5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31)

Старое наименование: 3 ГД-31

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

 

Изготовитель: ПО «Вега», г. Бердск.

Назначение: для применения в выносных акустических системах высшей и первой группы сложности в качестве высокочастотного звена для работы в помещениях.

 

Технические характеристики:

 

Диапазон частот: 2800 – 20000 Гц

Неравномерность АЧХ: не более 14 дБ

Чувствительность: 90 дБ

Коэффициент гармонических искажений при рабочей мощности на частотах 4000 – 10000 Гц: 2,5%

Сопротивление: 8 Ом

Рабочая мощность: 3 Вт

Паспортная мощность: 5 Вт

Долговременная мощность: 8 Вт

Кратковременная мощность: 15 Вт

Вес: 400 г

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

 

Особенности конструкции:

 

Головка электродинамического типа, высокочастотная, круглая, с не экранированной магнитной цепью. Диффузородержатель выполнен из штампованной стали.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

 

Магнитная цепь состоит из:

  1. Кольцевого ферритового магнита марки М16БА190 размером К60х25х9 мм;
  2. Керна диаметром 11,9 мм;
  3. Верхнего фланца с отверстием диаметром 13,3 мм
  4. Высота воздушного зазора 3 мм, его радиальная ширина 0,7 мм, индукция в зазоре 0,95 Тл.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

 

Подвижная система включает в себя:

  1. звуковую катушку, намотанную проводом марки ПЭВТЛ диаметром 0,09 мм, намотка двухслойная, общее число витков 61, в первом слое 31 виток, во втором – 30, высота намотки 3,9 мм, омическое сопротивление 7 Ом. Каркас катушки изготовлен из бумаги К-080Н. Высота ЗК 5,4 мм, внутренний диаметр 12,3 мм, внешний (вместе с намоткой) 12,9 мм;
  2. диффузор конусный с подвесом отлит из бумажной массы;

3гд-31 ldsound.ru

168 комментариев: 5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31)

  1. Ромарио пишет:

    Блин где такой найти везде обыскался, кто знает писаните на r.r.w@mail.ru

  2. Ленар пишет:

    где у него + и –

  3. Михаил пишет:

    Извиняюсь за глупый вопрос. Можно данные головки использовать начиная с частоты 1 кГц? По графику уверенное воспроизведение у него начинается где-то с 800 Гц. Просто хочу использовать их с 4гд-35, мощность и чувствительность у них, примерно одинаковая, хотелось-бы частоту раздела сделать ближе к 50-процентам использования ВЧ головки. В данном случае, для меня решающую роль играют чувствительность и экономическая составляющая. Нужны колонки, для длительной автономной работы от усилителя класса-D, озвучивая, в основном, речь, иногда в звуковом сопровождении (классика). Питание от аккумулятора, экономность на первом месте.

    • Вася пишет:

      Это будет слишком близко, или я бы даже сказал, “именно” на его резонансной частоте. Будет слишком много нелинейных искажений… Его можно использовать от 5кГц. Лучше от 6кГц…

    • Михаил пишет:

      Отмочить растворителем диффузор и оклеить корзину тонким войлоком, тогда где-то от 1.5кГц можно использовать.

  4. Радион пишет:

    Поменял эти динамики на автомобильные твитеры TW-401SX (1300 руб. пара)от Alphard. Твитеры встали практически как родные. Колонки Комета 225, звук стал гораздо лучше.

    • Александр Юрьевич пишет:

      Не обольщайтесь! Если не изменяли кроссовер,то они у вас недолго поработают потому что у одних сопротивление 8 ом (родные),а у других 4 ома

      • Александр Юрьевич пишет:

        Прошу извинить за невнимательность- и те и другие восьмиОМные. Но все равно надо перестраивать кроссовер.

        • Радион пишет:

          Поставил вместе с новыми кроссоверами того же производителя.

        • Радион пишет:

          На AliExpress есть новые современные аналоги с прозрачной мембраной. У этих колонок нет кроссовера только фильтр на ВЧ динамик, который я выкинул.

        • Кристас пишет:

          Александр Юрьевич, а поясните, что конкретно нужно перестраивать в кроссовере? У меня есть 6гдв-4 на 8 Ом, которые тож вроде как по сопротивлению подходят, только чуйка гораздо другая… Спасибо.

          • Николай пишет:

            Динамики подбираются по чувствительности и сопротивлению, т.к. в противном случае что-то будет звучать громче, а что-то тише. В данном случае, Юрьич предлагает Вам извратиться и включить в схему фильтра резисторы, дабы выровнять сопротивление звеньев ВЧ НЧ.

            • Alik пишет:

              Так в них и так стоит резистор 5.1 Ом.

              • Николай пишет:

                Ну и что с того? Я не могу советовать наугад.
                Вам нужно измерить сопротивление всех динамиков: и НЧ, и СЧ, и ВЧ. Оно должно быть у всех одинаковое. Если это не так, нужно выровнять резисторами в меньшую сторону. Кроме того, динамики должны быть одинаковы по чувствительности. Это важно, чорт побери.

  5. Евгений пишет:

    Интересно, можно ли его превратить в относительно неплохой среднечастотник? Натыкался как-то в Сети на доработку такой головки с демпфированием поддифузорного пространства и сверлением отверстий в корзине с проклеиванием оных фетром. По результатам автор утверждал, что удалось получить резонанс около 500 Гц с относительно небольшой добротностью. Только он старался ради снижения частоты раздела в двухполосной системе. а мне интересен был бы вариант 3-х полосной с выделением данной голове диапазона примерно 1,5 – 6(8) кГц.

    • Радион пишет:

      Без магии не обойтись, превратить мерзкий высокочастотник в “неплохой среднечастотник” может только Гарри Поттер. Для специализированны целей он еще пригоден, а для музыки его нужно забыть.

    • Николай пишет:

      Сколько бы Вы их не сверлили, они так и останутся ширпотребными головками, ни на что другое, кроме как лежать в коробке (у меня – в серванте) не годными. Когда я первый раз услышал их отдельно от СЧ – был настолько разочарован, что порвал и выбросил.

    • Олег пишет:

      Не вижу смысла в таких манипуляциях. Для СЧ хватает приличных динамиков, не требующих рукоблудия.

      • Vip Kit пишет:

        CD,МР-3,128кбит/с.,Dak Audio analogue vivace 44,1/44,1, источник CD player, ламповый мультиампинг и т.д. и т.п. Присоединяйтесь :))))
        P.S. меломаны всех стран – объединяйтесь !
        P.P.S.ребята, давайте жить дружно !
        Не давите хороший звук лишней апроксимацией.

    • Vip Kit пишет:

      От 1’280 Гц, начинается ВЧ диапазон. Для СЧ – 4ГД5, в самый раз.

  6. Пётр пишет:

    Пищалки от старых корейских телеков лучше звучат.

  7. Сергей пишет:

    Не так всё плохо с ними, ребята. Ручки к ним нужны, точнее для фильтров под них. А учитывая, их доступность, это отличный вариант, для небогатого, но грамотного меломана. Уж какими визгляво-звенящими могут быть, забугорные ВЧ-динамики, без мата не описать.
    Они нормальные, ачх своеобразная, но это лечится. Есть и посложнее динамики)

    • Олег пишет:

      Согласен. Не фонтан, но встречались ВЧ и намного мерзостнее. Из новодельных китайцев.

  8. Юрий пишет:

    Лучшая доработка 3гд-31 это замена на 6гдв-4 об этом неоднократно писали в журналах “радио” многие специалисты . И даже вч 2гд-36 в паре играют шикарно по сравнению с таким хламом как 3гд-31.

  9. гена пишет:

    они не меняя своей локации отлично переделываются на фазионвертеры

    • Олег пишет:

      Это как? Методом выковыривания, с последующим втыканием трубы в освободившееся отверстие? ))

      • Vip Kit пишет:

        Олег, вот, как раз когда требуется тональная коррекция – эквалайзером или тембрами(если есть), это ,,косяки” воспроизводящего тракта, а вовсе не запись. Если тракт с правильным тональным балансом и фазолинеен, то любая запись на нем звучит, как откровение ! Даже забываешь обо всем вокруг. Сцена на рок концертах уходит в бесконечность. Кажется можно прикоснуться рукой к окружающим тебя людям.

        • Олег пишет:

          То, что вы один из немногих, кто любит музыку, а не “запчасти”, это очень хорошо.
          Я почти не епользуюсь ручнами регуляторами тембра на активн. комп. АС, и практически никогда на Эстонии 010. Бывает, добавишь ВЧ в ютубе для четкости голоса, в этом роде… А так бас на 12 часов, требл на пол второго.
          Я говорю о том, что чаще всего громкость правой акт. колонки больше и звука в ней тоже больше. Левая иногда выдает высокие, иногда басы, но сигнал по этому каналу как правило слабее. Можно ничего не трогать, можно сдвинуть/добавить на 20%, это уж как больше нравится. Есть треки и с равномерным звучанием.

          Когда я смотрю на графики АХЧ и, соответственно, на характеристики равномерности, меня всегда одолевают сомнения в их правильности. 1000 Гц, это всегда громко. Могут быть подьемы на некоторых участках, но и в жизни они тоже есть, то есть кривая на графике соответствует реальному звучанию на той или иной частоте. Слишком ровная АХЧ дает мертвый звук, не соответствующий реальности. И человек воспринимает музыку по разному утром и вечером, в зависимости от самочувствия и настроения. Никто и ничто не совершенно, но любовь к музыке все же вносит некоторые коррективы.

          .

          • Аудиостроитель пишет:

            10000 Гц., это частота, а 90Градусов – прямой угол.
            И в Свенах можно крутить даже динамики, но “вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь” (с)

          • Vip Kit пишет:

            Олег, полка АЧХ по измерению, на слух такой не будет. Слух человека, как многие знают, имеет пониженную чувствительность ,к краям звукового диапазона. Поэтому, чтобы тональный баланс и общий регистр звучания были в норме, на мой взгляд АЧХ АС должна плавно спадать от краев к середине. То есть иметь форму седла.

            • Олег пишет:

              Вы абсолютно правы (хотя я имел в виду совершенно иное). Баланс между каналами, это одно, да это и не проблема. АХx, это несколько другое… Если эквалайзер кодека компьютера и эквалайзер на плеере стоят на нуле, то звук “слабый инеинтресный”. Если у звуковой карты есть эквалайзер, то установки надо делать и на звуковухе, и на плеере, иначе чтобы не выдал плеер, звуковуха все равно не пропустит. (У “музыкальных” звуковых карт AD вообще нет своего эквалайзера, поэтому и звучат они “хай-ендово”, как Cirrus Logic, например).

              Есть предустановка типа: фул саунд или “полный звук”, Вот она имеет график частот в форме параболы или “дуги”, где 1000 Гц на нуле, а ветви плавно поднимаются вверх. Все остальные предустановки в той или иной степени снижают громкость (“классика”, “танцевальный” в наименьшей степени), но снижают и уровень нелинейных искажений, “глуховато – зато чисто”.
              Сам я ставлю на ноль 1 кГц и чуть выше 500 Гц. А вправо и влево подъем, но на резонансной частоте АС несколько снижаю, ослабляю и нижний бас, и самый верх тоже. Это, конечно, “общий случай”, отдельные треки приходится корректировать.
              Можно пользоваться и предустановками эквалайзера, их много: и рок, и джаз, и черти что… Но хлопотно это подстраивать оба эквалайзера на звуковухе и на плеере, ориентируясь на их предустановки.
              “Задирать” все частогты по максимуму тоже нельзя – будет визг и хрип. Но и оставлять на нуле нельзя, тоже будет хрип и посторонние призвуки, потому что звуки разной частоты звучат с разной силой как на музыкальных инструментах,так и при их воспроизведении с трека усилителем.
              В СССР практически никто не покупал эквалайзеров, да я их и не видел в магазинах. К сожалению двух и даже трех (средние) регуляторов тембра все-таки недостаточно для инструментальной музыки. А эстраду, попсу, “пугачеву”, или хоть старые записи Л.Руслановой можно слушать хоть с репродуктора на кухне.
              .

  10. Андрей пишет:

    Из 12 проверенных динамиков 75-82годов выпуска, только 4 оказались исправными, претензий к качеству воспроизведения звука кроме диаграммы направленности к им нет. У остальных обнаружена плохая центровка и сползание витков – причины звона и призвуков. По большому количеству брака и складывается негативное отношение к этому динамику. Исправные весьма достойные динамики, желания менять на плёночные сипелки не возникает.

  11. Сергей пишет:

    Полностью, с вами согласен! Качество изготовления – главный недостаток, данной модели.

    • Олег пишет:

      Наблюдал 2 пары 15АС-408 (15ГД-14 + 3ГД-31). Звучат, конечно, специфически: недостаток объема ни на какой хромой собаке не объедешь. Но к ВЧ претензий нет. Вполне прилично получается, и не назойливо. Насчет качества изготовления – больше вопросов к 15ГД-14: провода к диффузору ломаются. По крайней мере, в одной паре. Возможно, партия такая попалась.

      • Сергей пишет:

        К величайшему сожалению, в “колонкостроении” СССР, хватало косячков. К счастью – большинство поправимо!
        Насчёт 15ас-408 – это относительно компактные, настольные системы, они так задуманы. Свою функцию выполняют и не обязаны покорять “басовые” глубины) С сабвуфром, проблема пропадает – проверено!
        15гд-14 или 25гдн-3-4, частенько оснащены короткими подводящими, вкупе с наваливанием “мощи и басухи” в итоге рвались. Так-же, конструкция самих подводящих, не совсем удачна, но это легко исправить.

  12. Олег пишет:

    Динамики сделаны не по ГОСТу, а по отраслевому стандарту ОСТ. Но название 3ГД-31-1300 в справочниках “почему-то” стерлось. Поэтому “умелые руки” всем сообщают, дескать, 3ГД-31 – барахло. А на самом деле настоящие 3ГД-31 ставились в студийные мониторы, их АХЧ 2800 – 25000 Гц,, неравномерность минмальная и стоили они 7 руб, а не 3 рубля как этот, простите, суррогат…

    • шел мимо пишет:

      Действительно, первые шли по ГОСТу и маркировались с цифрой основного резонанса, потом ввели ОСТ и цифру основного резонанса убрали(естесно, поплыли и некоторые иные показатели ибо ОСТ подгоняли под производство, так же проще)
      Но, как бы там ни было, динамик противоречивый. Иной поет, другим хочется запустить в космос. Вместе с тем, для непритязательного прослушивания он вполне годен.
      Что до мониторов, то туда динамик специально отбирали. Так что применение 3гд-31-1300 в мониторах не есть показатель качества, скорее, показатель разброса этого качества.

      • Андрей С пишет:

        3х рублевые 3гд-31-1300 делались и маркировались по ГОСТ 9010-73, затем с 79года после введения ГОСТ 9010-78 динамики стали маркировать просто 3гд-31. ОСТ 4.383.001-85 ввели в 85году и 3гд-31 переименовали в 5гдв1-8

      • Олег пишет:

        В мониторах использовали настоящие дорогие 3ГД-31 (стоимость 7 или 7р.50, диапазон 2800 – 25 000Гц).
        на рижскомп заводе на Аккорды 001 ставили 3гд-15(М)- тоже “ослабленные” и дешевые, а 3ГД-31-1300 внешне как 3ГД-31, но за “трешку”, и характеристики тоже “на три рубля”.

        Сколько весила колонка 10МАС-1? Она весила в 1972 году (Бердск) 8,2 кГ, а 10 мас-1м уже 7.5 кГ. И динамики похуже, и все остальное “почти”, но “не совсем”. В тоже время 10МАС-1 для радиолы Эстония – 006 весили 9.0 кг, они и были на 4 см выше (+3.1 литра), и задняя стенка у них была не из тонкой хвойной фанеры, а из многослойной березовой, фанерованной (лущеным) шпоном красного дерева “под лак”. Отсюла и высочайшее качество этих двух “однотипных, на не совсем АС”, несмотря на то, что Вега-101 просто говно, а Эстония ОО6 ничего, но не так, чтоб очень. А потом меняли названия и “фильтры”, портили хорошую вещь… Это не удивительно, появились новые 25 АС, 35 АС, С-90 и пр. с модными “дудками”… А “ватный мешок” и фронтальная направленность стереопары все равно лучше. Все разговоры “умелых рук” от незнания, едва ли кто и видел 10МАС-1 1972 года Бердского завода с басовиками 10ГД-30 и мониторными 3ГД-31. Но “разговоров много”.Говорит каждый о своем, меняет фильтры, а на фуя? Лучше фильтра 1-го порядка из кондера МБГО 2,0 мкф и регулируемого резистора с “отводом” 22 ом все равно не сделаешь.
        Нужны хорошие головки, а не их суррогаты. Нет у “самоделкиных” настоящих 10МАС, нет и старых динамиков 10ГД-30 и 3ГД-31, а не их более ДЕШЕВЫХ ЗАМЕНИТЕЛЕЙ. первоначально один только “басовик” стоил 35 руб., ПОТОМ “е” УЖЕ 25 руб, потом еще какой-то 15 рубдей, а в конце полное говно 125 х 125 мм (вместодиаметра корзины 240 мм), стоило 10 рублей. Тут не о чем говорить, из говна золота не получишь. В смысле “нулевого класса”. Настоящие 10МАС имели внутренний объем 20,15 лиртров, плюс дополнительный “виртуальный объем” 15% за счет ПАС “мягкий вал” (меш9ок с ватой), то есть соответствовали 1-й группе сложности. А 10мас-1м же 2-я, для систем 1-го и 2-го класса. А С-30 (С-30-А, Б и В) вообще не выше второго класса с 2-3% искажений, что в общем не критично и колонки в целом неплохие на малой мощности.
        Стоит Сакмоделкину родиться не в 1950-м, а хотя бы лет на пять позже – и все! Опоздал, дружок! Остается толькоговорить о том, чего ты не видел, не знаешь и знать не мог “по определенинию!”
        Из 10МАС-1 сделали внешне похожее, но очень среднее, а цену 70рублей сохранили. Настоящие 10 МАС 1972 года легко воспроизводят басы ниже 14 Гц, хотя ухо их и не слышит, но разница при срезе ступенчатым фильтром очень заметна. Высокие у 3ГД-31 звучат мягко и ровно, а не свистят и не звенят, как у пищалок. Но Самоделкиным все равно ничего не докажешь, они ведь самые умные, не так ли?

        • шел мимо пишет:

          обратно какой то понос про корзину 240 и 125*125. Батенька, уж определитесь с размерами.
          Не знал, что цвет так влияет на звук. В наличии имею 10мас-1 от веги 101 в лаке под красное дерево. Но 15ас-404 в меньшем объеме мне нравится больше.Правда, МАС в заводе, а 404 дорабатывал сам.
          для справки:
          размеры колонки эстонии 006, не более 422*247*270
          размеры веговской 425*272*234 (“не более” не указано)
          данные из паспортов

          • Олег пишет:

            Данные “из паспортов” у меня тоже есть, ну и что?
            Свои колонки я обмерял, разбирал, прослушивал и взвешивал сам. А данные из паспортов могут разниться, а чаще это просто винегрет из разных источников. Вам не понятно, что 10 ГД-34
            (25 ГДН-1-4) имеет размеры 125х125х75.5 мм и вес 1.3 кг? Такие стоят во всеми обожаемых С-30, такие же Зотов и другие “умельцы” рекомендуют ставить и в 10МАС… слушайте их больше, и еще “дудку” от сортира приделайте, если “ручки шаловливыце”, а головка бо-бо…

            Вот более-менее внятная ссылка на 10 МАС-1:
            http://rw6ase.narod.ru/00/as/10mas1.html

            • шел мимо пишет:

              динамик 10гд-30(в любой модификации) и динамик 10гд-34 – это две большие разницы, как говорят в Одессе!
              Это как сравнивать Белаз и ГАЗ-53.

              • Олег пишет:

                10ГД-34 НЧ динамик, стоял штатно в С-30. 10ГД-30Е (кобальт) и 10ГД-30Б (феррит) стояли в 10МАС-1м и в колонках от Юпитера. Диаметр корзины 10ГД-30 240 мм.
                Габариты 10ГД-30Е и Б 200х200 мм, они и ниже по высоте магнитов, и легче по весу.

                В СССР ни за что не поставили бы АС не выше 1-го класса на электрофон высшего класса (как Аккорд 001 стерео). Высший или нулевой класс, это АС не ниже 1-й группы сложности, а значит и объемом не менее 20 литров. Но при этом место занимаемое головками, фильтрами и пр. в расчет не принимается. А если внутри еще и ПАС (мягкий вал, ватный мешок), то объем виртуально и физически увеличивается еще на 15 %, и можно использовать головки с полной добротностью 0,5 или немного выше. Менее 20 литров, это вторая группа сложности и не выше 1-го класса АС.

          • Сергей пишет:

            Померил, ради интереса, именно 10мас-1 74 года, от Эстонии, размеры “высота-ширина-глубина” – 420-270-247 мм.
            Установлены 3гд-31-именно 1300 и 10гд-30е-32

            Динамики БРЗ.

            • Олег пишет:

              Я говорю о 10МАС-1 1972 года Бердского завода (от Веги-101), а что там написали и когда в “педиях” не так и важно, там всякое могут написать. Мои колонки в двух метрах от моего стула, мне незачем рыться в поисковиках.
              Эстония оо6, это постольку поскольку, ее не всегда комплектовали малогабаритными АС, были и другие варианты.

              • Андрей С пишет:

                Фото в студию этих 10МАС-1 1972 года Бердского завода а лучше фото с “уникальными” динамиками, тогда во всей вышеописанной галиматье появится какой-то здравый смысл.

            • Олег пишет:

              Да, это 10ГД-30Е, против 10ГД-30 они уже “не тянут” и стоили дешевле. У 10ГД-3о прямо на этикетке (голубая на магнтах) было напеисано 25 -5000 Гц, но это только “рабочая частота”, а весь диапазон от “ниже 10 Гц” до “выше 10 000 Гц”, широкополосники и работали параллельно студийным 3ГД-31. У настоящих 3гд-31 серое цинковое покрытие, а не “радужное” как у последующих моделей. Возможно и были “серые” 3ГД-31-1300, а возможно и нет.

              • Олег пишет:

                Мониторные 3ГД-31 никто из присутствующих никогда не видел и в руках не держал, и паспортов не читал (кроме как в Инете), и ничего о них не знают. В 1972 году в Ленинраде такие динамики очень редко продавались в Гостинном дворе (в радиомагазинах ничего серьезного не было). Я покупал и 4ГД-4 по 4 р. 50 к. за штуку, едва ли кто их в руках держал, они и в 1972 были редкостью. И все остальное примерно также и на таком же уровне. 10ГД-30 купить в магазине было практически невозможно и в годы их выпуска, да и стоили они 35 рублей, а колонки 70 руб, 3ГД-31 7р. или 7р.50. Нетрудно и посчитать, сколько стоили головки и сколько ящики.

                • Аудиостроитель пишет:

                  “А был ли мальчик”?
                  И в какие такие мониторы устанавливались эти динамики, если про студийные мониторы, как и про сами студии в те годы мало кто даже догадывался?

                  • Олег пишет:

                    Студийная мониторная акустическая система АКБ-2 (Агрегат Контрольный Большой).
                    Изготовитель мониторов АКМ, АКБ и динамиков для них – Опытный завод при ВНИИРПА имени А.С. Попова, г.Ленинград, , набережная реки Крестовки, д.3.
                    На этом заводе занимались изготовлением экспериментальных и опытных (предсерийных) образцов перспективных АС и динамиков (как бытовых, так и профессиональных). А некоторые динамики завод выпускал серийно, небольшими партиями – это 15ГД-10, 15ГД-12 и другие.
                    Это достаточно странная АС, странная тем, что в акустической системе, которая позиционировалась как студийный монитор, вместо специально разработанных динамиков применили набор от бытовых систем 35АС-1: НЧ: 30ГД-2 – 2шт., СЧ: 15ГД-11 – 3шт., ВЧ 10ГД-35 (3ГД-31) – 3шт.
                    Встроенный усилитель установлен вверху с тыльной стороны.
                    В последствии на основе АКБ-2 был разработан Агрегат Контрольный Малый – АКМ-2.

                    10ГД-30 оригинальный, с трудом помещается в ящик:

                    Рекомендуется обратить внимание: размеры “ушей” меньше диаметра корзины дифузородержателя.
                    Но это и на других моделях 10ГД-30 (Е и Б) так, но сами диаметры – разные! И формы литых корзин разные, и сам магнит у 10ГД-30 массивнее. Площадка сразу под магнитом с вертикальными стенками, а не со скосами, как у последующих моделей. Винтов на магните не видно, они видны только на 10ГД-30е.(Справедливости ради, я видел 10ГД-30 и с белой этикеткой, но он уже немного другой…)

                    Первоначально 10ГД-30 стоил 30 рублей, последующие модели 15 руб, а “феррит” 10ГД-30-Б уже 10 рублей…
                    На первых 10МАС-1 стояли мониторные студийные динамики 3ГД-31 (2 800 – 25 000 Гц), стоимостью 7 руб. Потом их заменили на “облегченный вариант” 3ГД-31-1300…
                    за “три рубля”… (в справочниках Интернета цифра 1300 как-то незаметно “исчезла”).
                    Характеристик 10МАС-1 “золотой серии” вы не найдете, а вот 10мас-1м
                    Но “золотыми” стали только 10МАС-1 бердского завода 1972 года…
                    Особо отмечу детальность и мягкость звучания ВЧ динамиков и достаточно широкий угол охвата 4-х дюймовых конических диффузоров, что выгодно отличает их от купольных твиттеров и пластиковых пищалок у которых звук узко направленный.

                    • Олег пишет:

                      Спасибо, что вставили изображения (у меня почему-то не вставлялись). Просто на словах объяснить что-либо трудно.

                      Так получилось, что «штучные 3ГД-31» рассматривать отдельно от АС не имеет смысла. Для 10МАС-1 (без «м») от БРЗ – это «связка» двух головок «штучного» исполнения, отсюда и результат.
                      10ГД-30 (без буквенного индекса) тоже изготавливались малыми партиями

                      Достаточно взглянуть на их фото. Для 10ГД-30 корзина отливалась методом кокильного литья в металлическую форму при атмосферном давлении, вручную прямо из ковша. Стенки не могли быть менее 1,5 мм толщиной и прочие «прелести», отсюда и больший размер, и грубая поверхность отливки. Но Ø 240 мм против 200 мм, поэтому и «низы» у них от 25 Гц заявленных (фактически ниже 14 Гц).

                      У 10ГД-30Е и 10ГД-30Б корзины блестящие, это уже литье в металлические формы под давлением, оснастка дорогая и оправдывает себя при тиражах в тысячи и более штук. Две части литьевой машины размыкались по принципу «чемодана» поэтому боковые стенки корзин динамиков с коническими скосами. Если две части формы размыкались вручную и вверх, то и стенки
                      литых корзин вертикальные. (см. фото)

                      Вы не найдете технической документации на головки 3ГД-31 и 10ГД-30 в Интернете, они как бы «растворились во времени», свидетельствовать могут только случайно попавшие в Сеть фотографии.

                      На фото виден и фильтр первого порядка на подлинных 10МАС-1. Резистор с отводом, колонки настраивались попарно прямо во время сборки, пары НЧ-динамиков тоже подбирались для каждой Веги-101 отдельно, потому что их диффузоры отливались по технологии 50-60 годов и «разброс» мог быть значительным. Бумажная масса без примеси древесины и с добавлением натуральной шерсти. Дорого? Да, дорого, но иначе не получится.

                      Что касается 3ГД-31, то их тоже делали «штучно», и их диапазон 2800 – 25 000 Гц. Брак не утилизировали, а пускали в продажу и в производство с другой маркировкой («1300»), вероятно… потом еще дешевые 3ГД-1-8…

                      Интересно, что 3ГД-15 и 3ГД-15м тоже разные, даже конструктивно.
                      Почему их, с диапазоном не выше 18 000 Гц, ставили в 10МАС-1 рижского завода на Аккорд-001 стерео? А потому, что винил, да еще через пьезокерамическую ГЗМ выше 15 кГц не выдавал.
                      Но 3ГД-15(м) для своего времени хорошие головки, хотя и низкоомные (4,5 Ом).

                      .

                    • Олег пишет:

                      Выше фото 10ГД-30Е первого завода.
                      Вот 10ГД-30Б и 10ГД30Е с корпусами отлитыми”под давлением” (иногда эту технологию называли “точным литьем” – не путать с литьем по выплавляемой модели,это разные вещи).

                    • Евгений пишет:

                      А более древний 10ГД-30Е имеет прямую корзину. Недавно такой разбирал.

                    • Олег пишет:

                      Были 10ГД-30Е с прямой корзиной, но я их линейкой не мерил. Диаметр па фото можно определить только в сравнении. У 10ГД-30 диаметр корзины 240 мм., в планках каркаса первых выпусков ЗЯ 10МАС сделаны вырезы (иначе не входил). А Ø 200 мм, это уже совсем другое дело, и нижняя граница частот выше.

                    • Аудиостроитель пишет:

                      Осталось только выяснить, как 240 мм. устанавливались до 200 мм. при полной взаимозаменяемости. Не иначе, как рашпилем подгоняли и портили АЧХ.

                    • Олег пишет:

                      Не было “полной взаимозаменямости”, были другие акустические ящики для 10иас-1м с другой передней стенкой.
                      в планках каркаса первых выпусков ЗЯ (10МАС-1) сделаны вырезы

                    • Евгений пишет:

                      Это не планки каркаса, а рёбра жёсткости. Вполне возможно, что сначала ставили более широкие и делали в них вырезы, а потом – оптимизировали и стали ставить более узкие и не делать лишнюю работу по “доработке напильником”. Кстати, буквально недавно продавал 3ГД-31. Все 4 головки, уехавшие покупателю были 1978-1980 года изготовления. Везде на штампе стояло, что сделаны они по ГОСТу, а не по ОСТу. На паре более древних было обозначение 3ГД-31-1300. Так что выпускали такое не только в начале 70-х. По ОСТу их стали выпускать скорее всего к середине 80-х, тогда к ним, конечно появляются вопросы.

  13. Wintersson пишет:

    а в сравнении с 6ГДВ-4-8 какой твиттер лучше???
    я на слух не могу определить у меня Корветы 81 и 83 года, СЧ и НЧ на обоих парах родные, а на одной паре ВЧ – 6ГДВ-4-8, на другой то ли 8ГДВ-3, то ли 8ГДВ-01 – а при вводе в гугл направляет на дины 5 ГДВ-1-8 (3 ГД-31) – у кого слух хороший – поясните!

    • Alik пишет:

      3гд-31 на фоне 6гд-13 затеряются.Да и мощность у 3гд-31 к сожалению маленькая.А 6гд-13 один из лучших ВЧ динамиков СССР.Но мне по звуку 3гд-31 больше нравится.

      • Олег пишет:

        Долговременная мощность 3ГД-31 (от студийных мониторов) 25 ватт, шумовая мощность 15 ватт,
        чувствительность не менее 90 дБ, но это не совсем верно, в Интернете не только все путают, но и врут бессовестно. И знают, зачем врут, не очень приятно признать, что после 10МАС-1 (копия Сони 1967-68 г.г.) ничего путного из полочных АС так и не сделали. Хуже сделали, лучше – нет.

        • Alik пишет:

          А как распознать студийная 3гд-31 или нет?Мне кажется их не найти уж вовсе…

          • Олег пишет:

            Найти, конечно, трудно. У меня такие в АС 10МАС-1 1972 года, Бердск. Во-первых, маркировка. Во-вторых, (на взгляд), у них серое цинковое покрытие (а не радужное с фосфатированием, хроматированием и черт знает с чем еще). В Остальном они внешне похожи на 3ГД-31-1300 (закрытый корпус). 3ГД 15 и 15м имеют диффузородержатели с отверстиями, и еще у них разные магниты. После 1973 года студийных 3ГД-31 я вообще не видел в продаже. Почему их ставили в профессиональные систеаы (студийные мониторы)? Так ведь лучширх не было (2800-25000 Гц), и сейчас, возможно, нет. Весь ассортимент импорта я не знаю, да мне он и не очень интересен.
            Срез был на частоте около 4000 Гц (последовательно динамик 8 ом + резистор (22 ом с отводом регулируемый ~ 12 ом) + конденсатор МБГО 2,0 мкФ. Посчитать нетрудно.
            Таким образом 10ГД-30 и 3ГД-31 “перекрывали диапазоны частот” друг друга, звучание ровное, басы очень сильные и их приходится немного гасить эквалайзером. Если УНЧ средненький, то и басов не будет. Колонки 10МАС-1 раскрываются только с очень хорошим усилителем мощностью не менее 2х50 ватт. Никаких тонкомпенсаций, регуляторы тембра в среднем положение, все настройки только эквалайзером. Баланс в зависимости от записи – не все треки одинаково звучат, но в пределах одного диска (альбома) регулировок почти не требуется.

            • Alik пишет:

              То есть у которых ценник 7 Рублей,характеристики будут лучше?

            • Олег пишет:

              В CCCР “розничными ценами не разбрасывались”, это вам не какой-нибудь аглицкий хай-енд!

            • Vip Kit пишет:

              Фазоинверторное оформление для АС, на мой взгляд, больше подходит для ,,киношных” фронтов. В кино не так важна упрощенность басового регистра, как в музыке. А ФИ оформление даёт высокую отдачу на басе, но скрадывает ньюансы.
              Конечно ОО, ОЯ и ЗЯ – по качеству звука(натуральности, точности, разрешению), ,,фазик” уступает. Ещё производитель, любит маскировать перекошенную ,,тоналку” ФИ, за счёт его высокой отдачи.
              По 3гд31. Видимо их и не планировали изготавливать, как ГД
              с топовыми характерристиками.
              Производитель считал, что и этого достаточно. Не на экспорт же, в то время и такие ГД были востребованны.
              P.S. если нет возможности приобрести 3ГД15, можно модернизировать и 3ГД31, как многие предлагали выше. Задемпфировать корпус изнутри тонким войлоком, поставить фазовыравнивающую пулю(уберет выброс на 10кГц), пропитать центр диффузора хитиновой пропиткой.
              А для расширения частотного диапазона от 10 кГц и выше – лёгкий и короткий руппорок, пропитанный хитиновым составом. Если судить по выложенный АЧХ , то резонансная частота у измеренного экземпляра, в районе 1 кГц.

              • Олег пишет:

                Друг мой, подобные рекомендации мы уже слышали для 3ГД-31-1300, но это разные головки, в том числе и по их стоимости – розничная цена 3ГД-31-1300 в два с половиной раза ниже, чем у 3ГД-31.
                А 3ГД-15 и 3ГД-15м, это еще две разные головки, в том числе и конструктивно, с другими характеристиками и сопротивлением 4,5 Ома вместо 8 Ом. “Говорить на разных языках”, вероятно,допустимо только в песне Высоцкого:

                “Но что ей до меня – она была в Париже,
                Ей сам Марсель Марсо чего-то говорил.”
                .

              • Vip Kit пишет:

                А, я, не утверждал, что все перечисленные ГГ – модификации одного динамика. Но, если кого то не устраивает качество звучания 3ГД31-1300 и он не может по каким то причинам приобрести улучшенную версию 3ГД31(редкая) или более топовые 3ГД15, 3ГД15м(дорого),то можно улучшить звучание 3ГД31-1300 выше перечисленным. Хуже оригинала, точно не будет. Разумеется навык и умение приветствуются. Не боги динамики делают и твикают !

                Варианты акустического оформления, я перечислил(самые удачные). По поводу размеров. ФИ можно встретить в подавляющем большинстве случаев. Полочники,напольные, концертные на 15″,18″,21″ динамиках(pro).В дорогих напольных Sonus Fuber и киношных ДК. Какая тут малогабаритность ?

                • Олег пишет:

                  Прошелся по теме назад и вверх…
                  Есть и вполне разумные суждения, и вопросы, тогда как внизу одна ругань и угрозы, видать, достал кого-то. Понятно, если у тебя хорошие АС, а у твоего визави один хлам с помойки, то как ту найдешь с ним общий язык?Никак…
                  Очень хорошо, что сохранились фотографии вставленные админом. На них ясно видно, что и к чему, кому-то может и пригодится…

                  Теперь для Вип Кит. Головки 3ГД-31-1300 можно использовать, например, для проигрывания винила, могут быть старые и редкие пласты. Второе. Не желательно лезть в конструкцию, если нет брака то никакого резонанса не должно быть. Иначе – на помойку. Оклеивать войлоком изнутри необязательно, обклеить можно и снаружи с тем же успехом, хотя корпуса и так “обязаны” быть жесткими и не вибрировать. Но оклеить снаружи очень просто? Да.
                  3ГД-31-1300 удешевленный вариант, но конструктив тот же. Вероятно изменилось качество бумаги или пропитки, как знать? Понятно, что и частота снизилась, если бумага рыхлая, до необходимого минимума 18 кГц. Но это не хуже китайских, хотя свиста уже не ждите, его не будет, не твиттер, чай… Проверьте качество головок, несли вас их несколько, и подберите пару.
                  Ну и тембры на 12 часов, любой темброблок портит звук, как и широкая/узкая полоса или тонкомпенсация.

                  .

                  • Vip Kit пишет:

                    Олег, со многим из Вами сказанного согласен. Единственное, что, оклейка войлоком корзины динамика, не будет так же эффективна, как изнутри. Снаружи, корпус лучше демпфировать, например смесью цемента с ПВА, предварительно установив круглый ,,стакан” из пластика или картона. Тяжёлая корзина будет абсолютно ,,глухой”. Темброблок, для хорошего аудио тракта – излишества.

                    • Олег пишет:

                      Вип, сначала проверьте трек, то есть фонограмму.
                      И не портите хорошие динвамики, чяасто мы желаемое выдаем за действительное.
                      Вот одна исповедь идиота из Сети:
                      Разобрал новые Свен спс 700, увиднл, что петля из синтепона только с одной стороны, (китайцы сэкономили, значит! – подумалось дураку), затем оклеил синтепоном все внутренности ящиков и заклеил скотчем щелевой окно внизу “фазоин…” тьфу, блин, резонатора конечно… “Стало дучше!”
                      Для кого лучше, для больного? Да, но ящики заглушил напрочь…

                      Вам это ничего не напоминает?

              • Чалов Денис пишет:

                Вот и я к этому призываю. Если устройство перестаёт удовлетворять каким-то требованиям, замените детали или устройство целиком. И да, стоить уточнить. Деталь менять нужно тогда и только тогда, когда вы четко локализовали её как самое слабое звено. Для этого нужны знания и хоть какой-то опыт. Если Вы очень требовательны к устройству хотите сделать его лучше, тогда вы обязаны обладать знаниями разработчика для того, чтобы можно было полностью перебрать это устройство с новыми деталями и настройкой.

            • Аудиостроитель пишет:

              Согласен. Я прекрасно и с “дудками” слушаю, и на фронте и в тылу!

            • Vip Kit пишет:

              Если изготовитель выпускает кривые динамики, грош-цена его знаниям и профессионализму.Важен результат, а не умные теории !

              • Сергей пишет:

                То же самое, можно сказать и про “горе-настройщиков”.
                Много-знающие теорию, но на деле выходит, как-будто сравнение скульптора и ребёночка, делающий “пасочки”.
                Всё относительно.

              • Евгений пишет:

                Вы забываете, что есть ещё фактор экономики. Например, Бауэрс с Вилкинсом выпускают супер-пупер ВЧ-головки с диффузором из искусственных алмазов стоимостью 3500 Евро за штуку. Как думаете, много выпустили? А 3ГД-31 ставили в огромное количество АС и тираж их очень велик.
                В общем, цена/качество – ещё один компромисс при проектировании и производстве головок. Причём качество не пропорционально (по крайней мере не прямо пропорционально) цене.

                • Vip Kit пишет:

                  Евгений, да какие там алмазные купола ? Мы имеем бюджетный ГД
                  с не высокой себестоимостью и низкой ценой. Что стоило производителю задемпфировать корзину и обработать пропиткой центр диффузора ? Не поверю, что себестоимость готового изделия стала бы в два , три раза больше.
                  Зато потребитель получил бы качественный ГД, пусть по цене на 50% дороже. Не было такого желания у производителя в реалиях советского времени. Идеология рулила. Сейчас, что мешает исправить все эти ,,косяки”производителя, увлеченному и умелому самодельщику, если у него есть желание и интерес получить качественный динамик, который изначально не дорог и ,,доставаем”?
                  Есть ещё люди, у которых со слухом – порядок и Low-End они на дух не переносят. Да и больших денег это не отнимет. Что тоже важно ! )))

                  • Аудиостроитель пишет:

                    В СССР такое (демпфирование и т.п. пропитки) могли и к хищениям соц. собственности приравнять и к преклонению перед Западом. Тот же БРЗ – военный завод, который бытовую технику лишь как ширпотреб выпускал.
                    P.S. Я очень хорошо помню, как моя рацуха на рацуху до директора предприятия дошла. Не положено было такое! Благо разум в тот раз восторжествовал, и высвободилось ТРИ человека.

                  • Чалов Денис пишет:

                    3гд-31 как и многие динамики СССР (побоюсь сказать все) имели пропитку. А демпфирование внутри им не нужно, уже писал об этом

  14. ZLOIVOVAN пишет:

    У кого есть желание и время провести эксперимент? Идея такова: Разобрать 3ГД31, просверлить в корзине отверстия диаметром 6 – 12мм, равномерно распределенные по окружности,установить на керн медный кругляшек толщиной примерно в 1 мм.Собрать, снять АЧХ и оценить звучание.
    Сверление корзины производить при закрытом скотчем магнитном зазоре! Отверстия в корзине можно закрыть от попадания пыли тонкой тканью или марлей.
    После переделки динамик придется изолировать от общего с НЧ объема отдельным колпаком или выносить отдельно на маленьком щите. Решившемуся на эксперимент удачи!

    • Чалов Денис пишет:

      А может, за 1000-1500 купить пару пищалок купольных и не тратить время на эксперименты.

      • Евгений пишет:

        Мне кажется, что одна из проблем 3ГД-31 – его размеры. Наверху частотного диапазона в этом диффузоре просто обязана твориться какая-то каша.

        • Олег пишет:

          “Наверху” это свыше 20 000 Гц?
          Скажу так. Когда я слушаю один и тот же трек (высоких много, даже более чем), то 10МАС играют мягко и чисто, а современные АС с “купольными твиттерами” визжат и свистят. А, что? Тоже… впечатляет. Я ведь не против? Кому что нравится..

          • Евгений пишет:

            Ну вообще-то у частоты 10 кГц длина волны уже 3 сантиметра.

            • Куприянов Александр пишет:

              Терпеть не могу таких щетоводов. 3 сантиметра это 10ГГц. Эта не звуковой диапазон а СВЧ. Теряете авторитет Евгений.

          • LDS пишет:

            Я подкорректировал Ваш пост и добавил картинки с сайта Вашего.
            Если 10МАС-1 такие редкие и динамики в нем, то почему бы не разобрать при случае и сфоткать. Можно было посвятить им отдельную страницу.

            • Олег пишет:

              Так есть фотографии в Интернете! Но мне пришлось их искать года три (с тех пор как на меня начались “наезды еще на лит.сайтах” типа Эстония 010 – “г”, 10МАС-1 тоже “г” и т.д.). Но там схлестнулись “поэтические интересы”, и совершенно непjнятна была ревкция “самоделкиных” на РТ-сайтах. Потом я это понял: большинство из них просто “поздно родились”.
              Для картинок я сделал страницу на Литпричале, довольно сумбурную, одни замечания и картинки, это не статья, а “шпаргалка”.

              А нужна ли статья о 10МАС-1? Не знаю, их очень мало осталось… Однажды видел предложения на Авито за 16 000 и 20 000 рублей соответственно.
              Ничего удивительного, за хорошие АС Симфония-003 просят и 30 000 руб.
              Праавильнеt было бы кое-что рассказать о настройках тех же 10мас-1м, их пока еще очень много на вторичном рынке. 10мас-1м неплохие колонки для 1-го класса, и менее требовательны к усилителю. Хорошие колонки, в чем-то лучше, чем Radiotehnika S-30B. И те и другие как-то переделывать, это уже слишком самонадеянно…
              .

              • LDS пишет:

                Конечно нужна, тем более если их было очень мало, это же история и память. Пройдут года и возможно уже никто и не вспомнит о таком названии, а так сохраним. Ну или останутся одни разговоры: “А вот такие были, но никто не видел.”
                У меня есть АС к которым нет фото, но есть описания. На данный момент один человек присылает работы с ВНИИРПА (можно посмотреть в новостях), которые никогда никто не видел. Скоро еще добавлю, коаксиальные динамики на базе 15ГД-17.
                Так что присылайте, если конечно есть желание, заставить я не в праве.

                • Олег пишет:

                  Я думаю, что лучше сделать так.
                  Мне нетрудно и интересно написать заметку о советских полочниках и разместить ее на Литпричале (там удобный редактор с возможностью вставлять фотографии и любые шрифты). Мне 10МАС-1 достались вместе с Вегой-101 “из комиссионки”, почти даром. Я знал, что их очень ценили меломаны 70-х, но как-то… относился к этому спокойно.

                  Но в 90-м появились деньги, мог выбирать, купил “тройку” Эстония 010. А С на 8 Ом можно было подключить, вот тогда они и “раскрылись”, хотя еще и не полностью. Напольные АС было уже не купить… Полностью разобрался с акустикой только после подключения к компьютеру, и то не сразу.

                  Все, что приемлемо для 10МАС-1, приемлемо и для 10мас-1м, но только на уровне 1-го класса, независимо от класса стереосистемы. Здесь есть, что сказать, АС серии “м” и АС от “Юпитера” достаточно много.

                  Но это по определению “фронтальные колонки”, сравнивать их с резонаторными (фазоинверторными, тьфу…) не желательно.
                  “Труба”, “раструб”, “окно”, “лабиринт” и все такое – это, по сути, ревербераторы… Я ведь не из крохоборства, просто работают они по разному.
                  ПАС (панель активного сопротивления)тоже разные, в данном случае это “мягкий вал” (ватный мешок). А в “китайчатину” теперь просто пихают сложенный пополам и согнутый лист синтепона у одной из стенок, и это првильно.

                  Хорошо, попробуем что-нибудь сделать. Фотографии я брал с разных сайтов, так даже лучше в плане “документальной убедительности”. Но озвученные в Интернете электрические характеристики придется приводить в порядок, интернет – есть интернет…
                  .

                  • Олег пишет:

                    Добавлю; “труба” любой формы или “раструб, воронка” – это резонатор и ревербератор, но ревербератор здесь “идет” уже после резонатора. Щелевой “фазоинвертор” (не иначе “кухонные инженерА” название придумали, интеллигенты не могут без заумностей),это как бы разновидность лабиринтного резонатора в отдельном отсеке. Отверстие без “трубы” тоже ревербератор отраженных от стенок волн, искусственное эхо, такие конструкции применялись в НЧ трактах двухполосных усилителях конца 50-х.
                    Никаких “фазаинверторов” нет и не может быть (кроме электрических в усилителях НЧ с двух-четырех тактным оконечным каскадом). Естественно, звуковые волны исходят и с тыльной стороны диффузора, но движение диффузора или мембраны, это вибрация определенной частоты или частот, иначе не бывает. И никакого разворота фазы на самом деле нет.
                    .

                    • Аудиостроитель пишет:

                      Перестаньте писать бред!
                      Панель акустического (а не активного) никакого отношения к звукопоглощающему (что тоже не совсем верно) материалу в корпусе не имеет. И даже в некоторых советских АС он не предполагался.
                      Фазоинвертор инвертирует фазу фронта звуковой волны, приходящей к слушателю от задней поверхности диффузора, а не реверберирует, резонирует и проч.
                      Если вы не знаете о возможностях прямоугольных фазоинверторов в форме “песочных часов”, а не щелевых, то это не означает, что их не существует.
                      Не было в 1972 году никакого высшего класса, как нет никаких “фронтальных” АС (применительно к типу акустического оформления корпуса).
                      И при чём тут китайские мультимедиа Свены и т.п?

                    • Олег пишет:

                      Самым неверующим можно подняться по ленте отзывов м посмотреть фотографии (админ вставил). Там есть удачное фото колонки с огромным басовиком и отдельно фото самого басовика. ВЧ динамик мелковат, но видно какое у него было покрытие, фактура и т.д. Хорошо виден фильтр 1-го порядка. мне потребовалось много времени, чтобы найти эти фото в Интернете, поэтому ковырять свои 10МАС-1 не вижу необходимости. Фото редкие, можно скопировать и увеличить, чтобы убедиться в моей правоте. Сможете купить неубитые 10МАС-1 от БРЗ, значит вам повезло…

                • Андрей С пишет:

                  Не дождетесь от Олега никаких фото 10гд-30 с диаметром 240мм и 3гд-31 за 7 рублей. Он этот порожняк уже пару лет гоняет. У поэта фантазия богата. Если и были какие либо опытные прототипы они рано или поздно всплывут но не от этого товарища.

                  • Олег пишет:

                    Что за народ, все время находит себе проблемы на ровном месте…
                    Если у кого-то “весьма средние” колонки или динамики, то это не повод для дискуссий.

                    • Андрей С пишет:

                      Первый раз ошибочный размер 240мм для 10гд-30 был указан в журнале Радио 1974г №12, затем эта деза распространилась по другой справочной литературе. За все время с тех пор так и не было предъявлено документального подтверждения их сущесвования. Как говорите, Вы обладаете такой акустикой с таким динамиком 240мм в диаметре, плюс бонусом “студийные 3гд-31 за 7рублей”. Именно качественное фото этих уникальных динамиков может подтвердить правдивость всего Вами вышеописанного.

                    • Александр Р. пишет:

                      240 мм – не ошибочный размер, а “истинный” диаметр новой формы корзины с ушами (наибольшее расстояние между двумя ее точками). Потом стали писать привычный диаметр (без ушей).

      • шел мимо пишет:

        О, сколько нам открытий чудных
        готовит просвещенья дух
        И опыт-сын ошибок трудных,
        И гений-парадоксов друг…

        Без вот этих экспериментов не будет той самой пары за 1000-1500р! Другое дело, что одному это делать лень, у другого нет интереса к этому, у третьего познаний ноль….но в этой череде найдется кто то один, кого это и заинтересует, и будет иметь время, знания….в результате остальные будет покупать уже готовую пару за 1000-1500, а может и дороже)

    • шел мимо пишет:

      В чем смысл отверстий в корзине? Убрать стоячие волны с обратной стороны? Или заставить дин играть ниже? Если первое, то проще оклеить внутрянку тонким звукопоглотителем, если второе, есть вероятность перегрузить катушку.
      Что до медного пятака, то эффект, возможно, будет, но, скорее всего, незначительный-керн малого диаметра и катушка малоразмерная. Как следствие, трансформаторная связь незначительная и наводимые токи будут слабыми (керн сам по себе выполняет функцию КЗ кольца).Да и не надо забывать, что этот пятак часть полезной мощности забирает на себя, дополнительно нагружая катушку.

      • ZLOIVOVAN пишет:

        Правильно, дополнительно устраняются перепады давления в пространстве между диффузором и корзиной при работе на большой громкости и как следствие должны снизится нелинейные искажения Назначение медяшки – уменьшить спад АЧХ выше 10 кГц.

        • шел мимо пишет:

          Медяшка спад не уменьшает, а лишь выравнивает АЧХ.
          На счет перепадов давления я бы так не был категоричен. При такой малой амплитуде колебания диффузора, давление ну никак не может значительно изменяться и делать отверстия в корзине считаю не целесообразным (ну только ради экономии металла при производстве самого динамика). Другое дело, переотражение волн. А это уже нечто иное. Простое сверление отверстий от этого не спасет, более того, усугубит проблему от излучения корзины- ведь снизится ее жесткость, да еще кромки самих новообразованных окон начнут переизлучать.

          • Николай пишет:

            Даже если корзина и излучает, то очень незначительно и это происходит ЗА диффузором, в корпусе.
            Во всяком случае, для меня эти тонкости неочевидны. Не ипите себе мозг.

            • Евгений пишет:

              Тут, как мне кажется, бОльшее значение имеет то, что происходит под диффузором без поглотителя. + Вполне возможны резонансные явления в самом диффузоре, так как у него довольно длинная образующая. А ещё, ИМХО, вполне возможны подобные явления в воздушном объёме между краем диффузора и колпачком.

  15. Аудиостроитель пишет:

    Пост в защиту 3ГД-31.
    А зачем с ними так извращаться и возиться? Ну, кроме отчаянного желания. При качественном тракте они играют достаточно громко для настольной акустики (в моём эксперименте в 15АС-208), а ожидать от них рупорной отдачи просто глупо. Конечно присутствует и направленность и, как следствие “капризность” (новый термин придумал). Но можно просто найти нужный разворот на слушателя, а само по себе звучание у них честно-бумажное. Для этого динамика – более чем.
    Возиться с фильтрами, корпусами ещё стоит. Дорабатывать динамики напильником – нет. Это лично моё мнение.

  16. Николай пишет:

    Разряжения и сжатия воздуха в корпусе АС вполне имеют место, в этом можно убедиться, приложив руку к отверстию фазоинвертора либо слегка прикрыв его листком бумаги. Так что, профессорша “без яиц” был в общем-то права. Диффузор изначально работает как поршень – создаёт уплотнения и разряжения воздушной среды, выступающей в качестве проводника звуковых волн, собенно его колебания значительны в НЧ звеньях.

    Прошу забанить Олега на пару дней. Он тролль.

    • Олег пишет:

      Обижаешь, начальник… я бы и пару лет не пожалел. Ишь, как народ-то у нас мельчает, ну, разве не обидно?
      Насчет «поршня» мы уже слышали, Ломоносовых на Руси хоть отбавляй… из седьмого класса средней школы, правда, а так – ничего… Однако сравнивать динамик с «мембранным насосом» было бы не очень корректно, и не справедливо по отношению к насосу. Я понятно излагаю, товарищ Кулибин?
      Насос от велосипеда тоже неплохо, но в результате все равно получится «пшик». Так и передайте руководителю кружка юных дарований при Доме пионеров.
      На этом «научную дискуссию» можно закончить.

    • Шел мимо пишет:

      Про разрежения и уплотнения и про проводник подробнее,плиз!

      • Николай пишет:

        Куда уж подробнее, физику учили в школе? Звуковая волна есть колебания упругой среды – воздуха в данном случае.

        • Шел мимо пишет:

          Уважаемый,вы свалили в кучу все и пытаетесь в этом убедить остальных.
          Волна-перенос энергии без переноса вещества. Зарубите это себе и не пытайтесь доказывать обратное. Именно в этом режиме работает вч дин и сч,частично.
          Нч дин работает в поршневом режиме,а это уже нечто подобное на вибронасос,поэтому и ощущается движение воздуза в фи.

          • Николай пишет:

            Вы просто невнимательно читали мои посты либо их смысл до Вас не дошёл.

            Тут всё дело в амплитуде. Амплитуда волн ВЧ/СЧ-составляющей невелика, поэтому подвижку твитеров заведомо делают жёсткой. У НЧ-составляющей амплитуда гораздо выше,поэтому подвижная система НЧ-звеньев подвижна в буквальном смысле – имеет гофр, длинные гибкие выводы и центрирующую шайбу.

    • Евгений пишет:

      Разрежения и сжатия воздуха – это и есть звуковая волна. В случае фазоинвертора – это колебания воздушной пробки в трубе + соколеблющийся воздух внутри и снаружи трубы.

      • Шел мимо пишет:

        Тогда,что такое волна в жидкости,в твердом теле?
        Сперва изучите вопрос,а потом вступайте в полемику. Разрежение и сжатие отношения к волновому движению не имеет.
        Это работа насоса или дина в поршневом режиме

        • Чалов Денис пишет:

          Ну, Вы тоже не до конца понимаете работу динамиков, шёл мимо. Хотя и большинство Ваших высказываний правильны. Динамик имеет поршневой режим до того момента, когда длина полуволны меньше длины расстояния от центра диффузора до его края. Вернее не от центра, а от края вершины конуса.
          Про дырки в корпусе. Именно из-за поршневого режима 5гдв-1 на частотах до, примерно 3-4 КГц, они имеют смысл. Так же и оклейка изнутри всякими звукопоглотителями улучшают ситуацию на этих частотах, может, чуть выше. Но этот пищик используется от 5000 герц, в основном. То есть в зонном режиме. В этом случае больше прока будет от пропиток.
          Евгений, действительно, изучите вопрос. Так как звук – это физическое взаимодействие частиц вещества, создающих волну. Грубо говоря, Вы были правы, но для таких горячих дебатов нужно абсолютное понимание процессов.

          • Шел мимо пишет:

            Перечитайте свой пост,нет никаких противоречий?)

            • Чалов Денис пишет:

              А, да… :) когда длина полуволны БОЛЬШЕ … Ну и далее по тексту

              • шел мимо пишет:

                Я просто стараюсь не влезать в полемику, обхожу некоторые спорные моменты, ибо только о режимах работы динамиков можно книгу написать.

      • Аудиостроитель пишет:

        Намекаете на “стоячую” волну? Но что это меняет?

  17. Аудиостроитель пишет:

    Предыдущий мой пост адресован Евгению.

    P.S. Ответ без цитирования зачастую не в ту кассу попадает.

    • Евгений пишет:

      При чём здесь стоячая волна? Если Вы про мои перлы про фазоинвертор, то это в упрощённом варианте тело на пружинке. Тело – столб воздуха в трубе и рядом с её концами, пружинка – воздух в ящике, возбуждаемый головкой. Строго говоря, воздух в фазоинверторах не “выдувается” из ящика, а колеблется в трубе на частоте резонанса системы ящик-труба и около неё.

      • Аудиостроитель пишет:

        Евгений, это и есть стоячая волна. Сам столб воздуха в фазоинверторе “стоит” на месте, но энергию о прекрасно передаёт окружающей среде.

        • Чалов Денис пишет:

          Стоячая волна – это сложенные волны прямой и отраженной от внутренней поверхности ящика. Такое происходит при определенных частотах, определенных размерах ящика и совпадении фаз этих волн. Стоячие волны образуются при длине звуковой волны меньше размеров ящика.

          • Чалов Денис пишет:

            Фазоинвертор – это действительно шарик на пружинке. Колебательная система, резонанс которой зависит от жесткости пружины (объема воздуха в ящике) и массы шарика (массы воздуха в трубе). Свободные колебания или добротность тем меньше, чем мягче жестче пружина (меньше объем ящика) и легче шарик (воздух в трубе). Поэтому большие АС с низкой настройкой фазоинвертора имеют размытый бас.

            • Alik пишет:

              Спасет ли к примеру S-90B,если сделать круглую трубу фазоинвертора,и настроить его на резонансную частоту каждого НЧ динамика?

              • Евгений пишет:

                От формы тут почти ничего не зависит, если не лезть в дебри каких-нибудь “песочных часов” и т.п. Единственное, если сделать неудачную трубу, она может “засвистеть”. Могу ошибаться, но если так настраивать ФИ, то оно может загудеть.

                • Alik пишет:

                  Почему круглую,потому что ее легче сделать)Собирал АС по статье Голунчикова,там описана именно такая методика,настройка на резонансную частоту динамика.С динамиками 35гдн у меня вышло 37 и 36 ГЦ.Вроде не гудит.А “Засвистеть” это как?

                  • Евгений пишет:

                    При большом диаметре трубы и значительной громкости поток воздуха в ней становится турбулентным и получаются призвуки. “Свист” – это скорее условное название этого явления. То есть Вы будете слышать, как воздух колеблется в трубе.

                    • Alik пишет:

                      Аааа,понял,есть такой нюанс,но это если выкрутить ручку НЧ,и Громкости до упора,но там уже и диффузор будет на грани вылета.

                    • Чалов Денис пишет:

                      Свистят трубы малого диаметра из-за высокой скорости потока воздуха. Удивляют высказывания людей на форумах, которые не только сами ничего не делали и не изучали, а даже не удосужились почитать книжки.

                    • шел мимо пишет:

                      куда Вас понесло, батенька! Нужно бы гидравлику подучить, может тогда бы разбирались, что такое турбулентный поток, а что такое ламинарный

                    • Чалов Денис пишет:

                      Я в гидравлике не разбираюсь. И типы потоков не знаю. Но я знаю как ведет себя фазоинвертор. Есть что возразить – пишите.

                    • шел мимо пишет:

                      Чалов Денис 23.04.2019 на 03:06
                      Я в гидравлике не разбираюсь.

                      Этим хвастаться не стоит. Вы просто создаете ложное представление у неопытных, что построить акустику равно, как два пальца об асфальт.
                      Гидравлика- наука о законах движения жидких и газообразных веществ, равновесия этих сред….
                      Вот потому и свистят ФИ, что работаете методом тыка, без знания элементарных основ.
                      А еще есть законы термодинамики, про которые многие “практики” даже слыхом не слышали, но могут целые лекции читать, как должно быть правильно. Почитайте Алдошину, других специалистов в области акустики

                    • Чалов Денис пишет:

                      Вы так уверены в том, что фазоинвертор относится к гидравлике? И не надо выворачивать мои фразы.

                  • шел мимо пишет:

                    Круглая не только легче в технологии, но и в плане практического применения лучше- турбулентные потоки сведены к минимуму, чего не скажешь о различных прямоугольных.

                    • Николай пишет:

                      Подозреваю, что свист вызван рассечением воздушной струи о край торца. А если хорошо снять фаску, сделать края гладкими, м?

            • шел мимо пишет:

              Чем меньше жесткость пружины, тем больше размах колебаний)Как то так

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Услышать свист воздуха из порта инвертора- для этого динамик должен звучать на очень низкой частоте и с высоким смещением.Иначе все шумы из порта будут маскированы звуком из динамика.
                Для занимающихся автосабами или озвучкой сцены эти проблемы решены давно и есть границы этих разумных решений. А у начинающего обычно две крайности: или страшит любая мелочь или принцип- да подумаешь, ерунда какая. Я- лучше знаю.
                Порт в виде песочных часов – удачно сочетает в себе несколько полезных свойств.

  18. Alik пишет:

    А кто нибудь менял на таких магнитную систему?Есть два трупа 3гд-31(минус катушки) и две магнитные системы от трупов 5гдш-5-8(минус диффузоры).Есть ли резон их скрестить?Знаю,идея наркоманская,но хочется услышать комментарии знающих по этому поводу.

    • Евгений пишет:

      Мне кажется (исключительно ИМХО), что дело того не стоит – у оригиналов вполне адекватный магнит. Беда данной головки, как мне кажется, в размерах и зачастую в качестве изготовления.

      • Alik пишет:

        Не правильно выразился,я имел введу всю магнитку целиком,(фланец,магнит,катушка,керн).Беды для меня то в принципе нет,звучание нравится,по мощности слабенькая,да и намотка катушек не особо,витки слазят(две хорошие головки,а две пострадавшие).Вот собственно и идея поставить более мощную катушку с магнитом.То что дело того не стоит знаю,но интересно,может кто занимался таким.

        • Чалов Денис пишет:

          Оставьте магнит в покое, а каркас катушки сделайте из алюминиевой фольги, мотаете катушку тем же проводом с термостойким клеем. Провод не перекручивать и не перегибать. 10 Вт получите с той же чуйкой.

          • Alik пишет:

            Увы такую тонкую операцию мне не проделать,зазоры там минимальные,да и провод тоньше волоска.Хотите сказать что родная катушка могла бы выдержать до 10 ватт?

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Интересно, что очень похожая на 3ГД-31 , но венгерская пищалка из колонок Минимакс-2 звучала значительно ровнее и интереснее, а наша кроме шипящей сковородки с картошкой, на другое неспособна.
        У подобных динамиков с диффузором типа кулёк на ачх есть глубокий провал в районе 5 кГц. Частота не такая уж ценная, чтобы печалиться о потере, но если задача получить ровную ачх от 1-2 кгц и выше, это -недостаток

        • Alik пишет:

          Видел такие АС,что то похожее там стоит.На самом деле 3гд-31 играет хорошо,и по ушам не пилит.Единственный недостаток как по мне,это его мощность,громко не послушаешь,либо сгорит,либо катушка сползет.Был бы он мощнее,я бы ставил его везде)

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            катушка маленькая, это да, а полоса вниз явно не по размеру катушке. Знаете, есть очень удачная по звуку пищалка 2ГД-36 из цветных телеков. Но разброс конский, нужно выбирать.Прямо на слух, разницу слышно сразу.

            • Alik пишет:

              Да,знаю такую,но по звуку что то не то(на малой громкости норм играет),3гд-31 приятнее на мой слух,режу от 5 кГц.Да и у 2гд-36 тот же недостаток,слабая.Жаль нет мощных бумажных ВЧ из СССР.

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Почему не было? были.3ГД-15М, к примеру. Штучная работа, на каждом динамике – заводской номер.

                • Alik пишет:

                  Редкий экспонат,найти такой это большое везение.Слышал по звуку шикарен,а вот как он по мощности?

        • Олег пишет:

          Оригинальные 3ГД-31 (без 1300) звучито лучше современных шелковых= твиттеров. Да и старые советские пищалки особой “приятностью” не отличались, хотя и “пищали”, что да, то да… Все дело в в собственной музыкальной культуре слушателя, вот это скорее всего. 3ГД- 15 лучше, чем 3ГД-15М, но опять же, надо уметь “что слушать” и уметь “как слушать”. Многие повернуты на S-90, это их трудности… Но это плохие колонки в принципе. Ламповую стереорадиолу вполне устроит и Виктория-001, и Симфония-003, они и рассчитаны на винилш, 15 кГц все равно не получишь. И Оба 3ГД-15 тоже для винила, пример – Аккорд-001 стерео, но у него слабоват УНЧ, для 10МАС-1, соответствыенно. Усилитель, чтобы получить качественный звук, нельзя нагружать более, чем на 15% предельной мощости. Динамики в принципе выдерживают до 40%, но лучше ограничиться 20-ю. 10МАС-1 (без “м2), возможно, лучшие советские полочники. Их предельная рекомендуемая мощность 3 – 7 ватт электрической мощности, в результате получите громкость свучания на канал, эквивалентную 0,2 – 0,45 Вт от бумажных без подвеса. Этого более чем достаточно для качественного прослушивания музыки. ЗГД-31 тоже работаю.т безукоризнинно в диапазоне 4000 –
          25 000 Гц. Вот только выше 16,5 кГц человек обычно не слышит, но чувствует.Но визга, как от твиттера не будет._”Китайцы” тоже неплохо, можно эквалайзером настроить и китайца. А вот 10МАС-1 требуют “нулевой” усилитель 2 х 50 ватт. 6-7 ватт, это и будет в районе 15% максимальной мощности. К сожалению, с любитьелями “выворачивания кишок” об этом говорить не имеет смысла. А 10МАС-1м и им подобные, это ослабленный вариант для аппаратуры 2-й группы сложности, то есть не выше 1-го класса. Но они дешевле в изготовлении, “басовики” у них постепенно опустились в цене до 1о руб пролтив 35 рублей у самых первых 10МИАС… Пришли новые технолдогии, диффузоры уже не отливали, а делали как попроще и подешесле. Кроме того, появились новые модели, и их было достаточно много. Плохо, что они требовали фильтров второго порядка.

          • Alik пишет:

            Как раз взял вчера пару 3гд-31 (без 1300,год на штампе не разобрать) за дешево.Визуально 3гд-31 отличаются только штампами и выбитой точкой,вместо точки из краски у 3гд-31 1300.

          • Николай пишет:

            Если сделать диффузор из металлизированного лавсана, зазвучит весьма неплохо. Бумага для ВЧ подходит плохо, коэффициент демпферирования слишком велик.

            • Alik пишет:

              Не соглашусь,играют бумажные очень хорошо.Как мне кажется,про родители нашей 3гд-31,немецкий динамик ISOPHON ALNICO,и 6 RUF LSP 28A играют просто замечательно.

              • Николай пишет:

                Вы про бумажные в целом, или только про леденящий душу ужас – 3 гд-31? Я не знаю свойств оригиналов, но копия ужасна.

                • Alik пишет:

                  Ну если говорить о бумажных,то играют они не хуже шелковых,титановых,и еще черт знает каких(я о зарубежных братьях).Но в СССР почему то всегда копировали с большим ухудшением.То ли провода для катушек не те,то ли материал для изготовления диффузоров,что то пошло у них не так.Но все же мне звучание 3гд-31 нравится,да и сам динамик в АС смотрится хорошо.

                  • Alik пишет:

                    В общем,подключил 3гд-31 через фильтр который советовал Денис, 2мкф-0,25мГн-6мкф,играет отлично,на ухо,немного тише чем 3гд-2 и 10гд-35.Замеры не проводил,пока так.

  19. алексей пишет:

    Извините за оффтоп, но в очередной раз напомню некоторым участникам, что не было в СССР классов техники, НЕ БЫЛО. Были группы сложности, которые устанавливали минимальные технические характеристики для устройства, а так же наличие определённых потребительских свойств. По сему, собирались эти группы на одной и той же элементной базе. Эмпирически, чем выше группа сложности – тем больше деталек аппарат содержит.
    А по качеству, зачастую аппараты высшей группы сложности (это с нулём в начале) даже чаще посещали мастерские.

    • Андрей С пишет:

      А как быть тогда например с “ГОСТ 12392-71 Магнитофоны бытовые. Классы. Основные параметры. Технические требования” или с ГОСТами на всю аппаратуру СССР до конца 80х годов?

  20. Куприянов Александр пишет:

    алексею. Что за глупость “в СССР классов техники, НЕ БЫЛО”. Вы что то проспали,или прогуляли. Были и высший класс , и первый класс , и второй , и третий. 001,002, и т.д.-высший класс. 101,102, и т.д.-первый класс. 201,202, и т.д. второй класс. И Т.Д. И они нормировались по параметрам.

    • Игорь пишет:

      Александр, официально они назывались “группы сложности”. А так да, мы это для себя подразумеваем как классы.

      • Олег из Зеленодольска пишет:

        Именно “группы сложности”,а в простонародье как “класс”.Но чаще всё же говорили “классы”, по крайне мере я так слышал с 80х годов.Может в других городах как бы по-разному называли.Хотя это смысла не меняет,понятие для всех одно,что лучше,а что хуже.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *