10 АС-222 «Radiotehnika S-30»

Изготовитель: Рижский радиозавод им. А.С. Попова, г. Рига.

Назначение: для высококачественного воспроизведения музыкальных или речевых программ, в составе бытового усилительного радиокомплекса.

Технические характеристики:

Диапазон воспроизводимых частот: 50 (-8 дБ) – 18000 Гц
Чувствительность: 84 дБ
Характеристическая чувствительность: 0,317 Па/√Вт
Номинальное звуковое давление: 1,2 Па
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100–8000 Гц: ± 6 дБ
Направленность под углами к акустической оси:
в вертикальной плоскости ± 7°: ± 6 дБ
в горизонтальной плоскости ±25°: ± 6 дБ
Гармонические искажения АС в диапазоне частот:
250 – 1000 Гц: 2%
1000 – 2000 Гц: 2%
2000 – 6300 Гц: 1%
Сопротивление: 4 Ом
Минимальное значения импеданса: 3,2 Ом
Номинальная мощность: 10 Вт
Паспортная мощность: 30 Вт
Используемые динамики:
НЧ/СЧ: 25 ГДН-1-4
Частота раздела фильтров: 5000 Гц (±500 Гц)
Размеры (ВхШхГ): 364х214х195 мм
Вес: 6 кг

Описание:

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты, фанерованной шпоном ценных пород дерева. Лицевая панель отделана пленкой или шпоном и закрыта пластмассовыми декоративными панелями черного цвета. На стыках стенок корпуса с внутренней его стороны установлены элементы, увеличивающие прочность и жесткость корпуса.

Динамики расположены на лицевой панели симметрично относительно вертикальной оси симметрии АС. В нижней части лицевой панели крепится шильдик с изображением на нем кривой АЧХ. Так же на нем расположен индикатор перегрузки.

В нижней части лицевой панели имеется отверстие фазоинвертора диаметром 30 мм и длинной 63-65 мм, которое настроено на частоту 50 Гц. На задней стенке расположены клеммы подключения, а в верхней её части – скоба для крепления к стене. Измеренная труба фазоинвертора имеет длину 85 мм, внутренний диаметр 32 мм.

В конструкции фильтров и блока индикации перегрузки применены резисторы типа ВС, МЛТ, СП3-38б, СП5-28б и конденсаторы типа МБГО-2, К50-6, К 73-11 и катушки индуктивности на пластмассовых литых каркасах.

Схема фильтра без индикации перегрузки:

204 комментария: 10 АС-222 «Radiotehnika S-30»

  1. Влад пишет:

    В описании ошибка – габарит 10 АС-222 «Radiotehnika S-30» В×Ш×Г: 364×214×174 мм, а не 364×214×195 мм.
    Согласен с предыдущим комментарием – необходима доработка.

    • LDS пишет:

      Скажите пожалуйста, у Вас есть они, мерили? Информации паспортной толком нет по размерам.

      • Марков Николай пишет:

        Минуточку… Существует версия S-30 без фазоинвертора, характеристики на НЧ другие.

        • LDS пишет:

          Да есть: http://ldsound.ru/radiotehnika-s-30a/
          Еще есть без лицевой панели: http://ldsound.ru/radiotehnika-s-30a-8-om/

          • Марков Николай пишет:

            Схема фильтра без индикации с ошибками:
            1. Перепутаны номиналы катушек индуктивности.
            2. Катушка ФНЧ – автотрансформатор с отводом, часть катушки между выводами 2 и 4 плюс С2 = режекторный фильтр, упрощать схему до параллельного соединения С2 и цепи Цобеля неверно.

            • LDS пишет:

              Да с катушкой попутал, поправлю. Можете нарисовать примерно по второму вопросу, я поправлю? Не врубаюсь.

              • Марков Николай пишет:

                Не могу.( Индуктивно связанные катушки – один живой организм. Вот если кто-то измерит более-менее точно по отдельности индуктивности частей катушки L1.1 и её полную индуктивность, может что и выйдет, если посчитать коэффициент магнитной связи.

  2. Бокарёв Александр Ростов-на-ДОНУ пишет:

    когда в далёком 1983 году привёз эти колонки домой и включил, подумал, что слуха лишился. Настолько звук был откровенно мерзкий. Перед этим были у меня венгерские Минимаксы, компактные ящички с офигенным звуком. Подарил брату, а тут как начали хвалить эти рижские колонки, прям куда там. Ну я и клюнул на туфту. Долго их доводил, скудными знаниями , в итоге динамики сменил на импортные, Грундиг. Тогда хоть как-то запели.
    Главная беда этих уродов: фильтры пропускают много лишнего, прёт средина, бас маскируется. полка басовая валится. звук кричит, ящик незаглушен на средине, тарахтит и создаёт эффект пустой фанерной коробки, призвук на 400 гц солидный. Если попадётся это чудо -юдо, то с высоты нынешнего опыта гляну, что в них можно подшаманить. Идея колонок вроде неплохая, но до ума довести- как всегда, где ж ума-то взять ?

  3. Алексей пишет:

    Да , действительно звучат они поганенько . Лучше Вега 15 Ас , там бас по приличнее , да и Вч по детальнее . По габаритам мерию с живых В/Ш/Г – 365*214*193 . Размер глубины полный , габаритный , а глубина деревянного корпуса 173мм .

  4. Летал Б. пишет:

    А может кто подсказать схему фильтра в прощей схемотехнике( не уверен, что правильно изъяснился))) Чтоб попроще схема, а то мне (ламеру) трудно прочесть. Чтоб без элементов платы защиты и всяких переключателей-регуляторов тембра и т.п. Спасибо!

  5. Летал Б. пишет:

    И какой размер фазоинвертора у них? Диаметр 30мм, а длинна?
    Место размещение фазика, сильно влияет на звук? В пределах передней панели например? Или как скажется, если вообще на другую сторону поставить(на задней панели или боковой)?

    А то мне, как любителю, постоянно встречаются всякие вопросы, ответы на которые очень не просто где-то найти. Спасибо!

    • LDS пишет:

      Длинна 63-65 мм.
      На передней панели не играет роль, но не очень близко к НЧ, а вот если перенести назад или в бок, то здесь уже есть нюансы.

      • Евгений пишет:

        Если перенести назад и подобрать задержки – можно сделать НЧ-излучатель с направленностью…

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          вы заблуждаетесь. Работа инвертора основана на почти одновременной работе динамика и порта. Разнесли их во времени- бас исчезнет, звук развалится.

          • Andrey_M пишет:

            Разнести во времени???

            • Евгений пишет:

              Я поэтому и сказал про задержку… Её нужно подобрать таким образом, чтобы излучение вперёд не падало, а назад – компенсировалось…

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                волна от порта инвертора круговая, ей пофиг в какую сторону дуть, сложится в фазе с басовиком все равно. Вопреки вашим задумкам.

            • шел мимо пишет:

              формально, если разнести ФИ на некоторое расстояние от динамика, то получится задержка во времени. А теперь представьте, на какое расстояние надо разнести ФИ и ГГ, чтобы получить задержку в 0,01сек на частоте 20Гц.

        • шел мимо пишет:

          Такое может предложить только человек далекий от происходящих в акустике процессов.
          Что значит подобрать задержку? где вы собираетесь задерживать звуковую волну и, главное, как? Вы хотя бы понимаете, что такое ВОЛНА и ВОЛНОВОЕ ДВИЖЕНИЕ?
          Помнится, в далекие студенческие годы был на практике и старые прожженные водилы иных студентов по приколу отправляли за ведром компрессии. ))Вот Ваше предложение из той же оперы.

          • Роман пишет:

            Ну, что тут можно сказать ? Наверное, только одно: водилы у вас были технически грамотные, в отличие от Вас – ведь Вы даже сейчас не понимаете, что выражение “ведро компрессии” надо брать в кавычки … Хотя, это характеризует лишь уровень “российских” – в отличие от нас, “советских” – студентов (да и выпускников, похоже, тоже) – над “баночкой” компрессии мы смеялись ещё в 7-м классе (но советской, а не “российской”) школы! …
            Поэтому, прежде чем “капслочить” (или просто тупо орать), изучите матчасть, разберитесь, что такое волна – откроете для себя много интересного !
            Например, то, что “волнового движения” – не может существовать в принципе.
            Ну, а когда постигнете эти элементарные вещи, можете переходить и к более сложным вещам, таким, например, как “линии задержки”.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Вы напрасно пытаетесь посадить на горшок своего оппонента, потому что форумчанин с ником шел мимо- один из самых грамотных здесь и матчасть знает в совершенстве. Мне очень приятно общаться с таким знающим человеком, а что вас так колбасит – не понимаю. АБ.

              • шел мимо пишет:

                Спасибо за поддержку.
                Мои преподаватели в первом вузе говорили :”Мы вас учим не для того, чтобы вы знали, как крутить болты и гайки, но чтобы, в случае необходимости, могли найти нужную литературу и понять, как тот или иной прибор регулируется или настраивается. Крутить гайки есть другие люди!”
                Инженер- человек думающий. Прежде, чем спорить, нужно понять мысль оппонента, найти изъяны или неправильные трактовки, а потом затевать спор. Конечно, надо быть и самому хотя бы чуть уверенным в своих мыслях, даже, если они и неправильные. В любом случае надо уметь слушать, слышать и прислушиваться к мнению других, а потом делать выводы.
                Я за спор, за полемику, но в конструктивном русле!
                И вполне отдаю отчет, что много не знаю, что то открываю для себя впервые, но на что то кардинально меняю взгляды после постижения вопроса. ибо только так можно двигаться вперед!

            • шел мимо пишет:

              о, госпадя!
              Вы меня упрекаете в отсутствии “”, да ладно, специально для Вас и иже с Вами буду ставить, не вопрос! Если только это сможет подтвердить Ваши слова “Например, то, что “волнового движения” – не может существовать в принципе”. Кстати, для знатока русской словесности, зачем “тире” то поставили? Этот знак там ни к чему.
              Но не буду вдаваться в правописание в русском языке, на котором могу говорить и писать получше иных русских, хотя сам по паспорту нерусский.
              И так, понятие “волновое движение” не подразумевает перемещение среды, как таковой, а лишь изменение состояния самой среды, в которой эта волна распространяется с определенной, конечной скоростью. Сама же “волна”- локализованное возмущение среды, которое распространяется(передается) на соседние точки пространства (среды).
              По своей сути, “волновое движение” есть перенос энергии.
              Не охота устраивать тут дебаты, посему, учебник Физики в руки и приятного чтива.

          • Vip Kit пишет:

            Акустическое оформление тыловой рупор – пример, такой задержки ЗВУКОВОЙ ВОЛНЫ.))

        • Аудиостроитель пишет:

          Нельзя.
          Зато можно получить бубнёж от близлежащей стены. Причём легко.

      • Летал Б. пишет:

        Спасибо за оперативные ответы!
        У меня есть S-20A и 15АС-222( на 10ГДШ которые). Хочу врезать фазик в S-20A, убрать пищалку и пустить на них НЧ-диапазон до 200-300Гц примерно. На 15АС-222 добавить пищалку 10ГДВ-2-16. На 10ГДШ подавать (с отдельного усилка) необрезаный поток( или от 30-40Гц), а пищалку фильтром первого уровня с 12кГц примерно. Как думаете, есть смысл в таком построении? Может кто-то смог бы подправить мою схему, руководствуясь опытом…

        И еще, нельзя ли фазоинвертор установить в отверстие куда ставится ВЧ головка( 6ГДВ-1-16) в S-20A? Диаметр отверстия 42мм. Получится сделать фазоинвертор на базе этого отверстия? (Чтоб не “дырявить” колонку покамесь). Какой тогда он длинны будет? И на какую частоту настройка?

        P.S. Размер корпуса S-20A, у меня отличен от того, что указан на сайте. Конкретно глубина. У моих 174мм( может 173, не “ахти” рулетка), против 195мм на сайте. Щаз еще на той странице отпишу.

  6. Алексей пишет:

    стал обладателем сего чуда.играют-все норм.только вот фазоинвертор посыпался .чем то можно заменить ?спасибо.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Из чего угодно, картонная , пластиковая трубка.

      • шел мимо пишет:

        вероятно, там не труба фазика посыпалась, а наросток из поролона. По крайней мере, такое удлинение фИ на s30b видел

        • Алексей пишет:

          Спасибо . Из пластиковой трубы канализационной можно 32 см-нашел на просторах на форуме , кто то переделывал их. Говорит идеально подходит. Только вот забыл спросить -что дает замена проводов на фильтрах на более толстые ? Заводом же заявено одно а тут …спс
          http://cxem.net/sound/dinamics/dinamic103.php

        • Евгений пишет:

          Нет в S-30 без буквы сама труба фазоинвертора сделана из толстого формованного плотного поролона.

      • Роман пишет:

        Всё верно, но при этом, чем толще её стенки, тем более скругленными, обтекаемыми необходимо сделать края у трубы (тут – простор для выбора материала, и фантазии автора!), чтобы на глубоких нижних, при громкости, близкой к максимальной, не возникало характерных “хрюкающих” призвуков (следствия сильной турбулентности воздушного потока при огибании препятствия).
        И ещё – при прочих равных, более длинная труба дает более низкую частоту резонанса.

        • Евгений пишет:

          У фазоинверторов при заданной частоте настройки есть оптимальная длина. Лучше почитать соответствующие статьи по его расчёту. Для уменьшения призвуков, порождаемых турбулентным потоком в трубе и снижения добротности её резонанса можно на внутреннее отверстие (тот конец, который в ящике) наклеить натянутый бинт или что-то подобное.

          • Евгений пишет:

            Я имею в виду сторону трубы, обращённую в ящик. Клеить нужно снаружи по периметру, натягивая.

  7. Роман пишет:

    Замена проводов на более толстые, при прочих равных, даёт минимизацию потерь, особенно заметную на слабых составляющих сигнала, и, как следствие, некоторое повышение чувствительности, и детальности воспроизводимого звука, так называемую “микродинамику”. Ну, и общая отдача, т.н. “макродинамика”, тоже улучшится.
    При этом, очень важно минимизировать количество коммутационных элементов – всяких разъёмов, зажимов, и т.п. – а на тех, которые остались – обратить пристальное внимание на их надежность, не всегда в должной мере обеспечиваемую стандартной комплектацией!

    • Алексей пишет:

      Какого сечения нужен провод ? 2×1.5 норм думаю . На 35 АС-1 «Radiotehnika» я такие поставил.

      • шел мимо пишет:

        Для этой мощности сечение родных проводов с запасом! не заморачивайтесь на пустом. Изменение сечения не повлияет ни на качество звука, ни на потери мощности.

  8. Дмитрий пишет:

    Добрый день,а можно ли заменить 25гдн1-4 на 25гдн3-4?родные начали хрипеть,там разные немного объемы у динамиков,хуже не будет чем с родными?

    • LDS пишет:

      Доброго.
      Это разные динамики. АЧХ поплывет скорее всего. Но в теории можно, ничего не сгорит. Но это будет ящик с динамиками просто.

      • Константин пишет:

        Низя так делать. Из за отвратительной АЧХ 25гдн3-4 на стыке верхнего края НЧ и нижнего ВЧ будет ЯМА и ко всему прочему собьется настройка ФИ.
        Любой у кого есть электретный микрофон WM-60A Panasonic знает что эту впадину замазать нечем.
        И она в очень критичном участке СЧ диапазона.

        • Andrey_M пишет:

          Не видел никакой впадины. До 5 кГц идёт ровно, дальше довольно крутой спад, от которого нужно пускать ВЧ.

          • Константин пишет:

            25гдн1-4 и 25гдн3-4 разные динамики.
            И картина с ровной полкой до 5кгц это 25гдн1-4.
            У 25гдн3-4 очень не стабильные параметры надеятся на то что у них будет так же с АЧХ наивно. 5кгц
            У Бердских динамиков показания будут иметь даже в пределах одной пары существенные различия.

            Немалую головную боль доставляет материал катушки 25гдн3-4 при нагреве существенно меняет геометрию создавая шумы. Ремонтируя данный динамик менял даже рабочую катушку на новую из каптона или алюминия. При желании на стеклотекстолит можно намотать 3 слоя намотки для 40~45 Вт ширина зазора и размеры магнита позволяют.

  9. Дмитрий пишет:

    Спасибо за ответы,значит ставлю родные 25гдн1-4

    • Ромм пишет:

      К сожалению, утверждение про “картину с ровной полкой до 5 кГц у 25ГДН-1-4” – мягко говоря, заблуждение. У этого динамика врожденный “горб” АЧХ на т.н. “средней середине”, т.е. в диапазоне 1.5+-0.5 кГц. Лечится это режекцией, т.е. режекторным фильтром с нормированным ослаблением, настроенным на указанную частоту, с одновременной заменой ФВЧ на фильтр RC-фильтр первого порядка, с частотой среза 6.3 кГц. Конечно, это приведет к пропорциональному ослаблению чувствительности, но эффект того стоит – звучание становится совершенно прозрачным, с прекрасно различимыми нюансами на любых частотах – исключая, естественно, лишь выходящие за нижнюю и верхнюю границы воспроизводимого диапазона.

      • Чалов Денис пишет:

        Неужели, хоть один грамотный! Совершенно верно вы исправили недостаток этой головки. Так же исправляется 15гд-11, 6гд-6, 15гд-14 – это тот же дин, с большим магнитом.

        • Евгений пишет:

          Я нечто подобное видел только в Вильнюсских 15АС-3 – там есть R-L-C контур, подключённый последовательно с парой 6ГД-6, с частотой настройки примерно 1200 Гц.

          • шел мимо пишет:

            вы что то попутали! режекторный фильтр подключатся параллельно голове!

            • Чалов Денис пишет:

              Здесь же, на этом сайте, найдите 15ас-3 и изучите фильтр. Режекторная цепь там последовательная.

              • Евгений пишет:

                Да и смысла подключать режекторный фильтр параллельно нет никакого. Он же “придавливает” определённую полосу частот – так и стоять должен последовательно с объектом своего воздействия. Правда, если посмотреть на схему 15АС-3, можно заметить, что она практически ничем не отличается от схем всех подобных АС кроме этого самого режекторного фильтра. Недостаток у него только один – существенные габариты.

                • Чалов Денис пишет:

                  Последовательное соединение режектора сильно испортит ФЧХ и внесут дополнительные линейные и нелинейные искажения. К тому же аудиофилам не понравится такой подход. В годы советского дефицита разнообразия динамиков это имело смысл, сейчас фирме проще выбрать другую головку, чем править имеющуюся.

                  • Ромм пишет:

                    Это заблуждение – практическая “порча” ФЧХ будет не более, чем от штатных фильтров второго порядка. То же самое относится и к утверждению про повышение Кни. А про линейные искажения вообще странно слышать применительно к фильтру – фильтр именно для этого и ставится, т.е. его задача – корректировать АЧХ !

            • Ромм пишет:

              Это – смотря какой голове. Вашей – возможно. А в радиотехнике НИ ОДИН фильтр не ставится параллельно. Любой фильтр – аналоговый или цифровой – это сигнальный процессор. Сигнал обрабатывается, проходя ЧЕРЕЗ него. Попробуйте найти хоть одну функциональную схему, в которой хоть один фильтр стоит параллельно. Главное здесь – не путать отдельные элементы фильтра, которые могут включатся параллельно выходной цепи, с фильтром В ЦЕЛОМ – они находятся ВНУТРИ схемы фильтра, и образуют единое целое с предшествующими в сигнальном тракте элементами, через которые перед этим ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО проходит сигнал. Самые простые фильтры, состоящие всего из одного элемента – включаются в сигнальную цепь только последовательно.

        • шел мимо пишет:

          15гд-11, 15гд-14 это тот же дин, с большим магнитом.????

          Батенька, да вы заговариваетесь!
          10гд-34 и 15гд-14 еще куда ни шло сравнивать, но уж никак не 15гд-11. аккуратнее со своими утверждениями!

          • Чалов Денис пишет:

            Ой да, совершенно разные дины, что это я. Различные технологии, разные материалы, даже диффузородержатели дико отличаются, совсем голову потерял… почему же их звучание так похоже (естественно в равных условиях). Даже 20гдс-4 прекрасно работает как басовик, а первых советских трехполосках ставились на сч 6гд-6 и 10гд-34. Вот же загадка то…

  10. Валерий пишет:

    Всем привет!
    1.В инэте много информации об акустике серии S-30 но нигде не нашел аргументированного сравнения версий S-30, S-30А и S-30В. Может меня кто нибудь просветить в этом вопросе? Выбирая из трех какую лучше смотреть и почему?

    2. И еще. Вопрос покажется странным но все же. Не знаю на мколько корректно сравнивать но все же, что лучше – S-30 (версии) или S-50В? Последняя будет звучать лучше но насколько лучше по сравнению с тридцатыми? Стоит переплачивать?

    • LDS пишет:

      Привет.
      1. Я за S-30.
      2. S-50 конечно будет лучше.

    • Андрей Кравцов пишет:

      Канал renovation_sound. Там сравнение всех тридцаток, графики прилагаются. Кроме того, у них там целая эпопея с этими колонками, они их переделывали в трёхполоску, в двухполоску с широкополосным динамиком и тому подобное

  11. Валерий пишет:

    В описании акустики указана длинна фазоинвертора 63-65мм. Жаль нельзя вставить фото но длинна 85мм при этом можно делать поправку на деформацию поролона- т.е. длинна фазоинвертора в пределах 85-90 мм. И еще пару слов. В обсуждении отмечалась возможность изготовить фазоинвертор из любых подручных материалов. Да, но не стоит забывать что не достаточно просто одеть трубку. Форма нового фазоинвертора должна быть такой чтобы еще и плотно перекрывало отверстие в деревянном корпусе колонки дабы обеспечить полную герметизацию.

    • LDS пишет:

      Картинку можно добавить, я подсказкой написал как в поле ввода комментария. Можете мне прислать, я добавлю к статье или к Вашему комментарию.

  12. Валерий пишет:

    Всем привет. Подскажите а есть ли смысл изолировать изнутри стенки акустики синтипоном или чем то подобным? Что это даст?

    • Александр Р. пишет:

      Не изолировать, а скатать валик и разместить в центре АС. Это – если дин НЧ/СЧ, а если только НЧ – мало что даст. В любом случае польза проверяется на опыте – часто без наполнителя звук лучше.

      • Cергей пишет:

        Обклейка корпуса S-30 изнутри(кроме лицевой панели)даёт положительный результат.Сравнение было обклеенной войлоком и без.Исчезли призвуки ведра глухого,вдобавок бас стал глубже и более приятен на слух..На наружную,лицевую использовал материал типа синтепон (продается в любом хоз-магазине) и на него уже сажал НЧ и Вч дины.Далее закрывалось все это пластиковой панелью S-30 и привинчивалось саморезами.Корпус естественно герметил..как и сам фазоинвертор.В верхней части оставил марлевую сеточку с ватой,Пробовал без нее,получалось хуже.

  13. Владимир пишет:

    Да,это так! Соглашусь с Сергеем. Обклейка звукопоглощающим материалам,к коим можно причислить войлок даёт положительный результат в полочных S-30.Это всё уже давно пройдено и немного забыто.Еще в моих S-30 что у меня имелись как назло в фильтрах распайка была сделана довольно тонким и мягким проводом.(г.в. колонок 1987) и плюс ко всему в завершении этот дрянной дурацкий разъём который кардинально портил звук.Всё это я заменил в свое время.Провода на более толстные,разъем вообще ликвидировал,запаяв динамики напрямую к клеммам.Что скажу: исчезли всякие подхрипывания,сиповатый звук,и как мне тогда показалось чуйка на малой громкости стала лучше.Это по субъективным оценкам.В сочетании со всем этим написанным на выходе получилась довольно приличная акустика.Сделаете-результатом останетесь довольны.Динамики конечно должны быть исправны..

    • Валерий пишет:

      Владимир, а как разъем может портить звук? Контакт ведь все равно жесткий? И еще,подскажите какие провода использовать для замены в тридцатых?

  14. Алексей Климов пишет:

    Не так давно я приобрёл колонки S-30 в ужасном состоянии со сгоревшим НЧ динамиком, рассыпавшейся трубой фазоинвертора и пришедшей в негодность системой индикации перегрузки. Вопрос: из какого материала лучше всего сделать трубу ФИ, чтобы она не резонировала; при какой мощности АС должна вспыхивать светодиодная лампочка?

    • Владимир пишет:

      Алексей.В любом электротехническом магазине есть трубки пластиковые.Есть там в продаже как раз и требуемый диаметр. 30мм.и разной длинны.обрежете ее до 85мм(это и есть длинна старого что был из полиуретана)Вставите в отверстие в колонке и тщательно загерметизируете герметиком.Труба не резонирует,Проверял генератором.Светодиод должен зажигаться при достижении выходной мощности 10 ватт (с генератора).так по крайней мере у меня получалось.При воспроизведении музыки это у вас произойдет раньше,т.к. там спектр и амплитуда не постоянны.В вашей колонке если настройку пикового индикатора не сбили(поворотом потенциометра) то поменяйте 1 единственный эл.конденсатор и все.

      • Сергей пишет:

        Пластиковая трубка могла-бы стоять с завода. Технологически, это было-бы проще.
        Но тогда для чего, на роль фазоинвертора, был выбран нестандартный материал?

        • Евгений пишет:

          Скорее всего это либо элемент зхвукопоглощения корпуса либо какой-то фазоинвертор-звукопоглотитель. Последнее – нечто непонятное, поэтому первый вариант мне кажется более правильным. Может, кто-нибудь из более сведущих в вопросе уточнит.

          • Сергей пишет:

            Верный ход мысли, Евгений! По сути, оба варианта справедливы.
            На самом деле, всё очень просто.
            Такой конструктив, не даёт призвуков, присущий “трубам”, так-как материал способен поглощать звуковые волны, а не отражать.
            Так-же, благодаря структуре “поролона” гасятся “присвисты” которые, к примеру, явно присутствуют в 15ас-109.
            Всё было грамотно продуманно.

            • Евгений пишет:

              Тогда более равноценная замена – например труба канализационная, оклеенная внутри, скажем, войлоком.

              • Евгений пишет:

                забыл написать, конечно, – диаметром 40 мм

                • Сергей пишет:

                  Конечно!
                  Стык в стык, одним куском.
                  Ещё оклеивал войлоком или ватином, снаружи трубки, что-бы в отверстии корпуса, не было просвета.
                  Такой способ, наиболее близок к заводскому варианту, хотя и не лишён некоторых нюансов.

                  • Марков Николай пишет:

                    Забросил исходные данные с-30 в SpeakerShop ( 70 Гц, 8 литров внутри АС, Q=0,5, ход диффузора=5мм, диаметр диффузора=10 см, Fфи=50 Гц). Программа требует минимально 44 мм диаметра, длина при этом 190 мм. Диаметр украли, а чтобы не свистело, поставили поролон, у которого за счёт неровной поверхности слой воздуха возле стенки тормозится. При этом эффективная площадь ФИ ещё меньше+падает добротность ФИ=возможности ФИ не использованы в полной мере. Зато поролон не резонирует, а при толстой стенке за счёт краевого эффекта выиграли ещё пару см длины. Вариант 1: трубка из сшитого пенополиэтилена (утеплитель на трубы) внутренним диаметром 30 мм длиной около 45 мм, заканчивается раструбом из поролона типа конус длиной 15 мм и конечным внутренним диаметром 45 мм (склеивается из кольца). Без призвуков, и эффективность выше. Вариант 2: пластиковая труба 32 мм диаметр и 45 мм длиной, снаружи – бинт, внутри – тоже 1 слой бинта на точки клея (бинт тушью покрасить…), раструб тот же. Вариант 3: заглушить имеющийся ФИ и сделать щелевой ФИ внизу АС, использовав дно и заднюю стенку как одну из стенок ФИ (-15% длины) с нормальным сечением (не меньше 15 см квадратных), выход получится по задней стенке вверх. Войлок будет нужен снаружи ФИ, если стенки ФИ способны резонировать. Слой звукопоглотителя на задней стенке нужон.)

          • Алексей Климов пишет:

            Да… S-30 – “весёленькая” акустика со своими особенностями. Во-первых – это поролоновый фазоинвертор, а во-вторых – слишком сильная магнитная связь между катушками индуктивности в фильтре. Получается своеобразный трансформатор.

            • Сергей Пухов пишет:

              Поролоновая труба имеет ограниченный срок службы, это так.
              Но это не означает, что она изначально уродливо придумана дебилами, чтобы через 30 лет всех “подкузьмить”. Это было целесообразное техническое решение, о котором, кстати, тут ув. Алексей и говорит, предлагая бинты на пластик наматывать.
              Далее, про “ваш личный трансформатор”: Про индукцию писать лень, а Вам читать скучно, поэтому кратко:
              Не нужно портить колонки, оставьте их в покое.

            • Vip Kit пишет:

              Катушки индуктивности НЧ и ВЧ фильтра, для исключения взаимного влияния, должны быть расположенны перпендикулярно друг другу.

              • Марков Николай пишет:

                Про индукцию. Две катушки из набора 35АС-028 Старт по 0,93 мГн каждая, соединяем последовательно. Разнесённый вариант даёт, понятно, 1,86мГн. А вот если одну на другую вплотную и согласованно, то получается 2,37мГн, откуда реальный коэффициент магнитной связи К=0,275 (при максимально возможном К=1). Разносить, или под 90 градусов оси, или и то, и другое! Кстати, таким способом можно плавно изменять индуктивность при настройке, причём как в “+”, так и в “-“, перебросив концы одной из катушек.

      • Алексей Климов пишет:

        Спасибо!

        • Егор пишет:

          А я делал немного иначе.Вначале как и многие просто поменял на пластиковую трубку сответствующей длинны,и действительно призвуки в виде подсвистывания были.Потом начитавшись книг по постройке акустики понял свою ошибку и заменил в колонках трубку на сантехнический звукопоглотитель(КОТОРЫЙ НАДЕВАЕТСЯ НА ТРУБЫ В САНТЕХНИКЕ!).Он сероватого или белого цвета.сейчас тоже продается в любом магазине сантехники.И вы знаете! все призвуки исчезли.И не отличишь по качеству что был полиуретановый и что сейчас.Диаметр тоже легко подобрать.Я думаю что такой способ известен многим сейчас.

      • Александр пишет:

        канализационная труба имеет диаметр внешний миллиметров 30 а дырка в деревянном ящике гораздо больше…. Вопрос собственно чем эту дырку качественно заткнуть ??

        • Игорь пишет:

          Хочу поделится смоими экспериментами.Долго собирал разных фильтров к этим колонкам ,даже родные собрал как на схеме.Колонки играют но высоких нет звук невнятный .Короче собрал на вход вч поставил 4 мф ,а на нч отматал от родной катушки два раза по 17 витков.Первый отвод был 17 витков я его смотал потом отмотал еще 17 и сделал петлю и намотал снова..получился отвод. Получилось где то 0.35 мг . Собрал схему так минус на оба динамика напрямую ,а плюсна кондер 4мф и на начало катушки. С кондера на вч а с катушки на нч .К нч припаивал по переменки оба конца катушки остановился на отводе а на вход вч поставил резистор 8.1 ома .Колонки заиграли да еще как.Тарелки звенят ,голос певца звучит отчетливо так они раньше не играли. Динамик нч 10гд-34 переделал ,отклеил колпачек под ним сделал 4 маленьких отверстия на центрирующую шайбу . Колпачек склеил из бумаги примерно как половинка от тенисного шарика вклеил .Начил пробывать о боже у динамика появились низы да какие красивые раньше он так не играл.Самодельные колпачки покрасил ,смешал тертый графит от мягкого карандаша с пва получилась темносерая краска . Легла хорошо сгладила еще неровности на колпачке.Кому будет интересно пишите на почтовый ящик отвечу.

    • Евгений пишет:

      Я перепробовал на слух пластиковые 40мм и 32мм разной глубины (естественно геретизовал на фасаде) и звук не устроил ну никак. Самый лучший звук получился при скрученном в два слоя войлока с внутренним диаметром 40мм и глубиной 60мм. Войлок толщиной 3мм

  15. LDS пишет:

    Нарисовал схему фильтра S-30 без индикации перегрузки, загрузил на форум:
    https://ldsound.club/index.php?threads/radiotehnika-s-30.71/#post-251
    Может кому пригодится.

  16. Сергей пишет:

    Шляпу,в которую со временем превращается фазоинвертор полиуретановый,смело выбрасывайте.а на его место установите трубу из пластика,с внутренним диаметром 30мм. Такие трубки продаются в электротехнических магазинах,и называются муфтами.Длинна их 120 мм,а вам предстоит обретать до длинны 85мм.Недостающий наружный диаметр компенсируется поролоновыми или подобными,которые продаются в любом магазине сантехники и надеваются на трубы.Они серого цвета.Надеваете подбирая на фазоинвертор.И в колонку.Все потом окончательно герметизируите.И колонка работает как новая.Не раз все это описано в Ин-те.

  17. Влад пишет:

    Вот вы тут всё про фазики, а я хочу спросить стоит ли обклеивать стенки синтепоном или можно виброизоляцией на основе битума, да и мешочек с ватой оставлять или нет. А может оставить в стоке просто с мешком ваты к стате фазоинверторы в моём экземпляре остались целыми они сделаны из латексного поролона его ещё в сидениях для авто в советское время применяли.

  18. Влад пишет:

    Обнаружил одну странность в подключении. У в.ч. динамиках была при подключении на заводе попутана полярность масса шла к контактам с красной краской. У кого ещё так было?

    • Влад пишет:

      Попутано было в обоих колонках.

      • Чалов Денис пишет:

        Красной точкой отмечен “+” головки, так что у Вас ничего не перепутано. А прежде, чем клеить всякую дрянь на стенки, подумайте о способах вернуть все как было.

        • Влад пишет:

          Я тоже думаю что лучше оставить всё в стоке. Хотелось просто узнать мнения других. Да с подключением всё правильно было.

          • Чалов Денис пишет:

            Я бы послушал как она без ваты играет. Особенно низы. Попробуйте, вдруг понравится

  19. Valery пишет:

    Хотелось бы узнать что народ думает о переделке тридцатых с лабиринтным корпусом? может есть такие кто уже это делал? как думаете будет звучать лучше?

    https://rogozhin-labyrinth.blogspot.com/2017/08/3-radiotehnika-s-30.html?view=classic

  20. Valery пишет:

    В общем то скептически воспринимал информацию о влиянии проводов на звук акустики. Сегодня убрал родные провода к акустике с усилителя у-101и поставил 2,5 мм акустические провода (из бескислородной меди в силиконовой изоляции). Удивился что звук не скажу что на порядок но то что заметно изменился в лучшую сторону это точно! На очереди замена проводов внутри акустики по фильтру и к динамикам + заодно демпфирование. Посмотрим что получится.

  21. Valery пишет:

    И еще. Интересно – изначально объем корпуса этой акустики на заводе рассчитан правильно? Что будет если объем короба акустики увеличить?

    • Александр Бокарёв пишет:

      Объём оптимален. Увеличивать не нужно, я бы фильтрами занялся, они там позорные. И вч динамик другой подобрал.
      Да и 10гд34 сильнл разные по годам выпуска.

  22. Valery пишет:

    А если демпфировать акустику что делать с ватой заложенной на заводе? Ее оставлять или доставать?

    • Александр Бокарёв пишет:

      Инвертор как бы не глушится, но раз динамик тянет и средину, нужен поглотитель резонансов на сотнчх герц, а это батон колбасы из ваты по цегтру колонки, вдоль. Весь объём забивать не нужно, бас потеряете.

      • Valery пишет:

        Спасибо! Еще вопрос. Заводской фазоинвертор из поролона. Заменил на сделанный из вспененного полиэтилена с теми же размерами. Имеет ли значение в данном случае материал или все же лучше гладкая трубка например из пластика?

        • Александр Бокарёв пишет:

          Вспененный полиэтилен, видимо, изоляция для труб кондиционера, в качестве порта инвертора-гениальное решение, к тому же труба не развалится в труху, как родной пенолатекс. Браво.

  23. Геннадий пишет:

    Лучше пластик,пробовал как то из др.материалов,похуже звук получался,а поверх трубы пластика одевал поролоновую трубу,что продается в сантехнических магазинах,(это для устранения свистящих и иных призвуков) результат на выходе хороший получался.длинна 85 мм.диаметр трубы 30мм.И форму держит отлично.До сих пор у моих родителей играют это S-30.Вспененный поэлитиллен,дает нехорошие призвуки.пробовал и его..Все это уже пройдено давно и забыто..вот сейчас вспоминается,как вы напомнили..

  24. Valery пишет:

    Всем привет! Я далек от электроники но не боги горшки обжигают… Не работает светодиод перегрузки. Хочу поменять (если он). Подскажите какой светодиод брать на замену? Они как то маркируются, отличаются между собой?
    Александр Ростов-на-Дону:
    наш светляк звать АЛ307 в или г .Красный. Или китаецкий красный на 5мм диам.

  25. Сергей пишет:

    Ребята подскажите. Есть две колонки S-90. Хотелось сделать их узкими и высокими. Можно ли перенести динамики ВЧ и СЧ на боковую сторону, а НЧ оставить на месте?

    • LDS пишет:

      Можно, но нарушите целостность звучания. АС рассчитаны на использование динамиков в одной плоскости.
      Сейчас делают такие новые АС, знакомый делал нечто подобное: http://ldsound.ru/3-x-polosnaya-as-na-bokovyx-35-gdn/

      • Сергей пишет:

        Большое спасибо за информацию. Успокоили мои сомнения. Переделка отменяется. Приятно послушать (почитать) мнения не диванных экспертов, но знающих людей. Большое спасибо! С наступающим Новым Годом всех ребята!

  26. Мonster9000 пишет:

    А инфа про длинну фазика 60-65мм верная? У моих поролоновые фазоинверторы вроде деформированные .но длинна там около 8 см ,а не 6,5
    Сделал новые на 8 см , бас какой то гудящий навязчивый получился.

    Какие процессы проходят при укорачивании или удлиннении трубы?

  27. Владимир пишет:

    Заводская длинна фазоинвертора S-30 85мм. Диаметр 32 мм. Так по крайней мере утверждали разработчики на RRR. Играть с размерами,не меняя настройку фильтров малоэффективно.В этой акустике и так почти все,что можно получить,уже выжато..А вот обклейка внутри корпусов не помешает.Разработчики это тоже утверждают.Сейчас правда уже пенсионеры они.Кстати S-30 что они выставляли на выставки или на экспорт,все были обклеены внутри поролоном.Для внутреннего рынка это не делалось по соображениям экономии.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Для желающих повторить оклейку поролоном стоит заметить, что использовать для этого нужно акустический поролон с открытой ячейкой (продуваемый), а не мебельный с закрытой.

      • Марков Николай пишет:

        Да, лучше проверить на продуваемость. Кстати, акустический поролон можно ставить перед СЧ и даже ВЧ динамиками, в качестве пылесборника или акустического фильтра. Вопрос в размере ячейки и той же продуваемости. Теоретически из более плотного акустического поролона можно делать рассеиватели для СЧ динов для уменьшения направленности. Пробовал с 15ГД-17, не получилось:(

  28. Аудиостроитель пишет:

    “Призвук фанерной коробки” – это что? Резонирует корпус? Так его тупо не собрали как нужно. У Веги, например, такое сплошь и рядом. Оклейка поролоном, даже акустическим? Что она может заглушить? НЧ – нет. СЧ – да. Но может просто вложить кусок звукопоглотителя?

    • Ёшкин Кот пишет:

      Диапазон поглощаемых частот зависит от плотности, толщины и формы поролона. Буржуи применяют внутри АС форму “волны” или “клинья”.
      Если на НЧ АС вибрирует и трясётся, то поролоном не обойтись, конечно.

      • Аудиостроитель пишет:

        “Ловушки” НЧ при акустической доработки комнат – мешки с минватой (стекловатой) около метра глубиной в основании. И то, далеко не всегда стоячку (резонанс в помещении) устранить смогут. Какой там поролончик! Не “ловят” буржуи НЧ поролоном, он там нижнюю середину усмиряет. А форма поглотителя по барабану при тех длинах волн. Чистый развод покупателя.
        Вот он работает безотказно!

        • Ёшкин Кот пишет:

          Откуда в корпусах АС “стоячки” на НЧ, к чему это сравнение.
          Гасит поролон в корпусе проблемы на нижней середине и выше, и этого достаточно.
          Могли бы и минватой покупателя разводить, а выбрали почему-то поролон :) (те же PMC с их лабиринтами, к примеру). Минвата даже если в чём-то и лучше, годится только для закрытых ящиков, дабы мерзкая острая пыль от нее по комнате не летала.
          Всё ИМХО.

          • Аудиостроитель пишет:

            Секрет поролона прост – цена в 0,5 цента за тонну. А то и дешевле. И на конвейере 0 проблем создаёт. Лёгкий, клеится быстро,…….
            Сравнение было к толщине материалов и форме.

            • Ёшкин Кот пишет:

              Куплю две тонны про запас, цент есть :).
              По форме – глубокий клин гасит лучше тонкого плоского листа. Вот и всё.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                есть и так наз.акустический поролон. Он и в самом деле что-то там меняет в процессах сжатия- разрежения. В Селешинах Диттонах такой стоял внутри, задумал я его на синтепон сменить, а измерил- там все хуже стало, вернул взад.

  29. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Сейчас этих колонок у меня нет и подавно, но осадок остался. После привычного звука венгерских Минимаксов эти S30 зазвучали отвратно, именно из-за гулкого призвука .Сейчас понимаю, что он примерно на 400-500герцах, и дает ощущение, что колонка собрана в тонкостенной картонной или фанерной коробке, по которой дали щелбан.
    Со временем привык к этому звуку, потом динамики поменял на приличные от Грундига , такого же размера и схожих параметров, стало лучше во многом, потом подарил и забыл о них навсегда.
    Сейчас разобрался бы в причине мерзкого звука несомненно и довел бы их до ума. Только паровоз ушел , а звучат свои собственные и суперские.

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Александр,как по Вашему,фильтр серии S-30B более гармоничен для своих АС?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        не ощутил разницы в лучшую сторону. Баланс у обеих смещен в средину, бас обвален, верха нет . Ерунда .

  30. Мonster9000 пишет:

    А плата защиты сильно портит звук?

    • LDS пишет:

      Слушать нужно. Возможно и вносит что-то, но на уровне приборов.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      нет никаких оснований думать, что защита что-то там “испортит в звуке”
      Эти ахи для впечатлительных барышень заготовлены страшилами интернетовскими.

      • Мonster9000 пишет:

        Если бы так было , то на корвет 150 ас пользователи не отключали массово платы защиты на фильтре

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Я рассуждаю лишь про S30, её диодик блымает аккурат в момент появления искажений в динамиках и не ранее.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Не защита там, а просто индикация перегрузки, если правильно понимаю.
      Включаете тумблер на длинном проводе в разрыв перед VD1, садитесь перед колонкой и щёлкаете. Слушаете на малой громкости, затем средней и громко. Делаете выводы.
      Можно и видео записать. :)

  31. Valery пишет:

    Интерестно, при сохранении объема ящика но с изменением формы и выводом фазоинвертора на заднюю сторону изменится ли звучание акустики?

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Дык придётся новый корпус делать… Хотя у любопытства всегда дорогая цена!)

      • Valery пишет:

        Вот про любопытство речь и идет! Есть пара лишней s30 и плюс руки чешутся …

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Лабиринт пробуйте. Всё чертежи есть у Рогожина. Хотя бы придумывать не нужно лишнего. Не факт ведь, что спроектированный Вами корпус будет удачным.

          • Valery пишет:

            На этот вариант смотрел. Проблема в том что совершенно не понятно куда запихнуть фильтр да еще так чтобы он был доступен!

            • Дмитрий Большаков пишет:

              Монтируйте снаружи, отдельным блоком, на задней стороне корпуса. Провода завести не проблема.

              • Valery пишет:

                Да читал об этом впарианте. Он мне видится каким то мягко говоря неправильным

          • Марков Николай пишет:

            В смысле, дать двойной объём для одного динамика, вместо другого – фанера. ФИ или закрыть, или пересчитать на частоту немного ниже, получится всё равно значительно короче.

        • Марков Николай пишет:

          Если чешутся руки – соедините 2 корпуса задницами, без задних стенок, потом нам расскажете…

    • Марков Николай пишет:

      На самых НЧ ничего не изменится в обеих случаях. Была бы больше коробка, появилась бы разница за счёт изменения баффла на СЧ и увеличения пути от ФИ на НЧ, и не факт, что в лучшую сторону.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      станет хуже . Что бы вам там ни пели . Порт инвертора нужно тащить ближе к динамику, а не в пол, потолок, в задницу или ещё куда, по желанию.

      • Чалов Денис пишет:

        Экспериментировал с этими колонками. С фазиком на родном месте, то есть спереди, он не работал. Подъем низов 1-2 дБ. При врезании сзади, на такой высоте, чтобы конец трубы был чуть ниже магнита басовика, подъем на рез. частоте составил 8-9 дБ. По ощущениям бас был мягкий, напористый. Как говорят, мясо.

        • Valery пишет:

          Ну вот, есть какой то результат! А размеры фазоинвертора в своих экспериментах не меняли?

          • Чалов Денис пишет:

            Размеры не менял. Но это была самодельная трубка из ватмана. Размеров не помню.

    • Евгений пишет:

      Радиотехника такое выпускала в 90-е. Посмотрите по справочникам. Возможность сравнить есть, правда если “обычные” S-30 (или S-30B) – это 1 – 2 тыс. руб, то “европейские” baltikline, eurosound и тому подобное – это уже 4 – 5 и более (в зависимости от адекватности и жадности продавца) тыс. руб.

  32. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    децибелы у вас, батенька, видимо свои собственные, ядрёные . с огорода?
    У всех прибавка от работы инвертора максимум 3 дб, у вас аж 8. Поздравляю.

    • Марков Николай пишет:

      Приглашаю всех ознакомиться с теоретическим доказательством существования привидений: https://ldsound.club/index.php?threads/vsjo-o-fazoinvertorax.215/

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Привидений не существует! -сказал оппонент и медленно растаял в воздухе))))))

        • Чалов Денис пишет:

          Зря Вы так. Никогда не будьте уверены на 100% в своих убеждениях. Нужно всегда сомневаться во всём. Только так можно добиться правильных результатов.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Чалову Денису. Вы , Денис, совершенно уверены и не сомневаетесь, что мне как бы не знакомо высококачественное звучание колонок с фазоинвертором. То есть, ваши впечатления , в отличие от моих, не подлежат сомнению и являются аксиомой.
          На это вам скажу, что за всю жизнь я добился одного: создавать о себе совершенно дурацкое впечатление.
          Отсюда и ваше мнение о моих способностях. Хе-хе.

      • Александр Р. пишет:

        Привидения существуют – например, тилесмольная теория ФИ, на которой и основана книжка Виноградовой.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Нет ничего более практичного, чем хорошая теория, а она у Виноградовой крепко связана с практическими измерениями. Докажите обратное, приведите позорные ачх колонок, сделанных вами точно по этой книге.
          Иначе выброс в пустоту. Фата моргана.
          Заодно предложите свои революционные методы настройки, чтобы Тиле со Смоллом кинулись пить валерианку от зависти, а я – вас конспектировать.

        • Александр Р. пишет:

          Не я, а Виноградова должна была проводить практические измерения. Или Вы окажите помощь, если она ограничилась переписыванием первоисточника.
          А методы настройки давно предложил Вахитов, так что валерианка уже выпита.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Как бы там ни было, но именно книжка Виноградовой вместе со статьёй Олега Салтыкова в Радио 10 за 1981г позволила мне разобраться в сложной картине поведения динамика в районе резонанса и приступить к осмысленным измерениям , а позже к постройке и настройке уже своих конструкций. За что обоим авторам моя безмерная благодарность.

  33. Valery пишет:

    Это вопрос а не утверждение

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Нет.Это не улучшит звучание.Скорее наоборот.Почитайте про сам динамик веточку)

      • Чалов Денис пишет:

        Дмитрий, это изменит звучание, но в лучшую или худшую сторону, Вы можете сказать только после личной замены и измерений.

    • Евгений пишет:

      Любая головка (в смысле динамическая) – есть компромисс многих параметров. И если Вы измените один из факторов, находящихся в равновесии, то совсем не всегда это приведёт к положительному результату. Слишком мягкий подвес может ухудшить центровку диффузора при большом ходе и, как следствие, снизится максимальная мощность головки. Но также возможен и положительный результат, если Вы, например, не любите вкручивать на полную до мигания диода перегрузки, а в ваших головках есть некоторый запас “прочности” по остальным параметрам.

      Кстати, подвес можно поставить и резиновый от НПП Диффузор. У них вроде были подвесы из тонкой эластичной резины такого калибра. Посмотрите их каталог.

  34. Юрий пишет:

    Подскажите размеры фазоинвертора, мой в s-30 посыпался.

    • LDS пишет:

      В комментариях можно найти. Добавил к статье.
      Измеренная труба фазоинвертора имеет длину 85 мм, внутренний диаметр 32 мм. 

  35. Алексей ЧР пишет:

    Имеются на примете такие колонки со знаком качества. Что он обычно означает для акустических систем? Качество сборки, оптимально подобранные по параметрам динамики или качество фильтров? Например в 25ас 109 со знаком качества в фильтрах стоял польский конденсатор. Благодарю заранее за ответ

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Я думаю, что знак качества в виде звезды,в советское время,был в 80 процентах случаев,просто некой фишкой-пустышкой. Так, для придания солидности. Потому что, ставился он и на товары, к которым и претензии то какие то по качеству, предъявить было не особо логичным… Кастрюли, катафоты, расчёски… Имхо.

  36. Valery пишет:

    Всем привет! А подскажите человеку у которого есть тестер и он только недавно научился паять как проверить а при необходимости отрегулировать сработку перегрузки на этой акустике?

    • Чалов Денис пишет:

      Берёте трансформатор с выходным напряжением 12-15 вольт, на выходе ставите переменник на 1-5 КОм, с движка напряжение значением 10,5 – 11 Вольт подаёте на вход ас, предварительно отпаяв нч дин. Резистором R5 добиваетесь яркого свечения светодиода.

      • Михаил пишет:

        У трансформатора 50Гц, а настройку рекомендуют производить на частоте 1кГц.

  37. ТехноВелоЖизнь пишет:

    Нашел колонки такие s-30,но они не простые, они сделаны для экспорта в Францию, У них нету надписей Radiotehnika, а на терминалах для проводов все на английском языке, Кондеры в фильтрах пленочные 3 из 4, и звучали лучше обычных s-30, видео:
    https://www.youtube.com/watch?v=amZEntdF7PU&t=41s
    Задавайте вопросы, отвечу, сейчас правда уже продал колонки.

  38. Анатолий пишет:

    Знак качества – это значит изделие прошло все требования и испытания согласно Государственным стандартам СССР, которых теперь просто нет… в том или ином виде. Сего дня даже, если и написано ГОСТ и в изделии по госту к примееру в масле должны быть молочные продукты на все 100%, то их там может не оказаться вообще и никто за это ответственности не несет это относится и ко всем другим изделиям.

  39. Олег OLD пишет:

    Сегодня сделал наконец ФИ вместо старых деформированных. Делал из пластиковых корпусов от балончиков для заправки газовых зажигалок, внутренний диаметр которых точно совпадает с внутренним диаметром отверстия пластиковой фронтальной панели. Длинна ФИ 85 мм. Попутно проклеил все стыки для спокойстаия по поводу герметизации. Все остальное родное. Заодно и проверил состояние подвесов на затвердевание, но подвесы спустя столько лет как новые. По поводу работы моих АС могу сказать, что призвуков, дребезжания, свиста в ФИ и т.д. – ничего такого нет. По звуку – ничего особо выдающегося, но и совсем уж плохим назвать его тоже язык не поворачивается – работают как и должны работать $-30. Для полочников такого класса разве что Вега 109 их может переиграть и то, если корпуса, фильтра и динамики будут в надлежащем состоянии. К слову звук $-30B на мой ух не нравится. Вообще из всей линейки 30-х, ИМХО эта модель самая удачная.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      В субботу на радиорынке брали пару колонок для озвучки некой площадки, чтобы недорого и неплохо. И включили эти S30 a . И как бы сразу повалил такой уверенный звучок, вполне сбалансированный, срединка правда выдается чуток, но в целом достойно, за такие гроши(1500р)
      Потом включили для одного фаната 5-канального дом кино настенные колонки Техникс, гордое выражение на лице покупателя быстро сменило знак при виде выражения моего лица. Да там и так всё ясно было, пустой коробке от ботинок – приказали быть колонкой.

  40. Коля пишет:

    В ютубе просмотрел видео на канале
    renovation_sound. Как раз о переделке S 30 и прочих 2-х полосников. Рекомендую посмотреть.

    По поводу S30. В 88 году получил заказ от режиссера московской группы “Новатор” (по названию клуба) помочь со студийным монитором. Кто знаком с данной техникой поймет сложность задачи.
    Мой приятель уехал в “заграницу” и оставил свои S30 в очень хорошем состоянии. До этого я доделывал такие колонки путем замены ВЧ 3ГД-2 ШП 1ГД-50 и разделением на 500 Гц НЧ-СЧ. Познакомился с помещением (10 кв.м) и местом прослушивания – 0,7-1 м от панели. ФИ сразу отпал. Размазанный (для профессионала) низ S30 в ФИ исполнении. Решил поставить ПАС. Попробовал на одном экземпляре. Вроде лучше. Но помня, что звук определяется по всему диапазону, доделал одну до конца. Фильтр для НЧ-СЧ был отработан. Замеры вверху показали, что можно ВЧ головку подключить напрямую через конденсатор. Емкость для 16 омной головки была 0,5 мкф. Поддержка была в районе 11 кГц.
    Переднюю панель продал(!!), подкрасил переднюю панель, приукрасил – покрыл хорошим оттеночным мебельным лаком, хорошие люди сделали рамку с тканью, выбросил всю электронную трихомудию.
    Скажу одно, надо было достать крутой лейбл, а я повесил только 5 нержавеющих звездочек.
    Подробностей не привожу, умные люди поймут сами.

  41. Евгений пишет:

    Дорабатывать в этих колонках к сожалению нечего. Очень хороший сбалансированный звук. Прекрасный бас. Поставил в пару к с-90 , переиграли. Не нужно ничего отключать,я про схему перегрузки в них. Она не ухудшает звук,но вовремя сигнализирует о макс.допустимом уровне. Не нужно менять провода ,конденсаторы,клеммы.. Это абсолютно ничего не даст в звуке. Всё что нужно ,это загерметизировать корпус если произошло его растрескивание и заменить рассыпавшуюся трубу ф.и . Есть ещё часто встречающаяся неисправность,это подхрипывание динамика на тихой громкости. В этом случае достаточно заменить подводящие провода в мембране НЧ динамика. Они часто надламываются. На этом все доработки заканчиваются. Обклеивать войлоком
    то же нет необходимости ,так как никакого бубнежа от недо демпфирования нет. Нельзя улучшить то что и так прекрасно звучит. Про трубу ф.и. Нужно обратить внимание на такой момент. Есть АС 30 глубиной 175мм. В них длинна ф.и. =65мм. В АС 30 глубиной 195 мм длинна ф.и.=85мм. Не ломайте хорошие колонки,их осталось и так мало в заводском исполнении.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      К сожалению, все передельщики и доработчики этих колонок по традиции отделываются словами о своих решениях и впечатлениями о полученном звучании. Как обычно, одни слова взамен пары плохоньких ачх, снятых хотя бы микрофоном за 20 центов. Дождусь случая- измерю реальное поведение колонки , давно есть такая мысль, тогда ясно станет, что там многое сделано совершенно бездарно , хотя звуковой потенциал у колонки и басовика приличный. Пищалка там- никудышняя, без сомнения. Заменим.

  42. ddimon пишет:

    по сути, любая двухполосная советская колонка, на динамике 25 гдн 3-4 , легким движением руки превращается в “кубик”. схема уже отработана: низ Салтыкова, верх Бокарёв-Бессель)))

  43. Valery пишет:

    Всем привет! К вопросу о переделке. Есть пара “лишних” тридцатых и есть мастерская в которой я работаю с деревом. Хочу переделать акустику но не с целью “доработки”а просто хочу сделать новые корпуса сохраняя всю электронную начинку. Собственно вопрос – при изготовлении нового корпуса сохраняя тот же объем но в новой форме насколько может измениться звучание т.е. могу я просто напросто навредить звуку?

    • Евгений пишет:

      Ещё как. Достаточно вспомнить продолговатые АС от Мелодии 101. Звук был никакой. Гул в трубе. Никакое заполнение не спасало. Та же начинка, но в прямоугольнике как у S-30 заиграла как надо.

      • Просто Коля пишет:

        6АС-2 сильно отличается от S30. Объем почти в два раза меньше, т.е. “низы” заведомо хуже. Я говорю о родном исполнении. Насчет гудежа. Никакого гудежа у большинства 6АС-2 не было. Форма не определяет НЧ у нормальных АС, а 6АС-2 были нормальными.
        Как правило гудеж идет от наличия щелей и, вообще, негерметичности корпуса, что при таких габаритах сильно сказывается.
        Изменение характера звучания 6АС-2, в смысле улучшения, смотрите в блоге 6АС-2 на данном сайте.

  44. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Ни на сколько не изменится, если не превратите корпус в тощую макаронину, в духе времени.

    • Valery пишет:

      Про макаронину это конечно дело вкуса но желания такого нету это точно. Т.е. если например глубина акустики изменится то фазоинвертор остается тем же – 85 мм и тот же диаметр?

      • LDS пишет:

        Сохранение внутреннего объема важно. Если корпус нужен чуть глубже, то тогда подгоняйте высоту и ширину по нужный внутренний объем. Но сильно переделывать не стоит. В идеале сделать корпус изнутри такой же как и был. Тогда и узнаваемость сохранится.
        И пишите о результате, это интересно.

        • Valery пишет:

          Да, суть переделки в изготовлении нового корпуса другой геометрии но с сохранением внутреннего объема и всей электронной начинки!

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        размер трубы по отношению к объёму фазоинветрора есть его частота настройки. А уж как вы выполните этот корпус, дело ваше. Разумеется, кроме самой настройки внутреннего объёма нам важно и поведение динамика в оформлении, которое снаружи, то есть, ширина размера морды лица по отношению к диаметру динамика.

      • Евгений пишет:

        Диаметр и длину скорее всего придётся изменять. Длину точно. Диаметр возможно немного. Например 35мм.

  45. Valery пишет:

    Как то неожиданно выяснилось что у акустики верх, низ и боковины толщина 18 мм. Передняя и задняя стенки 10 мм. Я был уверен что все десятка.

    • LDS пишет:

      Не может быть. Как-то очень много для такого корпуса. У 3-х полосных АС 16 мм есть.

      • Valery пишет:

        Прочитал ваш пост и перемерял еще раз. Если быть точным 17,5 мм ! Так что очень даже может быть!

        • LDS пишет:

          0,5 мм не так важно, все равно много. Вот это новость. Получается внутренний объем там еще меньше.

          • valery пишет:

            Да, объем там получается меньше. Решил сделать тестовый новый корпус в другой геометрии и как то задумался… А не увеличить ли чутка!?

            • valery пишет:

              А есть какой то расчетный объем для 25 ГДН-1-4

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Считаем ящик от параметра полной добротности динамика. С добротностью 0,38 у нас объём ящика для постройки инвертора равен 0,71 от эквивалентного объема( есть в паспорте или добыт при измерениях) . С ростом добротности объём ящика растет, считается по номограммам в книжке Виноградовой . Если добротность ниже 0,38, объём ящика менее 0,7 Vas, скажем, при Qts 0,33 объём равен 0,5 от Vas. У наших динамиков беда- это разброс. Поэтому на паспортные данные опираться слишком не следует. Особенно добротности.

                • Valery пишет:

                  Если все же смотреть на паспортные данные то получается что корпус тридцатки должен быть 7,81 л (если я все правильно понял!). По факту он больше и равен 8,64. Учитывали объем фильтра, фазоинвертора и самого динамика ?
                  пардон, это я взял цифру – 0,38
                  Александр Ростов-на-Дону:
                  Если взять добротность ближе к реальной, 0,45 , то объем получится близким к эквивалентному , а с вкладом фильтров и выше его. Не хочется гадать, не имея под рукой самих колонок, которые можно измерить и узнать, насколько там все по расчету или мимо.

                  • Андрей пишет:

                    Приветствую.
                    В моем экземпляре колонок в фильтрах были установлены три конденсатора на 2.2 мкф и один на 10 мкф, при этом звук был какой-то размазанный, не четкий. Решил заменить конденсаторы номиналом согласно схеме. Купил новые МБГО-2 с номиналами по 2мкф и по 4мкф. Заменил согласно схеме – звук стал чётче, появились высокие частоты, а вот низы совсем пропали.
                    Что же получается? Существует отдельно схема с конденсаторами на 2.2 мкф и 10мкф?

                    • ldsound пишет:

                      Да вроде нет. Не зарисовали старой схемы?
                      Динамики верно подключили, плюс и минус?

  46. Андрей пишет:

    Сегодня утром ещё раз послушал на “свежее ухо”) Низы все же есть, просто не такие как были до замены конденсаторов. Раньше они бубнели как сабвуфер, а сейчас не так сочно. Непривычно как-то.
    Плюс и минус не перепутал, все как с завода подключено, заменил только провода на 1.5 мм2.
    Вот думаю, может вместо 2х4мкф вернуть 1х10мкф? Даст больше низов?
    Просто смотрю, что было три вариации конденсаторов в фильтрах:
    1) 3х2мкф + 2х4мкф
    2) 3х2мкф + 1х10мкф
    3) 3х2.2мкф + 1х10мкф

    • ldsound пишет:

      Не привычно согласен, но возможно сейчас они правильно звучат. Без бубнежа.

      • Андрей пишет:

        Поставил обратно конденсатор МБГО-2 на 10мкф – звук стал опять какой-то размазанный…
        Потом сделал 2х4мкф МБГО-2 и в параллель запаял современный пленочный на 1мкф (красненький такой, аналог советского К73-17), итого 9мкф.
        Звук стал интересный – вроде звук стал выразительнее и низы сочнее звучат. Пока оставил так, послушаю…

        Еще вопрос по схеме перегрузки. На одной колонке обломались ножки у светодиода. У меня нет АЛ307, пробовал ставить 3Л336 и разные современные светодиоды, но все они постоянно светятся в полнакала даже на минимальной громкости.
        Что сделать, чтоб они не светились без перегрузки?
        Или не стоит заморачиваться и вырезать схему перегрузки?
        Там вроде достаточно одну ногу КД522 отрезать? Не ошибаюсь?

        • ldsound пишет:

          Современные (но не все) светодиоды потребляют совсем немного. Резистором подобрать яркость. Наверное R3. А для начала можно попробовать покрутить подстроечным резистором R5.

        • Марков Николай пишет:

          Ни одна деталь данного фильтра не влияет на уровень низких частот! Очень высокий раздел потому что. Меняется соотношение НЧ/(СЧ+ВЧ) и окраска средних – меняется восприятие низких. ПровАлите СЧ – появятся НЧ… Эффект маскировки.
          Если светодиод светится при откровенно малой мощности, то, вероятно, потёк КУ101. Или подкиньте в параллель светодиоду 1 кОм. До 1,5 мА он не засветится.

          • Андрей пишет:

            Благодарю за разъяснения.
            КУ101 исправный т.к. с родным диодом (перекидывал с другой колонки) всё работает норм, а современные диоды все светят в полнакала даже на минимальной громкости. Попробую подкинуть резистор.

  47. Андрей Кравцов пишет:

    Насчёт схемы индикации перегрузки – так на какой мощности светодиод должен начать светиться? А то информация везде противоречивая

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Очень удобная вещь тестовый диск Лет.с Тест. Там есть тек с частотой 315 Гц. Частота такая, что пищалы не выпалить, а басовики не вылетят из подвеса. И слышны самые мизерные искажения , порождаемые как усилителем, так и динамиками. Как услышали зудящие призвуки в динамиках- крутим регулятор светодиода на начало свечения.

  48. Valery пишет:

    10 вт

  49. Valery пишет:

    Играют конечно тридцатые очень прилично кто бы там что не говорил! Экспериментировал – устанавливал в комнате 24 м2 и слушал в ближнем поле а затем в комнате 12м2. В меньшей комнате они конечно раскрылись. Играют супер! От баса гудят стены в доме! Удивляюсь как такая акустика может выдавать такой бас ну и плюс конечно акустика комнаты сыграла не последнюю роль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *