35 АС-1 «Radiotehnika»

Изготовитель: ПО «Радиотехника», г. Рига. Производилась АС с начала 1977 года и применялась для комплектования радиолы Viktorija 003 и електрофона Allegro 002, впервые бала показана на выставке «Связь-75». По тому времени она была лучшей не только среди отечественных АС, а звучала лучше многих АС зарубежных фирм.

Назначение: акустическая система 35АС-1 предназначена для высококачественного воспроизведения звуковых программ в сочетании с различными видами бытовой радиоаппаратуры.

Технические характеристики:

3-х полосная напольная АС с фазоинвертором
Диапазон воспроизводимых частот: 30 – 20000 Гц
Неравномерность АЧХ в диапазоне 100 – 8000 Гц: ±4 дБ
Среднее стандартное звуковое давление: 0,1 Па
Сопротивление: 4 Ом
Минимальное значение импеданса: 3,2 Ом
Номинальная мощность: 35 Вт
Предельная (паспортная) мощность: 70 Вт
Установленные динамики:
НЧ: 30ГД-1-25
СЧ: 15ГД-11-120
ВЧ: 10ГД-35-3000
Вес: 27 кг
Размеры (ВхШхГ): 70х36х28 см
35ас1 ldsound.ru (6)
1 – звуковое давление, 2 – импеданс

Описание:

Ящик акустической системы 35АС-1 изготовлен из клееной фанеры толщиной 10 мм. Низкочастотная головка установлена на передней доске ящика, а среднечастотная и высокочастотная головки закреплены на декоративной фальшпанели, выполненной из сплава алюминия. Фальшпанель, в свою очередь установлена на передней доске ящика. Расположение головок на отражательной доске определяет характеристику направленности акустической системы. Задняя стенка ящика акустической системы плотно крепится, все просветы в стыках стенок тщательно зашпаклеваны. Высокочастотная и среднечастотная головки закрыты крышкой, заполненной хлопчатобумажной ватой. Это необходимо для получения замкнутого объема в ящике АС для НЧ головки, а так же для исключения влияния НЧ головки на СЧ.

Акустическая система является 3-х полосной закрытого типа с акустическим фазоинвертором. В ее деревянном ящике установлены три круглые динамические головки громкоговорителей прямого излучения и блок фильтров. Лицевая сторона ящика, на которой установлены также переключатели ступенчатой регулировки уровня громкости звукового сигнала на средних и верхних частотах, закрыта декоративной панелью. В акустической системе использованы следующие головки громкоговорителя: Гр1 низкочастотная типа 30ГД-1-25; Гр2 – среднечастотная типа 15ГД-11А-120 и Гр3 – высокочастотная типа 10ГД-35-3000. Все головки громкоговорителя включены с учетом полярности выводов их звуковых катушек для обеспечения синфазности их работы. Напряжение звуковой частоты на каждую головку подается через соответствующее звено блока фильтров, определяющее полосу (канал) частот, в которой работает данная головка.

Вид АС:

35ас1 ldsound.ru (4)

35ac-1 ldsound.ru (3)

35ас-1 ldsound.ru (5) 35ас-1 ldsound.ru (1)

Съемная декоративная панель представляет собой акустически прозрачную радиоткань, натянутую на раму. Эта панель крепится к ящику акустической системы с помощью защелок типа «репейник». При прослушивании высококачественных программ или при звучании с большой мощностью, а также при необходимости управления регуляторами тембра акустического системы декоративную панель необходимо снимать. Вилка для подключения акустической системы к усилителю электрофона, обеспечивает синфазность работы двух акустических систем 35АС-1.

Внутренние поверхности стенок ящика акустической системы (боковых и верхней) покрыты звукопоглощающим материалом (хлопчатобумажной ватой). Наличие этого материала уменьшает амплитуду стоячих волн в замкнутом объеме ящика и тем самым обеспечивает линейность частотной характеристики звукового давления акустической системы в области нижних частот звукового сигнала.

Как было отмечено выше, акустическая система 35АС-1 имеет акустический фазоинвертор, на передней доске ящика закреплена фазоинверторная труба, изготовленная из пластмассы. Фазоинвертор настроен на частоту 30 Гц и обеспечивает подъем частотной характеристики звукового давления на этой частоте на 3-4 Б, что дает некоторое расширение диапазона воспроизводимых частот. В верхней части фазоинверторной трубы закреплен металлический держатель с небольшим куском тонкой и мягкой ткани для ослабления прослушивания нежелательных призвуков.

Труба фазоинвертора:

35ас1 ldsound.ru (1)

35ас-1 ldsound.ru (3)

35ас-1 ldsound.ru (2)

35ac-1 ldsound.ru (4) 35ac-1 ldsound.ru (8)

Снятие декоративной панели производится следующим образом: пальцами давят сбоку на выступающие края панели в ее верхней части и, потянув на себя, отделяют панель от акустической системы. Прикрепление панели производится в обратном порядке снизу. При этом панель необходимо прижать в местах расположения крепежных защелок.

35ac-1 ldsound.ru (7) 35ac-1 ldsound.ru (11) 35ac-1 ldsound.ru (12)

Головки СЧ и ВЧ обрамлены декоративной черной накладкой, изготовленные штамповкой из стального листа. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса специальным пластмассовым кожухом. Головка НЧ расположена на лицевой панели по вертикальной оси, а головки СЧ и ВЧ смещены относительно этой оси влево и вправо. На лицевой панели также находятся ручки регуляторов уровня СЧ и ВЧ, с шильдиком. На шильдике изображены кривые АЧХ, соответствующие различным положениям регуляторов уровня, а также название АС. Кроме того, на лицевой панели имеются втулки для крепления декоративной рамки с тканью. На задней стенке, в нижней части, крепится колодка с клеммами. На передней панели, внизу находится так же выход фазоинвертора.

35ac-1 ldsound.ru (9) 35ac-1 ldsound.ru (10)

Внутренний объем АС 75 л. Для уменьшения влияний на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, он заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей.

35ас1 ldsound.ru (3)

Электрическая схема 1

Электрическая схема 2

Монтажная схема 35 АС-1 и фото фильтров в корпусе:

35ас1 ldsound.ru (5) 35ac-1 ldsound.ru (5) 35ac-1 ldsound.ru (6)

Внутри корпуса на одной плате расположены электрические фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Частоты разделения между фильтром нижних частот, полосовым фильтром и фильтром верхних частот составляют 500 и 5800 Гц. Такая регулировка позволяет учесть индивидуальные особенности жилой комнаты, в которой установлены акустические системы, и добиться наиболее естественного звучания.

Все элементы блока фильтров смонтированы на металлическом основании. В блоке фильтров применены элементы следующих типов: резистор R5 типа МОН; остальные резисторы – типа ПЭВ; все конденсаторы – типа МБГО-2.

В акустической системе имеются два ступенчатых регулятора уровня воспроизведения раздельно для средних и высоких частот в диапазонах от 500 до 5000 Гц и от 5 до 25 кГц соответственно. Оба регулятора имеют по три фиксированных положений: «макс.», «норм.» и «мин.». В положении «макс.» сигнал с разделительного фильтра подается на соответствующую головку непосредственно. В приложениях «норм.» и «мин.» сигнал ослаблен относительно положения «макс.», на 3 и 6 дБ соответственно.

При включении переключателя В1 в положение «НОРМ» (замыкаются контакты 1,3; 5,7: 9,11 и 5′,7′) или «МИН» (замыкаются контакты 1,2: 5,6; 9,10 и 5′,б’) уменьшается добротность звеньев полосового фильтра, а головка Гр2 подключается к выходу фильтра через делитель напряжения сигнала, что уменьшает уровень громкости на средних частотах в акустической системе. При включении переключателя В1 в положение «НОРМ» это уменьшение составит 3 дБ, а в положении МИН б дБ на частотах 600-4000 Гц по отношению к уровню громкости звукового сигнала па этих частотах при включении переключателя В1 в положение «МАКС».

Цифры в маркировке акустической системы 35АС-1 обозначают следующее: 35 – номинальная мощность, Вт; 1 – номер разработки. (Позднее ей была присвоена маркировка 35АС-201, в которой цифра 2 обозначает группу сложности акустической системы).


Электрическая схема 35 АС-1 без регуляторов


Фото фильтров от мастерской “Змеиный огонь”:


Инструкция по эксплуатации в архиве.

Описание в книге Дерябина и Рыбакова.

Спасибо Чалову Денису за отдельно присланные фото.

Автор разработки: Rolands Kerno (Роланд Керно)
Фото с сайта: vef-rrr.ucoz.ru

94 комментария: 35 АС-1 «Radiotehnika»

  1. Игорь пишет:

    Вот именно, читайте советскую литературы и в частности что такое ПАС и кто её ставил в фи,движение воздуха в трубе тоже настроено на 30 гц?,изогнутый в верх фи тоже способствует подавлению вч составляющей при движении воздуха,правильная настройка фи и оптимальный объём ящика должны обеспечить быстрый переходный процесс а Вы предлагаете ПАС в фи.если про марлю писали в советской литературе и Вы об этом знаете почему тогда написали “видимо регулировка добротности”.

    • Чалов Денис пишет:

      Потому, что вариант с креплением марли на пластинке в литературе нигде мне не встречался, поэтому и предположил, что это регулировка.
      ПАС как раз таки и призван уменьшить переходный процесс. И не путайте переходный и импульсный процессы. Изогнутый фазик там просто чтоб уместился в корпус. Посмотрите конструкции сабов от creative.

  2. Игорь пишет:

    Марля с пластиной ставилась что бы убрать паразитные колебания и стоячие волны в трубе,не знал что creative является эталоном в области акустики но они сделали фи правильно но не из за размера, можно уменьшить длину увеличить диаметр сохранив объём фи.

    • Чалов Денис пишет:

      Ну так вы посмотрели на сабы этой фирмы или Вам лишь бы ляпнуть? В них труба фи иной раз в спираль закручена. По другому не влазит в коробок. Игорь, а как происходит процесс образования стоячих волн в фазике? Расскажите. Вы должны знать. Ну, вкратце. Да пусть даже в ящике, не в фазике.

  3. Александр пишет:

    Здравствуйте! Кто нибудь может дать размер крышки СЧ ВЧ головок(выделенный объем)? Восстанавливаю данную акустику, детали утрачены прежним владельцем.

    • Чалов Денис пишет:

      Там не особо критично. Делайте по размеру отверстия под этот колпак, глубину подберите так, чтоб СЧ не упирался магнитом в заднюю стенку этого колпака.

  4. Василий пишет:

    Что-то по индуктивностям не сходится….
    Я смастерил прибор для замеров индуктивности, и у меня получилось следующее:
    L1 0.48мГн
    L2 1.18мГн
    L3 2.15мГн
    L4 0.23мГн
    На прецизионную точность не претендую… но всё-же…
    Так как каркасы в диаметре одинаковые и провод один и тот-же, то соотношение вес/индуктивность должен оставаться линейным, и он приблизительно соответствует моим измерениям.. Так же можно просчитать по физическим размерам катушек на любом онлайн-калькуляторе многослойных катушек они так же подтвердят приблизительное соответствие моим измерениям. А в книге Дерябина и Рыбакова, на которую ссылается данная статья, к сожалению ощущение, что про катушки накатали что-то “от себя”…

  5. Чалов Денис пишет:

    Вопрос администратору, Дмитрию, да и всем участникам. Принесли пару 35АС-1, не копанные, не улучшенные, только один 10гд-35 заменен на аналогичный, но с лавсановым куполом. Нужны ли фотографии колонок и их узлов, какие-то размеры, номиналы деталей фильтра, что-то ещё? Могу все сфоткать, все показать. И есть пара 15АС-404, под пломбами. Вопрос тот же. Если кого что интересует, спрашивайте.

    • LDS пишет:

      Трудно сказать, по 35 АС много фото. 15 АС-404 можно немного, но так же там есть. Пришлите на Ваш взгляд, чего не хватает. Сходится ли внешне фильтр с приведенным здесь? Габаритные размеры верны?
      Вообще можете прислать все фото, если сделаете, я их на диск добавлю и прикреплю здесь.

      • Чалов Денис пишет:

        ОК, пришлю все. Просто многие спрашивают способы крепления чего-нибудь, размеры сч бокса и тп. На фотках все видно. И укажу точные номиналы катушек на железной пластине и без нее. Интересно будет. Кстати, 35ас 1978 года!

        • LDS пишет:

          Да, пожалуйста, все, что сделаете – присылайте, все добавлю. Возможно Ваши фото добавлю и упрощу статью, так как уж очень много здесь их.

  6. Чалов Денис пишет:

    Интересный факт. Все детали фильтра подобраны очень точно. Разброс в паре 2%! 15гд с очень мягким и липковатым подвесом. И это 78 год. Колпак бумажный, но тактильно похож на мягкий пластик. Ящик из ДСП! Никакой авиационной фанеры.

  7. LDS пишет:

    Добавлены новые фото

  8. Dimtan пишет:

    Интересно, почему НЧ динамик в АС смещён влево от центральной линии? Порт ФИ мешает? По центру расположение было бы правильней относительно СЧ и ВЧ динамиков. В последующих С90 НЧ уже по центру расположен.

    • Чалов Денис пишет:

      Расположение и нч динамиков и сч в своих боксах должно быть асимметричным.

    • Чалов Денис пишет:

      Для того, чтобы недопустить стоячих волн на высоких частотах басовика. Средняк ставят не по центру для уменьшения интерференции.

  9. Павел пишет:

    Подскажите, пожалуйста, какие отличия у олимпийского выпуска?

  10. Константин пишет:

    Было несколько видов с90,Орбиты…Недавно купил 35ас1!На пломбах,почти в ИДЕАЛЕ!…”повесил” на Бриг001,второй парой,в альтернативу знаменитым Sansui s-65…ТАК ОНИ переиграли японцев вчистую!!! …СУПЕР акустика!!!

    • Артем пишет:

      Слушал против онкио трёхполосной. И что то 35ас1 разочаровали. Звуковая сцена мертвая, объёма нет. Играют чисто но плоско. А обошли всех 25ас2, там музыканты в комнату заходят и играют.

  11. Николай Марков пишет:

    На схеме, подписанной FILTERS , номиналы L2-L4 перепутаны. Обратите внимание, что ” Электрическая схема без регуляторов ” даёт +3дБ на СЧ и ВЧ согласно описанию.

    • LDS пишет:

      Именно на электрической схеме?

      • Николай Марков пишет:

        На электрической схеме 2, надпись между собственно схемой и чертежом фильтров, дописана красивым текстом.

        Для LDS: Да, это я.) Комментарий долго не появлялся, может, проверялся. Подтверждение не приходит на регистрацию в club.

        • LDS пишет:

          Перед этим комментарий ушел в СПАМ, я одобрил, когда зашел в админку. Пересмотрел, аккаунт был не активирован на ldsound.club, уже поменял, Вы подтверждены и имеете все права. Возможно в начале работы сайта делал какие то изменения по группам, по этому так получилось.

  12. Valery пишет:

    Всем привет! Тяжело найти эту акустику в отличном состоянии… Подскажите если акустика с замятыми колпачками динамиков, все плохо и такой вариант рассматривать не стоит?

    • Алексей Климов пишет:

      Что значит “всё плохо”?

      • Valery пишет:

        )) все плохо это значит не играют или играют не правильно

        • Алексей Климов пишет:

          Если Вам предлагают купить акустику, которая “играет не правильно”, то сначала попросите продавца вскрыть колоночки и уже исходя из вскрытия делайте выводы, нужны ли они Вам или нет. Если же продавец не соглашается сделать это, то у Вас есть повод задуматься и соотнести цену колонок и их сохранность хотя бы внешне.

          Если не секрет, за сколько Вы хотите купить эти нерабочие АС ?)

          • Valery пишет:

            Задам вопрос по другому – есть 35 АС-1 с замятыми колпачками. акустика играет, все динамики играют.
            1. Может ли повлиять состояние колпачков на динамики т.е. их работу? Поставить рядом две акустики и сравнить не могу.
            2. Можно ли исправить (отремонтировать) динамики так как внешний вид замятые колпачки конечно портят?

            • Евгений пишет:

              Разумеется, отремонтировать можно. НПП “Диффузор”, например, выпускает такие колпачки…

            • Аудиостроитель пишет:

              Если хочется и можется, то всё реально. А нужно ли?

              • Евгений пишет:

                Строго говоря, колпачок добавляет жёсткости диффузору… Да и мятые колпаки выглядят некрасиво, тем более, что переклеивать их не так сложно, но нужно быть аккуратным…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *