Голофоническая запись

Голофоническая запись или еще называется бинауральная запись. Об одном таком методе я делал статью “Звук запуска и посадки Falcon Heavy Space X”, где применен такой способ записи звука. Но здесь мы рассмотрим еще другие варианты. Включите его на своих АС (колонках):

Запись №1: Спички

 

Прослушав звуковой фрагмент со звуком трясущегося спичечного коробка в движении вниз-вверх мы не слышим ничего особенного. Волшебство появляется не так, а когда начинаем прослушивать запись в наушниках. Для того, чтобы передать достоверно голофоническую запись, колонки не подходят, поскольку вносят искажения в звуковой план.

В этом аудио треке человек зажигает спичку, затем начинает трясти коробок, обходя слушателя вокруг, затем, трясет коробок, двигаясь вверх-вниз стоя перед слушателем и, повторяет это, стоя сзади и слева. и всё это отчётливо слышно в обычных стереонаушниках.

Голофоническая (Holophonic) запись получила известность благодаря аргентинскому учёному Хьюго Зукарелли (Hugo Zucarelli) в 1983 году. Принцип записи использует многие наработки в области голографического изображения (отсюда и название holophonic), что, в принципе, очевидно: если учёные смогли «обмануть» два глаза, воспринимающих световые волны, то почему бы не проделать то же самое с ушами и звуковыми волнами?

Зукарелли установил, что человеческое ухо – это не только приёмник звука, но и излучатель: согласно гипотезе, улитка уха распознаёт и анализирует звуковые образы так, если бы это была акустическая голограмма. Так, мозг обрабатывает эти данные и определяет направление источника звука.

Кстати, несколько учёных подвергали сомнению труды Хьюго, но его записи убедительнее любых слов. Далее, ещё одна запись, где женщина, шепчущая настолько близко к уху, что невольно ощущается её дыхание, присутствие её губ:

Запись№2: Шёпот

 

Цифровой способ воспроизведения голофонической записи требует вычислений нескольких потоков записи с эффектом присутствия (Ambisonics), но детали процесса записи держатся в секрете, хотя, кое-какие догадки можно построить, проведя частотный/фазовый анализ этих примеров:

  1. множественные сигналы в противофазе и постоянное ощущение объема позволяют предположить, что запись ведётся в реальном помещении – это сделать значительно проще чем, скажем, программно моделировать естественную реверберацию.
  2. заметно много инфранизких звуков, вполне способных достоверно передать «движение» или «дыхание» источника. Вдобавок к этому – низкочастотная область панорамируется наряду с другими частотами (что идёт вразрез с одним из основных принципов сведения музыки – «низ в центре»). Естественно, подобное звучание не сможет передать ни одна 5.1 звуковая система с сабвуфером посередине и маленькими СЧ-ВЧ колоночками по углам.
  3. ещё одно предположение: вероятно микрофоны расположены так же, как и уши у человека. Это позволило бы создать звуковую картину, наиболее приближённую к естественному восприятию… Кстати, микрофонная пара Neumann KU100 Dummy Head, вероятно, неплохое решение как раз для таких записей:

Еще одна запись из парикмахерской:

5 комментариев: Голофоническая запись

  1. LDS пишет:

    Видео в формате 3D, но только в аудио.

  2. NEULO пишет:

    Однако. Мощно.

  3. Александр Бокарёв пишет:

    Слышал ещё один ролик, виртуальная парикмахерская, тоже впечатлён.

  4. Олег пишет:

    я не знаю пока как делается эффект выше-ниже, а дальше-ближе, лево-право и вокруг – это можно сделать на програмном уровне играя с панорамой, громкостью, и главное! подмешиванием в основной сигнал реверберации и отражения

  5. Vip Kit пишет:

    И до 1983 г. было не мало подобного звукового материала в 60 – 70 х.
    Достаточно вспомнить, Pink Floyd ,,Umma Gumma” 69, ,,Atom Hert Mather”70, или Deep Purple, Shedow’s of Deep Purple”68.))

Добавить комментарий для Олег Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *