3-х полосная АС “Сага Сибирь” на динамиках Seas (CA26RFX + CA18RLY + T25CF001)

АС сделаны на базе норвежских динамических головок Seas, серии Prestige и Excel, в корпусах промышленного производства. Корпуса – мебельная фанера толщиной в 21 мм сорта 1/3, передняя и задняя плиты толщиной в 32 мм, поверху натуральный шпон американского ореха, покрытие итальянскими полиуретановыми материалами “Сайерлак”. Две поперечные усилительные брэйсы. Отдельный СЧ бокс на 6 л. Звукопоглотитель – синтетическое нетканое полотно толщиной в 20 мм, латунные регулируемые ножки с шипами.

Технические характеристкии:

3-х полосная АС с фазоинвертором

Диапазон частот по уровню -3 дБ: 34 – 25000 Гц

Неравномерность АЧХ по диапазону: ±1,7 дБ

Чувствительность: 90,5 дБ/Вт/м

Сопротивление: 8 Ом

Минимальное значение импеданса: 4 Ом

Подводимая мощность: 5 – 100 Вт

Долговременная подводимая мощность: 100 Вт

Используемые динамики:

ВЧ: 25 мм, Seas T25CF001, Норвегия, тканевый купол sonotex, с низкой вязкостью ферромагнитная жидкость, применяемая только в серии Excel

СЧ: 180 мм, Seas CA18RLY (H1217), Норвегия, пропитанный бумажный диффузор на натуральном каучуковом подвесе

НЧ: 260 мм, Seas CA26RFX (H1305), Норвегия, пропитанная бумага, натуральный каучук подвеса

Частоты раздела фильтров: 450 Гц и 4700 Гц (параллельные фильтры 2 порядка, разведены 12,5 мм2 медной моножилой, разводка динамиков проводом Qed Profile-79, в 2,5 мм диаметром (Англия) и советскими авиационными проводами БИН и БИФ, диаметры 0,75 и 1,5 мм. Выходные позолоченные терминалы под лопатку и бананы.

Габаритные размеры (ВхШхГ): 1000х380х330 см

Вес одной АС: 40 кг


Юнибокс насчитал:

  1. басовику этому дальняя дорога и ФИ корпус в 78 л;
  2. максимальная подводимая мощность, неискаженная до 100 Вт;
  3. максимальное давление на метре выше 110 дБ;
  4. две достаточно коротких трубы и их настройка на 34 Гц;
  5. короткий импульсный отклик и как изюминка на тортике – отдача по минус 3 дБ на 33 Гц, т.е. такой басовик, до которого не каждый сабвуферный динамик доберется.

Затем не такой уж и мучительный выбор к этому басовику приличного среднечастотника – тут прямо в руки просится этой же классической темы, и так же давно выпускаемый Seas CA18RLY.

И также в Юнибоксе расчет его акустического оформления, к нему подошел объем в 6 литров – может  пробасить достаточно убедительно, но без лишних эмоций, ровная отдача без сюрпризов, 8 Ом и 90 дБ с 1 Вт мощности, такая же литая корзина и вентилируемая катушка.

Ну, а поскольку речь в начале шла о диапазоне за горизонтом, то и ВЧ динамик определился быстро – Seas T25CF001, он уже из более дорогой серии Excel, но за удовольствия надо платить, и есть за что: тканевый купол со своей пропиткой, низкой вязкости ферромагнитная жидкость, 91 дБ, 6 Ом, ровная АЧХ до 25 кГц по -3 дБ, двойной магнит, задняя камера и передний, литого металла, фланец.

Затем берется нетканое полотно толщиной в 20 мм и плотностью в 800 г/м2, берется мощный мебельный степлер и вперед – одолевать углы и закоулки, козе понятно, что через посадочное отверстие басовика:

О том, что в наших стройных рядах многочисленного аудиосообщества, а конкретнее – в его арьергарде, время от времени, по одному Б. известному алгоритму, маргинальные элементы начинают кучковаться в дурно пахнущий конгломерат и запевать давно известные всем речитативы про то, что АЧХ  ни о чем не может сказать, про фазовременные искажения, как порождения дьявола, про древние акустические системы, которые только боги в горшках обжигали…. про упругих доярок, про всеобщий упадок и скорый конец Света. Дрожжей в это болотце подбрасывают самопальщики, в силу тех или иных причин неспособные прибиться к одному из берегов:

  1. невозможны корректные измерения в обычной жилой комнате;
  2. только прослушивание может вынести окончательный вердикт;
  3. не всегда красивые замеры качественно “приготовленной” АС могут совпадать с услышанным;
  4. часто ровная АС звучит плоско и безжизненно.

Акустическая система – техническое изделие, поэтому ее технические расчеты и технические измерения должны бежать впереди, иначе это не АС, а говорящий ящик, вполне возможен и худо-бедно поющий – в силу стечения благоприятных обстоятельств (к примеру – базовое понятие о том, что ВЧ-динамик надо включать в цепь через конденсатор, иначе ему придет быстрый капут). Типа так:

Тут у меня НЧ, СЧ и ВЧ динамики включены напрямую в УМ – это когда шесть проводов скручиваешь в кучу, среднечастотник, само собой, в противофазе: АЧХ укладывается в ±5 дБ, фазовая кривая с одной проблемой на 7 кГц – можно списать на “жанровость”. Вполне себе нормальная АС, только кондер добавлю.

Сегодня достаточно много расчетных и измерительных программ, которые с точностью, и намного превышающей возможности человеческого слуха, могут спрогнозировать поведение динамика в предлагаемом акустическом оформлении, качественно построить разделительный фильтр и провести итоговые акустические измерения. Было бы желание.

Желание никуда не ушло, поэтому включаю очередную пару АС на прогрев розовым шумом, одной заклеиваю лишние отверстия и перевожу в ЗЯ, во вторую ставлю заготовки ФИ-труб и вспоминаю основные понятия.

ГОСТ 23262-88 с дополнением из ГОСТ 16122-87:

  • 0 (высшая группа сложности) – АЧХ в 40-25000 Гц, неравномерность в 2 дБ по диапазону 250-8000 Гц, искажения в 1,5 (1) % на 1 Вт;
  • 1 группа сложности – АЧХ в 50-12500 Гц, неравномерность в 2 дБ  в диапазоне 250-8000 Гц, искажения в 2 (1) % на 1 Вт;
  • 2 группа сложности – АЧХ в 100-8000 Гц, неравномерность в 4 дБ по диапазону 250-8000 Гц, искажения в 4 (3) % на 1 Вт.

Измерения проводятся в 1/3 октавы, на 1 м, свип-тоном, при подаче на клеммы АС 1 Вт мощности УМ. Нижний порог измерений: +10 дБ от шума КДП, уровень отраженных помещением сигналов: -10 дБ от уровня сигнала АС.

1. Чего то меня в полуфинал занесло, – микрофон на выходе ФИ, басовик в ближнем поле, СЧ и ВЧ с 0,5 м, все включены через один из вариантов фильтра 2-м порядком. Труба ФИ еще не обрезана до размера предложенного Юнибоксом, поэтому имею слабоватую отдачу до 24 Гц (по – 3 дБ) – не дотягивает до отдачи басовика.

2. Seas Excel T25CF001 с 0,3 м, измерение АЧХ и искажений в 1/9 октавы, 1 Вт. Тут просто поставил две АС рядом, сигнал на один ВЧ, потом на второй и не удивился – близнецы.

3. Seas 26RFX в закрытом ящике на 78 л, свип-тоном с 0,3 м – на интерес. Красиво в облака уходит, выход из поршневого режима на 500 Гц, чуть выше от этого пошел провал (чик) в 3 дБ, резонанс в 50 Гц нихрена не удивил – бывали у получше.

4. К каждому басовику с микрофоном, в ближнее поле, и посмотреть разницу по искажениям – синяя кривая (ЗЯ) на выходе из поршневого имеет рост ГИ против ФИ-оформления.

5. И по фазовой кривой провериться – тут уже ФИ-оформление (красная кривая) имеет “неприятность” на 57 Гц – кто бы ее еще услышал.

6. Скорость нарастания сигнала при задействованных двух трубах ФИ в 0,188 мс, – ожидал чего то страшного, уходящего за горизонт, увидеть, но не нашел.

7. Сам импульсный отклик – длительность в 1 мс – образцово-показательный.

8. Его ГВЗ длительностью в 7,36 мс, на 50 Гц

9. Тут уже интереснее картинка – обрезал две трубы ФИ до расчетных 15 см и получил, само собой и зафиксировал крыжами, отдачу на 34 Гц по -3 дБ. Без всяких “джентльмены на слово верят”. А сам замер сделан композитом из замера ФИ и басовика – оба на свип-тоне в ближнем поле.

10. Опять в Арту – посмотреть задержанные резонансы у нефильтрованного басовика на большом окне в 30 мс.

11. А это уже фильтрованный 2-м порядком басовик в еще большем окне (48 мс)

Дошла очередь до среднечастотника : Seas CA18RLY, судя по линейному ходу подвижки в 10 мм, резонансу в 42 Гц и индуктивности катушки в 1 мГн, вовсе и не среднечастотник, а резко выраженный басовик, но он имеет легкий для басовика диффузор, отдачу с ватта подводимой мощности в 90 дБ, на метре, и достаточную площадь излучения в 136 см2. Т.е. дает запас для выбора частоты раздела с порядочных показателей басовиком.

12. АЧХ снята с 0,5 м у нефильтрованного СЧ, разброс в 3 дБ и спокойно работает от 100 до 7000 Гц в 6-литровом боксе.

И если надумал чем то продолжать отдачу АС вверх, то обязательны его сравнительные измерения под углами. В даташите викинги заявили этому СЧ верхний порог в 3000 Гц, но я тут не вижу в упор каких то предпосылок для такого приговора – вполне можно пришивать к нему на 5-6 кГц какой нибудь ВЧ, из приличных.

Фильтры в сборе, все номиналы абсолютно одинаковы, измерены мультиком и подписаны:

14. Но прежде чем устанавливать в корпуса, по народной индейской традиции, подключаю их попеременно к одной АС, потом к другой – это покажет качество динамических головок и случайный косяк при сборке фильтров. Судя по замерам авторитет викингов ни на децибел не упал, сборка присутствует.

Затем окончательная установка фильтров в корпус и повторный замер, с маркерами по диапазону. Неравномерность АЧХ вышла в 1,4 дБ на сторону.

Условия измерения не изменились – микрофон на 1 м по оси ВЧ, АС на середине комнаты, до отражающих поверхностей (исключая пол) больше 2х метров, т.е. отраженный сигнал приходит по уровню в минус 10 дБ – так, как в ГОСТ прописано.

15

С первыми отражениями от пола, ниже 300 Гц, можно побороться только закапыванием АС по морду лица в мягкий чернозем, где нибудь в удаленной от ворон местности, можно еще в пайнте АЧХ карандашиком подрисовать, но не умею, можно еще освоить прогу, которая даст красивую симуляцию АЧХ, но стыдно ее осваивать, особенно при наличии хорошего “железа”.

16. Плоды любопытства

Каждый раз макетируя новый фильтр, по древней традиции, включаю ВЧ-динамик в двух вариантах – фаза/противофаза – и смотрю замеры, именно фазовой кривой и импеданса. С этой АС ничего нового не увидел – синфазно включенный ВЧ-динамик дал более ровную отдачу АС по амплитуде, дал ровный импеданс в 8 Ом, но опасаясь за психическое здоровье будущего владельца взял, да перевернул его в противофазу – все таки порванная в районе 5 кГц фазовая кривая (синий пунктир) очень заметна на нежных, и не очень, обертонах.

17. Затем в Арте, не сходя с места но поддав газку, измерение искажений – тут 2-я гармошка по уровню выперлась, на желтом крыже, в минус 39,8 дБ от уровня основного сигнала. Сколько это нолей справа от запятой, в процентном показателе, не озадачиваюсь – быстрее МЧС приедет, чем я в калькуляторе посчитаю.

18. Это в духе времени и последних достижений компьютерщиков – итоговая АЧХ в 3Д представлении – просто смотреть на равномерность цвета по диапазону и чего нибудь шшёлкать, типа семок.

20. А это одна из возможностей нового Спектраплюса – просто делаю в ближнем поле измерение выхлопа ФИ и басовика, СЧ-ВЧ с 0,5 м, на все замеры ставлю крыжи и нажимаю композитную АЧХ.

 По уровню давления промахнулся правда, но какие мои годы.

21. Это к одной АС, на середине комнаты, плечом к плечу прислонилась вторая АС – уже заметен разбег АЧХ ниже 2 кГц от близко расположенной отражающей поверхности.

22. Фазовая кривая АС по электрическому тракту и импеданс

Сопротивление на 8 кГц падает до 4 Ом, неприятно, но съедобно для большинства усилителей; – ФЧХ укладывается по диапазону в +22/-15 градусов, зашибись, а “незашибись” вылезает ниже 70 Гц – тут начинается переход прямой отдачи НЧ-ГГ на отдачу ФИ.

С двумя горбами на импедансе понятно – правый показывает резонанс басовика в корпусе (50 Гц), провал показывает пик отдачи, т.е. настройку ФИ (33 Гц), левый горб, на 20 Гц, показывает спад отдачи ФИ по минус 6 дБ, ниже уже нечего ловить.

Автор работы: Анатолий Гаврилов, по материалам: hi-fi.ru

22 комментария: 3-х полосная АС “Сага Сибирь” на динамиках Seas (CA26RFX + CA18RLY + T25CF001)

  1. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Толя Гаврилов- крепкий, знающий, ищущий и добивающийся акустик из Красноярска. Радуюсь его успехам, он для меня образец умелого и грамотного подхода к постройке акустических колонок. Лет за 10 Анатолий продвинулся от начинающего самодельщика до мудрого гуру. Всегда с интересом слежу за его новинками.АБ.

    • Vip Kit пишет:

      У конденсаторов МБГО, МБГЧ, высокий тангенс угла деэлектрических потерь. Твитер Seas T25, на таком кроссовере, не раскроет свой потенциал.

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Материал диэлектрика заметен на слух куда слабее чем точный номинал конденсатора, подобранный по микрофону и на слух. Да и цена более престижного, нежели МБГ, конденсатора, совершенно не смертельная. Дядя Толя сводит колонки на обычных деталях, добиваясь звука, а желающие уже могут заменить оригинальные детали на свои. Или не менять, слушать, как есть. Так понимаю ситуацию.

  3. DIM пишет:

    Мне кажется, я слушал эти АС в Питере. Если не ошибаюсь, конечно. Очень похожие, по крайней мере. Вместе с усилителем на 300В. Звучание мне категорически не понравилось. На слух – очень много грязи, причем откровенной. На усилитель грешить сложно, он очень грамотно сделан, источник – тоже.

  4. Сергей пишет:

    Хотелось бы узнать кто это пишет про много грязи, покольку эти колонки в питере в единственном экземпляре только у меня я смотрю тут вымышленные отзывы появились от людей которые даже не видели в живую эту акустику.

  5. Алекс пишет:

    дядя Толя ачх важны конечно но без маньячизма я слышал ас не с очень хорошим ачх но как они играли я запомнил на долго.кто к вашим ушам то ачх приделал ухо половину искажений не слышит.

    • Анатолий Гаврилов пишет:

      АЧХ, ФЧХ, индивидуальные АЧХ динамических головок, график импеданса, импульсные характеристики, еще пара-тройка показателей АС, важны и нужны, и без всяких приставок “конечно”, “умник”, “маньячизм”. Это технические показатели акустической системы. Нет технических показателей – нет АС – есть просто говорящий ящик, который своим звучанием вполне может зацепить и надолго запомниться, к примеру – своей ровной отдачей на середине диапазона.
      Половину искажений от АС невозможно услышать просто потому, что ее динамические головки большинство времени играют на минимуме своих технических возможностей.

  6. Юрий пишет:

    Для Сергея из Питера. Прошу описать свои личные впечатления от Саги. Для меня важна вся информация. Можно в почту. У меня есть НЧ/ВЧ блоки в виде законченной конструкции – двухполоски журнал “Klang+Ton # 1 dezember-januar 2014.” (Качается) Головки аналогичные. Фильтр другой. Хочу допилить к ним НЧ блоки на CA26RFX. Сага также очень сильно похожа по головкам на проект Troels Gravesen “Jenzen CA” (есть на его сайте). Где тот же CA26RFX. Благодарю.

  7. Юрий пишет:

    Klang+Ton
    Вот ссылка на Троелся “Jenzen SEAS ER”
    http://www.troelsgravesen.dk/Jenzen-SEAS-ER.htm

    Также у него есть аналогичный по ящику (ам!) проект на более дорогих динамиках того же типоразмера. “Jenzen NEXT”

    Самодостаточные колонки из “Klang+Ton” (см. выше), неожиданно для меня стали первым этапом. Гипотетический второй – “допилить” 2 шт. НЧ секции на CA26RFX как у “Саги” – или “Jenzen SEAS ER”. Возможна и компиляция. У Троелса на сайте есть все чертежи и схемы. Сам же Анатолий щедро рассказал нужное для повторения, чем проявил себя как самодостаточный грамотный конструктор.

    • Анатолий Гаврилов пишет:

      Басовые модули на основе SEAS 26RFX вполне можно пристроить к немецким полочникам, но их надо будет переводить в оформление “закрытый ящик”, а басовые корпуса строить объемом в 78 литров и с ФИ-оформлением. Высотой бас-модули проектируйте так, чтобы стоящий на них полочник своей вч-головкой находился на уровне ушей сидящего слушателя.
      Вторым этапом будет подстройка верхней частоты среза басовика 26RFX к нижней частоте отдачи “сч-вч” модуля – тут уже без измерений сложно будет, но что нибудь придумаем.

  8. Анатолий Гаврилов пишет:

    Юрий, меня вчера Сергей попросил ответить по звучанию. Рассказываю : норвежский басовик SEAS 26RFX пригоден только для ФИ-оформления, один из немногих способен на пределах линейного хода своей подвижной системы выйти на 100 Вт подводимой мощности, при этом дает 110 дБ чистого давления на метре расстояния. Т.е. АС, основанная на 26RFX, способна в обычной комнате выдать концертное давление с минимумом искажений, способна она играть и исчезающе тихие пианиссимо при показаниях шумомера в 55-60 дБ на точке прослушивания, но тут уже увеличиваются требования к усилителю – он должен спокойно проходить “первый ватт”.

    • А.Б. пишет:

      Дядя Толя дорогой, рад и счастлив видеть тебя здесь! Нет минуса без плюса, таков закон мирового баланса . Теперь побеседуем на пару. Твоей помощи мне не хватает. Бока.

      • Анатолий Гаврилов пишет:

        Сэнсей, привет тебе и с Новым Годом! Земля же круглая, вот и встретились – расскажи про свою печальку.))

        • А.Б. пишет:

          Привет тебе, сэнсей Торя-сан! Конишива!
          Печалек нет, просто есть свежие решения, которыми хотел с тобой поделиться, а вдруг пригодится.
          Приобрел опыт общения с новыми пищалками , лентами Малиновского, GRT-145 и SRT-145, гениальные творения светлого гения . звук и ачх отпадные, чутья намерил навскидку примерно 97 дБ, аттенюация до уровня басовичка просто дикая, а все равно слышно. Звук полетный, направленность широченная.
          И кое-что понял в плане стыковки их с разными мидами, там непросто, но возможно. Результат крепко порадовал. Ну и ещё есть разные интересные решения, ранее незнакомые. Все неспешно расскажу. А может ещё кому интересно будет.

  9. Юрий пишет:

    Всех откликнувшихся благодарю. Отдельная благодарность Анатолию. И желаю успехов.
    Для Анатолия: Каким способом я смогу с Вами пообщаться лично в развитие темы?

  10. Юрий пишет:

    Благодарю!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *