Лабиринт для Radiotehnika S-90 (дешево и ооочень сердито)

Сегодня у нас не совсем обычная статья. Посвящена она не каким-то заоблачным технологиям, а делам вполне земным, привычным и понятным простому человеку :-) Сегодня мы поговорим о еще одном необычном способе сделать уже даже не только “Дешево, громко и сердито”, но еще и вполне себе “Басисто”!

Думаю нет такого человека который хоть раз в жизни не слушал бы Radiotehnika S-90 или не имел дома/на даче одной из их инкарнаций. Можно относиться к ним как угодно, но это самые распространенные народные АС на территории всего бывшего СНГ. И если стоит выбор на чем слушать музыку, да еще и громко, да еще и с басом, да еще и за самый что ни на есть абсолютно минимальный бюджет, то не смотря на все их несовершенства, конкурентов у Radiotehnika S-90 не остается совсем. Ибо получить три полосы такой мощности, с 10″ низкочастотником в такой цене иного способа просто не существует.

Много тысяч таких “Радиотехник” трудятся в квартирах молодых и не очень ребят, которые по какой-то причине не могут позволить себе делать сложные проекты на дорогих динамиках, либо просто пойти в магазин и купить хорошие фирменные АС. Однако все мы любим слушать музыку. У всех нас иногда бывает хорошее настроение когда мы хотим сделать по-громче. Все мы любим качественные низкие частоты. Ибо без них музыка лишается фундамента и половины эмоций. А многие современные стили и вовсе – значительной части важной информации. Однако бас – штука тонкая. Просит больших мощностей, больших корпусов и динамиков, но даже имея все это, часто он все-же остается невнятным, гудящим и не приносит нам того удовольствия которое должен. В результате мы не можем слушать музыку долго. Устаем, начинаем крутить эквалайзеры и думать о несовершенстве этого мира. Думаю с подобной ситуацией сталкивались практически все владельцы этой акустики.

Именно для них и написана эта статья.

Причины вышеописанных проблем кроются в нескольких вещах. Первая и самая основная причина – как известно и многократно подтверждено исследованиями авторитетных специалистов – эти акустические системы имеют в своей конструкции инженерную ошибку, допущенную при проектировании низкочастного оформления. Бесчисленное количество людей на протяжении какого-то абсолютно неадекватного количества времени чуть ли не с самого момента выхода этих АС и вплоть до сегодняшнего дня бьются с фильтрами, пилят трубы фазоинверторов, укрепляют родные корпуса, пихают в них не пойми что и т.д. Друзья, перестаньте заниматься ерундой. Это все абсолютно бесполезно. Родной корпус имеет не правильный объем, не соответствующий требованиям оптимального режима работы примененных в нем динамиков. Можно хоть покрыть его золотом, корректно работать он все равно не будет.

Дальше. Много жалоб на неравномерность частотной характеристики и призвуки на средних частотах. Все грандиозные проекты попыток всех обмануть и сделать из S-90 студийные мониторы заканчиваются либо провалом, либо полной заменой всех динамиков. Зачем для этого портить готовые колонки – не понятно. Если ты такой умный – бери и проектируй новые АС с нуля на современных динамиках, а не порти то что уже сделано таким какое оно есть. По-этому. Мы не будем заниматься глупостями и оставим нетронутой всю родную комплектацию S-90. Ценность ее – в минимальном бюджете и как ни умничай, а доказанной десятилетиями, работоспособности. Сделаем мы другое. Ибо есть в этих АС то что можно принципиально улучшить интенсивным методом, причем 100% обратимо в случае продажи. А именно – сделаем им другой, правильный, корпус. В который можно просто переставить весь родной комплект динамиков и фильтров, выйдя при этом на принципиально новый уровень качества звучания всей АС в целом и ничего при этом не испортить.

Задачу немного усложнил тот момент что динамики 75 ГДН-1-4 имеют большой разброс параметров по годам и партиям. Однако я решил эту проблему, расчитав такую настройку, которая позволит корректно чувствовать себя в этом корпусе как динамикам из самых ранних партий, так и самых последних.

В процессе выяснилась еще одна интересная вещь – не правильную конфигурацию имеет не только НЧ оформление, но и СЧ корпус т.н. “стакан”. Причем неправильное у него все – начиная с формы и объема, заканчивая внутренним оформлением. По-этому предлагаю от него избавиться совсем и сделать все как положено. Безусловно это не сделает 20 ГДС-1 другим динамиком, но зато хотя-бы даст ему делать то что он может и не мешать ему в этом. По-этому звучать наши S-90 теперь будут по-другому не только на НЧ, но и на СЧ.

Привожу список основных проблем родных корпусов 35АС-012:

  1. не правильный объем НЧ оформления не дает достаточного уровня низких частот
  2. не правильная частота настройки фазоинвертора не дает достаточного качества баса
  3. не правильный объем СЧ оформления приводит к призвукам на середине
  4. не правильная обработка СЧ оформления дает зажатость динамики средних частот
  5. слабые стенки корпуса дают призвуки и потерю КПД на НЧ
  6. плохая герметичность не дает работать даже тому НЧ резонатору который есть
  7. плохая работа фазоинверторного типа оформления как такового приводит к однообразному гудению, высокой неравномерности баса в комнате, требованию больших мощностей от усилителя
  8. не удобный размер и форма корпуса требует установки его на подставки или мебель, в противном случае получаем недостаток высоких частот и не правильную сцену.

Теперь – список того что мы получим в новом корпусе:

  1. Низкочастотное оформление – четвертьволновой лабиринт со всеми его преимуществами, подробно описанными здесь.
  2. Правильная частота и добротность настройки резонатора – дадут оптимальный уровень и полосу баса.
    Высочайшая жесткость корпуса даст максимально чистый звук и максимальный КПД.
  3. Правильный, жесткий корпус для среднечастотного динамика даст более открытую и живую середину.
  4. Колонки превратятся в классические стройные напольники современной формы, с оптимальной высотой динамиков, не требующих никаких подставок, которые можно легко расположить в любом удобном месте комнаты прямо на полу.

Немного подробностей. Изначально у меня была идея – сохранить форму передней панели и расположение динамиков полностью как у родного корпуса для того чтобы максимально сохранить оригинальную настройку кроссовера. Однако в процессе работы над чертежом от этой идеи было принято решение отойти т.к. взамен мы получим целый ряд преимуществ. По многочисленным отзывам стало ясно что родной кроссовер все-равно не обладает той точностью и качеством настройки, за сохраниние которой есть смысл фанатично бороться. Основное-же планируемое достоинство нового корпуса – это бас. Качественный, правильный бас. Максимум того что можно выжать из этих динамиков. По-этому на первое место в приоритетах был поставлен правильный низкочастоный лабиринт. Правильной формы и настройки, без каких-бы то ни было урезаний и излишеств, но с сохранением минимально возможных внешних габаритов АС. Частота настройки корпуса – 35 Гц. Второе что мы получили – корпус СЧ золотого сечения. Кто не в курсе – это форма корпуса, при которой его внутренние резонансы располагаются наиболее равномерно и не складываются ни на каких основных частотах. Что в свою очередь позволяет не использовать агрессивного звукопоглощения внутри корпуса, чем мы максимально сохраняем динамику и открытость звука. Динамик таким образом оказывается как-бы не просто в корпусе, а в такой-себе небольшой студии звукозаписи. Один из размеров у нас не совсем оптимальный, а именно – ширина. Сделана она такой потому что я не захотел излишне увеличивать высоту АС и уводить динамики с оптимальной позиции. Однако СЧ и ВЧ у нас сами по-себе смещены от центра по золотому сечению, чем в принципе так-же закрывает и вопрос с шириной. Смещение СЧ и ВЧ от центра вертикальной оси корпуса дает наиболее равномерный “baffle step” – распределение краевых резонансов передней панели. Пусть даже если сам СЧ динамик у нас и не совсем ровный, то теперь он хотя бы будет находиться в правильном корпусе и влияние передней панели на него будет так-же – максимально правильным. В родном корпусе динамики тоже смещены, однако на какое-то не понятное мне значение, плюс родной корпус широкий и с бортиком, плюс, это вообще весело – левая и правая колонки часто смещены у владельцев в одну и ту-же сторону :-) Ну что я вам могу сказать. Многие из вас с новым корпусом кроме лабиринтного баса возможно и так-же впервые откроют для себя понятие “звуковая сцена”. Естественно для это новые корпуса должны быть выполнены зеркально.

Дальше. По сборке. Я выбрал толщину материала – 16 мм. Причин несколько. Первая – новый корпус не должен весить как автомобиль. Вторая – конструкция лабиринта позволяет использовать такой материал ввиду высокой изначальной жесткости. С ФИ или ЗЯ аналогичного размера такие номера у вас бы не прошли. Третья – это самая доступная и широкораспространенная толщина любых материалов. А так как акустика у нас должна оставаться бюджетной и народной, то 16 мм для нас – это оптимальное решение. В идеале это конечно должна быть фанера. Но вполне может пойти и ДСП, и МДФ, и старый шкаф. У кого на что хватит фантазии. Дерзайте. Обязательный момент – 100% внутренних поверхностей лабиринта должно быть покрыто швейным ватином толщиной 5 мм. Его толщина учтена при проектировании. Он убирает лишние призвуки лабиринта и нормализует его добротность. Лабиринт без оклейки это как подвеска машины без амортизаторов. Работать и звучать он будет примерно так-же. Резонанс лабиринта – это пружина. Оклейка – амортизатор. Разобрались. Внутренняя камера СЧ – оклеивайте таким-же ватином. Я думаю больше ничего и не понадобится. Не пихайте бездумно никакого синтепона, ваты, родных поглотителей и прочего мусора ни в лабиринт, ни в СЧ камеру! Это можно делать только тогда когда вы понимаете зачем и почему вы это делаете и что вам действительно в вашей ситуации нужно делать именно это! Во всех остальных случаях – оставляем все это в родных корпусах и прячем или выбрасываем. Замкнутые объемы в “треугольниках” и камере твитера – вот их туго заполните синтепоном или обрезками того-же ватина. В противном случае после сборки они станут резонаторами и будут “подвывать” через стенки корпуса на своих частотах. Две перегородки на задней стенке камеры СЧ нужны не для красоты, а для того чтобы придать оптимальную форму этой камере и не создать в ней лишних резонансов. Они нужны. Ставьте обе. Вообще в новых корпусах не меняйте никаких размеров и деталей. Каждая деталь и ее позиция высчитана до миллиметра и находится именно в том месте и именно в той форме в которой она должна быть. Диаметры установочных отверстий под динамики я не указывал во-первых по причине отсутствия в паспортах динамиков точных данных об этих размерах, во-вторых для чтобы не загромождать чертеж и избежать потенциальных ошибок в случае наличия у кого-то других версий корзин. Думаю это не будет для вас проблемой. Просто при сборке измерьте отверстия в своих S-90 и вырежьте точно такие-же в новом корпусе в указанных на чертеже позициях. Кроссовер. Особых требований по месту установки нет. Удобнее всего разместить на перегородке за динамиком. Если-же у кого-то чешутся руки сделать все по-максимуму – выносите его в отдельный корпус и ставьте прямо возле усилителя, как завещал некто Филип Ньюэлл – известный проектировщик студий. При такой установке усилитель будет взаимодействовать с компонентами кроссовера наиболее правильно. А проводов к колонкам у вас будет идти аж по три пары на каждую. Возможно позже будет статья по какой-нибудь простой базовой коррекции номиналов кроссовера. Пока оставляем все как есть. Положительных изменений в звуке у вас и так будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно ;-) Единственное что сделал бы лично я – это выполнил все соединения внутри колонок – медной элетропроводочной моножилой 4 мм2. Только между твитером и кроссовером поставить – 1 мм2. Все остальное – 4 мм2. Абсолютный минимум кабелей – 2,5 мм2. Но реально – этого мало. Хотите бас – тяните 4 мм2 моножилу прямо от усилителя и соединяйте ей все внутри АС. Клеммы ставьте лучше по-ближе к кроссоверу – короче будут провода и меньше их вклад.

Ну вот собственно и все! Удачной постройки! Да пребудет с вами новый звук! :-)

Всегда ваш, А. Рогожин.
24. 04. 2017.

20 комментариев: Лабиринт для Radiotehnika S-90 (дешево и ооочень сердито)

  1. Владимир пишет:

    Здравствуйте. Грили для динамиков на самом нижнем фото от чего?

  2. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Довелось поучаствовать в настройке 3-полоски на автодинамиках, выполненной по расчетам и чертежам от Рогожина Александра.И скажу, что был удивлен необычно ровным и низким звучанием басовой секции, непривычно ровной ачх , практически независимой от расстояния до колонки. Конечно, размеры этого ящика немалые, но в просторной комнате пара этих колонок обеспечила на диво красивый звук. Не сомневаюсь, что данная конструкция на 30ГД-2 (75гдн) выдаст максимум, на что способен басовик .

  3. Александр Р. пишет:

    Очередное развлечение для любителей попилить и добыть «глубокий бас». Да еще «четвертьволновый резонатор» – одно название звучит лучше любой колонки, и заткнуть заткнуть за пояс бестолковых инженеров, разработавших популярные АС. А это Керно Р.П. и Ласис Д.А., авторы патента № 00588661 на первую в СССР акустическую систему класса Hi-Fi. Первый работал в Риге еще на Телефункене, а в советское время разработал акустическую часть лучшего приемника «Фестиваль», АС «Симфонии» и т.д.
    Разумеется, эти АС предназначались для наших квартир и не могли быть размером со шкаф. Чтобы формально вписаться в категорию Hi-Fi, авторы применили в 35АС-1 фазоинвертор, который в реальности представляет собой довольно большую изогнутую пластиковую трубу, она недостаточно жесткая и создает основные проблемы этой АС.
    То, что здесь предлагается – тот же ФИ с камерой 50 л (над НЧ-динамиком) и большой жесткой трубой (под ним). Такой шкафчик действительно будет звучать громче и с меньшими призвуками, однако в высококлассной акустике ФИ в любой форме не применяют.
    В общем, пилите, Шура, пилите…(©)
    Если же хочется улучшить имеющиеся АС, а не строить новые, достаточно удалить из 35АС-1 (S-90) трубы ФИ, сделать ящик закрытым и усилить его несколькими распорками. Поле дальнейших опытов – заполнение НЧ и СЧ секций. Дополнительно можно заменить бумажные емкости фильтра (особенно ВЧ секции) на пленочные с высоким напряжением.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Александр, соглашусь с вами во многом, особенно про вариант закрытого ящика для 30ГД-2 или 75ГДН-1, этот вариант измерен мною лично , там все достойно. Разве что чуть добавить объема, литров на 10 – будет идеально.
      Вариант Рогожина (не для 30ГД-2) – я слушал лично, есть и замеры, звучание впечатлило, ачх тоже необычно ровная.
      другое дело-габариты этого излучателя мало кому понравятся. Мне- вряд ли ))
      Приходилось дорабатывать 35АС и S90 , их главная проблема- выброс на нижнем срезе из-за превышения по добротности и выброс на 400гц из-за неудачного нч фильтра. Выровняв ачх басовика на микрофоне, получаем без преувеличения, королевский звук, такой плотный, низкий и красивый бас -ещё поискать, что бы мне в ответ ни говорили сторонники “правильных” басовых динамиков. Средина и вч-слабое звено этих ко-лонок, пришлось заметить их на Альфард ETP1300S2 и Визатон SC10N , результат превосходен. Тема доработки колонок быа выложена на форуме Сергея Сергеева, но со временем все фото , схемы фильтров и ачх исчезли, к сожалению.

      • Александр Р. пишет:

        Согласен, СЧ и ВЧ головы в 35АС – не шедевры (но и не хлам), но главный недостаток – оформление: металлическая панель и пластиковый корпус. Технологично, но звук точно не украшает – сюда просится фанера. Что до фильтров, то я не понимаю фазировки головок: при втором порядке СЧ должна быть в противофазе. Может быть, отсюда и выброс на 400 гц, о котором Вы пишете? А забугорные головы – неплохо, конечно, но в новом корпусе это будет уже совсем другая АС.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          нет, нет. Выброс на 400гц- из-за резонанса кучи банок на 90мк с индуктивностью басовика. Стоит врезать в емкостную ветку нч фильтра резистор и превратить фильтр в 1-го порядка с цобелем, как выброс уходит напрочь, сменяется плавным спадом и спокойным звучанием. Полярность средника при этом нужно сменить на обратную, иначе на стыке нч и сч получим провал и нарушение слитности. Само собой, полярность вч динамика нужно тоже поменять . Третий порядок вч фильтра нужно заменить на второй, если пищалка приличная, а не родной ужас.

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            С полярностью динамиков вроде не напутано, грубых нестыковок я не увидел на измерении заводской пломбированной колонки, но вид ачх -как бы так помягче-то… Пугать народ:)

          • Чалов Денис пишет:

            У 75ГДН-1 один серьёзный недостаток: из-за большого колпака на его АЧХ наблюдается сильный выброс в районе 1500-1700 Герц, поэтому второй порядок фильтра ему просто необходим.

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Я обошелся в итоге первым порядком с цобелем 90 мк родные банки плюс резистор 5,6 ома из аттенюатора на вч . Выброс не 1700 гц присел ниже ватерлинии, затем суммировался со средником аккурат на полезной частоте презенса, звук получился что надо. Попытка обвалить басовик круто и низко дала обратный результат, звук развалился, бас отстал, средина стала торчать и резать слух.

              • Чалов Денис пишет:

                Да не может бас отставать. Там же не миллисекундные задержки. Цепь Цобеля кроме уравнения импеданса, ведет себя как фильтр. И тоже влияет на фазу. Не проще сделать фнч полноценным 2-го порядка с индуктивностью 3 мГн и ёмкостью 90 мкФ? И никакой совместной работы на частотах аж за 1500 герц со средником, повышающей Кг.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Бас может отставать и ещё как, вплоть до момента, когда скажем, удар барабана и гитарный аккорд начинают играть в противотакт.
                  Для забавы прислушайтесь к музыке из проезжающих автосабов. Может, поймете, об чем я тут ворчу. А ещё забавно читать советы по улучшению колонки, которые и были откинуты как убивающие и разваливающие музыку. Тот же самый нч филтр от 35ас с его чудовищной ачх .

                  • Чалов Денис пишет:

                    Вы не путайте эффект Доплера – изменение частоты колебаний звуковых волн, воспринимаемой наблюдателем, вследствие взаимного движения наблюдателя и источника волн и фазовые сдвиги. В первом случае длина волны низкой частоты соизмерима с расстоянием между вами и автомобилем, во втором – это задержка в полпериода на частотах 500-600 герц.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      вы сюда и допплер приплели. ой….худо все как и запущено. Ходу отседова. Воюйте с другими, мне своих баламутов хватает.

                    • Чалов Денис пишет:

                      А конкретней, в чём я не прав?

                    • шел мимо пишет:

                      Зарапортовался, батенька, надо сказать!
                      Это куда у Вас акустика бежит?

                    • Чалов Денис пишет:

                      Мне предложили послушать как запаздывает бас у проезжающих автомобилей. Этот эффект носит название Доплера. Когда автомобиль приближается к вам, он догоняет излученные волны (длинные волны, НЧ). Когда уезжает – как бы обгоняет. Это и создает иллюзию замедленного или ускоренного баса.

  4. Николай пишет:

    Александр! Возможно приобрести модернизированные колонки S-90 в корпусе лабиринт?

  5. Сергей пишет:

    Из имеющихся S 90, купленных в 1986 году(я единственный хозяин) сделал лабиринт Рогожина… Даже в тестовом режиме не сопоставить с бывшими корпусами. Размер для меня не имеет значения, живу в частном доме. Детали:кроссовер разделён под бивайринг, в ВЧ контуре конденсаторы поменяны местами. СЧ динамик доработан:ПАС, перевернут пылезащитный колпачок..
    Спасибо Александру Рогожину.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *