирал с ностальгией))

subS_012 ldsound.ru (5)

Отверстия вырезал лобзиком

subS_012 ldsound.ru (1)

После сборки обтянул черным кожзамом подложив снизу слой 5 мм поролона

Провод вывел через герметичное отверстие, никаких лишних соединений:

subS_012 ldsound.ru (10)

Фото, чтобы подразнить аудиофилов. Обычный ПВС 2х2,5 мм²

subS_012 ldsound.ru  (6)

Решетку и порт покрасил автомобильной краской и залакировал

subS_012 ldsound.ru  (2)

Сначала прошиваем стороны на швейной машинке, затем вручную стягиваем нитками

subS_012 ldsound.ru  (12)

Вид с другой стороны

subS_012 ldsound.ru  (3)

Все в черном стиле

К сожалению, в машину еще не поставил (в поиске простенького двухканальника), но домашнее прослушивание от TDA-шки удивило, звучит отменно, я бы никогда не променял его на тупые “насосы”, которых щас хоть пруд пруди. Всем добра и удачных выходных.

subS_012 ldsound.ru  (11)

Готовая работа

Автор работы: Сергей Лебедев (kitafonchik)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *