Alpha PAT 20

Изготовитель: Бавария, Северная Германия.

Технические характеристики:

4-х полосная АС открытого типа

Диапазон воспроизводимых частот: 15 – 30000 Гц

Чувствительность:: 90 дБ/Вт/м

Номинальная мощность: 100 Вт

Музыкальная мощность: 160 Вт

Сопротивление: 4 – 8 Ом

Используемые излучатели )внешний и диаметр по центру подвеса):

ПИ: 540/505 мм, конусный (полностью бумажный)

ПИ: 170-180 мм, конусный (бумажный на резиновом подвесе)

НЧ: 190/160 мм, конусный (бумажный на резиновом подвесе)

мидбас: 155/125 мм, конусный (бамажный на резиновом подвесе)

СЧ: 110/60 мм, купольный

ВЧ: 105/35 мм, купольный

Частоты раздела фильтра: 250 Гц, 900 Гц и 4000 Гц

Габаритные размеры (ВхШхГ): 790х600х200 мм

Описание:

Есть информация, что выпущено таких АС было около около 200 шт. Корпус изготовлена из 20 мм стенок. НЧ часть состоит из заднего 540 мм (21″) пассивного излучателя, приводимого в действие отдельным (около 170 мм) пассивным излучателем, который жестко связан с большим ПИ. Спереди установлен 190 мм НЧ динамик, который связан с позади установленным ПИ через небольшую камеру (около 3 л). Отверстие под НЧ динамик 180 мм. Круговые 8 отверстий диаметром 135 мм. В верхней части находится 3 динамика, назовес их мидбасовый, СЧ и ВЧ, которые играют диапазон выше 250 Гц. Так же там установлены регуляторы уровня средних и высоки частот.

История создания

Феликс Феллер, мюнхенский студент и поклонник аппаратуры hi-fi был недоволен звучанием своих колонок – у них не было глубоких басов. Он планировал, расписывал и считал месяцами, до тех пор, пока на бумаге не появились новая АС – Alpha PAT 20.

Конечно, до колонок современности было еще далеко. То Феллер не мог найти производителя для такой огромной мембраны, то не было специального клея, который был необходим. В 1977 году в Берлине на радиовыставке студент демонстрировал произведение впервые. Так как у него не было собственного место (стенда), он мог выставлять свое произведение только у другого производителя колонок. Тем не менее через 3 дня, он перестал быть гостем – Alpha PAT 20 была слишком хороша.

Динамики, которые должны давать глубокий, сильный бас, имеют обычно большой усилитель и объемистый корпус. В зависимости от требования к качеству баса они могут достигать размеров огромного посудного шкафа времен рубежа веков. Поэтому специалисты относились скептически к этому сочетанию маленьких габаритов и глубоких басов. Но лишь тех пор, пока студент не представил узкогрудый корпус.

Профессионалы не считались с изысканностью Феллера. Хотя его колонки содержали сверхдименсионированный динамик, который, тем не менее, не действовал на воздушную подушку, как это было принято в закрытых колонках. Колонки были открыты в передней своей части и на задней панели. Таким образом задняя сторона динамика была освобождена от от всех помех со стороны корпуса.

Вторая особенность – огромная мембрана очищает собственный стимул в форме вибраций (колебаний). Более того, она не связана непосредственно с трубой как в маленьких динамиках. Воздушная подушка, запертая в трубе, служит связующим звеном между Давидом и Голиафом – карлик реагирует, если мембрана вибрирует вперед-назад, а великан резонирует.

Теперь задействованный воздух стимулирует маленький динамик при медленных вибрациях – при глубоких частотах. Чем выше будет частота малыша, тем меньше будет реагировать большой. Как следствие, он переносит только действительно глубокие звуки и гасит более высокие частоты, при которых произвел бы нежелательные частотные колебания из-за своего габарита. При этом он работает, как заявлял Феллер, правильно и без искажения примерно до 250 Гц.

Благодаря изощренности пневматического сцепления, как называет систему сам Феллер, и открытой конструкции он смог сконструировать Alpha PAT 20 относительно маленькой.

Чтобы отыгрывать диапазон выше 250 Гц, Феллер применил 3 следующих динамика. Для самой важной полосы частот, примерно до 1000 Гц (здесь человеческое ухо обладает самой большой чувствительностью) конструктор выбрал большой конусный динамик. Более высокие частоты открывают 2 купольные динамические головки СЧ и ВЧ. В зазоре магнитных системах используется магнитная жидкость. Динамики реагируют на сигналы усилителя подобно тому, как хороший спортивный автомобиль при тихом касании педали акселератора – они “подпрыгивают”. Но как все высокопроизводительные устройства, они ставят перед усилителем такие требования, до которых доросли не все первоклассные устройства.

Передача соло ударного инструмента на пластинке Чарли Бирда озадачила жюри при прослушивании. Профессиональный музыкант комментировал сухо, он удивился басам.

Благодаря большой вибрирующей площади пассивного излучателя кажется, что Alpha PAT 20 способна воспроизводить самые глубокие звуки органа.

Тем не менее Alpha PAT 20 показала 20 слабостей: в области средних частот около 300 – 500 Гц бокс действует иногда сгущающе, поэтому мужские голоса часто выглядят более сонорными, чем они есть на самом деле. Этот эффект может усиливаться 2 регуляторами звука, которые влияют на высокие и средние частоты. Интересующиеся Альфой вынуждены были устанавливать колонки с помощью профессионалов. Нужно было соблюдать расстояние между стеной и динамиком, так как в противном случае они не смогут развертывать басы и будут тяготеть к грохоту.

Конструктор Феллер в любом случае мог оставаться довольным. Так как при цене около 2000 немецких марок колонки открывают новый музыкально важный параметр, который едва ли можно найти среди устройств данной ценовой категории. При этом они далеко не похожи на платяные шкафы, что еще более увеличивает радость. Таким образом нет жилого помещения, в которое не могли бы быть интегрированы эти АС.

Кроме того, у них есть будущее. Так как они совершают качественный скачок, если их использовать с подходящими высококачественными усилителями. Жюри применяло для проверки пред-серийную модель так называемого цифрового усилителя, который работает по иному принципу, чем обычные усилители. Результат был поразителен: басы становились полнее, теплее, они приобретали внезапно необычную легкость и мягкость, выигрывали при этом еще и в мощности. Стены помещения легко вибрировали. Следующая неожиданность: студия звукозаписи вынесет вердикт о том, что они выигрывал в глубине и в лучшей узнаваемости места нахождения солистов.

Страницы из журнала с описание данной АС:


Использована информация из: audiogarret.com.ua и forum.vegalab.ru. Так же спасибо Станиславу за помощь. Здесь повторение конструкции: diyaudio.ru/forum

15 комментариев: Alpha PAT 20

  1. F1NN пишет:

    Интересно как у этих монстров с микродинамикой?

    • Станислав пишет:

      В том то и фишка, что повторившие сей шедевр (правда с более скромном размером диффузора)отмечали очень хорошую передачу мелких деталей аудиозаписей.
      Владелец оригинальной АС обращал внимание, что 21″ диффузор тактильно достаточно тонкий (не в пример автосаба).

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Динамик с тонкой мембраной в открытом оформлении и без этих ухищрений играет превосходно, тот же 6ГД-2 . Так что, не вижу противоречий в ваших впечатлениях о звуке.

  2. Олег из Зеленодольска пишет:

    Да уж…такое придумать ещё нужно.Большое спасибо за инфу.

  3. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Рупор Иголкина- более знакомый термин. Он видимо тоже не был уверен в глубине своих басов.

    • Станислав пишет:

      У него в центр мембраны/диффузора бьет узкая струя воздуха. ФИ излучающий в диффузор. АльфаПат20 -это ПИ толкающий диффузор. Более распределенная по поверхности диффузора движущая/тормозящая сила.
      Кроме того ФИ и ПИ звучат по разному.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Вы-то сами, ту струю – как ощутили? ФИ, излучающий в диффузор… И что в результате? Ну, погудел инвертор в спину торчащему впереди гражданину, и что? Тот с перепугу – задергался, да в резонанс?

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    А ежели бы все изобретатели очередного чуда осмелились выложить реальную ачх своих творений- хоть в комнате хоть на улице- восторгов бы резко поубавилось. Один пример: на Апе носились одно время с колонкой Носова, и название такое внушительное- ортогональная….Но когда выложили реальную ачх- тема сдулась мгновенно. Нет и не может там быть никакого баса, Зато мощный выброс на 200гц- есть. Его-то поклонники секты ортогоналок и приняли за бас животворящий.

    • Станислав пишет:

      У эминен альфа 15 нет и не может быть баса в ОЯ (судя по вашим словам). И “полка” от 40 Гц -это всё ихнии выдумки…
      А тут всего то 21 ” маховик, да еще и с очень низкой собственной резонансной частотой и сильным демпфированием. При жесткой связи с катушкой/магн.системой в реальности такого не будет никогда. Только тут нет жесткой связи)

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Альфа Эминенс В ПОДХОДЯЩЕМ открытом оформлении(до которого додумался мой знакомый, вняв моим советам) выдал в щите 1500 мм на 1200мм 50 гц -200гц в полку с плавно спадающим к 500гц басом и быстрым низким откликом.
        другое дело- кастрированные недощиты и их хозяева, желающие инфрабаса от огрызков фанеры. Там нет и не будет низа. Равно как в ваших иголкиных пукалках. Где ачх? Не услышанная, не придуманная , а реальная? будет ачх- сниму шляпу и поклонюсь гению. Нет ачх- лесом все идут, шеренгой.

        • Станислав пишет:

          Вас понял: немец нам наврал. От 17 Гц эта штука в таком оформлении не работает. Потому как в привычном нашем понимании (опыт не пропьешь)-не может в принципе давать столь низкий бас ОЯ с такими скромными габаритами. Другое дело обычный сабовый дин впихнуть в стенку квартиры, так, что бы обратная сторона присоединялась в фазе через метров 8. Там -да. Инфрабас имеется. 14 Гц – да пожалуйста! АЧХ вам подавай (вдруг я вру как тот немец): https://ky3ne4ik-in.livejournal.com/7146.html
          Там когда с генератора подавал 1 Вт на 14 Гц перекрытия “дышать” начинали. Опасная штука для аудиодебилов. Эффект непередаваемый. Кто попадал в землетрясение баллов в 5-6 тот поймет про что я.

          А на Иголкина вы как то враждебно настроены: собрали и не заработало?!

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            что такое 80-см басовик врезанный в стену я знаю. и как звучат 20Гц тоже. И как шевелятся окна и двери при этом . Насчет наврал немец или нет- у каждого свои понятия и методы измерений. Я впереди ушей и восторгов микрофон запускаю, если он кивнул-порядок, то можно слушать. И наш с ним слух за долгие годы совместного творчества совпадает совершенно, если есть что-то на ачх, то его и на слух заметно.
            Людям свойственно преувеличивать свои достижения, а правда-кому она в радость?

  5. Александр Р. пишет:

    Александр Ростов-на-Дону совершенно прав насчет причины отсутствия АЧХ.
    Думаю, Феликс Феллер студентом был неважным, плюс гормональные страдания по “глубоким басам”, плюс немецкая мания к Длинному Густаву, Большой Берте и т.п. Он мог бы просто взять 9 тех же НЧ-динамиков и получить то же самое без всякого изобретательства.
    Или заказать голову 2А-11 в Советском Союзе.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Александр Р, мне довелось повозиться с динамиком 2а11, при очень заманчивых параметрах – в целом это очень специальный динамик под особый тип оформления. Замеры его в лаборатории подтвердили сомнения в пригодности его для получения низкого баса. Для настоящей басовой секции объемом литров 100 лучше всего годится Фостекс W400a или TAD 1601C . А круче всех Фостекс W300A , он работает в объёме литров 60 с прекрасным результатом. Но цена………

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Совершенно согласен с вами насчет конструкции на нескольких быстроходных басовичках , результат- ураганная динамика и качество баса. Да и динамики намного доступнее по цене.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *