2-х полосная малогабаритная АС на 6 ГД-6 и 2 ГД-36 (Кубики Салтыкова)

Параметры описываемого ниже самодельного 2-х полосного громкоговорителя удовлетворяют современным требованиям к малогабаритным системам высококачественного звуковоспроизведения. Громкоговоритель рассчитан на работу с усилителем, отдающим мощность 10-25 Вт на нагрузку сопротивлением 4 Ом. Два громкоговорителя с такими усилителями обеспечивают нормальный уровень и высокое качество звучания в помещении объемом до 100 кв. м, т. е. практически в любой жилой комнате. Громкоговоритель прост по конструкции и поэтому изготовление его доступно большинству радиолюбителей.

 

Параметры

 

Диапазон частот: 40 – 20000 Гц

Сопротивление: 4 Ом

Неравномерность АЧХ в диапазоне 50 – 20000 Гц: 8 дБ

Частота разделения фильтра: 4000 Гц

Крутизна спада характеристики низкочастотного звена фильтра: 12 дБ/окт

Крутизна спада характеристики высокочастотного звена фильтра: 18 дБ/окт

Среднее стандартное звуковое давление 0,12 Па

Средний приведенный КПД в интервале частот 50 – 4000 Гц: 0,18 %

Размеры (ВхШхГ): 28х28х21 см

Масса: 7,5 кг

 

В качестве излучателя нижних частот в громкоговорителе применена конструктивно доработанная динамическая головка 6ГД-6, а для воспроизведения высших частот – головка 2ГД-36. Низкочастотное звено громкоговорителя выполнено в виде фазоинвертора (ящик объемом 8,5 л с цилиндрическим туннелем). Правильно рассчитанный фазоинвертор позволяет расширить эффективно воспроизводимый диапазон в сторону низших частот, увеличить КПД и уменьшить искажения на этих частотах по сравнению с закрытым ящиком. Так как глубина ящика громкоговорителя мала, а низкочастотная головка и труба фазоинвертора расположены несимметрично, стоячие волны внутри ящика выражены слабо и практически не ухудшают частотную характеристику громкоговорителя. Поэтому в данной конструкции нет необходимости заглушать внутренние поверхности ящика. Высокочастотная головка смонтирована в непосредственной близости к низкочастотной это уменьшает неравномерность частотной характеристики вблизи частоты раздела. Большая ось высокочастотной головки расположена вертикально, что позволяет расширить диаграмму направленности в горизонтальной плоскости на верхних частотах.

saltukov-as_ldsound-ru (1)Разделительный фильтр состоит из фильтра нижних и фильтра верхних частот; их входы соединены параллельно (рис. 1). Катушки разделительного фильтра намотаны проводом ПЭВ-1 на каркасах, выточенных из органического стекла, эбонита, текстолита или иного изоляционного материала. Данные катушек приведены в таблице, а размеры каркасов на рис. 3. В фильтре применены конденсаторы типа МБГО (МБГП) с лапками для крепления и резистор ПЭВ-7,5 (ПЭ-7,5); вместо него можно использовать три параллельно включенных резистора МЛТ-2 по 68 Ом. Провод для соединения входа фильтра с усилителем должен иметь сопротивление не более 0,1 Ом.

saltukov-as_ldsound-ru (6)

 

Доработка головки 6ГД-6

 

У некоторых образцов головок 6ГД-6 плохо проклеена центрирующая шайба и верхний борт латексного гофра «3» (рис. 2). Поэтому до сборки громкоговорителя целесообразно проверить качество швов и при необходимости их проклеить. Дефектные швы можно обнаружить несильным надавливанием на борт гофра в указанном на рис. 2 направлении. При плохой склейке шов будет расходиться. Если длина шва с дефектом велика, нельзя расклеивать весь этот участок, так как при этом возможно нарушение центрирования головки. Следует проверять и проклеивать шов участками не более 30 мм. saltukov-as_ldsound-ru (3)При обнаружении дефектного шва, борт гофра следует отделить от диффузородержателя «4» на участке длиной не более 30 мм. С помощью полоски ватмана промазать этот участок клеем марки 88-Н, прижать борт гофра к диффузородержателю, аккуратно положить головку на ровную горизонтальную поверхность диффузором вниз и дать клею просохнуть. Только после этого можно продолжать проверку шва. Центрирующую шайбу проклеивают аналогично нитроклеем для кожи, приподнимая ее скальпелем и прижимая пальцами к диффузородержателю до схватывания клея. Пылезащитный колпачок «2» головки 6ГД-6 изготовлен из материала, обладающего малой жесткостью. Вследствие этого при больших амплитудах колебаний диффузора колпачок проминается внутрь, а затем распрямляется, издавая звонкие щелчки. Для устранения этого дефекта колпачок следует аккуратно удалить с помощью бритвы и миниатюрных ножниц и приклеить на его место нитроклеем для кожи кружок из прессшпана толщиной 0,5 – 0,8 мм. Шов должен быть герметичным.

 

Изготовление ящика

 

saltukov-as_ldsound-ru (4)Для сборки ящика нужно заготовить шесть панелей (стенок) из фанеры или древесностружечной плиты. При толщине материала, равной 20 мм, заготовки должны иметь следующие размеры: для передней и задней стенок – 240х240; для верхней и нижней – 210х240; для боковых – 210х280 мм. При другой толщине материала размеры заготовок нужно изменить так, чтобы внутренний объем ящика не изменился. Нельзя применять материал тоньше 18 мм, так как при этом жесткость стенок будет недостаточной. Стенки соединяют встык шурупами длиной 30 мм с потайными головками, по два шурупа на грань (рис. 4). При использовании древесностружечных плит просверленные для шурупов отверстия (до ввинчивания шурупов) заливают эпоксидным клеем. Круглые отверстия в передней панели (рис. 5) можно выпилить лобзиком или высверлить сверлом небольшого диаметра. Углубление под головку 2ГД-36 высверливают по контуру на глубину 15 мм применяя сверло с ограничителем, а затем выбирают стамеской. Скос отверстия в месте крепления головки 6ГД-6 необходим для обеспечения беспрепятственного движения воздуха, связанного с задней стороной ее диффузора.

saltukov-as_ldsound-ru (5)Тунель изготовляют из жесткой трубы (дюралюминий, пластмасса и т. д.) внутренним диаметром 30 мм. Автор использовал кусок трубы от пылесоса. Можно склеить трубу из плотной чертежной бумаги (ватмана) эпоксидным клеем или нитроклеем для кожи. Толщина стенок трубы должна быть не менее 1 – 1,5 мм. Трубу вклеивают в проделанное для нее отверстие эпоксидным клеем и герметизируют шов по окружности пластилином (рис. 5). После этого можно приступить к сборке ящика. В случае использования древесностружечных плит внутреннюю поверхность ящика следует покрыть нитрокраской. Все внутренние швы ящика промазывают пластилином или замазкой. На задней стенке ящика монтируют разделительный фильтр, крепят провод для подключения громкоговорителя к усилителю и подготавливают проводники для подключения головок. Расстояние между катушками фильтра должно быть не менее 100 мм, длина каждого из проводников для подключения головок – не менее 300 мм. Провод для подключения высокочастотной головки продевают в отверстие «I» (рис. 5), припаивают его к выводам головки, монтируют головку на передней панели, как показано на рис. 6а. Щели вблизи головки со стороны ее магнитной системы также промазывают пластилином.

saltukov-as_ldsound-ru (2)Далее крепят переднюю панель к боковым стенкам ящика (рис. 6б) и через отверстие под низкочастотную головку промазывают пластилином изнутри швы между передней панелью и боковыми стенками. Наконец, подпаивают выводы низкочастотной головки, монтируют ее без амортизирующих прокладок и производят герметизацию (рис. 6в). Низкочастотную головку монтируют с наружной стороны передней панели так же, как и высокочастотную. При недостаточно тщательной герметизации громкоговорителя частотная характеристика громкоговорителя на нижних частотах ухудшится. Заделка швов и щелей способствует также хорошему демпфированию стенок ящика (при постукивании они издают глухой звук). Внешнюю отделку громкоговорителя производят фанерованием, оклеиванием декоративной пленкой или другим доступным радиолюбителю способом. Декоративную рамку изготовляют из деревянных брусков сечением 15×15 мм, укрепляя их дюралюминиевыми уголками. Рамку обтягивают капроновой сеткой, тканью типа «бортовка» или иной акустически прозрачной тканью, и на трении вставляют в углубление, образованное боковыми стенками и передней панелью. Описанный громкоговоритель при небольших размерах и малой массе обладает высокими качественными показателями. Сравнение с агрегатом аналогичного класса 10МАС-1 показало значительное преимущество разработанного громкоговорителя. Он звучит более естественно и ярко, не «бубнит» на нижних частотах. Широкая диаграмма направленности во всем диапазоне рабочих частот весьма благоприятно сказывается на качестве звучания громкоговорителя. При воспроизведении монофонической фонограммы почти отсутствует «привязка» звука к громкоговорителю, а пара таких громкоговорителей при воспроизведении стереопрограммы обеспечивает очень хороший стереоэффект. Вместо головки 6ГД-6 в громкоговорителе можно применить без какого-либо изменения конструкции ящика головку 10ГД-34, а в качестве высокочастотной головки – 6ГД-11. При использовании последней в передней стенке ящика прорезают отверстие по диаметру ее магнитной системы.

 

Автор проекта: Салтыков О.

135 комментариев: 2-х полосная малогабаритная АС на 6 ГД-6 и 2 ГД-36 (Кубики Салтыкова)

  1. Быков Владимир пишет:

    несколько раз повторял. Результат всегда великолепный.

  2. Сергей Речкалов (Самара) пишет:

    Тоже повторял их в те годы.Потом собрал в вариАнте с 10 ГД-34.Звук порадовал,правда несколько изменились данные НЧ-звена.Тогда уже понимал,что сконструировал их очень грамотный человек любящий акустику больше себя.Всегда задавался вопросом,а почему такие вот удачные разработки не запускали в производство..Ведь уходили бы вмиг с прилавка..

  3. Захаров Александр пишет:

    Тоже делал такие. Очень давно. Был в восторге! Качественно и доступно. Решил повторить снова. Однако, вот беда – не могу найти такие дины. В связи с этим вопрос- а кто-нибудь делал данный агрегат на автодинамиках, которых в изобилии в автомагазинах? Или в посылочной торговле? Эксплуатировать буду с JLH1969..

    • Сергей пишет:

      Александр!Неужели такая большая проблема cейчас найти 10 ГД-34 или 6 ГД-6 на Авито? Автодинамики широкополосны,и это уже будет совсем другой звук,совершенно не тот,что был задуман и воплощён конструктором.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Главное не нарваться на позорный новодел времен перестройки, резонансная там не 45-50, а все 90 гц, баса не добыть из этого дубья.

        • ZLOIVOVAN пишет:

          Это где вы встречали 10ГД34 с резонансом 45 – 50 Гц ???

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Нормальные советские 10гд-34 на тонком резиновом подвесе имели резонанс в районе 50 гц, вотличие от позорного дубья времён перестройки, негодного кооперативного хлама .

            • Андрей пишет:

              Несколько десятков 10гд-34(25гдн1-4) прошли через мои руки. Резонансная не выходила за пределы 62-85гц.
              у 15гд-14(25гдн-3-4) попадались 50-76гц.

    • юрий пишет:

      авто динамики для рёва и забития шума ( в движении ……….)домашняя для души

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        а вот и нет. лежит пара овальных динамичков от BMW , ровнейшая ачх и комфортнейший звук, дай бог каждому такое чудо “для рёва”

  4. Антон пишет:

    Вы видимо спутали 10 ГД-34 с каким то другим динамиком.Там резиновый подвес,он не дубеет,в отличие от прорезиненного.Вот сколько их у меня было,ни 1,не был тугим..А пособирал и поремонтировал я их предостаточно (я про колонки)Прав тут Сергей,у вас не получится из автомобильных сделать достойную акустику в кубиках Салтыкова.Это другое направление,и оно никак не вяжется с домашней добротной акустикой..сЕЙЧАС вот специально потратил полчаса и наскидку нашел сразу 5 вариантов добротных 10 ГД-34. 3 из них в Питере и 2 в Москве.Кто ищет,как известно-тот находит…кто не хочет или сомневается ищет причину..

  5. Сергей пишет:

    Добрый день. Помогите подружить 4омные 10гд34 и 8омные 2гд32. Не представляю как сделать кроссовер. Колонки собраны остался нюанс ..

    • Сергей пишет:

      Если, вы про точный замер АЧХ, то дистанционно это невозможно. Всё в ваших руках.
      А если про предлагаемую конструкцию, то вероятно, не внимательно читали, там всё есть.

      • Сергей пишет:

        Перечитал оригинальную статью (номер 11-1977) и никаких комментариев к изменению фильтра не увидел. Может быть в другом выпуске есть комментарии от создателя?

        • Евгений пишет:

          А зачем что-то менять? 10гд-34 – почти аналог 6гд-6…

          • Сергей пишет:

            Мужики, практически в конце статьи, ясно написано, что автор допускает замену.
            “Вместо головки 6ГД-6 в громкоговорителе можно применить без какого-либо изменения конструкции ящика головку 10ГД-34”
            Будьте внимательнее!

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Сейчас, сравнив все имеющиеся динамики, сделал вывод, что 6ГД-6 на хилую троечку, 10ГД-34 на твердую четверку с плюсом, 25ГДН3-4 на пятерку с двумя плюсами

        • Игорь пишет:

          Где-то в последующих номерах дважды были комментарии от создателя.

  6. Сергей пишет:

    Динамики есть 10гд34 8омные, от них и пляшем. Про отсутствие изменений в конструкции при замене 6гд6 на 10гд34 я понял. Но вопрос в другом – в начале статьи перечисляются параметры системы, и сопротивление указано 4ом. 10гд34 бывают 4ом и 8ом. Могу предположить что говоря про замену автор имел ввиду 4омные 10гд34. У меня иная ситуация и как человек не сведущий я спрашиваю у более образованных и подкованных в этих вопросах людей – как изменится фильтр при установке 10гд34 8ом? Надо ли лепить L-pad(скомпенсировать разницу в чувствительности – 2гд32 90дб/10гд34 84дб) с Цобелем(увеличить импеданс у 10гд34 до 8ом) или разница в сопротивлении динамиков компенсирует разницу в чувствительности? Или вообще собрать как есть и не вникать?..

    • Сергей пишет:

      Так, вы и не указали ранее, что ваши 10ГД восьми-омные.
      Лучше, конечно, в точности следовать, его конструкции.
      Возможно, попробуйте увеличить номиналы фильтра НЧ, в 2 раза.
      Это в теории,но не факт, что будет, как было задумано автором.
      В оригинальной схеме, довольно точно подгонялось всё под 10ГД-34 4 Ом.

      • Евгений пишет:

        ИМХО, проще купить пару 10гд-34 на 4 Ом или 6гд-6… Тем более, что первые – далеко не дефицит…

  7. Сергей пишет:

    Согласен! Так, конечно, было-бы лучше.

  8. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Если я что-нибудь в чем-нибудь понимаю, как говаривал Винни-Пух, то для 8-омного динамика катушку L1 берем на 1,5 мГн, емкость С1 – 5 мкф(стандартный номинал 5,1) резистор R1 на 43-47 Ом 2 вт . Само собой, отдача 4-омной пищалы будет выше чем у басовичка, нужна гасилка на входе вч фильтра , но как оно там сложится и сколько надо в Омах- не скажу. Накрай, можно на шуме подобрать резистор, накрутив переменным резистором и потом заменив его обычным.

  9. Евгений пишет:

    Здравствуйте, есть 2 пары 10ас-225, как многие пишут, динамики можно использовать для вышеописанных «кубиков». Появилась идея использовать все имеющиеся динамики. Прочитав разные форумы появились следующие вопросы: 1)Стоит заморачиваться с «велосипедом») 2) Если ставить 2 «одинаковых» динамика в один корпус, то расчётный объем увеличиваем вдвое? 3) Как тогда изменяется настройка и объём фазоинвертора? 4) Можно ли изменить форму куба на колону(например) с таким же удвоенным объемом?

    Насчёт объема многие говорят, что в 2 раза увеличить, хотя некоторые говорят о среднем значении: сложить и разделить на 2!? Насчёт физика, люди спорят о том что две головы уменьшают резонансную частоту вдвое, а дальше бредовый тупик о 10 динамиках и инфразвуке:)) Ну и насчёт корпуса, почитав инфу, удивило, что самая неудачная в плане акустики конструкция в виде куба, ещё и без внутренней «отделки» при таком расчёте, даёт, как многие пишут хороший и музыкальный результат! Отсюда и вопрос о изменении формы на «прямоугольник» и последующей внутренней доработки..?

    Объясните пжста почему при вышеописанных размерах, внутреннний объем получился 8,5 литров, он же больше, даже если толщина дсп 20мм???

    • LDS пишет:

      1) Если только сделать как автор прописал.
      2) Не в два раза придется увеличивать, а немного меньше.
      3) Кардинально.
      4) Можно попробовать, если есть возможность снимать АЧХ.

      В одном справочнике СССР была такая инфа, что куб это ужас, а шар идеал. Если и делать, то только так как сделал автор.

      Объем получается 9,8 литров. Но, если присмотреться на разрез передней панели, мне кажется, что она из двух плит толщиной 20 мм или передняя панель утоплена. Если это так, то тогда объем равен 8,6 литра.

      • А.Р. пишет:

        Передняя панель, скорее, утоплена, так как автор говорит о 6 заготовках для ящика.

    • Евгений пишет:

      Можно сделать и на двух НЧ, подключённых последовательно. Объём увеличится меньше, чем в 2 раза, но не намного. Вообще, можно померить эквивалентный объём НЧ-головок и взять немного меньше, либо посмотреть в справочнике и взять немного меньше двойного. Это как отправная точка.

      По поводу ФИ – использование 2 НЧ-головок в 2 раза увеличивает площадь излучателя, фигурирующую в формуле по расчёту его резонансной частоты. Но это не значит, что резонансная частота ФИ сразу упадёт вдвое – она зависит ещё от многих параметров.

      Не забудьте также, что Вам придётся пересчитывать фильтры, так как у Вас сопротивление нагрузки НЧ-фильтра станет в 2 раза больше, а в цепи ВЧ-головки нужно будет заменить резистор, так как отдача на НЧ у Вас вырастет и для уравнивания чувствительности 2-х НЧ и одной ВЧ-головки нужен будет резистор меньшего номинала. Это минимальные прикидки для размышления.

      • Евгений пишет:

        Сперва хотел не просто 2 нч, но и 2 вч в каждый короб загнать, насчёт фильтров вообще думал не заморачиваться и оставить родные от 10ас, при том по два фильтра в каждый короб на каждую пару) и тупо запаралелить на входе… Сейчас уже перелопатил кучу инфы и ухожу в другой лес;) Объем там действительно примерно 8,5, помимо того что утоплена стенка, ещё и сам нч с фи вытесняют около литра объема… Идеальным объемом с максимально ровной АЧХ для +- таких динамиков, по крайней мере для 25гдн-3-4 будет примерно 16,5 литров…, но тут автор получил что то вроде «золотого сечения» при чем очень близко для расчета как бумбокса… Как позже отметит А.Петров такое отношение объема и параметров ФИ практически не критично к смене всех подобных по размеру и параметрам НЧ динамиков, они все заиграют в этом корпусе;) Ну а я решил делать каплевидный корпус по работе и расчетам громкоговорителя Петрова, там и динамик он такой же использовал и конструкция совершенней… конечно с искривлением двп чувствую придётся изрядно попотеть! В остальном понял, что не так уж и тяжело все считается в программах и онлайн калькуляторах и по корпусу и по фи и по фильтрам, правда по последним ещё много вопросов: таких как где брать новые катушки, какие конденсаторы лучше( советские или которые сейчас продают и как они влияют на звук) и как блин вообще схему переделать без печатной платы, просто на доске заколхозить проводами элементы… ну главное это начать;)

        • Евгений пишет:

          *как бумбокса, имею ввиду следующее: на одном сайте нашел калькулятор, и там после ввода параметров динамика предлагаются варианты расчета: с макс ровной ачх, под зя, усиление баса на заданной частоте, баттерворд, бумбокс и др.. Так вот если выбрать бумбокс, то программа показывает объем 9л, dФИ ~30мм, LФИ ~60мм, что практически авторский расчет, почему такое название не знаю, видимо самый «музыкальный» варик)

        • Сергей Иванович пишет:

          Если хочется гемороя – заработай его! Эти колонки Салтыкова сделал много лет назад и работают они прекрасно, даже для большого помещения! Используются как подставки для полочников Монитор Аудио – золотой серии, что не мешает время от времени их слушать! Вопрос: Ты крутой специалист-фильтровик? Или специалист – конструктор акустических систем? Или просто хочешь чем-то заняться ” на удачу”? 99%-это геморой! А значит, время потраченное впустую!

    • Vip Kit пишет:

      ,,Озвучить помещение до 100 кв.м…”- вряд ли, звукового давления не хватит.))
      До 10 кв.м – вероятно.

    • Владимир пишет:

      Конечно в пустой след, но как говорится, – от добра добра не ищут: 10ас-225 и так хорошие колонки с шикарным звуком для их концепции. “Кубики” пока ещё не собирал и не слышал, но жалко ради экспериментов курочить нормальную технику, тем более, что это по сути “кубики” и есть. Статья 1977 года, колонки(и им подобные) середины 80-х – выходит, что промышленность учитывала опыт радиолюбителей(как и Голунчиков и последующая 3-х полосная пром. акустика; советы по доработке СЧ в 35ас1 и ПАС в 25ас-109-2 и др.) При желании разве что фильты доработать. Но всё это моё мнение, если не прав поправьте.

  10. Николай пишет:

    Ходят упорные слухи, что технология изготовления советских динамиков была заимствована у немцев, при захвате заводов в оккупированных странах. Несмотря на это, находились тем не менее халтурщики, которые не могли соблюсти задокументированный технологический процесс… Немало динамиков вскрытых мной по причине дефектности имели внутри грубые ошибки изготовления – витки “внавал”, либо капли клея, болтающиеся внутри зазора. Бывали случаи, что сбивалась центровка магнита. Но чтобы на клее экономили – это нонсенс, господа.

    Кстати, кто слушал ноэмовские новоделы? С виду вроде казисты, а качество?

    • Константин пишет:

      Только 35гдн62 нормальный басовик с аллергией на ЗЯ.
      И может эстрадники на Шириках но это “такое себе”.

    • Stas пишет:

      У меня вч ноэма 16 ом 15ГДВ92-16 играют хорошо.

    • Станислав пишет:

      50ГДН37-8. Абсолютно не понравились / и с лампой и с транзистором/ 4а32 (СК) и тем более 2а12(ЛОМО) во много раз лучше.

  11. Виктор пишет:

    Да! В своё время тоже пробовал делать эти колонки. Был очень удивлён чистотой звучания. Насиловал их как хотел но бубнения так и не услышал. Можно сказать в то время это были супер-мини колонки…!

  12. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Обычный грамотно рассчитанный инвертор, в отличие от моря бездарных колонок в то время.

    • Савелий пишет:

      Дело не только в фазике,а и а правильно и скрупулезно рассчитаном фильтре, а так-же точном размере ящика.Ну и конечно в паре динамиков которые хорошо подошли в спарку.

  13. Алексей Павлович ( С-Петербург) пишет:

    Я лично сам повторял эту конструкцию не менее 5 раз! И всегда был отличный результат. Всё в данной конструкции очень тщательно рассчитано-потому и звук отличный.Действительно бубнежа я ни разу у них не услышал.Сейчас всё чаще посещает мысль собрать их еще раз,но уже для подрастающего у меня молодого поколения.Что бы они услышали не компьютерный звук,китайских колонок,а нормальный,какой и должен быть.Пусть это будет для них эталоном.А в 80-е годы прошлого века,они произвели фурор,среди любителей..При таких малых габаритах,и такое звучание,даже сейчас для многих колонок недостижимо!

    • Анатолий. пишет:

      И я в молодости такие делал и ныне их даю \не страшно,на домашние свадьбы\. для среднего обывателя и ныне нормально,а в остальном Бокарёва слушайте.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Свежие вести с кубических фронтов.
        Сейчас вместо странного 6гд6 впаял запасной 10ГД-34-80( с резонансной 70) , снял ачх родного фильтра Салтыкова и ахнул. Там все идеально ровно и красиво, и внизу и вверху. Выяснил назначение резистора 22 ома, шунтирующего динамик. без него ниже среза есть выброс, резистор его убирает, делая спад двухступенчатым , переменной крутизны, самое то для звука.
        Пробовал убирать резистор, на звуке как бы ничего, чуть ярче делается, а на шуме разница просто огромная. Нельзя без него.
        Занялся пищалой, там с оригинальным фильтром беда горькая и ужас. Но постепенно удалось выпрямить этого Квазимоду. Фильтр уже 2го порядка, 1,5 мк на входе, родная катушка и пищалка, плюсом вверх.Если будет избыток верхов из-за слишком нового динамика)))), то паяем делитель из 3 Ом последовательно и 27 ом в землю. Избыток уходит. Но как я есть глухой на обе ухи, то делитель в итоге убрал, стал слышать звенелочки лучше прежнего.
        Сейчас файлы перегоню с измерилки на флешку и выложу в народ.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          вот измерения и схема нового фильтра

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            схема

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              ачх финальная

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Можно увеличить емкость вч фильтра с 1.5 до 2 мкф, используя родной кондер , один из двух. звук поярче становится, дырка на 3 килах выравнивается, но баланс светлеет. Как вариант- почему бы и нет. Металлом жахнуть-самое то.

        • Марков Николай пишет:

          Измерять, мерить, перемеривать!

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            забыли уточнить: и всегда сомневаться в правильности своих убеждений. Тогда баланс.

            • Марков Николай пишет:

              Алгоритм сомнений и саморазвития заложен в последнюю версию моего головного интерпретатора…

  14. ZUMER пишет:

    вот лучший динамик для этого оформления !!
    https://www.madisoundspeakerstore.com/approx-5-woofers/sb-acoustics-sb13pfc25-08-5-paper-cone-woofer/
    вот интересная конструкция на замену КУБИКУ …
    http://blog.livedoor.jp/qcreate/archives/52077019.html
    Звук воспроизведения, записанный в этих условиях, был загружен на YouTube. Вы можете посмотреть его по следующему URL.
     https://www.youtube.com/watch?v=MoRDUbezKsk
     https://www.youtube.com/watch?v=XIqjZOJuP78

    а вот и “супер КУБИК” … может кому интересно, пригодится
    http://speakerdesignworks.com/SB6pakproject_1.html

    • Марков Николай пишет:

      Имеем неслабый бандпасс! Добротность/эквивалентный объём шаг влево/вправо – и приличной АЧХ торба, а временные параметры у бандпасса – хуже всех собратьев.

      • ZUMER пишет:

        это буржуйские дины у них разброс есть, но минимальный. переведите японца через гугл, он там всё чётко описал! согласен что для совковых 6гд, 10гд, 25гд этот корпус для опытных …

  15. ZUMER пишет:

    Характеристики звукового давления (черная линия) возле отверстия второго воздуховода (красная линия) и блока низкочастотных динамиков следующие. Из этого графика резонансная частота первого воздуховода составляет 116 Гц, а резонансная частота второго воздуховода составляет 34 Гц.

  16. ZUMER пишет:

    В то время как максимальная SPL составляет около 118 дБ,
    есть еще одно преимущество использования шести сабвуферов на
    линию: общая площадь поверхности шести динамиков почти
    равна площади обычного 15-дюймового сабвуфера. Этот дизайн демонстрирует
    удивительное количество тактильного присутствия.

  17. Сергей Гудков пишет:

    задумка speakerdesignworks интересная, но очень мелкие размеры рисунков, какие там размеры корпусов? По АС Салтыкова могу подтвердить динамик 6ГД-6 весьма правильно выбран, все более поздние модификации имеют более кривые АЧХ. Выпуска 1973 года АЧХ ровнее чем 1978 и ниже резонанс чем 25ГДН-3-4

    • Марков Николай пишет:

      У трёх измеренных динамиков сильно различаются добротности.

    • ZUMER пишет:

      измеряли как ?? без оформления и в ближнем поле, судя по картинке, на штоке в 1м от пола … ?? интересно? да 6ГД-6 действительно другой подтверждаю, диф. тоньше это точно помню

    • Марков Николай пишет:

      И если повар на графике не врёт по поводу gate time=200ms, то должно быть влияние помещения.

    • LDS пишет:

      Все убрал) Кстати да, по поводу 200 мс. На программе ARTA у меня при 50 мс были такие пилообрзные графики, что о 200 молчу. А Вы чем измеряли, какой программой?

  18. Сергей Гудков пишет:

    по моим расчётам минимальный размер колонки для 6ГД-6 составляет 7 литров т.е. с учётом разброса параметров ТС головок, почти тот же объём, что в данной работе. Как известно представленный материал взят из журнала Радио №11 за 1977 год, стр. 56-57 “Малогабаритный громкоговоритель”. Может быть кто-то измерял получившиеся АЧХ кубиков?

  19. Мonster9000 пишет:

    Насколько лучше это звучит в сравнении с с30 ,с30а? Отличия только в басе?
    Ведь по сч уже ничего улучшить нельзя в с30а , где нч в полную полосу играет.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      сегодня , с высоты полученного опыта, не глядя заменил бы убогие фильтры от S30 на гарантированно- отменные от Кубиков. НО.
      Доработка S30- впереди, там нужно выяснить возможность оставить родные 3ГД-2 , что кажется вполне реальным, помня их ясное и спокойное звучание. Ну и полная замена НЧ фильтров на проверенные Кубики.
      Объём и настройка порта- это мелочи, там с ними изначально неплохо .

  20. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Со времени выхода этих легендарных колонок в свет мечтал увидеть их настоящую ачх . А сейчас есть внутреннее ощущение, что увидя её, расстроюсь , обнаружив недоработки. Хотя, динамики эти знакомы давно и питаю к ним уважение за их крепкую конструкцию и приличный звук.
    Прям, хоть бы кто-нибудь привез их на замеры, это было бы событие.
    Заодно и подшаманил бы для лучшего звука.

  21. kolobrkin пишет:

    Лежат, пыль собирают – куда выслать?(без пыли) :)

    • Мonster9000 пишет:

      а почём?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Первая мысль была: Высылайте мне, я проверю, настрою и будем предлагать всем желающим.

      • Марков Николай пишет:

        Не факт, что попадутся АС с динамиками со средними параметрами, вот попался Сергею такой низ : http://ldsound.ru/25-gdn-3-4-15-gd-14/#comment-38502, 3 литра эквивалентный объём, 87 Гц резонансная, ну и что хорошего с него получится?

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Истину глаголете. Сам в 90-е купил динамик 10 ГД-34, на замену поврежденному из колонки S30 , на радиорынке, приехал, измерил и дурно стало, такое дубьё , что ужас. Потом, правда, нашёл пару Грундигов небольших, стали в ящики как к себе домой, так и подарил их потом знакомому.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Ну вот. худшие опасения и предчувствия сбываются на лету.
            Подкинул фильтры от Кубиков к динамикам 6ГД-6 и 2ГД-36 в корпусе с фазоинвертором, промышленным от 6АС224.
            Чудище позорное, звука не видать.
            АЧХ в данный момент в архиве, ожидают сбора и отправки на форум LDSound . Заодно поизучал динамики , сочинил к ним свои летучие фильтры, добыл звук. И что самое невероятное, фильтры эти нудно повторили мои прежние наработки для 2-полосок. Принцип тот же: катуха на нч – 1, 4 мГн для 6ГД-6 на 4 Ома, фильтр вч – 1, 5 МКФ, катушка 0,5 мГн, гасилка к пищале последовательная на 2 Ома. Динамики плюсами вверх.
            Дальше- лучше. Вместо уродского 2ГД-36 подкинул новенький Визатон TW70 . И сразу все пошло как надо.
            Фильтр для него такой:1, 8 мкф емкость, катушка в землю 0,5мГн, гасилка 6, 8 Ом. Ачх ровная с подъёмчиком на верхнем крае, спад отдачи вне оси невелик, на 30 градусах имеем ровнючую ачх, прозрачный звук.
            Сейчас повожусь с настройкой порта и неспешно расскажу, чо вышло. На слух – очень приятно звучит, динамик наш 6ГД-6 очень удачный в плане средины. до 4 кил бежит ровно и красиво, спад тоже ровный.

            • Марков Николай пишет:

              Но почему тогда существует статья Батя, множество положительных отзывов и т.д???

  22. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    “Кубики Салтыкова” – пристальное изучение АС
    Давайте, пусть каждый автор отвечает за свой базар, а я за свой.
    Сейчас заменил 6ГД-6 на 25ГДН….в общем, от Веги какой-то, магнит огромный.
    Небо и земля. 6ГД6 и резонансом сильно выше, 70гц против 48 у 25ГДН, и добротность у 25ГДН в ящике 9 литров составила всего 0,45.
    И ачх у этого басовичка ровная , может без катушки напрямую играть либо с мизерной катушкой, 0,47мГн предостаточно ему.
    Единаственное, что пока насторожило- слишком спокойный звук против живого с наждачком и песочком звука 6гд6. Это выясню, что лучше.
    Схема фильтра, как обычно, четырёхсобачья, катушка на нч, емкость-катушка и гасилка на вч.
    Для 6ГД-6 вариант такой. 1, 4 мгн нч катушка. ВЧ фильтр: емкость 1, 8мкф, катушка 0,5мГН, гасилка 6,8 Ом.
    Для 25ГДН и визатона пищалки TW70 расклад временно такой: катушка НЧ 0,68мгн, емкость на вч 1. 8 мкф, катуха в землю 0,68мгн, резистор-гасилка 3 Ома. АЧХ позже будут.

    • Аудиостроитель пишет:

      Излишне мягкий низ не вызван ли низкой добротностью в ЗЯ га 9 литров? Может ему по-меньше нужно. Правда нижняя граница вверх уползёт, но не сильно.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Респект вам за верные мысли. так и есть, это проба сил , прикидочный вариант, хотя удачный, как говорится, с разбега.
        Что интересно: глянул ачх басовичка напрямую без фильтра- добротность 0,45, спад отдачи на резонансе 7 дБ.
        А с катушкой НЧ фильтра на 70 ГЦ уже минус 2 дБ, что дало такой эффект – видимо, омическое катушки фильтра нагнало добротность. Динамик-то 4-омный, нервно реагирует на лишние доли Ома. отвык я от этой 4-омной братии….

        • Марков Николай пишет:

          Ещё взаимодействие реактивного сопротивления динамика с катушкой ФНЧ подкинуло 1дБ. Но всё равно много.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Поскольку фильтры готовы, можно уточнить объем и настройку порта с новым динамиком, хотя даже в таком усеченном варианте- ЗЯ со срезом 70 Гц, звук откровенно хорош. Теперь знаю, что искать для компактной недорогой колоночки с красивым звуком.

            • Марков Николай пишет:

              S30 в глубоком пролёте…

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Николай, до S30 доберемся. Их на радиорынке как блох на Жучке. И там главное пищалу заменить на что-то получше.
                Кстати, Визатон TW6 и TW70 есть постоянно, я их зауважал после внимательного знакомства. Они могут хорошо сработаться со многими бумажными мидами .
                Даже был пробный пуск двухполоски на БГ-20 и TW70 , неплохо, очень неплохо.
                А самое главное- они всегда есть в продаже и повторяемость у них отменная.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Подвигать объёмом просто необходимо, но с утра до вечера провозился с кучей измерений и прослушек, к вечеру еле жив.
        По всему видно, динамик 25ГДН3-4 шикарно вписывается в небольшой объём, и с его 48ГЦ резонансной вполне можно выйти скажем на 55-60 герц в ФИ. И это сильно не похоже на 80 гц с 6ГД-6

  23. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Итоговая ачх и схема кубиков на 25ГДН..4 и ВизатонTW70 в кубике 9 литров от колонки 6АС224 , порт заглушен пока, на время макетирования. И без него зашибись играет . А с ним будет ещё круче.
    Фильтры от исходных кубиков отложены в сторону по причине полной безнадёжности в плане звука. Другого и не ожидал.

  24. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    6ГД-6 вчистую и без особой борьбы продул басовичку от Веги, 25ГДН…4 .
    Веган и по отдаче намного выше и резонанс у него 48Гк против 80 у 6ГД-6 и ачх без закидонов, протяженная и ровная. И добротность на все случаи жизни.

    • boo пишет:

      Шикарное исследование, Александр!
      И – вот оно то, что я никак не мог окончательно сформулировать – звук у них разный, и отдать предпочтение одному никак не получается. Электроника хорошо звучит на 25ГДН, а джаз лучше на 6ГД6. Фортепиано как бы малость приятнее на 25ГДН, а вокал – на 6ГД6. Я как раз сейчас переставлял головки в 3,5 литрах, ну, тех “сделай сам”. И всё-таки вернул в них 6ГД6. Внизу на таком объёме никакого выигрыша, а вот окраска меняется. И оставлять 25ГДН в таком объёме – убить его. Так что почти щелевик нарезал, две детали и отверстие под головку осталось, ещё малость и попробуем в нем оба. Но заранее предвижу, что 25ГДН там уделает всё и вся. А вот в 3,5 литрах пусть живут 6гд6 в своей родной и достаточно яркой серединке.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        А я в ваших словах нашел подтверждение своим сомнениям . Подача звука у двух динамиков сильно разная, это точно, при этом каждый интересен по-своему. Удручает одно, это слишком высокий резонанс у 6ГД6. Но это можно считать плюсом, в малой комнате не получим гула .
        Не рассказал об одной фишке, которая иногда удачно работает с недостаточно разборчивых в средине мидах. Катушка НЧ фильтра дополняется небольшой ёмкостью параллельно динамику, получаем резонансик на верхнем срезе, с небольшим пичком. Он подчеркивает средину , проясняет звук, речь, трубы, рояль. Пик на 4 кгц убирает мутность, но уровень очень критичен, нельзя перебрать, нужен резистор ограничивающий выброс.
        Я для 25ГДН3-4 и катухи 0,68мГн подобрал такой конденсатор , получил 3.3 мкф и 0,68 Ома резистор. Потом послушал, выкинул эту цепь и вернул тот же звук простой добавкой емкости к пищалочному фильтру. Вместо 1.8мкф взя\л 2.2 мк и получил шикарную ачх и звук.

        • Евгений пишет:

          Можно уточнить, о каком именно 25ГДН идет речь? Без конкретики некомильфо получается. Какой-то 25ГДН от какой-то Веги…

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Общим решением установили, что динамик звать 25ГДН3-4, от Веги 15АС-109. Но они бывают в двух вариантах, мне достался тот, что с хромированным пыльничком малого диаметра, не с бумажным болшего диаметра.

            • boo пишет:

              Разумеется, в двух. И эта блестяшка обладала свехмагнитными свойствами – притягивала шаловливые пальцы всех и вся. “И вот вам результата…” (С)

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Результат возни с кубиками настолько внушающий, что просятся на доработку S-30 , там с фильтрами все ну очень плохо, от слова никак . А динамики удачные.

        • Станислав пишет:

          у магнитофонов такой прием был, года кондерчик подкидывали к головке, пытаясь “еще чутка добавить ВЧ”)

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Ну да, на верхнем крае подтянуть обваленную отдачу. Но есть засада: за счет крутого среза на ачх звук становится кислотным и утомительным, назойливым. Плавно спадающая ачх для слуха намного приятнее и роднее.

    • Сергей Гудков пишет:

      Александр, это АЧХ Кубиков Салтыкова? bargraph (диаграмма из столбиков) какая-то странная, нет нижней границы, неужели колонки воспроизводят от 20 Гц? или микрофонный кабель фонит и шум с улицы ловится. А есть график в ближнем поле по сглаживанием 1/3 октавы? Хорошо бы ещё Z(f) настройки фазоинвертора посмотреть. 6ГД6 тоже Бердский как и 25ГДН

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Сергей, поднимитесь выше до сообщений сегодняшних, там увидите ачх басовика с фильтром в ближнем поле и отдельно ачх пищалки с фильтром на дистанции . Все измерения делаются в одной девятой октавы, как оптимальные по разрешению и скорости измерений.
        В одной трети делать измерения- слишком красиво и правильно , чего нет в принципе.
        Чтобы уйти от шумовой полки измерилки -нужно будет уровень шума поднимать, а это неудобно окружающим.

  25. boo пишет:

    Вот ещё в процессе подумалось – а не понизить ли малость резонансную в Салтыковках под 25гдн…
    Только вот без приборов я нынче.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Само собой, резонанс понизим, для этого есть всё что надо. Просто силы закончились.

  26. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Пару мыслей вдогонку, итоги изучения двухполосного кубика.
    Автор максимально протянул отдачу 6ГД-6 , вежливо обвалив отдачу на самом верхнем крае, вклад фильтра в ачх слабо выражен . Малый размер динамика позволяет ему работать с широкой направленностью на частоте стыка с вч динамиком, примерно на 4 кгц. Но есть два огорчающих момента.
    Пик на 2 кгц , работа пыльника, фильтром не убирается , звук от этого излишне яркий , баланс смещен в срединку. Второй момент- фильтр 3 порядка, работает слишком высоко, от 6-7 кгц и выше, ниже яма, что не может не сказаться на качестве звучания. Вероятно, автор применил такое решение для лучшей повторяемости , чтобы самые неважные динамики хоть как-то работали и что-то издавали . Пробный фильтр для 2ГД-36 показал достаточно сносный звук этой пищалы, хотя, что скрывать, ачх у неё страшненькая.
    Что касаемо альтернативного варианта на динамиках 25ГДН3-4 и TW70 Визатон с новыми фильтрами, то в плане улучшения имеющихся колонок без капитальной доработки, практически перетыком динамиков и макияжем фильтров, такой вариант имеет право быть.

  27. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    И самое последнее последнего)))
    Возникла проблема: что делать с парой кубиков, подаренных форумчанином?
    Докупать детали и динамики , превратив колонки в суперские? Пенсионный фонд РФ такие проекты не финансирует, к сожалению. Но избавляться от колонок надо, места для них в моей каморке не выделено.
    Похоже, как говорил командир лайнера ТУ154 из фильма Экипаж- взлетать нельзя, оставаться тоже. значит, будем взлетать. Идея такова: из того, что есть, делаем доработанный вариант кубиков , улучшив до нормы изначально уродские ачх и звук. Внешний вид колонок очень даже неплохой.
    А звук мы добудем. Кому-то пригодится , обязательно.

    • Аудиостроитель пишет:

      Было-бы ближе – можно было бы подумать. Очень даже интересно. Но, далековато.

    • boo пишет:

      Сделаьб из низ сабвуферы и запрятать под диван иди за кресло :)

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Да, в общем-то, после настройки , с исправным и нормальным по отдаче, неушатанным 2ГД-36 получился совершенно нормальный звук, за который не стыдно. Даже была мысль: и чего ты дядя Саша, возился со своими Сканами, когда эта шняга так прилично играет
        и втрое меньше по габаритам.

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Александр Сергеич!Извините, не уяснил, где Вами описаны схемы фильтров (перенастроенные) для 25 гдн и 2гд-36?

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Их нет, потому как сразу измерялась пара 25ГДН3-4 с Визатоном.
            По причине неважной отдачи у 2ГД-36, он явно недотягивает до уровня 25ГДН, тогда как с TW70 отлично сработалось.
            А вторым этапом стала попытка все же добить вариант на динамиках 10ГД-34 и 2ГД-36, при этом оказалось, что 6ГД-6 был дефектный, там катушка затирала и сама ачх проблемная. А 10ГД34- молодцом.
            Звук этой пары меня устроил вполне.
            Сейчас выложу ачх другой пары на страницу в клубе

  28. Мonster9000 пишет:

    Так кубики лучше оригинальных с30 или 15ас-109 звучат или хуже?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Колонки 6АС224 , с оригинальными фильтрами и набором динамиков по схеме кубиков, показали совершенно превосходную ачх и звук на НЧ, но отвратные на вч и требуют доработки , желательно с заменой вч динамиков на что-то получше.
      Тогда к звуку не придраться при всем желании.
      Объём 6АС224 и расположение динамиков на фронтпанели принципиально мало отличаются от варианта колонок по Салтыкову, к тому же в заводских колонках динамики закрыты решетками и имеют красивый внешний вид.
      Что касаемо 15АС-109, то лет 14 назад попадались такие колонки, там все было печально в плане звука. Разве что мидвуфер 25ГДН3-4 очень удачный, как оказалось.
      S30 оставляют тяжелое впечатление своим шавкающим громыхающим звуком с призвуком пустой фанерной коробки и тоже нуждаются в доработке.

      • алексей пишет:

        Про 25ГДН3-4 тоже скажу, после замены ими штатных 25ГДН1л в 50АС-201 «Кливер» звук на НЧ стал гораздо приятнее.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Этому есть простое объяснение: ровная спокойная чх с красивым спадом , тонкий подвес, резонанс пыльника уведен повыше и сам этот выброс невелик.

          • Юрий пишет:

            После изысканий Александра, осмелюсь предположить, что наиболее оптимально заняться доработкой 15ас-109, ибо в них 25гдн-3 помещен в оптимальный объем, и доработка сведётся к замене ВЧ динамика на визатон и доведение до ума фильтров и результирующей АЧХ.
            И, разумеется, s30b, в этих, возможно, даже 3гд-2 не придется выкидывать. Когда есть эти модели по бросовой цене, то заниматься доведением до ума тесных скворечников типа 6ас нет смысла.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Верно пишете, чисто случайно познакомился с очень неплохими колонками, удобными для доработки с гарантированным результатом- 6АС 224. Доведу их до рабочего состояния и займусь S30 b. Приятно сознавать, что труд – вернулся звуком.

            • Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

              Юрий, но сами смотрите, в эти тесные скворечники идеально вписываются 10ГД-34, коих легион . И куда их, если не сюда?
              А значит, уже 3 варианта на горизонте: 6АС224, 15АС 109, s30b

            • Дмитрий Большаков пишет:

              Осмелюсь заметить,что в S -30B стоят никак не 25гдн 3-4, а 25 ГДН-1-8 (10 ГД-34-80). У них и магнит гораздо меньше и сопротивление больше.

              • Юрий пишет:

                Ваша смелость похвальна, но как бы выше никто и не утверждал, что в S30B стоят 25ГДН-3. Там стоят именно 25ГДН-1-8 и тоже в оптимальном обьеме – речь шла именно об этом. Не нужно делать ложных предположений и выдумывать проблемы, а потом героически их решать.

                • Дмитрий Большаков пишет:

                  Да,понял,что недопонял немного Вас… И кстати вместо 6- АС, прочитал именно БАС. Немного ввело в заблуждение.

      • Мonster9000 пишет:

        6ас-224 у меня есть в виде 15ас-220 , вроде как ничем не отличаются.
        бас неплохой, лучше 15ас-109 и с30 , но сч уступает в ясности Веге , а вч так себе,хуже только 3гд-31 у Кометы

        Звучание Кантаты тёплое, ласковое в стиле 70х ,хотя колонки 80х
        Но у 15ас-213 бас круче , хоть они и меньше размером

  29. Игорь пишет:

    Интересно, никто не пробовал к 10ГД-34 пришить Visaton FRS 5X/8?

    Звук шикарный! По сути пищалка с низкой Fs.
    Раздел можно будет опустить до 700 Гц – 1кГц.
    Правда придётся изолировать маленьким стаканчиком.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      По всему, этот Визатон обязан играть волшебно. были у меня недавно пара похожих зарубежных динамичков, очень ровная, ровнейшая ачх и красивый звук, самое то в прикомповые колонки.
      Но так думаю, что эти Визатончики лучше споются с динамиками поболее, скажем, 10ГД-30. Потому что 10 ГД-34 сам прекрасно отрабатывает средину до 3-4 кгц , а дальше подбирается любой ровной пищалой

      • Andy_P пишет:

        Вроде про 10гд-34 много написано, много копий сломано, и они и их собратья 15-гд11 не играют нормально СЧ, вы их не раз звали “кирзой” :) Мне они тоже не симпатичны на СЧ. Что-то изменилось?

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Тут есть ещё один маневр, если применив ровную пищалу , подхватить 10ГД-34 скажем, на 2, 5 килах, отдав ей самую верхнюю срединку , то звук может выиграть. Но даже в самом усеченном варианте, с 2ГД-36, трудно было придраться к звуку.

          • Марков Николай пишет:

            Как раз таким занимаюсь с 15ГД-11. Раздел 2400 Гц, предварительный результат обнадёживает

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Хотя, в бытность работы в лаборатории, пытался применить такой крохотный ширик от Фостекса FF85K в качестве пищалы к 15″ вуферу. Звук получился никакой, мутная верхушка , каша пшенная.

    • ЮрИваныч пишет:

      Интересно, никто не пробовал вместо 10ГД-34 и пищалы ставить один Visaton FR 10 HM/8 ? Тут на авито корпуса от колонок вега 25 ас 101. за 600 руб в хорошем состоянии …

      • Andy_P пишет:

        А как получить бас от динамика с резонансной частотой 120 Гц?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Эти Визатоны для прикомповых шкатулок, но никак не для замены нормального мида .

  30. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Может, попался удачный, потому что 6гд-6 я сразу забраковал за откровенно тухлый мутный звук. А 10 ГД-34 живо и прозрачно поёт, можно пищалу закрыть рукой. звук притухает, оставаясь красивым.
    И по виду он аккуратно сделан.
    Да и все воспоминания о 10ГД-34 у меня по 90-м, когда слушал S30 с жутким звуком и лучше ничего не было.
    Найдут второй 10ГД-34 -сравню с этим.

    • Мonster9000 пишет:

      шёлковая пищалка на с30 не виновата в том что она цыкает, виноват фильтр и разработчики.
      Та же самая пищалка в 6ас-2, в с30б играет прекрасно и никакого цыканья там нет

  31. Sinus пишет:

    От тех времен остались два акустических памятника, кубики Салтыкова и диск По волне моей памяти. Друг друга стоили. В рамках домашней самоделки на 5 дюймовом поступном динамике трудно сделать лучше. Что только в них ни ставили, и всегда был отличный результат. Это касается и автомодильных динамиков. Сам Салтыков делал на 6гд6 и 2гд 36, потому что 10гд34 были большим дефицитом, с 6гд6 намного легче, и что бы ни говорили знатоки, 6гд6 изначально среднечастотный динамик, и его отличная работа на нч заслуга безупречного акустического оформления, и если не давить, сч чистенькая и спокойная. 2ГД36 тогда стояли в каждом телевизоре и их безболезненно можно было оттуда выковыривать, они стояли коаксиально с сч нч динамиком. АЧХ тогда мерить было нечем, меряли по точкам доверяясь сомнительным динамическим микрофонам, но и на слух было ясно что с балансом и ачх всё в порядке. Потрясающий результат они показывали в открытом пространстве вне помещения, панорама была исключительная, тогда только появились магнитные головки звукоснимателя, до этого были пьезо с разделением 10-15 дб мах, и измерительные пластинки, и там в демо файлах были отлично записанные сюжеты. Относительно заводских от Симфонии или С90, при этих размерах звучали удивительно хорошо. В сравнении с любой заводской небольших размеров выигрывали во всем. Самые популярные тогда МАС 1М на 10гд30 переигрывали на голову. Лучшее что пришлось ставить, безродные бумажные автодинами из Фольксваген-транспортер 80х годов. Великолепная ачх, и они прекрасно держали большие уровни, чего ни 10гд ни 25 гд не любят. Очевидно сейчас можно подобрать динамики с мощностью ватт 50 который на 15 комнатных ваттах будет иметь линейность стереотелефонов 0.3-0.5 перцента. А что еще надо в ожидании вируса. Эту акустику должен сделать каждый начинающий мелогонщик и он никогда не будет разочарован.

    • Евгений пишет:

      Ещё один “акустический” памятник тех времён – усилитель В.Шушурина.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Искренне с вами согласен.

      • sinus пишет:

        Хотел и Шушурина упомянуть в фамилии был не уверен, хотя сам предпочитал безвестного автора из брошюрки, а потом Зуева. По усилителям выступали неплохо.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Так выглядит АЧХ колонок , изначально собранных на динамиках и с фильтрами для Кубиков но на базе колонок 6АС-224. Объём ящиков подошел идеально, НЧ фильтр безупречен, с ВЧ пришлось повозиться, гораздо лучший результат дала пищалка Визатон TW70 . Труды по переделке этих колонок выложены на форуме.
      Звук я назвал бы завораживающим и волшебным. Одна крохотная колоночка заливает комнату чудной музыкой, голос висит перед тобой. Нет слов. какое чудо.

      • sinus пишет:

        Поддержу автора. Правда сч нч стоят на размер меньше старые автомобильные а вч родные. На столе рядом с монитором очень приличная ачх, большой намек на низкие, и звук очень похож на взвослую акустику. Для компьютерной акустики превосходно.

  32. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    о чем хочу сказать отдельно.
    В данных колонках на базе 10ГД-34 , 25ГДН3-4 или 6ГД-6 из-за протяженной отдачи мидов стык с пищалкой выполнен высоко, навскидку в районе 4-5 кгц. Из-за этого пищалку было необходимо как можно ближе стянуть к басовичку, чего нет в колонке 6АС-224 . Результат этого конструктива- нестабильность ачх в разных точках напротив колонки, что впрочем, на слух ловится, как…..никак))))))) Один микрофон это знает ,но молчит.
    Это так, мелочь, к которой разве что я могу доколупаться. А в целом, колонка просто суперская. Снимаю шляпу перед светлым гением её автора , Олега Салтыкова.

  33. Марат пишет:

    Недостаток статьи- умалчивание автором :
    1) частоты настройки фазоинвертора и соображений по ее выбоу.
    2) своих соображений по выбору площади отверстия фазоинвертора.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Уверен, что в те годы мало кто понял бы вообще, что такое эта настройка, куда её и с чем. Тогда пихали в корпус 10МАС трубу от пылесоса, увяряя в прорывном звучании, а вся проблема была- как правильнее эту трубу врезать- в пареднююстенку, в верхнюю либо в нижнюю, с выхлопом в дно.
      И ни одного возражения от знающих, что так делать аморально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *