10 АС-401 (10 МАС-1М)

Изготовители:

  1. завод «Коммунист», г. Киев, выпуск с 1974 года;
  2. Бердский радиозавод “Вега”.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

Назначение: малогабаритная акустическая система предназначена для использования в качестве выносных монофонических и стереофонических систем высококачественного воспроизведения звука.

Технические характеристики:

2-х полосная АС закрытого типа

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 18000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 63–18000 Гц: 15 дБ

Чувствительность: 87 дБ

Среднее звуковое давление в диапазоне 63–18000 Гц: 0,15 Па

Сопротивление: 8 Ом

Номинальная мощность: 10 Вт

Паспортная мощность: 16 Вт

Размер (ВхШхГ): 425х272х234 мм

Вес: 7,5 кг

10 АС-401 (10 МАС-1М)

Описание:

Корпус выполнен в виде прямоугольного не разборного ящика из фанеры со съемной задней стенкой. Все стенки толщиной 13 мм, задняя 10 мм. Внутренний объем составляет 18 л. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов применен так называемый «ватный валик». Акустические системы комплектовались к бобинным магнитофонам “Юпитер-202”, “Юпитер-203”.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

В акустической системы применяются динамики 20 ГДН-1-8 (10 ГД-30Б) в качестве низкочастотного и 5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31) в качестве высокочастотного. Громкоговорители установлены с внутренней стороны передней панели.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М)

В ранних моделях использовался низкочастотный динамик 10 ГД-30Е, он имел магнит альнико, это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550°C).

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

Так же внутри на дне акустической системы на отдельной доске расположен электрический фильтр. НЧ динамик играет в широкополосном режиме, а ВЧ обрезается 2 порядком. Катушки на воздушном сердечнике, конденсаторы МБГО, резисторы С5.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М)

Руководства на диске

Тема на форуме

659 комментариев: 10 АС-401 (10 МАС-1М)

  1. Коля пишет:

    Вполне возможно. Я по молодости старые пассики так восстанавливал.

  2. Коля пишет:

    “Высокий раздел частот обусловил использование войлока, которым облицевали стенки”. Это – из прототипа. Я не покрывал стенки ничем! Никогда!!!

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      пустой ящик без шматка синтепона непременно накидает на ачх кучу дерьма . Вот не вру.

      • Коля пишет:

        Я тоже не вру
        Точнее, только в боксы СЧ. 0,7 м длина волны на 500 Гц. Чем Вы такие частоты глушите – ватой?

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Сергей Евгеньевич Сергеев тоже советовал этот самый клей Момент резиновый на натуральном каучуке.

  4. kolobrkin пишет:

    Ну, очередной круг, причем здесь длина волны? 500 Гц звучит только на расстоянии 0,7 метра от источника? Да, тут кино показали, подушка глушит весь частотный диапазон выстрела (не взирая на длину волны))))))

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      До синевы повторял простой опыт, внести руки внутрь пустого ящика колонки без поглотителя, хлопнуть, а это пачка 500-герцовая, импульс, им зал проверяется на звонкость. Услышим звонкий БЭЭМСССС!
      И тут же, внутрь ящика пусть кто-нибудь внесет шматок ваты или синтепона неважно. И снова хлопнуть. И усё. Нет в ответ ничего, даже хлопок слабо слышен. Умерли все. После этого хоть тресните свои заклинания повторять про неработающее заполнение. Работает оно, как надо .

      • Коля пишет:

        Я все сказал. Дальше думайте сами

      • Марков Николай пишет:

        Хочу сделать лабораторную по внутренним резонансам, их устранению, и что наружу через диффузор вылезает. Выложу, покумекаем.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Думал на время карантина сочинить виброизмерилку, там делов на пшик, предусилитель с входным на 100мом на полевичке, с выходом на спектру, а вибродатчики всякие есть. Не успел.

  5. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Коля, вы разумный, в чем ни малейшего сомнения. И скажите, как нам отделить звук динамика- от звука, созданного вибрацией стенок ящика этим же динамиком. Я по темноте считаю, что нужно панель с динамиком на ней всунуть в огромный туннель с поглотителем , чтобы оттуда ни-ни. И чтобы колонка эта торчала задницей к нам, а мы микрофоном измеряем вклад того самого излучения от стенок. И решаем. на сколько оно меньше , какой вклад создаёт. И не иначе. А просто толщину стенок нагонять от балды- сильно не моё. Врага – видеть надо, сперва.

  6. Коля пишет:

    С самого начала. Для правильного излучения нижних частот В ЗЯ и ФИ и при этом не было резонанса динамика на граничной частоте Qг должна быть где-то 0,6 для ЗЯ и 03-04 для ФИ (точно не помню). Для этого необходимо подбирать объем ящика. Соответственно, этот ящик должен быть достаточно добротным, в противном случае теряется смысл ящика. Добротность определяется поглощением ящика. Следует отметить, что на данной частоте никаких резонансов ящика не наблюдается, они все находятся существенно выше. Для ФИ эти соотношения еще более строгие и для разных объемов требуются разные добротности ГГ.
    Это Вы знаете. Теперь, если ввести поглощающий материал на стенки, то объем уменьшится и настройка пропадет. Если в закрытом ящике присутствуют призвуки, значит либо нет правильной настройки, либо звукоизоляция ящика недостаточна. Доля излучения, проходящая через динамик мала и на звукоизлучение влияет слабо. Если нет резонансов в ящике. Если ввести поглотитель в виде заполненной ваты, то механизм звукопоглощения меняется. Теперь, энергия звуковой волны тратится на перемещение куска ваты. Это перемещение чрезвычайно мало, поэтому и перемещение происходит на небольшое расстояние меньше миллиметра. Если вата заполняет весь объем, то перемещение происходит “внутри” слоев ваты. Поскольку на это перемещение тратится энергия громкоговорителя, то и происходит уменьшение амплитуды колебаний ГГ.
    Но при этом теряется и добротность резонатора. Следовательно, система становится разбалансированной. Для ФИ несколько сложнее, но смысл тот же. Поэтому я и не кладу ПМ в корпус, а просто правильно подбираю оформление.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      На самых низких частотах-да, крепкий ящик без щелей залог успешного звучания. Но выше по частоте внутри ящика начнется вой и крик, понесутся они наружу , сквозь диффузор. И не успокоив эту воющую шайку, хорошего звука не видать и не слыхать. Разумное количество поглотителя – тоже залог успешного звучания. Мне так кажется.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      То/, что вы пишете про регулировку добротности динамика в объёме с помощью внесенного поглотителя, я делал как-то давно , в крайней необходимости и под контролем микрофона. Задача была слишком сложная, лебедь, рак и щука: сочинить колонку небезумного объёма, с высокой отдачей, с наинизшей частотой среза, при этом способную работать от лампового усилителя скромной мощности. И -как бы получилось.

      • Коля пишет:

        Поздравляю
        Следует отметить, что я регулировал настройку либо с помощью кирпичей в ящике, либо установкой ПАС на трубе. Попросту говоря решетки. Более эффективно получается, особенно с кирпичами. Я говорю серьезно. Если я видел, что расстройка велика, то просто клал кирпичи в ящик, уменьшая объем. Понятно, что не носилки с кирпичами, а несколько штук.
        Но это было редко. В 90% случаев я “попадал в настройку”. Это не сложно. Динамики для ФИ, как правило, тупые и прощали проценты.
        Просто не нужно все динамики “фазоинверсить”. Типа для 25ГД26 или 10ГД30 строить ФИ. А вот в ЗЯ они неплохо играют. Только объем надо подобрать.
        Ведь так, Господа, а точнее Товарищи, ведь мы здесь все Товарищи (не в советском стиле, а в первичном).

    • Марков Николай пишет:

      Вы неправильно понимаете работу звукопоглотителя в АС.
      Цитирую: Теперь, если ввести поглощающий материал на стенки, то объем уменьшится и настройка пропадет. А реально резонансная частота ЗЯ при этом снижается, что свидетельствует о увеличении объёма. Физику Вы знаете, но, видимо, интерпретируете по-своему. Для меня была полезна обобщающая статья “Закрытый ящик: полвека истории и большое будущее”. После неё возникают здоровые идеи.
      Если бы вата перемещалась слоями, вместе с воздухом, то потери на трение воздуха о ЗПМ отсутствовали бы (нет перемещения ваты относительно воздуха). Практика же свидетельствует, что внесение ЗПМ увеличивает активные потери в системе, снижая добротность. Это означает, что часть энергии звуковой волны безвозвратно перешла в тепловую – за счёт трения. Упомянутая выше статья всё и поясняет. Простой пример: если материал в ПАС не натянут и болтается, то никакого акустического сопротивления и не создаётся, и добротность динамика с такой ПАС не изменится. И наоборот: если есть потери на трение, добротность упадёт. Читайте, сопоставляйте.

  7. Коля пишет:

    Полетит с криком: Когда же физику учить начнут.

  8. kolobrkin пишет:

    Ну можно рассмотреть три (я насчитал))))) три вида паразитных колебаний. Первый – землетрясение, которым динамик потрясает стенки корпуса колонки и те перераспределив это трясение, возвращают его на динамик и вибрируют, подобно деке музыкального инструмента. Второе, как BOSE говорит, прямой-отраженный. Практически весь сигнал, воспроизводимый динамиком поступает как наружу, так и внутрь корпуса, где хаотично отражаясь от стенок частично возвращается на диффузор. Полно примеров в обычной жизни и про “эхо” это один из них. Ну и третье. Внутренняя поверхность колонок, в большинстве случаев имеет параллельные стороны(стенки), между которыми, как и в помещении, возникают стоячие волны. Тут можно вспомнить о длине волны на частоте, вернее о частоте при длине волны. Осталось еще учесть неравномерность воспроизведения в зависимости от размеров передней панели и размещении динамиков на ней.

    • Коля пишет:

      Молодец. Хорошо сосчитал. Особенно запомнился первый.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Оно бы все ничего, но фраза ваша , что вы принципиально не применяете никаких ПМ внутри ящика, заменив их расчетом , настораживает и заставляет усомниться в полноте знаний и опыта.
        Или с выводами что-то не так. Или со слухом.
        Всякое бывает, иногда вроде бы и грамотный человек, а несет ахинею . Вон, на выставке то же самое, сделано вроде по науке, а не звучит ни шиша. Зато рассказов о звуке -выше крыши.

        • Марков Николай пишет:

          Без ЗПМ в принципе можно обойтись. Косые переборки, непараллельные стенки. А можно умно применить ЗПМ, убив 2 или даже 3 зайца : уменьшить стоячки, снять лишнюю добротность и увеличить гибкость воздуха внутри при неизменном физическом объёме. Всё в статье “Закрытый ящик: полвека истории и большое будущее” имеется. Но, если по расчёту всё ОК без ЗПМ, то трёх косых пластин из 5мм подкладки под ламинат (жесткий пенополистирол), устраняющих все параллельные плоскости внутри, может быть достаточно. Это и хочу проверить.

          • ZLOIVOVAN пишет:

            Попробуйте картонные ячейки из под яиц.

          • Коля пишет:

            В колонках малого размера, например, 35АС, есть препятствия с развитой поверхностью, которые обеспечивают отражения волн внутри ящика. Одна косая труба ФИ чего стоит и кожух для СЧ динамика.
            Кстати, Николай, внутри АС Ямаха в нижнечастотной части ящика ЗПМ практически нет. Полые перегородки есть + корпусы выполнены с вогнутыми стенками или непараллельными. Но это только в больших системах. Особенно в корпусах-башнях tower box. Мелкие не разбирал.
            Вы будете проверять амплитуду паразитных откликов корпуса? Если разница будет менее 12 дБ не заморачивайтесь.
            Я проверял влияние призвуков в родном ящике 35АС. Подавал розовый шум на НЧ динамик в корпусе и шумомером пытался понять разницу сигнала с ЗПМ и без него. в 1/3 октавном диапазоне с 200 до 700 Гц. Я разницу не увидел. Измерения проходили в акустической камере ВНИИЛТекмаш.
            Попробуйте и Вы. Может быть Вам удастся понять разницу.

  9. kolobrkin пишет:

    Ну переход в тепло не только за счет трения, еще за счет увеличения давления внутри корпуса (дизель однако)))))

    • Марков Николай пишет:

      Вот если поглотитель с такими тонкими волокнами, что они успевают произвести теплообмен с воздухом за четверть периода, а количество его (поглотителя) достаточно для несущественного повышения общей температуры за ту же четверть периода, то гибкость воздуха и вырастет в пределе в корень из двух. Не будет дизеля.

    • Коля пишет:

      Это разные процессы

      • Александр Лукин пишет:

        Можно сколько угодно рассуждать о физико-математических процессах происходящих в материалах, можно даже написать и защитить на эту тему диссертацию… но разбирая колонку 35АС-00Х, скажем, увидеть в одной ас из пары битком набитый ватой корпус, с перекрытым этой самой ватой портом ф.и., а в другой-сиротский шматочек, прилепленный под “потолком”. Это наводит на мысли, что разрыв между головой и руками в СССР определенно существовал. А цена “выдающихся” расчетов, тем самым, сводилась к нулю. Буквально сегодня заглядывал внутрь пары Ямах нс-777 и поразился, как там все организовано. Каждый кусочек поролона строго определенного размера, четко на своем месте, надежно приклеен, без возможности случайного сдвига. И еще есть мысли, что одними лишь расчетами, ямаховские инженеры не обошлись. Безусловно проводились натурные испытания и замеры на макетах для определения оптимального кол-ва “набивки”.

        • Коля пишет:

          35АС были рассчитаны ОЧЕНЬ точно. За мою долгую работу по доработке этих АС было выявлено следующее:
          НЧ
          1 Корпус рассчитан строго под 30ГД2 с частотой 25 + 20-25%. Минус не ставлю, его не наблюдал.
          2. В случае изменения частоты предполагалось “поправить” настройку определенным количеством ЗПМ..
          3. В некоторых случаях разброс выходил за установленные значения.
          4. Добротность Qtc лежала в пределах 0,25 – 0,45. 75% в районе 0,28-0,3.
          5. Длина трубы ФИ не менялась.
          Вывод. Низкочастотная часть удовлетворяла требованиям ТУ.
          СЧ
          Динамик 15ГД11 не соответствует требованиям СЧ динамика системы 0-категории:
          1. Верхняя граничная частота была в пределах 3,8 – 5 кГц. 75% в районе 4 -4,5 кГц.
          2. Разброс нижней частоты в пределах 110 – 150 Гц.
          ВЧ
          10ГД35
          1. Частота резонанса 4,5 кГц Разброс 3,5-6 кГц 5% в районе 4,5-5,5 кГц.
          Вывод. отсутствует стыковка СЧ и ВЧ динамика.
          Доработка.
          1. Замена 15ГД11 на 4ГД53 и расширение полосы пропускания до 10 кГц.
          2. Замена 10ГД35 на 6ГД11.
          Субъективное прослушивание отдало предпочтение 1-варианту.

          • Марков Николай пишет:

            По- взрослому. Статью видели: http://ldsound.ru/35-ac-012-s-90-part-1-filter-analysis/. Пришел к выводу, что рассчитано правильно, но без учёта субъективного восприятия. Ну и с разбросом торба, это факт!

          • Марков Николай пишет:

            При таком разбросе резонансной у вч никакой фильтр не спасёт.

            • Коля пишет:

              У 15ГД11 та же беда, что 10ГД34. Специально даю старые названия, подчеркивая, что речь идет рижских. Если Вы слышали звучание приснопомянутых S30, то обратили внимание на грязь в районе 600 – 1000 Гц. На этих частотах динамик имеет провал-подъем до 15 дБ. Я думаю, что у 15ГД11 такая же беда.
              Но людям в целом эти АС нравились. Просто ничего лучшего не слышали.
              Это я еще пожалел. Я проверял 10ГД35. Свыше 7000 кГц вела себя прилично, даже очень. До 20 кГц все чистенько +-2 дБ – лучший показатель среди советских головок.
              2-й вариант получился спонтанно. Кончились 4ГД53, а сделать надо было быстро, вот и пошел на замену 10ГД35 на 6ГД11. Сошло, но больше так не делал.

  10. kolobrkin пишет:

    Да тоже, потряхивает))))) А щит он и есть щит, он ящичных резонансов не боится.

    • Vip Kit пишет:

      Это понятно, щит – диполь.
      Но, у щита есть своя резонансная частота.
      И она, зависит от размера щита.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        у щита не резонансная частота, а частота начала спада отдачи из-за АКЗ. Отрываете щит от пола- она сдвигается резко вверх.
        Поэтому нет смысла тулить в куцый щит низкорезонансный динамик, АКЗ отчикает все лишние низы по -своему, в итоге
        динамику достанется болтанка, а щитоводу- вера в животворящий щит и бас от резонанса.

  11. Дмитрий Гудман пишет:

    Здравствуйте все!
    Обращаюсь с вопросом к Александру Ростов-на-дону.
    Александр с удовольствием читаю ваши комментарии во всех темах, и уж простите считаю вас Специалистом Высокого класса. Особенно меня впечатлили ваши фото АС в виде призм. Просто блеск. Вопрос у меня в следующем:
    Если придать стенкам внутри колонок форму в виде наклеенных вдоль стенок брусков треугольного сечения? На мой взгляд это придаст жесткость стенкам и исключит стоячие волны. Я прав? И насколько необходимо будет при этом использовать звукопоглатитель?
    Сразу скажу, что большого опыта в этом у меня нет, но мне всегда было интересно.
    Спасибо!

    • Коля пишет:

      Для эффективного рассеивания необходимо, чтобы длина волны на частоте раздела была примерно в два раза меньше, чем длина одной из плоскостей рассеивателя. Например, в НЧ отделении ящика АС на популярной частоте раздела 500 Гц длина волны 0,7 м. Ширина одной плоскости рассеивателя (а их по меньшей мере две) должна быть 1,4 м. Это несерьезно. Поэтому рассеиватели в НЧ отделении не ставят. Делают скошенные стенки, например, корпус в виде призмы, где боковые стенки непараллельны. НО только в ящиках большого размера высотой более метра и шириной где-то также. И делают это, в основном, не для рассеяния звука, а для увеличения жесткости ящика. Ну а дальше легко посчитать для любой частоты.
      Это для классической схемы 3-х полосной АС.
      Поэтому рассеиватели применяются на средних и высоких частотах. Но в 3-х полосной системе СЧ и ВЧ динамики размещены в боксах, и излучения от этих динамиков в корпусе АС просто нет.

  12. kolobrkin пишет:

    Ситуация: “граммовый” диффузор через мягкий подвес возбуждает(пытается) резонансы “килограммового” щита. Вы правда считаете, что это нужно оценивать?

    • Vip Kit пишет:

      На практике, проблема существует. У динамиков в ОО, резонансная частота ниже 220 Гц(щит 1×0,8м).

  13. Андрей Кравцов пишет:

    Как выровнять АЧХ басовика и заткнуть кричащую середину?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вариантов несколько, в зависимости от поведения динамика , наличия выраженного выброса на верхнем срезе либо наоборот, протяженной спокойной ачх с ровным спадом, либо монотонно растущей отдачи с частотой, потом спад . В каждом случае свой подход к коррекции.
      Динамикам типа 10ГД-30 с спокойной срединой и выпирающим СЧ участком на верхнем срезе может подойти вариант катушки на 1- 2 мГн , в зависимости от импеданса(4 или 8 Ом) и цобеля Ом на 6-10 с емкостью 47-68мкф. На микрофоне такое делается за несколько минут, на слух и без навыка -немного больше. Можно и до пенсии)))))Вам главное средину лишнюю убрать, а нужную оставить. Розовый шум- самое то для настройки, когда басовик зазвучал как прибой на морском пляже- готово.

      • Коля пишет:

        В принципе, все правильно. Эта беда лечится фильтром, и эти выбросы просто не воспроизводятся. А динамик какой?

        • Андрей Кравцов пишет:

          10ГД-30е. Сами МАС-1м у меня 1978 года
          Я с помощью эквалайзера резал на 500, 1000 и 2000 на -1, -2 и -3 дБ соответственно, плюс всё это добро было подключено к веге 10у-120 с включенной тонкомпенсацией и басом на 12 часов. Тогда оно более-менее ровно для меня играло.

  14. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Можно для начала включить последовательно с динамиком катушку разной индуктивности, в разрыв любого провода к динамику, и послушать эффект. остановиться на том значении. при котором крик ушел, а ясность на средине осталась. Не накрыли звук матрасом.
    Начните с индуктивности 0,68 мГн, потом 1-1, 2 мГн, потом 2 мГн.

  15. Коля пишет:

    Но, имейте ввиду, что при установке фильтра на 500 Гц Вам потребуется заменить динамик 3ГД31 на Широкополосник. Я рекомендую 3ГДШ-16. У него такие же присоединительные размеры как 3ГД31, а полоса вплоть до 18 кГЦ. Гарантирую, звук будет много лучше на середине.

  16. Андрей Кравцов пишет:

    Хочу выяснить одну деталь – как заполнение внутреннего объема ватой или синтепоном будет влиять на звучание 10гд30е?

    • Коля пишет:

      Только распушенную вату добавлять и никакого синтепона. Вата должна быть минеральной!
      Естественно. Вата имеет свой объем и вытесняет воздух из ящика. Скажем был объем 18 л, добавили ваты стал 17 или меньше. Если ваты немного то это уменьшение объема компенсируется эквивалентным увеличением объема за счет изменения режима теплообмена (не эквивалентным объемом головки ГГ, а как бы увеличением объема для головки ГГ).

  17. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Хорошо будет влиятьПотому что ЗЯ.

  18. Коля пишет:

    Я добавлю. Распушенной ватой для создания изотермического процесса теплообмена как в закрытом ящике для создания эквивалентного объема ящика с целью понижения частоты в ЗЯ. Главное с ватой не переборщить. Если использовать СЧ-ВЧ головку, то гасить резонансы ящика нет смысла – их просто нет, и заполнение ящика не нужно (кроме того, что уже есть, см. выше). Бокс для СЧ-ВЧ предполагается с заполнением. Переглушив ящик, Вы не получите отдачи от динамика и, как следствие баса, Вам не видать.
    Общие инструкции я привел выше. Если что, обращайтесь. Два 10МАС я переделал. Стало заметно лучше.
    Хочу подвести некоторые итоги обсуждения.
    1. Доработка в области нижних частот может осуществлена применением панели акустического сопротивления и заполнения корпуса распущенной минеральной ватой. Освежить подвес 10ГД30Е несколько раз промазав его бензином Калоша или бензином для зажигалок. Аккуратно, не повредив диффузор.
    2. Доработка СЧ-ВЧ области желательно провести заменой динамика 3ГД31 на ШП динамик 5ДШ9 или старый 1ГД50 (не рекомендуется в связи с возрастом).
    3. Доработка 5ГДШ9 (8ом) можно осуществить с помощью нанесения раствора герлена в бензине до состояния жидкой сметаны и кисточкой аккуратно через отверстия промазать тонким слоем поверхность диффузора. Несложная операция.
    4. Дополнительно заклеить окна диффузора тканью типа мягкого фетра и разместить динамик в боксе объемом около 1 л заполненным ватой неплотно спрессованной.
    5. Установить фильтр 1 порядка по схеме, приведенной в Радио 11, 1980 с частотой раздела 500 гц.
    Доработать корпус: герметичность, установка ГГ на изолирующие резиновые прокладки ну и так далее

    • Аудиостроитель пишет:

      ИМХО. Переборщить с заполнением ящика ватой невозможно. Другой вопрос, что заполнение свыше некоторого уровня (для каждой головы свой) не даст ничего для воспроизведения НЧ.
      И, да, вата никак не демпфирует стенки ящика.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Можно и переборщить, что запросто. Сразу видно при избытке заполнения, как валится влево басовая полка, прежде ровная , бас поджимается, теряя объёмность и свободу. Срез уезжает вверх.

      • Марков Николай пишет:

        Переборщить можно. Смотрите
        https://www.audiomania.ru/content/art-1833.html,
        https://img.audiomania.ru/images/content/glass.jpg,
        https://img.audiomania.ru/images/content/sinthe.jpg,
        правые концы кривых на графиках со стекловолокном и синтепоном.
        Резонансная частота на полке или даже повышается, добротность продолжает падать. Для случая динамика с более-менее нормальными параметрами Т-С сие значит прощайте басы.
        Задача состоит в нахождении ОПТИМАЛЬНОГО количества заполнителя. А вот тут понятия у всех разные, и только микрофон, показавший -3дБ на частоте резонанса относительно басовой полки с расстояния 15 см, не имеет причин ошибаться.

        • Коля пишет:

          Речь идет об оформлении с ПАС. Заполнение требуется только для эквивалентного увеличения объема и снижения частоты.
          У меня складывается впечатление, что никто не слышал ящики в нормальном оформлении и хорошо сделанные ящики без дребезга стенок. Все ЗПМ норовят запихнуть.
          А на 20 см и так далее он ошибается?

        • Марков Николай пишет:

          Тёзка, специально для Вас, можно с 20,1 сантиметра.

  19. Коля пишет:

    Ну низзя микрофоном мерить в ближнем поле. То есть, мерить-то можно, результаты интерпретировать нельзя. Потому как на месте прослушивания будет другой результат. Вы будете думать, что у Вас все хорошо, но на деле будет не так. Ну, что делать, мир так устроен. В ближнем поле Вам и 2ГД40 выдаст такой бас!! И даже без оформления.
    Поэтому в наших безизмерительных условиях можно полагаться только на точный расчет и собственные уши. Ну и некоторые знания что и от чего зависит. А также читать уважаемых авторов, у которых были условия измерения.

    • Аудиостроитель пишет:

      Ага. А производители акустики и динамиков – лохи педальные и измеряют в ближнем поле, наплевав на потребности меломанов из хрущей.
      Да ещё имеют наглость рекомендовать объёмы акустического оформления, без учёта “акустики” комнатух.

      • юрий пишет:

        Точно , точно , но я почему то не удивлён. На этом сайте, как и на многих других подобных , полно клоунов которые скачают примитивную прогу на свой комп , поставят двадцати-баксовый микрофон на трёхногу от фотика и снимают так называемую АЧХ , только видят они совсем не то что на самом деле есть, зато гонору выше крыши.Подобные творения ни то что за деньги – за даром не надо. Ну да бог с ними , мы же живём всю жизнь со своими заблуждениями.

        • Коля пишет:

          Мне повезло, что по роду работы мне повезло работать в БЭ камере МГУ. Воспользовался случаем и принес одни из первых моих “творений”. Считывал дома ЧХ около диафрагмы и на расстоянии 0,3 м по оси АС. Так все было гладенько! В камере оказалось все не так! Низы где-то на уровне – 12 дБ от 100 Гц. На СЧ и ВЧ тоже не так гладко. Тут -то мне и была прочитана лекция об измерениях и заблуждениях лохов. Это было в далеком 84 году. Толя Иванников,мой приятель, на тот период прошел предзащиту в МГУ по измерениям в ближнем поле методом интенсинометрии (не давление звуковое микрофоном измерял, а градиент давления двумя микрофонами). После чего я и отношусь к “измерениям микрофоном в ближнем поле” как к фейковым. Печально, что люди суют друг другу свои кривульки, якобы АЧХ, и всерьез обсуждают их.

  20. Коля пишет:

    А производители акустики и динамиков проводят измерения в соответствии с ГОСТ 23262-88 Системы акустические бытовые. Общие технические условия.

    • NEULO пишет:

      Берём вот этот гост : гост 16122-87 на него кстати ссылается ГОСТ 23262-88 и читаем как ведутся измерения. Наверное у каждого радиолюбителя должна быть лаборатория со спектроанализаторами, селективными вольтметрами и прочей хренью которая в общем и целом в актовый зал в школе не поместится.
      Кстати в обоих гостах ведётся речь о некоем “свободном поле” и даже есть описание этого поля, если интересно.
      Не надо перебарщивать просто. Для любительских условий хватит нормального усилка, микрофона и компьютера.

      • Коля пишет:

        Ну что ж, если жить в придуманном мире плоских волн, то можно и по простому

  21. Андрей Кравцов пишет:

    В общем, решил делать согласно этой схеме, разве что в качестве сч буду использовать 2гд-40, и пищалу оставлю родную, потом поменяю. Корпус оставлю пока что тоже родной, но переделаю переднюю стенку, чтоб скомпоновать на ней все 3 головки, а в заднюю установлю еще и ПАС по Шорову

    • Коля пишет:

      Можно вопрос. Если я буду отговаривать от этой схемы, Вы очень будете сопротивляться?
      1. Недостатки данной схемы. Вы используете фильтры разных порядков для НЧ,СЧ,ВЧ секций.
      2. Вы используете в СЧ звене очень большой по размеру динамик (для данного объема. Бокс будет где-то 2 л. Для такого объема это много.
      Есть другие недостатки, связанные с габаритами СЧ динамиков.
      Со времен Шорова утекло много времени.
      Я Вам предложу другую схему АС. Более гибкую и простую.

      • Андрей Кравцов пишет:

        1) Я не планировал придерживаться именно этой схемы целиком – для басовика хватит первого порядка – если я правильно понял, то чтоб порезать до 470 герц надо катушку примерно 3,38 миллиГенри; для пищалы хватит и второго порядка с катушкой 0,7 миллигенри и кондером 0,9 микрофарад (это не точно, так как я пока не знаю точное сопротивление пищалы на частоте 6.4 кГц)
        2) Почему именно 2гд40 как сч? Просто потому что во-первых, они у меня есть, а во-вторых мне понравилось их звучание. У меня еще есть и те самые пресловутые 5гдш9-4, да, играют они тоже неплохо, но такого прям “вау-эффекта” они почему-то не вызвали. Но именно их я слушал уже относительно давно, а овалы – недавно. Сравню и тогда решу уже что и куда мастырить.

        • Коля пишет:

          Я предлагаю самый дешевый вариант без переделки передней панели и с учетом всех динамиков.
          1. Уровень АС будет по ГОСТ соответствовать 1-2-й группе сложности.
          2. Условная полоса пропускания будет 63 Гц (на уровне 6 дБ) – 18000 Гц.
          3. Частота раздела порядка 500 Гц.
          4. Система 2-х полосная.
          5. Разделительные фильтры 1-го порядка с согласующими R-C компонентами.
          6. НЧ 10ГД30Е
          7. СЧ-ВЧ 5ГДШ9 – присоединительные размеры как у 3ГД31.
          8. Акустическую ткань с передней панели – убрать, заменить на рамки с акустической тканью с зазором относительно передней панели 1 см.
          Доработка СЧ динамика путем покрытия растворенным герленом диффузора тонким слоем кроме примерно 1см участка вблизи катушки. Установка ПАС – заклеивание окон диффузородержателя тканью типа мягкого фетра (это потом).
          Установку ГГ лучше сделать снаружи, но можно и изнутри. Обязательно!!! предусмотреть или замену на НЧ динамике резинового уплотнителя (он давно высох) или наклеивание на него оконного полого(!!) уплотнителя. Аналогично для СЧ-ВЧ динамика. Полый оконный уплотнитель лучше резинового изолирует динамики от корпуса. Если возникнут вопросы “почему?” объясню потом.
          Стоимость 5ГДШ9 в Чипе-Дипе 380 руб. за штуку.
          5ГДШ-9
          ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
          Номинальное электрическое сопротивление 8 Ом
          Эффективный рабочий диапазон частотот 140 до 12500 Гц
          Уровень характеристической чувствительности 90+-3 дБ
          Предельная шумовая мощность5 Вт
          Предельная кратковременная мощность15 Вт
          Масса300 г

        • Коля пишет:

          По поводу 5ГДШ9. Одно дело слушать его как ШПГ, другое использовать для СЧ-ВЧ. Сопротивление динамика лучше (должно быть) 8 ом. Тем более дырку рассверливать не надо, он просто становится на место 3ГД31.
          2ГД40 – имеет как любой эллиптический ШПГ сильно изрезанную хар-ку. При этом его ВГЧ ограничена 12500 Гц причем спад довольно резкий. У Вас старые динамики. В новых более плавная хар-ка.
          Блин, из-за 800 рублей сыр-бор!

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        тут я с Колей в полном согласии. Ни одного момента для возражений. 3ГД-32 как средник в данном варианте не годится совсем, при всех его прекрасных звуковых качествах.
        А скромный ширик Визатон FRS -5 спокойно мог бы подхватить 10ГД30 без применения средника. Но вы желаете именно три полосы. Успеха.

        • Коля пишет:

          Visaton FRS 5X/8 мне кажется лучше, но почти в 2,5 раза дороже. Но чуйка у него 86 дБ и максимальная мощность 8 Вт.
          5ГДШ9 имеет чуйку 90 дБ и максимальную мощность 5 Вт.
          Но из-за большей чуйки нужно ввести аттенюаторы на 8 дб (4 дБ чувствительности это 8 дб по давлению)
          У 5ГДШ9 перегрузочная способность 15 Вт

        • Коля пишет:

          Александр, мне показался FRS 5X/8 очень интересным. И главное, не дорогим. Вы его где нибудь использовали как СЧ? Что Вы можете про него сказать хорошего.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Коля, мне его просто посоветовали, сославшись на конструкцию от Визатона. Но я запомню и непременно познакомлюсь с этим динамичком , в плане союза с нашим родным с давних пор 10Гд30

            • Коля пишет:

              Строго по секрету! 10ГД30 что Е, что В отнюдь не выдающийся динамик.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                По строжайшему секрету, – я так и думал. Скорее- знал или догадывался.

    • Марков Николай пишет:

      Много вопросов по фильтру. Главный – 30 мкФ и 7+8=15 Ом дают частоту среза 330 Гц. Аналогично 0,3 мГн и 15 Ом ( игнорируем индуктивность катушки ) дают частоту среза около 8 кГц. Реально будет полоса 250…10000. Почти Нивага. Без ПАС пойдет вразнос на резонансе в боксе. В теме 10АС-203 сейчас есть полезная информация. НЧ звено захочет резистора последовательно с конденсатором, иначе выброса не миновать, а состыковать с полосовиком будет действительно сложно. Завтра прикину поточнее.

  22. Коля пишет:

    Да, и еще по поводу фильтров. Сведение фильтров разного порядка, как правило путь к неравномерности ЧХ и особенно ФЧХ. Чтобы свести фильтры разного порядка требуется довольно кропотливая работа. Это связано с тем, что в диапазоне совместной работы ГГ простое сложение амплитуд не проходит. Поэтому “не надо морочить бабушку”, и выбрать самый простой фильтр с корректирующими цепями и обязательным аттенюатором. Последовательно – параллельное подключение сопротивлений с учетом индуктивности динамика.
    Я думаю Вы с этим справитесь. Если нет – помогу.
    Да и еще один момент. При настройке фильтры лучше оставить снаружи. Как настроите, так и послушаете. Но я думаю, что все получится сразу.

    • Коля пишет:

      Значения фильтра по Баттерворту L=2,544 mHn, C =40 мкФ
      Корректирующая цепь R1 – 8 ом C = Lнч/R1xR1;
      R2 – 8 ом C = Lсч-вч/R2xR2
      где
      Lнч – Индуктивность НЧ динамика
      Lсч-вч – Индуктивность СЧ-ВЧ динамика
      R2 – 8 ом C = Lсч-вч/R2xR2
      Аттенюатор R1 = 3,3 ом R2 = 5,33 ом

      • Андрей Кравцов пишет:

        Я, кстати тоже этим сайтом с калькулятором пользовался, правда в графу сопротивление ставил не 8 Ом для 10гд-30е, а 10 Ом на 500 Герцах.

        • Марков Николай пишет:

          Все калькуляторы считают нагрузку чисто активной, то есть, с рассчитанной/подобранной цепочкой Цобеля. Иначе будет бяка, компенсировать которую простым введением в калькулятор увеличенного значения сопротивления нагрузки не выйдет.
          http://ldsound.ru/boucher-zobel-compensating-chain-for-speaker/

      • Коля пишет:

        Схема фильтра
        Ошибка. перепутаны номиналы сопротивлений аттенюатора:
        5,3 и 3,3. Нужно поменять их местами. ПАРДОН
        Николай, прошу Вас, пройдите наметанным глазом по фильтру с учетом исправлений.

        • Дмитрий пишет:

          Попытался заменить 3 гд 31 в этих колонках на 1 гд 50. Для 10 гд 30 поставил катушку от с90 индуктивностью 2 мГн. АХЧ получилась почти ровная со спадом после 1800 гц. (правда мерил смартфоном, измерительного микрофона нет). Для 1 ГД 50 резистор 8 Ом и кондер 2 мкФ, подключне в обратной ролярности. На мой слух получилось неплохо.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Первое удачное решение по доработке 10МАС.
            Я бы за емкостью 2мкф кинул в землю катушку на 0,68- 0Ю82 мгн, навскидку, хвосты подобрать резонансные у 1ГД-50. Верха почище станут. И можно попробовать прояснить срединку у 10ГД-30, подкидывая ему емкость несколько мкф, на слух. Много не надо, 4- 6мк. Иногда этот прием помогает улучшить звучание .
            Хотя, уверен, что динамик и без этих хлопот достойно звучит.

            • Коля пишет:

              Может быть он достойно звучит, мне использование старых по возрасту динамиков напоминает небезизвестный “Лорен Дитрих” Адама Козлевича. Хотя сам поступаю также.

            • Дмитрий пишет:

              Спасибо за совет. Попробую. Тем более, что пока фильтр собрал на “скрутке”. 1 г 50 стоит сверху на колонке в открытом корпусе.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                резистор к динамику 1ГД-50 (который видимо, 8 Ом) делает нагрузку вч фильтру 16-омной, значит, с емкостью на 2мкф срез фильтра получим в районе 2-2, 5 кгц. Нормально.
                Но катушка об землю должна быть сразу за емкостью в 2мк, а потом уже гасилка к пищале.

                • Коля пишет:

                  Там стоит аттенюатор, а не сопротивление.его сопротивление вместе с головкой почти 8 ом. Поэтому фильтр переделывать не надо. Все ОК. Проверено – мин нет.
                  Аттенюатор рассчитан на 8 дБ по звуковому давлению. Исходя из разницы чуйки в 4 дБ.

                  Корректирующие цепи устраняют “пилу” на границе раздела

        • Марков Николай пишет:

          RC-цепочка в СЧ звене лишняя, резистор в параллель динамику всё уже сделал, она будет только грузить УМ. Входное сопротивление СЧ звена можно увеличить, подхватив увеличенное сопротивление НЧ звена на частоте раздела. Зная, что с 500 Гц АЧХ 10ГД-30 прёт вверх, индуктивность надо бы увеличить раза в 1,5…2. В проверенных схемах (выложенных здесь на сайте) с 25ГД-26, являющемся утяжелённым вариантом 10ГД-30, для 4 Ом понадобилось аж 2…2,5 мГн. Первый порядок в СЧ ямки приберёт. То же с номиналом С1, плюс-минус полтора раза по месту может понадобиться. Для старта схема естественно годится.

          • Коля пишет:

            Данные ЧХ головки должны быть настоящие,т.е., по ГОСТ. Подъем свыше 500 Гц связан скорее всего с увеличением сопротивления излучения и уменьшением доли реактивной части звукового давления. Когда Я проектирую АС, не зная реальных характеристик динамика, я обычно начинаю с классики. И уже потом отдельно измеряя на расстоянии 1 м, а это возможно в помещении, поочередно и вместе ЧХ стыкуемых головок с фильтром вблизи частоты раздела, составляю план дальнейших действий. Это интересно. А иначе зачем улучшать “Лорен-Дитрих”.

            • Аудиостроитель пишет:

              “Данные ЧХ головки должны быть настоящие,т.е., по ГОСТ.” (с)
              Вы это серьёзно? На производстве в СССР бывали? Я лет десять не мог заставить себя купить продукцию предприятия, на котором поработал перед войском. Только отсутствие денег потом заставило.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Между нами. ГОСТ, любой, ежли его неспешно прочесть, таит в себе море полезной информации. Примерно , как и сегодня, когда наверху разрываются от желания нам помочь, надрываются усердно, а мы внизу- не ценим этого надрыва. ну, не свезло нашему правительству – с народом.

                • Коля пишет:

                  ГОСТами я не занимался, а вот ОСТы сочинял (ОСТ – это отраслевой стандарт). И даже отменял! Вот как. Когда один ОСТ по шуму чуть не поставил крест на всей швейной промышленности. ОСТ не отменили, но внесли такие Дополнения, которые фактически его отменили.
                  ГОСТы согласовывали на уровне ведущих предприятий страны.

  23. Андрей Кравцов пишет:

    Для Цобелей подойдут неполярные электролитические конденсаторы?

  24. kolobrkin пишет:

    Так практически все по “учебнику”. Тут тебе и подъем на 1,3 кгц.(7,5 мкф), и Гаусс на ВЧ.

  25. Андрей Кравцов пишет:

    Вопрос по двухполоске на базе МАСов с 5гдш9-8 в роли сч\вч. Можно ли вместо промазки герленом ограничиться пропиткой бумажного подвеса касторовым маслом. И если пропитать колпачок и прилегающую к нему область диффузора пропиткой типа хитин (разведенной в растворителе или ацетоне) то насколько сильно это повлияет на вч-диапазон?

    • Коля пишет:

      Касторкой – ни в коем случае. Вы испортите диффузор. Эффекта не будет, а разрушение материала будет. Это старые дедовские россказни про касторку.
      Герлен. Его роль подавить резонансы диффузора за счет увеличения потерь при изгибных колебаниях мембраны (или диафрагмы). Шоров предлагал мазать часть верхнего подвеса, примыкающего к диффузору. Чтобы убрать отражение волны от края диффузора.
      Я мажу всю поверхность диффузора от края подвеса (кроме самого подвеса) примерно 0,5 – 1 см до колпачка. Колпачок не мажу, смысла нет только массу добавляет. На ВЧ такая операция позволяет снизить амплитуду колебаний диффузора на резонансах. Хитином не мазал не знаю. Тем кто мазал не очень верю. То есть верю, но не очень.
      С геленом важно не переборщить, и слой должен быть ровным. От себя добавлю, что желательно промазать герленом выводы проводов (если есть) в диффузоре для укрепления их.
      Вчера слушал свои же колонки у сына. Один СЧ динамик с герленом, другой с касторовым маслом. Разница заметна на слух.
      В смысле с касторкой хуже и прилично хуже.

  26. Коля пишет:

    Поскольку речь идет о доработке 10МАС по рекомендациям Шорова, то я бы для ПАС использовал данные, описанные в его работе (“Радио” 5, 1975 г.).
    Технология – по тексту. Предварительно, нужно измерить характеристики динамиков 10ГД30Е на соответствие их заводским характеристикам.
    Когда приступите к доработке, то сначала одну сделайте полностью. Чтобы сравнить с недоработанной. Я всегда так поступаю. Чтобы видеть результат.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      10ГД-30 с тряпочным куполом , не резонирующим на мерзких для слуха частотах 2-3 кгц, как это делают профи динамики, спокойно воспроизводит самый важный звуковой диапазон . Задача размером с комара: выровнив отдачу нч и сч , сформировать ровный спад отдачи в районе 1, 5 кгц, дальше любая пищала подхватит.
      Обилие конструкций в 3 полосы на этих удачных и совершенно самодостаточных динамиках навевает подозрение в полной глухоте аудиоконструкторов и нежелании их просто послушать эти динамики, а не кланяться приказам симулятора.

    • Андрей Кравцов пишет:

      Я почему-то уверен, что оно запоет в разы лучше после доработок. Тем более я хочу делегировать для этой пары колонок в качестве усилка Одиссей 001, правда его надо отпрофилактировать еще, и тогда вообще брилльянс будет)

  27. Коля пишет:

    Я уважаю Вашу уверенность в успехе, но не забудьте, что в этом маленьком хозяйстве мелочей не бывает.
    Очень рекомендую завести журнал работ. Куда записываются все операции, проделанные при переделке. Прямо вот так, тупо по пунктам. Хоть на бумаге, хоть в электронном виде.
    Дополнительно.
    1. Снимите тряпку на передней панели. Совсем.
    2. Динамики расположите снаружи.
    3. Между динамиками и панелью должен быть приклеен виброизолятор (ВИ) из трубчатого оконного уплотнителя (свернуть в колечко и приклеить к задним стенкам ГГ).
    4. При окончательной установке динамиков рекомендую приклеить ВИ к панели. Он полый, поэтому не потеряет своих свойств при прижатии, в отличие от резины.
    Виброизоляция динамиков от панели почти гарантированно устранит призвуки от вибрации корпуса через корпус динамиков.
    Посмотрите на фото моей колонки, там хорошо это видно.
    Ну не очень хорошо, но видно, что в месте контакта динамика и панели виднеются былые вставки. Это как раз оконный ВИ.

    • Андрей Кравцов пишет:

      Тряпки я снял на них еще в первый же день покупки, и как временная мера – наклеил на фанеру спереди обычный карпет (на одной из колонок был дефект фанеры, и этим я его закрыл).

  28. Коля пишет:

    Пошарил, кто делал для 10МАС подобную (по Шорову) доработку. НЕ поверите, НИКТО!!!
    Все сводится к:
    – замене ВЧ динамика;
    – переделке ЗЯ в ФИ в родном корпусе!!! (маразмометр зашкаливает);
    – совместной переделке ЗЯ в ФИ в родном корпусе и установке ШП 2ГД40.
    Ну и как САМОЕ важное в переделке: покраска динамиков, отделка корпуса, установка ножек. Так и хочется добавить: и покупка берушей.
    И смех, и грех.

    • Андрей Кравцов пишет:

      На Ютуб канале “Хороший звук” их вообще переделали по Зотову

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Коля, воистину так. Красим, клеим войлок на стенки, но ни боже мой не трогаем святое. Шаг в сторону- тьма, лес и волки .
      Пора на радиорынок за 10МАС, пора!

      • Андрей Кравцов пишет:

        У Сергея Анатольевича в загажниках еще как минимум одна пара осталась, правда я не посмотрел, какого года выпуска…. А вообще там много чего интересного, например, активная акустика от проигрывателя Эстония

  29. Андрей Кравцов пишет:

    Подключил непеределанные 10МАС к Одиссею 001 первой ревизии, и если честно, то я очень удивился тому, как всё зазвучало – кричащая верхняя середина пропала, ВЧ, как бы сказал сталкер, “бриллианс”, и прослушивание музыки не утомляет

  30. Вадим Евгеньевич пишет:

    10МАС-1 может звучать лучше
    В. Шоров, С. Торбаев

    Несколько лет назад наша промышленность освоила производство компрессионных динамических головок 6ГД-6 и 10ГД-30 и на их базе начала выпуск малогабаритных двухполосных громкоговорителей 6АС-2 и 10МАС-1. Особенностью компрессионных головок является применение особо гибкого подвеса подвижной системы, что значительно снижает их собственную резонансную частоту. Для уменьшения нелинейных искажений на низких частотах звуковые катушки этих головок имеют большую, чем у обычных динамических головок, длину. Это позволяет увеличить рабочий ход диффузора и при сравнительно небольших размерах акустического оформления получить достаточное звуковое давление на низких частотах. Однако повышенная гибкость подвеса подвижной системы ограничивает область применения компрессионных головок: их нельзя использовать в каких-либо других, кроме закрытых, системах. Для акустического демпфирования колебаний подвижной системы на частотах, близких к резонансной, внутренний объем громкоговорителей закрытой системы заполняют звукопоглощающим материалом (ватой, поролоном и т. п.).

    Недостатком малогабаритных громкоговорителей является значительное снижение эффективности (КПД) работы головок на низких частотах. Причина этого в том, что длина излучаемых ими звуковых волн оказывается намного больше линейных размеров громкоговорителя. Попытки улучшить воспроизведение низких частот соответствующим подъемом частотной характеристики усилителя НЧ обычно приводят к резкому увеличению нелинейных искажений даже при средней громкости, чем, по-видимому, и объясняются различные мнения среди любителей музыки о качестве звучания малогабаритных громкоговорителей. Это побудило авторов статьи испытать наиболее распространенные сейчас громкоговорители 10МАС-1 в заглушенной камере.
    Частотная характеристика громкоговорителя по звуковому давлению изображена на рис. 1 штриховой линией. Как видно из рисунка уровень звукового давления на низких частотах (ниже 63 Гц) примерно на 10 дБ ниже, чем на средних (1000 Гц), поэтому, для получения сбалансированного (то есть одинакового) звукового давления во всем рабочем диапазоне, на низких частотах к громкоговорителю необходимо подводить мощность в десять раз большую, чем на средних и высоких частотах. А поскольку номинальная мощность громкоговорителя 10МАС-1 равна 10 Вт, то для нормального звуковоспроизве¬дения электрическая мощность, подводимая к нему на средних и высоких частотах, не должна превышать 1 Вт (при 10 Вт на низких частотах).

    Обращает на себя внимание значительная неравномерность частотной характеристики в диапазоне частот от 1200 до 4000 — 5000 Гц, что свидетельствует о частных резонансах диффузора головки 10ГД-30. А надо сказать, что к колебаниям частотой 1000 — 3000 Гц ухо наиболее чувствительно, поэтому желательно, чтобы частотная характеристика в этом диапазоне была равномерной. Это существенно улучшает субъективное ощущение повышения качества звучания.

    Из характеристики видно также, что и на высоких частотах (выше 5000 Гц) ее неравномерность довольно велика (10 дБ), а общая неравномерность в рабочем диапазоне частот (63—18 000 Гц) достигает 15 дБ. Все это свидетельствует о том, что заводу-изготовителю еще есть над чем поработать.

    Поскольку форма частотной характеристики по звуковому давлению в области средних и высоких частот определяется конструкцией диффузора, было решено изменить акустическое оформление громкоговорителя, поставив цель повысить эффективность его работы на низких частотах за счет применения панели акустического сопротивления (далее в тексте — ПАС). Для этого из корпуса громкоговорителя вата была удалена, а в его задней стенке (рис. 2) просверлено 13 отверстий диаметром 24 мм, площадь которых составляет примерно 30% от площади диафрагмы головки 10ГД-30 (137 см2).

    Такие же отверстия выпилены и в фанерной накладке толщиной 6 мм, закрепленной на задней стенке с помощью винтов и гаек М3 (для ясности, эта накладка изображена на рисунке с наружной стороны, на самом же деле она обращена внутрь корпуса громкоговорителя). Демпфирующей тканью служило туго натянутое простиранное льняное полотно, помещенное между накладкой и стенкой корпуса.

    Частотная характеристика по звуковому давлению громкоговорителя с такой ПАС (сплошная линия на рис. 1) измерялась в условиях открытого пространства. Из сопоставления частотных характеристик до и после переделки видно, что неравномерность в области низких частот уменьшилась с 4 до 2 дБ, но главный выигрыш от введения ПАС — это увеличение звукового давления на этих частотах на 3—5 дБ. Другими словами, на громкоговоритель с такой частотной характеристикой можно подавать низкочастотные сигналы вдвое меньшей мощности или увеличить громкость звучания, не опасаясь появления заметных искажений.

    Повышение звукового давления и некоторое (на 8 — 10 Гц) расширение рабочего диапазона в сторону низших частот объясняется возрастанием амплитуды колебаний подвижной системы головки 10ГД-30, что неизбежно связано с небольшим увеличением коэффициента нелинейных искажении (Кг). Результаты сравнительных испытаний громкоговорителей при номинальной мощности (10 В А) приведены в таблице.

    Из нее видно, что коэффициент Кг заметно увеличился лишь на самых низких частотах (на 63 Гц — до 3,8%, на 30 Гц — до 4,2%). Однако с этим можно мириться, так как нелинейные искажения на этих частотах малозаметны на слух (допускается Кг, равный 7%).

    Для оценки демпфирующих свойств громкоговорителя с ПАС была снята зависимость полного входного сопротивления Z головки 10ГД-30 от частоты во всем рабочем диапазоне (рис. 3). Из сравнения кривых (штриховая линия соответствует громкоговорителю с ватой, сплошная — с ПАС) следует, что при использовании ПАС колебания подвижной системы в области частот 40 — 70 Гц приобретают чисто апериодический характер, а это значит, что демпфирование подвижной системы и переходная характеристика головки улучшаются.

    Определенный интерес представляют результаты субъективно-статистической экспертизы на предпочтительность звучания, организованной следующим. образом. Громкоговорители (один — закрытого типа, другой — с ПАС) были установлены у одной из стен помещения площадью 80 м2 на расстоянии 2,5 м друг от друга.

    Музыкальная программа, состоящая из 10 отрывков различных по характеру произведений, воспроизводилась магнитофоном МЭЗ-62 и через усилитель мощности с линейной (горизонтальной) частотной характеристикой подавалась на один из испытываемых громкоговорителей. К экспертизе было привлечено десять специалистов различной квалификации, причем об изменениях в конструкции одного из громкоговорителей, они не знали. Эксперты должны были определить предпочтительность звучания того или другого громкоговорителя при воспроизведении каждого из десяти отрывков и сделать соответствующую пометку в специальной карточке. Всего таким образом было получено 100 экспертопоказаний.

    Обработка результатов показала, что 74% экспертопоказаний были сделаны в пользу громкоговорителя 10МАС-1 с ПАС (согласно ГОСТ 11515—65 уверенно заметным считается 75% заметности). Можно предположить, что эксперты заметили более высокий уровень отдачи громкоговорителя с ПАС на низких частотах. Однако не подвергая сомнению правильности сказанного ранее, необходимо все же отметить, что особенности слухового восприятия не позволяют уверенно заметить одну лишь разницу в звуковом давлении 3— 5 дБ, да к тому же на низких частотах. Как показали исследования заметности искажений вещательного сигнала, проведенные в 1959 году под руководством проф. И.Е.Горона, крутой спад частотной характеристики в области низких частот на слух малозаметен и не может дать уверенной заметности.

    Остается предположить, что введение панели акустического сопротивления, существенно улучшая демпфирование подвижной системы низкочастотной головки, повышает качество звучания на низких частотах за счет уменьшения интермодуляционных и переходных искажений.

    Необходимо помнить, что громкоговоритель с ПАС нельзя ставить вплотную к стене: между ними должен оставаться зазор не менее 25 мм.

    • Коля пишет:

      Спасибо за распечатку статьи. Статья безусловно известная, и по мотивам этой статьи, лично я, построил несколько АС на базе 10МАС. Дополнительно, было добавлено еще одно усовершенствование Шорова – замена пищалки ШП динамиком с фильтром более сложной конструкции.
      Заслуга Шорова в том, что он это донес до советского читателя. НЕ будем копаться во времени кто был первым. Для нас первым был Шоров. Как и многое в акустике ПАС очень плохо считается. Причина одна – зависимость от аэродинамического сопротивления ткани.
      Заслуга Шорова в том, что он дал численные значения числа отверстий, их диаметр (в разбросе) и технологию ПАС. Это сделано на основе экспериментальных работ, проведенных в МЭИС.
      Как работает ПАС и какая его эквивалентная схема приведено мной в комментариях статьи Зотова.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Добавлю, что в то время , когда вышла статья, я смотрел на сравнительные ачх как баран, мало что понимая в них. И существенное отличие, представленное на ачх , для меня было практически одинаковыми кривульками, смысла добиваться малопонятного результата было ноль.
        Правда, пытался что-то повторить, раскурочив колонку 10МАС, соорудив подобие ПАС. Но сравнить до и после был не в состоянии, слух не тренирован, так, что-то как-то послушал и решил: фигня.

  31. Коля пишет:

    Я как-то сразу поверил в ПАС.
    Я переделывал разные колонки от 2 АС-2 (Вильма) – переделку я выложил в соответствующей статье на форуме – до тренировочных концертных с 4А32. И везде ПАС вела себя образцово. А уж сдвоенные 3ГД38 на более поздних выпусках колонок Вильмы, сдвоенные 4ГД28 в корпусах “Аккорда”, подкрепленные среднечастотным 1ГД50 на СЧ-ВЧ диапазоне можно было слушать без содрогания.
    Что касается слуха. Уловить разницу “внизу”, если нет откровенной бомбежки, сложно, особенно когда колонка на СЧ дает мятый звук.
    На примере S90 и клонов могу сказать, что как только исправляешь середину, особенно 800-6000 Гц, сразу слышно что творится внизу и начинаешь разбирать по новой для подстройки ФИ.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      С опытом обретаешь способность слышать тонкие отличия, это так.
      ПАС прекрасное решение, но без приборов на слух отладить- даже не знаю, как это можно . Хотя, свип-тоном погонять- ясно станет. Сравнить на ходу два варианта, доработанный и нетронутый. Импульс дать, как Эфрусси советовал в статье по настройке ФИ.

      • Коля пишет:

        Правильно говорите. Сравнить “до” и “после”. Самый верный – это “экспертный” способ сравнения. Настройка ПАС свип сигналом – это правильно. Никакой шум не даст оценки. Плюс проверенная на других АС контрабасовая и ударная композиция. Не бас-гитары, а именно живого контрабаса. Почему понятно. Контрабас не дает искусственно (иногда) затянутого сигнала бас-гитары.
        Например, вот эта композиция Led Zeppelin II (1969) “The Lemon Song” как раз отвечает этим требованиям.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          На розовом шуме очень хорошо слышна разница на всех участках звукового диапазона , даже внизу. Но к шуму привыкнуть надо. Я давно привыкший, он для меня уже как песня звучит. Не скажу, что LZ Lemon Song, но близко))

        • Дмитрий GoodMen пишет:

          Читаю и восторгаюсь вашим опытом, познанием и умением…
          Без дифирамб!
          Вашим, это Александр и Коля.

  32. Эдуард пишет:

    Добрый день.
    Правая колонка прерывается звук.
    Впечитление как кто-то замыкает и размыкает контакт.Не могу понять в чем дело.
    Левая работает хорошо.
    В колонках всё родное.
    Может кто сталкивался с такой проблемкой.

  33. Коля пишет:

    Звонить надо.
    Выключается сразу вся или какие-то динамики по отдельности? Да, забыл спросить. Сколько динамиков?
    Кабели поменяйте местами

    • Эдуард пишет:

      2х полосная.
      Все замолкают.
      то работает то нет.
      Подключал левую колонку к к правому каналу, работает хорошо.
      Поменял провода и штекера на новые. Всё проблема ушла.Спасибо.

  34. Андрей Кравцов пишет:

    Замерил индуктивности 5гдш-9-8 и 10ГД-30е. Так вот, у 10ГД30е – 0.31 мГн при сопротивлении 6,9 Ом. 5ГДШ-9-8 показали 0,1 мГн при 7,7 Ом Теперь Цобели считать.

  35. Коля пишет:

    Я делаю резисторы из нихромовой проволоки сам. Очень удобно. Единственное, проблема пайки. Я зачищаю около 5 мм проволоки, а потом кислотным флюсом паяю. Флюс тщательно убрать – он токопроводящий.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      я резисторы беру на рынке, манганиновые с5-16МВ и нихром с5-16 , ещё есть немного в одной фирме.
      Нихром паять можно флюсом ФН на основе ортофосфорн ой кислоты

  36. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Я все мечтаю заняться, сделать из этой кучи г..на конфету. Но нет желающих доставить мне до подъезда ящик с колонками, из которых получится нормально звучащее. Владелец – получит замеры в процессе настройки и выруленную схему, по которой позже сам соберёт себе достойно звучащее изделие, а я отнесу его послание на ближайшую помойку- и оба счастливы.
    ПС. Ежели думаете, что такое из области фантастики, то скажу вам нет. Именно по этому сценарию во время карантина доработаны мной две пары дурацких колонок , до состояния звучания, владелец их по моим наработкам быстренько довел свои домашние запасы , а я распорядился его дарами- по своему усмотрению. И скажу, что таких щедрых ” просителей”- не встретил за всю жизнь.

    • Коля пишет:

      Надеюсь это были не 10МАС

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        да, первая пара была наши 6Ас-224 схема от Кубиков Салтыкова, вторая пара оплмбированные 25АС-309 БРЗ, мною доведенные до достойного звучания( документы храню) .
        Все подвиги Геракла запротоколированы в Клубе DS ( Двенадцать Sтульев ) , прошу знакомиться.

  37. Андрей Кравцов пишет:

    Я сделяль. Теперь подключил к своему штатному усилку и прогон устраиваю…

    • Андрей Кравцов пишет:

      Вот

    • Коля пишет:

      Вы одну сделали или две?

      • Андрей Кравцов пишет:

        обе переделал конечно же))

        • Коля пишет:

          Ну, и….

          • Коля пишет:

            А вид сзади?

            • Андрей Кравцов пишет:

              Я ПАС пока что не ставил – там буду менять задние стенки и тогда интегрирую туда ПАСы.

              • Просто Коля пишет:

                Совет. Сначала переделайте одну колонку с ПАС и послушайте “по сравнению”. Этим способом я всегда пользуюсь при настройке. Чтобы результат был виден точнее услышан.

              • Коля пишет:

                Сначала одну колонку настройте с ПАС. И по сравнению послушайте результат.

          • Андрей Кравцов пишет:

            Широкополосник взял на себя середину с ВЧ, которые, кстати тут даже есть. замерить пока что увы, нечем. Но надеюсь, что скоро смогу решить эту проблему. С аттенюатором, конечно пришлось повозиться немного, но зато теперь средник не перекрикивает Басовик

            • Коля пишет:

              Это хорошо…, но ПАС надо интегрировать. А герленом мазали ШП?

              • Андрей Кравцов пишет:

                Мазал конечно же

                • Коля пишет:

                  Тогда в верхней части диапазона будет намного чище, чем на фото.
                  Я бы вывел динамики на передней панели снаружи, особенно ШП в этом нуждается. Да и НЧ это не повредит. Дело не в дизайне, а в звучании. Если есть возможность проверить бы… Хотя бы на одной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *