JBL4312B – изменение фильтра

JBL4312B - изменение фильтра JBL4312B - изменение фильтра

Получил колонки для настройки фильтра – JBL 4312B. Предварительное измерение показало странный результат, такое впечатление, что хорошие динамики включены просто тупо в параллель без фильтров, наезд полос чудовищный, хотя каждый динамик очень ровный. Динамики все 4 Ома.

JBL4312B - изменение фильтра

Стык СЧ и ВЧ по горизонтали на уровне ВЧ динамика

Не обошлось и без разочарований. Пищалка отнесена от средника далеко и в сторону. Ровная АЧХ получается в узком луче между трех динамиков, в стороне начинаются неприятности. Хотя, можно зайти и за колонку, звук не деградирует с уходом от главной оси. И за счет большой площади басовика и его чуткой мембраны отклик просто диву даешься, удар барабана – сбивает с ног)))

JBL4312B - изменение фильтра

НЧ динамик с родным фильтром

JBL4312B - изменение фильтра

ВЧ динамик с родным фильтром

JBL4312B - изменение фильтра

СЧ динамик с родным фильтром

Пищалка купольная титановая, с выдавленными ребрами жесткости по куполу, звук приятный, но есть могучий резонансный выброс на 2 кГц, его убрал фильтром 2-го порядка, шип ушёл, остался чистый звук и ровная АЧХ.

JBL4312B - изменение фильтра

Забавно, что поиски родной платы фильтров, следуя вдоль длинных проводов к динамикам, привели в самый верх колонки, изнутри на передней стенке приделана крохотная платка с мизером деталек. А если судить по поведению АЧХ каждого динамика, то впечатление, что фильтров нет вообще. Молодцы, в общем, американцы. Заводские фильтры просто позор нации, басовик летит без завала почти до 5-6 кГц, туда же добегает средник, стык с пищалой аж на 7 кГц, свалка такая, что найти точку более-менее ровной АЧХ не удалось. Пришлось зарисовать это невиданное явление. Там жуть. Неприятно то, что колонки на СЧ/ВЧ все же разные, нужно разбираться, что причина тому, то ли пищала паленая, то ли средник перемотан, полярность не та.

JBL4312B - изменение фильтра

Проведя почти неделю за микрофоном, могу выдохнуть и сказать честно самому себе, что звук сложился. Самое печальное, что все попытки получить правильную и ровную АЧХ разбились о дрянной звук. Хотя, с точки зрения микрофона АЧХ была иногда просто наикрасивейшая. Но вслушиваясь в звучание привычных треков, всегда получал неожиданный щелбан по ушам в каком-либо месте. То рояль стрельнет, то голос вскрикнет, то гитара наждаком резанёт. И только когда добился АЧХ средника в виде пологого купола (симметричного слева и справа, с подгонкой уровня), получил совершенно слитный, неразличимый звук басовика и средника, мягкий и комфортный. И пищалку настроил на звук без шкварок, что было жутко непросто, с титановым куполом. Только после этого любая музыка стала звучать словно передо мной не трёхполоска, а шикарная двушка. Уходил в другую комнату, слушал оттуда, звук не страдал, сохранил красоту и наполненность.

Схема фильтра финального варианта:

JBL4312B - изменение фильтра

Звук и АЧХ – как у приличной двухполоски, все попытки выделить средину отдельной полосой ведут к её навязчивому пролезанию в звук. Только слитное нераздельное звучание средника и басовика позволили корректно подстыковать пищалу и получить достойное звучание. Хочется отметить один момент от фирмы JBL, с которым столкнулся. Басовик от батарейки “плюсом на клемму плюс” втягивается диффузором внутрь. Другие динамики работают наружу, как принято. В итоге пришлось полярность СЧ и ВЧ динамиков крутить вверх ногами.

JBL4312B - изменение фильтра

Финальная АЧХ

JBL4312B - изменение фильтра

Стык НЧ и СЧ

JBL4312B - изменение фильтра

СЧ динамик

JBL4312B - изменение фильтра

ВЧ динамик

Внутри АС оставлен заводской фильтр, к которому можно вернулся в любой момент.

Тема на форуме

Автор работы: Александр Бокарёв

27 комментариев: JBL4312B – изменение фильтра

  1. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Дмитрию огромная благодарность за качественное оформление моих сумбурных измерений и фотографий. Получилось подробно и наглядно. АБ.

  2. Марков Николай пишет:

    Супер статья и работа!

  3. Константин пишет:

    Как я понял из прочитанного смена фильтра для достижения “ровной АЧХ”.
    Так как до внесения изменений она была в “три горба”.
    Фазировка нч с завода настораживает и хочется “ляпнуть” что предыдущий реставратор нахимичил с катушкой.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      До внесения изменений ачх была ровная, как те часы у капитана Врунгеля, которые показывали два раза в сутки совершенно точное время, нужно было лишь вовремя взглянуть. То есть, в одной какой-то точке что-то было похожее на ровность, но стоило сместить микрофон, как ачх сжималась в гармошку.

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    С завода колонку никто не дорабатывал.
    Фазировка басовиков самого вогнала в ступор, оказалось, что все динамики от плюса батарейки летят вперед, а басовики- назад.
    Чтобы не запутаться, басовику дал входной сигнал через катушку на красную клемму, остальные динамики сфазированы по микрофону.
    Смена фильтра не только для достижения ровной ачх. Там звук был плоский и размытый настолько, что стерео не пойми где и какое.
    Сейчас звук собранный, голос висит в воздухе, не привязан к ящикам и динамикам, неутомительный и комфортный. Чего и добивались.

    • LDS пишет:

      Наверное необходимо добавить, что в любое время можно вернутся к заводскому фильтру?

  5. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    да, можно. Это решение усложнило жизнь мне, но упростило владельцу колонок.

  6. Боря пишет:

    А ничего, что это контрольные мониторы ближнего боя и предназначены лежать на боку ? Именно тогда пищалка и среднечастотник будут расположены друг над другом, как у “простых” колонок и диаграмма направленности станет привычной. По поводу полярности басовика добавлю свои 3 коп : из схемы фильтра http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2020/04/4312-4312BMkII-ts-ldsound.ru_.pdf проводники, помеченные черной маркировкой, должны подключаться к минусу пищалки и среднечастотника, что интуитивно понятно, да там на + и – клеммы разные – не перепутаешь. А вот у басовика по той же схеме – все наоборот – черный к + (красный). В итоге – может проще было на бок положить ?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Беда этих колонок не в расположении динамиков, а в том, что сведение полос с родными фильтрами просто никакое, свалка дикая вместо ачх. Хоть на бок их, хоть на голову. Бездарная свалка .
      Сейчас колонки звучат достойно, редкий случай, когда немного завидую их владельцу , при всей своей несимпатии к трехполоскам.
      Динамики там очень удачные, поэтому схема фильтров несложная, а звук удался. Обычно все резко хуже, из трех динамиков- два уродца, из которых нужно звук добыть.
      Басовик на красную клемму плюсом батарейки- летит ….назад. Остальные- как положено. В итоге непонятка полная, но сделал как надо , по микрофону . А от того, лежа колонки или стоя, фазировка динамиков не поменяется.

  7. Боря пишет:

    Динамики расположены как положено у контрольных мониторов. Дело, на мой взгляд, в другом. Вы ведь АЧХ снимали микрофоном ? а колонки у вас стояли неправильно, и, возможно, микрофон был не там, где в нормальном акустическом поле д б ухо . Поправьте меня, если я не прав. Теперь о полярности: странная получается ерунда, если следовать схеме, то черная маркировка должна подходить у басовика к “+”, но он, как мы выяснили с помощью батарейки (я тоже прямо сейчас это сделал) обозначен почему-то черной клеммой. Да, это странно. Но я следую схеме производителя, а полярность определяю батарейкой не глядя на цвет. Получается, что соединения проводов с пищалкой и среднечастотником безальтернативны по конструкции клемм, а у басовика к черной клемме подводится провод с черной маркировкой. Допер – цвет клеммы выбрали для удобства бездумной сборки !
    Александр Ростов-на-Дону
    Смотрите. Если колонки лежат на боку, то ось колонки уходит вверх, где излучение вообще в кучку не складывается. Оно складывается лишь в одной точке, в треугольнике между динамиками, колонки, стоящей вертикально, причем, слева и справа от этой оси ачх разная, но благодаря отзеркаленному расположению динамиков можно расположить колонки по наилучшей форме ачх и звука.
    Это слышно даже без микрофона, достаточно сместиться самому в стороны относительно главной оси колонки. Владелец колонки понял все правильно, сделал как надо и весьма доволен звуком.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Схемы производителя я не знаю, фильтры недоступны без полного разбора колонок. Что не было задумано.
      Динамики оставили весьма приятное впечатление, а что там натворили на родных фильтрах- не моё дело. Мне их фильтры с коробок спичек размером не интересны.

  8. Боря пишет:

    Доволен и хорошо. А вот пищалки и средневики должны быть на одной вертикальной линии. Вы, по сути переделали колонки так, чтобы они тонально нравились тому, кто использует их не по назначению. Ему бы лучше подошли стоячие JBL L-100.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вы совершенно правы, Г-образное расположение СЧ и ВЧ динамиков заметно снижает габариты по высоте, но вместе с тем уродует направленность . Такая точно проблема была у наших Амфитонов 50АС-022. Но там колонки не зеркальные. Что ещё хуже.
      Кстати, хорошо сведенные колонки позволяют слушать музыку даже в стороне, без потери общего доброго впечатления . Я называю это- Звук с тобой.
      Знаете, даже не то, что тонально не нравились, там стереокартины в принципе не было, был дикий винегрет из звуков. Пришлось все с нуля и до результата.

  9. Марков Николай пишет:

    Жаль, что 40 Гц они реально не тянут. Минус 12дБ = их нет

  10. Боря пишет:

    ИМХО. Убежденность в убогости обсуждаемого изделия JBL, зиждется, как мне кажется, на святой уверенности, что до фирмы JBL за всю ее славную историю, так и не дошло, что колонки их звучат как “винегрет”, поскольку ВСЕМ ИЗВЕСТНО, что американцы дебилы, не так ли ? Видимо и я дебил – поэтому я для начала ознакомился с фирменной инструкцией и, вообще, юзал мониторы в соответствии с их функциональным назначением. Кстати, может кому пригодится: не надо ломать корпус, чтобы извлечь фильтр. Он крепится двумя винтами, головки которых находятся под самоклеящимся шильдиком, там где ручки настройки. Шильдик отдирается и восстанавливается легко – решение по-американски грубоватое, но все же пилить и колотить нет необходимости. И еще : такое же горизонтальное расположение колонок и такую же компоновку динамиков, как у обсуждаемых JBL, применяют множество производителей контрольных мониторов. Известным исключением являются Yamaha 1000, возможно, поэтому у нас к ним относятся как к классному Hi-Fi, а не как к мониторам. Весьма сомнительно утверждение, что “правильные” колонки с любой стороны должны звучать отлично – это противоречит законам физики. Есть, правда, специальные решения для получения равномерного окружающего звука , но это больше фокусы для танцулек.

    • Инженер пишет:

      попробовать положить на бок 25АС-027 ??? Может действительно лучше будут играть… хотя не выйдет– пространственную картинку (большое пространство) озвучивают СЧ и НЧ на стыке частот в районе 600-1000 Гц.

      • Боря пишет:

        25-ас не стоит класть на бок – там пищалка не сферическая – ее надо всегда располагать по вертикали. Было бы лучше в каждой колонке по две таких пищалки друг над другом. А если бы еще все излучатели расположить строго по вертикали, а не сбоку, то просто блеск. В общем, только опыт – плод ошибок трудных.

    • А.Б. пишет:

      То, что винты фильтров под шильдом на клею, я в курсе. Кабы свои колонки- не вопрос отклеить и приклеить. А чужие дорогущие кромсать – увольте. Потому и сделано так, чтобы вернуть все обратно , не изуродовав оригинал.
      Колонки от рождения были настроены так, что стереоэффект вообще отсутствовал, свалка вместо стерео, каша и ахинея на ачх. После доработки одна колонка создавала объёмное звучание. Все сильно поменялось в лучшую сторону. И владелец после долгого отслушивания поблагодарил за успешную работу, а он очень привередливый товарищ, есть с чем сравнивать этот звук.
      Главная сложность была не в сведении трехполоски, а в том, как не вмешаться в конструкцию, улучшив изначально неважное звучание.
      И про дебилов инженеров не мои слова, ваши. Они как в том анекдоте, дура-дура, а тридцатку в день имею. Знают , что творят. Это мы тут репсель чешем, за что такие гроши.

      • Боря пишет:

        Я вас не за что , помилуй бог, не осуждаю – отличная, наверное, работа. Извините, если вы меня так поняли. Я бы сам кой-чего переделал в означенных колонках, но вот чего в них не было и нет, так это той “каши” о которой вы упоминаете, сцену строят они вполне четко, хотя никакой яркости и остроты, действительно не дают, и спасибо им за это. Мне эту вашу оценку очень чуднО читать – не может быть от “них каши” – это же контрольные мониторы ! То ли у нас с вами абсолютно разные понятия о прекрасном, то ли, когда они попали в ваши руки там было что-то очень простое, типа полярности при подключении динамиков попутаны, но изготовитель этого не допустил бы. Вы пишите, что до вас туда никто не лазал ? А я вот сомневаюсь, чтобы снять динамики и отсоединить провода от зажимов не надо никаких навыков, а из инструментов хватит одной отвертки – и никаких следов … кроме, например, ошибок при обратном подключении басовика ( подключение ВЧ и СЧ конструктивно не дает вариантов). Меня еще сильно напрягает, что в вашем обследовании не нашлось места для простой настройки с помощью ручек, выведенных на переднюю панель.
        Может они вообще были грубо сломаны – вы же пишите, что было похоже что фильтра вообще нет – так крутанули бы ручки для начала, чтобы убедиться. И наконец, вы же сами пишите, что ровная АЧХ была только по линии от точки между 3-я излучателями, вот это то самое, что должно было подсказать, что колонки просто неправильно установлены.
        Положив их на бок оказалось бы, что линия, точнее плоскость, как раз на уровне головы слушателя. Поработать на улучшение звучания под свой вкус вполне можно , но я бы для начала АС расположил как положено. Но это уже не ваш случай, это для последующих исследователей.

        • А.Б. пишет:

          Боря, отлегло, когда прочел ваш ответ:)
          Там была странность такая: красная и черная клеммы басовика, то есть плюс и минус. Верно? Так вот, плюс батарейки на красную клемму ВТЯГИВАЕТ диффузор.
          У пищалы и средника с полярностью порядок. А как нужно потом на схеме обозначить полярность динамика, при таком раскладе? Что считать плюсом?
          Хотя, сейчас решил, что вернее было пометить басовик не + – , а Red -Black :)
          При всех странностях настройки снимаю шляпу перед создателями этих колонок за превосходные по звучанию динамики, особенно басовик и отменный средник.
          Кстати , пищалка из титана при всей проблемности этого металла удачно вписалась в ансамбль,хотя достаточно низко отрезана.
          Главное, что сразу смутило и вызвало критику- безалаберная настройка фильтров, словно оттуда выкинули детали, а динамики включили в параллель.
          Добравшись до фильтров, можно было бы нарисовать их схему, но конструкция не позволила сделать это без ущерба для внешнего вида.
          Колонки, что и говорить, красавы. Оставили теплые воспоминания и легкую зависть к их владельцу . Звук получился породистый и красивый.

          • Боря пишет:

            Ну и хорошо, что отлегло. Про разметку проводов я уже писал выше – она взята мною из описания этой схемы от изготовителя. А схему фильтра я могу прислать, если еще нужно. Я может соберусь переделать кое-что в этих АС, в том числе уберу ручки с лицевой панели и перенесу их на заднюю и сделаю “под отвертку”, ведь для дома для семьи регулировка делается один раз, заодно раза в 2 уменьшится длина внутренних проводов, их тоже я бы заменил. А схему фильтра оставил бы, только сделал бы из новых и лучших компонент. На финише я бы и корпус поменял на новый такого же размера и формы, но из фанеры 30 мм – но это уже высший пилотаж.

            • А.Б. пишет:

              Боря, схему родных фильтров мне было бы интересно увидеть. Схема моих фильтров перед вами. Картинки до и после-тоже. Успеха вам!
              ПС. Слабо верю в улучшение звучания заменой деталей одних на другие , но лучшего уровня. На звук сильнее влияет не тип детали, а её номинал. Цепи у нас резонансные и частотнозависимые. Единственное. что присоветую, резисторы ищите манганиновые С5-16МВ, а емкости поликарбонат к77-1. Зеленка. Они лучшие но ясности звучания.
              Кстати о корпусе. Через какое-то время владелец пожаловался на дребезг в одной колонке, который он пытался вычислить. В итоге оказалось, что задняя стенка начала елозить, клей рассохся. Но чтобы это выловить. ему пришлось генератор доставать, гонять на приличной мощности. Нашел, исправил.
              Боря, поправьте меня, если неправ. На расположение колонок указывает наличие ножек , по памяти, они там были, внизу. На них и ставлено было . Ежели бы задумано класть их на бок, то и там должны быть ножки , ну, чтобы не подрать стол и сами изделия. Либо я ниччо не понимаю в мониторах)))

  11. Боря пишет:

    Привет ! Ссылку на схему я уже давал выше и забыл, так что ничего присылать не надо . Что касается ножек, то это, наверное у вас не совсем ножки, а наклейки. У меня они тоже были от предыдущего владельца, но я их сразу безжалостно содрал. Контрольные мониторы предназначены лежать на столе, получается они полочные, уж никак не напольные. Вот JBL L-100, те напольные. Они то же самое, что 4312, но вертикального расположения, при котором пищалка сверху и все динамики по одной вертикальной линии. Для них фирма JBL рекомендует свои напольные подставки металлические, они не высокие и небольшой наклон назад обеспечивают, чтобы стрелять в ухо слушателю. У меня 4312 лежат на обычных засыпных стойках для полочных АС и отделены от них шипами. А корпус и правда, сделан небрежно. Система в целом несет следы архаики – ее, надо думать, еще Дж.Б.Лансинг придумал в 1946, придумал и повесился, бедолага. Но вот – звучат же !

  12. Боря пишет:

    PS. Слегка приврал я – в L-100 пищалка и среднечастотник на одной верт линии, но она слегка сдвинута относительно центра басовика. Слегка пожертвовали классикой ради компактности.
    В общем кратко: ссылку на схему я уже выше приводил. Ножки те не ножки, а наклейки от предыдущего владельца, надо полагать. Есть вариант таких же колонок, но вертикальных – это JBl L-100.

    • А.Б. пишет:

      Боря, спасибо, по ссылке скачал фильтр. Мдя. Не назвал бы его навороченным .
      Аж три детали, не считая крутилок. ))) Зато есть полет для апгрейда )))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *