Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова

Автор схемы этого усилителя занимается конструированием высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры с 1963 года. По моему мнению, он немало преуспел в этом. Конструкции его имеют отличное звучание, легко повторяемы и имеют заслуженный успех даже у начинающих. Я лишь (с разрешения автора) изложу особенности его работы.

Вниманию читателей предлагается простая оригинальная схема усилителя мощности в двух вариантах. Первый – бюджетный, с автоматическим смещением выходной лампы. Второй – с фиксированным смещением от отдельной обмотки силового трансформатора.

По мнению автора схемы, вариант с фиксированным смещением отличается более глубоким и красивым звуком, хотя и вариант с автоматическим смещением вас не разочарует, позволив всем его повторившим, не узнать звучание своих любимых записей.

 tubeS-002 ldsound_ru (1)

Рис.1 Вариант схемы А. Манакова с автосмещением выходной лампы. Выходной трансформатор фирмы “Аудиоинструмент”

 

Схема усилителя в варианте с автосмещением выходной лампы приведена на рис.1 Входной сигнал после регулятора громкости подается на управляющую сетку двойного триода 6Н2П.Лампа эта имеет высокий коэффициент усиления и высокое внутреннее сопротивление, что в данном случае не очень хорошо. В подробности этого я вдаваться не буду, так как об этом можно прочитать в любой радиотехнической литературе.

Основной особенностью включения лампы предварительного каскада является параллельное включение двух триодов, находящихся внутри одного баллона лампы 6Н2П. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношение сигнал/шум. Сопротивление нагрузки выбрано не случайно, при этом достигается компенсация коэффициента нелинейных искажений выходного каскада и высокая динамика сигнала. Конденсатор 470 мкф, шунтирующий резистор катода, позволяет устранить влияние обратной связи, уменьшающей усиление первого каскада.

Конденсатор 0,22мкф является разделительным и от его качества очень сильно зависит звук усилителя в целом. Можно применить ФТ, К71, К78 ,при желании получить более “теплое” звучание К40У-2, К40У-9, К42У-2. Не рекомендуется БМ, МБМ ввиду их утечки. Нежелательно применять К73 из-за их менее естественного звучания. Еще одно. При применении выходного трансформатора ТВЗ 1-9,емкость этого конденсатора следует уменьшить до 0,047-0,068 мкф. Дело в том, что ламповый однотактник при внешней простоте -конструкция сложная, например, емкость этого конденсатора входит в расчет амплитудно-частотной характеристики выходного каскада.

Теперь о выходном каскаде. Лампа 6П43П была выбрана не случайно. После прослушивания многих экземпляров ламп 6П14П,6П18П,6П43П было отдано предпочтение именно последней. Конструкция лампы характеризуется правильной геометрией внутренних частей, что само по себе говорит о высоком классе этого пентода. Поставьте именно эту лампу. Вы будете вознаграждены сочным и ярким звучанием, прекрасной детализацией звука и его оттенками.

Емкость конденсатора в цепи автоматического смещения можно увеличить до 1000 мкф (сравните звук), а резистором, включенным параллельно этому конденсатору, выставляется ток катода выходной лампы в пределах 50 ма (в варианте с автосмещением).

Автор использовал выходной трансформатор ТВЗ 1-9 от лампового телевизора, перебранный и “сваренный” в парафине заново, заменив бумагу в зазоре на чертежную кальку, я же использовал трансформатор TW6SE московской фирмы “Аудиоинструмент”.

По моему мнению, отличному, например, от мнения Симулкина, схема усилителя которого приведена в журнале “Радиохобби” №2 за 2003год (стр.57), никакой другой режим, кроме триодного, использовать не нужно. Рассуждения Станислава на странице 58 о пентодном включении выходной лампы для рок-музыки,ультралинейного для шансона и реггей, а триодного для классической музыки мне кажутся спорными. Эклектикой можно заниматься, но к звуку это никакого отношения не имеет. Основы построения высококачественных усилителей неизменны в течение многих десятилетий. Это:

1. Кратчайший, с наименьшими потерями, путь сигнала.

2. Высококачественные комплектующие.

3. Триодный режим выходного каскада.

Щелкать переключателем, да еще в анодной цепи, нелогично и нецелесообразно. С этим к сурдологу.

 tubeS-002 ldsound_ru (2)

Рис. 2 Схема БП для усилителя А. Манакова на 6П43П с автосмещением

 

Вариант блока питания приведен на рисунке 2. Схема БП не отличается от описанных многократно и в комментариях не нуждается. Питать накал постоянным током не нужно, это приведет к ухудшению микродинамики.

 tubeS-002 ldsound_ru (3)

Рис. 3 Вариант схемы А. Манакова с фиксированным смещением выходной лампы.

 

Для варианта усилителя с фиксированным смещением выходной лампы, схема которого приведена на рис. З, в блок питания добавляется дополнительный источник напряжения смещения, схема которого дана на рис.4. Подстроечным резистором R2 выставляется напряжение 0,04-0,05 вольт в контрольной точке К.Т. на схеме усилителя рис.3.

 tubeS-002 ldsound_ru (4)

Рис. 4 Схема БП для варианта с фиксированным смещением.

 

В заключении привожу параметры усилителя при фиксированном смещении, измеренные А. Манаковым.

Р вых =2,5 Вт при КНИ=2-3% на частоте 1000 Гц. При Рвых=2,2 Вт КНИ=0,8-1% При использовании ТВЗ 1-9 частотный диапазон с 35-40 Гц до 18-19 кГц при неравномерности 1,5-2,0 дБ. (Зависит от качества исполнения ТВЗ 1-9). При использовании TW6SE фирмы “Аудиоинструмент”, диапазон частот еще шире. Более подробно об изделиях этой фирмы можно узнать по ссылке на сайте моего хорошего друга Михаила Торопкина www.metaleater.narod.ru

Пусть вас не пугает невысокая выходная мощность – в комплекте с акустикой, чувствительностью от 90 дБ, 2-З Вт вполне достаточно.

В дальнейшем предполагается ознакомить читателей со многими схемами А.Манакова, отличающимися простотой и оригинальностью, а так же прекрасным звуком.

 

Автор: Пузанов В., г Брянск

2 комментария: Высококачественный однотактный усилитель мощности Манакова

  1. Виктор пишет:

    Вы уж меня извините, но УНЧ по этой схеме я паял ещё в 1960 году, копируя УНЧ с бытовых радиоприёмников того времени и включая триоды параллельно.Какое отношение к этому имеет Манаков. не пойму. Тогда все школьники 6-8 классов увлекались строительством УНЧ и модуляторов применяемых в “фулюганских” передатчиках.Причём по этой схеме начинали, а вскоре переходили на Г-807 и ГУ-50, применяя в качестве выходных трансформаторов(модуляционных) силовые трансформаторы от РПУ “Урал-57” и аналогичных в которых использовались кенотроны. Пересмотрел все схемы-сплошной плагиат с 60-х годов.Всё новое-это просто забытое старое! Только тогда в паспортах аппаратуры писали уровень нелинейных искажений 4-10%, а диапазон воспроизводимых частот 100-8000гц. Самыми “крутыми” чуть позже стали магнитофоны-“Днепр-11”, МАГ-59, “Тембр” и радиолы с верхней частотой 12000гц, и потом появились “Симфонии” с 15 000 гц на линейном выходе.Тогда писали в “букварях” что магнитные свойства трансформатороного железа не позволяют получить на выходе выше 12 000гц, потому как сегодня с того же железа снимают 20 000 или 80 000 вааще не вьеду! Может вы какими-то другим приборами пользуетесь?Но как показывала практика при 16 000 гц, обычно выгорали ВЧ динамические головки, как они работают сейчас-не понятно!В 80-х горели 10ГИ-30 на УНЧ с верхним пределом 20 000гц, а у них паспортная граница 31, 5Кгц! Может Вы нас дурите, рассказывая сказки?

    • Юрий пишет:

      Только и остается “понять и простить” Ваш преднамеренный флуд. Преднамеренный потому, что Вы, столь искушенный знаток технических характеристик аппаратуры, не можете не знать, что качество и свойства электронных компонентов определяют параметры звуковоспроизводящих устройств. Производство радиоэлементов и источников звука в СССР постоянно совершенствовалось в 70-80-90е годы, хоть и с отставанием от передовых “забугорных” технологий. Появлялись новые метало-ферритовые сплавы, улучшалось качество трансформаторов, радиоламп, транзисторов и пассивных элементов. На смену пьезоэлектрическим звукоснимателям “Симфонии” и “Эстонии” пришли электромагнитные. Магнитная лента Типа2 была вытеснена Типом 6 и затем полностью перешли на Тип10. Соответственно улучшались параметры звуковоспроизводящей и записывающей аппаратуры. Акустика также претерпевала качественные улучшения. Вы преднамеренно задаете провокационные вопросы, думая, что “народ” кинется убеждать Вас в обратном, тем самым привлечь к себе внимание. Действительно, не “дурите” нам мозги своими псевдо сомнениями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *