Рупор. Конструкция и расчет

Как известно, громкоговоритель может быть нагружен на рупор. Известны две модификации устройства рупорных головок. В первой из них, так называемой широкогорлой, горло рупора непосредственно примыкает к диффузору головки. За счет того, что устье имеет диаметр больше диаметра диффузора головки, направленность такого рупора острее направленности головки. Поэтому звуковая энергия концентрируется на оси рупора и звуковое давление здесь возрастает.

         Во второй модификации (узкогорлой) рупор сочленяется с диафрагмой (диффузором) головки через предрупорную камеру, играющую роль, аналогичную роли электрического согласующего трансформатора. Здесь согласуются механические сопротивления подвижной системы головки и горла рупора, что увеличивает нагрузку на диафрагму и как бы повышает ее сопротивление излучения, благодаря чему сильно повышается КПД. Таким образом, это дает возможность получить большое звуковое давление.

         Имеется много различных типов рупоров, но практически наиболее часто применяют в бытовой аппаратуре экспоненциальный рупор, сечение которого изменяется по закону:

 

S = S0eβx,

 

где     S0 – площадь входного отверстия рупора,

β – показатель экспоненты.

На рис. 1 приведены различные профили рупоров:

Рупор. Конструкция и расчет ldsound_ru (1)

         Как можно вывести из формулы выше, поперечное сечение такого рупора увеличивается на одинаковое процентное значение через каждую единицу его осевой длины. Значение этого процентного приращения определяет нижнюю граничную частоту рупора. На рис. 2 представлена зависимость процентного приращения поперечного сечения на 1 см осевой длины от нижней граничной частоты. Так, например, чтобы обеспечить воспроизведение рупором нижней граничной частоты 60 Гц, площадь поперечного сечения должна увеличиваться на 2% через каждый 1 см его осевой длины. Эту зависимость можно представить и в виде следующего выражения:

 

fгр.н = 6,25 ∙ 103lg(0,01k + 1)

 

где     k – приращение площади поперечного сечения, %.

Рупор. Конструкция и расчет ldsound_ru (2)

         Для низких частот (до 500 Гц) это выражение упрощается и принимает вид: fгр.н = 27k

         Если рупор делается квадратного или круглого сечения, то сторона квадрата или диаметр круга должны увеличиваться на каждый 1 см длины рупора на k процентов. Если же его делают прямоугольного сечения с постоянной высотой, то ширина сечения рупора должна увеличиваться на k процентов на каждый 1 см его длины.

         Однако выдержать необходимое процентное увеличение сечения еще не достаточно для хорошего воспроизведения низких частот. Нужно иметь достаточную площадь его выходного отверстия – устья. Его диаметр (или диаметр равновеликого круга) должен быть:

 

D λгр.н / 110 / fгр.н

 

Так, для нижней граничной частоты 60 Гц диаметр устья составит около 1,8 м. Для боле низких граничных частот размеры устья будут еще больше. Кроме того, рупорная головка, хорошо воспроизводя низшие частоты (выше fгр.н), недостаточно хорошо воспроизводит широкий частотный диапазон. Учитывая это, целесообразно иметь две рупорных головки: одну для воспроизведения низких, а другую – для высоких частот. На рис. 3 представлен внешний вид и сечение такой АС с двумя рупорными головками и фазоинвертором для воспроизведения частот ниже fгр.н рупора.

Рупор. Конструкция и расчет ldsound_ru (3)

Применение низкочастотных рупорных оформлений в жилых помещениях ограничено размерами помещения. Однако, если такая возможность имеется, то расчет рупора следует начинать, задавшись площадью устья по выбранной нижней граничной частоте, уменьшая сечение на процентов на каждый 1 см осевой длины до тех пор, пока не достигают площади сечения, равной площади диффузора головки. При этом, для того чтобы сопрячь головку с широкогорлым рупором, рупор должен иметь сечение той же формы, т.е. круглое или эллиптическое. Для узкогорлых рупоров идентичность фомы сечения и диафрагмы головки не обязательно, так как горло и диафрагма сочленяются через предрупорную камеру. Отметим, сто высота камеры должна быть существенно больше амплитуды колебаний подвижной системы головки во избежание возникновения сильных нелинейных искажений из-за несимметричности деформации объема воздуха в камере. Однако слишком большая высота предрупорной камеры ухудшает воспроизведение высоких частот.

Иногда, чтобы уменьшить габаритные размеры АС, применяют свернутые рупоры, различные конструкции которых показаны на рис. 4. Свернутые рупоры рассчитывают практически так же, как и обычные. При расчете профиля необходимо следить за тем, чтобы в местах перехода (сгиба колен) не было резких изменений сечений, вызывающих нерегулярности в частотной характеристике.

Рупор. Конструкция и расчет ldsound_ru (4)

17 комментариев: Рупор. Конструкция и расчет

  1. юрий пишет:

    для заднего рупора = как на счет предрупорной камеры и соотношения площади диффузора с горлом ? спасибо. юрий

    • LDS пишет:

      Там целая наука. Когда-то пытался найти, но формул особо не нашел, все чуть ли не экспериментально рассчитывается.

      • юрий пишет:

        спасибо = нашел !

        • LDS пишет:

          Подскажите где.

          • юрий пишет:

            скорее корректировки моих… испорченных пиломатериалов(12 версий) = лучше на почту eun7758сабакаЯндекс = долго рассказывать = много всего… и из Эфрусси и из Алдошиной…

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Есть вариант не самый провальный, купить пару Фостеексов FE206 в копмплекте с набором фанеры для постройки рупорной акустики, все это есть в Когерере Москва, там хоть размеры подогнаны под конкретный динамик. А самому в поисках звука можно пилить дрова до пенсии и дальше.

              Иштван Варга делает рупорные дины и чертежи к колонкам есть, можно повторить. Динамики неплохие, баланс ровный, звук ясный и некрикливый.

              • юрий пишет:

                какой-то привкус у последних постов… Вы не находите ? Ув. Александр ! стараюсь “… спорить о вкусе устриц с теми, кто их ел…” (М.М.Жванецкий) = приходите – послушаем, благо в одно городе, а потом уж…

                • юрий пишет:

                  а когда Иштван начинает учитывать ТСпараметры для рупоров, начинаешь задумываться о непокобелимости физ.постулатов…

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    Без ТС параметров строить рупорную акустику означает пополнить ряды несчастных пильщиков дров, каковых легион.Помочь с микрофонными замерами могу, динамики выбрать тоже. Наелся этого звука надолго, не моё ни раза. Мне сканы родней и привычнее.

                    • юрий пишет:

                      а Вы зайдите в пав.6 к Володе и спросите сколько лет у него лежат легендарные 8535 и 95000… он так их и не продал … после меня…

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      8535 точно не продать в Ростове, нет денег у народа на такую экзотику, причем, не лучшую. Видел эти миды на витрине у Владимира. Динамики проблемные, сочинить двухполоску на на них не получится, три полосы дорого и сложно. 950000 не видел, пищалы достойные, стоят своих денег. Коли вам не подходит мой стиль общения, общайтесь с другими рупористами, их в Ростове, как известно, множество, ведь Ростов это столица всего на свете, и джаза и рупорной акустики. А на деле -кроме трепотни, нет ничего в ближнем общении. Очень точно сказал один знакомый про Ростов, это-столица прохвостов.

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Юрий, ваш динамик, если я не ошибаюсь, продается один, без пары, что уже проблема. А учитывая, что у8535 неважная средина и он чистый басовик, то…….

                    • юрий пишет:

                      дальнейшее общение для меня не имеет смысла… сорри

                    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                      Из всех нормальных знакомых, с кем давно общаюсь и сотрудничаю, ростовских крайне мало. На удивление люди без концепции , голова забита соломой, просят помощи, при этом обязаны тебя научить, они же читали в интернете и знают больше чем ты. Тьфу на них.

                • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                  Юрий, я рупорами сыт по самы ухи, звучало прилично лишь у Жени Комиссарова с его Лоутерами DX3, да пара старинных Алтеков по цене небольшой квартиры, а прочее вызывает тоску и желание сбежать. Особливо если вы находитесь в поиске , начинающий рупоровод, то мне у вас точно нечего делать.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        По рупорным колонкам спец Женя Комиссаров, фирма Next Sound.Самому же ,с нуля, без поддержки, только читая литературу , понять и тем более реализовать эти знания в виде звука дело крайне безнадежное. Точнее, визжать и орать эти дрова как-то будут, не более.

  2. ZLOIVOVAN пишет:

    Простейшая конструкция рупорного сабвуфера .

    https://www.yaplakal.com/forum2/topic1951819.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *