TECHNICS SB-M1000

Изготовитель: Япония, 1998 год.

TECHNICS SB-M1000

Технические характеристики:

4-х полосная АС с пассивными излучателями

Диапазон частот по уровню -10 дБ: 30 – 75000 Гц

Чувствительность: 86 дБ/Вт/м

Максимальное звуковое давление: 109 дБ

Сопротивление: 6 Ом

Максимальная (предельная) синусоидальная мощность: 100 Вт

Музыкальная мощность: 200 Вт

Используемые динамики:

НЧ: 4х140 мм, конусный бумажный диффузор

ПИ: 4х180 мм, плоский прямоугольник из вспененного пластика

НЧ/СЧ: 1х140 мм, конусный диффузор, бумага/слюда

СЧ: 1х80 мм, конусный диффузор, бумага/слюда

ВЧ: 1х25 мм, купол из суперграфита

Частоты раздела фильтра: 90 Гц, 900 Гц и 3500 Гц

Габаритные размеры (ВхШхГ): 1190х284х447 мм

Масса: 42 кг

TECHNICS SB-M1000 TECHNICS SB-M1000 TECHNICS SB-M1000

Описание:

Конструкция. Дата выпуска 1998 год, цена за пару в Японии 200000 йен, цена в Европе 1500$, в США 1700$, в Росии 1300$. Причем самая низкая цена была в России. На то время Россия, была новым рынком и на нее возлагались большие надежды. Не успел бренд Technics войти на наш рынок, как случился финансовый кризис 1998 года, в связи с этим пришлось снижать цену, потому как платежеспособность Россиян к тому времени упала в несколько раз. Обычно, в Японии на товары Technics самая низкая цена в мире, но не в этот раз. Корпорация Matsushita построила завод по производству телевизоров в Испании, там же предполагалось выпускать и акустику Technics SB-M1000 (если быть точным то всю акустику, кроме Technics SB-M10000). Понятно, что везти партии колонок из Европы в Японию это дорого, но Японцы это компенсировали, тем, что акустика, собираемая для рынка Японии, отличалась от той, что выпускалась для остального мира (если уже везти издалека, то лучшее).

TECHNICS SB-M1000

Шильдик “Европейцев” находится вверху АС и выглядит так:

TECHNICS SB-M1000

Как было сказано выше, у Technics практически не осталось исследовательской базы, и инженеры пользовались старыми наработками, но новые веяния 1990-х годов, Life Style, домашние кинотеатры и мода на узкие и высокие корпуса колонок диктовали свои условия и требовали новых моделей.

В модельном ряду фирмы, с 1991 года (а реально с 1988 года, Technics SB-MX200D выпуска 1991 года, были, по сути, слегка модернизированными Technics SB-MX200 выпускаемые с 1988 года), не было акустики вообще! Такого застоя легендарная марка Technics еще не видела и была на грани вымирания. Но инвесторам, бренд Technics был не нужен (по их мнению эра Hi-Fi закончилась и нужно выходить на другие более прибыльные рынки), они решили использовать марку, для того чтобы в последний раз «срубить денег» и закрыть легендарный Technics. Для получения максимальной прибыли на рынок выходила ширпотребная аппаратура, производимая на Испанском заводе, многие эти аппараты отсутствовали в официальных Японских каталогах и соответственно продавались только в России и Европе.

TECHNICS SB-M1000

Вообще Япония осталась оплотом качества Technics, небольшая группа инженеров, которым принадлежала часть акций корпорации Matsushita, продолжали выпускать усилители 7000 й серии (Technics SE-A7000v4 & Technics SU-C7000v4). Но с усилителями было все налажено еще при живом Коносуке Мацусите, и запаса комплектующих пока хватало. Несмотря на энтузиазм, без финансовой поддержки головной корпорации, с выпуском новой акустики дела обстояли туго, даже при использовании прежних наработок, на ее разработку ушло более 5 лет.

В итоге на свет появились Technics SB-M10000, которые собирались вручную под заказ для узкого круга потребителей (желающие их купить оплачивали 100% стоимости и ждали, когда АС соберут). Группа Японских инженеров реально не могла удовлетворить спрос, инвесторы увидели успех и сделали заказ на разработку более дешевой модели, которую можно было поставить на конвейер (так сказать: Hi-Fi направлению был дан последний шанс). Задача была такая же что и 20 лет назад, когда разрабатывались Technics SB-7000 – минимальные затраты на материалы и комплектующие, не низкая, но доступная для потребителя цена, качество звука выше чем у конкурентов в данной нише. Самым сложным, оказалось, адаптировать разработки 1970-х годов под новый дизайн, колонки должны быть узкие и стройные, чтобы, по этому параметру не отставать от конкурентов, а звук, по масштабу должен не отставать от классических напольников 1970-80-х годов. По сути, инженерам Technics нужно было обмануть законы физики, узкие и высокие корпуса благоприятствуют образованию стоячих волн, мелкокалиберные динамики имеют высокую резонансную частоту и плохо «цепляются за воздух», в результате чего если и есть какой-то мало-мальски глубокий бас, то он гудит, масштаба и объема нет. Выход из положения был в системе D. D. D. (Dual Dynamic Drive) «Двойной Динамический Контур», которая была разработана еще в 1970-е годы и воплощена только в 1995 году в заказной модели Technics SB-M10000. Но Technics SB-M10000, несмотря на то, что казались довольно стройными, имели отнюдь не узкую переднюю панель – 486 мм и модульную конструкцию (вес двух модулей одной АС 160 кг).

TECHNICS SB-M1000

Новые Technics SB-M1000, должны быть похожи на топ-модель (это будет плюсом при рекламе), но быть стройными и в разы дешевле. Для максимальной унификации, было предложено сделать универсальную схему, чтобы на одних и тех же комплектующих разработать всю линейку нового модельного ряда Technics, тем самым еще более снизить себестоимость.

В итоге, в Technics SB-M1000 применили низкочастотное звено D.D.D. В составе которого имеются 4 низкочастотных динамика диаметром всего 140 мм и 4 прямоугольных пассивных излучателя (из-за прямоугольной формы удалось увеличить площадь диффузора). Точно такие же НЧ динамики и пассивные излучатели решили применить во всей линейке Technics SB-M*** и даже музыкальных центрах и системах для домашнего кинотеатра. Данные 140 мм динамики имеют обычную проверенную временем конструкцию: бумажный диффузор, ППУ подвес, длинноходовую звуковую катушку, к магнитной системе приклеен второй магнит в противофазе. Второй магнит Technics использовал для того чтобы уменьшить рассеивание магнитного поля (благодаря этому магнитное поле лучше фокусируется в рабочем зазоре и меньше излучается по сторонам, что позволяет располагать вблизи колонок ЭЛТ телевизоры).

В общем, несмотря на дополнительный магнит, динамик получился очень дешевым, без каких-либо ноу-хау, плюс цена была снижена из-за массового выпуска, использования штампованной стальной корзины и обычного бумажного диффузора. Данные динамики установлены внутри АС по две штуки магнитами друг к другу в верхней и в нижней части корпуса, так чтобы излучать в разные стороны, вперед и назад. Тыльные стороны всех 4 громкоговорителей нагружены на общий закрытый объем (так, что расположенные напротив друг друга динамики гасят собственные резонансы). Фронтальные стороны двух динамиков работающих назад АС нагружены на единый объем воздуха резонансной камеры, в которой разряжения и давления воздуха, создаваемые этими двумя динамиками, колеблют два пассивных излучателя прямоугольной формы, аналогично работают и два передних динамика, только они нагружены каждый на свою резонансную камеру и пассивный излучатель.

Чертеж Technics SB-M1000 японский вариант:

TECHNICS SB-M1000

В Европейском варианте перенесена выше перегородка отделяющая объем мидбаса от сабвуферов (отмечено красным). Если у вас есть Technics SB-M1000 вы можете определить какая у вас акустика: открутите 4 винта верхнего переднего пассивного излучателя, если вы увидите внизу магнит пищалки, то у вас Японский вариант, если нет, то Европейский.

Разработчики Technics создали сложнейшее низкочастотное оформление, которое они назвали D.D.D. (Dual Dynamic Drive), чтобы приблизиться к параметрам D.D.D. Technics SB-M10000, в SB-M1000 пришлось еще усложнить конструкцию и сделать три колебательных контура а не два. В системе D.D.D. Technics SB-M1000 каждый динамический контур имеет свою резонансную частоту, которая зависит от: добротности и массы подвижной системы динамика, упругости и массы воздуха находящегося в резонансной камере, добротности и массы пассивного излучателя, а компрессия воздуха создаваемая тыльными сторонами всех диффузоров в общем объеме в нужный момент притормозит слишком сильно резонирующий один из контуров, тем самым система избегает гулов и бубнений на одной какой-то частоте.

Как было сказано выше система D.D.D. Technics SB-M1000 имеет три резонансных частоты, например, задний колебательный контур настроен на область 35-40 Гц, когда его отдача к более высокому басу 55-70 Гц снижается в работу вступают передний нижний и передний верхний контуры (кстати, задний нижний и передний нижний контуры еще активно взаимодействуют с полом помещения и имеют дополнительный резонанс) которые перехватывают эстафету без провала в АЧХ и на 90 Гц передают ее мидбасовому динамику установленному на передней панели АС.

TECHNICS SB-M1000

Как раз пришло время сказать о главном отличии Японской версии Technics SB-M1000, оно состоит в разном объеме верхней передней резонансной камеры. У Японцев оно больше, если демонтировать пассивный излучатель, в Японской версии можно, дотянутся рукой до пищалки, в остальных SB-M1000 пищалка стоит в отсеке со среднечастотником и мидбасом. Для Японского рынка верхняя передняя камера настраивалась ниже, так как с такой настройкой бас более ровный, а у Европейцев настройка выше, что дает большую отдачу на среднем басе, но звук становится более «попсовым». Корпуса Японских версий собирались и шпонировались совершенно на других фабриках-подрядчиках, т.к. требования у Японцев к качеству сборки и, особенно к качеству шпона выше, чем у Европейцев. Обладатели Technics SB-M1000 купленных в России, наверное, обратили внимание на то, что шпон их колонок со временем покрывается трещинами, а вот Японские экземпляры не страдают этой болезнью.

Благодаря системе D.D.D. инженерам Technics удалось добиться от довольно узких и стройных колонок действительно глубокого масштабного, не бубнящего баса и, несмотря на недорогие низкочастотные 14 см динамики, бас Technics SB-M1000 чистый, искажения создаваемые этими динамиками (как в прочем и любыми другими, в той или иной степени), просто «не проникают» через резонансную камеру и пассивный излучатель к слушателю. Так что видимо и не было смысла тратить попусту деньги потребителя и ставить туда дорогие динамики, но можно было бы не делать такой унификации (хотя как это отразиться на цену?) с другими моделями серии SB-M*** и поставить пассивные излучатели большего диаметра, ведь ширина корпуса позволяет.

TECHNICS SB-M1000

Мидбас, здесь используется динамик схожей конструкции с 140 мм низкочастотниками, его диффузор (композит бумаги и слюды) покрыт для эстетики полимером, и установлен жесткий тканевый подвес.

С 900 Гц до 3500 Гц излучает специализированный среднечастотный динамик (все-таки в критичных местах обошлись без унификации!) с коническим диффузором диаметром 80 мм, выполненным из бумаги с добавлением слюдяной крошки.

EAS8P347A6 – СЧ динамик Technics SB-M1000 с демонтированными антидифракционными накладками.

От 3500 Гц вступает в работу 25 мм твитер с куполом из суперграфита. Для изготовления купола твитера была разработана технология напыления графитового покрытия (аналогичного алмазному, как в Technics SB-MX200) на полиамидную плёнку, в атмосфере инертного газа при высокой температуре порядка 3000 градусов, полученный купол имеет высокие внутренние потери и высокий коэффициент упругости модуля, а так же высокую скорость распространения звука в материале купола. В результате данный купольный ВЧ-динамик с супер-графитовым напылением, имеет диапазон воспроизводимых частот до 80 кГц (по уровню -16 дБ), или до 100  кГц (по уровню -16 дБ) – в более поздних версиях Technics SB-M1000 (так называемые «поздние версии» шли также только для внутреннего рынка Японии).

Конструкция ВЧ динамика Technics EAS25KM104A очень хлипкая, пластиковый фланец, тоненькое магнитомягкое железо, слабый магнит, все это снижает BL и чувствительность динамика.

TECHNICS SB-M1000

Вот как раз, этот суперграфитовый твитер и есть слабое место данной акустики. Для того чтобы облегчить подвижную систему твитера разработчики намотали катушку тонким медным проводом, такая катушка, в ходе эксплуатации при перегрузках часто выходит из строя. Такие перегрузки возникают из-за того что твитер имеет низкую отдачу, и громкость звучания, он заметно отстает от басового звена по перегрузочной способности, владелец Technics SB-M1000 делает громче усилитель, но не получает ожидаемого звукового давления на высоких частотах, он делает еще громче.… В итоге получается, что если усилитель слабый, то он выжигает катушки твитеров клиппингом или, если усилитель мощный, твитер просто сгорает при длительном прослушивании от перегрева. Так что всем владельцам Technics SB-M1000 нужно быть осторожнее с ручкой громкости на усилителе. Чуть больше повезло владельцам Technics SB-M800 и Technics SB-M1000 производимых для Японского рынка там стоят модернизированные пищалки, те, что до 100 кГц воспроизводят, в этих твитерах был доработан каркас катушки и применены более высококачественный лак и клей. Отличить такой твитер легко по куполу – он более блестящий, что связано с более высокой плотностью напыления графитового покрытия и более длительным временем нахождения в камере.

Корпус Technics SB-M1000 имеет толстые стенки 25 мм, облицованные шпоном ценных пород дерева с многослойным покрытием полиуретановым лаком. Передняя панель по краям выполнена с сильными скосами и облицована велюровым материалом. Корзины всех динамиков прикрыты звукопоглощающими резиновыми вставками. В общем, все сделано, чтобы минимизировать дифракционные отражения звуковых волн от передней панели и корзин динамиков, а так же расширить диаграмму направленности.

Схема фильтра Technics SB-M1000:

TECHNICS SB-M1000

4-х полосная акустика, но двойной динамический контур включен напрямую (в схеме стоит лишь самовосстанавливающийся предохранитель), здесь фильтром является только акустическое оформление, мощность Technics SB-M1000 определяется мощностью системы D.D.D., т.к. какой бы частоты не шел сигнал он будет попадать на катушки низкочастотников (этого можно избежать, включив АС через активный фильтр) и нагревать их. Но если бы не такое решение, то чувствительность АС была бы еще ниже, но главное, что фильтры всех остальных полос осуществляют задержку сигнала по отношению к НЧ звену, что дает линейную фазу в точке прослушивания (вспомним Technics SB-7000). Все остальные полосы, по чувствительности и мощности подогнаны к системе D.D.D. Конденсаторы в фильтре установлены электролитические неполярные Elna (аудиофильская заказная серия специально для Technics), катушки на ферритовых сердечниках, внутренняя разводка из безкислородного (OFC) медного провода. Клеммы с двух кабельным подключением, позолоченные, под толстый кабель (4 мм2) и разъемы типа «банан».

Описание из stereotest.ru

8 комментариев: TECHNICS SB-M1000

  1. Максим пишет:

    Украли статью с сайта stereotest.ru и даже не разместили ссылку !

  2. Олег OLD пишет:

    а какой смысл направлять динамики в ПИ?

    • Евгений пишет:

      Да… Интересно, зачем сделали такую конструкцию??? Возможно, какие-то японские неожиданные хитрости. Получается, что за пределами частотной области работы ПИ всё это дело должна подхватывать то ли СЧ-гоовка, то ли мидбас…. Вряд ли НЧ-головка через ПИ играет в широком диапазоне частот….

      • Чалов Денис пишет:

        Бэндпэсс 8-го порядка с нагрузкой не на фазоинвертор, а на пассивный излучатель. Потому и фильтр не нужен, диапазон излучения такого басового звена ограничен в заданном диапазоне частот.

    • Михаил пишет:

      Это не пищалки, а пассивные диффузоры. К сожалению, со временем их подвесы приходят в негодность.

  3. Марков Николай пишет:

    “…фильтры всех остальных полос осуществляют задержку сигнала по отношению к НЧ звену, что дает линейную фазу в точке прослушивания…” Каким таким магическим способом?

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Фильтры как фильтры, классика, никаких тайностей. Как они там что-то могут задерживать- я фигзна. Разве что мид-сч они первым порядком обвалили, верхний сч уже вторым, а вч- третьим. Может в этом тайна))))))

Добавить комментарий для Евгений Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *