Tannoy Mercury MX-3 – доработка

Напольные 2-х полосные Tannoy Mercuri MX-3, это фактически полочники MX-2 к которым снизу добавили отсек для балласта с пробкой.

Tannoy Mercury MX-3 - доработка

Корпус выполнен из МДФ толщиной 19 мм – передняя панель, из ДСП 16 мм – задняя и , скорее всего, боковые. Между твитером и мидбасом стоит внушительная перегородка с большими отверстиями, которая стыкуется с накладками на боковых и передней стенках. Жёстко и массивно.

Tannoy Mercury MX-3 - доработка

Объём собственно АС заканчивается практически сразу под портом фазоинвертора, а ниже – ящик. Стенки и перегородки внутри закрыты матами из искусственного войлока толщиной 15-20 мм.  У меня один из матов закрывал задний конец фазоинвертора. Пришлось его закрепить, чтобы не мешал. Вполне возможно, что по этой причине разницы между открытым портом и закрытым заглушкой практически не ощущалось.

Tannoy Mercury MX-3 - доработка

Оригинальная катушка НЧ с железным сердечником имеет индуктивность 0,99 м Гн, ВЧ – с ферритовым сердечником – 0,3 мГн, с отводом посередине. Плюс всякого рода конденсаторы и сопротивления. Разбираться в этом нагромождении деталей не было ни малейшего желания.

Tannoy Mercury MX-3 - доработка Tannoy Mercury MX-3 - доработка Tannoy Mercury MX-3 - доработка

Звук в заводском варианте коротко можно описать словом «аццццтой». Верхов нет. Середина мычит и сильно давит на слух, вплоть до неприятных ощущений. Низ толи есть, толи нет. Не до низов уже. Вердикт – слушать НЕЛЬЗЯ.

Так как для акустики снова появилось место, два бесполезных ящика стали сильно раздражать. Решено быстренько апгрейдить.

За основу взята схема фильтра, предложенная АБ для M-2. Элементы установлены те, которые были в наличии. Катушка индуктивности мидвуфера 1,44 мГн, и всё. Фильтр ВЧ: катушка 0,63 мГн, конденсатор 3,3 мкФ, резистор 2,2 Ома. Катушки от разных колонок из СССР на «воздухе», из лютой меди и с такими же размером и весом. Фильтр пришлось собрать на отдельной основе и уложить между матами войлока на дно основного объёма. Конденсатор К73-11, резистор из Танноя.

Промежуточный итог – уши уже не страдают, слушать можно. А вот тонального баланса не хватает. Середина какая-то мутная, не прозрачная. Верхние частоты всё ещё поджаты, хоть и звучит хай-хэт, например, как и должен и как я не раз слышал живьём. При этом, баланс плавает в зависимости от уровня сигнала, смещаясь с увеличением громкости вверх. Соответственно, и от композиции к композиции. Солисты всё одно территориально выпирают, что мужчины, что женщины. Зато отлично слышна разница между ЗЯ и фазоинвертором. В первом варианте быстро и сухо. Во-втором, более вальяжно и размашисто. Т.к. на глубокий бас эта акустика не претендует, то скорее всего – дело вкуса.

Вывод. Вторую колонку нужно будет дорабатывать внимательно выслушивая, а не лепить из того, что под рукой.

Автор: oleg leonidovich

45 комментариев: Tannoy Mercury MX-3 – доработка

  1. А.Б. пишет:

    держите замеры по акустике Танной Меркюри МХ-1 4-Омных.
    Сначала исходная ачх и финальная с моими фильтрами.
    Там катушка 0,68 мГн , родная. Значит, для ваших динамиков на 8 Ом её нужно удвоить, что вы и сделали.
    Измерений ачх много, где-то есть и схемка фильтров. Если интересно, аукните в почту, скину все картинки.

  2. А.Б. пишет:

    Забыл сказать, АЧХ колонок МХ-1 имеет выраженный спад на НЧ, 70 Герц всего. Так и есть, колонки младшей серии, размеры невелики. Хотя для небольшой комнаты просто находка.
    И последнее. К 4-Омной версии Танноев Меркюри МХ держите фильтры. НЧ -катушка 0,68 мГн. ВЧ фильтр: емкость 4, 7 мкф, катушка 0,33 мГн в землю, гасилка на пищалу 1, 5 Ома. Все динамики плосом вверх.
    И, как вы верно пишете, после доработки звук становится вполне приличный. Я так и сделал, настроил одну, вторую не трогал, потом рядом поставил, перекидом послушал и ужаснулся исходному звучанию. Мусор. Хотя, как мне показалось, пищалка в МХ немного слабее прежней, в серии М. Какой-то шарм пропал, звук проще , не такой завораживающий.

    • Аудиостроитель пишет:

      Спасибо за идеи и АЧХ. Колонки мои 8-ми омные, сопротивление динамиков по постоянке совпадает с приведёнными в другой схеме (там где с Цобелем) доработки. Она есть на другом сайте. У Вас там переписка с владельцем МХ-2 была. Схемы оттуда же.
      Колонки сейчас стоят именно так – одна с доработкой, вторая в оригинальном варианте.
      И я ещё придираюсь к переделанной!?
      Хотя, правильно придираюсь. Вопросы к звучанию ещё есть. Вторую, я надеюсь, удастся делать без спешки. Из-за того, что звуковая сцена как-бы двигается вперёд-назад, подозреваю стык НЧ/СЧ – ВЧ. Или просто вуфер косячит.

    • Аудиостроитель пишет:

      Кстати, про твитер могу сказать следующее: – самого верха то мало, то перебор. К звуковой карте есть программный эквалайзер (уж как он работает – не знаю) и попытка подтянуть 8-10 кГц., приводит к избыточности, а в нуле вроде как не хватает “воздуха”. Пока непонятно, да и с с пищалкой то ничего не сделаешь. ПАС на неё не прилепишь.

      • А.Б. пишет:

        АЧХ вч фильтра вывожу под углом к оси колонки, в стороне, чтобы в точке прослушки получить комфортное завучание.
        От пары колонко оно усредняется до идеала. А на оси обычно избыток вч и средины .

  3. Аудиостроитель пишет:

    Внесу дополнение.
    1. Катушка фильтра ВЧ – 0,79 мГн., а не 0,63, как написал раньше.
    2. Попытки добавить цепь Цобеля ни к чему хорошему не привели. Стало тускло. Игры с конденсаторами и резисторами в ВЧ тоже ни к чему выдающемуся не привели.
    3. Пока оставлю в том виде, как сделал. Пирив, насяльника. Звук достаточно приемлемый для комнаты, в которой музыку слушают мало.

    • А.Б. пишет:

      Вопросик. Если вы Аудиостроитель, то кто я ? Аудиопрораб? ))))

      • Аудиостроитель пишет:

        Скорее ГИП. Архитектура уже имеется, только сети грамотно вписать нужно. В строительстве с этим тоже проблемы большие.

  4. Аудиостроитель пишет:

    Наконец я получил доработанный усилитель, подключил Tannoy, сел на диван и НИЧЕГО! В том смысле, что в акустике явно выпадает кусок диапазона (где-то в районе скрипок). Вроде и чистенько, и низ, и верх присутствуют, но цельной картины не слышу. Да и мужские голоса слишком уж доминируют.
    Пока нужно будет появиться на работе, но за колонки придётся взяться по-новой. Номиналы деталей фильтра хоть и были максимально близко к предложенной схеме, но не совсем в “ноль”. С наскока звук не дался, несмотря на явное улучшение.

    • А.Б. пишет:

      Есть вопросы к исправности динамиков. С танноями не было проблем никогда, их динамики даже без фильтров звучат очень красиво и выразительно. И там нет выпадения кусков звука точно.
      нАСТОРОЖИЛА фраза в тексте про катушку вч фильтра для пищалы С ОТВОДОМ . Это ЖЖЖ неспроста и отвод может служить автотрансформатором для стыковки 4-омной пищалы к 8-омному басовику. Уточните сопротивление пищалы, измерьте обе тестером, откинув один провод от фильтра.

      • Аудиостроитель пишет:

        Я измерял до переделки фильтров. Катушка НЧ – чуть меньше 4 Ом, ВЧ – 4,5 Ом на постоянном токе. Они 8-омные. Катушки ВЧ с отводом там заводские были, причём не только у меня. Зачем? – Не знаю.
        Разница между 1,45 и 1,6 мГн катушки НЧ даёт сдвиг частоты среза на 100 Гц. Возможно, что именно из-за этого кусок выпал.
        Был бы микрофон – было бы гораздо меньше вопросов, но его нет.
        Я естественно перепроверю, но (если мне не изменяет память) на них написано 8 Ом. Кстати, заводская индуктивность НЧ – 1 мГн. Даже на плате подписано. Это явно на 8 Ом рассчитывали. Для 4-х много.

        P.S. Не находил данных о том, что они 4-х омные бывают. Хотя, всякое бывает.

  5. А.Б. пишет:

    Читаю и впадаю в когнитивный диссонанс. ” Катушка НЧ чуть меньше 4Ом, ВЧ- 4,5 Ом на постоянном токе. Они 8-омные. ”
    Простите, это как вообще? Динамики 4-омные тестером покажут 0,8 от импеданса. то есть, 3, 2 Ома у басовика , 4-омного , и 4, 5 Ома у 6-омной пищалы. И ваша индуктивность на полтора мГн , подкинутая к 4-омному басовику, обвалит ему средину, получите тухлятину вместо звука.
    8-омный динамик тестером звонится как 6,8 Ома.
    К 4-омному басовику нужна катушка в районе 0,7мгн, а для 6-омной пищалы контур навскидку 3, 9 мкф , 0,47 мГн и ома полтора гасилка. Либо без неё, если хватает отдачи.
    8-омный динамик можно упалить до состояния любой омности. Не вопрос.
    Но сравнить тестером сопротивление обеих колонок и всех динамиков сильно не помешает.
    Импеданс колонок обычно пишут на шильдике взаде

  6. kolobrkin пишет:

    Попадались две пары Tannoy, M1 и R1. Обе с басовиками 3,2-3,3 ома на постоянке и 4,2-4,3 ом высокочастотное звено. Была еще пара М3 с “убитыми” пищалками и 4-х омными басовиками. Все выпуска U.K. Пока не попалась 4-х омные МХ1 тьмутараканского выпуска, считал надпись “8 ом” на 4-х омных колонках – английским приколом.)))) Хотя М2 с надписью “в Европе”, и внизу и сверху соответствовала 8 ом.

  7. А.Б. пишет:

    Теперь понятна ситуация, в которой оказался владелец колонок , а вместе с ним и советчики. Кроме тестера, верить нельзя ни-ка-мю.

    • Аудиостроитель пишет:

      Таки, да. 3,8 Ома – мидбас, 4,5 Ома – твитер. То-то у меня кусок диапазона исчез (ещё при первом включении чего-то не хватало, а пригляделся – …ся).
      Для кого же тогда пишут якобы технические характеристики?

  8. А.Б. пишет:

    нАШЕЛ данные фильтра для 4-омного Танноя Меркуря МХ-1.
    катуха 0,68 мгн, и всё. Емкость ВЧ 4.7 мкф, катушка 0,33мгн, гасилка 1. 5 ома.

  9. kolobrkin пишет:

    Пока никто не видит, поумничаю.)))) В 8-омных М-2 катушка индуктивности НЧ фильтра 1,6 мгн, пищалка “склоняется к сожительству” с 2,8 кгц. В МХ-1 катушка индуктивности 0,68 мгн, а пищалка с 4 кгц. Предположу, что чем больше размер НЧ динамика, тем ниже частота раздела. Исходя из размеров динамиков М-2 и МХ-2 и наличия катушки индуктивности для НЧ фильтра 4-х омного басовика – 0,79 мгн, предложу для ВЧ фильтра 6,2-6,8мкф и 0,47-0,51мгн.

  10. А.Б. пишет:

    мысль верная, я упустил размеры динамиков у версий 1 и 2.

  11. Аудиостроитель пишет:

    У МХ3 размеры динамиков, как у МХ2, и НЧ меньше, чем у М2. 145 мм против 165. Это если верить описанию. ВЧ по виду тоже разные.
    У М1 и МХ1 НЧ по 130 мм.

  12. А.Б. пишет:

    Нашел схему к Танноям Меркури МХ-4. Там паралелльно два 8-омных басовика и 4-омная пищала. Похоже на ваш вариант

    • аудиостроитель пишет:

      Судя по активному сопротивлению, у меня 4 Ома мидбас и 6 Ом твитер. Пока соберу фильтр 0,7 мГн на НЧ и 4 мкФ + 0,42 мГн + 0,8 Ом на ВЧ. Тем более, что эти номиналы у меня есть в наличии. В другом случае нужно будет мотать и покупать.
      Надеюсь, что к выходным соберу и послушаю.

  13. Аудиостроитель пишет:

    Поиск на ощупь продолжается. Вариант 0,7 & 4,0+0,42+0,8 оказался достаточно крикливый. Из перебранных комбинаций остановился на 0,7 & 3,3+0,57+1,5. Он звучит достаточно “холодно”, хотя вполне точно.
    Попробую договориться на снятие АЧХ. Без этого – дурка. Сложная и достаточно непредсказуемая.

    • А.Б. пишет:

      Выбор между 4.7 и 3.3 мкф в пользу 3.3 мк указывает на то, что пищалка у вас не 4-омная, а 6-омная. Полтора ома гасилки делает её 8-омной, а там 3.3 мкф оптимально. Насчет холодного аналитичного звука Танноя не соглашусь, ясный , уютный круглый звучок.

      • Аудиостроитель пишет:

        Про твитер я уже нарисовал, а вот с гасилкой вопрос пока открытый. Быстрое шунтирование куском провода даёт неоднозначный результат. Иногда “выстреливают” отдельные ноты то в одном варианте, то в другом.
        Настройка на слух, на музыкальном материале, после лет 25-30 перерыва, абсолютный идиотизм. Я это понимаю.
        Она (колонка) звучит по разному даже на разных уровнях громкости. Такое часто встречалось в автозвуке.
        Что до оттенка Танноя, то он легко становится хлёстким. Избыточно хлёстким, как мне кажется (как я помню такое звучание живьём). Ясный – да. Комфортный – и не близко. Испортить можно любое хорошее начинание.

        З.Ы. Дальше идти можно только “по приборам”. Совет и начинающим и продолжающим.

        P.P.S. Извиняюсь за пространные объяснения.

    • Марков Николай пишет:

      Дайте названия динамиков или хотя бы размер диффузора и катушки НЧ динамика, закину в Мультисим. Не должно быть такого большого провала. Катушка соло даёт -3дБ/октаву, не -6.

  14. аудиостроитель пишет:

    Снял АЧХ. Кое что предсказуемо, кое что непонятно.
    1. Провал (шириной до 100 Гц) на 350 Гц на 7 Дб. (передемпфирован внутренний объём?)
    2. Узкий провал 800 Гц/10 Дб, а следом пик Дб на 4-5 (фильтр “стартует”?)
    3. Яма от 2 до 4 кГц. на 8-10 Дб. (при допущении идеальных динамиков, полоса сопряжения примерно так и должна выглядеть.)
    4. Узкий провал 10кГц. (пищалка косячит)
    В ближнем поле мидбас валится уже со 100 гц., фазик “широкий” на 60 Гц., но тянет от 40 до 100, с удивительно плавными спадами в обе стороны.
    М-да. Хотелось бы лучше. Буду дорабатывать. Только возить АС на замеры – дело хлопотное.

    • А.Б. пишет:

      Приведу сюда свои замеры по МХ-4, может быть вам они помогут что-то прояснить.

      • А.Б. пишет:

        Оказывается, АЧХ МХ-4 уже есть, в сообщении от 12 марта 2021 . Нижняя- правильная.

        • аудиостроитель пишет:

          Спасибо.
          Забыл про ещё один интересный факт. Обмерялись ДВЕ колонки. При одинаковом НЧ звене и достаточно разных по номиналах ВЧ (но на одну частоту) звеньях фильтров, различия в АЧХ на экране практически не наблюдалось. Совсем копейки. Но на слух они ОЧЕНЬ отличаются. Даже тональность мужских голосов разная (какая настоящая я не знаю).
          И зачем я это слышу?

    • Марков Николай пишет:

      Вставлю 5 копеек. Узкие пики-провалы совершенно не по зубам фильтру на соло катушке! Это – условия измерения (надеюсь, не неисправный динамик). Яму в 8…10 кГц шириной в октаву слышно без микрофона, Вы просто не сможете её не услышать, но её там и близко не должно быть. С чего Вы взяли, что полоса сопряжения ТАК должна выглядеть? Вот же http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2021/03/2-..jpg, где здесь дыра? “Узкий провал”- а какое сглаживание при измерении? Только не говорите, что “не было”. Сбросьте картинку, что ли)
      Такой вопрос. Чем занят объём ниже ФИ? Если просто забит пробкой), то можно увеличить объём либо для снижения граничной частоты (не трогая размер ФИ), либо для увеличения эффективности ФИ (укоротив ФИ изнутри).

      • аудиостроитель пишет:

        Я совершенно не утверждаю, про провал на 800 Гц, это результат воздействия фильтра. Провал в 8-10 Дб. естественно слышен. Именно он придаёт “холодный” оттенок звучанию (меня это не очень напрягает, но завал нужно бы по-меньше). Фильтр НЧ 6 Дб/окт. с 800 гц и фильтр ВЧ 12 Дб/окт. с 4000 Гц. суммарно вполне могут дать провал именно от 2 до 4 кГц. Реальной-то АЧХ головок я не знаю. Уровень сглаживания не знаю.
        Нижний объём – пустой.

        • А.Б. пишет:

          Колонку на центр комнаты, перед собой, в метре примерно. И смотрим. что она вытворяет. А то сколь угодно примеров, когда снимается ачх колонки за три метра от нее, у стены, народ шалеет от увиденного , автор тонет в непонятках.

    • А.Б. пишет:

      Динамик на 100Гц, инвертор на 60. Низковато настроен порт, по идее, у нас инвертор работает на скате басовика, частота поддержки – треть октавы , если октава от 100 это 50, то треть октавы это 17 герц. 100 минус 17- 83 Гц. А у вас 60. Либо динамик высокодобротный и инвертор намеренно стянут вниз, чтобы не гудело, либо так вышло, хотели, как лучше. а получилось….

  15. А.Б. пишет:

    Динамики кладете на стол, желательно на мягкое полотенце, чтобы звуки от стола не портили картину. Мощность сигнала крохотная, либо шум либо музыка. И по очереди перекидываете с одного динамика на другой. Если нет отличий, значит, они в фильтрах. Высохший конденсатор, вскипевшая закороченная вч катушка. да мало ли что. Почему и удивляюсь в полный рост, что у танноя – динамики обычно беспроблемные. музыкальные, звучат что напрямую , что с фильтрами.

  16. Аудиостроитель пишет:

    По поводу снятия АЧХ.
    У меня нет никаких оснований не доверять результатам работы владельца измериловки. Уровень, знаете ли, не тот.
    В Клубе описал попытку использования смартфона для измерений.
    Результат пока ещё больше утвердил меня в одном – ухи мои меня не подводят. Жаль частотомер встроенный не откалиброван как надо.

  17. А.Б. пишет:

    Что это за загадочная измериловка, результаты измерения которой вам нужно выкладывать в виде поэмы , а не привычной ачх. Странно донельзя. Обычно замеры скидываются на флешку , потом выкладывай куда хошь.
    И что это у вас за таннои, с которых звука не добыть, когда все, с чем имел дело, слушаются легко , результ- достойный и всегда.

    • Марков Николай пишет:

      Боюсь предположить… Ошибка фазировки ВЧ, как раз на стыке, -10дБ вполне могут быть. Пример: https://ldsound.club/index.php?threads/arta-software-programma-dlja-izmerenij-achx.269/post-46493. Как раз дыра 2…4 кГц, и -8…10дБ… И звук холодно-звенящий, при несогласованном включении.

      • Аудиостроитель пишет:

        Вполне может быть. Ещё не проверял. У меня синфазное включение. Теория говорит о включении 1 и 2 порядка в противофазе.

        • А.Б. пишет:

          теория одно, жизнь другое. Второй порядок по Гауссу или Бесселю, который обычно применяю, это практически первый порядок по крутизне спада . И крутить там ничего не нужно, разве что ежели у вас пищала оттянута на полметра от басовика, тогда да.

          • А.Б. пишет:

            Чаще все делается не по теории, а по макету, а когда все настроено, то можно спросить у программки: а скажи, пожалуйста, какой это у меня получился порядок фильтра? И программка отвечает: ничего особенного, типичный полувторой.

    • Аудиостроитель пишет:

      Измериловка нормальная. С её помощью не одни колонки изготовлены, и не один усь, и не один вертак. И люди довольны у кого денег на подобный аппарат хватает.
      Я, например, посмотрел на осцилографе каналы своего переработанного усилителя. И картинка хорошая и звук вполне себе. Схемы правда только на бумаге.
      Скачать на флэшку я не додумался. Взял распечатки, переговорили, да поехал. Итог то я знаю.
      Чтобы звук добыть приходится трудиться. Особо такому “специалисту”, как я. Появится свободное время – снова на них наброшусь. А Танной обычный, фотки сверху есть. Да и претензий к самому звуку динамиков особо нет. Косяки пока ВСЕ только мои собственные.

  18. Аудиостроитель пишет:

    Фото ачх с бумажки.

    • А.Б. пишет:

      АЧХ снята белым шумом, в логарифмическом масштабе, без усреднения.
      Программа Спектралаб. Понять этот гибрид ужа и ежа= метр колючей проволоки может спец. Для прочих это страшилка . АЧХ вполне съедобная, разве что удар топором на 8 кгц непонятен. Пищалка с хохмой, бывает.
      Посоветуйте знакомому с измерилкой перейти на замеры розовым шумом в октавных полосах. Причина простая: белый шум в опциях программы Спектралаб – уродский и инвалидский, его категорически нельзя применять для измерений.
      Вот как примерно выглядит ачх колонок, ну, скажем, моих.
      Частота тактовая 96 кГц – запредельно много. 48 за глаза хватает.
      FFT Size 8000- меньше малого, я работаю с 32 768.
      Average 1- все шумы и выбросы ваши, сами себе портите жизнь. Авераж 20 вполне работает, если есть 100- делаете 100.
      Опшинс-скалинг: одна девятая октавы, ОК. Генератор: Пинк нойз, ОК.
      И снимаете нормальную человеческую ачх. Увидев ачх с аверажем 20, , переходите на авераж бесконечность и пару секунд устаканиваете флюктуации шума внизу, потом стоп, красим в оверлеях , сохраняя на память. А то, что на картинке- это херня бессмысленная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *