JBL4312B – изменение фильтра

JBL4312B - изменение фильтра JBL4312B - изменение фильтра

Получил колонки для настройки фильтра – JBL 4312B. Предварительное измерение показало странный результат, такое впечатление, что хорошие динамики включены просто тупо в параллель без фильтров, наезд полос чудовищный, хотя каждый динамик очень ровный. Динамики все 4 Ома.

JBL4312B - изменение фильтра

Стык СЧ и ВЧ по горизонтали на уровне ВЧ динамика

Не обошлось и без разочарований. Пищалка отнесена от средника далеко и в сторону. Ровная АЧХ получается в узком луче между трех динамиков, в стороне начинаются неприятности. Хотя, можно зайти и за колонку, звук не деградирует с уходом от главной оси. И за счет большой площади басовика и его чуткой мембраны отклик просто диву даешься, удар барабана – сбивает с ног)))

JBL4312B - изменение фильтра

НЧ динамик с родным фильтром

JBL4312B - изменение фильтра

ВЧ динамик с родным фильтром

JBL4312B - изменение фильтра

СЧ динамик с родным фильтром

Пищалка купольная титановая, с выдавленными ребрами жесткости по куполу, звук приятный, но есть могучий резонансный выброс на 2 кГц, его убрал фильтром 2-го порядка, шип ушёл, остался чистый звук и ровная АЧХ.

JBL4312B - изменение фильтра

Забавно, что поиски родной платы фильтров, следуя вдоль длинных проводов к динамикам, привели в самый верх колонки, изнутри на передней стенке приделана крохотная платка с мизером деталек. А если судить по поведению АЧХ каждого динамика, то впечатление, что фильтров нет вообще. Молодцы, в общем, американцы. Заводские фильтры просто позор нации, басовик летит без завала почти до 5-6 кГц, туда же добегает средник, стык с пищалой аж на 7 кГц, свалка такая, что найти точку более-менее ровной АЧХ не удалось. Пришлось зарисовать это невиданное явление. Там жуть. Неприятно то, что колонки на СЧ/ВЧ все же разные, нужно разбираться, что причина тому, то ли пищала паленая, то ли средник перемотан, полярность не та.

JBL4312B - изменение фильтра

Проведя почти неделю за микрофоном, могу выдохнуть и сказать честно самому себе, что звук сложился. Самое печальное, что все попытки получить правильную и ровную АЧХ разбились о дрянной звук. Хотя, с точки зрения микрофона АЧХ была иногда просто наикрасивейшая. Но вслушиваясь в звучание привычных треков, всегда получал неожиданный щелбан по ушам в каком-либо месте. То рояль стрельнет, то голос вскрикнет, то гитара наждаком резанёт. И только когда добился АЧХ средника в виде пологого купола (симметричного слева и справа, с подгонкой уровня), получил совершенно слитный, неразличимый звук басовика и средника, мягкий и комфортный. И пищалку настроил на звук без шкварок, что было жутко непросто, с титановым куполом. Только после этого любая музыка стала звучать словно передо мной не трёхполоска, а шикарная двушка. Уходил в другую комнату, слушал оттуда, звук не страдал, сохранил красоту и наполненность.

Схема фильтра финального варианта:

JBL4312B - изменение фильтра

Звук и АЧХ – как у приличной двухполоски, все попытки выделить средину отдельной полосой ведут к её навязчивому пролезанию в звук. Только слитное нераздельное звучание средника и басовика позволили корректно подстыковать пищалу и получить достойное звучание. Хочется отметить один момент от фирмы JBL, с которым столкнулся. Басовик от батарейки “плюсом на клемму плюс” втягивается диффузором внутрь. Другие динамики работают наружу, как принято. В итоге пришлось полярность СЧ и ВЧ динамиков крутить вверх ногами.

JBL4312B - изменение фильтра

Финальная АЧХ

JBL4312B - изменение фильтра

Стык НЧ и СЧ

JBL4312B - изменение фильтра

СЧ динамик

JBL4312B - изменение фильтра

ВЧ динамик

Внутри АС оставлен заводской фильтр, к которому можно вернулся в любой момент.

Тема на форуме

Автор работы: Александр Бокарёв

14 комментариев: JBL4312B – изменение фильтра

  1. Александр Бокарёв Ростов-на-Дону пишет:

    Дмитрию огромная благодарность за качественное оформление моих сумбурных измерений и фотографий. Получилось подробно и наглядно. АБ.

  2. Марков Николай пишет:

    Супер статья и работа!

  3. Константин пишет:

    Как я понял из прочитанного смена фильтра для достижения “ровной АЧХ”.
    Так как до внесения изменений она была в “три горба”.
    Фазировка нч с завода настораживает и хочется “ляпнуть” что предыдущий реставратор нахимичил с катушкой.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      До внесения изменений ачх была ровная, как те часы у капитана Врунгеля, которые показывали два раза в сутки совершенно точное время, нужно было лишь вовремя взглянуть. То есть, в одной какой-то точке что-то было похожее на ровность, но стоило сместить микрофон, как ачх сжималась в гармошку.

  4. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    С завода колонку никто не дорабатывал.
    Фазировка басовиков самого вогнала в ступор, оказалось, что все динамики от плюса батарейки летят вперед, а басовики- назад.
    Чтобы не запутаться, басовику дал входной сигнал через катушку на красную клемму, остальные динамики сфазированы по микрофону.
    Смена фильтра не только для достижения ровной ачх. Там звук был плоский и размытый настолько, что стерео не пойми где и какое.
    Сейчас звук собранный, голос висит в воздухе, не привязан к ящикам и динамикам, неутомительный и комфортный. Чего и добивались.

    • LDS пишет:

      Наверное необходимо добавить, что в любое время можно вернутся к заводскому фильтру?

  5. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    да, можно. Это решение усложнило жизнь мне, но упростило владельцу колонок.

  6. Боря пишет:

    А ничего, что это контрольные мониторы ближнего боя и предназначены лежать на боку ? Именно тогда пищалка и среднечастотник будут расположены друг над другом, как у “простых” колонок и диаграмма направленности станет привычной. По поводу полярности басовика добавлю свои 3 коп : из схемы фильтра http://ldsound.ru/wp-content/uploads/2020/04/4312-4312BMkII-ts-ldsound.ru_.pdf проводники, помеченные черной маркировкой, должны подключаться к минусу пищалки и среднечастотника, что интуитивно понятно, да там на + и – клеммы разные – не перепутаешь. А вот у басовика по той же схеме – все наоборот – черный к + (красный). В итоге – может проще было на бок положить ?

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Беда этих колонок не в расположении динамиков, а в том, что сведение полос с родными фильтрами просто никакое, свалка дикая вместо ачх. Хоть на бок их, хоть на голову. Бездарная свалка .
      Сейчас колонки звучат достойно, редкий случай, когда немного завидую их владельцу , при всей своей несимпатии к трехполоскам.
      Динамики там очень удачные, поэтому схема фильтров несложная, а звук удался. Обычно все резко хуже, из трех динамиков- два уродца, из которых нужно звук добыть.
      Басовик на красную клемму плюсом батарейки- летит ….назад. Остальные- как положено. В итоге непонятка полная, но сделал как надо , по микрофону . А от того, лежа колонки или стоя, фазировка динамиков не поменяется.

  7. Боря пишет:

    Динамики расположены как положено у контрольных мониторов. Дело, на мой взгляд, в другом. Вы ведь АЧХ снимали микрофоном ? а колонки у вас стояли неправильно, и, возможно, микрофон был не там, где в нормальном акустическом поле д б ухо . Поправьте меня, если я не прав. Теперь о полярности: странная получается ерунда, если следовать схеме, то черная маркировка должна подходить у басовика к “+”, но он, как мы выяснили с помощью батарейки (я тоже прямо сейчас это сделал) обозначен почему-то черной клеммой. Да, это странно. Но я следую схеме производителя, а полярность определяю батарейкой не глядя на цвет. Получается, что соединения проводов с пищалкой и среднечастотником безальтернативны по конструкции клемм, а у басовика к черной клемме подводится провод с черной маркировкой. Допер – цвет клеммы выбрали для удобства бездумной сборки !
    Александр Ростов-на-Дону
    Смотрите. Если колонки лежат на боку, то ось колонки уходит вверх, где излучение вообще в кучку не складывается. Оно складывается лишь в одной точке, в треугольнике между динамиками, колонки, стоящей вертикально, причем, слева и справа от этой оси ачх разная, но благодаря отзеркаленному расположению динамиков можно расположить колонки по наилучшей форме ачх и звука.
    Это слышно даже без микрофона, достаточно сместиться самому в стороны относительно главной оси колонки. Владелец колонки понял все правильно, сделал как надо и весьма доволен звуком.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Схемы производителя я не знаю, фильтры недоступны без полного разбора колонок. Что не было задумано.
      Динамики оставили весьма приятное впечатление, а что там натворили на родных фильтрах- не моё дело. Мне их фильтры с коробок спичек размером не интересны.

  8. Боря пишет:

    Доволен и хорошо. А вот пищалки и средневики должны быть на одной вертикальной линии. Вы, по сути переделали колонки так, чтобы они тонально нравились тому, кто использует их не по назначению. Ему бы лучше подошли стоячие JBL L-100.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вы совершенно правы, Г-образное расположение СЧ и ВЧ динамиков заметно снижает габариты по высоте, но вместе с тем уродует направленность . Такая точно проблема была у наших Амфитонов 50АС-022. Но там колонки не зеркальные. Что ещё хуже.
      Кстати, хорошо сведенные колонки позволяют слушать музыку даже в стороне, без потери общего доброго впечатления . Я называю это- Звук с тобой.
      Знаете, даже не то, что тонально не нравились, там стереокартины в принципе не было, был дикий винегрет из звуков. Пришлось все с нуля и до результата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *