10 АС-401 (10 МАС-1М)

15ас401 ldsound_ru (1)Изготовитель: завод «Комунист» (Киев) и Бердский радиозавод (с начала 1970).

Назначение: малогабаритная акустическая система предназначена для использования в качестве выносных монофонических и стереофонических систем высококачественного воспроизведения звука.

15ас401 ldsound_ru (9)

 

Технические характеристики:

 

2-х полосная АС закрытого типа

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 18000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 63–18000 Гц: 15 дБ

Чувствительность: 87 дБ

Среднее звуковое давление в диапазоне 63–18000 Гц: 0,15 Па

Сопротивление: 8 Ом

Номинальная мощность: 10 Вт

Паспортная мощность: 16 Вт

Размер (ВхШхГ): 425х272х234 мм

Вес: 7,5 кг

15ас401 ldsound_ru (12)

 

Описание:

 

         Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из фанеры со съемной задней стенкой. Все стенки толщиной 13 мм, задняя 10 мм. Внутренний объем составляет 18 л. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов применен так называемый «ватный валик».

15ас401 ldsound_ru (11)

         В акустической системы применяются динамики 20 ГДН-1-8 (10 ГД-30Б) в качестве низкочастотного и 5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31) в качестве высокочастотного. Громкоговорители установлены с внутренней стороны передней панели.

15ас401 ldsound_ru (14)

В ранних моделях использовался низкочастотный динамик 10 ГД-30Е, он имел магнит альнико, это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550°C).

15ас401 ldsound_ru (10)15ас401 ldsound_ru (8)

         Так же внутри на дне акустической системы на отдельной доске расположен электрический фильтр. НЧ динамик играет в широкополосном режиме, а ВЧ обрезается 2 порядком. Катушки на воздушном сердечнике, конденсаторы МБГО, резисторы С5.

15ас401 ldsound_ru (13)15ас401 ldsound_ru (15)

10 МАС-1М crossover ldsound.ru

183 комментария: 10 АС-401 (10 МАС-1М)

  1. Ринат пишет:

    Спасибо за схемку ! Я как то раньше в детстве экспериментировал с подключением кроссовера вернее проводов вот решил попробовать как должно быть кое как нашел схему . у меня было пищалка приглушена через сопротивление через катушку и кондер , а большой блин напрямую запитан , колонки басистые играли чем по схеме. Я конечно тогда ещё дорабатывал вату откуда вытащил и в корпус вмонтирован трубу на 50 . А подключаю к музыкальному центру AIWA японский . ХЗ посмотрим пока пусть будет как задумано по схеме

  2. Алексей пишет:

    Какие распорки в фанерный ящик со стенками 8мм??? уж если делать, то новый корпус со стенками хотя бы 16 мм и фазик для НЧ +фильтр, чтоб тока бас играл. Насчёт пищалки – хорошо идут Визатоны дешёвые. Родной ВЧ играет до 12 кгц всего, оставил его на верх СЧ. Получились хорошие 3-х полоски!

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Много полезных хороших советов, соглашусь со всем вами сказанным, про дешевые Визатоны тоже, уважаю их сам. хотя есть ощущение, что чуток подправив ачх басовику на верхнем срезе можно стыковать его с визатоном TW70 без посредников , средина у 10гд-30 неплохая. Но напрямую его пускать аморально, звук грязный. Нужен первый порядок с цобелем и получим достойную ачх и звук.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      В свое время как только не измывался над своими бедными 10МАС, пытаясь звука добыть, благо, журнал Радио заваливал “советами друзей” по доработке этих колонок, причем, откровенно бездарными и дурацкими, типа врезать трубу , превратив их в ФИ. Единственно грамотным решением была ПАС по Шорову и его вариант с овальным шириком, вынесенным наверх вместо жуткого 3ГД-31.

      • Константин пишет:

        пробовал 10гд35Б и 10гд30Б с фильтром собранном по схеме 15ас109 в корпусе 10ас401.
        По итогу заменил конденсатор на НЧ вместо 6мкф(2+4) поставил 10мкф одной банкой.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Нужно осторожно применять банку без добавочного резистора, на ачх получаем выброс и кричалку, хотя сам срез красивый . Резистор размазывает этот резонансный горб и делает звук комфортным.
          жаль, нет опыта возни именно с 10 ГД-30, мне его звук нравится, добрый динамик, но помещен в мало подходящие условия.

          • Константин пишет:

            Насчет выброса вы правы но он сглаживается конструкцией ЗЯ.
            Если бы был ФИ я бы и резистор поменял на 5ом и 4мкф только оставил.

            • Евгений пишет:

              Вы не путаете тёплое с мягким? Александр, как я понял, имел в виду номиналы так называемого компенсатора Цобеля-Буше, компенсирующего индуктивность головки в СЧ-диапазоне. А конструкция акустического оформления на этих частотах (4-5 кГц) не имеет никакого значения.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Да, это так, для басовых динамиков с массивной подвижкой лучше подходит фильтр первого порядка с цепочкой Цобеля. Просто катушка без цепочки валит слишком плавно и далеко, выброс от колпака недостаточно давится, а одна емкость без резистора дает резкий спад ачх, избыточную задержку и в итоге развал музыки и отрыв баса от остального звука. Первый с цобелем- приятный компромисс.

            • Олег пишет:

              Для 3ГД-31 – 5 Ом + 4 мкф – получите “срез” ~ 3,5 кГц и несколько большую громкость ВЧ. Но лучше – не будет, будет хуже.
              ФИ – это канализация для фанатов.

    • Игорь пишет:

      вообще-то(я измерял),и толщина боковых фанерных стенок в 10МАС – 12мм, а никак не 8мм… а задняя ,если мне память не изменяет, вроде 10мм…

      • Alik пишет:

        Да,совершенно верно,только что померил,на моих боковые стенки 13 мм,задняя 10 мм.

  3. Алексей пишет:

    Если “жуткий” 3ГД-31 обрезать фильтром с 4кгц, а выше 10 кгц пустить нормальный ВЧ Визатон, то музыка звучит. Всё-таки бумажный конус 3ГД хорошо выдаёт верх СЧ (пробовал). Пример есть в Авито.

    • Константин пишет:

      Трехполосие Бас-Твитер-Супертвитер. Идея странная но не лишенная смысла разве что стоимость модернизации превышает стоимость базового аппарата.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Хорошая идея, поддерживаю.

    • Олег пишет:

      3ГД-31 “выдает” 22-25 000 Гц, но вы не слышите выше 16 500, редкие люди слышат 18 000 Гц. Но “метрвая зона” 16,5 – 20 кГц (еще звуковой диапазон) все же дополняет звучание обертонами некоторых муз.инструментов.

  4. Алексей пишет:

    3 динамика, каждый с фильтром -какие 2,5 полосы? Базовый аппарат -вообще ни о чём, а так хотя бы использовать динамики. По-хорошему на СЧ лучше другие дины, но тогда… Впрочем, 10 ГД неплох за свою цену.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      3гд-31 как пищалка просто никакой, а вот скромный участок на СЧ – вполне способен отыграть, дотянуть басовик до нормальной пищалы, почему бы нет?

      • Олег пишет:

        Как это все-таки прекрасно, что как “пищалка” 3ГД-31 – просто никакой! Пока у людей не завелись тараканы в голове, люди ни о каких пищалках даже и не думали…

  5. Игорь пишет:

    Взял недорого любопытные колонки, короба и НЧ дины от 10МАС-1М ,а на месте вч (3гд31) стоят широкополосники(диаметр 12 см),причем там нет переделок,а штатные винты на передней панели(на которые насаживаются дины) именно расчитаны для этих шп динов,по крайней мере по расстоянию. 3гд-31 туда не сядут(они на 2 см меньше(уже))…любопытно, теперь вот думаю что с этой АС делать,может добавить писчалки какие-нибудь,даже те же 3гд-31,и сделать трехполоску.

    только вот наверно корпус будет маловат. хотя можно их (вч) кинуть сверху колонок,а не внутрь… надо будет поэкспериментировать…

    • LDS пишет:

      ШП там не может быть. Он будет задавлен давлением от НЧ динамика, причем настолько, что может даже разорваться. Но если он в отдельном боксе/стакане, то тогда нормально. Если хочется сделать 3-х полоску, просто добавьте через конденсатор 2 ГД-36 (супертвиттером).

      • Игорь пишет:

        да-да,стоял именно широкополосник. я нашел по фото,это оказался венгерский beag hx-125-8. скорее всего кто-то его вместо 3гд31 туда всунул,но по началу впечатление было,что так и было… середину и верха этот шп отлично отыгрывает. я выбросил старый корпус,буду собирать новый,литров на 35-40. с отделенным отсеком для сч. посмотрим,что будет. еще думаю,понадобится ли делать ПАС в мою АС,или оставить ЗЯ…

        • Игорь пишет:

          возможно,что этого шп хватит и на вч,потому что у него заявленый диапазон до 20000 Гц… посмотрим

        • LDS пишет:

          ЗЯ конечно.

          • Игорь пишет:

            ага,я так и собирался сделать. а для венгерского шп-ника сделаю внутри короба АС отдельный короб(из фанеры или дсп), теперь думаю , какой объем нужен примерно для этого короба для сч(и вч)…

            • LDS пишет:

              Если от 500 Гц будет играть, то минимальный. Если прям очень высоко резать, то можно просто окна заклеить даже.

              • Игорь пишет:

                ну,думаю попробовать пустить сч с 600 , или с 1200 Гц. буду пробовать(что “на слух” больше понравится) …

                • Игорь пишет:

                  Переделал таки 10МАС в трехполоску. сначала хотел сделать новый корпус,но потом забил на это. НЧ динамики родные,корпуса тоже,только промазал все стыки,задемпфировал боковые стенки,и усилил заднюю стенку наклеив ещё один кусок фанеры. На СЧ поставил венгерские широкополосники(прикрыл их пластиковым боксом). после прослушивания в таком виде решил добавить маленькие ВЧ динамики(купленные на ибее),с бумажным диффузором,которые хорошо вписались туда(и по звуку,и визуально). Фильтры(сч и вч) – первого порядка(4мкф и 2.2мкф),плюс резисторы на 5 Ом,и на сч и на вч,чтобы уровнять уровень звука с нч. Корпус изнутри заполнил распушенным синтепоном. Но баса всё-таки было маловато(видимо из-за малого объёма корпуса). Решил смонтировать фазоинвертор на задней стенке. Результат оказался очень приличным по звуку. Фазоинвертор не бубнит,что сильно порадовало…

  6. Олег пишет:

    У меня настоящие 10МАС-1 (без М)1972 года, остались от Веги-101. Работают от двухблочного Эстония УП и УМ 010 (1990 г.) Источник – ПК, Realtek ALC887 для “сборки”, или для бренда IBM-Lenovo: Звуковая карта SoundMAX Integrated DigitalHD Audio AD1986, брендовая встроенная карта лучше. Ничего не менял и не трогал, только у УМ 010 заменил концевые электролиты по 15000 мкф. Регуляторы тембра на “0”, управляю эквалайзерами. Результат “очень хороший”, все дело, видимо, в правильной настройке и расположение акустики в помещении. На современную акустику и усилители даже и не смотрю, и не думаю о них (без смеха). Все-таки “оригинальные” 10МАС-1 в свое время работали со стереосистемамми высшего класса.
    Про 10МАс-1″М” я тоже неплохого мнения, но это уже акустика второй группы сложности (объем ящика 18 литров), динамики хуже качеством и меньше диаметром диффузоры (на 4-5 см), чувствительность меньше… но для 1 и 2 класса сойдет. АК 3гд-31 (оригинальный) 1972 года имел диапазон частот 2800 – 25 000 гц. Не верте Интернету, я такие покупал в советском магазине с паспортами. Потом их тоже “заглушили”.

    • Андрей С пишет:

      У меня были настоящие 10мас-1 от Аккорд-001 1972года. Размерами внешне ничуть не отличаются от 10мас-1м. Имеют съемные передние грили и крепеж динамиков с лицевой стороны. Динамики по габаритам совершенно одинаковы. В первых моделях шли 10гд-30 и 3гд-15м, затем 10гд-30е-32 3гд-31 как в моем варианте 72года. 10гд-30е-32 и 3гд-31 стояли и в моих 10мас-1м от юпитера-202с. Потом уже ставили 10гд-30б(20гдн-1-8) 10мас-1м упрощеная версия в технологическом плане. Никаких 4-5см различий в размерах диффузора там нет!

      • Евгений пишет:

        Тем более, что и головок таких размеров (на 4-5 см больше-меньше) не знает ни один справочник

      • Олег пишет:

        Аккорд 001, это другая история. Судить об Аккордах вполне объективно не берусь, у меня таких не было, но отзывы положительные типа: Аккорд щщ1 – мечта меломана 70-х!
        Съемные грили, это возможно, на фото они и напоминают такие (колонки РРЗ и Бердска отличаются внешним видом. У меня-то “стьарый Бердск”…
        Динамики 3ГД-15 хороши, но это не старые 3ГД-31, которые ставили и на студийные мониторы (других лучше тогда просто не было). №ГД-31 в 1972 году я и в магазине покупал (дорогие! 7 или больше руб! Отличный широкополосник 4ГД-4 стоил 4,р.59 к.). В 1972 году для меня 10МАС-1 было слишком дорого, даже на 3ГД-31 для самодельной акустики дорого!
        !0МАС-1 сне достались в 1984 году случайно, со старой Вегой 101. Диаметры корзины диффузоров у 10ГД-30 и у 10ГД-30Е и Б разные, соответственно 249 мм и 200 мм, магниты тоже “модернизировались” в сторону “удешивления”. У настоящих бердскиз 10ГД-30 звуковое давление 99 дБ. Они воспроизводят (70 дБ) частоты ниже 14 герц, сам проверял ступенчатым фильтром Эстонии УП 010 стерео Hi-Fi.

        !)МАС-1м тоже непложие колонки, особенно с 10ГД-30Е. А 3ГД-31,.. не знаю, что и сказать, почему-то ему срезали частотный диапазон, у старых (студийных) 3гд-31 2800 – 25000 г\Гц, но звучат они мягко, без свиста и звона, как это делают современные купольные шелковые твиттеры (не говоря уже о металических и пластмассовых пищалках).
        Все обсуждаемые в Сети “недостатки” динамиков и самих 10МАС-1, мне думается, от неумения – нужно настраивать всю систему полностью под каждый вариант акустики, а не тыкать разные колонки в усилитель при тех же настройках.
        Я много слышал о “музыкальности” колонок S-30. Ламповый звук тоже считают “музыкальным”, но это от 1% и более искажений, современные “ламповики” звучат также как и транзисторные. У S-30 тоже искажений до 2%.
        На мой взгляд, оригинальные Бердские 10МАС-1 1972 года (копия Soyt 1967 года с “втным мешком”), это настоящие Hi-Fi 79-х годов (из полочников). А вот знаменитые S-90, извините, это большой и дорогой, но все-таки ширпотреб. И колонки “021” от Эстонии тоже во многом уступают !0МАС-1. Конечно, сравнивать полочники с огромными ящиками напичкаными электроникой было бы некорректно. Здесь каждому свое. Я люблю разную музыку, главное лучшую из хорошей, но я не врубаю на полную и соседи не вызывают милицию и санитаров. В нормальном режиме работы 10МАС-1, возможно и лучший выбор, во всяком случае для меня. Очень важно их правильно установить – левую чуть выше на уроане головы сидящего человека, а правую на уровне груди, и немного развернуть к себе – это для любой акустики, и для хорошей мультимедийной стереопары, и для напольных. Но я уже старик, молодые воспринимают звук несколько иначе, и для них могут быть и другие установки.
        Музыка ) домашних кинотеатрах и играх мы, разумеется не говорим), музыка как фон или для “улёта”, это одно дело, а “слушать музыку” уже немного другое…

        .

    • шел мимо пишет:

      меньше диаметром диффузоры (на 4-5 см)
      С этого места подробнее

      • Олег пишет:

        Ничего сложного, даже в Интернете размеры разных моделей 10ГД30 указаны, а вот насчет веса и частот 40 – 5000 гц,это брехня. !)ГД -30 широкополосник. Рабочий диапазон 25 – 5000 гц, это верно. Чувствительность на средгних 87 дб (на “пиковых” до 99). Воспроизводит на 70 дБ мене 20 Гц и по верхам до 10 000 Гц. Работает в паре с 3ГД-31, они как бы “перекрывают” все частоты, у ЗГД-31 с фильтром первого порядка срез 4000 гц )8 Ом + 12 Ом + 2.0 мкф последовательно, резистор и конденсатор “по обе стороны динамика”). Перекрытие отличное, 10ГД-30 подключен напрямую, звучание полное от обоих головок без разделения на низкие, средние и высокие.
        Но если у вас усилитель “какой-нибудь Dtnon или Topaz AM-5 за 16 – 20 000 руб. на микросхемах, то хорошего звука не будет. Эти игрушки для кино или компьютерных игр.

        • Андрей С пишет:

          Как говорится фото или ссылку в студию на эти уникальные 10мас-1 и супердинамики 10гд30, иначе это пустой аудиофильский трёп. В некоторых справочниках ошибочно указан размер 240х240 мм 10гд-30 , но это размер по краям крепежных ушей.

  7. Аудиостроитель пишет:

    Ну, если диффузоры на 4-5 сантиметров уменьшились с переходом на 2-ой класс, то и думать ни о чём не стоит.

    • Олег пишет:

      Думать всегда стоит. Даже 10МАС-1м в хорошем состоянии, при хорошем усилителе и правильных насторойках дадут фору современной полочной акустике из ЮВА (накстоящей японской акустики в продаже нет уже лет 20…) Усилители до 250 000 рублей тоже не ах! какая прелесть! У меня двухблочная Эстония 010 выпуска 1989 года, если напрямую через мощник (миную предварительный), то она даст фору иному “high-end” стоимостью полмиллиона рублей.

  8. Аудиостроитель пишет:

    Если думать головой, а не 25 часов в сутки, то разница в размерах в 2 дюйма не придумается ни в каком кошмаре, как и “опускание” АЧХ Настоящая японская акустика выпускается по сей день, но эталонной никогда не являлась. К чему и зачем подключать УМ, минуя пред, вообще тайна есть великая. И не стоит рассуждать про абсолютно конченные компоненты, не имея возможности их распробовать. Форум всё-таки разные люди читают и спрашивают совета.

    • шел мимо пишет:

      человек видел дины, но не рассмотрел, что подвесы в них крепятся по разному: или сверху, или снизу.
      отсюда и разговор про разные размеры диффузоров

      • Чалов Денис пишет:

        Я тоже об этом подумал :) Видимо, мерил видимую часть диффузора.

      • Олег пишет:

        Подвесы “крепятся снизу”? А вы не могли бы объяснить зачем, с какой целью?

    • Олег пишет:

      У Эстонии хороший пред, это фанаты вопят, что он “нехороший”, потому что у них и руки, и голова из одного места растут, уточнить из какого именно?. А мощник все хвалят, тут уж никуда не попрешь – лучшего мощника в СССР не было.
      Характеристики “Корветов” – “от нуля до бесконечности” – появились недавно, раньше такого не было. И сейчас “хайдэнщики из Китая” вещуют типа: 2Гц -200 кГц, это нынче мода такая. Все советские “усы” нулевого класса выдавали 70кГц и более, но это никого не волновало. И ниже 20 Гц в паспортах не указывали (ГОСТы были такие).
      Все пысают кипятком от Бриг-001, а это не лучший усилить, а одноблочный Корвет 068 вообще “ширпотреб”, и проигрыватель от Корвета – мечта “космического идиота”, правда головка у него за 106 сов. рублей – класс! У меня такая же, даже две – одна с круглой иглой, а вторая дорогая с “эллиптической”, 25 000 Гц, но никакой винил столько не даст? Не даст… На этом убогом движке и фото не разместить.
      Были дины и на 2 дюйма меньше дитаметром. их-то и рекомендуют “шибко умные передельщики” с инженерным зудом в заднице – поройтесь в Интернете! Еще и “фазоинвертор придумали” (как просверлить и трубу от канализации вставить). Фазоинвертор – это “красивое название” резонатора, он же и ревербератор – не слышали? Значит, вы “настоящий аудиофил!Были и “лабиритные конструкции”, но к фазонверторам их относить тоже нельзя, как и “трубы”, хотя, разумеется, звук отрахенный оборотной стороной диффузора направлен противополдожно на 180 град. Подумаешь, какие мы умные! Умнее не бывает.
      Здесь фотку не вставить, ищите в Сети – настоящий 10ГД-30 с голубой этикеткой на магните и надписью 25 – 5000 Гц, но это рабочий диапазон. А по графику АХЧ (ищите и обрящете) реальный диапазон при 70 дБ ниже 20 Гц (~10 гц) и доходит до 10 кГц ( смедленным затуханием). Реальная неравномерность в рабочем диапазоне 5 дБ (84 – 89 дБ), а не 14 Дб, КАК ПИШУТ О 10мас-1м в Интернете. И чувствительность у них выше 86 дБ (хотя и 84 дбдостаточно). Колонки 10МАС начали “медленно и планомерно” портить с конца 1974 года разные производители, наделали еще и разных там 10АС-401 или 15АС и прочих уродцем.
      Я ведь не утверждаю, что колонки s-90, это говно? Да говно, но я этого не утверждаю – каждому говноеду – свое! И колоники от Эстонии (021) не так, чтобы очень (кстати, были у эстонии и более новые колонки, тьак себе – неплохи, уские и высокие, но в РСФСР их было не купить. Кстати у них наверху твиттер, а это плохо. Пищалки вообще плохо.
      ______________________________

      Был бы здесь нормальный хотя бы движок, можно было бы многое показать. И то, что “уши” у 10ГД-30 меньше (по габаритам), чем диаметр корзины.

  9. Аудиостроитель пишет:

    И зачем заводить такой разговор? 10МАС – вполне себе была (именно была!)акустика для своего времени. И оркестр Джеймса Ласта звучал из ни очень даже. Раздумывал даже над покупкой для себя, чтобы послушать с высоты прослушанных лет. Благо можно найти за баксов 25, в исходном состоянии.

    • Олег пишет:

      От 10мас-1 уходили медленно, потому что ничего лучше сделать не могли (я не имею в виду КИНАМ – ЛОМо А4-32 и прочую спецтехнику). А из полочников они и сейчас лучшие. Понятно, что марлевый мешок сватой (“мягкий вал”) это архаика, как и деревенские валенки. А вы что-нибудь лучше придумали? ничего вы не придумали и не придумаете.
      Колонкам 10МАС-1 нужен хороший усилитель с мягким звуком и можностью не менее 2 х 50 ватт синусоидальных. Потому, что нагружать усилитель более, чем на 15% не желательно. (динамики тоже можно нагружать более чем на половину, или “по самые не бадуй” только на сцене или на кужне – но это уже не музыка…
      Посчитали? 15% это ?.5 ватт (электрических), рекомендуемые для 10МАС. Мягкий резиновый подвес,громкость эквивалентная бумажным динамикам с гофром – в 1:14 – 1:16 меньше, получается примерно ).5 вата “бумажной громкости” на канал, это очень громка для комнаты 18 -20 метров. !:16, это и есть RMS, а не “квадратный трехчлен логаривма” или прочая “инженерная чушь”. Подвес снижает громкость, но поднимает басы. “Пищалки” поднимают “верха”, но это уже не звук, а “спецэффект”, который так любят торгаши и маркетологи.

      Оригинльные 10мас-1 бердского завода 1972-73 года выпуска вы едва ли найдете. Я видел одно предложение в Интернете за 16 или 20 тысяч руб, но из какого-то дальнего провинциального города, там и понятия, и цены по жизни другие. А в Москве или Питере вам 10мас-1м предложат и 500 руб за штуку, а что там внутри бог знает…

    • Марков Николай пишет:

      10МАС звучит отлично для 2-го класса. Ни больше, ни меньше. С 3ГД-31 когда-то экспериментировал в плане расширения полосы работы в область СЧ, остался недоволен. Искажений в районе резонансной и ниже очень много, а отдача никакая = одни искажения и добавлялись. НЧ динамик это положение маскирует, но если слушать 3ГД-31 solo, то всё слышно и понятно: это типовый ВЧ, и ничего с ним ниже не сваришь. Разве что дорабатывать, но это уже другой динамик!

  10. шел мимо пишет:

    Судя по всему, хорошим манерам Вас, не уважаемый, не обучали! Ибо не тыкали бы каждому встречному, не зная, с кем ведете разговор. Мне годков, думаю, будет поболее Вашего.
    И не считаю зазорным почитывать книжки и не только-меня этому учили. Вас же, судя по всему, только болтологии жизнь научила-главное перекричать оппонента
    А на счет 10гд-30 настоящего, есть на примете у одного чела этот дин, попросил измерить. Итак, вот его ответ:Владимир сегодня в 22:11
    Диаметр 20.00 см. Расстояние от центра отверстий: по периметру – 16см, по диагонали 22.6 см. Крайние габариты по диагонали 24 см.От себя добавлю, на керне черным написано 10ГД-30; Сделано в СССР. Корзина выкрашена в черный цвет. Магнитная система стягивается тремя винтами под шлиц.
    Жаль, далече к нему ехать а то бы ради интереса смотался, но ничего, думаю, в течение месяца доберусь- благо работа позволяет
    Так что не умничайте!

    • LDS пишет:

      Фотографией не поделится человек?

      • шел мимо пишет:

        отправил

        • LDS пишет:

          Получил, спасибо.
          На нем надпись 10гд30, без букв Е или Б. К какому его относить?) Вроде как это Е версия.

          • Чалов Денис пишет:

            Нет, это просто 10ГД-30. Без букв. 25ГД-26 были с Е (редкоземельный магнит алнико) и Б (феррит).

            • Евгений пишет:

              Тогда уж 10ГД-30. 25ГД-26 не встречаются с керновым магнитом АлНиКо. Ни разу не видел нигде 25ГД-26Е

              • Чалов Денис пишет:

                У меня их было десятки. Только не надо сейчас спор затевать.

              • Михаил пишет:

                25гд-26(без буквы) – альнико, 25гд-26б – феррит. 25гд-26е – не встречал. Могу сбросить фото админу как альнико так и феррит.

                • Чалов Денис пишет:

                  Да… запутался. Прошу прощения. 25гд-26 и 25гд-26Б.

                • Евгений пишет:

                  Скиньте пожалуйста – ликвидируйте мои пробелы в знаниях. В догонку вопрос, в какие тогда годы их выпускали и куда ставили? Всё, что выпускалось в 80-е годы, по моим сведениям, было с ферритовыми 25ГД-26. Не буду утверждать, что это безапелляционная истина. но других вариантов просто не видел. 10ГД-30 – без вопросов, даже у меня были и есть несколько штук на кобальте.

                  • Михаил пишет:

                    Фото скинул, 1980 – альнико, 1981/82 – феррит. Во всяком случае таких годов у меня есть снятые динамики.

                    • Михаил пишет:

                      Все динамики что у меня есть это или 25ас-326(2 пары), или 15ас-404(пар где-то 5) причем были и 25ас и 15ас, где в паре стоял один альнико другой феррит, (акустика одного года), и как минимум один 25гд-26б есть на котором написано 4ом, но катушка 8ом(тестер показывает 7.6ом)

      • Михаил пишет:

        Так у Вас есть фото 10гд-30, стоит в статье 20гдн-1-8(10гд-30е-32), магнит альнико, 74-й год,25-5000 Гц, старая корзина, отличная от 25гд-26, хотя вряд-ли больше восьми дюймов.

        • Евгений пишет:

          Вот и все о том же: рама 10ГД-30Е отличается от рамы 10ГД-30Б, а рама 10ГД-30Б схожа с рамой 25ГД-26. При этом все эти головки калибром 8 дюймов и диаметром около 200 мм.

          • Чалов Денис пишет:

            Уникальна рама только у 10гд-30. У всех остальных и у 25гд-26 – одинаковы.

            • Евгений пишет:

              У совсем древних встречал раму, в которой всё было практически кругло-перпендикулярным. И в раме было не 4 окна, а то ли 6 то ли 8. Вы этот имеете в виду?

              • Чалов Денис пишет:

                Да, этот. У всех остальных рамы абсолютно одинаковы. При ремонте, когда то, не парился с названиями ставил корзины и те и те. Барыги их не очень берегли, ломали, вот и приносили на ремонт. Тогда и понял, что разницы нет у них.

        • Олег пишет:

          Корзина 10ГД-30 – 9,45 дюймов, подвес, конечно, меньше. Но и 8-дюймовых подвес меньше 8 дюймов.

    • Олег пишет:

      У оригинальных 10ГД-30 корзина никогда не красилась ни в черный цвет, ни в какой другой.
      Вынудили меня, запостил страницу на Литпричале.
      Здесь и внешний вид динамиков 10ГД-30, и двух их
      модификаций “Б” и “Е”.
      https://www.litprichal.ru/work/324961/

      • Чалов Денис пишет:

        А о чём спор? У меня были 10МАС-1М с 10гд-30 с синей наклейкой и 3гд-31. А вообще 10мас-1 от 1м отличались катушкой в фильтре. В не М её не было, кондер и резистор на вч. Что в 1М, что в 1 ставились 10гд-30 и 30е, когда выпуск 1 прекратили, в 1м ставили и 10гд-30б

  11. Андрей С пишет:

    ради интереса вскрыл свои старые самодельные АС. Внутри динамики:

    рама что у 10гд-30е что у 10гд-30е-32 одинаковы


    и насчет 7рублевого 3гд-31

    не знаю как фото выложилось.

    Ещё с отцом их собирали в 76году, фильтры потом переделывал.

    • Чалов Денис пишет:

      А как это? Как тут фотки оказались???

      • шел мимо пишет:

        а что, даже очень классно! пояснение и визуально посмотреть можно!

        • Евгений пишет:

          Вот как раз и фотографии древнего 10ГД-30Е. У меня был такой же, только без синей наклейки. Разобрал за убитость – теперь его подвижка трудится пассивным излучателем в коробке от 15АС-3 с парой 25ГДН-3. Кстати, даже утяжелять ничего не пришлось – резонанс подвижки примерно 34-36 Гц.

          • шел мимо пишет:

            мной пересланные фото 10гд-30 точно такие же, только без наклейки, надпись на керне и крашеная черная корзина.

      • LDS пишет:

        Я подкорректировал. Добавить может каждый, но ссылкой с внешнего сайта. К примеру, сюда загрузили: https://hostingkartinok.com/ и ссылкой вставили через код в поле комментария. Код простой, пример показан на странице “О сайте”. Абзац Комментарии.

  12. Alik пишет:

    А в справочнике объем указан 24 литра.

  13. eugene888 пишет:

    У меня одна колонка 10мас-1-рижская, старая, в лаковом корпусе, даже в инете фотографию с такой крапчатой обивкой не нашел, хотя раньше в комиссионках встречал. А другая-типовая? в полированном корпусе с алюминиевой рамочкой, бердская, с клетчатой мордой. Так мас-1 играет гораздо лучше, звонче, чем мас-1м. И басы лучшие и по верхам не так тупо звучит. Обе работают от аккорда-001, так что сравниваю воочию обе.

    • Сергей пишет:

      Акустическая ткань имеет очень большое значение. лучше когда ее вообше нет. клечатая как раз это вообще отстой полный включите генератор и вы услышите как она хлюпает по колонке. а верха от нее отражаются обратно. динамики неплохие и тот и другой. 3 гд 31 все ругают просто не нужно его пускать слишком низко

      • Vip Kit пишет:

        Слишком низко 3гд31звучит резко, с окрасом, а высоко( выше 10 Кгц),уже не играет.))

        • Alik пишет:

          Играет,и еще как.После 3гд-31 я к купольным ВЧ больше не вернусь.В фильтре 10МАС-1(М) на ВЧ звене стоит резистор аж 12 Ом.Естественно 3гд-31 не слышно,оптимальный резистор для этой ВЧ 5,1 Ома.

  14. юрий пишет:

    10мас-отличный ящик из фанеры+полировка–смотрится в комнате и нч дин отличный (где сейчас встретите дины литые да из мягкого металла)– поставить фазик в журналах Радио много доработок и никаких затрат- и сразу услышите разницу- сделайте одну колонку сравните потом другую

  15. Alik пишет:

    Да,фазоинвертор делает звук совсем другим.Отец давно еще делал,правда НЧ заменил на 35ГДН-1-8.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Динамик НЧ в 10МАС не рассчитан на вариант фазоинвертора, в ящике уже имеем могучий выброс на 80Гц, а с инвертором ачх будет просто трагической. Сказки про улучшенный звук 10МАС с добавлением порта рождены невежеством и отсутствием приборных измерений того, что делаешь. Вдобавок, качество басовиков по мере выпуска этих колонок упало ниже плинтуса , и дубьё с названием 10ГД-30 совершенно не похоже на изначально удачный 10ГД-30Е.

      • Михаил пишет:

        Для большой массы пользователей горб на 80-100 гц является хорошим басом. Куча сабиков, которые не играют ниже сотки, считаются чуть-ли не эталоном звука. Многие гул, и дребезжание номерного знака на авто считают “прокачанным” авто. Знаю по себе, в школьные годы, акустика 6ас-322 ноктюрн, считалась и мной, и всеми моими знакомыми, хорошей акустикой с могучим басом. По сравнению с разными современными автономными перделками, они и теперь имеют хорошие низкочастотные хар-ки. Я думаю, многие из таких “ценителей хорошего баса” в жизни не слышали ничего ниже 80 гц, как и я в те времена. А про 20 гц и говорить нечего, редкий зверь…

        • Константин пишет:

          Есть у меня мнение что будь им доступен нормальный АВ усилитель с 50/100Вт на канал заблуждение о наличии БАСа в 10МАС не стояли бы. Насчет 80гц это повальное увлечение SPL автолюбителей в силу не доступности из за конструкции автоакустики вожделенных 20/40гц.
          Еще хуже мне становится при взгляде на БУМбоксы эти чурки с платиковым нутром и светящимися динамиками имеют запредельный КНИ. А в сочетании с караоке и безголосым певцом и вовсе средство пытки не хуже акустической камеры из Гуантанамо.

          • Аудиостроитель пишет:

            Класс усилителя (А, АВ и т.п.) на наличие НЧ в акустике никак не влияет.
            Специфика акустики автомобильного салона позволяет гораздо легче получить 40-20 Гц с ровной АЧХ, чем в домашних условиях. Просто уметь нужно.
            А сравнивать 10МАС с малогабаритными Блютус колонками – действительно Гуантанамо. Полное.

            • Константин пишет:

              Не скажи. Многие сборки класса D страдают отсутствием баса ниже 100гц и задирают 300гц.
              Этим часто страдают китайские одноплатные усилки на PAM/TDA. О чем не раз упоминал в своих видео stalker29218.
              Более чем уверен что именно их и используют горе аудиофилы.
              Там с АЧХ не поможет даже самый “золотой провод” с изоляцией из жемчуга.

        • LDS пишет:

          Все верно.

  16. Игорь пишет:

    Добрый день!
    Буду делать новые корпуса для 10МАС.
    Если увеличить объем на 5-10 литров будет лучше или хуже.
    Так же хочу добавить пищалку.
    Заранее извиняюсь за бестолковость…
    Спасибо!

    • LDS пишет:

      Да только лучше будет. Баса больше, ниже бас должен быть немного.

    • Константин пишет:

      Пищалка там уже стоит 3гд31, просто она отстойная. Лучше заменить на 6гдв6 благо отверстия 100% подходят.
      Насчет увеличения корпуса тут есть момент.
      Если динамик на феррите 10гд30 то это вполне годный вариант.
      При хорошем раскладе можно посоревноваться с Вега 35АС105 и Электроника 25АС128.
      10гд30Е изначально лучше ферритового 10гд30 из за АЧХ которая позволяла использовать его и вовсе без фильтра(в полную полосу).

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        недавно , зайдя на радиорынок в павильон динамиков, попросил дать звук на 10ГД-30. И был приятно порадован спокойным красивым звуком, певучим и ясным. динамик явно недооценен или скорее, попал в руки к дуракам. Хотя, сколь угодно примеров, когда на Сканспиках- ревелаторах умудряются сочинять бездарную мычалку и потом на выставку её возить.

      • Alik пишет:

        В чем 3гд-31 отстойная??

        • алексей пишет:

          Как вседа, ненависть к 3ГД31 объясняется совкофобией))))
          А если серьёзно, мощность у ней маленькая, что не позволяло полностью реализовать потенциал НЧ головы. Как выход из положения, их ставили в колонку до 4 штук.(20АС-1=2шт, 20АС-2=4штуки)

  17. Игорь пишет:

    Ещё вопрос…
    Делаю новые корпуса для 10МАС1М.
    Получились примерно 25 л.
    Что посоветуете: (скажу сразу – войлока у меня нет)
    1. Положить мешок с ватой из старого корпуса.
    2. Оклеить стенки изолоном (типа как под ламинат кладут) толщиной 7…8 мм.
    3. Как то комбинировать “1 и “2” варианты…
    Спасибо.

    • Евгений пишет:

      Конечно, комбинировать… Если у Вас корпус – ЗЯ, то оклеить стенки изолоном в 2 слоя, а внутрь положить вату.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      оклеивать стенки с целью убрать вибрацию стенок ящика- дело благое. Другой вопрос: чем и как мы будем контролировать результат. как обычно, слухометром? и почему именно два слоя, а не 15?
      Вся эта битва с вибрациями с умным видом, сколько помню себя, ни разу не подкреплена малой толикой измерений до и после. А учитывая маскировку этих призвуков звучанием динамика, размером колонок по отношению к толщине стенок, на эту ерунду можно не тратить силы, заодно сохранить полезный объем ящика, что куда полезнее для звучания.
      Поместить внутрь ящика поглотитель(применяю холофайбер для подушек) – вещь точно необходимая , результат предсказуемый и измеряемый. Остальное- суета и томление духа.

      • Евгений пишет:

        А при чём тут вибрация? Стоячие волны композитные материалы или, например, слоистые гасят гораздо эффективнее, нежели однослойные.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          изолон не является поглотителем по причине закрытых пор.
          значит, этим материалом- хотят вибрации погасить. Не затем же его клеить, чтобы полезный объём ящика отожрать?
          Стоячие волны на сотнях Герц убираются скромным количеством ваты, синтепона или что душе угодно, помещенных рыхло внутрь ящика.

          • Константин пишет:

            10мм поролона на все стенки “наше все” и никакие вибраторы не возьмут “православный поролон”.
            Кайтесь грешники с гудроном.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              что с поролоном делает время- нужно рассказывать? думаю, не нужно. Хотя, в своих англицких Селешинах , набитых странными фигурами из поролона, попытка замены его на что-то привычное успеха не принесла, вернул поролон. Секретный, значит, акустический. Что истинная правда.

              • Константин пишет:

                Поролон как и все на земле не вечен. Но будучи в кондиции материал отличный.
                В акустике СССР применялся для всего подряд от герметизации до изготовления конструктивных элементов таких как ФИ, ПАС в том числе и подвесов.
                Разве что диффузоры из него не делали(хотя может и было, просто я не знаю)

                • LDS пишет:

                  Для изготовления диффузоров от 100 АС-063 поролон участвовал как то)

                • Аудиостроитель пишет:

                  Поролон, как мягкий пенополиуретан, использовался в СССР для всего подряд по ряду причин.
                  1. Дешевизна.
                  2. Отсутствие знаний и понимания = и так сойдёт.
                  А проистекало всё это из отсутствия исходников и технологий.
                  ППУ – действительно материал широкого спектра применения, но его нужно “уметь готовить”.
                  Знания во многих случаях так и не появились, вот и пихают, клеят, уплотняют и т.п.

                  • Евгений пишет:

                    Особенно глубокие чувства у меня вызвал поролон когда я снял переднюю панель 50АС-106 1993-го года рождения (предварительно нарушив заводскую пломбу) и увидел, что поролоном бердские выдающиеся специалисты закрыли щель, образовавшуюся у криво посаженного в своё отверстие 35ГДН-1-8.
                    Лучше них, правда в 1991 году, работали только независимые латвийские специалисты: при разборке S-30A, опять же с нарушением заводской пломбы обнаружено, что в 1991 году на заводе решили, что прикручивать головки к ящику совершенно не обязательно, поэтому просто полили посадочные места какой-то незасыхающей уплотняющей гадостью, поставили в отверстия головки и, чтоб они точно не выпали, прикрутили-таки декоративную панель.

    • LDS пишет:

      Изолон только объем украдет. Положите мешок ваты или распушенный ватин/войлок. Я когда то оклеил стенки у 15АС-109 плотным войлоком, бас вообще пропал.

      • Аудиостроитель пишет:

        Уже писал в какой-то ветке, что многие АС в СССР прослушивались (изготавливались) именно в расчёте на пустой корпус и голые стенки. (информация не моя).

        • LDS пишет:

          Что-то в этом есть. Ибо второй корпус, который был не тронут (с голыми стенками и всеми призвуками) звучал.

  18. Игорь пишет:

    Вот в “Радио” 2-1978 предлагают сделать фозоинвертор 30х38 длиной 150…
    Стоит ли это делать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *