25 АС-033 – ещё раз про АС и изодинамик 25 ГДВ-1-8

Постараюсь «кратко» рассказать про свой опыт эксплуатации колонок 25 АС-033 и опыт ремонта изодинамических головок 25 ГДВ-1-8.

25АС-033 стали моими первыми так называемыми Hi-Fi колонками, купленными в конце 1990 года в ЦУМе за 320 советских рублей. До этого был опыт прослушивания у друзей колонок 15 АС-109, S-90 и их модификаций. Ранее, услышав в магазине, как звучат 25АС-033, решил купить именно их.

Субъективно звучание этих АС отличалось большей воздушностью и прозрачностью в области высоких частот, что отмечали и мои друзья. Надо сказать, что в те времена покупка акустики студентом была довольно значительным событием, поэтому на прослушивание обычно собирались все друзья.

Источником сигнала у меня была катушечная приставка «НОТА-203-1 Стерео», а в качестве усилителя выступал самодельный стерео УНЧ на основе двух радиоконструкторов «УНЧ-20 Вт» (купленных в Центральном детском мире).

Спешу заметить, что никакого темброблока в УНЧ не было. Сигнал с линейного выхода приставки поступал на регулятор громкости (сдвоенный переменный резистор), а с него – на вход УНЧ.

За все 20 лет эксплуатации своих АС (пока не разрушились подвесы НЧ динамиков) у меня не возникало ощущения дефицита высоких частот, о котором пишут некоторые форумчане. Много слушали эти колонки и мои друзья – они тоже не высказывали подобных «претензий» к звучанию. Может у нас уши тогда моложе были?

Года через три после покупки АС я в качестве эксперимента заменил штатные СЧ динамики 20 ГДС-3-8 на широкополосные 5 ГДШ-5-4, включив последовательно с ними резистор 3,9 Ом. Фильтр при этом не переделывал, так как общее сопротивление цепи не изменилось. Диффузор и центрирующая шайба 5ГДШ-5-4 были предварительно пропитаны герленом по совету автора (В. Жбанов) в журнале «Радио». АЧХ колонок не измерялась, да и нечем тогда было. После переделки средние частоты «легче» стали, воздушнее что-ли.

Пару слов о «плохой» направленности 25ГДВ-1-8 на высоких частотах

Так как музыку я слушал в основном сидя в небольшом кресле, а колонки стояли на фирменных подставках и были повёрнуты к слушателю, то вопросов по направленности у меня тогда не было.

Уважаемый нами Александр Бокарёв сообщил, что без накладного «псевдорупора» 25ГДВ-1-8 и им подобные будут звучать открыто и ровно. Спорить не буду, так как не догадался я так прослушать свои колонки.

От себя скажу, что без накладного псевдорупора указанные ВЧ динамики внешне будут смотреться точно хуже.

Если будут время, микрофон и «четвертьволновой» резонатор с 40 процентным наполнителем (в качестве диссипативного элемента регулировки добротности), то можно измерить АЧХ указанных изодинамиков как со штатным рупорком, так и без оного.

Замечу, что рупорки у разных отечественных колонок, оснащенных изодинамиками, были выполнены по-разному: у 25АС-033 рупорок выпуклый, у 25 АС-027 – вогнутый, а у 35 АС-130 рупорок был как вогнутый, так и выпуклый (точь в точь как у 25АС-033), у 25 АС-131 рупор вообще был сдвоенный (по одному на каждую излучающую «половину» ВЧ диафрагмы).

До кучи добавлю, что в вертикальной плоскости рупор во всех вариантах исполнения отсутствует как таковой, согласование сопротивления мембраны с воздушной средой (если такое фактически происходит) производится поверхностью рупора только в горизонтальной плоскости. Было бы интересно услышать мнение разработчиков отечественных изодинамиков о необходимости установки рупоров, да только на форумах эти люди пишут нечасто.

Для Кулибиных в области акустики можно в качестве альтернативы рупору посоветовать применить для наших 10 ГИ-1-4 или 25ГДВ-1-8 акустическую линзу на основе замедляющих элементов специальной формы. Далеко за примерами ходить не надо: достаточно посмотреть на конструкцию колонок музыкального центра SC-PM01 фирмы Panasonic или дорогие колонки фирмы JBL (ЖоБиЭль). В указанных колонках разработчики подобным способом корректировали характеристики направленности конических динамиков.

Для справки: подобные линзы давно применяются в СВЧ антенной технике для коррекции или формирования требуемой характеристики направленности апертурных антенн.

Можно ещё попытаться, убрав рупорную накладку, оклеить внешнюю поверхность фланца динамика каким-либо звукопоглощающим материалом (войлок, поролон) толщиной около 5 мм. Этим мы немного снизим на высоких частотах паразитные отражения от поверхности фланца динамика. Желательно от краёв излучающих прямоугольных отверстий сделать отступ около 5 мм.

В настоящее время я слушаю музыку через простые двухполосные колонки Philips с изодинамическими высокочастотниками на неодимовых магнитах (так уверяет  Philips). Интересно что эти высокочастотники никакого рупора не имеют, хотя сами динамики утоплены, а их декоративное оформление можно принять за очень короткий рупор.

Теперь про мой опыт восстановления работоспособности 25ГДВ-1-8
(парк которых потихоньку редеет)

Лет пять после покупки 25АС-033 у одной из колонок пропали высокие частоты, хотя колонки всегда слушал на комфортных уровнях громкости. Проверил тестером динамик и убедился, что обрыв именно в динамике.

Аккуратно разобрав 25ГДВ-1-8, извлёк рамку с мембраной. Мембрана не имела внешних механических повреждений. Пропаивать заклепки-пистоны смысла не было, так как они и так паяются, да и перегреть мембрану риск был.

Тогда решил действовать по-другому. В небольшом корпусе из прочного изоляционного материала разместил выпрямитель на одном диоде (с прямым током 1 А и обратным напряжением не менее 400 В), металлобумажный конденсатор (ёмкостью 2 мкФ на рабочее напряжение 500 В, типа МБГО) и тумблер типа П2Т‑1 (с нейтральным положением). Из коробки вывел сетевой шнур с вилкой (от сломанной «крутилки» для волос) и два провода (удобной длины) для подключения к звуковой катушке динамика. Схему внутри коробки развёл так, что в одном крайнем положении тумблера происходил быстрый заряд конденсатора до амплитудного напряжения осветительной сети (около 311 В), а в другом крайнем положении – разряд конденсатора на сопротивление катушки. А именно: к контактам 1 и 2 припаял конденсатор, к контактам 5 и 6 припаял провода, подключаемые к звуковой катушке; к контакту 3 припаял один из выводов диода (хоть анод, хоть катод), к контакту 4 ‒ один провод сетевого шнура, второй провод сетевого шнура припаял к свободному выводу диода (схема показана на эскизе 1).

Эскиз 1

ВНИМАНИЕ: Наличие резистора R1 (100 кОм, 1 Вт) ОБЯЗАТЕЛЬНО, так как этот резистор гарантированно разряжает заряженный конденсатор C1, если обрыв восстановить не удалось.

При ОТКЛЮЧЕННОМ(!) от сети устройстве припаял два провода к заклепкам-пистонам. Включил вилку в розетку и, СТРОГО СОБЛЮДАЯ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ, не менее десятка раз перевёл переключатель из одного крайнего положения в другое (сделал не менее десяти циклов заряд-разряд). Вынув вилку из розетки, ещё пару-тройку раз (чтобы гарантированно разрядить конденсатор) перевел тумблер из одного крайнего положения в другое и измерил сопротивление звуковой катушки при НЕЙТРАЛЬНОМ положении тумблера. Омметр показал около 8 Ом, значит контакт восстановился.

Аналогичную «операцию» на всякий случай проделал и со второй исправной 25ГДВ-1-8, предварительно аккуратно разобрав динамик.

Осмотрев мембраны после «контрольно-тренировочного цикла», никаких изменений визуально не обнаружил.

Физика процесса вполне понятна: энергия конденсатора, заряженного до достаточно высокого напряжения (311 В), восстановила (приварила) утерянный контакт в месте соединения стальных пистонов с выводами печатной катушки. Судя по отзывам на форумам, уверен, что именно этот  конструктивно-производственный дефект являлся причиной выхода из строя советских изодинамических громкоговорителей.

Нетрудно предположить, что при более низких напряжениях такой «фокус» с восстановлением контакта уже не пройдёт.

Прошло почти 11 лет с момента вывода АС из эксплуатации (2009 год) по причине самопроизвольного разрушения пенополиуретановых подвесов на НЧ динамиках (подвесы на резине живут много дольше). Колонки эти я больше не слушал, НЧ динамики не восстанавливал. Корпуса распилил на шкафчики, а фильтры, СЧ и ВЧ динамики оставил, что называется, до лучших времён.

Не так давно, вспомнив про высокочастотники, пристроил их в самодельную двухполосную акустику на автомобильных динамиках, предварительно измерив сопротивление изодинамических головок: омметр намерил почти 8 Ом.

Фильтр ВЧ применил второго порядка (типа Баттерворта), частота среза 3000 Гц. Для защиты 25ГДВ-1-8 от возможных перегрузок применил плавкий предохранитель номиналом 1,25 ампера, включив его до ВЧ фильтра, а параллельно динамику установил два стабилитрона типа 1N5349BRLG (напряжение 12 В, мощность 5 Вт, 17 рупь в розницу на май 2020), включенных встречно-последовательно. Других подходящих стабилитронов на тот момент в «Чипе с Дейлом» не было.

Примечание — Для предохранителя лучше применить хороший держатель с надёжными контактами. Либо аккуратно припаять предохранитель к контактам акустических терминалов и далее к проводу ВЧ фильтра.

Схема защиты показана на эскизе 2. Стабилитрон следует выбирать, исходя из предельной долговременной мощности динамика, которая для 25ГДВ-1-8 (с фильтром) составляет 35 Вт.

Посчитаем напряжение U, при котором на нагрузке 8 Ом выделится мощность 35 Вт (для другого сопротивления напряжение будет другое!): U = корень квадратный из произведения «мощность на сопротивление звуковой катушки», то есть U = √(35∙8) = √280 ≈ 16,7 В.

Лично мне такая предельная мощность не требуется, да и стабилитронов на 5 Вт с таким напряжением в «Чипе» не было (пока сочинял эту прозу, в Чипе появились импортные стабилитроны на 5 Вт и 15 В).

Далее посчитаем «критическую» мощность, соответствующую напряжению открывания двух встречно-последовательно включенных стабилитронов:

  1. напряжение открывания будет складываться из прямого падения напряжения на одном стабилитроне (от 0,7 до 1 В) плюс напряжение стабилизации второго стабилитрона (12 В), то есть 13 В;
  2. мощность P, которая выделится на динамике при двух открытых стабилитронах: P = напряжение открывания (13 В) в квадрате делим на сопротивление динамика (8 Ом), получаем: P = 169/8 ≈ 21,13 Вт.

При этом ток через динамик будет равен: I = 21,13 Вт/13 В ≈ 1,63 А, но номинал предохранителя я выбрал поменьше (1,25 А), чтобы не рисковать динамиком, так как они сейчас редкость.

Примечание: Для простоты изложения намеренно не пишу мощность переменного тока, рассеиваемой динамиком, как «В•А». Обозначение «Вт» уместно, если речь идёт о мощности постоянного тока.

Эскиз 2

Из-за отсутствия какой-либо герметизации «замембранного» пространства 25ГДВ-1-8 и им подобным, пришлось городить огород – помещать изодинамики в отдельный герметичный неглубокий бокс. Выводы проводов герметизировал нейтральным силиконовым герметиком (пластилин категорически не советую!).

Самодельные колонки с 25ГДВ-1-8 я послушал и дефицита высоких частот опять не заметил, хотя ВЧ в усилителе не поднимаю и сейчас.

И ещё немного мыслей от себя: «не бойтесь» применять в своих конструкциях изодинамические громкоговорители. Я сам почти 17 лет слушал 25АС-033, а сейчас слушаю простые колонки Philips с изодинамиками.

Вопросы про направленность – правильные, но когда люди именно без суеты слушают музыку, располагая колонки с учетом особенностей излучателей, то вопросы направленности уходят на десятый план.

Лично для меня, по качеству передачи высоких частот в домашних условиях изодинамикам нет равных. Законы физики не обманешь: очень легкая плёнка-мембрана даёт в итоге прекрасные импульсные характеристики, а магниты из неодима снимают вопросы низкой чувствительности, плюс горизонтальная полка импеданса во всём рабочем диапазоне частот.

Не очень устраивают наши 25ГДВ-1? Покупай изопланарные (ribbon tweeter) динамики фирмы HiVi, есть как рупорные модели, так и без оного. Не любишь HiVi – заказывай круглый и маленький изопланар Monacor RBT-56 (из самой Германии!) или американские EMIT фирмы Infinity. Ставь на всех них защиту, слушай и сравнивай.

А теперь вопросы без ответов

Не совсем понятно, кто мешал большому заводу «Ферроприбор» применить для 25ГДВ-1 более мощные (не ферритовые) магниты, а такие тогда были, я знаю. Кто мешал конструкторам сделать канавку с каждой стороны пластмассовых рамок и уложить в них четыре копеечных уплотнителя из «вечной» силиконовой резины для герметизации динамика? Кто не давал технологам возможности в условиях заводского (не кустарного!) производства сделать надёжный и стабильный электрический контакт заклёпок с выводами печатной звуковой катушки, чтобы динамики не выходили из строя? И почему, по словам Александра Бокарёва, наши изодинамики со штатным рупорком звучат хуже, чем без него? В Санкт-Петербурге тогда был ещё ВНИИРПА с двумя дорогими безэховыми камерами, нельзя было что-ли проверить разработанный изодинамик там?

Мне попались более-менее нормальные колонки 25АС-033, видимо их собирали хорошие люди, спасибо им за это!

А недавно распиленных 25АС-033 мне почему-то жаль и сейчас. Надо было снять сломанные 50 ГДН-3-4, купить Визатон BG20/8, потом сделать переходную деревянную вставку для них, полностью заглушить фазоинверторы, подкорректировать НЧ фильтр для Визатонов, пересчитать штатный ВЧ фильтр (ибо там разработчики что-то напрограммировали с номиналами элементов для висьмиомного ВЧ динамика) и установить винтовые терминалы.

Колонки и через почти 29 лет выглядели как новые, разве только защитные сетки подкрасить можно было. Эх, да что там, колонок уже нет, а добрые воспоминания остались.

Пока набирал текст в горле пересохло. Побегу таперича в ближайший магазин (ударение на втором слоге) … за минералкой.

Синьор Распони из Турина

19 комментариев: 25 АС-033 – ещё раз про АС и изодинамик 25 ГДВ-1-8

  1. Александр Р. пишет:

    Ода изодинамикам правильна, а нарисованная защита стабилитронами – вряд ли.
    Мощность ВЧ-головки – это мощность шума на входе ФВЧ 2-го порядка, через который она включена. Подаем на вход синус амплитудой 12 В и частотой 12 кГц – ФВЧ его не ослабит, защита не сработает, засекаем секундомер.
    Кроме того, и плавкий предохранитель, и стабилитроны – нелинейные элементы и вносят искажения еще до порога срабатывания.

    • Синьор Распони из Турина пишет:

      Приветствую хозяина сайта Дмитрия и всех уважаемых форумчан!

      Пришел с работы, поел, чаю попил, можно и на форум зайти. Появилось немного времени, чтобы дать свои пояснения по замечаниям синьора Александра Р.
      При амплитудном значении входного синусоидального напряжения Uo=12 вольт и частотой 12 кГц, действующее (то есть тепловое) значение напряжения будет в корень из двух раз меньше амплитудного.
      Найдем «среднее за период колебания» значение мощности: P = (12 вольт делим на корень из двух, возводим в квадрат и потом делим на R (R – омическое сопротивление мембраны), получаем: 144/16 = 9 Вт.
      Надеюсь, что девять ватт для нашей 25ГДВ-1-8 ещё не страшно, поэтому секундомер пока включать не будем. Добавлю, что ровно такая же мощность будет выделяться на мембране, если на неё по большой ошибке подали постоянное напряжение, которое в корень из двух раз меньше указанного выше амплитудного значения.
      Про нелинейность плавкого предохранителя (далее по тексту ПП) в том смысле, который вложил в этот термин Александр, я честно говоря, и не слышал. В заметке я сказал, что ПП лучше всего припаять к выводам терминала, чтобы был надежный и невыпрямляющий (то есть омический) контакт и удобный доступ при замене. Или применить хорошие держатели, чтобы окислы на контактах не появлялись со временем.
      ПП номиналом 1,25 ампера я заимствовал из набора (10 шт.), который купил для «раритетного» мультиметра RFT, в котором этот ПП сгорел. При токе 1,25 А мощность, выделяющаяся на 25ГДВ-1-8, будет (1,25 ампера в квадрате)x8 Ом = 12,5 Вт, что опять-таки в два раза меньше паспортной шумовой для 25ГДВ-1-8. Если фактические характеристики динамика отличаются от паспортных, то я, братцы, не виноват!
      Листая на карантине (будь он неладен!) старые журналы Stereo&Video, нашел тест напольных АС, в котором участвовала АС Infinity Kappa c круглым EMIT-R высокочастотным динамиком. Кстати, здесь же, на этом сайте есть описание модели Infinity Kappa 70 с принципиальной схемой, но без указания типа стабилитронов.
      Заинтересовавшись, покопался на разных сайтах и нашел схемы других моделей Infinity с EMIT-R ВЧ динамиком. Что интересно, разработчики этих моделей иногда применяли комбинированную схему защиты изодинамиков (ПП плюс стабилитроны), а в некоторых моделях ставили только ПП.
      Любое совпадение с оригинальной схемой есть лишь следствие технического единомыслия, что «у нас», что «у них». Видать, их изодинамики могли гореть не хуже (а может и лучше) наших 10ГИ-1 (25ГДВ-1-8).
      Схема со встречно-последовательным включением стабилитронов не нова, и хороша тем, что проста, симметрична для обеих полуволн переменного напряжения и практически безинерционна.
      До порога стабилизации (до начала пробоя) стабилитроны ведут себя в схеме тихо и незаметно, а при опасном росте амплитуды сигнала очень быстро срабатывают и спасают наш дорогой и «раритетный» ВЧ динамик. При ограничении входного сигнала мы, скорее всего, услышим искажения и убавим громкость. Сам я так громко никогда не слушал и опыты ставит пока не буду.
      Если нет возможности включить стабилитроны, то можно поставить только ПП и на этом остановиться.
      На китаянском «Али с экспрессом» клоны изодинамиков HiVi продаются за 3500 — 3900 рублей за штуку, а якобы оригинальные HiVi торгуются на разных площадках уже по 110$/штука. Что дешевле, считайте сами: пара стабилитронов плюс предохранитель или ВЧ динамик.

      С уважением,
      уставший синьор Распони

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Синьор Распони, мне недавно довелось изучить вблизи эти самые Инфинити Каппа с круглыми изодинамиками на ВЧ. АЧХ этих динамиков с фильтром- редкой красоты и ровности. Такие пищалы стоит защитить . В этом плане стабилитроны очень удобный и надежный тип защиты. Они выдерживают мощные броски тока, либо прогорают до КЗ, спасая ” клиента”. Наши серии 500 или д815 могут подойти. И сочетание плавкого предохранителя (быстродействующего серии F) и стабилитрона- очень хорошее решение.

        • Синьор Распони из Турина пишет:

          Добрый вечер, Александру Сергеевичу и всем на этом сайте!

          Приятно, что грамотный человек “со всех сторон” старается изучить любую фирменную или самодельную акустику, которая попадает на доработку – и себе опыт в копилку и нам интересно.
          Для справки: высокочастотники EMIT, только прямоугольные, Инфинити любила ставить уже с 75-х годов (модели Infinity Qe, Infinity Qb), если я не ошибаюсь.
          Похожий изодинамик (технология EMIT, только без буквы R) ставился вроде-бы ещё в двухполопосные напольные колонки NEAT ACOUSTICS модель Elite ($1475 на 2005 год).
          По непонятным (для нас) причинам Infinity перестала выпускать указанную выше линейку акустики (Delta, Kappa) с круглыми изодинамиками и перешла потом на выпуск колонок с купольными ВЧ из “керамического металлокомпозита”, например Kappa 400.
          Видать заокеанским инженерам что-то не понравилось в EMIT-R технологии. Возможно, по долговременной мощности эти динамики не конкурировали с купольными пищалками. А может быть, при относительно высоких уровнях мощности наблюдался заметный рост искажений по сравнению с купольниками.

          P.S. Только что прочитал, что компания Neat Acoustics по сей день “клепает” двухполосные разноцветные полочники с ленточными EMIT динамиками и скошенные напольники с “трансформаторами” Оскара Хейла в качестве ВЧ звена. Серия называется IOTA.

      • Николай пишет:

        Синьор Распони моя благодарность за подробный отчет об эксплуатации 25 АС 033. У меня такие же и сейчас занялся их восстановлением. В процессе хранения, после 2006 года, когда рассыпался подвес НЧ, утратил часть накладок. Буду очень признателен если если Вы мне их продадите (при условии что они есть). Моя почта [email protected]

        • Распони из Турина пишет:

          Buonasera, signore Nicolo! Добрый вечер, синьор Николай!)
          Mi dispiace tanto (мне очень жаль), но корпус от колонок пошел на полки, НЧ динамиков уже нет. Я их утилизировал, так как восставливать тогда и не думал. Сейчас жалею об этом. СЧ трудятся на работе как широкополосники.
          Может совет и самый верный, но что, если вместо штатных НЧ применить другие — например, Ноэма. А вместо ФИ сделать закрытый корпус. На сайте Ноэма что-то можно найти под 41 литр внутр. объема.
          накладок тоже уже нет.

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    словам моим про лучший звук у 25ГДВ без накладных пластиковых “щёк” , дай бог, лет 15 минимум. И то, по воспоминаниям начала 90-х, когда купил изодинамики, про измерения вообще без понятия. В сети появился я в 2005, тогда интернет подключили мне в лабораторию, стал учиться печатать одним пальцем по клаве. А гляди-ка, помнят!
    Прямо как в том анекдоте про двух музыкантов, что сидят, горюют: -Забыли нас, не зовут…..Нет, -ПОМНЯТ! Не зовут….

    • Михаил Чуйковский пишет:

      А доводилось ли Вам, Александр, прослушивать такие ленточники-пленочники? Меня они настолько впечатлили, что заказал аналогичные линзы для 25гдв

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Михаил, таких лентоплёночных не довелось услышать, хотя, экзотика с крыльями скорее настораживает, нежели удивляет. Старый стал, недоверчивый. Заранее ругаю всякую непривычность.Боюсь разочарования.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Лет 10 тому взад на рынке купил безродные изодинамики китаецкие, что там было интересно- недлинная щель , прямоугольник ближе к квадрату, от этого с направленностью там все было суперски, что горизонтально, что вертикально. Отвез в Воронеж, там применили эти пищалки на поддержку Фостексу-207 в трехполоску, сложилось быстро и удачно.

        • Михаил Чуйковский пишет:

          Это динамик от фирмы sharp 1975 года, размером чуть меньше хлебницы и весом !!! 11кг!!!, примененный ими в акустике топовой линейки под маркой оптоника цп-5000. Прислушивался с разных сторон, под разными углами, даже за колонками вставал, все равно высокие частоты никуда из общей картины не пропадали. Что и навело меня на мысль начать с линз, а позже, если не выйдет ничего, перейти к построению подобных динамиков, благо и магниты нынче не в деффиците, и алюминиево-магниевые сплавы, и пленки можно практически любые сотворить(в оригиналах судя по виду тонкая стеклоткань прошитая тонкой жилкой серебристого провода).

  3. kolobrkin пишет:

    На счет 25ГДВ не скажу, разбирал только 10ГИ-1 и ТДС-7. Там, пока звук до рупорной накладки доберется, ему еще мимо магнита просвистеть надо, в прямоугольном тоннеле. А длина там около сантиметра. Вот такой вот, “внезапный” четверть волновой резонатор.))))))

    • Коля пишет:

      И что?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Что, что. Вместо звука- конь в пальто. Если у ТДС-5, цельнотянутых с Ямахи, ачх ровнее степи, то у 10ГИ1 бугор на ачх, та же беда у 25ГДВ. именно из-за ямы, из которой -звук.

    • Марков Николай пишет:

      Один сантиметр равен четверти волны на 8,5 кГц. Сходится.

  4. Сергей Гудков пишет:

    какой-то рискованный способ восстановки контактов с помощью разрядов конденсатора, так может выгореть пищалка в раз. Ещё автор думает, что через диод будет 311в. А что мешает герметизировать ГДВ? сделать круг изолентой по торцу и два провода пластилином замазать. По воздушному промежутку перед мембраной, может две линейки на стенки приклеить клиновидного профиля – будет как расширяющийся рупор

    • Синьор Распони из Турина пишет:

      Доброго времени суток!

      Появилось немного времени и хочу ответить синьору Сергею Гудкову.
      Что касается восстановления контакта в мембранах отечественных изодинамиков разрядом конденсатора, то в данном случае метод был выбран верный.
      Когда все дорожки на мембране визуально целы, омметр показывает бесконечность, а исправные мембраны отсутствуют, то другого, считаю, пути у меня тогда не было.
      При разряде конденсатора, заряженного до амплитудного напряжения сети (а это «те самые» 311 вольт, «других» вольт после выпрямительного диода там быть и не может), в месте плохого (читайте, повышенного сопротивления) в соответствии с законом Джоуля-Ленца будет выделяться гораздо больше тепла, чем в проводнике звуковой катушки, сопротивление которой около 8 Ом (то есть во много раз меньше величины сопротивления в месте плохого контакта пистонов-заклепок с алюминиевым проводником мембраны).
      Легко посчитать энергию в джоулях заряженного до 311 вольт конденсатора емкостью 1 мкФ:
      E = (CU в квадрате)/2 = (1·10 в минус шестой·311 в квадрате)/2 ≈ 0,048 Дж.
      Теперь найдем время T полного разряда конденсатора (при условии, что контакт восстановился), которая подчиняется закону «пяти тау». Этот закон гласит: за время, равное пяти тау, конденсатор заряжается или разряжается на 99 процентов.
      T = 5t = 5·RC = 5·8· 1·10 в минус шестой = 4·10 в минус пятой сек,
      где t (тау) – постоянная времени RC-цепочки, а R – сопротивление звуковой катушки.
      Примечание: пишу в формулах прописью, так как при вставке текста из буфера в окошко комментария имеют место “искажения” и подмена символов.
      За такое малое время и при такой малой энергии никакая катушка не успеет нагреться и сгореть, а вот контакт восстановится. Скорее может даже придется повысить энергию разряда, увеличив емкость конденсатора.
      В наше время этот способ уже не актуален и пригодится лишь владельцам неисправных «раритетных» советских изодинамиков. А лучше не мучиться и применять изопланары известных фирм: Monacor ( например, круглый RBT-56), Hi-Vi или Beston.
      Если не с руки делать герметичный бокс для “дырявых” 25ГДВ-1 (10ГИ-1), то можно поступить так: по всему периметру корпуса наклеить не изоленту, а полоску обычной бумаги (из листа A4), посадив её на НЕЙТРАЛЬНЫЙ герметик и им же промазать все шляпки винтов с шайбами. Отверстия под провода были уже залеплены пластилином на заводе.

      С уважением,
      синьор Распони

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Читаю ваши расчеты как захватывающий детектив. Подобные формулы видел в Горовитце-Хилле, там тоже на пальцах объясняются достаточно сложные вещи . Вот что такое знание: сам знаешь и понимаешь и другому можешь передать . Что редко. Чаще одно или другое или одно из двух)))

        • Синьор Распони из Турина пишет:

          Добрый день, уважаемый мною Александр Сергеевич!

          Спасибо Вам за добрые слова, отвечу (не своими мыслями) так: “Я знаю, что я ничего не знаю!” и говорю “Спасибо!” своим учителям.
          Я простой инженер из оборонки, и скорее это я у Вас, Александр, и у всех других уважаемых форумчан учусь здесь на сайте. Стараюсь не забывать слова мудреца: “Стыдно не не знать, а стыдно не узнавать”.

          Как инженер-электронщик, хочу “лишний” раз напомнить всем форумчанам о соблюдении Правил ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при сборке и настройке своих схем, даже самых простых.

Добавить комментарий для Синьор Распони из Турина Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *