20 ГДС-1-16 (15 ГД-11)

Старое наименование: 15 ГД-11

Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига.

Назначение: для применения в закрытых и фазоинверсных акустических системах первой и второй групп сложности в качестве среднечастотного звена для работы в помещениях.

Технические характеристики:

Диапазон эффективно воспроизводимых частот: 200 – 5000 Гц

Отклонение от АЧХ по звуковому давлению: 12 дБ

Чувствительность: 89 дБ

Коэффициент гармоник: 2%

Номинальное сопротивление: 16 Ом

Предельная шумовая мощность: 20 Вт

Предельная долговременная мощность: 25 Вт

Предельная кратковременная мощность: 30 Вт

Частота основного резонанса: 110 Гц (±50 Гц)

Эквивалентный объем: 3 л

Габаритный размер: Ø125х77 мм

Вес: 1,3 кг

Описание конструкции:

Головка громкоговорителя электродинамического типа, среднечастотная, круглая, с не экранированной магнитной цепью. Корзина изготовлена из алюминиевого сплава литьем под давлением.

Магнитная система:

  1. кольцевой ферритовый магнит марки М16БА190-1, размером К85х35х16 мм;
  2. керн диаметром 24,9 мм;
  3. верхний фланец с отверстием диаметром 27,2 мм;
  4. высота воздушного зазора 8 мм;
  5. радиальная ширина воздушного зазора: 1,15 мм;
  6. индукция в воздушном зазоре: 0,8 Тл.

Подвижная система:

  1. звуковая катушка, намотанная проводом марки ПЭТВ-1 диаметром 0,125 мм, намотка двухслойная, общее число витков 128, в первом слое 65 витков, во втором 63. Омическое сопротивление 14,6 Ом (±0,5 Ом). Каркас катушки изготовлен из фольги марки А6-М-0,05х24 и бумаги ЭН-70. Внутренний диаметр 25,6 мм, внешний – 26,55 мм.
  2. диффузор конической формы из бумажной массы с пропиткой.
  3. колпачок сферической формы из бумажной массы с пропиткой.
  4. подвес тороидальной формы из прорезиненной ткани.
  5. центрирующая шайба из ткани с пропиткой.

Тема на форуме

86 комментариев: 20 ГДС-1-16 (15 ГД-11)

  1. Дмитрий пишет:

    Интересно, а что будет если вместо резинового подвеса установить тканевый? Кто нибудь знает?

    • LDS пишет:

      Чувствительность должна вырасти. Но что будет с АЧХ неизвестно. В 30 ГДС (http://ldsound.ru/30-gds-3-4/) прорезиненная ткань, но она намного тоньше и легче, чем здесь.

      • Дмитрий пишет:

        Но тут же тоже прорезиненная ткань. Вот и я думаю переделать на просто ткань, без резины для своих S90B.

        • Алексей пишет:

          Люди наоборот, подвес жёстче ставят для уменьшения хода диффузора, а вы мягче.

          • шел мимо пишет:

            ход диффузора ограничен, в первую очередь, центрирующей шайбой! Подвес лишь удерживает диффузор от перекоса+ за счет своей жесткости-мягкости меньше или больше гасит стоячие волны в самом диффузоре.

          • Виталик пишет:

            От резинового диффузора резонанс упадет, из-за его жёсткости. А мягкую резину я думаю вы не найдете.

            • Евгений пишет:

              А не повысится резонанс? Мягкие резиновые подвесы изготавливает НПП “Диффузор”, Санкт-Петербург. Не знаю, есть ли у них на диаметр 125, но бОльших диаметров точно есть – подвесы из очень мягкой резины

          • Alik пишет:

            Да там и так хода диффузора нет,играет от 500 Гц в герметичном 3 литровом колпаке.

        • Vip Kit пишет:

          Подвес у 20-гдс-16 – резиновый.

  2. Роман пишет:

    От ппу подвеса толку больше будет

  3. Юрий пишет:

    Чувствительность у него не 84 , а 89дб , принципе на ачх всё же видно , почему в описании так , непонятно.

    • Да верно 89 дБ, поправил,спасибо.
      АЧХ снимается не по чувствительности, а по звуковому давлению. Чувствительность обычно измеряется на нескольких частотах, а затем усредняется.

      • Марков Николай пишет:

        Сижу, втыкаю:
        8-омная версия – провод 0,16 , 92 витка, 6,4 Ома
        16-омная – провод 0,16 , 128витков, 14,6 Ома
        А должно было бы – 8,9 Ома! Наверное, провод в 16 Ом тоньше?
        Сорри, не дочитал тему, уже было. Просто не исправлено в описании.

  4. Наиль пишет:

    А что это за динамики с магнитной жидкостью? На колонках S90F сзади написано, что динамики с магнитной жидкостью! Информацию бы сюда пополнить про них, и характеристики естественно.

    • WaveCorp.ru пишет:

      Обычно, – это вч. На НЧ магнитную жижу выплёвывает из зазора…

      • Евгений пишет:

        СЧ-головки 30гдс с магнитной жидкостью в зазоре ставились в семейство S100: S100B, S100D, S100F. Не знаю за первые две модификации, но S100F сам видел в продаже. В них СЧ-головка такая же на вид, как 20гдс из любых S90. Возможно, всё отличие головок сводится к магнитной жидкости и, соответственно, более качественному демпфирования резонансов СЧ-головки.

  5. Антон пишет:

    В описании не точность с проводом. Там не 0,16мм. С таким проводом 16 ом не получится. Провод скорее 0,12 по меди.

    • Александр Юрьевич пишет:

      Совершенно верно вы подметили! Провод 0,16 (всегда мерится только по меди) используется при восьмиОМной катушке,а для 16ти ОМной катушки завод использует провод 0,125 толщиной. А так как его не найти,то можно использовать 0,13 стандартный (допустимо)

  6. Константин пишет:

    Купил пару 20гдс1-16. Керн к магниту приклеен прозрачным клеем (Супер-Клей китайский?) крошится как стекло. Клей нанесли по внешнему краю магнит под шайбой сухой и чистый.
    На одном из за этого уехала центровка керна полумесяцем зажав катушку.
    Попытаюсь центровать снова дедовским методом 4 спички и штангенциркуль. год вроде 88г снял с S90B.
    Как и горелый 75гдн1-8.

    • Вадим пишет:

      Центрировать лучше всего рулончиком фото плёнки, подобрав диаметр и количество слоёв. Поверьте мне восстановил не один динамик таким способом.

  7. Виталик пишет:

    Подскажите пожалуйста,с какой частоты от сможет нормально звучать? От 500гц ? Ниже нет смысла?

  8. Данилл пишет:

    можно ли вместо тканевого диффузора поставить резиновый с али? и если можно то какого размера в дюймах?

    • LDS пишет:

      Можно, но если очень тонкий, лучше ткань или пену (ППУ). В Украине есть очень годный сайт с всеми необходимыми размерами.

  9. Игорь пишет:

    В СЧ динамиках применение подвесов из ППУ и резины не приемлемо по резонансным характеристикам, только ткань или бумага с пропиткой.

  10. Куприянов Александр пишет:

    У меня на складе лежали в ЗИПе четыре 20ГДС-1-16 с советских времён. В упаковке. Видимо не пригодились. Часто слышал критику про них. Решил проверить так ли это. Визуально всё акуратно: Чистенькие, никаких подтёков клея нет , кривого ничего. Понажимал не шуршит. Замерил резонанс около 120 Гц. Погонял генератором всё чисто и ровно. Все слушали (когда я начинаю лабораторные работы все работу бросают и собираются). Неравномерностей на слух никто не услышал. Вставил его в ящик от 15 АС-225 “Комета”. Звучит хорошо. И теперь он стоит на стенде “НА ВЫДАЧУ”. Где клиентам демонстрируют отремонтированную аппаратуру. И каждый раз сравниваем средние частоты его с разными. И сами толпой слушаем и клиентов спрашиваем:”Какой лучше ?”. И ответа только два-или ОДИНАКОВО , или ВАШ ЛУЧШЕ. А наш это 20ГДС. Тогда за что его критикуют. Может не завод изготовитель виноват , а он был сгоревший , да его самозванцы ремонтировали ?

    • Марков Николай пишет:

      Его называют мидбасом, но он родился среднечастотником. Слишком мала высота намотки, из зазора выглядывает на миллиметр. Значит, амплитуда для него недопустима, так как появятся нелинейные искажения всех видов, и в большом количестве. Правда, слух адаптируется, сам проверяю его на всю полосу. Очень заметно, что только чуть больше низа – и диффузор вообще неуправляем. ПАС ему показана с рождения, и всё, что уменьшает амплитуду – тоже.

      • Марков Николай пишет:

        Сорри, выглядывает не на миллиметр, а всего на 0,3мм! Соответственно, всё сказанное актуальнее в 3 раза.

  11. Куприянов Александр пишет:

    Интересное наблюдение: Хорошие среднечастотники стоят в ЭМИ. Родители покупают их детям , и записывают в муз.школы. А те репетируют дома. А играют “гаммы” а не “Мурку”. Да ещё педагоги говорят “Слуха нет”. Папа психанёт и аппарат на мусорку. А динамики там стоят с идеальной АЧХ. Иначе все ноты звучали бы с разной громкостью. И их бы забраковали. А они звучат одинаково (ровно, как говорят некоторые). И эно с простейшей электроникой. В них ведь больше ничего ценного нет. Три-четыре микрухи да контакты нарисованные.

    • Марков Николай пишет:

      Вот потому что там ничего ценного нет, и динамики вряд ли будут стоящими. Маркетинг, однако.

      • Куприянов Александр пишет:

        Специально вскрыл Синтезатор мк-982 залежалый на складе. Сам аппарат стоит 7т.руб. Не скажешь , что дешовка. В нём два динамика 5W , 8ом. Внешне похож на наш 4ГД-8. И размер как 20ГДС-1. Погонял их генератором – всё чисто и громко. Кривизны не услышал. Это оказался не среднечастотник а широкополосник с диапазоном 50-14000Гц. с ровной АЧХ.

    • Дмитрий Большаков пишет:

      Что такое ЭМИ Разрешите поинтересоваться, в целях общего развития?

      • Куприянов Александр пишет:

        Электро Музыкальный Инструмент. Электропианино. Синтезатор.

    • Vip Kit пишет:

      Оба динамика, до обработки были проверены. Звучали одинаково резко. Они у меня давно валяются, всё не решался выбросить.
      Настойка прополиса, спиртовая. Куплена в аптеке за 37 целковых (флакон 25мл).
      Диффузор обрабатывал изнутри и снаружи по два раза и пыльник два раза, и один раз центрирующюю шайбу.
      Использовал небольшую колонковую кисть, слой изнутри до полного высыхания, слой снаружи, тоже до полного высыхания и т.д.
      Подвес обрабатывать не стоит, Fs повысится, и заметно. Это если подвес бумажный или тканевый.
      После обработки центрирующей шайбы, ход диффузора стал жёстче, в сравнении с заводским.
      Сам не ожидал, такого результата, предполагаю, что прополис значительно увеличивает потери в диффузоре динамика.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        И целлюлоза и прополис- дети природы, вот и результат. А пропитай им пластик- …….!

  12. Константин пишет:

    Выцветший на солнце 20гдс великолепно звучит

  13. Анатолий Анатольевич пишет:

    Архи-хреновый динамик 15 и 20 ГДС кто умеет тот заменяет его! Некоторые\редкие дорабатывают с неизвестным результатом. У меня их целая коллекция к обмену и продаже! Может кому надо для опытов?

    • Марков Николай пишет:

      Имею три, два печальны, жизнь принуждает провести ряд экспериментов. Получится что-то толковое – выложу.

      • Vip Kit пишет:

        Недавно, провёл любопытный эксперимент – обработал диффузор, пыльник и центрирующюю шайбу – 20-ГДС-1-16, настройкой прополиса. Второй динамик оставил, как есть для контрольного тестирования.
        По результатам эксперимента пребывают в лёгком шоке. Обработанный играет ровно и спокойно, Ozzy поёт своим голосом и гитара Айомми не назойлива.
        Заводской вариант, в сравнении криклив и резок, тоналка критично завалена вправо.
        Слушал без фильтрации, на ламповом SE.
        С этого момента зауважал пчел, пасечников, аптеки и наши динамики ))

        • LDS пишет:

          АБ в какой-то теме советовал, но только подвес. А какие пропорции настойки? Или это аптечная?

          • Чалов Денис пишет:

            Действительно, где взять или как сделать эту настойку.

            • LDS пишет:

              Аптека, рынок. Лично себе сделал для мед. целей. Тут интересны пропорции и стоит ли на все подряд наносить.

              • Дмитрий Большаков пишет:

                Советовал и Александр Сергеевич и “Ёшкин Кот” (давно не слышно его здесь) и Юрий Робертович на форуме. В аптеке такая настойка стоит около 40 рублей (г.Владимир). Обрабатывал диффузор у 4ГД-28. Несколько подходов,центр чуть побольше.Полимеризация несколько недель (точно не знаю,мои ещё пахнут,месяц уже). Подвес обрабатывал (в отсутствии изобутилена) мышиным клеем разведённым один к десяти изопропилом.

                • Ёшкин Кот пишет:

                  Поли(изо)бутилены не растворяются изопропилом. Нужны углеводороды или растворители на их основе.
                  Главная проблема многих 4гд-28 – катушка, вышедшая выше фланца из зазора из-за усыхания бумаги или её стягивания усохшей от старости пропиткой гофра. Такой динамик красиво играть не будет. Если такой дефект имеет место, его нужно устранить.

                  • Дмитрий Большаков пишет:

                    Да,прошу прощения за невнимательность… Мышиный клей я растворял уайт- спиритом,конечно!!! А изопропилом растворял БФ, для пропитки центра диффузора у 1ГД- 50.

              • Ёшкин Кот пишет:

                Скрипичные мастера грунтуют скрипки примерно 25% раствором прополиса. Концентрация аптечного раствора – 100гр. на 1 литр спирта, т.е. около 10%. Если в процессе приготовления раствора сливали или фильтровали отстоявшуюся восковую фракцию (раствор не мутный и без осадка), то итоговая концентрация может быть немного меньше. Оставлять воск или нет – дело индивидуальное, его наличие больше задемпфирует, “приглушит” бумагу. Обычно советуют брать чистый отстой без воска.

        • Куприянов Александр пишет:

          Надо было сравнить оба динамика до обработки. Потом после обработки. Может они изначально были разные.

        • Ёшкин Кот пишет:

          Продолжаем улучшать 20ГДС! )
          Вот вам новая фенечка для резины подвеса:
          LIQUI MOLY Gummi-pflege — средство для ухода за резиной
          Если резина сильно задубевшая, то сначала протираем чистым бензином (можно “калошей”, керосином, уайтспиритом и т.п. углеводородами), дожидаемся начального размягчения и высыхания, затем мажем этой штуковиной, лучше с обеих сторон. Сохнет несколько дней, в процессе сушки динамик можно погонять на генераторе или шуме. На бумагу наносить не нужно. Содержит изопропил, поэтому для подвесов из ППУ категорически не рекомендуется.

    • Александр Ростов-на-Дону . пишет:

      На радиорынке сравнил несколько этих средников , просто на слух, они все разные и разной степени хреновости, от неплохих до чудовищных .
      беда ещё в том. что самый важный участок , от 700 до 3000гц, у них изрезан как проселочная дорога в распутицу. И я не знаю, кем надо быть, чтобы этот кошмар применить в колонках высокого качества.

      • Куприянов Александр пишет:

        АБ. Вы не учитываете мелкие города страны. Где нет ни рынков ни даже радиомагазинов. Но и там слушают музыку , и сами играют и поют. И слух имеют. И их гораздо больше чем в Ростове и в Перми вместе взятых. Им что теперь заткнуться и молчать , и ничего не делать ? И там зарплаты меньше.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Можно всё. Только потом не стоит затевать важные речи о высоком качестве своих колонок.
          Скорбный опыт приятеля, накупившего по бедности гору хлама , из которого в принципе ничего не собрать. за эти же деньги можно было купить комплект для шикарных полочников . Но это не наш метод, похоже. Тратить деньги на хлам и говорить про бедность.
          Добавлю, что на этапе отбора можно измерилкой найти что-то приличное, откинув хлам .Тогда – получится, а вам- честь и хвала, из того, что есть рядом, создавшему достойное. Только слухометр- неважный прибор , сильно зависимые у него показатели.

  14. Куприянов Александр пишет:

    Опять работы нет и очередной эксперимент. Сравнивал среднечастотники: 20ГДС-1 , Импортный от ЭМИ , 3ГД-38 , 2ГД-40. Всё в диапазоне 200-8000Гц. Победитель 2ГД-40. Он всех чувствительней , и чище, претензий ни у кого не было. ЗГД-38 на низах искажает и какой то специфический звук, хотя некоторым понравился. Остальные слабочувствительные из за этого никто их не выбрал.
    Дополнительно: Если у 3ГД-38 обрезать низа глубже то звук становится похож на 2ГД-40 , у которого они уже и без фильтра обрезаны.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      ежли стыки корректные, то в средники сгодится и 15ГД11а, сам сейчас слушаю неперелопаченную 25АС-309 , к среднику нет претензий, все ровно и ясно. Сам не верю, но-факт.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Вчерашняя попытка сочинить свой НЧ-сч фильтр взамен заводского для 25АС-309 показала высокий звуковой потенциал басовика 25ГД-26 , способного отработать средину без помощников , получить добротную двухполоску поинтереснее 10МАС-1. Но одновременно зашел в тупик со средником 15ГД-11 в родном тесном стакане. Заставить его ровно звучать от полутора килогерц у меня не получилось, общее звучание оказалось неприятным . Хотя басовик сам по себе с фильтром первого порядка звучит безупречно.
        Видимо, тему трёхполоски закрою.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Что значит, надеть сапоги с утра на свежую голову))))
          Посидел, вник и все понял, почему вчера не склалось внедрить средник в трехполоску на 25ГДН26.
          Оказалось, родная НЧ катушка фильтра- индуктивности куриной, всего 1, 2 мГн. И куда с ней потом? Поэтому басовик уехал далеко, средник визжал.
          Сейчас получил достойный стык полос НЧ и СЧ, все измерил, заодно в разных положениях СЧ регулятора, красивенько так. И на слух классно, слитность , спокойный звучок, не стыдно ща него. Остальсь притулить сюда родной 3ГД-31, чтобы не искать другой пищ, использовать что есть, и выложу все схемки

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            а это ачх басовичка 25ГДН26 с фильтром 1го забавного порядка: катуха 2 мГн и резисторный шунт динамику на 33 Ома 5вт. Что ачх что звук- загляденье.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              ачх средника 15ГД-11 с новым фильтром.

              • Марков Николай пишет:

                Вот оно. Фильтр в студию, пожалуйста:-)
                Без микрофона сие действо нереально.
                Люди, пользуйтесь микрофоном и головой!
                Зона совместной работы от 500 до 4500, покруче Ниваги:-)
                В каком стакане? А ведь 2 кГц вылезли.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  стакан не трогал, бился с оригиналом. Фильтр попытаюсь накорябать, будет ужас ужасный, без юсб мышки.

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    вот он. Пищалу настрою чуть позже. Сегодня.

                    • Марков Николай пишет:

                      Вот АЧХ фильтров. И попробуй угадай, что должно быть именно так. Делитель 5/10 Ом, чувствительности 84 и 90 дБ/Вт.

                    • Марков Николай пишет:

                      Добавление 2,7 Ом последовательно с 16 мкФ чуть смягчает горб и расширяет вниз:

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  2 килогерца там странный пик, то есть то нет, может какое-то переотражение от стенок.Хотя, есть он на ачх средника, а пущай останется, он струну подчеркивает. В целом не торчит и ладно

          • ВикВик пишет:

            Куриная индуктивность катушек – это видимо фирменный стиль у Веги. Измерял индуктивность катушек в 50АС-106 – та же история.

  15. Марков Николай пишет:

    Посмотрел высоту ЗК и толщину фланца. 8,6 и 8 мм соответственно. Посмотрел у своего – реально 2 витка по 0.15 мм выше фланца. По-нашему, амплитуда больше 0,3 мм ему противопоказана. Я думал, хоть 1мм можно… Какая в пень Нивага при таком смещении, тут надо смотреть, чтобы с нормальным первым порядком с резисторным шунтом амплитуда не была больше!

    • Чалов Денис пишет:

      И тем не менее я его послушал без фильтиации и… мне нравилось. Искажений не мерил, но играл на низах лучше 10гдш-1, с катушкой и магнитом аналогичным с двадцатками.

  16. Марков Николай пишет:

    Понял, почему звучит при значительной амплитуде. У него керн выступает выше зазора на несколько миллиметров! А это самое опасное место по неравномерности магнитного поля (http://ldsound.ru/nonlinear-distortion-of-electrodynamic-speakers/). Конструктор всё же был не лопух. (С).

  17. Valery пишет:

    Подвес у 20 ГДС-1-16, как здесь писали, не резиновый, а ткань с резиновой пропиткой. По крайне мере у меня так. Интересовался на предмет замены подвеса, так как задубел, и вижу что проблема найти тканевой. Предложили заменить на ППУ. Как это скажется на звуке совершенно не знаю и не знаю что делать!? Насколько понимаю этот динамик короткоходный и это свойство определяет центрирующая шайба и она у него заметно жестче. Может и ничего вариант замены подвеса на ппу!?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Смысла в замене ноль. жесткость это свойство динамика для данного оформления, чтобы избежать выброса внизу при работе в тесном стакане. забудьте.
      Тканевой подвес не дубеет, он такой с рождения.

    • SV пишет:

      Несмотря на возражения А. Бокарёва, попробуйте заменить подвес на ППУ (ПеноПолиУретановый). Должен получиться улучшенный вариант 10ГД-34. Вот только очень желательно измерить его T-S параметры, чтобы подобрать оптимальный ящик, если динамик будет НЧ-СЧ. Если только СЧ, то нужно будет заклеить окна корзины динамика для получения ПАС.
      Не могу утверждать, что результат будет прекрасен, но в данном случае стоит “рискнуть”.

  18. Valery пишет:

    Не согласен! Визуально на подвесе есть трещины и местами подвес мягкий а местами откровенно дубовый. Судя по вашим словам он таким и должен быть!?

  19. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Значит, ваша правда. Мне попадались исправные динамики, без подобных дефектов. Только все равно , менять тряпку на ППУ я бы не стал .
    Хотя, по ржавой памяти, там подвес был как
    по-моему, резиновый)))) Дубовый .

    • Чалов Денис пишет:

      Резиновый у 20гдс-4, вега. От радиотехник там действительно тряпка с пропиткой, и у динамиков после 87-88 гг выпуска она дубеет так, что при попытке пощупать, ломается. Чем их чинить, проще целые купить, их дёшево продают сейчас.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Спасибо, разъяснили. Мне почему-то попадались средники на резине, с другими не знаком.

      • Евгений пишет:

        20ГДС-4 тоже встречаются как на тряпке, так и на резине… Зависит от конкретного экземпляра

        • Чалов Денис пишет:

          В 25ас-121 романтика использованы 20гдс-4 с тряпкой. Вегавские только на резине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *