Модернизация S-90 по Рогожину

Статья посвящается новым методам улучшения звучания широко распространенных колонок S-90. Известный звукорежиссер и инженер конструктор акустических систем из Киева, специализирующийся на студийной аппаратуре и акустических системах предложил “Народный проект” по переделке колонок S-90 на лабиринтное акустическое оформление. Автор – Александр Рогожин. Работа выполнена по оригинальной статье. Александр Рогожин придумал ноу-хау, как перевести наиболее известные большинству русскоговорящих людей колонки Радиотехника S-90 в лабиринтные корпуса. Статья посвящена наиболее массовой и более 20 лет считавшейся эталоном акустике советского периода, которая в первой своей генерации называлась 35 АС-1.

В позднем СССР кроме колонок S-90 конечно появлялись «клоны», содранные с лучших зарубежных образцов, например – Электроника 100 АС-063 или 75 АС-065. Но они были очень дороги и мало распространены, тягаться по популярности с акустикой S-90 они не могли.

Конструкция и сборка

Для изготовления лабиринтного корпуса колонок S-90 лучше всего взять материал толщиной 16 мм. Причин тому несколько: Первая – новый корпус не должен быть «неподъемным», Вторая – конструктив лабиринта, это когда много перегородок и мало протяженных поверхностей, а значит лабиринт – изначально более жесткая конструкция чем закрытый ящик или фазоинвертор, Третья – ДСП, МДФ и фанера толщиной 16 мм это самый распространенный и доступный материал. При таких габаритах колонок обойтись материалом толщиной 16 мм в фазоинверсном или закрытом акустическом оформлении не получится. Так что здесь лабиринт в явном фаворе. В идеале корпус нужно изготавливать из березовой фанеры, но при ее отсутствии вполне подойдет ламинированный МДФ, ДСП и даже – старый шкаф.

На задней стенке бокса среднечастотного динамика установлены две перегородки, чтобы придать боксу оптимальную акустическую форму и снизить паразитные резонансы. Они нужны обе и обойтись без них нельзя. Вообще желательно в новых корпусах колонок S-90 не менять никаких размеров и не ставить никаких дополнительных деталей. Каждый элемент корпуса высчитан до миллиметра и находится именно в том месте где нужен.

На чертеже не указаны диаметры установочных отверстий под динамики т.к. головки, которые устанавливались в колонки S90 выпускались множеством предприятий бывшего СССР и, как и все, что делалось в СССР не имеет однозначных размеров. При установке динамиков в новые лабиринтные корпуса померьте реальные размеры головок и перенесите их на переднюю панель. Версий корзин динамиков 30 ГД-2 и 15 ГД-11 было множество.

Демпфирование

Очень важный момент, 100% внутренних поверхностей лабиринта и среднечастотного бокса должны быть покрыты швейным ватином толщиной 4-6 мм. Толщина ватина учтена при проектировании колонок, и его отсутствие, либо замена на что-то более толстое ухудшит их объективные показатели. Ватин следует приклеить на резиновый клей или двухсторонний скотч (в листах), он нормализует добротность лабиринта и убирает лишние призвуки. Лабиринт без ватина на стенках, тоже самое, что автомобиль без амортизаторов. Лабиринт без ватина играть будет так же, как машина будет ехать без амортизаторов (резонанс лабиринта – пружина, оклейка лабиринта – амортизатор).

Все стенки с внутренней стороны среднечастотного бокса так же должны быть оклеены ватином, заполнять его внутренний объем чем-либо не следует.

Не нужно «улучшать» акустику лабиринта путем запихивания в него синтепона, войлока, ваты или родного поглотителя, оставшегося от старых корпусов. Заполнение звукопоглотителем делаем только для камеры ВЧ динамика и глухих «треугольников», формирующих каналы лабиринта. Если этого не сделать, после сборки треугольники превратятся в резонаторы и каждый на своей частоте станут “подвывать” через стенки колонок.

Звук

На сегодняшний день была изготовлена одна пара лабиринтных корпусов. Колонки были собраны и опробованы в сравнении со штатными стоковыми колонками Радиотехника S-90. Гарантирую, что многие из меломанов, которые решатся на подобную переделку фазоинверсного оформления на лабиринтное, кроме на 100% ЛУЧШЕГО лабиринтного баса возможно откроют для себя понятие «настоящая звуковая сцена».

Положительных изменений в звуке у вас будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно, особенно если сравнивать стоимость этих корпусов с ценником аналогично играющих фирменных колонок.

По материалам: aovox.com

235 комментариев: Модернизация S-90 по Рогожину

  1. А.Б. пишет:

    Оформление по Рогожину- резонансное, размеры связаны напрямую с желанием уехать ниже по частоте , КПД тоже выше.
    В итоге получив свои желанные 35-40 Герц и глядя на два комода посреди комнаты, можете прийти к недобрым мыслям типа ” анакойхер”

    • Игорь Киблицкий пишет:

      Не скажите. Получаем ровную полку от 30 Гц чистого и отчетливого баса. У С-90 полка начинается от 47 Гц.

      • А.Б. пишет:

        Ох, буквально вчера наслушался этого “чистого но отчетливого”, настоящего 30-герцового баса , лично увиденного в виде ровной полки от 30 до 200гц , на какой-то композициии Yello. С ужасом подумал, а что слышат соседи ниже и выше этажами. Дом, правда, старинный , стены толстые. 30 Герц ощущаются , словно тебя вытряхивают из пиджака за грудки. Ужас , слабо связанный с красотой звука, все мысли – ” как бы потише сделать”

        • Игорь Киблицкий пишет:

          Так сделайте тише в чем проблема?.. прикрутите тембр НЧ конце концов! Ведь достоинство лабиринта не сколько в мощных и глубоких басах,сколько в чистоте и точности их воспроизведения!

          • Донатас пишет:

            А что Вы там собрались слушать, на 30 Гц?

          • А.Б. пишет:

            Так ведь владелец колонок с их реальными 30 Герцами и слушает в основном такую электронку, в которой УХ, бдыщ и дзынннь. Инструменты включили- худо с детальностью, словно куски вырублены из звуковой картины. А с 30 Герцами порядок. Уточню: речь не про лабиринт Рогожина, там другая акустика, но реально работает от 30 . Микрофон свидетель.

  2. Игорь пишет:

    Медный каркас катушки НЧ динамика + лабиринт 100% затягивание переходного процесса.

  3. А.Б. пишет:

    Сам басовик не быстрый, с признаками сабового, да ещё резонансное оформление. Хотя, ценителям баса-самое то. Басовый фундамент тоже важен, если без фанатизма.
    Другое дело, в каморке ставить такой кунштюк – идея скорее тупиковая. Соседей мучить .

  4. SV пишет:

    Три пары толстых акустических кабелей к каждой колонке при длинне около трёх метров??! Ловля блох, ну да ладно. Но если ловля блох, то надо ставить вместо паршивых пружинных зажимов нормальные винтовые или хорошие разъёмы.
    Получилось “гора родила мышь”.
    Похоже, аналогичная гора – мышь со столярными работами.
    Потуги получить «настоящая звуковая сцена» за счёт именно баса, да еще резонансного – это дичь.

  5. Иван пишет:

    “Потуги получить «настоящая звуковая сцена» за счёт именно баса, да еще резонансного – это дичь.”
    Намедни предложили мне оценить новое изделие – авторская акустика и ламповый УНЧ. Желание сделать погромче владельца не сочеталось с моим – потише. Баса было в достатке. А вот звук совсем не впечатлил. Если так и дальше пойдет, то я начну сомневаться в исключительности лампового звука. Никакой бас это не спасет. Любые звуки, лишь бы рычало – меня не устроят. Чувствуется слабая динамика. Особенно ощущается на тяжелом роке. Там и так динамика музыки невелика, так ее и УНЧ додавливает. Я уже много раз объяснял, что нужна динамика звука, а не ее уровень. Даже 50 мВт дают широкую звуковую картину при хорошем УНЧ.

    • А.Б. пишет:

      Верно пишете про впечатления. А с лампачами вам просто пока не повезло. Ещё встретите.

  6. Сергей Гудков пишет:

    Колонки хороши, динамики при желании меняются на профессиональные 10″ на тканевом подвесе, ну а разъёмы это мелочь

  7. Сергей Гудков пишет:

    если установить динамики типа таких, атака звука, скорость, и естественность улучшаться

    • Донатас пишет:

      Вы не понимаете. Рассчитано под 75ГДН. Остальное – пальцем в небо.

    • аудиостроитель пишет:

      С какой стати концертные рычалки естественность дадут? Они рассчитаны на то, чтобы давить, а не музицировать. Да и лабиринт всю “скорострельность” сведёт к нулю.

      P.S. И зачем вообще такой огород городить?

      • А.Б. пишет:

        Кабы сам лично не услышал и не измерил эти рогожинские дымоходы, а потом в теме по ним на Веге не отозвался, то сам бы фыркал , как и вы. А там – не знаю, в чем причина, может динамики круть, может так звезды сложились. Но звук совершенно роскошный, Огромная комната залита звуком, ни намека на гул, мычание, бубнение. АЧХ тому свидетель.
        Но браться за такое не рискну .

        • аудиостроитель пишет:

          Размер имеет значение!
          Это я про комнату.

          • А.Б. пишет:

            Вы сами не знаете, насколько вы правы. На фирме сочинял колонки в помещении лаборатории, вынесенном на чердак, потолок чуть не цеплял головой. АЧХ колонок наших там была чудовищной. Позже переехали на другое место, там комната высотой метров 5, заводское помещение. И я радостно обнаружил, что большинство мерзких коленвалов внизу исчезли напрочь К великой моей радости. Да и в просторном зале измерения моих творений выдали невиданно ровную ачх , недостижимую для каморок.
            Формула простая. По Хуану и сомбреро, по апартаментам и басы.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Лабиринт критичен к BL динамика. Вряд ли этим могут похвастать Альфарды.
      ИМХО

      • Распони из Турина пишет:

        Доброго вечера Ёшкиному Коту!
        В четвертьволновом или полуволновом лабиринте или просто лабиринте нет ничего загадочного. Это просто резонирующий отрезок длинной линии.
        Чувствительность лабиринта к разбросу параметров динамика не больше и не меньше, чем у “любимого” ЗЯ. Потери в линии (добротность) можно регулировать степенью заполнения ЗП материалом.
        Некто рекомендует делать объем лабиринта равным эквивалентному объему динамика. Это технически не всегда возможно. При малом экв. объеме придется неоправданно уменьшать площадь сечения канала, а это неправильно.
        Так что, конструируйте лабиринты на здоровье.

        Вдогонку.
        Отбойники – треугольники можно и не делать вовсе. Проще получится, да и демпфировать такие карманы не потребуется. Высшие типы волн в местах изгибов колен на звуке не отразятся. Это не СВЧ.

  8. Геннадий пишет:

    На ламповом УНЧ не понравился звук и вот почему: магнитный поток отстаёт от нарастания напряжения (тока) и на вторичной (выходной) обмотке мы получаем отстающий от источника звук. И это напряжение часто подают с помощью ООС в начало УНЧ (в катод первой лампы). Это почти преступление перед первичным звуком, мы слышим “грязь”. Грамотный УНЧ не должен иметь ООС!!!!!

    • А.Б. пишет:

      Эка вы наворотили теориев. На два поколения начинающих баламутов хватит.

  9. ap пишет:

    Дорогие мои Господа А причём тут с s-90?
    Это уже совершенно другие колонки
    В моём понятии S90 прежде всего конструкция простые фильтры первого порядка достаточно доступные

  10. ДНК пишет:

    Какой длинны получается тоннель? и диаметр?

  11. Александр пишет:

    Подскажите, пожалуйста. Вообще не силен в этом. При таком исполнении корпуса, когда кроссовер лучше вынести наружу, что делается с двумя переключателями настройки ВЧ и СЧ с лицевой стороны родных корпусов? в утиль?

  12. Сергей Гудков пишет:

    Акустическая система с лабиринтом Рогожина имеет существенный вес, который можно уменьшить если пищалку и сч динамик сделать в отдельном корпусе, что так же позволит её поворачивать на слушателя. По сути лабиринт используется только для НЧ динамика, так же он имеет очень много изгибов – проще сделать НЧ блок с лабиринтом из 3 ходов динамиком вниз

    • Распони из Турина пишет:

      Доброй ночи Сергею!
      Идея хорошая. Ибо оригинальные колонны перемещать тяжеловато будет. Прикинул, что для резонансной частоты динамика 25 Герцов получим длину лабиринта 3,4 метра. Каждое колено будет по 1,13 метра. Для 30 Гц получаем: 2,83 метра и 0,94 метра соответственно. Это без укорачивающего “коэффициента”, который зависит от площади порта (кажется, 0.3 умножить на корень из площади). Выход порта дышит вниз — гравитация будет стараться помогать выходить воздуху из лабиринта.

  13. Getinax пишет:

    Друзья, поделитесь пожалуйста схемой кроссовера для этого корпуса и родных динамиков.

  14. Сергей Гудков пишет:

    ещё фото готового лабиринта

  15. валентин пишет:

    сч динамики, легко можно добиться результата взять и опустить в емкость учитывая диаметр корпуса динамика чтобы он висел опираясь на края причем любую но при этом стенки должны быть покрыты материалом- волосистым я брал бархотное полотенце накрывал глиняный горшок для выпечки в духовке увеличивая или уменьшая объем добиваемся необходимого результата результат будет в десятки раз лучше для каждого динамика нужен свой объем воздуха этот эксперемент хорош для 20 гдс вч динамики они сзади закрыты там объем воздуха не нужен изготовители сделали все что нужно там нужна характеристика самого динамика нч динамики я ничего ни делал работал с фильтром подбирал конденсаторы увеличил индуктивность катушек сч и все у вас появиться задний план сочность эхо объемный звук если у вас хороший слух и есть желание самому добиться эфекта этот эксперемент из журнала радио не помню номер но все равно электроника ас 75-065 звучит как -то красочней мои меня устраивают все

  16. Андрей пишет:

    Добрый день а внизу не надо обклейвать что ли ватином на выходе фазиинвертора

    • Сергей Гудков пишет:

      Андрей, можно, но не обязательно. Снизу обычно пыль накапливается, протереть фанерку проще чем пылесосить ватин. Я акустической тканью обшивал мебельным степлером, так как-то эстетичнее смотрелось. А вот напилить так точно заготовки не получалось, чем вы их пилили лобзиком или пилорамой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *