10 МАС-1М (10 АС-401)

Изготовители:

  1. завод «Коммунист», г. Киев, выпуск с 1974 года;
  2. Бердский радиозавод “Вега”.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

Назначение: малогабаритная акустическая система предназначена для использования в качестве выносных монофонических и стереофонических систем высококачественного воспроизведения звука.

Технические характеристики:

2-х полосная АС закрытого типа

Диапазон воспроизводимых частот: 63 – 18000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 63–18000 Гц: 15 дБ

Чувствительность: 87 дБ

Среднее звуковое давление в диапазоне 63–18000 Гц: 0,15 Па

Сопротивление: 8 Ом

Номинальная мощность: 10 Вт

Паспортная мощность: 16 Вт

Установленные динамики:

НЧ: 10 ГД-30Б

ВЧ: 3 ГД-31 или 3 ГД-15М в ранних моделях

Размер (ВхШхГ): 425х272х234 мм

Вес: 7,5 кг

10 АС-401 (10 МАС-1М)

Описание:

Корпус выполнен в виде прямоугольного не разборного ящика из фанеры со съемной задней стенкой. Все стенки толщиной 13 мм, задняя 10 мм. Внутренний объем составляет 18 л. Внутри корпуса для уменьшения внутренних резонансов применен так называемый «ватный валик». Акустические системы комплектовались к бобинным магнитофонам “Юпитер-202”, “Юпитер-203”.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

В акустической системы применяются динамики 20 ГДН-1-8 (10 ГД-30Б) в качестве низкочастотного и 5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31) в качестве высокочастотного. Громкоговорители установлены с внутренней стороны передней панели. В более ранних версиях данной АС, в качестве ВЧ динамика устанавливался 3 ГД-15М.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М)

В ранних моделях использовался низкочастотный динамик 10 ГД-30Е, он имел магнит альнико, это сплав железа (53%), алюминия (10%), никеля (19%) и кобальта (18%). Сплав обладает высокой остаточной намагниченностью. Альнико получают литьем, из порошков и горячей деформацией слитка. Он обладает высокой коррозионной устойчивостью, большим значением силы магнитного поля и стабильностью при высоких температурах (до 550°C).

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

Так же внутри на дне акустической системы на отдельной доске расположен электрический фильтр. НЧ динамик играет в широкополосном режиме, а ВЧ обрезается 2 порядком. Катушки на воздушном сердечнике, конденсаторы МБГО, резисторы С5.

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М) 10 АС-401 (10 МАС-1М)

10 АС-401 (10 МАС-1М)

Руководства на диске

Тема на форуме

786 комментариев: 10 МАС-1М (10 АС-401)

  1. Андрей пишет:

    В одной из статей на этом сайте предлагают поместить эти динамики в фазоинвертор с частотой настройки ниже частоты резонанса головки. Всегда считал,что так делать нельзя))

    • SV пишет:

      Правильно считал. При параметрах 10ГД-30 соответствующих паспорту, ничего хорошего от ФИ получить нельзя.
      Можно, если поставить другие, более подходящие динамики.
      Можно, если увеличить ящик примерно до 40 литров.
      В 18 литрах ФИ будет работать плохо.
      Предлагатели вставить трубу в этот ящик не делали измерений и расчетов, то художники из категории “я так вижу”.

      • Андрей пишет:

        Я имел ввиду, что в принципе нельзя настраивать фазоинвертор ниже частоты резонанса любого динамика

        • Евгений пишет:

          Фазоинвертор для этого и предназначен: расширить диапазон частот вниз. Но тут начинается масса “но” и делать это нужно с умом. В общем случае фазоинвертор, например, тормозит подвижную систему головки на её резонансе, тем самым уменьшая “болтанку”.

          • Андрей пишет:

            Евгений:
            В общем случае фазоинвертор, например, тормозит подвижную систему головки на её резонансе, тем самым уменьшая “болтанку”.

            Резонанс головки, заключенной в корпус АС. Я же имею ввиду собственный резонанс головки в открытом пространстве. Суть разное.

          • Николай пишет:

            Вот приобрел пару 10мас-1 под пломбой.в одной колонке нч не работал. Дома вскрыл и оказалось что нет контакта с гибкого проводника на провод катушки.которая целая.на месте соединения.на диффузоре. Фильтра в обоих без катушек.но отличаются по сборке. В рабочей и нч был подключен через сопротивление. Сделал снимки.но не получается скинуть сюда
            Колонки и Дины 1973г. Нч на 10гд-30е.подвесы мягкие.вч просто 3гд-31.

            • А.Б. пишет:

              Переломанный поводок от контакта до провода катушки можно восстановить всякоразно. Есть в продаже мишура , подвесы , метрами. Но вполне можно заменить мишуру проводом МГТФ, 0,25мм , если выше места пайки провода с выводом катушки обжать МГТФ за изоляцию родной латунной скобочкой и клеем прихватить. МГТФ можно вежливо свить в спиральку. На ваш век хватит.

        • А.Б. пишет:

          1. можно на частоту ниже резонанса динамика в воздухе.
          2. Можно на частоту , равную резонансу динамика в воздухе.
          3.Можно, на частоту выше резонанса динамика в воздухе.
          4. Все три случая рабочие и не противоречат теории.
          5. При условии знания этой теории.
          6.Вы её пока не знаете.
          7.Может быть, узнаете, прочтя Виноградову.

          • Андрей пишет:

            1. можно на частоту ниже резонанса динамика в воздухе.
            7.Может быть, узнаете, прочтя Виноградову.
            Читал и Виноградову, и Эфрусси. Кривая Чебышева 4-го порядка не есть гладкая АЧХ.

            • А.Б. пишет:

              Я тоже читал всех указанных авторов. лет 20 читал. Через 20 лет понял, когда получил опыт измерений и настройки. А раньше- мимо смысла. Кстати, ФИ по Чебышеву -замечательное решение, применяется и работает во многих колонках.

  2. Андрей пишет:

    Подскажите пожалуйста, как правильно снять алюминиевую окантовку с тканью.

    Окантовку хочу поменять на лучшую, а ткань постирать.

    • SV пишет:

      Хе. Сначала, конечно, снять динамики. Далее. Внутри есть гаечки, которые крепят лицевую панель. Гаечки открутить, а лицевую панель выдавить изнутри.
      Она выйдет с тканью и металл. окантовкой.
      Окантовка держится на гвоздиках вбитых в торец лицевой панели.
      После снятия окантовки легко будет снять ткань.
      Проблема может быть в том, что лицевая панель не выбивается изнутри – её может держать клей. Ну тут надо попробовать удалить его излишки, но клей жесткий, похож на эпоксидку. Если повезет, то помогут постукивания молотком изнутри. Если не повезёт – дрова треснут.

  3. and пишет:

    Здравствуйте, а всё таки, кому-нибудь удалось “победить” этот отвратительный “как из бочки” оттенок звучания 10 мас? Вот все эти способы (наклейка вибро- шумо- поглотителя, деревянные распорки, прокладки под нч-динамик) дают ожидаемый результат? Я тут уже начитался всякого и уже руки чешутся чего-нибудь поприкручивать-понаклеивать, помогите дилетанту…

    • Евгений пишет:

      Тут каждый видит фломастеры по-разному… Лично для себя рекомендую попробовать переделать одну АС, предварительно выбрав вариант, а затем напрямую сравнить её с непеределанной. Или купить одну АС для экспериментов. Благо стоят они пока ещё не дорого.

      • and пишет:

        Не выдержал, обклеил таки одну из колонок вибропоглотителем. Разница со второй(которая в исходном состоянии) не слишком большая, но она определенно есть – чуть глуше звучит, вроде бы. Пробовал приклеивать-отклеивать-приклеивать войлок поверх виброизоляции – особой разницы не заметил. Попробую сейчас эксперименты с распорками-подкладками.

    • А.Б. пишет:

      Бессмысленная трата сил в никуда. И потеря объёма ящика.
      Этот же динамик в ящике 27-30л и новым фильтром зазвучит совершенно иначе.

      • and пишет:

        В том-то и дело, что хочу оставить эти ящички в первозданном виде даже с родной тканью. Эти колонки с прочей аппаратурой мне с братом много лет назад купили родители, выбросить жалко, слушать – невозможно, использую с компьютером.
        Попробовал “подправлять” вч – ставить сопротивление с меньшим номиналом вплоть до простой перемычки. Да, высоких частот добавляется, но звук все равно неприятный.
        Затем нашел в гараже динамик 6гдв-4-8 (оставил прежний хозяин одной из моих старых машин вместе с парой 25гд-26), поставил его вместо штатного 3ГД-31 – лучше, но жуткий провал где-то в середине; в результате экспериментов сделал всё просто по-деревенски, припаяв его параллельно к выводам в пару к 3ГД-31. По сравнению с тем, что было, на мой непритязательный слух – намного-много лучше. Даже купил второй такой же и вывел их в отдельные коробочки. Плюс еще программный эквалайзер делает своё дело (звук меня сейчас вполне устраивает).
        Теперь хотелось бы выяснить у знающих предмет обсуждения людей 1.как это всё сделать “по уму” (не сгорит ли чего, надо ли как-то разделять фильтрами и т.п.)? 2. Как все же избавиться от “бочечного” звука внизу диапазона исходя из написанного выше? Этот звук резонанса “из бочки” единственное, что сейчас сильно раздражает при прослушивании.

        • L.I.N. пишет:

          Данными колонками комплектовались бобинники ЮПИТЕР 202 / 203–соответственно 1974 и 1979 годов выпуска–под диапазон частот 40-16000 Гц. под магнитную ленту. На то время довольно прилично. Что от них требовать спустя 35-40 лет?–под цифру они не очень подходят… Даже с компа и через эквалайзер.

          • and пишет:

            Да, они от бобинника, только “Илеть-101”, который ждет в кладовке лет …надцать своей участи. Вы знаете, на столе рядом с компьютером эти колонки чувствуют себя довольно неплохо, да еще с учетом того, что я слушаю в основном джаз и электронику по онлайн-радио, да еще с учетом моих “улучшений”, да еще они просто красивые. Проблема только на некоторых низких частотах при прослушивании некоторых рок-композиций.
            Перед всеми манипуляциями и после них, естественно, сравнивал с компьютерным “Свеном”. Вначале – однозначно хуже последнего, сейчас – оставил на столе эти…
            Да, еще, забыл написать, что начитавшись разного протер подвесы больших динамиков кондиционером для резины “ликви-молли”, боялся, что испорчу, но – нет, стало звучать получше, особенно заметно на низких частотах.

        • SV пишет:

          Единственный вариант – замена ВЧ динамика и фильтров.
          “Бочечного” звука нет. Такой “термин” встречаю в первый раз.
          Есть настоящий термин – бубнение.
          Если это так, то первым делом – разборка и устранение всех щелей (тут есть закавыка – передняя панель снимается, держится на винтах, и если её заделать намертво – не сможете разобрать).
          Поролон должен превратиться в овсянку сэр и его надо менять, щели могут быть в задней стенке из-за шурупов забитых молотком – устранить.
          Далее – проверка динамиков. Или что-то отклеилось, или, что более вероятно, задубели резиновые подвесы.
          Если же у вас 10ГД-30Б на феррите, скорее всего ничего не поможет. Если подвесы задубели на 10ГД-30Е то замена на ППУ подвесы.
          ВЧ динамик нужен другой, с резонансной частотой не ниже 1,5 кГц. Особая песня – новые фильтры.
          В этом случае колонки будут звучать как по паспорту – от 60 Гц.
          Хотите ниже – нужен ящик 30…40 литров.

          • А.Б. пишет:

            Есть в архиве реальная ачх 10МАС-1М, снятая в Петербурге у владельца колонок. Нет там напрочь 60 Герц. Есть огромный горбище в районе 80 Герц, ниже по частоте крутой спад.
            То есть, 60 герц как бы есть, но где-то на склоне горы внизу. Тем более. что бугор на ачх маскирует все что ниже уровнем и мы слышим исключительно бубнение вместо басового диапазона.

          • and пишет:

            …опять не прикрепился комментарий…”Бочечный” – это я образно выражаюсь, по-дилетантски, чтобы было понятно о чем речь. Наверное, резонанс корпуса где-то в районе100-200гц, термин “бубнение” я не очень понимаю, поэтому пишу своими словами свои ощущения. Разбирал, поролон превратился в труху и я его заменил на уплотнитель, передняя панель не снялась, испортить боюсь окончательно. Выглядит всё неплохо и герметично заделано мастикой. Динамики 10ГД-30Б, подвесы попротирал кондиционером резины “ликви молли” – вроде не испортились и низы субъективно ощущаются после этого лучше.
            С вч я уже пытался уменьшать номиналы сопротивления, эффект есть, но звук мне совсем не понравился. Попытался менять динамик, благо в гараже от прежнего владельца моей старой машины нашелся для эксперимента 6гдв-4. Звучит заметно лучше, но, увы, сильный провал где-то в середине, как раз где голос. Припаял его к контактам 3гд-31 и вывел в отдельной коробочке наружу. Так понравилось, что купил еще один такой же и сделал то же самое с другой колонкой, даже больше с вч ничего делать особо не хочется. Низкие частоты как раз не очень беспокоят, за исключением вот этого “бочкового”
            момента на некоторых рок-композициях, причем плохого качества записи

            • SV пишет:

              Трудно говорить на разных языках. Что такое “бочка”, мне как раз непонятно.
              Повторяю, 10ГД-30Б не лечится. По крайней мере у меня было 3 штуки, все бубнили из-за высокой добротности и сделать я с ними ничего не смог. Может у вас правильные динамике, но раз жалуетесь – вряд ли.
              И было 6 штук 10ГД-30Е от хороших до удовлетворительных, вот их можно вылечить.
              Только Вы можете определить какая у вас добротность, но это надо измерять…
              ***
              Та же история с 3ГД-31. Повторяю, вы ничего не сможете сделать. это не лечится. Только замена на другие динамики.
              6гдв-4 тоже не годится. Посмотрите какая у него резонансная частота и какую я рекомендовал. В любом случае получите на середине дырку и каку.
              “Сильный провал там где голос” обесценивает колонку.
              Была в “Радио” статья Шорова по переделке 10МАС-1М с заменой 3ГД-31 на 2ГД-40. Это вариант. Середина появится, но ВЧ выше 12 кГц не будет.
              Чтобы определить причину болезни, нужны измерения.
              Только после них доктор выдаст точный диагноз.
              Вероятно, замена всех динамиков и фильтров.
              Хорошо, если я ошибаюсь.
              В противном случае остаётся искать экстрасенсов лечащих по фото, они “помогут”.
              P.S. Щели не обязательно должны быть с палец шириной, их может быть не видно. И дерево и мастика рассохлись за 50 лет. Будете ругаться, но простые измерения сразу покажут наличие щелей. Как снять лицевую панель, я уже писал.
              Конечно, если место соединения с корпусом кто-то уже “загерметизировал”, то шансы резко уменьшаются.

              • and пишет:

                я, видимо, плохо выразился. 6гдв-4 я поставил в пару к 3гд-31 параллельно в ту же колонку, только в отдельный открытый корпус. По сравнению с исходным состоянием это хотя бы можно уже слушать. Корпуса реально в хорошем состоянии, ничего не рассохлось нигде, они у меня с самого начала, последние годы провели в сухой кладовке в квартире до извлечения на свет божий (рабочий стол). Вне корпуса от динамиков такого эффекта нет, играют себе.

        • ZLOIVOVAN пишет:

          25ГД26 вместо 10ГД30 становятся отлично. Попробуйте, звук понравится! (только усилитель должен 4Ом нагрузку тянуть)

    • Hettler пишет:

      and Обклейте внутри виброизоляцией что применяется в автозвуке при демпфировании дверей авто, там слой типа битума сверху покрыт толстой алюминиевой фольгой, или чуть хуже будет в строй магазинах есть ленты (для крыш применяется) там тоже типа битума что то но без фольги, нагреваете строительным феном эти листы и клеите

  4. and пишет:

    …измерения, конечно, вряд ли осилю, в этих вопросах я дилетант, поэтому и с терминологией не очень..

    • SV пишет:

      В “клубе” (здесь – сайт) Бокарёв приводил свой фильтр для 10МАС-1М (лично я его не проверял, а я утверждаю только то что проверил на себе, но Бокарёв обычно не ошибается), там и другой ВЧ динамик. Можете поискать и сделать. Наверняка будет значительно лучше, чем сейчас у вас “какой-то попавшийся динамик подключил прямо параллельно и жутко доволен”.
      Вот другая проблема – НЧ динамик. Как я уже писал, его надо достать и тщательно проверить – склейку, проводки, центровку. Весьма вероятно, что надо заменить 10ГД-30Б на 10ГД-30Е, они продаются и недороги.
      Гарантировать, понятно, не могу, даже без фото. Но у всех моих трех 10ГД-30Б добротность была =1 это ужас. Должно быть примерно 0,4.
      Это достигается в основном магнитом и мягким подвесом.
      Цена новых подвесов примерно равна цене старых 10ГД-30Е.
      А если магнит слабоват, то и новые подвесы не помогут.

      • А.Б. пишет:

        Вот эта схемка двухполоски на 1-ГД-30 и Визатоне TW-70. Басовик был с низкой отдачей, размагничен, поэтому гасилка к пищалке так велика. С нормальным динамиком резистор можно взять меньше в 2-3 раза.

        • Дмитрий пишет:

          Разве не эта правильная? Имею ввиду фазировка ВЧ динамика.

          • А.Б. пишет:

            В растерянности. На самом деле, для меня полярность пищалы не играет особой роли, так как в финале всегда смотрю микрофоном готовое изделие и если там яма в районе стыка, то полярность пищалы меняется на обратную. На слух это тоже несложно сделать, по шуму или на музыке, с некоторым навыком.

          • А.Б. пишет:

            Вспоминаю, там что-то было неправильное с маркировкой полярности басовика, отчего пришлось менять фазировку на пищалке. позже исправил и сам забыл. Кажется, к минусу был припаян красный провод, огрызок и я принял его за плюсовой.

  5. and пишет:

    Признателен Вам за развёрнутый ответ. Похоже, без измерения добротности со всеми вытекающими всё таки не обойтись… Хотя, оба динамика выглядят хорошо, никаких особых видимых изменений не обнаруживается и звучат, в общем, одинаково на слух.

    • SV пишет:

      Спасибо.
      Можно и без измерений. Это как поход к врачу – с анализами и без.
      Если просто сказать “живот болит”, лечение может быть неточным.
      Может быть всё что угодно, но велика вероятность того что за полсотни лет все пластификаторы из резины улетучились и она задубела. Оценить это на ощупь не всегда легко. Магнит вообще не оценишь (тесламетра ведь нет?). Я попробовал разобрать плохой динамик, оторвал магнит (феррит) с большим трудом, но похоже “магнитил” он недостаточно.
      Вероятно, что отклеился кусочек центршайбы или гофра, токоподводящие проводки в динамике подгнили, да всё что угодно.

    • А.Б. пишет:

      Оценить добротность вполне можно по громкости на одинаковом сигнале, положив два динамика на стол и перекидывая по очереди провода от усилителя. Тот, кто громче звучит, у того и добротность меньше, а магнит сильнее.Тому и дорога в ящик. Только не обязательно давать большой сигнал. Скорее наоборот. На малых уровнях слух гораздо лучше отлавливает различия в звуке.

      • and пишет:

        Ну, на слух оценить сможет, наверное, человек с натренированным слухом и “в теме”, я же – даже не меломан, мой уровень – максимум онлайн-джаз-радио на рабочем столе с компьютера или телефона в наушниках…
        …Тесламетр:) Хорошо еще, если в мультиметре батарейка не разложилась от времени…

        • SV пишет:

          А.Б. привёл схему выше, вот её и делайте. Мне предложить для данных динамиков пока нечего.
          Уверен, это будет лучше и штатного варианта и 6ГДВ-4 припаянного дополнительно.
          Но ни новый ВЧ динамик, ни новые фильтры на НЧ не влияют никак, совсем никак.
          Поэтому если динамик дребезжит, в корпусе щели и т. п. это не поможет. И надо помнить, что катушка фильтра НЧ, намотанная тонким проводом, длинный тонкий акустический кабель, увеличивают добротность НЧ динамика что может привести к бубнению или увеличить его.
          А вот дорогие аудиофильские детали для фильтра не нужны.

  6. and пишет:

    …Еще один небольшой вопросец: большие динамики с завода в корпусах колонок установлены через куски резинок в точках крепления (одеты на винт, отделяя корпус динамика от передней деревянной стенки) – проставки своего рода. Так всё и оставить или какой-нибудь получше вариант существует??

    • SV пишет:

      На мой взгляд – оставить. Не настаиваю.

    • Владимир64 пишет:

      Я(после того, как откручу, промажу подвес силиконом), обязательно битопласт по кругу динамика приклею. Недавно приобрёл данные колонки. С пломбами.. открыл одну- низ – 10гд-30е-32. Я – рад.

  7. agentnik пишет:

    Да нафиг их улучшать – отличные колонки для дачи или телевизора. Громко (от старого SANYO – просто очень громко), струнные отлично звучат, голос тоже неплохо, сериалы смотреть – вообще круто. Не Hi-Fi – но оно и так не про это, зато 8 ом – так что 99% японской и немецкой (ну и голландской и датской) техники с ними нормально споются, если динамики и внешность в порядке – то за 1000 рублей брать и не думать. Оправдают себя на 200%. Я в последние выходные на них слушал Blondy, Sweet, Abba, Qween – ну и много другого, что не так известно – отлично на участке 18 соток зашло. Не требуют хорошего источника (для этого у меня другие колонки и усилители есть), не бубнят (а вот тут уже усилитель хоть немного пристойный подберите – и не будут бубнить), не цикают (повторю тот же комментарий) – а уж с каким удовольствием мы смотрели сериалы в их озвучке – ну не сравнить с динамиками ноута. Вы скажете, что сравнивать надо с чем-то другим? Ну так я Вам скажу, что это аналогично 15ас-404 (эти дома около ТВ стоят)- и гораздо лучше Dali, Heco и Wharfedale – понятно, музыку с винила в хорошем помещении все эти колонки (они есть у меня) воспроизводят лучше. Но тупой саундтрек к сериалу – лучше эти ящики из фанеры – чтобы соседи не вздрагивали и самим не подрываться к усилителю. Но 15ас-404 – 4 ома. Так что и усилитель нужен другой. А тут к любой мыльнице подключил, BT ресивер приделал – и дискотека с киносеансом есть. Раз в 5 дешевле сраных Jamo на 8 ом с такими АХЧ, что просто тошнит – и раз в 10 дешевле “винтажных Saba@ – с которых драли их фильтры и способ подключения – ну и звук там будет такой же. То ест неплохой – и все меломаны будут капать слюнями на клавиатуру – но это будет немногим от 10мас-1м отличающийся звук. Просто употребите их по назначению и не требуйте от них согласования с лампой и глубины низов – и они принесут много радости. Моя пара – 1974-го года – даче приносит .

  8. Сергей пишет:

    Вопрос дилетанта:чем можно промазывать подвески(как я понимаю это резиновое кольцо ,благодаря которомуудерживается и вибрирует дифузор).И нужно ли это делать с обеих сторон (с задней части динамика не очень то удобно это делать , тем более если динамик прикручен).Подойдет ли для этого обычный вазелин? Еще раз извиняюсь за дилетантство в терминологии.

    • Андрей Кравцов пишет:

      Силиконовое масло ПМС-100

    • Владимир64 пишет:

      Я вот таким средством пользуюсь.

      • Андрей пишет:

        А надолго его хватает? Если разобрать через год, будет там масло? Или сухо?

    • SV пишет:

      “чем можно промазывать подвес”
      Есть разные автомобильные средства по уходу за резиной, но не масла. Надо не “защищать поверхность”, а насытить резину пластификаторами.
      Суть в том, что из искусственной резины со временем улетучиваются пластификаторы придающие резине мягкость и гибкость, способность легко растягиваться.
      “Сухая” резина – жёсткая что приводит к повышению добротности и резонансной частоты динамика, как следствие – к бубнению. На средние и высокие частоты пересыхание не влияет.
      “Очень сухая” резина может трескаться и рассыпаться.
      Автомобильная косметика делает резину эластичной, мягкой и даже несколько липкой на ощупь.
      Срок действия зависит от восстанавливающего средства, самой резины и условий эксплуатации. Может хватить на год, может – намного меньше.
      Надо не лениться и само-собой снимать НЧ динамики. Обрабатывать и снаружи и изнутри, по очереди, избегать попадания средства на бумагу диффузора. Возможно, обработать несколько раз, в зависимости от состояния резины.
      На деле – просто. Взять кисточку и размазать жидкость, подождать пока впитается и высохнет. Затем – с другой стороны. В некоторых случаях резина может покрыться “впадинами”, которые потом должны восстановиться, так что фанатизм не нужен.
      Но наиболее кардинальный способ – переклейка подвесов на новые, лучше из ППУ.
      Однако, это потребует расклейки, склейки и центровки, нужен навык.

      • Андрей пишет:

        В сухом темном месте колеса, обработанные сиоиконовой смазкой, стоят 2 года и пока не высохли, жирненькие, блестят. А средства с пластификаторами не пробовал. Пробовал одно средство без силикона, но тоже для резтны. Оно менее жионое и более липкое. Тоже держится долго, но если не трогать. А в АС, похоже, так и надо, каждые 0,5 – 1 год смазывать.

  9. Сергей пишет:

    раз уж речь зашла об автомобилях,то я резиновые пыльники полуосей переднеприводных автомобилей промазывал по пару раз литолом,а лишнее что не впитывалось убирал естесственно,протирал.Не думаю что литол будет правильно применить для динамиков, но , допустим чем хуже будет вазелин автомобильного силикона ?

    • Андрей пишет:

      Эти средства ( силикон и т д) предотвращают старение, а вот какие средства размягчают уже грубоватую резину?

      • Сергей пишет:

        литол, солидол(если брать из недорогихи общедоступных), – но это если идет речь об автомобилях.
        В аудиотехнике я не силен , поэтому и задал вопрос на форуме изначально.

        • Синьор Распони из Турина пишет:

          Добрый вечер всем!
          Литол (скорее речь идет о литол-24) в своем составе имеет (как и ЦИАТИМ) свободную щёлочь. Я бы не стал рисковать.
          Помню, что в учебниках химии рекомендовали резиновые трубки для лабораторного оборудования смазывать глицерином, чтобы не трескались и дольше оставались эластичными. Это не совет, а к слову пришлось.

        • Олег из Зеленодольска пишет:

          Верно.Солидол со временем даже железо разъедает,не говоря уже о простом материале.В юности,помню,солидол даже каретку во втулке велосипеда разъел.

          • flaner пишет:

            Олег из Зеленодольска , скорее всего в солидол попал абразив (пыль) и погубил каретку, а не смазка. Со временем, говорят, вода камень точит, а на самом деле не вода, а песчинки в воде.

          • Hettler пишет:

            Олег из Зеленодольска “Солидол со временем даже железо разъедает” Детали консервируются солидолом с завода и хранятся спокойно по 50лет как новые сам такие видел не однократно, а если у Вас разъедало то по другой причине, “солидол даже каретку во втулке велосипеда разъел” тоже самое не солидол разъел а абразив и песок с которым его туда заложили или условия езды..

  10. Назар пишет:

    На сколько литров желательно увеличить обьем корпуса? Валяются дома несколько пар таких ас, думаю, в свободное время немного в них залезть)

    • А.Б. пишет:

      30 литров достаточно . Вариант закрытый ящик. Применить фазоинвертор не позволит добротность динамика.

    • Hettler пишет:

      Назар я делал внутренний 24л ЗЯ передняя стенка с наклоном относительно задней (не параллельна для снижения стоячих волн) и заполнение приблизительно 60% объёма новой пушистой аптечной ваты вполне не плохо, пробовал и склеивать два корпуса от 10мас один за одним такое же заполнение ватой тоже не плохо бас более раскованный и ниже копает на малых мощностях интересней но стоит поддать мощности и катушка выпрыгивает далеко за пределы линейного хода на менее чем 10вт и сильно становится слышно интермодуляционные искажения на сч, ну это на хорошем ум yamaha ax900 в директ, который даёт полновесный бас от самых самых нижних регистров. В 24л от оконечника радиотехника у101 (в обход преда и селектора) 10вт держит нормально

  11. Hettler пишет:

    Ещё брал ради экперимента сшлифовывал подвес так как это подвесом то и не назовешь точно как здесь упоминали авто шина,еще 10гд30 самых первых выпусков там можно назвать каучуковым подвесом, 10гд30б резонанс fre air около 55гц подвес дубовый еще и клеем промазан, после сшлифовки получилось 35гц да ещё и стал легче на несколько грамм была убрана ступенька вблизи приклейки к диффузору а так как это всё прикреплённая масса к подвижной системе это не есть хорошо, на ощупь стал (как у динамиков braun или grundig кто сталкивался тот знает о чём речь) другими словами подвес стал тоньше минимум в два раза и эластичней раза в4-5, приложу фото правда чуть запылиллся но если увеличить видно отсутствие ступеньки, вместо нее плавная волна, сшлифовывал абразивной сферической насадкой установленной в эл дрель динамик крепится к доске например шурупами дрель на макс оборотах прижимается сферой к подвесу подвес прогибается принимая форму сферы насадки и равномерно перемещая по кругу сшлифовывается за менее часа большая жменя резиновой стружки, ставился в 24л ЗЯ в сравнении до шлифовки играл жёстче более мычащий и туповатый что ли бас давал, поле шлифовки стал ниже играть и более мягко (+можно размягчителем резины пропитать), бас чуть прибавил в скорости но так же возросла инертность, что меня очень раздражает, характер баса стал немного похож на звучание 30гд2 (имею ввиду затянутость затухания), вывод кто фанатеет от характера звучания 30гд2 тому такая доработка прийдётся по душе, лично моё мнение то 10гд30 именно с задубевшим подвесом ещё можно слушать без сильного раздражения в зя от24л, а так мне нравятся ппу подвесы хотел было попробовать поставить ппу вместо родного но сейчас есть более лёгкие бумажные диффузоры 8″ с рельефной поверхностью (для снижения искажений) как на диффузорах некоторых моделей фирм dls, scan-speak, pro-ac(хотя для pro-ac производят головки scan-speak) и др. Но остаётся никчемная магнитная система либо размагниченный от времени керновый магнит, да и зазоры огромные для постройки хорошей нч-сч головки, а если отправлять спецам намагничивать керновые магнитные системы и перетачивать верхний фланец для уменьшения зазора то это уже дорого получается, результат неизвестен, хотя для чисто басовика то зазор как раз для четырёх слойной катушки хотя опять же для басовика керн должен выступать и быть вентилируемым, короче корзины только хай энд уровня а так всё нужно переделывать если с умом подходить

  12. Hettler пишет:

    Насадка

  13. Hettler пишет:

    с такого же ракурса стоковый динамик с толстой ступенькой от диффузора к подвесу

  14. Сергей пишет:

    Всем доброго времени суток, прошу помочь информацией, гуру этого сайта. Давно им пользуюсь но только сейчас решился спросить. Имеются пустые корпуса от 10 мас-1 и внутрянка (родные динамики и фильтра) от 15ас 408, так вот вопросы следующие:
    1) Заиграет ли всё это вместе если заморочиться со столяркой?
    2) Будет ли критичным лишний объём для 25 гдн 3-4 в закрытом ящике?
    3) Может есть необходимость рассчитать фазик для этого НЧ-СЧ динамика и корпуса?
    Понимаю что всё это колхоз на коленке, но всё же прошу прокомментировать, тк добро пылится без дела, а выкинуть рука не поднимается. Надеюсь написал в правильной теме.

    • eleonacoustic пишет:

      да почему бы нет. делай конечно. фазик можно вобще не делать. сделать дырку как в кантате 10ас-225. Кантата вообще очень хорошо играет и ей это не мешает . тоже 25гдн динамик там и бумажный вч, правда другой.

    • Назар пишет:

      Про обьем корпуса. Некоторые люди могут сказать, что мол 25гдн3 в 18 литрах будет раздемфирован и тд, но вот на практике корпус немного большего размера только помогает получить глубокое звучание. К примеру, достались сч/нч дины от gemix af51, 5`5 дюймов. Подвес мягкий, ход неплохой. Их родной корпус +- 8 литров. Поставил я их для прослушки в корпус от “кометы”225 ас, тоесть обьем как в оригинале, звучат немного зажато и не глубоко, а вот поставил в корпус 18 литров от музыкального центра – появился бас, звук стал лучше, хотя ясно и без измерений, что 14 см динамик навряд ли имеет экв обьем под 20 литров. Кстати, как по мне, 25 гдн3 в “комете” звучит тоже зажато. В 12-литровом коробе, к примеру, начинал появляться неплохой бас.

    • Сергей пишет:

      Итак отчитываюсь о проведённом эксперименте со своим добром (напомню, корпуса 10 мас и динамики с фильтрами от 15 ас 408). Выпилил из дсп для мебельного шкафа квадрат примерно 200х200 что бы закрыть отверстие от 10 гд 30, выпилил в нём круг по размеру 25 гдн 3-4 и закрепил всё это на шпильках в корпусах, предварительно прикрутив 25 гдн. Собрал колонку положив внутрь родной мешок с ватой и закрепил по быстрому на 3-х шурупах чтобы долго не раскручивать. Подключил к системе в которой только что играли 50 ас-022 и был неприятно поражён плоским, не живым звуком издаваемым собранными поделками. Думал придётся от этого УГ избавляться, но вспомнил что лежали динамики несколько лет не эксплуатируясь и решил дать им немного побренчать на небольшой громкости. Через пару часов заметил что моему уху нравится звук из этих колонок или просто мозг привык, добавил громкости и заметил что прикрученные три шурупа сзади еле удерживают заднюю стенку (она буквально пыталась вылететь из колонки).
      Так вот вопрос с фазиком остаётся открытым нужен ли он здесь и стоит ли его рассчитывать т.к. баса по сравнению даже с обычной 10 мас там немного (может всё таки 25 гдн 3-4 нужен фазоинвертор)? Никаких измерений не делал, тупо нет микрофона. Хочу наглухо заделать заднюю стенку выведя терминалы подключения на неё и сделать новую морду (с фазиком или без). Буду рад любым комментариям, кстати спасибо откликнувшимся ранее Вы с подвигли меня на эксперимент.

      • Олег пишет:

        Для любого ящика, фазик нужно правильно настраивать под заданный дин..А это долгое и нудное дело..

      • А.Б. пишет:

        Динамик 25ГДН3-4 однозначно создан для работы в фазоинверторе. Объем, исходя из некоторого опыта , нужен литров 9-10. Более точную цифру дадут измерения, да и динамики имеют разброс, особенно учитывая , сколько лет прошло с тех пор.
        Эти динамики- лично для меня- маленький шедевр, такой качественный звук они выдают при верной настройке колонки.

        • Сергей пишет:

          Спасибо за ответы, для себя понял одно, что без микрофона и измерений невозможно построить акустическую систему рассчитывая на авось и ориентируясь только на слух. Благо у меня есть ещё акустика, которая меня более чем устраивает, а заниматься построением “самоделок” нужно не нахрапом, а будучи глубоко увлечённым человеком с хорошим измерительным инструментом и знаниями или не заниматься вовсе, хотя ….)))

          • Инженер пишет:

            обязательно нужно отвязать низкочастотник от ВЧ частоты! т.е добавить фильтр нч к низкочастотнику.И не правда,что невозможно без микрофона настроить колонку.А вот намотать катушку и померить конденсаторы(для фильтра) без программы RLC метр(есть на этом сайте) действительно невозможно….

          • Олег пишет:

            Ну если у Вас музыкальный отличный слух..то настроить под свои ухо можно..

            • Инженер пишет:

              Слух хороший,но он нужен почти исключительно для выравнивания громкостей динамиков по розовому шуму, а эти колонки нужно забить ватой или синтепоном до касания магнита НЧ динамика(верх колонки забить полностью). И если не совсем паршивый ВЧ,то звук будет! и по лучше чем у свенов соло или других компьютерных. Схемка не проблема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *