Основные правила приклеивания пылезащитного колпачка к динамику

Небольшая статья-памятка об основных правилах приклеивания пылезащитного колпачка к динамику.

В СССР в 50-70-е годы выпускали множество широкополосных динамиков, тембр звучания которых был специфическим, но в то же время приятным, мягким и «бархатистым». Очень распространённой проблемой динамических головок тех лет было попадание пыли в зазор между звуковой катушкой и керном по причине отсутствия пылезащитного колпачка. Это могло привести к появлению хрипов, к затруднённому ходу диффузора и даже к повреждению звуковой катушки. Вспомним подобные динамики: 1ГД-18, 2ГД-28, 4ГД-7, 5ГД-14. Этот перечень можно продолжать достаточно долго, но мы остановимся на одной модели, на 1ГД-18.

Этот широкополосный громкоговоритель попал ко мне в весьма приличном состоянии:

Поскольку я не привык просто коллекционировать динамики, мне в голову пришло решение сделать активную акустическую систему на 1ГД-18, 2ГД-36 , а в качестве усилителя использовать «старую добрую» схему на 6Ф1П, но об этом чуть позже.

Ввиду того, что этот динамик будет работать, а не лежать на полке, я решил приклеить к нему пылезащитный колпачок, который «вырвал» из какого-то неисправного китайского динамика:

Колпачок был именно вырван (а не отклеен), поэтому мне пришлось его «подготовить» для установления в динамик.

Сначала при помощи кисточки и ацетона промазал края колпачка:

Затем ножиком удалил остатки бумаги и клея. Покрыл клеем ПВА диффузор динамика в соответствующем месте:

Приложил пылезащитный колпачок и чуть-чуть придавил его пальцем. Главное, не переусердствовать и не деформировать каркас звуковой катушки (ЗК):

После подключения динамика к усилителю я понял, что звук до и после доработки не изменился. Самое важное, что масса пылезащитного колпачка и клея должна быть минимальна, тогда не увеличится инерционность диффузора и, следовательно, звучание останется на прежнем уровне.

Автор работы: Алексей Климов

29 комментариев: Основные правила приклеивания пылезащитного колпачка к динамику

  1. Николай пишет:

    Чего слабо-то так? Вы даже не удосужились отмыть ошмётки китайского диффузора, не говоря уже о том, что серебристый колпачок на динамике 50-60гг выглядит весьма странно.

    • Алексей Климов пишет:

      В статье же сказано, что при помощи ножика и ацетона были удалены остатки клея и бумаги.

      Я не собираюсь делать из этого динамика музейный экспонат – для меня важнее всего его практическое применение. Самодельный бумажный колпачок будет смотреться ещё ужаснее, чем этот.

      • Дмитрий Большаков пишет:

        Скажите пожалуйста,а как можно снять колпачок с диффузора (не повредив его) для дальнейшего ремонта?

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Динамик 35ГДН (не блестящий)

          • Николай пишет:

            Накапать ацетона по окружности, чтобы он впитался в бумагу. Когда клей размякнет, осторожно поддеть лезвием и снять.

  2. Куприянов Александр пишет:

    А я бы сначала очистил (плёнкой) и отпылесосил зазор звуковой катушки.

  3. Nikolay пишет:

    Что-то вы как-то уж слишком радиолюбительски колхозно.
    Даже во времена юности вашего динамика в 60х годах рекомендовали приклеивать колпачки, сформованные из мокрой бумаги, и клеить ненпременно столярным костным клеем – он высыхая, становится твердым и жестким. Сами колпачки делались конусными из фотопленки со смытым светочувствительным слоем. Или вовсе из части белого целлулоидного шарика для настольного тенниса, аккуратно срезанного в нужный размер. Считалось, что это еще и улучшает отдачу на высоких.
    Сам шарик обязан был быть неновым, а уже игранным, от чего как бы его стенки уплотнялись и становились тверже.

    • Алексей Климов пишет:

      А чем плох колпачок, который использовал я?

      • Николай пишет:

        Как-то вульгарно смотрится. Но вид видом, а то, что звук не испортился, это хорошо.

    • Николай пишет:

      Материал шарика, который швыряют туда-сюда и часто держат в руках теряет больше пластификатора (он испаряется). Оттого и жесткость.

  4. Nikolay пишет:

    Для красивости в открытых головках – срежьте донышко пивной банки (или косметической тубы)в нужный размер, и приклейте цианакриловым клеем.

    • Сергей Гудков пишет:

      донышкр пивной банки слишком тяжёлое для этих целей к тому же появляется алюминиевый призвук. Клей ПВА в динамиках не используют

  5. Vip Kit пишет:

    Работа аккуратная, другое дело, что пыльник, поднимает АЧХ на 4-5 кГц.
    На мой взгляд, марля, будет более нейтрально влиять на АЧХ динамика.

  6. ZLOIVOVAN пишет:

    Все правильно, но на практике в те годы часто закрывал отверстие после чистки мусора вырезанным из ватмана кругляшем, диаметром 1.2.3 коп. (обводил карандашом монетку и вырезал). Клеил БФом. Дополнительных призвуков не наблюдал. Жалоб со стороны пользователей не поступало.

  7. Сергей пишет:

    Не рекомендую так делать, а именно клеить на ПВА. Это называется – заколхозить. Правильно нужно клеить на БФ2/4, дабы потом, при желании, колпачок можно было легко снять, на не с куском диффузора. Умиляет, когда в и-нете статейки по ремонту чего-либо кропают дилетанты.

    • Вадим пишет:

      Согласен. Надают советов диффузоры клеить и колпачки клеями БФ, которые потом когда схватятся без повреждения диффузора никаким ацетоном не отдерешь 🙂

  8. Сергей пишет:

    Клеями БФ2/4, вьюноша, клеили динамики на советских заводах, да и сам я более тысячи динамиков отремонтировал. Так что я знаю что советую, в отличии от вас. Вы видать попутали БФ с эпоксидкой.

    • Вадим пишет:

      Это после вас и вашего бф просто никто не разбирал вьюноша. Я сделал этих динамиков десятки тысяч поэтому знаю что говорю 🙂
      То что БФ клеили на заводах это и без вас известно.

  9. Куприянов Александр пишет:

    Клеить динамики только на 88 клей. Он легко растворимый. Эластичный. Не коробит бумагу. Держит крепко. ПВА или костный сгубить динамик. Статья негодная. Советую удалить её.

    • Аналотолий пишет:

      Клей 88 больше подходит для склеивания ткани и кожи. Зачем дурить людей?
      Бф-2 ЛИБО 4. ЭТО КЛАССИКА.

  10. Сергей пишет:

    88-ой хорош при приклеивании подвеса и ЦШ к корзине, при склейке подвижной системы его применять не желательно.

  11. Влад пишет:

    До сих пор невдомек, как для некоторых людей не очевидна разница в клеях, дающих мягкий шов (моменты всякие, 88, радикал) и клеях, дающих жесткий шов (все бф, цианоакрил и прочее).

    Про использование пва в динамике (точнее, про нежелательность его использования в динамике!) можно прочитать отдельную лекцию.

  12. Анатолий пишет:

    То каким клеем нужно клеить пыльник и центрирующую шайбу так и не понял .Динамик 2а20 снял осторожно как не пытался смачивая ацетоном но все же немного повредив бумагу.Таким термоядерным клеем был приклеян что ацетон не помогал.Кто подскажет размер точный центрирующей шайбы в нем и клей.

    • Иван пишет:

      у меня проблема в среднечастотный динамик AIYIMA пришёл из Китая с отклеенным пыльником, вот теперь думаю чем его приклеить. хотел поставить его на s90 как средний динамик. бф-2/4 никогда не пользовался, момент кристалл не слишком ли густой… китайцы по виду вообще каким то жидким клеем делали. и теперь думаю если пыльник частично нормально не приклеен его нужно заново отделять и приклеивать либо в щель как-то домазать?….

Добавить комментарий для Николай Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *