Доработка 10 ГДШ-1-4. Замена колпачка на пулю

Широкополосная динамическая головка 10 ГДШ-1-4 имеет не плохое звучание. Среди новичков пользуется большой популярностью в виду простоты сборки АС. В этой статье я хочу поделиться опытом доработки данной модели.

Родная АЧХ 10 ГДШ с рупором в корпусе.

Было решено использовать этот динамик в качестве среднечастотного звена в 25 АС-027 (или в качестве мидбаса в 2-х полосной АС), но его неравномерность на высоких частотах никуда не годится в качестве СЧ-динамика. Зарезать фильтром высокие частоты тоже не получится. Поэтому я убрал родной рупор с колпачком (они образуют единое целое), аккуратно срезав его ножницами и лезвием. Замена подвесов на новые пеновые – процедура стандартная. Дополнительно оклеил корзину ватой. Так же хорошо будет приклеить ПАС на окна корзины.

Срезаем рупор

Груз делает равномерный прижим на приклеиваемый подвес.

Используемый клей

Лицевая сторона

Обратная сторона

Сначала динамики играли без колпачка. Высоких частот и так явно было мало даже на слух. Затем я вклеил колпачки, диафрагма от разобранных 10 ГДВ-2-16.

Излучатель от 10 ГДВ

Вклеенный излучатель от 10 ГДВ с 10 ГДШ

Ребра корзины окутаны ватой

ПАС из холста

Но это мне показалось не серьезным. Появился измерительный микрофон, проводить такие эксперименты стало интереснее, теперь можно увидеть, что получается в итоге.

Следующим шагом стала замена колпачка на пулю, которая также клеится на сам диффузор. Чертеж примерно показан на рисунке. У меня не было каких то конкретных чертежей.

Пуля вклеена в 10 ГДШ

Пуля сделана из капроновых колгот, которые были надеты на обычную лампочку 40 Вт (в качестве задающей формы), а поверх покрыта эпоксидной смолой. Предварительно лампочка была смазана вазелином, иначе эпоксидная смола просачивается и все прилипает. В итоге получился очень даже не плохой колпачок, с которым динамик получил АЧХ с плавным спадом. После приклеивания все было покрыто черной канцелярской тушью.

АЧХ 10 ГДШ без фильтра с пулей

АЧХ с фильтром с пулей

Автор: LDS, специально для сайта ldsound.info

2014

37 комментариев: Доработка 10 ГДШ-1-4. Замена колпачка на пулю

  1. Кирилл Шибаев пишет:

    Очень понравился ваш.. ..пост.
    за понятность , наглядность и выполнимость(повторимость)

    мне как раз ровно для СЧ и надо.
    как широкополосники они конечно тоже не плохие ,
    но 21 век… и вроде как доказано про интермодуляциооные искажения в ШП динамиках. Так что даже двух-полосные колоночку будут звучать лучше,
    хотя опять же… совсем не все… а лишь качественные, а значит дорогие.
    Но я для себя вроде как уже не рассматриваю вариант слушать 10ГДШ как ШП. А вот использовать из в качестве СЧ меня очень привлекает. Раз меня они радуют и в виде “как есть” , то без рупорков , по логике должно стать ещё лучше. Вопрос различит ли это отличие ухо или только графики от измерительного микрофона ( которого у меня к тому до сих пор нет… стыд-позор )

    • LDS пишет:

      Это не СЧ, это полноценный быстрый мидбас.
      Используя его в качестве СЧ, придется хорошо резать по низким частотам.

  2. Олег из Зеленодольска пишет:

    Спасибо,интересно.
    Такая же “пуля” стоит на моих китайских Microlab Solo 6c.

  3. Alik пишет:

    Ничего такой СЧ получился)

  4. Андрей пишет:

    Как СЧ он хорошо подойдет, наверное. Но вот с подбором пищалкой могут быть проблемы. Если только делить не выше 3 кГц, а такие пищалки, способные хорошо звучать от 3 кГц стоят недешево.

    • Alik пишет:

      А почему не выше 3 кГц?По графику играет хорошо практически до 7 кГц.

      • Чалов Денис пишет:

        Огромный сч – узкая направленность. Частота раздела должна быть низкой. То есть, с таким сч мы ничего не добились – лучше стандартный 5′ с частотой деления в 5 КГц.

      • LDS пишет:

        Это он разделен фильтром 2 порядка и на частоте 5 кГц.
        Первым порядком с частотой раздела по выше он спокойно дотянет до 7 кГц и выше, как раз пик в конце сыграет на руку в этом плане.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      c 3 килогерц аж бегом работает недорогой и прекрасный в плане повторяемости ВизатонCS10N. Другое дело, с полутроа кил в самом деле мало пищалок способны работать, обычно Морели, Динаудио, Сканспики. Или Фостекс FT48D

  5. Валентин пишет:

    Я вот тоже снял рупор ,поставил туда не пулю а колпак , сделал фильтр 3-го порядка на 5кгц и добавил еще пищалку уже нормальную hi-fi ленточный вч играющий от 5кгц до 40 000кгц
    получиось неплохо ))

  6. Семён пишет:

    А разве пулю клеят не к керну? Так-то встречал динамики, у которых пуля была приклеена к диффузору, но.. Это же увеличивает вес подвижки, что на мой взгляд не есть хорошо.

    • LDS пишет:

      Не всегда. А в данном случае пуля точно легче родного рупорка.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Посмотрите как Дмитрий Рутковский из AIE делает (не реклама):
      http://www.aie.sp.ru/ComponentSpeaker/Soski.html
      http://www.aie.sp.ru/Upgrade/10GD-36.html

      • LDS пишет:

        Спасибо, я в курсе. Он делает так же, только более качественно.

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Дмитрий,подскажите пожалуйста название клея использованного для подвеса.Сам думаю об обычном гелевом “Моменте”.
          Интересно,что повлияло на расширение диапазона вниз?
          И ещё деталь… Вижу Вы обошлись без резинового кольца по диаметру подвеса.Это допустимо получается?

          • LDS пишет:

            Пишите вопросы в один комментарий пожалуйста)
            Полимерный клей, дракон называется.
            Ниже 200 Гц можно не смотреть.
            Резиновое кольцо не нужно. Вернее оно нужно, если динамик крепить изнутри АС. В идеале еще бы и бортик по кругу спилить.

            • Дмитрий Большаков пишет:

              Да,извините за “разброс”. Буду внимательнее. Бортик спилить?Очень интересная мысль!

              • LDS пишет:

                Да, чтобы подвес был заподлицо с передней панелью, бортик немного мешает, это старая идея.

                • Михаил Чуйковский пишет:

                  Прошу прощения, а ликвидация бортика не отразится на жесткости корзины?

                  • Дмитрий Большаков пишет:

                    Там в остатке два миллиметра алюминия. Прочности, более, чем достаточно для таких габаритов и нагрузок.

                  • Дмитрий Большаков пишет:

                    Уже сделана двухполосная АС на основе такого модернизированного динамика. Все данные на форуме ldsound.club

    • Михаил пишет:

      Семён, конечно к керну, иначе она перестанет выполнять своё предназначение (выравнивание фазы), а станет частью излучателя. В 70-е – 80-е годы из теннисного шарика колпачки клеили, тоже на диффузор СЧ динамика (вместо пыльника) чтобы звонче были. Это вообще другая песня.

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Хотелось бы чуток охладить кипящие разумы интересующихся наклеиванием пулей на керны с желанием добыть чуда за пятак. Всё, что происходит с этим динамиком , будь то удаление конусочка , наклейка пули на керн, наклейка пустотелой пули на диффузор, по образу и подобию Фокаловских динов серии Кобальт , не стоит усилий по дОбыче того звука. Как ширик он вполне самодостаточен и без этих извратов, неравномерность не самая поганая, есть куда хуже. И звук неплохой. А чтобы заниматься хирургией динамиков на дому, нужно много чего: запас денег, динамиков-доноров, запас здорового нахальства и оптимизма, веры в успех, а особливо наличие приборов, позволяющих убедиться в полученном успехе.
    Не забуду, как во время моей поездки в Воронеж группа товарищей с громким названием Маэстро прислали Шалину на испытание очередное распиаренное чудо: динамик из телевизора , 3ГД-38 с приклеенной взамен пыльника – пулей из яичной скорлупы. с утверждением, что звук этого изделия – волшебный и кто его услышал, падал в священном обмороке немедленно. Мы с Алексеем послушали эту фиговину, глянули микрофоном и выкинули в мусорку. Впечатления выложили на Портале. После этого – огребли вагон обиды от “фирмачей” . Не осознали их величия, убогие .

    • Михаил Чуйковский пишет:

      Александр, вы очень красиво излагаете. Я ничего не пиарю, просто хочу перевернуть мир. Посоветуйте, как бы Вы связали кусочки луковой кожуры®, чтобы получить из них достаточно прочный, при этом имеющий соответствие ip35. диффузор? У Вас очень богатый опыт, что Вам стоит им поделиться? Ручаюсь, в коммерческих целях Ваш метод без отката соответствующей доли прибыли не использовать.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Кожура конечно интересный материал, но чтобы решить о возможности её применения , нужны исследования. И потом выяснится, что обычные решения все равно лучше. Это будет обидно, как говорят в Одессе.
        Опыта по сочинению динамиков у меня скорее минус ноль, хотя. что-то удалось сделать в плане доработки пищалок Фостекс FT-17H . Колонки с этими пищалами даже на выставку возили в 2006г.

        • Константин пишет:

          Очень поддерживаю такие эксперименты, так как этих динамиков из за большого тиража магнитофонов НОТА, МАЯК, Романтика довольно много. Да и отдельные АС так же выпускались в разных вариантах достаточно вспомнить эстрадный Гелиос. Сказать что динамик хороший нельзя из за АЧХ. Но используя алюминиевый каркас катушки от 25гдн действительно можно получить мид с мощной и главное стойкой к температуре катушкой, так как и уже на полном серьезе давать 25~30вт без повреждения.

          • Дмитрий Большаков пишет:

            В двух полоске играет неплохо. Когда удалён визер и катушкой обрезан верх. Посмотрите на форуме. Там и замеры есть. Не мои, но с идентичными компонентами. Всё сделано под руководством специалистов.

            • Михаил Чуйковский пишет:

              Насколько бы плох этот динамик ни был, популярностью он пользуется ошеломительной. Средняя цена по С-Пб начинается с 1000₽ за штуку. Из собственных наблюдений, он практически идентичен норвежскому seas 21f-gvb с разницей в диаметре керна(у сиза он больше на 0.2мм), наличия рупорка, короткозамкнутого витка(либо на керне, либо на верхнем фланце) и отвратительных ушей. При возможности обзавелся аж двумя парами(как раз с отличием в короткозамкнутых витках), естественно с манной кашей вместо подвесов. Наклеил на один резину от 10гд-30, на второй тряпку(не имевшую счастья побывать в руках Петра Зодниева) и ППУ. Звук интереснее у тех, что с витком на фланце. Тряпку пропитывал секретным составом от производителя подвеса. Исполнение со стальной корзиной даже в руки брать не стал, поскольку твердо убежден, что сталь применима только в автозвуке.

        • Алексей пишет:

          День добрый. Прошу прощения за вопрос, разглядывая фото увидел на ламповике надпись бренда Ронес. Когда то читал про этот бренд, он гремел в свое время, но потом с уходом в мир иной его хозяина все покатилось под откос. По крайней мере так было написано. Судя по фото в 2006 бренд существовал, какова его судьба в настоящий момент? Заранее спасибо.

      • володя пишет:

        у меня есть дины 10 гд 36к какую колонку создать

    • LDS пишет:

      Ну почему. Микрофон я измерения сделал, получил то, что хотел.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Динамик 10 ГДШ или 10 гд-36к считаю удачным и звучным широкополосом, но параметры не все удобные для постройки идеальной колонки.
        Сделать колонку на одиночном ширике 10ГДШ- первый шаг в приобщении к хорошему звуку. Дальше нужно делать двухполоску , для чего фильтром скорректировать ачх на стыке с пищалой и грамотно подстыковать пищалу. Само собой, широкополоснику , обваленному в районе 2, 5-3 кгц нет смысла сочинять всякие всякости в виде пулек или колпачков. Можно вообще не трогать динамик, оставив как был. В случае неудачи его хоть продать можно будет.

  8. Дмитрий пишет:

    Здравствуйте. Такой вопрос, что станет с характеристиками динамика если еменьшить внешний магнитный хазар и поставить магнит большего размера!? Просто хочется увеличить чувствительность не меняя катушку на 10 гдш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *