Широкополосная АС на 10 ГДШ-1

Головка громкоговорителя 10ГДШ-1 (10ГД-36К) разработана более 20 лет назад во ВНИИРПА им. А.С. Попова и многие годы выпускается заводом “Акустика” в г. Знаменке (Украина). Она предназначена для применения в однополосных АС, которые дешевле и проще двух- и трехполосных и имеют меньшие фазовые искажения из-за отсутствия разделительных фильтров. Головка 10ГДШ-1 одна способна воспроизвести практически весь звуковой диапазон частот. Эффективная работа в области НЧ обеспечивается применением специального гибкого подвеса из пенополиуретана и жесткого диффузора с криволинейной образующей, а в области ВЧ – вторым диффузором.

Применение этих головок в малогабаритных АС типа 15АС-223 и им подобным с внутренним объемом около 14 л не позволяет в полной мере реализовать возможности 10ГДШ-1 в области самых низких частот. На рис.1 (кривая 1) изображена типовая АЧХ 15АС-223 в области частот до 250 Гц.

На частотах выше 80 Гц АЧХ практически линейна (“поршневой” диапазон данного типа головок простирается до 400-500 Гц и выше), ниже частоты 75 Гц (-3 дБ) – крутой спад, достигающий -12 дБ на частоте 50 Гц.

В таблице приведены параметры нескольких головок 10ГДШ-1 (колонки “V=∞”), а также головок в корпусе объемом 60 л, вычисленном из условия получения полной добротности системы меньше единицы (колонки “V=60 л”). Разброс параметров оказался не большим, значения Qп (“V=∞”) в среднем находятся в пределах 0,7-0,8, т.е. вычисленный объем АС в 3-4 раза больше Vэ.

В качестве корпусов были использованы ящики от АС “Симфония” с подходящим объемом (V=60 л), внутренними размерами 710х325х260 мм и удаленной перегородкой с отверстиями резонаторов. Количество использованного звукопоглощающего материала 0,6-1 кг на весь объем. Размещение головки на передней панели показано на рис.2.

На рис.1 (кривые 2) приведено семейство АЧХ нескольких АС. Разброс в области частот выше 30 Гц менее 2 дБ, выигрыш по звуковому давлению в области самых низких частот более 12 дБ, а расширение рабочего диапазона по уровню – 8…-10 дБ почти на октаву (в два раза) вниз.


Параметры АС с использованием 10 ГДШ-1-4:

Рабочий диапазон частот: 31,5 – 20000 Гц

Уровень характеристической чувствительности: 90 дБ√Вт

Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 1 м: 100 дБ

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Предельная шумовая (паспортная) мощность: 10 Вт


Головки 10ГДШ-1 имеют хороший запас по линейному перемещению подвижной системы. Радиолюбителям, имеющим опыт ремонта головок громкоговорителей, можно рекомендовать перемотку звуковых катушек термостойким проводом ПЭТ-155 на каркасах из тонкого (расслоенного) стеклотекстолита, а также замену полиуретанового подвеса диффузора резиновым, что позволит увеличить пиковую мощность до 30 Вт, предельную шумовую до 20 Вт, а максимальный уровень звукового давления до 103 дБ. Для уменьшения объема АС можно рассчитать акустическое оформление в виде ФИ для Qп = 0,707. Ориентировочные результаты: Vф = 40 – 45 л; диаметр туннеля – не менее 60 мм, длина его определяется частотой настройки ФИ f = 25 – 30 Гц.

Разработанные конструкции подтверждают возможность более эффективного использования головок громкоговорителей в области самых низких частот (ниже резонансной частоты АС) даже в простом акустическом оформлении – закрытой АС.

Автор работы: Борщ П.А., г. Киев, (журнал «РАДИОАМАТОР» № 9, 2001)

52 комментария: Широкополосная АС на 10 ГДШ-1

  1. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    Приведенные ачх динамика 10 ГДШ в объёме 14л вызывают недоумение. Кроме спада отдачи ниже 80-100гц на ачх обязан быть огромный выброс из-за высокого Qtc . Но мы видим ровнейшую полочку. Видимо, для упрощения понимания убраны лишние подробности. Понимаю.
    Этим динамикам и 30 литров очень мало. В 60 литрах с заполнением – согласен полностью, результат будет достойный.

    • Vladi пишет:

      Также приведенная на рисунке АЧХ (кривая 1) не соответствует АЧХ приведенной на шильдике самой АС 15АС233, на которой она ещё скромнее, спад начинается уже с частоты 200Гц, и на ней небольшой выброс имеется. К стати эти АС выпускались в трёх известных мне вариациях, первая с фазоинвертором закрученным в виде улитки, установленным в верхней части корпуса АС, второй с отверстием на передней панели ас, на против имеющегося отверстия на фальшпанели, которое прикрыто было прямоугольным куском синтепона и третий вариант это полностью глухая передняя панель без отверстия, соответственно, возможно они имели отдельную маркировку я это не прослеживал, но внешне имели полностью идентичный вид и АЧХ разные по сути должны быть в области низких частот.

  2. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    Считаю данный вариант ШП колонки(60 литров плос заполнитель) самым удачным и несложным среди множества других. К тому же есть чертежи корпуса и результаты замеров. Респект .

    • Анатолий пишет:

      Здравствуйте!Подскажите какой лучше заполнитель в колонку вставить под эти динамики?какой пробывали материал и есть ли разница в звуке?

  3. Азамат Альфатович пишет:

    Как я понял, при условии, что 10 ГДШ будет использоваться как СЧ звено АС, можно использовать и заводские корпуса малого объёма в которых они и устанавливались заводами изготовителями. Что ж, тем лучше для меня. :)

    • LDS пишет:

      Конечно можно. Я даже когда то так и делал на 25 АС-027, экспериментировал. Не плохо получилось, но нужно все оформлять в один стиль, размер и т.д. Иначе смотрится странно. Ну и резать придется сильнее, так как это ШП.

  4. Дмитрий Большаков пишет:

    Для уменьшения объёма до 45 литров предлагается ФИ. Это логично разве? Я думал что с фазиком объём будет только больше.

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Название статьи скорректируйте Дмитрий! “ШирокоПЛосная”

      • Анатолий пишет:

        Главное без фильтров работает!!! А по ВЧ кто нам предложит фильтр простенький? Брал я и от Веги и от S-90 и меня устраивало без микрофона на мой скромный слух…..Конечно Александр Сергеевич скажет,что всё это помоечные ВЧ динамики.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Этому динамику хватает примитивной LR коррекции, уравнять отдачу СЧ-ВЧ полочки с басовой частью.
          В отличие от шириков типа Визатона , у нашего отрыв СЧ от НЧ не так велик, в принципе можно и без коррекции слушать.

  5. Олег пишет:

    делал корпус размером 30 на 30 на 160 см , для одного 10гдш вполне хватит но я хочу засунуть 2 динамика последовательно, по идее объёма должно хватить , без использования ФИ , кто что думает?

    • Анатолий пишет:

      Олег.будет маловато такого объёма для порядочного качества.А что увеличить в 2 раза место мало или родственники не велят? Замкнуло многих на полочники!

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Одного динамика видимо мало для полета мысли?

      • Анатолий пишет:

        Нам же авторы из журнала РАДИО обещали уменьшение объёма,увеличение низов и уменьшение искажений!!!!! Сам увлекался ИЗОБАРИКОМ всю юность! Видимо Олег так и мечтает сделать? Последовательно включить хочет! Это как ? Дины друг за другом \изобарик\ или электрически соединить последовательно ? Требуются уточнения!!!!

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Изобарик применяется на низкой частоте, ширик в таком варианте перестает им быть.

          • Анатолий Анатольевич пишет:

            это нам ясно,но повторить для всех других не грех! Надеюсь лет 5 не сотрут эту информацию и она \уже после нашей смерти\ будет приносить молодым пользу….!

    • Анатолий пишет:

      Видимо вы хотите использовать метод ИЗОБАРИК ? Всё же увеличить придётся коробку! Или семья большая и места для танцев нет? !

    • Куприянов Александр пишет:

      Я бы ещё уже сделал. Ширина 25 см. Глубина 30см. или больше. А высоту никто не ограничивает. 100 см. и более. И в квартире акуратно будет. По углам растащить и всё. Я видел заводские на трёх таких динамиках с трансформатором. Предназначены для учреждений. 25х25х100см.

      • Vip Kit пишет:

        ,,Предназначены для учреждений, 25×25×100см.” Видимо, для речевого оповещения сотрудников. Для музыки малопригодный вариант.
        Как раз, для хорошего звука, с ощутимым басом, фронт панель пошире и глубину корпуса меньше. Высота, да, примерно 1000 мм.

    • Олег пишет:

      Объем для двух 40литров в самый раз не меньше. Проверено с усилителем амфитон на 25 ватт. На 8Ом 20ватт номиналки.

  6. Анатолий пишет:

    Многие ребятишки,с позволения сказать,коим порой и за 40 \не подготовленные\ читают этот форум и плюются ругаясь на всех и вся. Хотят без понятия смастерить классную АС. Конечно не плохо если под их детали и запросы сразу иметь готовые чертежи без напряжения мозгов. Порой я этих ребят подбираю и провожу с ними техническую и воспитательную работу.Не всегда это успешно,но АС они всё же строят,разумеется без настройки. Они думают,что купив западную колонку она у них будет настроена. Да ,некогда им и дорого этим заниматься! Конечно в динамиках разброс у них меньше–факт!
    Пусть нам БАС объяснит.почему пропустив сигнал через трансформатор звук облагораживается? Хочу сделать так на среднечастотной полосе своих колонок с транзисторным УНЧ \хотя имею и ламповый на 5Вт.что использую не повседневно\.

  7. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Никто не обещал благородства звука через трансформатор, но от транзюка. Речь обычно о лампах. А БАС- , как всегда, давай объясняй!

    • Анатолий Анатольевич пишет:

      У лампового УНЧ и так имеется трансформатор и тут нет проблем! Я возможно не верно понял объяснения \они всегда очень короткие\ Александра.Но веди некоторые специально к транзисторному выходы приделывают транс.как бы для улучшения звука или это ещё одно заблуждение??????

  8. Олег пишет:

    всем доброго времени суток, спасибо за ответы, но хотел бы сделать вступление-изначально были у меня 20гдш авторские, сделал под них корпуса, я ошибся когда писал, размер 30 на 30 на 60, короче литраж получается чуть больше 40л, по итогу продал эти дины, купил 10гдш, поставил один динамик , вроде ничё звук, поставил второй, электрически они последовательно, то есть 8 ом, низов и верха стало меньше, объём маленький, это я понял, они изначально планировались для гаража , для поднятого с колен центра панасоник ак 200., да! у меня нет времени вникать во все тонкости , кто даёт совет благодарю, первые самодел колонки были по готовым чертежам, кубики на 10гд 34, и 2гд36, это вторая самодельная акустика, почему последовательно, для центра желательно не меньше 6 ом, для переделки материала нет, единственное это либо каким то чудом наращивать высоту или ставить фазик, в гараже тоже места мало

    • Анатолий Анатольевич пишет:

      Несчастный Вы человек.Олег! Я с подобным ментом из СССР общался так он всех консультантов \за глаза \ переругал.что ему не выдали всё готовое,а дома и места мало для щитов и жена не ангел и денег нет,а главное нет желания думать ,а порой и руками шевелить!!!!

    • Куприянов Александр пишет:

      Во первых если не хватает низов или верхов – тембры в муз.центрах для этого. Можно сделать на свой вкус. Во вторых зачем в гараже суперкачество. Я например в гараже и на даче радио слушаю. Маяк , Комсомольская правда. А там больше разговоры. Умные , полезные. А музыка в гараже только мешает. Музыку я слушаю дома , в тишине , когда один или с друзьями меломанами. Вслушиваясь в каждую ноту и рассуждая :” Я бы так смог ? “.

      • Анатолий Анатольевич пишет:

        Вот слышу рассуждения настоящего меломана мужа.а не пацана! А молодым кабы низов побольше.да и погромче! Да, на кой чёрт каждую ноту ловить!

  9. Олег пишет:

    критика это забавно, по поводу шевеления головой и руками я всё написал и никого не обязываю и не принуждаю слушать моё мнение, колонки то я сам делал, ну да ладно, на счёт полочников и напольников, у меня дома 4 муз центра, и там естественно все полочники, в гараже один центр с полочниками s30, а второй будет панас с напольниками 10гдш, в гараже я не мешаю соседям с музыкой, вот нравятся мне центры, хоть многие скажут что это прошлый век, будет достаточно времени поэкспериментирую дальше с этими колонками, и по сути вкусы и слух у всех разный

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Музцентры -они разные бывают В своё время послушать Айву 990-.кажется специально ходил на базар , настолько внушительно звучала.

      • Олег пишет:

        один лыжа к123, брал давно, он микросистема с юсб и двд, тогда вроде норм звучал, сейчас в сравнении ни о чём, за ним сонька 290, из игрушек продал шарп 505 недавно, в этом году приобретён самс кдз 120, и панас ак 520, в гараже айва n30 в связке с s30a, родной акустики не было также панас ак 200 под который сейчас мудрю напольники с 10гдш, засматриваюсь на айву n70 и панас ак 28, но пока нет финансов лишних для покупки, и у всех центров свой характер звука

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          На мой ух, разное звучание музцентров скорее от разного качества их колонок. от безобразных до так себе . Обычно внутри сидит крепкая микросхема ватт по 30 в канале, с приличным питанием и радиатором. А колонки- по остаточному принципу из 5-мм картона и дешманских динамиков.

  10. Антон пишет:

    Собираю колонки из 18 мм фанеры, размер 30*34,6*75, на этих динамиках, вчера провел сравнение с заводскими романтиками. Впечатления не однозначные, может динамики разные, может выходы у усилителя не одинаково играют, пока в задумчивости куда двигаться далее…

    • LDS пишет:

      Хорошая работа. Корпус только ЗЯ пробовали? Сколько ваты внутри?

      • Антон пишет:

        Ваты для начала запихнул два мешка от романтики, без нее совсем колонки не звучали, рекомендуют заполнить минимум 2/3 от объема, ваты типа утеплителя кнауф не сильно плотного.

  11. Антон пишет:

    Корпуса под покраску, еще бы решить вопрос с грилем…

    • LDS пишет:

      Вопрос со звучанием решили?

      • Антон пишет:

        Думаю что Романтиковские корпуса сами по себе “поют”, а тут и фанера в 2 раза толще и вес и объем, соответственно слышно только сами динамики без призвуков, ваты на данный момент 2/3 от объема , ищу еще динамики чтобы составить одинаково звучащие пары.

        • Дмитрий пишет:

          Ищите 10ГД-36К. Алюминиевая корзина, рупорок с плоским кольцом, колпачок из ткани, медный КЗ висок на керне. Не пожалеете.
          —————————————–
          Уважаемый модератор! Динамик 10гд-36к является предшественником 10гдш-1, так он назывался до смены ГОСТа. Так что зря вы стерли мое сообщение.
          Надеюсь это не по злобе, но по безграмотности технический. Бывает.

          • Вадим пишет:

            Здравия, Дмитрий. Может подскажете, как поведут себя 10гд36к в щитах или открытых ящиках, какой размер щита предпочтительнее? У колонок к маяку задняя стенка – картон с отверстиями (если не ошибаюсь), но я их не слушал от хорошего источника, а качество кассетных фонограмм не позволяло оценить возможности колонок, да и давненько это было. Думаю попробовать 10гд36кв качестве полочников в виде щитов или ОЯ. Буду благодарен за любую подсказку.

            • Дмитрий пишет:

              10ГД-36К компрессионный динамик, о чем нам говорит буковка «К» в наименовании.
              Без ЗЯ не будет низов от слова совсем. Как СЧ/ВЧ звено использовать можно, есть такие реализации в сети.
              Колонки от Маяка на 10ГД-36К не видел с картонкой сзади.
              У 10АС-403 и от 232 Маяка задние стенки из фанеры.

          • Vladi пишет:

            10ГД-36К с внешними признаками, как описал выше Дмитрий, и на мой слух имеет несколько иное звучание, чем последующая модификация, он звучит суше, разборчивые, полновестное, его звучание более “взрослое” нежели модифицированного динамики.

  12. Валерий2В2 пишет:

    В 1975 году на выставке Связь 75,эти ширики -22 литра пассивный радиатор,я уже сейчас и не вспомню,кто из наши гуру тех лет(.Очень достойно звучали с мафоном,на базе “Электроники-302”.была даже статья в “Радио”,о переделке этого аппарата.Ну а колонки звучали очень))

    • SV пишет:

      По тем временам, с учетом возможного выбора тогда, и отсутствием непосредственного сравнения с “фирменной”аппаратурой – не сомневаюсь.
      Мудро был выбран источник сигнала для широкополоски – мафон Электроника-302 – “ни низов, ни верхов”. “Вертушку” благоразумно не подключили.
      Сейчас возможностей всё-таки побольше, требования повыше, поэтому сегодня восторги будут пожиже.
      Но сегодня достоинство такого решения – простота и дешевизна. И на ящике экономить не надо.
      Вот только сегодня ТЕХ динамиков с неубитым родным подвесом быть не может – подвес надо менять (это не проблема, но динамик будет уже другой).

      • Дмитрий пишет:

        Можно купить подвесы из Знаменки, а не от Диффузора.
        Или шелковые у Рутковского. Не факт, что будет хуже оригинала.
        Собственно, с чем сравнивать?

    • ldsound пишет:

      Что было пассивным излучателем не помните?

      • В2В пишет:

        Такой же 10 гд 36.В 83 году смастерил я немного другое “чудо”.8гд1,66 литров ,до 200 гц. фазик ,19 гц не ругайтесь))я те годы учился и работал в МЭИ,а рядом МЭИС,дружили мы “семьями”,много интересного те годы было..) .И 36-е СЧ-ВЧ, корпусах от 10 МАС. Агеевский усилитель,прекрасный звук был. Ну и сейчас есть у меня пара 36,87 года, подвесы конечно хлам.Думаю подремонтировать и для дома ,для винила).Последний вариант Александра Бокарева (АБ2)собираю….Ну и акустика на 4гд28 великовато,попробую на 36-х.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *