Среднечастотный громкоговоритель выпускался на ПО “Вега” в г. Бердск. Является предшественником 20ГДС-4-8. Применялся в закрытых акустических системах как среднечастотное звено. Так же выпускались 15ГД-11А «Северодонецкий завод сопротивлений» и 15ГД-11А «RRR».
Модель 15ГД-11А предшественник 20ГДС-4-8. Применялся в закрытых и фазоинверсных акустических системах в качестве среднечастотного звена.
Параметры 15ГД-11А:
Диапазон эффективно воспроизводимых частот: 200 – 5000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 200–5000 Гц: 10 дБ
Чувствительность: 88,5 – 92 дБ
Коэффициент гармоник на частотах:
400 – 630 Гц: 4%
1000 Гц и выше: 3%
Номинальное сопротивление: 4 Ом, 8 Ом и 16 Ом
Рабочая мощность: 15 Вт
Предельная шумовая мощность: 20 Вт
Предельная долговременная мощность: 20 Вт
Предельная кратковременная мощность: 30 Вт
Частота основного резонанса: 100 Гц (±40 Гц)
Габаритный размер: Ø125х73,7 мм
Вес: 1,2 кг
Описание 15ГД-11А
Головка громкоговорителя электродинамического типа, среднечастотная, круглая, с не экранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена из алюминиевого сплава литьем под давлением. Диффузор конической формы из бумажной массы с пропиткой. Колпачок сферической формы из бумажной массы с пропиткой. Подвес тороидальной формы из резины. Центрирующая шайба из ткани с пропиткой. Основным отличием от других вариантов 15ГД-11А является уши на раме под винты. Так же в Веговских динамиков, сзади на керне углубление, но не сквозное.
Магнитная система состоит из кольцевого ферритового магнита марки М22РА220, размером К85х35х15 мм. Керн Ø24,9 мм. Верхний фланец с отверстием Ø27,2 мм. Высота воздушного зазора 8 мм. Радиальная ширина воздушного зазора 1,15 мм. Индукция в воздушном зазоре 0,95 Тл.
Звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭТВ-1 диаметром 0,2 мм, намотка двухслойная, общее число витков 93, в первом слое 47 витков, во втором 46. Высота намотки 8,9 мм. Омическое сопротивление 6,8 Ом. Каркас катушки изготовлен из бумаги марки К-120Н высотой 19,1 мм. Внутренний диаметр 25,4 мм, внешний – 26,4 мм.
15ГД-11А от производственного объединения «Вега», г. Бердск:
Слева изготовитель – Северодонецкого завода сопротивление, справа – Бердск (отверстие в керне не сквозное):
опять всё в кучу и бердские и рижские как на свалке
Ну на паре нижних фото отчётливо видно логотип то ли Северодонецкого завода сопротивлений то ли зеленчукской “Спирали”.
Их выпускало значительно больше заводов, нежели указано в шапке темы.
По каждому заводу делать отдельно считаете?
Не думаю,например некоторые колонки выпущенные,одним заводом,а динамики стоят выпускаемые со второго завода.К примеру у меня есть динамик 75 гдн-1-4С.Это Северодонецк делал,но это тот самый дын что и 30 гд-2,который выпускал Рижский завод.
Кто-нибудь может мне объяснить, как 47 витков провода, диаметром 0,2 мм, превращаются в высоту намотки, равную 8,9 мм?
Спасибо!
Признаюсь,что я ошибочно указал на фото слева,что динамик Ивано-франковский.На самом деле это логотип Северодонецкий,паспорт которого я позже обнаружил на дне коробки-приношу извинения.По конструктиву они один в один с Рижскими.
Просто в “шапке” названия конкретных заводов уберите–и все…
Так ведь они их выпускали.
Тогда надо вычислить и добавить остальные заводы, выпускавшие эти головки
Я предлагаю так, те читатели у которых есть этот динамик могут прислать фото вид спереди , вид сзади, АЧХ если есть микрофон и по фото эмблемы на этикетке мы устанавливаем производителя. Так же добавляем данные из справочника именно по этой модификации, если найдётся. Заводов всего 5 : Рижский, Луганский, Северо-донецкий, Бердский, Ивано-Франковский. Модификаций 7: 15ГД-11-120, 15ГД-11А, 15ГД-11Б, 20ГДС-1-8, 20ГДС-1-16 (у него другая АЧХ чем у 8 омного), 20ГДС-3-8, 20ГДС-4-8, их всего меньше 35 т.к. один завод выпускал 1 или 2 модификации и всё
забыл ещё приборостроительный завод им. Т.Г. Шевченко, ТМ “Романтика”, г. Харьков их выпускал и после полураспада СССР контора dinamiki-mir 20ГДС-1м-8
Поправка: не Луганские а Краснолучские (от Луганска до Красного Луча примерно 60 километров)…
L.I.N. , правильно, спасибо, что поправили конечно Красный Луч НПО “Кливер”. А вот где находится та контора куда перенесли остатки динамиков и оснастки с завода Вы не в курсе? Сейчас там вроде делают подвесы, центрующие шайбы и пр. детали, которые продают на авито. Оригинальные пр-ва Красный Луч – закончились.
Честно говоря сейчас не знаю–последний раз был дома (в Кр.Луче) в 2017–тогда еще цех работал кое-как. По слухам у кого-то толи в квартире толи в гараже из остатков… Сейчас почти весь завод отдали ополченцам под технику и т.д.
Правильно: “не из остатков”, а “из наворованного за долгие годы!”
Данную страницу сделал для 15ГД-11А, для всех заводов. Не думаю, что динамики сильно отличались на разных заводах. В данной статье и перечислил все, кто выпускал, различия в раме, в керне (вид сзади).
Катушки скорее всего одинаковые.
Или предлагаете сделать 5 страниц по 15ГД-11А но добавлять заводы? так:
15ГД-11А “Вега”
15ГД-11А “Радиотехника”
15ГД-11А “Красный Луч”
Дмитрий, вот сразу видно, что не разобрались головки которые делал “Красный Луч” назывались 15ГД-11Б. На сайте желательно сделать так, чтобы информация была сразу понятна и не было путаницы. Корзины динамиков разные это ладно, а вот колпачки – влияют на звук значит уже как-то их нужно отличать
15ГД-11Б это ладно, давайте с 15ГД-11А разберемся для начала)
Я наверное немного не верно предложил описание, вот так:
15ГД-11А VEF Radiotehnika RRR;
15ГД-11А Прикарпатский радиозавод, г. Ивано-Франковск;
15ГД-11А ПО «Вега», г. Бердск.
Т.е. сортировка по заводам производителям?
да, по этикеткам, чтобы не придумывать вариантов которых не было, т.е. есть объект (или его фото) и к нему описание. Логично, что первое, что смотрит человек на динамике это название с обратной стороны, по этой надписи он вводит запрос в поисковик и выходит на этот сайт. Сколько раз встречал необычные, новые названия которые появлялись в результате неправильно прочтённого названия на этих этикетках и нечётких штампах
15ГД-11Б фото нашел, но с виду они такие же как и 20гдс-1Л https://ldsound.info/20-gds-1l-8-15-gd-11b/. Этикетка одинаковая, только надписи разные.
Внешне отличаются, у 11Б заклёпки на диффузоре под 180град, а у 1Л под чуть меньшим углом
1Л
Дмитрий, у меня сейчас нет этих динамиков чтобы проверить разницу АЧХ и параметры ТС, но думаю разница будет небольшая. Таким образом можно смело считать 20ГДС-1Л-8 новым наименованием прежде выпускаемого тем же предприятием 15ГД-11Б, но по новому ГОСТу. ГОСТ не динамиков, а определения мощностей и соответствующих наименований. А вот Бердские отличаются сильнее – там уже логичнее отдельная страница нужна
Думаю, 15ГД-11 – абсолютный Чемпион по популярности, ни один динамик не обсуждают так много и горячо, как этот. Значит это абсолютно лучший советский динамик.
Могли бы на него давно наплевать и забыть – сегодня вариантов его замены – море, но нет, продолжают его, бедного, обсасывать.
Видимо, многие считают себя достойными слушать его средину. За неимением лучшей.
Как для меня лучший СЧ,это 6 гд-6-80.с резиновым подвесом,они стоят в Электронике Д1-012 первых выпусков.Все дело в резонансной частоте,она ниже чем 15 гд-11,и звучание у них более живое,15 гд-11 просто режут уха..
Живое звучание средних частот у родного брата 15ГД-11 и тоже с резиновым подвесом и конусом из кирзухи… Я потрясён. Может у меня ухи не оттуда растут потому, что предпочитаю бумажные СЧ динамики.
Проблема 15ГД-11 и их легендарность в том, что пинками и палками от него можно добиться более-менее ровной АЧХ, но звука, а тем более ЖИВОГО – никогда.
И 6ГД-6 с его более низкой резонансной частотой недалеко ушел.
Послушайте хотя бы 3ГД-32 на СЧ, а потом вернитесь к 6ГД-6 и ощутите его “живость”.
Кстати, чтобы СЧ динамик показал на что он способен, надо фильтром не пускать на него НЧ так что низкий резонанс здесь не помощник.
С фильтрами согласен,просто у меня есть 35 ас-1,но в Электронике сч звучит приятней,естественней как-то,сам был удивлен,в том числе вч-3 гд-31..
Одна из проблем (а их много) 3ГД-31 в том, что их совали в двухполоски.
И получалось, что 3ГД-31 ниже 5 кГц пускать нехорошо, а ровно добить до 5 кГц НЧ динамики не могли. Вот и получалась или дыра (как это бывает с 15ГД-11), или “свистопляска” на СЧ. В 3-х полоске можно обеспечить лучшие условия для 3ГД-31 но при условии правильных фильтров, а с этим было не очень, особенно когда стояла 15ГД-11. Вряд ли связка 15ГД-11 + 3ГД-31 способна согласно и красиво звучать.
В 35АС трудно было подобрать динамик, чтобы колонка обеспечивала заданную мощность и громкость (а не качество), не знаю альтернативы 15ГД-11. Пусть он не особо качественный, но крепкий.
А изюминка 35АС, S-90 в БАСЕ из-за которого эту колонку и любят.
Ведь поклонники “джаза-блюза” S-90 не жалуют, а жалуют любители дискотЭки.
Теннисный шарик в помощ. Есть в журнале радио статья. Себе сделал,очень доволен. Во первых можно наваливать в полтора раза громче. Не хрипит. Во вторых расширился диапазон до 6.5 кГц точно. То есть можно пищалку чуток обрезать снизу. скрипеть будет меньше. Расширилась диаграмма направленности. Иногда кажется что звук вокруг. К АС не привязан. Ну и сочнее стали воспроизводиться скрипки,гитары,голос. Менять их теперь,на что то другое,не вижу необходимости.
Уж сколько раз твердили миру … (с).
НЕТ НИКАКИХ свидетельств тому, что теннисный шарик даёт какой-то результат. А бердский 20гдс и так волне себе рабочий из-за более мягкого резинового подвеса.
Ещё лучше работают 20гдс с подвесами ППУ, но подвесы должны быть новыми.
“Проблема 15ГД-11 и их легендарность в том, что пинками и палками от него можно добиться более-менее ровной АЧХ, но звука, а тем более ЖИВОГО – никогда.”
Опять неправда ваша!
Где-то была пара из 208 “Корвета”. Чудесно звучит.
10 кГц воспроизводит.
“Что тебе ещё надо, …?”
старые рижские 15ГД-11А диффузор в мелкую сеточку, клеммы текстолитовые, 70е года
При изготовлении диффузоров, насос протягивает бумажную пульпу через литьевую головку, имеющую углубление в форме диффузора.
В углубление вставлен фильтр из сетки, строго повторяющий форму диффузора – т.н. “форма”. Головка имеет отверстие для откачки воды. Ее окунают в ванну. Когда на форме осядет необходимое количество пульпы, ее аккуратно отделяют и переносят на пресс. Рабочие поверхности пуансон и матрица, – очень гладкие и строго повторяют форму диффузора. Он опрессовывает изделие и прожаривает. Потом диффузор отделяют от сеточки, окунают в полиизобутилен и сушат.
Я столько наумничал ради того, чтобы указать на любопытный факт.
Диффузоры самых первых динамиков очевидно лежали на литьевой головке вершиной вверх, оттого и фактура сеточки на лицевой стороне. А позже литьевую головку модифицировали – диффузор лежал уже вершиной вниз. Когда на него давил пресс, фактура сеточки отпечатывалась уже на спине. Пульпу тогда использовали очень рыхлую, очевидно, грубого помола. Звучание – мягкое, вч и сч ни в коем случае не крикливые, подаются одинаково. Хорошо звучит пение, джаз, инструменталка. Яркий пример описываемого явления – 4 ГД-7, 1 ГД-18 и похожие.
Сейчас же их делают из тонкой целлюлозы и вдобавок чуть ли не ламинируют – оттого и вся паршивость. Не диффузор, а абажур. В туалете слушать – самое то.
рифление в сеточку у этого динамика с обеих сторон
Значение имеет не рифленость, а состав и грубость помола пульпы. Если цепляться к мелочам, то даже краситель и капли клея ухудшают параметры.
Марат, возможно вы и правы, но дело в том, что “состав и грубость помола пульпы” не описывается в документации и плохо определяется по внешнему виду. Вот представьте, есть множество вариаций однотипных динамиков, возможности проверить и прослушать каждый – нет, тогда как определить хороший это динамик или нет? По каким критериям оценивать качество?
Снимал такие с Радиотехники, уши были спиленные. Может, другая версия?
Здравствуйте, у меня Электроника 25 АС и потому, что звук середин мне не нравился, снял головку и она оказалась 15 ГД-11А 1987 году. Я могу снять АЧХ и публиковать здесь.
А выкладывайте,сравним. 20ГДС3 недавно слушал и смотрел АЧХ,добрый дин.Про 20ГДС4 не скажу ничего.
А это 20ГДС-4, тот самый первый вариант, с мелким бумажным пыльником. Очень хорошо звучит. Выкладывайте АЧХ, удивитесь даже сами.
Пожалуйста:
АЧХ некорректная,снята в упор.
…и без оформления
Да, правильно и что? Могу и в оформления, с фильтром. Мне не нужно хвастаться. Думаю эта информация может быть полезна. Просто звук мутный, слышно как через занавески. Хотелось бы узнать что можно сделать?
Перезалейте еще раз пожалуйста.
Пожалуйста:
Дима, и что вам не нравится? подозрительно плоская АЧХ 15ГД-11? так вы его в сч бокс и с фильтром с 1 метра измерьте
Сергей, 2 дБ в диапазоне 200-5000. Вы когда нибудь вообще встречали такие динамики? Я – нет.
думаю это сигнал с микрофоного усилителя перегружает вход звуковой карты т.е мы видим на графике на АЧХ линейный участок с клиппингом вот и всё.
В яблочко! Ачх нужно снимать при мощности 0,1 – 1 Ватт на расстоянии 1 м и, крайне желательно, “качающемся микрофоном”.
Микрофон в упор к динамику, плюс перегруз звуковухи. Отсюда невиданная ровность.
Да, наверное перегрузил карту, потому, что хотел избежать влияние комнаты, а покажите пожалуйста как должна выглядеть правилная. Кто нибудь мерил?
Нашел замеры 15ГД-11 напрямую в щитке с нахлобучкой типа ведерко с ватой . Напрямую и с фильтром.
А это с моим фильтриком полосовым, первый порядок.
Макет , в котором измерялся средник 15ГД-11. Нахлобучка не показана, но она есть.
Исправил ошибку, вот правилная:
Сглаживание 1/3. Но все-равно довольно ровно.
Воот, уже что-то правдоподобное. Выброс ниже 4 кил – колпак большой или криво приклеен.
В одной трети октавы и я Ален Делон.
Возможно, колпачок как на картинке. Смотря на замеры, понятно почему фильтр середин такой сложный, наверное это портит звук. А потом поменяли, когда начали делать с 20ГДС-3-8.
В 75АС-001 ещё сложнее, хотя ,говорят, средник там ровнее
Снял и другой и оказалось что в другую АС средник 20ГДС-4. Вот и картинки:
Да и еще какой сюрприз, импеданса 8 ом. Пару АС оказались разными головками. Одна с 15ГД-11А 4 ом, а другая с 20ГДС-4 8 ом. А сзади на табличке написано всего 4 ом. Сейчас буду проверять и остальные…Вот и замеры
А сейчас должен сам себя исправить – другая головка тоже 8 ом. Вот и замеры:
Здравствуйте! То все таки Рижский или Бердский, одного года. Какой взять? Рижский с виду аккуратней.
Смотря какая ас и схема.
У веговских подвес мягче, что благоприятно влияет на звучание.
Вот-вот… мяххшээ…
Все Вегавские средники, которые мне попадались в конце 80х нач. 90х (с блисКучими пластиковыми пыльниками), были не с резиновыми подвесами, а из ПРОРЕЗИНЕННОЙ ТКАНИ!!! (с обратной стороны хорошо видно структуру ткани).
Почему везде пишут – ‘резиновый подвес’ – не понимаю…
может после развала USSR стали лепить из того что осталось (от 35ГДН – размеры те же). Не знаю…
…Вот тут мне подсказывают – ‘выбоины тут кого-то’…
Конечно же – ‘…25ГДН…’ правильно будет, а не ‘…35ГДН…’ – ОП!печатка получилась.
Будет активная трех полоска. Так что привязываться к уровням чувствительности и сопротивлению не зачем. Первичное качество звука. Да и по габаритам, особо ограничений нет и по оформлению. Тут увидел что использовались еще в СЧ 6ГД-6, графики красивше, чем у 15ГД, но как оно будет? Тут еще, не дают покоя мнения что идеально в даном случае, наши ГДШ, но нужно ПАС, это для меня темный лес, изучаю. Одно дело расчитать ящик или ФИ, лабиринт в Хорн Респе. Да их нужно паралелить.
Для лучшей стыковки с НЧ головкой ???????