Акустическая система. Основные понятия

Акустической системой называется громкоговоритель, предназначенный для использования в качестве функционального звена в бытовой радиоэлектронной аппаратуре. Под «громкоговорителем» понимается «устройство для эффективного излучения звука в окружающее пространство в воздушной среде, содержащее одну или несколько головок громкоговорителей, при наличии акустического оформления, электрических устройств (фильтры, трансформаторы, регуляторы и т.п.). В соответствии с определением Международного электротехнического словаря МЭК 50 (801) термин «громкоговоритель» может применяться как к «акустической системе», так и к одиночному громкоговорителю, который в отечественных стандартах называется «головкой громкоговорителя (ГГ)». Однако в технической литературе термин «громкоговоритель» обычно применяется к одиночным громкоговорителям, а многополосные системы, в зависимости от их назначения, называются «акустические системы», «звуковые колонки» и т.д.

Акустические системы, встроенные в корпус радиоэлектронной аппаратуры (телевизор, магнитофон, приемник), называются «встроенными»; акустические системы, конструктивно не связанные с используемой аппаратурой, называются «выносными». Акустические системы АС являются конечным звеном бытовых звуковоспроизводящих трактов, в значительной степени определяющим их качество звучания.

Значительный прогресс в развитии бытовой радиоэлектронной аппаратуры за последние годы обусловил рост объемов производства и увеличение числа моделей «выносных» и «встроенных» АС в отечественной и зарубежной промышленности.

view-003 ldsound_ru (1)

Ниже будут рассмотрены основные элементы конструкции акустической системы. Принцип устройства многополосной выносной АС показан на рис. 1. Акустическая система состоит из следующих основных элементов:

  1. излучателей 1, 2, 3 (низко-, средне-, высокочастотные ГГ), число которых в каждой из полос зависит от типа АС;
  2. корпуса 4;
  3. электронных устройств 5, 6 (фильтрующе-корректирующие цепи, электронные схемы защиты и т. д.);
  4. регуляторов уровня 7;
  5. входных клемм 8.

Излучатели, используемые в подавляющем большинстве АС, представляют собой электродинамические головки громкоговорителей ГГ. В ряде АС применяются также электростатические, изодинамические и др. Такие АС в отечественной терминологии принято называть «АС с нетрадиционными излучателями».

В выносных АС, как правило, используется многополосный принцип построения, т.е. весь воспроизводимый диапазон частот подразделяется на несколько частотных поддиапазонов, каждый из которых воспроизводится своим ГГ, который в зависимости от этого называется низко-, средне- или высокочастотным. В зарубежной литературе встречаются названия subwoofer — «супернизкочастотный» и supertweeter — «супервысокочастотный» ГГ. Под этими названиями обычно понимаются ГГ, эффективно воспроизводящие частоты соответственно ниже 25 Гц или выше 20 кГц. В АС высшей категории обычно используется три или четыре частотных поддиапазона; в массовых АС часто применяют одно- или двухполосный принцип построения. Это связано с тем, что применение одного широкополосного громкоговорителя не позволяет обеспечить равномерность АЧХ акустической мощности в полном диапазоне частот и снизить уровень интермодуляционных искажений. Требования к ГГ, работающим в различных частотных диапазонах, существенно отличаются.

Низкочастотные ГГ должны обладать значительной мощностной н температурной устойчивостью (современные ГГ используются при мощности музыкальных сигналов 100-150 Вт, увеличение температуры при этом достигает 150-200 °С); обеспечивать линейность упругих характеристик при больших смещениях; низкие резонансные частоты; сохранение поршневого характера колебаний в возможно более широком диапазоне частот. Как правило, в качестве низкочастотных ГГ используются конусные электродинамические громкоговорители прямого излучения. Отечественной промышленностью выпускалась только одна модель АС 25 АСЭ-101 «Статик», где в качестве низкочастотного используется электростатический излучатель.

К среднечастотным ГГ, используемым в АС, также предъявляются требования к мощностной и температурной устойчивости, обеспечению уровня линейных и нелинейных искажений, близких к субъективным порогам восприятия, которые в области средних частот достигают своих минимальных значений. В качестве среднечастотных используются как конусные, так и купольные электродинамические ГГ, кроме того, значительно шире применяются электростатические излучатели, изодинамические, излучатели Хейла.

Высокочастотные ГГ в современных АС должны обеспечивать воспроизведение высокоцастотной части диапазона до 20-30 кГц, увеличение динамического диапазона до 100-110 дБ и устойчивость к тепловым перегрузкам. В большинстве моделей применяются купольные электродинамические ГГ, однако за последние годы все больше используются нетрадиционные конструкции излучателей всех видов: пьезокерамические, электростатические, излучатели Хейла и др.

Корпус АС является основным конструктивным элементом, формирующим ее электроакустические характеристики в области низких частот за счет регулирования нагрузки на тыловую поверхность диффузора и использования или подавления излучения этой поверхности. Он оказывает существенное влияние на электроакустические параметры АС как в области низких частот (такие как амплитудно-частотная характеристика — АЧХ, фазочастотная — ФЧХ, характеристика направленности — ХН, коэффициент нелинейных искажений), так и в области средних и высоких частот за счет колебаний стенок корпуса на его внутреннего объема, а также за счет влияния формы корпуса на характер дифракционных эффектов.

view-003 ldsound_ru (21)

Наиболее распространенными типами корпусов в современных АС являются закрытый корпус, фазоинверсного типа и корпус с пассивным излучателем (рис. 2). Существуют также и другие виды реже используемых корпусов: «свернутый рупор, «лабиринт», трансмиссионная линиям и т.д.

Закрытый корпус служит для подавления излучения тыловой поверхности диффузора ГГ.

Корпус фазоинверсного типа отличается наличия в нем отверстия или отверстия с трубкой, что увеличивает уровень звукового давления в определенной области низких частот благодаря излучению тыловой поверхности диффузора.

Довольно широко применяется корпус, в котором вместо отверстия или трубки используется пассивный излучатель, представляющий собой громкоговоритель с подвижной системой без магнитной цепи и звуковой катушки. Пассивный излучатель позволяет также увеличить уровень звукового давления за счет использования тылового излучения, особенно в области частоты резонанса системы, образуемой за счет массы подвижной системы излучателя, гибкости его подвеса и содержащегося в корпусе воздуха.

Варианты АС по низкочастотоному оформлению корпуса:

  1. плоский экран;
  2. открытый корпус;
  3. закрытый ящик;
  4. корпус с фазоинвертором;
  5. пассивный излучатель;
  6. корпус с лабиринтом;
  7. TQWP;
  8. рупор;
  9. бандпасс (полосовой резонатор);
  10. громкоговоритель с ЭМОС.

Конструктивные параметры корпуса АС, его конфигурация, соотношение размеров, расположение ребер и прочее определяются расчетным или экспериментальным путем исходя из требований к электроакустическим характеристикам АС.

Характеристики АС в области низких частот рассчитываются путем анализа существующих эквивалентных схем системы, полученных с помощью метода электромеханических аналогий. За последние годы разработан системный подход к анализу и синтезу параметров АС в области низких частот, базирующийся на аналогии между характеристиками АС в области низких частот и параметрами соответствующих электрических фильтров, что позволило применить хорошо разработанные методы расчетов характеристик фильтров к расчету параметров АС. Обобщенная эквивалентная схема АС с различными типами оформлений в области низких частот показана на рис. 3. Для построения эквивалентной схемы АС и ее последующей оптимизации используются такие электромеханические параметры низкочастотных громкоговорителей, как полная Qts, электрическая Qes, механическая Qms добротности, эквивалентный объем Vas, частота основного резонанса f0, модуль полного электрического сопротивления z и др.

view-003 ldsound_ru (22)

Eg – напряжение источника сигнала;
Rg – выходное сопротивление источника сигнала;
RE – активное сопротивление звуковой катушки;
B – плотность магнитного потока в зазоре магнитной системы;
Sэф – эффективная площадь диффузора;
CAS – акустическая гибкость подвеса;
MAS –акустическая масса подвижной системы;
RAS – акустическое сопротивление потерь в подвижной системе;
RAR1 – активная составляющая сопротивления излучения фронтальной поврхности диффузора;
MA1 – реактивная составляющая сопротивления излучения (масса воздуха, соколеблющаяся с фронтальной поверхностью диффузора громкоговорителя);
MB1 – масса воздуха, соколеблющаяся в тыловой поверхности диффузора;
CAB – акустическая гибкость воздуха в корпусе АС;
RAB – акустическое сопротивление потерь в корпусе АС, обусловленных внутренним поглощением энергии;
RAL – акустическое сопротивление потерь, обусловленных утечками воздуха из щелей корпуса АС;
RAR2 – активная составляющая сопротивления излучения отверстия фазоинвертора или диафрагмы пассивного излучателя;
MA2 – реактивная составляющая сопротивления излучения отверстия фазоинвертора или диафрагмы пассивного излучателя;
MB2 – масса воздуха, соколеблющаяся с тыловой поверхностью диафрагмы пассивного излучателя (если таковой присутствует);
MAP – акустическая масса пассивного излучателя или воздуха в трубе фазоинвертора;
CAP – акустическая гибкость подвеса пассивного излучателя;
RAP – акустическое сопротивление потерь в подвесе пассивного излучателя или в трубе фазоинвертора;
l – длинна части звуковой катушки, находящаяся в зазоре магнитной системы.

В области средних и высоких частот существенное влияние на акустические характеристики АС оказывает внешняя конфигурация корпуса: его форма, наличие отражающих поверхностей, характер округления углов, степень демпфирования его передней и верхней стенки и т.д. за счет дифракционных эффектов. Экспериментальные исследования в корпусах различной формы показывают, что переход от гладких форм, например эллипсоидных или сферических, к формам с острыми углами приводит к значительному увеличению неравномерности АЧХ. Традиционно в большинстве АС используют прямоугольные корпуса, при этом для уменьшения отражений применяют демпфирование передней панели или верхней крышки, например за счет применения специальных накладок. Для высококачественной аппаратуры нередко делают корпуса обтекаемой формы; эллипсоиды, цилиндры, сферы и т.д., выделяя для средне- и высокочастотных ГГ отдельный блок. Эти меры позволяют снизить неравномерность АЧХ и улучшить субъективное восприятие звучания.

Существенное влияние на электроакустические характеристики АС оказывают колебания стенок корпуса, которые вносят значительный вклад в общий процесс звукоизлучения. Поскольку резонансные колебания стенок происходят на частотах негармонических по отношению к колебаниям диффузора, она придают особенно неприятную окраску звучанию. Анализ механизмов возникновения звукоизлучения из-за вибраций стенок корпуса показывает, что существуют два пути передачи звука: первый за счет возбуждения колебаний внутреннего объема воздуха в корпусе, вследствие излучения от тыльной поверхности диафрагмы и передача через него колебаний на стенки корпуса, и второй, за счет прямой передачи вибраций от диффузородержателя на переднюю стенку, а от нее – на боковые и заднюю. Анализ вклада обоих механизмов передачи показывает, что в области низких частот до 300-600 Гц существенное влияние на возбуждение стенок оказывают как колебания внутреннего объема корпуса, так и прямая передача вибраций через диффузородержатель. В области средних частот действует в основном второй путь. Для уменьшения этих явлений в процессе конструирования АС используют различные способы звуко- и виброизоляции и звуко- и вибропоглощения.

Для демпфирования внутренних акустических резонансов, корпуса АС заполняют тонковолокнистыми упругопористыми материалами (минеральная вата, синтетическое волокно, стекловолокно и др.). Лучшими из отечественных волокнистых звукопоглощающих материалов являются АТМ-1, АТМ-3, АТМ-7, АТИМС и др.

С целью уменьшения общего уровня звукоизлучения от стенок, применяются конструктивные меры по повышению жесткости и массы стенок. Известны конструкции АС с корпусами из кирпича, мрамора, пенобетона и др. Они обеспечивают высокий уровень звукоизоляции до 30 дБ, но слишком велики по весу. Обычно используют такие материалы, как ДСП, фанера или МДФ. Для АС категории Hi-Fi применяют эти материалы толщиной 13-20 мм, что обеспечивает неплохую звукоизоляцию и приемлемый вес корпуса.

Для борьбы с прямой передачей вибрации от диффузородержателя, применяют методы виброизоляции и вибропоглощения. Эффект виброизоляции достигается применением упругих амортизаторов при креплении диффузородержателя к передней стенке корпуса в виде резиновых прокладок, локальных опорных виброизоляторов для крепления винтов, амортизирующих прокладок для крепления передней панели к боковым, развязок держателя от передней панели за счет дополнительной опоры его на дно и т.д.

Снижение амплитуд вибраций стенок достигается использованием различных вибропоглощающих материалов, например жесткой пластмассы или мастики, наносимых на внутренние поверхности стенок, таких как Агат, ВМЛ-25, Антивибрит и др. Кроме того, применяют стяжки; распорки, например между двумя боковыми стенками, и ребра жесткости. Использование рёбер жесткости, особенно расположенных параллельно длинной стороне или по диагонали стенки, существенно повышает резонансные частоты, облегчая тем самым их демпфирование. Таким образом, корпуса акустических систем, особенно для АС категории Hi-Fi, обладают довольно сложной конструкцией за счет применения всех указанных мер, однако затраты на производство таких конструкций оправдываются улучшением объективных характеристик и качества звучания акустических систем.

Электронные устройства АС включают в себя, прежде всего, электрические разделительные фильтры. Практически все современные АС являются многополосными по причинам, указанным выше, поэтому распределение энергии звукового сигнала между ГГ является основной задачей фильтров. Развитие техники проектирования АС заставило изменить функции фильтров и методы их проектирования. Разделительные фильтры выполняют теперь одновременно задачи фильтрации и коррекции. В подавляющем большинстве современных выпускаемых АС используются так называемые «пассивные» фильтры, которые включаются после усилителя мощности. Однако в ряде моделей АС применяются и «активные» разделительные фильтры. В этом случае в каждом частотном канале используется свой усилитель мощности, включенный после фильтров. По сравнению с пассивными активные фильтры имеют ряд преимуществ: лучшую перестраиваемость в процессе настройки, отсутствие потерь мощности, меньшие габариты и т.д., однако они проигрывают по таким параметрам, как динамический диапазон, шумы, нелинейные искажения, требуют применения отдельных усилителей в каждом канале, что экономически невыгодно. В промышленности СССР выпускалась только одна модель активной АС – 35 АС-013 «Radiotehnika S-70».

В процессе развития техники проектирования АС использовались пассивные фильтры различных типов. К настоящему времени наибольшее распространение получили фильтры «всепропускающего типа», которые удовлетворяют одновременно многим требованиям: обеспечивают плоскую суммарную АЧХ по напряжению, симметричные характеристики направленности АС в области частот разделения, низкую чувствительность к изменению значения элементов. Поскольку передаточные функции по напряжению таких фильтров представляются в виде полиномов Баттерворта степени n [точнее, при n-нечетном описываются полиномом Баттерворта Вn, а при n-четном — (Вn)2], их называют фильтрами Баттерворта различного порядка. Выбор порядка фильтров определяется степенью сложности предъявляемых к АС требований. Обычно в АС используются фильтры второго-четвертого порядков. При оптимизации разделительных фильтров с использованием компьютера, разработчик задается схемой фильтров и начальными значениями элементов. Затем путем целенаправленного изменения значений элементов схемы на ПК, минимизируется разница между требуемыми электроакустическими характеристиками и действительными. Использование методов оптимального синтеза фильтрующе-корректирующих цепей позволило в современных конструкциях АС добиться значительного уменьшения неравномерности АЧХ, снижения уровня фазовых искажений, симметризации характеристик направленности и т.д.

К электронным устройствам в АС относятся также различные фильтры-корректоры, которые используются для коррекции характеристик АС в области низких частот, в частности, электронная коррекция реализуется в АС с электромеханической обратной связью (ЭМОС) применением амплитудных линейных и нелинейных корректоров, специальных усилителей мощности со сложным комплексным характером выходного сопротивления, согласованным с параметрами низкочастотных ГГ. Электромеханическая обратная связь используется в системе 35 АС-013 «Radiotehnika S-70».

В связи со значительным возрастанием мощности подводимых к АС музыкальных сигналов, часто применяются электронные устройства для защиты ГГ от механических и тепловых перегрузок.

3ащита как от длительных, так и от кратковременных перегрузок достигается применением различных вариантов пороговых схем. Пороговые схемы обычно нагружаются на ключевые цепи, включающие питание реле, коммутирующих головки ГГ. Для защиты от кратковременных перегрузок применяются релейные устройства с порогами срабатывания существенно меньшими, чем тепловые постоянные головок Тпор=10-20 мс.

Во многих АС используются различные – варианты индикации перегрузок, например на светодиодах, включающихся в момент срабатывания реле. Подобные схемы применены в отечественной системе 100 АС-003 «Орбита».

В ряде АС используются схемы, предназначенные для коррекции формы АЧХ в различных поддиапазонах (НЧ, СЧ, ВЧ), называемые регуляторами тембра. Как правило, они реализуются в виде пассивных Г-образных или дискретных аттенюаторов, позволяющих изменять уровень сигнала.

Клеммы в АС высшего класса обычно применяются типа пружинного типа специальной конструкции.

89 комментариев: Акустическая система. Основные понятия

  1. Михаил пишет:

    А разве 25аса-11 и 25ас-311 нельзя считать активной акустикой?

    • Александр Юрьевич пишет:

      25ас-311 именно и есть АКТИВНАЯ,ПОСКОЛЬКУ В НЕЙ ВСТРОЕН УСИЛИТЕЛЬ ВНУТРИ ОКОНЕЧНЫЙ.

  2. Top Tonic пишет:

    Клеммы пружинного типа – признак бюджетной АС.
    Диапазон средних частот от
    160 до 1280 Гц. Именно в этом диапазоне формируется большинство музыкальных тонов.

  3. Valery пишет:

    Всем привет! Хочу разобраться в одном вопросе. Кто знает подскажите. Имею акустику Радиотехника с-50. Эта и некоторые (те которые видел) импортные аналоги тех времен имеют в своем составе звукопоглотитель в виде мата в сетке. Современные акустические системы не имеют такого решения. Их внутренние стенки демпфируются различными материалами типа синтепона, войлока или поролона.

    Задумался над тем стоит ли в моей акустике сделать демпфирование и убрать звукопоглотитель? Улучшит ли это звучание или делать этого не стоит, что задумано изготовителем то и должно быть?

    Почему производители акустики не использовали демпфирование стенок? Это экономия и упрощение процесса производства?

    А в принципе звуковой балласт и демпфирование в чем разница?

    • LDS пишет:

      Можно мешки распороть и раскидать вату по корпусу, по стенкам приклеить.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      стенки колонки -ватой – не демпфируются. Вата глушит переотражения от стен ящика в объёме ящика , а вибрации стен колонки гасят сам стенки за счет затухания в материале стенок и их толщины.

  4. Марков Николай пишет:

    …И всё-таки, что есть TQWP? Посмотрел “теорию” в Нете, бардак неимоверный. Если он резонансный, то чем он лучше фазаинвестора? Если лабиринт – длина малая. Вразумите.

  5. kolobrkin пишет:

    Cмесь трансмиссионной линии и недо-рупора. Почитайте И. А. Алдошину “Там, где живут басы” хотя бы в части трансмиссионной линии, клиновидное увеличение профиля, по моему, ничего не дает, кроме уменьшения длины за счет “виртуального” удлинения вызванного расширенным “выхлопом”. Косвенно это подтверждает и оценка формул расчета TQWT по сравнению с обычной “трансмиссионкой”.

    • Марков Николай пишет:

      Трансмиссионка есть лабиринт с потерями? Укорочение по аналогии с конусным ФИ… Не понимаю преимуществ, потому спрашиваю. Должно быть какое-то объяснение энтому зверю. Или, наоборот, преимуществ ноль, поэтому так мало промышленных образцов?

      • Ёшкин Кот пишет:

        Лабиринт – это форма сворачивания трансмиссионной линии, которая может быть прямой, расширяющейся или сужающейся. Расширение трубы к выходу увеличивает звуковое давление из неё, но требует большей длины по сравнению с прямым сечением для той же частоты резонанса. Сужение трубы к концу – наоборот позволяет сделать её короче.
        Нагрузка в конце трубы в виде планки, частично закрывающей её выход, или “фазаинвестара” – это тоже способы укорочения трубы с попыткой получения низкого резонанса ценой его большей добротности. В общем, тонкостей там много, сразу всего и не напишешь. )
        В производстве фазики проще, компактнее и менее материалоёмки, поэтому трансмиссионки мало распространены.

  6. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    делая колонку в виде открытой трубы , задаем нижнюю границу длиной этой трубы. И никакими выкрутасами эту физику не надурить. Труба в виде кулька для семечек (ТКУВП ) дает надежду на устранение параллельных резонансов от стенок этой трубы. Что- вряд ли, как говорил тов Сухов.
    Мне хватило знакомства с этим Тыкувп на 4А28, распиаренным в сети, до первого шума в динамике и появления картинки на экране. После чего хозяин колонок молча вынес их на ближайший мусорник.

    • Ёшкин Кот пишет:

      Полно там выкрутасов. Гораздо больше, чем в прямоугольном ящике с трубкой “от Гельмгольца”. )
      Расширяющаяся труба имеет бОльшую амплитуду резонансов, чем прямая и сужающаяся.
      Рассматривал для себя варианты TL для 4А-28. Среднестатистическому 4А-28 в трубе нечего делать, выйдет горбыль АЧХ на 80 Гц и сразу обвал. Высокая добротность, лёгкая подвижка, жёсткие подвесы, высокий резонанс, слабый мотор и т.д. Но файлик расчёта TQWP для экселя не учитывает большинства важных параметров, отсюда и результат.

  7. Марков Николай пишет:

    Мне многого не надо-
    Коснуться только взглядом… (С)
    Сбылись худшие предчувствия.

  8. kolobrkin пишет:

    В моем понимании – длина трансмиссионной линии составляет одну четвертую длины волны с вычетом виртуального приращения (по аналогии с расчетом фазоинвертора, в одних источниках – 0,85 диаметра, в других источниках – 0,825 из квадратного корня площади, что приблизительно составляет – 0,73 диаметра). В связи с тем что площадь выходного отверстия увеличена – увеличивается “приращение”, уменьшается длина. С другой стороны, расширяющийся к выходу корпус – подобие рупора, со своим коэффициентом приращения (в большинстве случаев не совпадающим с частотой настройки) и явно малым выходным устьем (для адекватного воспроизведения, например 50 гц – необходим диаметр 220 см). Я собирал различные варианты TQWT и TQWP и поверьте, фазоинвертор размещенный в подобном акустическом оформлении – это жест отчаяния, последняя попытка добыть бас и оправдать бесцельно потраченные время, силы, средства и пиломатериалы.)))) Ощущение “неудачи” близко к повторению ортогональных конструкций. Сначала ожидание вселенского чуда, затем, неожиданный “пшик”.))))

    • Ёшкин Кот пишет:

      К настоящему времени математическое моделирование рупоров и четвертьволновых резонаторов хорошо проработано и реализовано в удобных программах расчёта (это не про эксель, конечно ))). Результаты заранее достаточно предсказуемы и практически повоторяемы с хорошим попаданием в расчёт. Нужно лишь выбрать подходящий динамик. Можно и не совсем подходящий сознательно “натянуть на глобус”, используя различные ухищрения, если очень хочется. Это тоже моделируется. Пилить же приблизительно или наугад – это слишком дорого, хлопотно и авантюрно. Либо вся эта математика сразу с нами, либо потом и против нас. И здесь никаких чудес. )

      • Andreez пишет:

        Самое простое- взять HornResp, потратить день на то чтоб разобраться в ней, и можно на экране любую трубу моделировать, и с сужениями, и расширениями, и все что в голову придет. По моему опыту, результат совпадет с реальностью на 90% Главное правильные параметры динамика внести.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Прога накидает на экран жути, а наше дело -испугаться этих зубов дракона или начхать на них. Чисто дело опыта, увидеть лес за деревьями , не обращая на всякие мелочи.
          Примерно как показываю на картинке ачх пищалы, справа на шкале частот, а меня вопрошают насчет шумов в районе 20 герц, с жутко важным и умным видом критика. А это машина за окном заведенная дырчит, напротив у дома, на 8-12 Гц- дикий бугор.

          • Andreez пишет:

            Согласен. Но если взять, например, и ТКВП, рассчитанное популярным екселевским калькуляторм, перенести в ХорнРесп, то сразу ВСЕ станет понятно. Там на звук, чаще всего совсем не похоже, как правило расческа из пиков и провалов.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Расческа – поведение трубы без подглушки, исходная картина. В реале там все куда ровнее и спокойнее, вместо расчески холмистая равнина скорее.То же и на слух.

              • Andreez пишет:

                На серединке, да кое-что можно поправить, в известных пределах. А вот расческа на басу – а ведь хороший бас – это то ради чего огород и городится, так вот тут полная Ж без тщательного расчета, да и далеко не на всяком динамике получится что-то приличное. И чтоб не шкаф.

                • Andreez пишет:

                  Самое удачное из труб, на мой взгляд – “рогожинские”
                  Любой уход в заужение или расширение, как у ТКВТ, ведет к раскорячиванию АЧХ

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Огорчение от неудачи – для него есть несколько причин. С теорией нелады, с самого начала не знаем, что делаем, просто ребята делали и хвалили.
      Измерения для нас -понятия абстрактные, а кто ими занимается, те дураки, ничего в звуке не понимающие, а надо слушать.
      Понять, что напилил , где находишься и куда дальше двигаться- нужен опыт , хотя бы слуха, за неимением микрофона. Только сперва нужно микрофоном понять, как соотносится картинка на экране с тем, что мы слышим. И не иначе.
      А последнее- большинство гуляющих в сети конструкций от акустических вундеров мало что полезного содержат, кроме ярких картинок и восторгов по поводу звука. Потому как реальная ачх этих поделок сразу вызовет вопросы. А кому это в радость. Ты , главное, пили. И хвали.

      • Vip Kit пишет:

        Все эти страдания по микрофону и прочим артам – малооправданны.
        У конструктора должен быть некий алгоритм, который позволяет получать стабильные результаты и систематизировать их в дальнейшем.
        Не важно на слух или на микрофон, Вы, проводите измерение. Важен стабильный и понятный результат.

        • Дмитрий Большаков пишет:

          Так, то у конструктора на производстве! А здесь думаю речь идёт о самодельщиках, самостоятельно пытающихся построить достойную систему.

          • Vip Kit пишет:

            Как раз речь, о DAY – конструировании.
            Самодельщик – креативен, в отличии от ИТР, на производстве. Над ним нет многоэтажной цензуры начальства, плана, тотального бюджета. Вы, можете, например измерять АЧХ, акустики на слух, но это должна быть продуманная методика измерения, не уступающая измерению микрофоном.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              И да и нет. Самодельных колонок, настроенных чисто на слух, довелось послушать и ни разу там не было хоть чего-то , заслуживающего уважения. Все одно и тоже, крикливая или гудящая лажа. Самодельщик, конечно , свободен , но опыт и наличие приборов- точно не помешают .))) Тогда -взлетим.

              • Vip Kit пишет:

                А, Вы, когда нибудь встречали хорошо сведенную АС, которую создал конструктор без знаний, опыта, но использовавший приборы и микрофон ))
                P.S. здесь часто советуют новичкам использовать микрофон.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Ваш вопрос даже не в десятку, а в центр десятки.
                  Не устаю удивляться представлениям разных молодых юнушей о том, что стоит заполучить микрофон и умную программу- и сведение колонки у нас автоматически в кармане. Угу. Купи Страдивари- и ты Паганини. Или Спиваков. Ты главное-купи. И всё будет.

                  • Andy_P пишет:

                    Ну вы прям таки пугаете всех. Не имея скрипки – скрипачом не стать :) Можно много читать про скрипачей, смотреть видео, заниматься сольфеджио, но без инструмента не станешь музыкантом :) А если ближе к теме – в ВУЗе был курс электроакустики с лабораторками, снимали АЧХ разных звукоизлучателей при помощи советского конденсаторного микрофона, преда, милливольтметра и милиметровки, в “изолированной” камере. Большинство грубых косяков видны даже так. Так что покупать микрофон и осваивать измерения нужно обязательно, если это хобби не на один раз. Иначе – где взять опыт?

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Вы хоть имели понятие, как должна выглядеть ачх, а безэховая камера убирала всю жуть , порождаемую отражениями в комнате. А когда на экране вместо красивой даташитной картинки увидели жуткую кракозябру, то кроме испуга других ощущуний нет .
                      Это мои первые ощущения 2003 года.

                    • Vip Kit пишет:

                      Andy_P, Вы это расскажите настройщику фортепиано, а то он и не догадывается, что с микрофоном у него,получалось бы всё гораздо лучше))

                • Дмитрий Большаков пишет:

                  Думаю, что не столько советуют его использовать, сколько говорят о том, что без микрофона постройка АС не имеет фундамента. Но, как вы знаете, на многих ресурсах, да и здесь, нередко советуют многое из сверхунифицированного, общего. Хотя, подчас, не лишённого смысла… Думаю многое для новичка зависит от желания разобраться в теме, перелопатив в том числе и кучу абстрактной, не достоверной информации.

                  • Andy_P пишет:

                    Не камертоны-ли используют настройщики фортепиано? Или всё чисто на слух? Я не сильно спец, хоть и дружил в студенческие годы с пацанами из консерватории, она через дорогу была :) Сейчас часто вижу у гитаристов цифровые приборчики с экранчиками и светодиодами для настройки. Век-то уже не каменный и даже не бронзовый. :)

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    В своё время в журнале Радио был прибор для настройки фортепиано , с высокой точностью, именно по микрофону и опорным частотам.” А мужики-то не знают….”

                    • Vip Kit пишет:

                      Может настройщики журнал,, Радиу”, не читают, или другая причина, на то, но по прежнему настраивают на слух. Камертон, это всетаки не микрофон ))
                      Да, Век 21, но по прежнему актуальны винилокруты, старые сидюшники, ламповые усилители, винтажные АС.
                      А, современное мультимедиа, типа ОРРО, с настоящим звуком, даже рядом ни оппа ))

                  • Andreez пишет:

                    Вот что-то мне подсказывает, что таки да, с микрофоном у настройщика пианино получится лучше. Вернее с микрофоном его настроить сможет почти любой дурак. А не только профи. Как и с гитарой – на слух стоб настроить этот самый слух нужно иметь, а с тюнером – может любой.

                    • Дмитрий Большаков пишет:

                      Есть люди с абсолютным слухом. То есть, способные различать точность воспроизводимых нот. У меня есть такой в друзьях. Музыку пишет… Но думаю, что это всего лишь параллели – настройка инструмента и настройка АС. P. S. Гитарным тюнером пользуюсь сам.. А в юности на слух настраивал. По прибору лучше всяко.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          конструктор забивает динамики из базы в дозволенную фирмой прогу и получает на выходе схему фильтров и ящик. И сам в результат видимо не вмешивается, отсюда такое количество бездарного унылого продукта .

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Измерение на слух, простите, это как? Слухометром? Так это если он есть и заранее воспитан по нормальному микрофону.
          На слух все фломастеры одинаковые.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            ну, есть у меня такой гитарный тюнер, забавная штука, нет слов. Но и на слух можно не слабее настроить, зная лишь исходную ноту ля. А от неё дальше . дело навыка.

          • Vip Kit пишет:

            Все просто, А.Б. !
            Берете 9 октавный свип – тон, например 40-20 000 Гц.
            Чертите на листе бумаги сетку:
            40-80-160-320-640-1’280-2’560-5’120-10’240-20’480
            Громкость не высокая, протяженность сигнала в каждой октаве 6 сек. Сигнал громче, ставим точку выше линии, тише – ниже линии. Сильно громче – вертикальная черта выше линии, сильно тише – вертикальная черта ниже линии.
            Поругайте меня за аудиофильские выкрутасы ))

            • Марков Николай пишет:

              Частотная характеристика слуха сильно зависит от уровня. Чтобы воспользоваться Вашим способом, необходим уровень 80 дБ, совсем не тихо. И в идеале получим АЧХ, соответствующую кривой равной громкости, с неравномерностью +10/-3дБ! Тише – хуже. Так получаются любимые Вами АЧХ типа чашки (параболы).

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              свипом можно , конечно. Но не уверен, что через пять минут к вам не заявятся разгневанные соседи за дикий вой из квартиры.
              А домашние от себя добавят по шее .
              Так что все непросто, как вы про то думаете.
              И чертить на бумаге сетку- извините, даже не прошлый век.

              • Vip Kit пишет:

                Мне, как практику, с Вами спорить не хочется.
                На практике АЧХ получается, как есть с пиками и провалами и т.д.

              • Vip Kit пишет:

                У меня совсем другой звук.
                С тональным балансом – порядок.
                Ощущение, что меня не поняли))

  9. kolobrkin пишет:

    Ну видно мне не повезло, и программы не те, и формулы, лохами писанные. Но, зато у меня есть соратники по установке фазоинверторов в TQWT.))))

  10. Марков Николай пишет:

    Ещё глупый вопрос, возможно, не последний. Если энто трансмиссионка, то почему четвертьволновая??? Ведь для стыковки с излучением фронтальной стороны тыловое излучение надо повернуть не на 90, а на 180 градусов! И допрёт оно туда через мамамия сколько миллисекунд…

    • Vip Kit пишет:

      Габариты ! Всё упирается в оптимальный размер АС ))

    • Ёшкин Кот пишет:

      Резонанс открытой трубы – это когда оба её конца излучают волну одновременно наружу или внутрь. По четверти периода движения в разные стороны дают в сумме полупериод. Как объяснить лучше не знаю, проще принять, что “так Господь устроил этот мир”. )
      То, что на концах трубы на частоте настройки будет 180 град. легко подтверждается характером импедансной кривой в области резонанса, она будет “двугорбой”, подобно фазоинверторной. Механическое смещение динамика на частоте резонанса также минимально, выше и ниже – рост амплитуды, особенно ниже резонанаса.

      • Марков Николай пишет:

        Короче, резонанс есть и подобен таковому у АС с ФИ? Ну так и звучать будет как ФИ. Только вот хрен настроишь!

  11. Куприянов Александр пишет:

    Есть очень простая методика (для начинающих и не имеющих приборов), научно подтверждённая – МЕТОД СРАВНЕНИЯ. Одна АС родная (заводская) вторая ВАША, самоделка. Тумблером переключаеш и на свой слух сравниваеш лучше или хуже. Если ваша самоделка лучше вы на правильном пути. Телемастера , автомеханики этот метод знают и используют.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      да, прекрасный метод, согласен с вами. Особенно хорош, когда что-то поменяли в настройке и нужно убедиться в результате. Метод быстрого перетыка.
      Я ставлю колонки тесно рядом, в центре комнаты, чтобы отражения от предметов комнаты меньше вмешивались . И громко не делать , на малом уровне лучше слышно, комната не заводится.

    • Марков Николай пишет:

      Позавчера издевался над фильтром, отпускал повыше 75гдн с минимальным колпаком, попал на обалденную слитность. Поставил тумблер так, чтобы щелчком перебрасывал фазу, зову малых и жену, говорю – акустический фокус. Поставил поочередно в позу зю перед колонкой (розовый шум, ВЧ отключил). Сначала включал несогласованно, потом – щелк! Согласованно. Разница настолько убийственна, что после согласованного включения несогласованное вызывает кратковременное нарушение чувства равновесия. Младший описал как “уши сворачиваются”. Без тумблера – да, слышно, что бардак, но при мгновенном переключении – просто жесть.

  12. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Хорошее наглядное пособие по настройке фазировки. Все так.
    Ещё полезно добиться слитности басовика и средника, там тоже эффектно.Получается звуковое облако с нераздельно звучащими динамиками, невозможно указать, кто играет. Просто звук сам по себе висит.
    Любую непонятку первым делом слушаем на тест-шуме. Фаза-противофаза.

  13. ddimon пишет:

    На всякого мудреца, достаточно простоты))) А вообще по большей части для настройки колонки достаточно иметь смартфон,(есть у каждого), понимаю что там не калиброванный микрофон, однако главные пики и провалы ты видишь. Хотя бы понимание придет, что нужно исправить, учимся пользоваться тем что имеется под рукой))) там и генератор розового шума есть, и всё наглядно видно

    • Куприянов Александр пишет:

      А вы уверены в АЧХ этого микрофона ? У него пики и провалы ещё больше чем у динамика. И то что вы намерили проблема в динамике , а не в микрофоне ?

      • Andreez пишет:

        Ага. Достаточно посмотреть на АЧХ телефонных микрофонов.
        У них цель – хорошо считать диапазон голоса. так что 60-10000
        в лучшем случае. Да и то с задиром середины, скорее всего.

      • Марков Николай пишет:

        Не вопрос. Подключаем гарнитуру, а на ней – свой нормальный микрофон. Гаджет переключается на него и работает. Можно сравнить АЧХ разных микрофонов. Разные программы тоже по-разному обрабатывают сигнал, начиная со средних частот. Проги сии есть игрушки безплатные.

        • Andreez пишет:

          Таки имея нормальный микрофон, почему не сделать еще один шаг, и взять нормальную программу?

          • Марков Николай пишет:

            Таки нормальная программа хочет денег, но нет гарантии, что и она не разочарует. Насколько знаю, на Андроид нормальные проги для работы не пишут. И даже нормальных вирусов нет! А вместо них – антивирусные программы.

  14. Куприянов Александр пишет:

    Я проверял разные микрофоны ( студийные, радиоузловские, эстрадные). И не нашёл идеального. Почему и засомневался в этом методе. Стыки полос проверить можно , но весь диапазон – не верю.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Нормальный конденсаторный измерительный микрофон – там один капсюль хорошо если тысяч за 10 вам продадут, пожалеют, а ещё сам микрофон столько же. Плюс питание к нему, за отдельно. Но и результат не тот, что от продажных электретов с неизвестной исходной и абстрактным файлом коррекции в придачу.

  15. Сергей Русаков пишет:

    Пока еще Карен Альбертович Арзуманов делает (и самое главное калибрует) измерительные микрофоны. Я считаю, что вполне “по деньгам”.
    https://drive.google.com/drive/folders/1AdBy4j4ynjC08hPBWK4NvuveKufO-qtt

    (как и за Александром Сергеевичем, за Кареном Альберотвичем “собираю по крупицам”)

  16. Коля пишет:

    Да цена микрофонов B&K 1/4″ от $1200. Купить можно, в рублях это будет в два-три раза дороже от 46 000. Плюс потребуется источник шума поверенный и тогда можно уже что-то мерить в выделенных местах.
    А все остальные измерения только для себя любимых…
    Измерения в “ближнем” поле вызывают вопросы о достоверности этих измерений.
    Справка. Например, в безэховой камере с отражающим полом Акустического института (самой большой в Европе) можно проводить измерения от 40 Гц. В МГУ в безэховой камере с сетчатым полом – от 70 Гц. В МТУСИ (МЭИС) от 200 Гц.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Измерения в ближнем поле как раз достовернее прочих, по причине невмешательства переотражений от стен комнаты и предметов в ней.
      На дистанции сказываются все внешние сигналы , включая взаимодействие динамиков с оформлением . А в точке прослушивания может оказаться, что отраженные сигналы гораздо выше по уровню, чем голос самих колонок и слушать приходится дикий винегрет .
      Почему-то в давние времена про это дело не принято было даже заикаться . В инструкции по пользованию стереопроигрывателем или усилителем рисовали красивую картинку из пары колонок и их счастливого владельца , вдалеке между. Идеальная стереокартина гарантирована. В действительности-все совсем не так, как на самом деле. ))))

      • Коля пишет:

        Измерения в ближнем поле как раз достовернее прочих, по причине невмешательства переотражений от стен комнаты и предметов в ней.
        И где кончается “ближнее” поле и начинается “дальнее”? Особенно на низких частотах?

        • Марков Николай пишет:

          По моим данным, ближнее поле заканчивается у 10” уже на 20…30 см, дальше – резонансы неподготовленной комнаты равны или превышают уровень от динамика. Большой динамик измерить на СЧ в ближнем поле не получается, так как все зоны сложатся на расстоянии больше 2*диаметр диффузора. Вот АЧХ с расстояния 12 см : https://ldsound.club/index.php?threads/75-gdn-1-4-30-gd-2.121/post-7421 .

          • Коля пишет:

            Николай, маленький нюанс. Ближнее поле это место в пространстве вблизи излучателя где фаза колебательной скорости среды сдвинута по фазе с звуковым давлением на 90 гр. При этом показания микрофона в ближнем поле значительно превышают показания микрофона в дальнем поле. Связано это с тем, что в ближнем поле происходит “перетекание” среды с частотой излучателя. Для точечного излучателя ближнее поле ощущается до длины волны в среде на этой частоте. Поэтому когда Вы ставите колонку около стены на расстояние около 1/6 длины волны амплитуда сигнала на низкой частоте удваивается. Тот же эффект можно услышать, находясь вблизи отражающей стены. Для измерения в ближнем поле есть приборы, называемые интенсиметрами, которые не учитывают поворот фазы колебательной скорости и измеряют только звуковое давление. Все ли понятно? Это азы акустики.

            • Коля пишет:

              А микрофон – “дурак”, он меряет и ближнее поле и дальнее. Ухо как микрофон его тоже можно на этом обмануть. И чем ближе Вы сидите к излучателю, тем больше низких частот Вы слышите. Этот эффект используется в наушниках.
              Для направленных излучателей есть тоже понятие ближней зоны или зоны плоской волны (зона Френеля). НО это для ВЧ излучателей.
              Резюмируя. Измерения в ближнем поле в области низких частот не корректны. Поэтому каждая камера имеет свой нижний предел излучения, а расстояние до излучателя – не менее 1/2 длины волны.
              А что касается остального диапазона, то в домашних условиях я обычно измерял звуковое давление, размещая и колонку в районе центра комнаты с нормальным поглощением (при хлопке практически нет ревербераций – эха). В этом случае отраженные сигналы будут амплитуде на 6- 12 дб меньше. И вклад будет сравнительно небольшим.

            • Марков Николай пишет:

              По физике – да, ближнее поле имеет другие характеристики, в частности, звуковое давление (или напряжённость поля – для антенны) изменяются круче, чем в дальней зоне. В данном случае я не имею в виду физически правильное расстояние, а некое практически определяемое расстояние, на котором плохая комната не вносит серьёзную погрешность при измерениях. Его просто удобно называть ближним полем, хотя сие и неправильно с точки зрения физики. Назовём это место “близко к динамику”.

  17. Сергей Русаков пишет:

    Для справки: микрофон покупал у него в 2015 году по моему за 3 тыс. (сейчас не знаю. сколько стоит, но можно спросить – в указанной ссылке его телефон и почта есть (он их не скрывал, поэтому делюсь).
    Шумомер в коробке китайский, со снятым противоветровым набалдашником, с поверенным шумомером из Роспотребнадзора (капсюль там М101 , аналог B&K) показал разницу всего в 0,1 дб. Покупал на Али за 900 руб.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Я Карену предлагал рекламу его фирмы: Шумомеры от Кардена …Арзуманова.

  18. Коля пишет:

    капсюль там М101 , аналог B&K.
    Ну да, аналог. А китайский АК аналог Ижевского АК.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Брюль , навинченный на М-101 выдает такую же точно ачх, как и несколько капсюлей для М-101. И содран наш М101 именно с Брюля 4145 , у него даже резьба ихняя, собачая,что-то там… 40 ниток на дюйм , и если не знать эти приборы лично, никто не отличит наш от фирмы. дядя Карен прикалывался, выкладывал фото капсюлей и предлагал угадать желающим. Никто даже не пытался.
      Я знал секрет, но молчал.

  19. Коля пишет:

    Китайский АК тоже внешне как Ижевский.
    Вы хотите “измерять” этим микрофоном? Кто Вам может запретить! “Измеряйте” на здоровье.
    Маленький вопросик. А как дядя Карен поверяет микрофоны? B&K поверяет свое оборудование раз в два – три года в зависимости от оборудования. Даже ламповые приборы все равно поверяет.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Карен аттестован разными акустическими метрологическими организациями, он профессиональный акустик, равно как его микрофоны проходят госповерку . Поэтому к нему вопросов как бы нет.
      Вот прямо-верю, как читаю, что у Коли дома- лаборатория от B&K и его от нашего М-101 или RFT-шного МК102 тошнит, от одного вида.
      Аж кушать не может, такую личную неприязнь испытывает к отечественному оборудованию. Можно поверить.
      Только чем докажем? Чем сами измеряем? Фото будет или чисто погундеть?

  20. Марков Николай пишет:

    Дядьки, а голова зачем? Пять разных динамиков с известной более-менее АЧХ померить, и сразу скажете: от 100 до 7000, например, верю. А тут вся срединка, все разделы, да и, практически, полный баланс НЧ/СЧ/ВЧ – в кармане. Мой бедный со старой мобилки не врёт от 30 до 9000, дальше – задирает, а не валит, панасоник почему-то не приехал, и я ним так и обхожусь. За 0 рупий.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      желающему спаял микрофонный предик от Кроны работающий, к нему припаял небольшой капсюль электрет, валялась кучка много лет, снял ачх, сличил со своим кондуром- а неплохо очень. и теперь человек колонки свои настроил, и дальше двинулся в тему. и как бы очень доволен.
      А вот эта схемка, кому надо

    • Марков Николай пишет:

      Можно такой. 5 Вольт большинству микрофонов много, надо 2…2,5 Вольта.

  21. Коля пишет:

    Карен аттестован разными акустическими метрологическими организациями.
    Назовите хотя бы одну. По большому счету мне наплевать на то, что Вы там “измеряете” и чем.
    Я не думаю, что у Вас есть базовое образование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *