Высококачественный усилитель 20 Вт/4 Ом (Бать, Середа)

Назначение: для работы в аппаратуре высококачественного звуковоспроизведения.

Характеристики:

Рабочий диапазон частот: 20 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц: ±0,5 дБ
Номинальная выходная мощность: 20 Вт/4 Ом
Коэффициент нелинейных искажений (КНИ): 0,7%
Чувствительность при номинальной мощности и входном сопротивлении 10 кОм: 1 В
Относительный уровень помех: 86 дБ

Принципиальная схема усилителя приведена на рис. 1:

Высококачественный усилитель 20 Вт/4 Ом (Бать, Середа)

В отличие от большинства высококачественных усилителей, он питается от выпрямителя без стабилизатора. Напряжение на выходе нестабилизированого выпрямителя зависит от потребляемого тока, величина которого, в свою очередь, определяется выходной мощностью. При отсутствии входного сигнала ток покоя усилителя равен примерно 60 мА. В этом режиме выпрямитель позволяет получать два напряжении по 25 В с разной, относительно общего провода, полярностью. При наличии входного сигнала ток, потребляемый от выпрямителя, возрастает, а напряжение на его нагрузке уменьшается. В таблице 1 приведены значения напряжения выпрямителя и номинальной выходной мощности при различных сопротивлениях нагрузки.

Таблица 1

Rн, Ом Uв, В Pвых, Вт
15 22х2 14
7,5 20х6 16
4 18х2 20

При воспроизведении музыкальной программы изменения напряжения на выходе выпрямителя зависят от статистического распределения мощности в программе. Среднее значение тока, потребляемого от выпрямителя при воспроизведении музыкальной программы, обычно не превышает 30% от тока, потребляемого в режиме синусоидального сигнала при номинальной выходной мощности. Таким образом, при воспроизведении музыкальных программ усилитель, питающийся от нестабилизированного выпрямителя, работает при изменяющемся напряжении питания. Поскольку выходная мощность бестрансформаторного усилителя определяется соотношением питающего напряжения и сопротивления нагрузки, пиковые значении выходной мощности при прослушивании музыкальной программы могут заметно отличаться от значений номинальной мощности, указанных в таблице. 1.

Для иллюстрации этого положения были проведены следующие измерения. Вначале было измерено среднее значение напряжении Uв и амплитуда пульсации Uпульс на выходе выпрямителя при 30% выходной мощности на нагрузке Rн=7,5 и 4 Ом, а затем выходная мощность усилителя при питании от двух стабилизированных источников, напряжение которых равно среднему значению напряжения стабилизированного выпрямителя за вычетом амплитуды пульсации. Влияние пульсаций необходимо учитывать, так как мгновенные значения питающего напряжения отличаются от среднего значения на величину амплитуды пульсации. Результаты измерений сведены в таблице 2.

Таблица 2

Rн, Ом Uв, В
при
Pвых=5 Вт
Uпульс, В Uст, В Pпик, Вт
7,5 23х2 1 22 21
4 21,5х2 1,2 20,3 31

Усилитель можно питать и от стабилизированного выпрямителя. В таблице 3 показаны результаты измерения выходной мощности усилителя при питании от двух стабилизированных источников.

Таблица 3

Rн, Ом Uв, В Pвых, Вт
15 24х2 17
7,5 24х6 34
4 24х2 49

Рассмотрим другие особенности схемы усилители. Нагрузка подключена к выходу оконечного каскада без разделительного конденсатора. При таком включении на выходе усилителя нужно постоянно поддерживать нулевой потенциал относительно общего провода, в противном случае через громкоговоритель будет протекать постоянный ток, что нежелательно. Для поддержания нулевого потенциала усилитель охвачен глубокой отрицательной обратной связью, напряжение которой через резистор R7 подается на базу транзистора Т2, работающего в дифференциальном каскаде.

База транзистора Т1 соединена с общим проводом через резистор R1. Таким образом, в дифференциальном каскаде сравнивается потенциал на выходе усилителя с нулевым потенциалом общего провода. Если постоянное напряжение на выходе усилителя становится отличным от нуля, на выходе дифференциального каскада появляется сигнал, который усиливается последующими каскадами и подается в противофазе на выход усилителя. Одновременно дифференциальный каскад позволил значительно снизить влияние температурного дрейфа входных характеристик транзисторов Т1 и Т2 на стабильность потенциала на выходе усилителя. Конденсатор С4 в коллекторной цепи транзистора Т3 и шунтирующая нагрузку цепочка С6R19 препятствуют возбуждению усилителя на высоких частотах. Подстроечный резистор R9 служит для установки начального тока оконечного каскада усилителя.

Детали и конструкция

Монтаж усилителя выполнен на печатной плате. Расположение деталей и печатный монтаж показаны на рис. 2 и рис. 3. Выходные транзисторы Т8 и Т9 установлены на радиаторах площадью 100 см2. Терморезистор R20 закреплен на радиаторе транзистора Т8.

Рисунок 2:

Высококачественный усилитель 20 Вт/4 Ом (Бать, Середа)

Рисунок 3:

Высококачественный усилитель 20 Вт/4 Ом (Бать, Середа)

Транзисторы Т1 и Т2, работающие в дифференциальном каскаде, желательно подобрать так, чтобы их коэффициенты передачи по току отличались не более, чем на 15%.

В этом каскаде можно использовать транзисторы КТ815А, КТ315В, КТ315Г, КТ312Б, имеющие Вст≈50. Транзисторы КТ801 (Т6, Т7) можно заменить транзисторами П701 и П702. В оконечной ступени (Т8, Т 9) можно использовать транзисторы КТ802, ПТ805, КТ8О3.

Резисторы R16, R18 намотаны константановым проводом Ø0,15 мм; подстроечный резистор R9 – СПЗ-1Б; остальные резисторы МЛТ-0,25 или УЛМ-0,12.

Конденсатор С4 – К10-7В; С6 – МБМ; остальные конденсаторы К-50-6.

В качестве силового можно использовать трансформатор мощностью 40-50 Вт. Его вторичную обмотку выполняют с отводом от середины. Напряжение холостого хода на вторичной обмотке трансформатора должно быть равно 35 В.

В усилителе работающем на нагрузку 4 Ома используются предохранители на 2 А.

Налаживание усилителя начинают с установки рабочей точки оконечного каскада. Для этого в коллекторную цепь транзистора Т8включают миллиамперметр па 100 мА. Подстроечный резистор R9 ставят в положе максимального сопротивления. Затем включают питающее напряжение, и уменьшая сопротивление резистора R9, устанавливают ток коллектора транзистора Т8 в пределах 50-70 мА.

Следующий этап регулировки усилителя состоит в проверке постоянного напряжения на выходе оконечного каскада. Об этом напряжении удобно судить по величине постоянного тока, протекающего через сопротивление нагрузки. Для измерении этого тока между точкой 3 (см. обозначение па схеме) и общим проводом включают авометр, предварительно установленный на максимальный предел измерения тока. Например, 0,5 А – это предохранит прибор от выхода из строя в случае сильного разбаланса оконечной ступени или неправильной полярности включении авометра.

Изменяя в небольших пределах сопротивление резистора R9, следует уменьшить ток до величины 15 мА. На этом установку режимов усилителя по постоянному току можно считать законченной.

Все описанные выше регулировки проводят при отключенном сопротивлении нагрузки. После установки режимов по постоянному току усилитель начинает нормально работать и никаких дополнительных регулировок не требует.

При необходимости можно увеличить чувствительность усилителя со входа, уменьшив сопротивление резистора R6. Для получения чувствительности со входа усилителя 0,5 В или 0,25 В сопротивление резистора R6 должно быть соответственно 510 или 250 Ом.

Заключительный этап налаживания усилителя состоит в изменении чувствительности, номинальной мощности, КНИ и снятии АЧХ.

Авторы: инж. С. Бать, инж. В. Середа

57 комментариев: Высококачественный усилитель 20 Вт/4 Ом (Бать, Середа)

  1. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Первая схема действительно качественного усилителя, идеально повторяемого , что чаще исключение из правила : Спаял- не работает-что делать, уважаемая редакция?
    Единственное, что понадобилось- с помощью тестера Ц4341 отобрали пары КТ315 на вход с одинаковым h21e. и все. Остальное заработало сразу и у всех повторивших. Суперская схема, поклон автору, великому Сергею Давидовичу Батю.

    • Юрий Лаг пишет:

      Тоже ее делал.тэто была второй мой усилитель после первого на германии. Может тогда она и казалась хорошо звучащей, но потом сравнив с параллельником Агеева понял, что небо и земля. Но как учебный конструктор этой схеме цены нет.

  2. Олег пишет:

    А не продавался-ли он в виде конструктора “сделай сам” в своё время?! Схема-то в журнале “Радио” была…

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Точно знаю, что эта схема работала в усилителе Ростов- стерео , выпускавшемся на Ростовском заводе Электроаппарат. С мелкими отличиями в применяемых транзисторах, там стояли детали с приемкой вместо ширпотреба .

  3. Юрий Робертович пишет:

    Сергей Давидович Бать, схема из Радио 1972-6, первый раз собал в 1979г, работал с пол-пинка.
    Усилитель Ростов-Дон стерео, там работал мощник по схеме Батя… остальное – повтор пройденного, часто хуже…

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      В схеме есть одна полезная особенность: цепь термостабилизации так задумана, что при потере контакта в переменном резисторе R9 ток покоя падает до нуля, а не улетает до небес с выгоранием выходных транзисторов. Мелочь, но очень важная.

      • Юрий Лаг пишет:

        Кстати да, моей подростковой неаккуратности это сильно помогло. Да и подстроечные резисторы тогда были неахти какого качества. Единственная засада была – гт321 относительно высоковольтный и высокочастотный. В то время найти pnp c такими качествами было непросто. Благо позже появились кт361.

  4. Atz пишет:

    Мне кажется, очень похожая схема применена в известном AKAI AM-2200:

    У меня есть такой акай и его звук я могу определить, как “абсолютно стерильный”. При работе на качественные колонки нет никаких прикрас ни в какую сторону, по звуку почти мониторы получаются. В точности аналогичный стерильный звук был и в самопальном усилителе, который один мой знакомый, практически ровесник Батя, собирал ещё в СССР по его схемам. С другой стороны, кто любит всякие “игривые”, “ламповые” и прочие варианты — имхо, схемы этого глубокоуважаемого не для вас. Они — инженерная классика жанра.

  5. Юрий Робертович пишет:

    КТ315/КТ361и за транзисторы не считал, были неполные две 3-литровые банки, немаркированные, с Кировграда, отдал пионерам. Позже появились 2Т3108, p-n-p, как замена 1Т321.

  6. Андрей Кравцов пишет:

    Вопрос такой – рисунок расположения дорожек на изображении показан так как это выглядит со стороны радиодеталей а не с обратной стороны? То есть если травить с помощью ЛУТа, то эту картинку просто распечатать, а если рисовать всё цапоном, то зеркалить надо, я правильно рассуждаю?

    • LDS пишет:

      Да, рисунок показан как бы со стороны деталей.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        По памяти, рисунок там наизнанку, это ни на что не повлияло, кроме необходимости вывернуть дулей выводы у КТ801.

  7. Куприянов Александр пишет:

    Стандартная схема: диф.каскад , ус.напряжения , два плеча Дарлингтона. Причём выходной каскад Квази , самый нелюбимый мной. Т8 с общим коллектором , Т9 с общим эмитером. Усиление разное , выходное сопротивление разное. Полная асимметрия. А значит искажения высокие. И о качестве говорить нечего. Многие дешовые микросхемы усилителей сделаны по этой схеме. Потому что легче напылить транзисторы одинаковой проводимости n-p-n , чем комплементарные.

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    В далеком 1972 году проще и надежнее этой схемы не было ничего. Сейчас эта схема кажется мешком с недостатками. К сожалению, круто продуманная схема- ещё не гарантия такого же звучания. Это скорее желание автора схемы. Реально звучных, привлекающих внимание схем- по пальцам руки. Остальное- мусор разной степени цены .

    • Олег пишет:

      “В далёком 1972 году…” Хе-хе, ваше благородие… Чуть позже “в народ” пошли “Веги” с 10-МАС и польским “Унитровским” ЭПУ с шуровской головкой… Слушали, упивались звуком и причитали: “Ну куда ещё круче?!” Сейчас жестяной скрежет этого поделия вызывает разве что брезгливое недоумение…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Веги-106 первые шли с тремями бошками, Шур 44, ADC K-9 Tenorel T2001 . ADC редкая дрянь, зато две остальных звучали отменно. С Тенорела потом драли Унитру MF101 и выше, до 105 с эллипсом, там уже деградация и убийство звука.
        Корректоры веговские- убожество , тут согласен, но с нормальным корректором по схеме Dual TVV-47 и Тенорелом слушал я Вегу долго и счастливо. Пока Бэху не приобрёл. Б1-01. А Тенорел настоящий из первых есть в коллекции бошек, неплохая голова, даже с точки зрения наших дней.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          А за скрежет вместо звука отвечал уродский веговский УНЧ и колонки 10МАС1 из Гулаг Радиопрома. Шур точно не при делах, я с ним хорошо знаком.

        • Олег пишет:

          Невзирая на географическую близость Бердска (9 км до новосибирского Академгородка) я довольно быстро пересел с “Веги” на “Электронику Б1-01”, а впоследствии на “Корвет-038″… Вкупе с “Одиссеем – 010 Hi-Fi”… Корректор для звукоснимателя у него хорош… Как впрочем, и у предварительного “Корвета-028″… Эх, молодость!

    • Valiko пишет:

      уважаемый Александр РД, вот Вы все схемы забраковали, а можете найти слабое место или ошибку у этой схемы…пол мира пользуются этой схемой… 50 вт на 8 ом…все характеристики под высший класс в прямом смысле…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        прям-таки, пол-мира. Но лишь та, у которой в магазинах торгуют мотороловскими MPSA и MJE , а не кидайскими перетёрками, как у нас. Схема как схема, похожа идейно на Шушуринскую за 1978 год.
        Мне же по душе схемы Рода Эллиотта, они вообще без наворотов.

        • Valiko пишет:

          …это схема дугласа селфи, которую он 20 лет налаживал…по всему миру сделано около 20000 копий, особенно популярен в Австралии…и даже на описание и рождения этой схемы, он (дуглас) посвятил 750 страничную монографию…а Вы говорите рядовая схема…
          https://drive.google.com/file/d/1MaNkuRiR9_aGi-Q6bB41JS1Uq3AXFKJ2/view?usp=sharing

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Я пойму ваши важные козыри в руках, ежели вы лично спаяли и отслушали эту схему, отбросив в мусорку множество других. А просто ткнув мне в физиономию чужой схемой, потому что её спаяло 20 тысяч человек- знаете….мало убеждает. Сами-то что скажете о звучании? Лично?

            • Valiko пишет:

              …ну, скажем я еще готов ответить Вашей претензий о звучаний данного изделия и даже не скажу о других тоже, так как других усилителей тоже не слышал, но даже если я сделаю и похвалю, это тоже Вас не устроить, так как это будет мое личное мнение, поэтому рекомендую нейтральный обзор…
              https://www.tnt-audio.com/ampli/trimodal_amp_e.html
              …но меня удивляет другое…как надо любить свое творение, аж написал про нее 750 стр. текста для разжевование другим…значить оно того стоить…а что касается меня, то пока устраивает 700-ый…всех благ…PS. нет у меня козырей…а реплика на счет, что нет хороших схем…

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Вот вы и ответили. Я сделал – и хвалю. Или ругаю. Но это- я сделал и это мое мнение, пусть кривое и горбатое, но-моё. А жонглировать чужими мнениями- дело мутное. Вдруг- чужие впечатления – сильно не ваше?

                • Valiko пишет:

                  …если, я Вас правильно понял, то что Вы сделали хорошо…то, что не сделали плохое, я имею ввиду схему дугласа, и не более того…а мнение, скажем сообщества не в счет…тогда, как Вы уживаетесь в этом мире со всеми… я всего лишь предложил виртуально оценить конструкцию схемы (а не звучание), где нет установки тока покоя, как специалисть имеющий опыт по собиранию похожих схем…всех благ…

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    PR1- установка тока покоя. Дальше что?

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Схема, коих легион: дифкаскад, драйвер, выходной комплементарный повторитель. Общая оос. Звук у всех примерно один. И чего молиться на них? Есть и поинтереснее.

                    • Valiko пишет:

                      …я имел ввиду баланса тока на зеркальных транзисторах Tr10 и Tr11, который не часто встречается в наших схемах… и оценить достоинство схемы…не более того…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        вот тут оно всё-sound-au.com/p-list.htm#a0

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Нет, ну что вы, зеркало тока в обоих плечах дифкаскада бог зна когда применяли, сам повторял схему в 1980 году, из Радио, стянутую с Матти Отала, правда, звучала она, как ржавая скрипучая дверь , но решение такое было))))

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            http://archive.radio.ru/web/1977/05/049/
            Это принцип той самой схемы, а полная схема где-то в журналах примерно за 1981 год.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Ага, нашел наконец-то схему усилителя, по мотивам схемы от Матти Отала. Радио 11 за 1978 год. Буриков Овчинников Усилитель с малыми динамическими искажениями.
              http://archive.radio.ru/web/1978/11/038/
              Valiko:
              …ну, спасибо…а то в начале показалось, что эту связку придумал дуглас…он так хвалил эту зеркалку…значить он оптимизировал все известные схемы и выдает за изобретение… так, получается полюса источников искажений тоже не его…всех благ…

              • NEULO пишет:

                Кстати был описан и другой вариант этого усилителя, довольно сильно отличный от этого.
                “В помощь радиолюбителю” №71

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Изо всех сил держусь, чтобы не высказать всё, что думаю про эту схему. Логически правильно все, но в целом лажа. Желание поклониться новым веяниям в сочинении схем, – чтоб непременно дифкаскад и непременно зеркало тока. А то перед Западом неудобно.

                  • NEULO пишет:

                    Ну они не совсем новые скажем прямо))) Самое занятное что если глянуть на внутреннюю схему довольно неплохой микросхемы км551уд2 то можно увидеть некоторое сходство) Я как эту картинку увидел сразу она мне знакомой показалась)

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      В 80-х отслушал и пытался сам повторить схемы корректора в виде операционников на рассыпухе. Итог печален, дикая лажа. То фон, то перекос, то звук никакой. Тогда как простецкие гибридные 284УД1 с полевиками на входе работали с пол-пинка и сразу. Поэтому нет доверия таким схемам, как выше. Закат солнца вручную.

  9. Юрий Робертович пишет:

    А кто заметил, что у Батя в эмиттерах гт321 резисторы по 150ом стоят, и не зашунтировнные конденсаторами?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      да, верно. Выровнять потенциалы баз транзисторов относительно выходной шины , поскольку транзисторы разного материала, кремний вверху и германий внизу.

    • Куприянов Александр пишет:

      Юрию. Резисторы в эмитерах это правильно. Местная отрицательная обратная связь. Улучшает линейность каскада. А у Т5 ещё и уменьшает усиление нижнего плеча , которое больше верхнего. Для симметрии. Иначе нижний полупериод сигнала будет больше верхнего.

  10. Алекс пишет:

    А ещё лучше инвертировать питание, понизить до 20 и 20 вольт , пересчитать резисторы и поставить мммм. Германий п 214г, гт 404,402, мп .

  11. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    такая схема давно есть и работает .
    Жаль, транзисторы 213-214 по частотным свойствам никакие, 3 кгц , выше завал. Зато крепкие, не спалить.

    • SV пишет:

      Горели они и очень даже просто. Это на кремниевых транзисторах можно яичницу жарить, а для германиевых предел в 60…70 градусов, поэтому радиаторы им нужны значительно более эффективные, особенно летом, а где ж их было взять. Компьтеров тогда не было.
      А уж как П605 горели…

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Я все помню. помню и потемневшие от нагрева, но все же живые П 214-е. А что п605 от чиха вылетали- это да. А доставались они тогда через знакомых, да по 5 р транзистор. Это как сегодня примерно по 1000-1500р за штуку. С учетом дикого дефицита и нищей стипендии.

  12. алекс пишет:

    Не, в первой схеме диф каскад и за счёт лучшей связи частота подтягивается, 15 кгц выдаёт, дальше не мерял, в юности небыло приборов. А эта схемка приятная однополюсным питаловом, в детстве такую собирал, долго не мог запустить, оказалось транзисторы не 315 а 361 были, гыы.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      я лишь про граничную частоту усиления НЧ германия, которая указана в справочниках для включения с общей базой, вот откуда цифра 100-150 кгц. На деле в схеме с общим эмиттером там грусть, 2-3 кгц . 1Т905 1Т906- там по памяти, что-то 800кгц.
      У 1Т 806 похожие цифры. Есть все замеры по коллекции транзисторов , можно глянуть. Там много интересного

  13. алекс пишет:

    был както у меня в юности усь на п217-х какойто промышленный моноблок просто шгасси без корпуса, не мерял конечно но слушал с маяка 232-го на колонку 318-ю с 10гдш очень даже неплохо выдавал модерн токинг по высоким приятно работал. лучше чем родные усилки на 174-х. 3кгц. для меня открытие. может идёт завал небольшой но, кажется в усилке они должны до 16-18 кгц работать.

    • NEULO пишет:

      eandc.ru/catalog/detail.php?ID=12777
      характеристики. единичное усиление п217 -100 кгц.
      в схеме с ОЭ, причём. А на выходе они обычно в ОК. Так что всё не так плохо как Александр говорит.) Плохо, но не настолько)) А у 213, 214 ажно 150 кгц.)

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Вы вольны верить увиденному в каталоге, я же доверяю данным, полученным на установке . И мог бы усомниться в результате. да параллельно со мной один тутошний форумчанин проделал ту же лабораторку и привел очень схожие данные. Кстати, я был удивлен одинаковой предельной частотой у транзисторов КТ818-819 и дарлингтонов КТ825 , 800 кгц. Схема с ОК намеренно не применялась, чтобы не обнадеживаться. П217 самые неважные по частотным свойствам, но разница с остальными невелика, пара кгц. И уж точно, сотней кгц там не пахнет.
        да, обратная связь тянет усиление до предела, но одновременно растет сквозной ток , греются выходные транзисторы. Да и реакция усилителя на импульс неважная , устойчивость тоже никакая. Выручала звук пологая передаточная характеристика, звук без треска , присущего кремниевым транзисторам.

        • NEULO пишет:

          к сожалению мой папа утилизировал старый советский справочник по транзисторам, а инет это такая штука.. Где в ОЭ 100 кгц, где в ОБ 150 кгц.)
          А я таки помню что у 217 было что то вроде 10-12 кгц. Однако доказательств у меня нет.) Книжка канула вникуда. Просто если бы было 2-3 как бы на них усилители делали? Оно бы просто не играло. А я помню играло. кстати об 818-819. мне тут надо Суховский ВВ собрать бы, и я вот думаю менять 818/819 ГМы на 8101/8102?

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            у 8101 и 8102 дикий разбег между N и Р , найти пару нереально. бета там в разы отличалась, помню. На рынке стояли коробки с этими транзисторами и бедолаги с приборами пытались выбрать подходящее. Без результата. Я же недавно надыбал очень качественные и недорогие транзисторы импорт, 2SB778 2SD998 , в изолированном корпусе, для УНЧ режима АВ как раз. Коэф передачи 160 (индекс 0) , параметры конские. И цена была что-то там …50-60р. А всех краще отменные BD911 BD912 , ищите. не промажете. Это сказка. И стоят гроши.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Учтите, что наши КТ818 819 в железе выполнены на подошве из аудиофильской стали, поэтому на импульсный перегрев отвечают гордым выгоранием. Можете магнитом проверить сами.
            На рынке подсказали по транзисторам, пара от Тошиба , работала до появления 1943 и 5200. Звать эту пару 2SA1941 и 2SC5189 . 140 в, 10 А, 30 МГц, усиление 50-160. Суперские. И цена 60р

            • NEULO пишет:

              2SB778 2SD998 даже в чиподипе не особо дорогие, и корпуса похоже изолированные.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                да, корпуса там изолированные, что явилось причиной их перегрева в варианте по Агееву, с питанием два по 15в все работало, на два по 25 транзисторы повылетали. Не рассчитаны они на большой начальный ток. Зато предлагали на рынке их вариант с открытой подошвой, постараюсь узнать марку.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Собрал установочку для замера коэфф передачи по току для трофеев 2sa1941- 2sc5198 . Выглядит так. Питание 6 вольт. в эмиттер врезаны мощные 2Ома, на них должно бы ть 4 вольта(ток эмиттера =2А) С питания в базу врезан резистор 100Ом, падение на нем пересчитываем в ток базы . Получилось в итоге при токе базы от 14 до 16 мА усиление по току в районе 130-140 . (делим эмиттерные 4000 мВ на базовые 14-16 мА) Приятно отметить ничтожный разбег по усилению между транзисторами одной проводимости и небольшой между N и Р .Есть мысли по применению их в новой схемке, которой я ни у кого ещё не видел.

  14. Юрий Робертович пишет:

    Граничная частота с ОЭ f гр оэ =f об. базой/бэтта
    150кгц/бэтта ~5кгц, или 100кгц п216-217 ~3кгц.
    В 80-х годах отбирал по f гр оэ по методике http://archive.radio.ru/web/1968/02/053/, Журавлев, Белоусенко. П215 легко нашел с f гр оэ ~10кгц…
    Недавно сделал по мотивам Корвет-стерео, при 5вт 20гц -1дб, 20кгц -3дб. При 3вт на 20кгц уже -1дб
    NEULO, по ВРЛ номер 71, ТОЛЬКО не ставьте КТ904, КТ907, возбуд неизбежен!
    Менял на КТ801, и П601-605.
    Сергей Давидович Бать всё равно лучше, это факт.

  15. Юрий Робертович пишет:

    Андрею Кравцову, плиз
    Можно тембры сделать, как в Виктории-001, первый каскад компенсирует потери

  16. Юрий Робертович пишет:

    Лежит давно HARMAN /KARDON, 2002г, убитый насмерть, и механически тоже. А там… 2SC5200 и 2SA1943, по шесть того и другого, и еще на два радиатора. Думать уже устал…
    Тембр сделать лучше так

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *