4 ГД-5

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 5000 Гц

Неравномерность АЧХ: 10 дБ

Уровень характеристической чувствительности: 93,5 дБ

Номинальное сопротивление: 8 Ом (440 Ом)

Номинальная мощность: 5 Вт

Частота основного резонанса: 45 Гц (±10 Гц)

Габаритные размеры: Ø202х76 мм (Ø202х90 мм)

Масса: 0,6 кг

Описание:

Низкочастотная динамическая головка с неэкранированой магнитной системой. Диффузор и подвес из бумаги, подвес пропитан. Пылезащитный колпачок из ткани. Корзина динамика изготовлена из стали методом штамповки. Применялся в качестве НЧ динамика в АС 80-2-1.

Имеет две разновидности с номинальным сопротивлением 8 Ом и 440 Ом. Так же есть два варианта магнитной системы – керновой и кольцевой ферритовый. Каркас звуковой катушки из бумаги.

Вариант сопротивлением 440 Ом имеет диаметр керна – 25 мм, ширина магнитного зазора – 0,9 мм. Катушка 6-ти слойная, общее число витков намотки 576. Высота намотки 6 мм. Провод диаметром 0,05 мм. Омическое сопротивление 420 Ом.

Фото: Крюк Валерий Геннадьевич

22 комментария: 4 ГД-5

  1. Александр Р. пишет:

    Высокоомных 4ГД-5 не было: таковыми были, кажется, 4ГД-6 (емнип, 240 Ом или еще меньше)

  2. Андрей пишет:

    4ГД-5РРЗ и 4ГД-5ВЭФ попадались только 8 ом со звуковой катушкой как у 6гд-2.
    О высокоомных 4гд-5 только байки из интернета читал без представленных образцов. На 440 ом 5гд-16 были.

  3. Александр Р. пишет:

    Навел справки: действительно, был высокоомный (420 Ом) 4ГД-5, созданный на базе низкоомного широкополосного 4ГД-1. Вряд ли они имели отношение к более позднему НЧ-динамику 4ГД-5 РРЗ. Были и другие: например, 1ГД-17 на 220 Ом, ВГД-2 на 260 Ом, но был ли серийный выпуск – вопрос.

    • Андрей С пишет:

      Понятно. Высокоомный 4гд-5 и низкочастотный 4гд-5 разные, это как 8гд-1РРЗ и 8гд-1-25.
      В электрофоне Юбилейный-Стерео 1957 модельного года высокоомные динамики применялись по 4штуки в каждой ас: 2 широкополосника и 2 высокочастотника

      • Александр Р. пишет:

        При этом 8ГД-1РРЗ (Рига-10) официально так не обозначался, а 8ГД-1-25 тоже выпускался РРЗ. Но рекорд – у 1ГД-1: был старый ШП/СЧ, СЧ/ВЧ 1ГД-1 ВЭФ и ВЧ 1ГД-1 РРЗ.

  4. Андрей пишет:

    4ГД-5РРЗ стоял в АС-80-2-1 а 4ГД-5ВЭФ в активной акустике “ВЭФ – электроакустический агрегат” Оба динамика имеют одинаковые характеристики. По качеству звука прекрасные динамики. Бас чуть мощней в сравнении с 10гдш-1. 10гдш-1 переходит на хрип а 4гд-5 ещё играет

  5. Антон пишет:

    То самое чувство, когда глядя на фото думаешь “Какие отличные динамики” и понимаешь, что это твои (2 верхних фото, утащены, видимо, с форума аудиопортала) Этот вид 4гд-5 немного отличается от более поздних с ферритовым магнитом – жесткая нитчатая центрирующая шайба определяет высокую частоту резонанса, 66 Гц у моих. По импедансу стоит отнести скорее, к 6 омным, сопротивление по постоянному току 5,1 Ом. После намагничивания магнитов электрическая добротность вышла 0,73 у обоих, полная 0,63, сейчас работают в больших ЗЯ 55 литров.

    • LDS пишет:

      Возможно. Могу подписать, что Ваши, в конце статьи я пишу от кого фото или материал.

      • Антон пишет:

        Пусть уже будет, как есть )) Спасибо за Ваш труд, много полезного на сайте. Попалась информация, что эти динамики устанавливались не только в ас 80-2-1 но и ас 60-2-1 (сейчас продаются на Авито с радиолой Рига-101б, в 2 раза больше по объёму, чем ас-80) Наверное, большая редкость была, нет ли у Вас информации о них?

        • LDS пишет:

          Как скажете) По 80-2-1 есть страничка, а вот о АС 60-2-1 впервые слышу. Поделитесь ссылкой. Нашел в описании радиолы, просто как ящики, о названии АС ни слова.

  6. АЛЕКСАНДР пишет:

    http://ldsound.ru/estoniya-stereo-akusticheskie-sistemy/ Это рига 101Б-стерео. 67г. колонки АС 60-2-1. Обьем 40литров. 2 резонатора, как у эстонии и симфонии. Динамики 4гд-5 керн. 8ом. и 1гд-3 1мкф. Изготовлены из фанеры. Красивый шпон ,кажется золотое дерево. На ссылке- это мое. 80 и 60 это нижняя частота. Вечером скину фотки где металическая эмблема с названием колонки.

  7. Александр пишет:

    Извените, первая ссылка- не то.
    в-62, ш-28,5.-Г-24.фОТО ЧТО ТО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

    • LDS пишет:

      пришлите мне на почту

    • Я пишет:

      Что-то совсем неясно с резонансными частотами у 4ГД-5 с керновыми магнитами. Может кто-нибудь прояснит ситуацию?

      Ситуация такая: три раза попадались пары таких (всего, значит, три пары), и у всех и именно внутри пар резонансные частоты очень сильно различались. Динамики не разминал – просто измерял каждый с момента появления пары таких у меня. Измерения проводились при подаче синусоидального сигнала через резистор такого сопротивления и при таком уровне сигнала, чтобы ход был примерно один миллиметр (отклонения от указанной величины глазомерно +-0,5 мм где-то могли быть), и находился максимум при перестройке частоты с контролем его по осциллографу. Никаким компьютерным программам я не доверяю, и измерениям при подаче одного вольта через 1 килоом при измерении уже обычными непрограммными способами – тоже не доверяю; там, насколько я понимаю, обычно получаются завышенные значения; полагаю, что алгоритмы при измерениях могут быть так специально построены, но лично меня действие таких алгоритмов неустраивают.

      Я не могу с наиполнейшей уверенностью сказать, что это действительно родные пары с завода, и что никто не подменивал динамики в парных колонках, но все признаки указывают, что все или почти все – родные пары. Конкретное описание эти всех признаков: у первой пары динамики хоть и чуть-чуть с разным цветовым оттенком бумаги, но подвесы выглядят очень похоже (полностью впитавшаяся там пропитка в отличие от других двух пар), припаянные к динамиками остатки проводов тоже все одного и того же цвета; у второй пары динамики с совершенно одинаковым цветовым оттенком бумаги, на подвесах намного больше пропитки, чем у первой пары, и при этом количество пропитки внутри пары на вид совершенно одинаково; у третьей пары тоже совершенно одинаковый цветовой оттенок у бумаги, и он отличается от оттенка второй пары, подвесы с чуть-чуть иным количеством нанесённой пропитки, чем у второй пары, но тоже намного большем, чем у первой, и также содержание её внутри пары на вид совершенно одинаково; при этом ещё у этой третьей пары центрирующая шайба у динамика который с более высокой резонансной частотой немного почти незаметно промазана каким-то лаком или жёсткой пропиткой, при этом цветовой оттенок у обоих центрирующих шайб одинаков, просто видно, что у одной небольшая часть просветов между нитями затянута плёкой высохшего лака, я спросил у бывшего хозяина этих динамиков – он сказал, что динамики были сняты с “убитых” колонок и следов снятия этих динамиков оттуда не было, так что, всё указывает на то, что это скорее всего специально на заводе пропитали.

      По тебру: при мгновенном переключении с одного на другой двух рядом стоящих динамиков (без оформления) на розовом шуме у первой пары была разница в звучании, но там один динамик со следами повреждений и ранее ремонтированный, и у него на вид почему-то подвижная система немного вдалена вовнутрь, зато внутри второй и внутри третьей пары тембр на средних частотах очень похож, даже одинаков или почти одинаков, при этом если из разных пар брать динамики – разница в тембре была гораздо сильнее.

      При всём этом резонансные частоты в Герцах оказались такими (погрешность может быть +-1 Герц): у первой пары 39 и 52 (причём 39 Герц – это у того, который со следами повреждений и ремонта и с частичтно вдавленной подвижной системой), у второй 48 и 60 , у третьей тоже 48 и 60.

      Обращает на себя внимание точное совпадения резонансных частот межлу второй и третьей парами, и на вид эти пары тоже очень похожи.

      Кстати, вторую пару я снимал с колонок АС 80-2-1 для проверки их внешнего состояния и замеров резонансных частот, а перед этим послушал на музыке также мгновенно переключая на рядом стоящие монофоничекий сигнал с одной на другую, и меня сильно удивила огромная разница в тембре на нижних частотах, при этом на вид количество звукопюпоглощающей ваты внутри обеих колонк одинаково. В стереоварианте не слушал, так как подумал, что надо сначала разобраться с тем, почему по-разному звучат, а потом уже привести всё к нормальному состоянию и слушать, да только видимо, это так и задумано а я не знал и так и не захотел их слушать тогда.

      То есть, уже очень значительное количество признаков указывает на то, что это, по-видимому, на заводе специально делали эти динамики с настолько сильно различающимися резонансными частотами.

      Для чего это делали и что это даёт? Это же, я так понял, не те высокодобротные динамики типа как, например, 2ГД-8, которые по две штуки рядом в монофонические радиолы Латвия” ставились с разными резонансными частотами для разглаживания резонансного подъёма и уменьшения при этом бубнения.

  8. Иван пишет:

    В молодые годы имел счастье столкнуться с 4ГД-5 с ферритовым магнитом. Новенький красавчик был. Пока искал пару, кто-то из коллег увел из под носа. Больше вживую не сталкивался, хотя приобрести пару хотелось.

    • Куприянов Александр пишет:

      Да не о чём переживать. Я их повидал много. Хоть и подобие вами любимым 6ГД-2 но , как говорят , ногтя его не стоит. Центровка уходит. А центровать его трудно. Зазор малюсенький. ЦШ отклеиваешь , приклеиваешь , … . А у 6ГД-2 три винта ослабил и центруй. И по звуку не чуть не лучше 4ГД-35.

      • Я пишет:

        Не знаю, те, которые нормальные из описанных в моём длинном вопросе мною, помню, в отличном мостоянии, и всё там нормально с центровкой, хотя на больших амплитудах по генератору не определял, только резонансные частоты при ходе не более примерно 1,5 миллиметров смотрел. Это, напоминаю, с керновыми альнико-магнитами. Возможно хранили их хорошо и пользовались аккуратно, что катушки не скривились от времени.

        По звуку – ну не знаю, ферритовые версии не слушал, а если они ещё и разных заводов – то кто его знает: может быть и вообще большая разница в звуе. Надо будет у ребят взять послушать в оформлении, так как тогда я и не вслушивался, но вроде всё там было очень даже хорошо со звучанием. И ни с 4ГД-35, ни с 6ГД-2 я бы сравнивать их не стал, так как совсем разные предназначения у них у всех.

        • Иван пишет:

          “…с 6ГД-2 я бы сравнивать их не стал…”
          Ну хотелось бы, чтобы по характеру звучания был схожим.

          • Я пишет:

            Я не знаю, что по характеру звучания схожим будет, ферритовую версию, то есть, какая у вас была, я пока вообще не слушал. Альнико-версию послушал, но совсем чуть-чуть, так как по-разному звучали колонки с ними на нижних частотах, и я потерял интерес к прослушиванию. Альнико-версии 4ГД-5 играют в полную полосу – то есть и низкие и средние частоты в АС 80-2-1 , может ещё где, а 6ГД-2 – только низкие частоты в “Симфониях” и “Эстониях-Стерео”, поэтому я так понимаю, что и предназначение разное у этих динамиков. Про ферритовые версии 4ГД-5 я точно не знаю – куда и с какими динамиками они на заводах ставились, поэтому не могу ничего и предположить. Здесь я видел фотографии ВЭФ-овских 4ГД-5 с ферритовыми магнитами и кто-то написал куда они ставились, можно поискать – что то за агрегат и что в нём внутри.

      • Иван пишет:

        “…подобие вами любимым 6ГД-2…”
        Есть такое.
        “…не лучше 4ГД-35.”
        Ну хотелось бы самому оценить. Ну если так, то тогда даже легче на душе. Многие годы мучался мыслью, что не смог их оценить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *