Старое наименование: 10ГД-30Б
Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.
Назначение: для применения в закрытых акустических системах второй группы сложности в качестве низкочастотного звена для работы в помещениях.
Технические характеристики:
Диапазон частот: 63 – 5000 Гц
Неравномерность АЧХ: 14 дБ
Чувствительность: 86 дБ
Рабочая мощность: 3 Вт
Коэффициент гармоник при подводимой мощности на частотах:
125 Гц: 7%
200 – 630 Гц: 5%
1000 – 2000 Гц: 3%
Сопротивление: 8 Ом
Паспортная мощность: 20 Вт
Долговременная мощность: 30 Вт
Кратковременная мощность: 45 Вт
Частота резонанса: 32 ± 8 Гц
Полная добротность: 1
Эквивалентный объем: 60 л (0,06 м3)
Размеры: Ø 200х97 мм
Вес: 2,1 кг
Конструкция:
Головка электродинамического типа, низкочастотная, круглая, с неэкранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена методом литья под давлением из алюминиевого сплава.
Магнитная цепь:
Кольцевой ферритовый магнит марки М28РА180 размером К110х45х16 мм.
Керн диаметром 39,8 мм.
Верхний фланец с отверстием диаметром 42,8 мм.
Высота воздушного зазора 7 мм, его радиальная ширина 1,46 мм, индукция в зазоре 0,95 Тл.
Подвижная система:
Звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭТВ-1 диаметром 0,2 мм, намотка двухслойная, общее число витков 93, в первом слое 48 витков, во втором – 45, высота намотки 11,3 мм, омическое сопротивление 7 Ом. Каркас катушки изготовлен из бумаги К-120Н. Высота ЗК 23,8 мм, внутренний диаметр 40,3 мм, внешний (вместе с намоткой) 41,8 мм.
Диффузор конической формы с криволинейной образующей из бумажной массы с пропиткой.
Подвес тороидальной формы из резины.
Центрирующая шайба из ткани с пропиткой.
Колпачок сферической формы с отверстием в центре.
Решил не останавливаться на достигнутом. Дочка попросила себе в комнату что-то по солиднее, чем ее МДФовские компьютерные гавкалки. Используя опыт изготовления АС с 4х10ГД-30Б на выходных сделал опытный экземпляр АС по-меньше:
2х10ГД-30Б на НЧ,
1х10ГД-30Б на СЧ
и 10ГД-35-16.
Габариты: 90х30х27см. Лицевая панель: 23 мм березовая фанера. Остальное 18мм ДСП.
Фильтр взял от 25АС-109 (немного допилил). Включил и сразу получил море впечатлений. Можете сравнить рядом две “сестрички”. Про первую я выше писал.
Серж, одно морщит сознание: на средине направленность у 10ГД-30 куцая, по оси ещё добежит до 4-5 кил, но вне оси рухнет с 1-2 кил, куда пищалке точно не дотянуться. Неспроста применили ему в напарники никудышний, но широкий своей кирзовой душой 3ГД-31, он и с кила спокойно споёт , не то что эта пищаль. А так все лихо и интересно, уверен, шо звука там- вагон.
Александр, соглашусь с вами по направленности, но я слушаю музыку в комнате 5х4м. АС стоят по короткой стороне. На расстоянии 2,5-3м от них всё очень прилично. Больше скажу, в этом варианте звук получился на столько естественным, что концертная запись фортепиано звучит так, как будто он в комнате. Дочка и сын, которые как раз заканчивают музыкальную школу по классу фортепиано в один голос признались, что из всех имеющихся в хозяйстве колонок новые “малышки” звучат наиболее натурально. Да, 10ГД-30Б – это очень классные динамики для домашней акустики. Хотя, когда я лабал в школьном ВИА, у нас были две эстрадные колонки собранные как раз на этих динах. По 6 шт в каждой. Мы через них пускали бас и ритм гитары. Прокачивали актовый зал на ура. Всем удачи. Готовлюсь собрать аналогичные по конструкции АС на базе 2х8ГД-2. Результатом поделюсь.
Серж, недавно довелось послушать и измерить старинные колонки от Сансуй на динамиках JBL , была такая серия “собери сам”
Две полосы с басовиками 12″ и рупорным излучателем .
АЧХ средней паршивости, как бы не придраться особо, но звук рояля вызвал странные ощущения: словно звучит гитара , без нижнего участка, фундамента, да и сами эти звуки словно выстреливают отдельными нотками , нет цельности , лажа невероятная. Хотя формально, по ачх- бас есть, чутка поджатый. А в целом ужас.
Так что, я прекрасно понимаю, о чем вы пишете.
ПС. Вижу, вы отпустили ваш средник 10 ГД-30 , убрав катушку . Нет возражений. А вот на нч цобель я бы оставил, с ним скорость отклика басовика заметно выше, чем с ф-ром 2го порядка.
Привет “Odessa”. Я в вашем институте связи ка курсах повышения квалификации был. Когда мы дружили. Моё мнение: Я бы на средние частоты поставил 4ГД-35 или 3ГД-32. Но не 10ГД-30. СЧ стало бы красивее. И колонку сделал бы поуже (ширина 24см.). Люблю узкие, глубокие,высокие столбы. В квартире удобно.
Мы и не ссорились! Пробовал ставить 4ГД-35. Но по мощности они не вытягивают. Особой разницы в звуке при 40-50Вт не заметно. Плюс эстетика: когда все динамики в ряду выглядят единообразно, то изделие выглядит приятнее.
4ГД35 по скорости отклика обгонит 10ГД-30, вылезет вперед и будет торчать своим нахальством. А у массива из 10ГД-30 средина спокойная , ровная и с плавням спадом, низкоработающая пищала спокойно подхватывает этот звук , получаем красивое слитное звучание в целом.
средник к 8″ басовику не может иметь хлебало размером с 4ГД-35, средина валится на внеосевых, звук страдает. Как бы азы, но видимо, не для всех.
Заранее прошу прощения за, возможно, глупый вопрос. А не пробовали ли Вы случайно на середину не ферритовый 10гд-30б, а альнико 10гд-30е ставить? Было две пары колонок 10мас-1, одни рижские, другие бердские, приобретенные под впечатлением от первых, разочарованию не было предела и пустил оба комплекта на органы. Но у меня, как у дилетанта, сложилось впечатление, что 10гд-30е на порядок музыкальнее, а 10гд-30б именно басовичок, плохо приспособленный к воспроизведению симфоний…
Михаил, от части вы правы. Но по моему опыту (15 шт. динамиков 10ГД-30Е, 17 шт. 10ГД-30Б и несколько 25 и 35ГД-1-4) Ешк более музыкальные. Т.е. натуральнее звучат в широком диапазоне и чуйка у них выше. Остальные чуть туповатие, но для нормальной бытовой техники вполне подходят. Я в колонку на 4-х 10ГД-30 специально ставил пару Ешек и пару Бэшек. И очень доволен.
Да у Вас серьёзные проекты) Еще бы внешний вид доделать.
Скоро доведу до ума.
Вид на звук не влияет. Доказано Занусси (С).
Класс !!! )
А чем раньше пропитывали диффузоры и колпачки?На моих 25гд-26Б диффузоры чем по покрыты,они гораздо жестче,и цвет черный.Колпачек также жесткий,если на него надавить,диффузор сдвигается вниз.
Читал что применяли сильно разведенный НЦ
Была пара таких из 70-х годов. По-моему это краска, во всяком случае ацетоном растворяется и пачкается, как краска. Хотя может и грунтовка.
А какие параметры Тиля-Смола имеет динамик 20ГДН-1-4 ?
А такой бывает?
Такого динамика в природе не существует в фабричном исполнении, разве что некоторые умельцы мотают специально для него катушку под 4 Ом
Уважаемые коллеги, я прошу прощения, я ошибся с названием. Динамики
35 ГДН 1-4
Так же есть ещё пара 10ГД 30Б
Они идентичны по внешнему виду. Корзины и диффузор у них одинаковый.
Хочу на них колонки запилить.
Вот нужны параметры для просвета.
По 2 в колонку разных типов. Сопротивление 6 Ом будет. Эти динамики вообще в фазинверторном исполнении можно применять?
Сч динамики у меня есть. А вот к вч вопрос с. Какие наиболее хорошо к ним подходят ?
А как у Вас 6 Ом получится?
10ГД с фазиком – это спорно, 35ГДН для этого лучше приспособлен…
Евгений. Точно. 6 Ом никак.
Но это даже и хорошо. 2,66 Ома будет помощнее.
Так вообще можно делать. Подключать 2 разных динамика, хоть на вид они вообще идентичные ?
Вот я и хочу узнать, какая у них паспортная хотябы Чувствительность, полная добротность, объёмы и резонансы.
И на какой усилитель,Вы, собираетесь нагрузить, 2,66 Ом активного сопротивления АС ?
Паспортные х-ки динамиков, есть на этом сайте. Проблема, в том, что, они разнятся у разных экземпляров.
Лучше всего снять характеристики с Ваших конкретных головок. По поводу 2,66 Ом – я бы не ставил такое в свои АС. Лучше либо докупить либо поменять одну пару. Тогда у Вас получится либо 4 Ом (пара 8-Омных параллельно), либо 8 Ом (пара 4-Омных последовательно) и оттуда уже плясать…
Я не знаю разумно ли включать басовики последовательно. Когда басовики параллельны каждый из них демпфируется усилителем, а если мы включаем динамики последовательно, то каждый видит не малое сопротивление усилителя а последовательно с ним нелинейное сопротивление второго динамика. Не будет ли при этом повышаться добротность так, как будто сопротивление усилителя выросло до сопротивления динамика? Не забубнит ли?
Интересный открытый вопрос, требует разбирательства.
Вопрос действительно интересный. Точно не вспомню, но вроде были какие-то АС с последовательным соединением НЧ-головок.
20МАС-1 – там как раз таки две таких головы последовательно соединены для импеданса 16 Ом
Я эту тему знаю: Последовательно включённые два динамика нужно считать как ОДИН с суммарной площадью диффузора , и две катушки как одна сумарного сопротивления. И все расчёты вести с учётом этого. И демпфирование усилителем тоже как на одну катушку (4+4=8 ом), (или 8+8=16 ом как в «Электроника Б1-01»). Бывает и один динамик с двумя катушками и их можно включить и последовательно и паралельно.
На днях разобрал как раз Радиотехнику S-40L – там тоже пара НЧ-головок включена последовательно.
Раньше требовалось большое сопротивление для ламповых усилителей с трансформатором. Вот им то 16 ом наверное в 20Мас и хорошо было.
Сейчас же мосфеты и на Ом работают. Тот же tda7294 tda7293 на 2 Ома по-моему тоже работают. Надо посмотреть. У меня еще усилитель (демо плата от IR SEMI есть класса D на 1.8 кВт.
В общем с усилителем проблем быть не должно.
А вот с качественной колонной прошу помочь. Именно с двумя парами моих динамиков.
Ламповый усилитель ,,Макинтош”-275, работает с 2 Ом акустикой. Некоторые, хорошие, транзисторные усилители с 8 Ом.
Усилители класса В и D, точно не для музыки !
Если только, для саба в кино ))
здравствуйте. устал рыть инет. может подскажете. лежит у меня один такой динамик. хочу сделать саб в машину. нашел 3 схемы. где то закрытый ящик, где то с фазоинвертором. объем и 20 и 30 и 50 литров.. все же, какой общем и тип ящика лучше для данного динамика в качестве сабвуфера авто?
Для саба он слабоват будет. Закрытый ящик, 50 л будет лучше 30 л и тем более 20 л. Я слушал, правда 35ГДН в авто. И скажу что объем в 15 л и 25 л слышен.
Не рекомендую использовать 10ГД30 в автомобиле. Имею на это основания или по другому печальный опыт. Вибрацию эти старые динамики переносят плохо, у меня слетели оба магнита. Далее, большие перепады влажности и температуры вредно сказыаются на сохранении свойств этих и других бытовых динамиков. Богу богово, кесарю кесарево, а слесарю слесарево…
Serg_Odessa, здравствуйте!
Очень интересные у вас проекты. Скажите пожалуйста, а ваших последних “малышках” вы отделяли от общего объёма, тот 10ГД-30Б, который работает на СЧ? И какой объём ему “достался” в этом случае от общего? И ещё один вопрос. Один наш собеседник спросил, но его вопрос остался без ответа, а меня он тоже заинтересовал: Лучше ли, по вашему мнению будет звучать на середине 10ГД-30Е? Очень интересно услышать на сей счёт и мнение Александра_Ростов-на-Дону.
Заранее благодарен вам за любой ответ.
10гд-30 на мой слух красиво и спокойно звучит на средине в самой важной её части. И даже выброс на верхнем крае не доставляет неудобства, можно фильтром красиво уложить , звучать бутет достойно. Но как верно пишет Коля, объёма динамик попросит , так попросит. Не царское это дело, в консервной банке петь . Да и с направленностью на средине у 8″ динамика обычно скромно, с пары килогерц начнет валить отдачей в стороне от оси. Значит, пищала нужна особая, чтобы с килогерца и до 20 с широкой направленностью. Скажем, рупорный излучатель и хороший. А он денег стоит, как вся аудиосистема. Навскидку. драйвер HD1040 с рупорком XT-100 от Эйтинсаунда. Суперская вышла двухполоска, для знакомого музыканта. Вот она
А в чем собственно проблема. Кто запретит 10ГД30Е играть на СЧ? Какие принципиальные вопросы надо решить. Объем бокса, ну пусть будет 10 л и что. А звучать будет. Уж не хуже 4ГД35. Вопрос в том как он будет состыкован по чувствительности с дружной парой. Если автор состыковал, а фото имеется и претензий нет, то ОК.
Как говорил Александр из Ростова “Суха, мой друг, теория, везде,
Но древо жизни пышно зеленеет”. Они с Мефистофелем едины во мнении. Я присоединяюсь.
Коля, у меня нет ни каких проблем. Вы вопрос то поняли? Просто по вашим ответам, я не понял о чём вы…
1. Вопрос был о боксе. Есть он или нет. Я могу ответить за автора “Есть”. Если нет, то он полный профан. Но такого впечатления не производит.
2. Вопрос об объеме бокса. Я привел в качестве стеба объем 10 л, но он может быть и 5 и 7 л. Меньше – это как-то… Хотя…
3.Лучше ли, по вашему мнению будет звучать на середине 10ГД-30Е? Лучше чего? Я ответил. Если сумел состыковать, то будет. Я правда не знаю какой сакральный смысл с слое “звучать”. Поэтому ответил. Нравится как звучит, ОК.
Что тут не понять.
1. Спасибо, что разъяснили про бокс, я тоже был уверен, но вдруг… По этому и спросил.
2. Вопрос был к автору и он конкретный “какой объём?”. Стёб мне мало интересен.
3. Про луче чем что: Вопрос про конкретную акустику и её “среднечастотник”.
не понял вашего коментария и дальнейшего вопроса.
Спасибо!
Я понял, что автор поставил 10ГД30Е на пробу. Судя по всему, он в курсе (не надо считать себя умнее автора), какие требования предъявляются к СЧ. По характеристикам этот динамик “имеет быть”. На мой взгляд выбор не лучший. Объясняю. Для “сшивки” СЧ и ВЧ полоса верхних воспроизводимых частот должна быть в районе не менее 10 кГц. 10ГД30Е очевидно заканчивает работу “несколько ниже”. Следовательно, для сшивания с 10ГД35 требуются фильтры высоких порядков, а это не есть хорошо со всех точек зрения.
Мое мнение остается прежним. Для данного индивидуума звук вполне на уровне. А это главное.
Вы хотите повторить?
Хотелось попробовать повторить, Николай. Пока это в мыслях, и прежде чем начать следует подготовиться и морально и материально (я имею ввиду громкоговорители в таком количестве). Мне казалось, что 10Гд-30Е имеет больше шансов, но это только моё предположение. Скажу честно у меня не богатый в этом опыт ну и соответственно глубина познания. Я этого не скрываю и мне не стыдно в этом признаться. Я с удовольствием читаю комментарии людей, но при этом могу отличить знатока от амбициозно настроенных людей. Спасибо вам за последнее разъяснение. Я понял вас.
Ещё раз благодарю!
Видите ли Дмитрий, 10ГД30Е мне оччень хорошо знаком. Можно сказать первую свою ляпу я сваял именно на нем. Только пожиже было по полосам 10ГД30Е, 4ГД6,3ГД31.
Насчет “повторить”. Возраст советских динамиков около 30 лет. Это много. Если у Вас есть запас динамиков, средства измерений, образование, то тогда можно.
4 ГД-6? Во времена моей молодости к нему в пару 4 ГД-8Е предпочитали ставить.
Просто потому, что 4ГД6 – редкий динамик. Я до сих пор считаю, это был лучший советский СЧ динамик. Они впервые были использованы с 6ГД2 в Виктории 001.
4ГД8Е – типичный автодинамик с резким спадом ЧХ в районе 5кГц. Его использовали радиолюбители,поскольку его можно было достать, а альтернативы не было. Его потом сменил 4ГД53.
Спасибо, уже почитал про него. Реально ни чего не слышал о 4 ГД-6…
Только в Виктории 001 был 8ГД-1РРЗ (6ГД-2 был в Симфонии).
Ну, нехай 8ГД был в Виктории. В моей Симфонии тоже был 4ГД6. Я его заменил на “вместо выбывшего из игры” 3ГД1.
Наоборот, конечно. 3ГД1 на 4ГД6
Лучший способ начать с какой-нибудь простой колонки. У Вас есть что-нибудь под руками?
Для опытов есть несколько 10 МАС с Е-шками в НЧ.
Ну вот с них и начните. Перейдите на ветку 10МАС. Там есть мои посты-советы.
Ящик, как я понял, закрытый.
Парни, Хочу узнать Ваше мнение. Есть корпуса от АС “Симфония 003”, Думаю их сделать играющими. Не восстанавливать родное исполнение. Интересует мнение о НЧ звене и оформлении. АС предполагается 3 полосная. Есть 4 шт. 10ГД-30Б.
1. По одному НЧ динамику 10ГД-30Б или по два;
2. Закрытый ящик или фазоинвертор.
Если без шуток, то проблема пары 10Гд-30 в ящике от Симфони в том, что они 8-омные, а нужно соединять как-то, это раз. А два- это стыковать с пищалкой. Если оба -два , то один нужно обвалить на средине, то есть делать 2.5 полосы. Иначе свалка . Или оба валить внизу, тогда средник нужен, а вам это в диковину. И не только вам, тема скорбная для начинающего. Вот и думайте, куда податься с вашими идеями.
Валерий!
У тех нескольких динамиков 10ГД-30Б, которые у меня были, добротность примерно 1. Замена подвесов не помогла, в итоге я их выкинул.
С такой добротностью, речи о ФИ быть не может. В ЗЯ даже большого объема будет бубнение, некоторые считают его басом. Я пробовал, мне не понравилось.
Но тут дело вкуса, вернее его наличия или отсутствия.
Постарайтесь определить хотя бы Qts, делается это одним замером голого динамика.
Имеющиеся у меня 10ГД-30Е гораздо лучше т. к. у них умеренная добротность подходящая для ЗЯ. Кстати, недаром 10МАС-1М сделаны в ЗЯ, в данном объеме ФИ противопоказан.
И обратите внимание на состояние резинового подвеса. Иногда он достаточно мягкий, иногда – нет. В последнем случае могут помочь специальные автомобильные реставраторы резины. Лучше, конечно, новые мягкие подвесы, но для замены нужны навыки, да и стоимость подвесов близка к стоимости целых динамиков.
Объём “Симфоний” великоват, для многих 10ГД30-Е достаточно 40…50 литров, но больше – это не меньше.
Наверное, симфонические ящики заслуживают динамиков более высокого уровня, но это дело хозяйское.
3. Справитесь с тремя полосами или нет.
4. Есть ли опыт хоть какой-то и приборы, кроме рулетки и компаса?
5. Сможете ли отфильтровать 33 разных мнения в ответ на ваш вопрос?
Тихо шепну насчет одиночного ШП Visaton BG20 в ящике от Симфонии . Разумеется, в паре с их чудной пищалкой SC10N.
Объём идеально подходит.
Равно как овальный Альфард ETP 1623 Z1
В чём разница между 10 гд 30 б и 35 ГДН? Какой лучше или нет разницы?