Закрытый ящик. Акустическое оформление

Очень большое распространение в последние годы получили закрытые АС, которые до недавнего времени были единственным видом АС для высококачественного воспроизведения как в нашей стране, так и за рубежом. И только в последние годы АС с фазоинвертором (АС с ФИ) и АС с пассивным излучателем (АС с ПИ) нарушили монополию закрытых АС. Тем не менее закрытые АС и в настоящее время являются одной из наиболее распространенных конструкций высококачественных АС в Западной Европе и довольно широко выпускаются в США, как это было видно из таблицы:

Страна
Закрытый
ящик
Фазоинвертор
Пассивный
излучатель
Другое
оформление
США
43 %
32 %
9 %
16 %
Европа
61 %
32 %
6 %
1 %
Япония
28 %
62 %
10 %

На рис. 1 представлена типичная закрытая АС и ее электрический аналог. Преимущество закрытой АС заключается в том, что задняя поверхность диффузора головки не излучает и, таким образом, полностью отсутствует «акустическое короткое замыкание». Недостатком закрытых АС является то, что диффузоры их головок нагружены дополнительной упругостью объема воздуха внутри оформления. Наличие дополнительной упругости приводит к повышению резонансной частоты подвижной системы головки в закрытом оформлении ω01 и, как следствие, к сужению снизу воспроизводимого диапазона частот. Значение дополнительной упругости объема воздуха SВ может быть найдено как:

SВ=γρ0Sэфф2/V          [1]

γ – показатель адиабаты;
Sэфф – Эффективная площадь диффузора головки;
V – внутренний объем корпуса оформления.
B&W ASW 610XP ldsound.ru (1)

view_006 (1) ldsound.ru

Рис. 1. Типичная закрытая акустическая система и ее электроакустический аналог.

Эффективной площадью диффузора считают 50—60 % его конструктивной площади. Для круглого диффузора диаметром d Sэфф=0,55S=0,44d2. Это эквивалентно тому, что эффективный диаметр диффузора составляет 0,8 от конструктивного диаметра. Упругость SВ суммируется с собственной упругостью подвеса подвижной системы головки S0 и в результате резонансная частота головки в закрытом оформлении вычисляется по формуле:

ω01=√((S0+SB)/m)=ω0√(1+SB/S0),          [2]

где m0 – масса подвижной системы головки.

Как видно из [1], упругость воздушного объема внутри оформления обратно пропорциональна этому объему. Упругость подвижной системы можно также выразить через упругость некоторого эквивалентного объема воздуха VЭ, имеющего упругость S0. Отсюда резонансная частота головки в закрытом оформлении:

ω010√(1+VЭ/V)          [3]

Чтобы резонансная частота все же не была чрезмерно высокой, иногда применяют головки с более тяжелой подвижной системой, что дозволяет несколько снизить резонансную частоту головки в закрытом оформлении, как это видно из [2]. Однако следует иметь в виду, что увеличение массы подвижной системы снижает чувствительность АС.

Особенно малой эффективностью обладают так называемые малогабаритные акустические системы (MAC), у которых упругость объема внутри оформления существенно больше упругости закрепления подвижной системы головки. Такие системы, у которых упругость подвижной системы определяется упругостью объема воздуха внутри оформления, называются системами «с компрессионным подвесом» головки.

view_006 (2) ldsound.ru

Рис. 2. АЧХ закрытой системы (ЗЯ)

Неравномерность АЧХ закрытых АС в области низких частот так же, как и открытых, определяется их добротностью (рис. 2). При Q01<0,707 частотная характеристика АС равномерно понижается с понижением частоты в область низких частот и неравномерность проявляется как спад на резонансной частоте ω01 по сравнению с высшими частотами. При 0,707<Q01<1 частотная характеристика имеет небольшой пик на частоте ω1 и далее спад на резонансной частоте ω01. Неравномерность частотной характеристики при этом определяется подъемом на пике ω1, и спадом на резонансной частоте ω01. При Q01>1 неравномерность частотной характеристики определяется только ликом на частоте ω1 относительно горизонтальной части характеристики.

view_006 (3) ldsound.ru

Рис. 3. Зависимость неравномерности АЧХ закрытой АС от Q01.

Неравномерность частотной характеристики в зависимости от добротности закрытой АС приведена на рис. 3. Как следует из рисунка, минимальная неравномерность частотной характеристики закрытых АС имеет место при добротности Q01=1 и составляет 1,3 дБ. Желательная же добротность самой головки находится из условия:

Q=Q01/√(1+Vэфф/V)          [4]

Исследования показали, что добротность головок, предназначенных для закрытых АС, не должна превышать 0,8-1. В противном случае головка получается «раздемпфированной». Это означает, что при ее возбуждении, т.е. при подаче на нее напряжения музыкальной или речевой программы, головка помимо колебаний в такт с поданным напряжением будет колебаться и с частотой собственных колебаний, близкой к резонансной частоте. Для слушателей это будет проявляться в том, что к звучанию программы будет примешиваться звучание этой частоты как своего рода «гудение», «нечистота» низких тонов. Отметим также, что если головка помещена в закрытом ящике, ухудшается равномерность частотной характеристики в области средних и высоких частот из-за резонансных явлений в оформлении. Для их устранения внутренние поверхности (особенно заднюю стенку) покрывают звукопоглощающим материалом и заполняют им часть объема. Кроме того, заполнением внутреннего объема рыхлым звукопоглощающим материалом преследуют и другую цель — изменить термодинамический процесс сжатия-расширения воздуха в оформлении.

Без заполнения процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления адиабатический. Заполняя оформление рыхлым звукопоглощающим материалом можно сделать так, чтобы адиабатический процесс сменился на изотермический. В этом случае внутренний объем оформления как бы увеличивается в 1,4 раза, так как коэффициент γ в [1], составляющий 1,4 для адиабаты, заменяется значением, равным единице для изотермы. Соответственно снижается и резонансная частота закрытой АС. Это снижение в пределе (для компрессионной АС) достигает √1,4, так как для нее можно пренебречь упругостью подвеса головки. В противном случае резонансная частота головки ω01 может быть найдена как:

ω01= ω01((1+0,75 ∙ S/S0) ∙ (1+S/S0))          [5]

Как практически определить, что изотермический процесс сжатия-расширения воздуха внутри оформления достигнут? Процесс будет достигнут, если при добавлении внутрь оформления новой порции рыхлого звукопоглощающего материала резонансная частота закрытой АС уже не понижается. Исследования авторов показали, что заполнять внутренний объем оформления более, чем на 60%, нецелесообразно. Вместе с тем количество рыхлого звукопоглощающего материала не должно быть чрезмерным, чтобы активные акустические потери в оформлении и заполнении не были значительны. Следует отметить, что степень влияния активных акустических потерь в оформлении (и заполнении) на ход частотной характеристики зависит, строго говоря, не от их абсолютных значений, а от соотношения активных акустических потерь в оформлении и полных потерь в головке. Потери в головке — это собственные акустико-механические активные потери на внутреннее трение в материале головки, трение о воздух при работе, потери в виде активной составляющей сопротивления излучения и т.д., а также «вносимые» в головку потери.

Чрезмерные активные акустические потери могут быть в АС при некачественном (с акустической точки зрения) выполнении корпуса оформления, креплении головки, при чрезмерном заполнении оформления звукопоглощающим материалом, а также при чрезмерно малых внутренних объемов оформления  (VЭ/V>8).

Пример. Расчитаем объем закрытой АС с нижней граничной частотой 50 Гц, имеющей головку со следующими характеристиками: f=38 Гц, Qts=0,8, Vas=60 л.

  1. Определяем объем оформления из формулы [3]: V=60∙10-3/((50/38)2-1)=83 л. (результат умножаем на 1000)
  2. Находим добротность головки в закрытом оформлении из формулы [4]: Q01=0,8√(1+60/83)=1,05. В соответствии с рис. 3 минимальная неравномерность АЧХ имеет место при Q01=1. Так что полученная неравномерность частотной характеристики из-за пика на частоте ω1 практически минимальна и составляет всего около 1,5 дБ.

По книге: Бытовые акустические системы, Иоффе, Лизунков, 1984

152 комментария: Закрытый ящик. Акустическое оформление

  1. Роман пишет:

    Доброго дня!…А при построение ЗЯ обязательно ли нужно учитывать объем динамика и дополнительных конструктивных элементов?..

  2. Роман пишет:

    А если ящик будет немного больше чем просчитано ну например на 1-3 л это критично или нет?..И что лучше немного больше или меньше?..

    • LDS пишет:

      Лучше немного больше. 1-3 л не критично, можно посчитать это на фильтра, объемы динамика.

  3. Роман пишет:

    Если ящик 1.3 Х 0,8 Х 0,5, то динамик лучше как расположить по центру или сместить относительно центра?..

  4. Роман пишет:

    Так точно, в метрах! а как сместить, просто на глаз или высчитывается как-то???..

    • Евгений пишет:

      Если эта головка широкополосная, то хорошо бы сделать так, чтобы ось головки и, как следствие, акустическая ось АС были на уровне ушей слушателя. Если это 2-х полосная система, то головки ставятся так, чтобы либо ось ВЧ-головки была на уровне ушей слушателя, либо акустическая ось системы (В данном случае – середина отрезка между головками) была на уровне ушей слушателя.

  5. Роман пишет:

    Усвоено! Но я еще под смещением имею ввиду то, что при его наличие вроде как улучшается АХЧ, или я не прав?..

  6. Евгений пишет:

    АЧХ изменяется, так как изменяются расстояния до краёв ящика и, соответственно, длины четвертей волн, полуволн и целых волн, укладывающихся на этих отрезках. Это, естественно, сказывается на АЧХ АС. Также смещение головки от центра пластины передней стенки корпуса приводит к увеличению жёсткости стенки в месте установки головки и к изменению возбуждаемых головкой колебательных мод стенки и общему уменьшению (за счёт большей жёсткости) её вибровозбудимости.

  7. Роман пишет:

    Хорошо, есть ли правила смещения головки динамика, или я могу это сделать ка угодно, учитывая то, где находятся уши слушателя…

    • LDS пишет:

      Не плохой гробик получается как для 12″, у вас же 12″?
      Я бы сделал максимально вверх, но чтобы расстояние до края верхней панели и расстояния до края боковых панелей было одинаковыми.
      К примеру от края динамика до края верхней панели 10 см, то от края динамика и до краев боковых панелей так же было по 10 см.
      Наша и не только акустика сделаны по такому принципу, НЧ расположен в 90% случаях внизу (считайте по вашему вверху). Не беру в пример палочно-столбовые АС.

  8. Роман пишет:

    Да у меня 12″ Учтено…

  9. Роман пишет:

    мин част 34 Гц
    добротность 0,691
    XMAX 1 мм
    vas 228,816 л
    размер диффузора 281 мм, а самого динамика 330 мм

  10. Роман пишет:

    Во вкладке box design есть Qtc, но когда нажимаешь optimum, он автоматом ставит добротность 0,707 наверно потому, что ящик уже больше 300л

    • LDS пишет:

      Если я не ошибаюсь, то это добротность динамика в корпусе, при разных значениях нижняя граничная частота (там ниже есть) будет разной, так же как и при выборе объема корпуса. Я прикинул, но очень приблизительно какие могут быть параметры добротности по вашему динамику, то нижняя частота не растет после объема в 130 л.
      Это конечно не мое дело, но я таких корпусов не видел еще в 350 л для 12″. Я бы делал около 100 л. Хотя если у вас ангар, то…
      Попробуйте еще посчитать в JBL SS, там как раз полная добротность нужна.

  11. Роман пишет:

    а можно просто по формуле посчитать без программы, если да то как?

    • LDS пишет:

      По данной статье, внизу даже пример есть. Закрытый ящик не фазоинвертор, так что вполне можно рассчитать на бумаге.

  12. Роман пишет:

    А нижняя граничная частота это минимальная частота отклика???

  13. Роман пишет:

    а как ее найти как она обозначается? в спецификации есть такое minimum frequency responce это ОНО?

    • LDS пишет:

      Эту частоту, которую вы устанавливаете, поставите 100 Гц, будет меньший объем, поставите 50 Гц, объем понадобится больше. Возьмите минимальную частоту резонанса. Но там еще нужно смотреть по добротности. Почитайте книгу, там есть глава о закрытом ящике.

  14. Роман пишет:

    у меня в спецухе стоит так Fo дальше значок приблизительно и стоит 18кгц, что выбрать 20гц?

  15. Роман пишет:

    как считать не пойму…(((

  16. User пишет:

    Для пользователя имеет значение звуковое давление, развиваемое системой, а она состоит из усилителя и АС, у которых передаточные функции перемножаются.
    Исходя из того, что ниже механического резонанса давление АС падает – 12 дб\октаву,можно скорректировать АЧХ двумя последовательными дифференцирующими цепочками(дают +6 дб\октаву каждая) на входе усилителя с частотой излома,равной резонансной.Ее легко померять генератором НЧ и осциллоскопом, подавая напряжение на динамик через резистор 100 Ом – на резонансе амплитуда напряжения подскочит в 2-3 раза, не пропустите.

  17. Nikolay пишет:

    Скажите пожалуйста, для баса домашнего 8″ как посчитать размеры закрытого ящика? Есть только паспортные Fs, Vas, Qts. Где взять недостающие цифры, и какие они нужны?
    Опытные профи, подскажите, плиз!

    Вдогонку – динамик китаец, искал по марке – ну понятно, про такую никто и не слыхал.
    Заявленные в бумажке параметры тоже вполне могут оказаться не совсем истинными (это я в сети начитался).
    Есть ли какой разумный способ таки сделать домашний бас для музыки, не для громкости?
    Fs 35, Vas 32, Qts 042.

    • Александр Р. пишет:

      Если для музыки – закрытый ящик без вариантов. Объем ящика можно уменьшать до тех пор, пока добротность головки в нем будет меньше 0,71.
      Параметры Вашего китайца позволят сделать компактный и достаточный домашний бас, даже с учетом их разброса. Например, при объеме ящика 25 л получится частота среза 53 Гц, при 50 л – 45 Гц (-3 дБ).
      В рекомендациях МЭК 581-7 минимальные требования составляют 50—12500 Гц при спаде 8 дБ.
      Выбирая конкретные размеры ящика, избегайте куба. Обычно советуют отношения сторон в “золотом сечении”.

    • Александр Бокарёв пишет:

      С кутээс 0,42 можно сделать и фи и зя, на равных, если разументся, не обули с параметрами, особенно с полной добротностью.
      Считается на пальцах, за неимением вмной программы.

  18. Nikolay пишет:

    Вот я попробовал сетевой калькулятор – он мне насчитал для ЗЯ 20 лиитров ящик, и нарисвал АЧХ кривую, а там пик 37 Дб на частоте 58 гц. Эта 58 гц и есть Fc в ящике.
    Это надо понимать, что вблизи этой частоты гавкнет так, что про музыку уже речи не идет? Или эта частотная кривая ниачём?
    Как то хотелось бы без всяких всплесков – как я понимаю, именно для этого ЗЯ и предназначен?

    • Александр Р. пишет:

      Не верьте всякой сетевой чепухе. В 20 л частота среза с вашим китайцем – 56-57 Гц без всяких всплесков. Но это в теории, в конкретном ящике всплески могут дать стоячие волны.

      • Nikolay пишет:

        Скажите пожалуйста, можно с вами как-то связаться в личном порядке? Я бы вам скинул калькулятор с голландского сайта, там он у них лихо считает всякие любые конструкции и графики рисует. Мнение опытного специалиста очень полезно было бы.

      • Nikolay пишет:

        Вот на другом сайте посчитал – он мне, и вправду, гладкую рисует кривую, для ЗЯ 45 литров снижение отдачи пошло с 200 герц, на 100 гц -1,18, на 60 гц -3,3 дб, на 35 – 7,85 дб.
        Значит ли это, что приемлемое допустимое (незаметное уху) падение громкости (отдачи) (-3,3 дб) будет для звуков выше 60 герц, а все, что ниже будет просто не слышно в разумных громкостях квартиры.
        ИМХО, 60 гц это и басом назвать нельзя. Бас это 35-40 гц, и именно его и не будет слышно на общем фоне играющих СЧ/ВЧ динамиков при равном уровне громкости.
        Или я неправильно это понимаю?

      • Чалов Денис пишет:

        Стоячие волны в ящике 20 л? :)

  19. Nikolay пишет:

    Сколько калькуляторов – столько разных цифр.
    И почему-то под мой динамик все советуют ФИ ящик. Хотя громкость мне совершенно не нужна.

    • Евгений пишет:

      Громкость тут совершенно не при чём. ФИ при правильном применении позволит расширить частотный диапазон вашей акустики в область НЧ. Таких выбросов, как у Вас в прошлом комментарии, в ЗЯ быть не может. Возможно, это была кривая сопротивления?

      • Сергей пишет:

        Советуют, потому-что параметры динамика, если, они верно измерены, отлично подходят под человеческий фазоинвертор!
        Евгений, абсолютно прав.

        • Nikolay пишет:

          Ну я не против фазоинвертора, как ящик для него посчитать? И саму трубу под конкретный динамик. Вот вопрос.
          Поскольку я ничего в этом не понимаю, потому и спрашиваю у гуру – если у вас все на ходу, и рабочая программа под рукой – ткните меня пальцем, что должно быть по вашему мнению.
          Спасибо.

  20. Nikolay пишет:

    Что меня сильно удивило –
    по расчету закрытый ящик всего 5 литров = на 60 гц спад -3,74дб, на 40гц спад -6,43, на 35 гц спад -7,36 дб.
    И эти цифры в общем не меняются (туда/сюда в третьем знаке), при увеличении обьем ящика до 70 литров.
    Или калькулятор кривой, или так и должно быть??

    • Евгений пишет:

      Этот калькулятор тоже гонит. У Вас по идее объём ЗЯ должен начинаться от Vas + ещё немного для получения нормальной АЧХ на НЧ. Вот в то, что, скажем, между ящиками в 65 и 70 литров в Вашем случае будет маленькая разница я поверю, так как оба они намного больше Vas, а вот в то, что при увеличении объёма на порядок почти ничего не меняется – нет. Так не бывает.

      • Чалов Денис пишет:

        С 8 дюймовым дином в зя вы 30-35 Не получите. Физику не обманешь. Пробуйте ящик 30-35 литров. У Вас нет данных о динамике, как Вы считаете ящик то?

        • Николай пишет:

          Динамик 10 дюймов, Fs=35, Vas=31, Qts=0.42.
          Калькулятор голландский, широко применяемый всеми профи. Он рисует, что на 60 гц в ЗЯ уже идет завал 3,7 гц в любом обьеме от 5 до 70 литров.
          Смотреть на голый динамик на щите, или таки ФИ?

          • Александр Бокарёв пишет:

            Не бывает 10 дюймового басовика с экв объёмом в 32 литра, фигня полная. Там минимум 100 литров должно быть при такой низкой резонансной. Где-то вас обули точно.

            • Марков Николай пишет:

              Тогда у LDS проблемы : https://dl-audio.ru/subwoofers/gryphon-pro-12/, 12 дюймов?

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Сабовый утюг может играть и в коробке от ботинок. Но мы вроде тут за музыку говорим, а не за саба.

                • Аудиостроитель пишет:

                  Сабвуферные головы имеют разное предназначение. А автомобильные, о которых видимо идёт речь, ещё и специфические параметры. Спад на НЧ в 6 Дб на октаву отлично сочетается с передаточной функцией автомобильного салона.

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    забыл о влиянии автосалона. Как там всё реально суммируется, знает опытный в автозвуковых делах, я крайне мало знаком с этой темой, поэтому умолкаю.
                    хотя, расчет ящика исходя из трех параметров Т-С несложен, дели одно на другое, всё в квадрат и минус 1 . Или одно дели на другое, плюс один и корень . делов-то)))

      • Николай пишет:

        Вот это ” по идее объём ЗЯ должен начинаться от Vas + ещё немного для получения нормальной АЧХ на НЧ.” еще немного это сколько?

    • LDS пишет:

      Вчера пересчитывал по примеру, вообще ничего не сошлось. Возможно опечатка в оригинальной статье.

      • Nikolay пишет:

        Отож!
        Но здесь же народ вроде как сам множество АС понаделал, что им калькуляторы и опечатки?

  21. Николай пишет:

    Да тут кто то удалил пару страниц комментариев с динамиком и по.

    • Николай пишет:

      Параметры динамика были приведены. Он вполне себе 10 дюймов. И у него вроде Fs=35, Qts=0.42, Vas 31 литр.
      Но калькуляторы рисуют, что ниже 60 гц он по любому не заиграет в ЗЯ. Так что, делать вообще без ящика на щите, или смотреть в ФИ?

    • LDS пишет:

      Страницы с комментариями можно листать над самими комментариями, вверху.

  22. Аудиостроитель пишет:

    Я извиняюсь, но что за калькулятором пытаются считать ЗЯ уважаемые пользователи? Да и изначальные постулаты в статье более чем странные. Аж интересно стало. При Qts=1 и больше, горб на АЧХ будет как пик Эверест. 0,707 – оптимум для системы, но не приговор. И чем корявее голова – тем хуже. Когда я считал в спикершопе, ничего другого никогда не выходило. Даже у самых крутых голов от Динаудио, Сканов и т.п. Зато стопудово совпадало с данными производителей.

    • Nikolay пишет:

      Дак эта…
      http://www.mh-audio.nl/Calculators/CBCQ.html
      Аж тоже интересно стало, кто ж не знает такого летучего голландца.
      Не касаясь статьи, этот лихо выдает для любого типа и конфигурации ящиков. Про него и речь.
      Про Qts=1 разговоры нафиг никому не интересны. Вы можете что сказать про Qts=0,42?

      • Александр Бокарёв пишет:

        Кутээс 0,42 это мало для ЗЯ и много для ФИ. ЗЯ реальнее сделать, патамушта фильтры нагонят добрлтность до нормы.

    • Александр Бокарёв пишет:

      Калькулятор называется оглобля в терминологии Александра Сергеича Бокарёва. Он считает колонки по шикарным формулам из справочника радиолюбителя . Принцип простой, одно делим на другое, всё в квадрат и минус единица. Или плюс единица. И можно не зарываясь в дебри пилить ящик и выслушивать низы. Кому интересна бокарёвская оглобля, я завсегда рядом. Ваш АБ.

    • Александр Бокарёв пишет:

      По книжке от Иофе и Лизункова стремление к добротности 1 в ящике ну никак не приведет к минимальной неравномерности. Будет выброс на нижнем срезе, точнее, выше резонанса в ящике, высота этого выброса под 1,5 дБ. Что явно много. Вообще, книга эта набита бредовыми советами, если вчитаться . Особенно неудачные примеры расчета колонок с ПИ, куда авторы ставили динамик с полной 0.5. И что-то пытались выровнять .

  23. Аудиостроитель пишет:

    И ещё про добротность системы. В S70 устанавливали динамик с полной добротностью 0,4. В результате, без ЭМОС, даже в маленьком корпусе он “хрюкал” при повышении громкости. НЧ субъективно оставались глубокими (у него резонансная 25Гц), но держать диффузор “за хвост” было нечему (ЭМОС не работает!), и он шёл вразнос, с соответствующими искажениями. Просто привёл пример того, как сложно заставить нормально работать низкодобротный динамик..

    • Nikolay пишет:

      Интернет забит какими-то древними советскими бумажными динамиками и той-же акустикой 40-летней давности.
      Зачем?

    • Александр Бокарёв пишет:

      Кроме добротности есть пара фишек , не учитывая которые динамик будет бултыхаться и хрипеть. А теория типа виновата.

  24. Константин пишет:

    100% автодинамики это кандидаты на ЗЯ в силу своих ТТХ полной добротности доходящей до 2,0.

    • Nikolay пишет:

      Автодинамики к музыке не имеют отношения. Их задача – чтоб все вокруг очумели от громкости и крутизны бумканься.

      • Константин пишет:

        Большинство начинающих с вами не согласятся.
        Эти динамики доступны и дешевы в силу конструкции прощают ошибки.
        Не имеют отношения? Это вы явно зажрались. Особенно если считать что 10гдш имеющий добротность 0,7 в свои лучшие годы и 1,5 в обычное время. Тоже можно считать отстоем. И не надо путать SPL лопухи(И в правду не для музыки) с правильной компонентной акустикой для автомобиля.

        • Nikolay пишет:

          Да при чем тут автомобиль! Брякает там, и ладно.
          Вся сеть забита про автозвуки.
          Я пытаюсь про нормальную музыку спросить.

          • Аудиостроитель пишет:

            Звуки, они одинаковы, что в автомобиле, что в кровати. И подчиняются они одинаковым законам физики.

          • Аудиостроитель пишет:

            А, чтобы про музыку спрашивать, не нужно писать идиотские изречения про автозвук. До Музыки дорасти нужно.

            • Nikolay пишет:

              Вы, милок, ожидаете, что я вам буду отвечать тем-же?

              • Аудиостроитель пишет:

                Nikolay. Я обычно ожидаю того, что если человек хочет что-то узнать, сделать и т.п., то он не охаивает предмет своего-же интереса. Если что не так, пардон.

    • Аудиостроитель пишет:

      Топовые модели мидов и близко не имели полную добротность 2, а по уровню НЧ (и по частоте, и по давлению) никакие 25 гд и 100 гд даже близко не лежали. Да и стоимость этих компонентов неподъёмная для большинства начинающих. А сложностью установки, и для многих мастеров.

  25. Николай пишет:

    А если использовать не пассивный диффузор, а дополнительный, совпадающий по параметрам динамик, играющий в противофазе? Позволит ли это избавиться от акустического короткого замыкания?

    • Andrey_M пишет:

      Это создаст акустическое короткое замыкание

    • Nikolay пишет:

      Вопрос про пассивный ПИ задал не я.
      Но китайцы их вовсю продают, говорят, полноценная замена ФИ. Так что какое же тут акустическое кз.
      Иное дело, что никто понятия не имеет, как его рассчитывать.
      Как и для ПАС, фантазии безграничны.

      • LDS пишет:

        Для пассивного излучателя (ПИ) есть свои расчеты, и если мне не изменяет память, то параметры там схожи с настройкой ФИ, но звучание больше напоминает закрытый ящик (ЗЯ).

      • Николай пишет:

        Я не пойму, изображен ли на картинке чисто басовик (саб), или это широкополосник? Это важно. У меня НЧ-звено состоит из динамика 25 гдн-5, смонтированного в отдельном, наглухо заклеенном коробе, литров на 50. Внутреннее пространство короба заполнено толстым поролоном. Так вот, каких-либо специальных измерений я не производил, но субъективно, звук гораздо лучше, чем с фазоинвертором. Я так понимаю, что необходимость в нём возникает, лишь если все три звена смонтированы в одном корпусе, как, например, S-90.

        • Николай пишет:

          Хорошо бы послушать умных людей или почитать что по этому поводу. В сети много инфы, но она на английском языке.

        • Евгений пишет:

          Изображённая на рисунке головка – явно НЧ, так как для эффективного воспроизведения высоких частот головки обычно снабжают дополнительным “рупорком”.

          А такое сравнение некорректно, так как Вы сравниваете абсолютно разные АС на абсолютно разных головках. Наиболее корректно было бы сравнение S-90, скажем, с Корветами/Кливерами семейства 35АС.

          Количество полос ас никак не влияет на её акустическое оформление, равно как и наоборот.

        • LDS пишет:

          Это сабвуфер закрытого типа.
          Описание: http://ldsound.ru/bw-asw-610xp/

      • Евгений пишет:

        1.ПИ можно ещё и измерять. Я, например, пару раз так делал

        2. Не путайте понятия. Акустическое КЗ – это эффект перетекания воздушной массы с одной стороны на другую на низких частотах, делающий невозможным излучение звука головкой. То, что описывалось выше про 2 одинаковых головки в противофазе – это взаимная компенсация излучения. А ПИ для своей работы, равно как и фазоинвертор, использует энергию от колебаний задней поверхности диффузора головки, причём при его работе из-за сравнительно быстрой смены разрежений и сжатий воздух в ящике можно упрощённо считать условно несжимаемым, что не вполне соответствует действительности, но всё же допускается.

        • Andrey_M пишет:

          Если допускать, что воздух в ящике несжимаемый, то придётся допустить, что диффузор динамика будет оставаться неподвижным. Упругость воздуха учитывается примерно так же, как и в фазоинверторе. Только здесь ещё добавляется упругость подвеса ПИ.

          • Евгений пишет:

            Вы бы тогда уж формулу привели что ли. Я говорю об механическом трансформаторе, использующем энергию от движения обратной стороны диффузора. Тут скорее играет роль гибкость подвеса ПИ (а их обычно делают очень гибкими), в совокупности с его массой определяющая резонансную частоту, и соотношение площадей излучающих головок и ПИ.

            • Andrey_M пишет:

              Первая же ссылка в Гугле http://zadereyko.info/library/butovue_akysticheskie_sistemu_11.htm
              Цитата
              “Таким образом, характеристики АС с ПИ зависят от добротности головки, объема оформления, настройки пассивного излучателя и упругости его подвеса, при условии поддержания добротности пассивного излучателя Qп > 5.”

      • Александр Бокарёв пишет:

        Что касаемо меня, многолетнего обладателя колонок с пассивником, то много чего про них знаю и в курсе их расчёта и поведения. Нет там магических тайн. Принцип знаешь-всё получится.
        ПИ как раз работает почти в фазе с басовиком, суммируя отдачу. А на частоте протвофазы на ачх басовика и пасмивника есть офигенная дыра, чего нет обычно на ачх инвертора типа ящик с трубой.

  26. LDS пишет:

    В примере была ошибка, попробуйте теперь пересчитать. Так же добавил книгу от куда материал, можно посмотреть.

  27. Игорь пишет:

    если построить акустику про принципу 6ас-2 (квадратная труба), на какие “-” могу нарваться? динамик на торце, про такое расположение нигде нет инфо

    • LDS пишет:

      Нежелательное оформление. Это сейчас делают более глубокие АС, а раньше ширина у всех была больше глубины. Идеал шар, хотя для НЧ не критично.

      • Александр Бокарёв пишет:

        Дмитрий, ношу полжизни в уме проект акустики в виде линзы, чечевицы, там и полусфера и компактность и площадь фронтпанели в сравнении с сферой. Но кто такую фиговину взялся бы сделать…….
        ________
        Инфо проще некуда. Торец колонки шириной в диаметр басовика равно полному отсутствию низа из-за дифракции .длинная труба выдаст резонанс на частоте 172 делить на длину трубы, плюс кратные резонансы . Итогом дичь вместо звука и утрата веры в прекрасное.

        • LDS пишет:

          Не совсем понял. Типа НЛО и динамик установлен на одной полусфере?

          • Александр Бокарёв пишет:

            Угу. Именно, НЛО. Часы такие были, в виде летающей тарелки, засела мысль.

            • Аудиостроитель пишет:

              Изготовление корпуса такой формы будет схоже с изготовлением подиумов в автоакустике. Но иметь такой секс на мой взгляд стоит только с динамиками из элиты. Возни будет ну о-ооочень много.
              Если поблизости есть толковые автозвуковики, то они бы сделали.

              • Александр Бокарёв пишет:

                За долгую жизнь и занятие любимой темой могу я позволить себе сочинить не очередной постылый ящик или гроб, а нечто необычное, к тому же правильной с точки зрения акустики формы? И сделал бы давно, да нет у нас в городе таких вундеров, способных на подвиги.
                Хотя, вру, один есть. И со временем я его озадачу идеей летающей тарелки.

                • LDS пишет:

                  Да если захотеть, то не вижу особой проблемы для изготовления. Сейчас столько материалов. Но не пойму одно – для чего, в поиске идеального корпуса? Так вроде сфера идеал, но она смотрится как то не очень. Не думаю, что этот корпус будет лучше сферы.

                  • Александр Бокарёв пишет:

                    Он больше сферы по фронту, такой же сферической формы, более пологой, и плоский в глубину. А ещё, я слышал и мерил похожую колонку в безэховой камере НИИРПА. И очень впечатлён

    • Аудиостроитель пишет:

      Хороший коаксиал – огромная редкость. Во всех остальных вариантах “тень” от ВЧ головы будет закрывать среднюю часть диффузора мидбаса. Со всеми вытекающими.

      • Александр Бокарёв пишет:

        Пищалка на мостике через края диффузора басовика, мостик из струн или проволоки, пищалка для автозвука, компактная, мостик смещен от центра басовика, тыльная часть пищалы заклеена поглотителем.
        Примерно так вижу вариант коаксиальной 2-полоски не на коаасиале.

  28. Александр Бокарёв пишет:

    Кефы уважаю за удачную идею, но невозможность увеличить габарит пищалки, сидящей на керне басовика, делает её уязвимой к предельным уровням сигнала, а проще сказать, горят кефовы пищалы как свечки.

    • Александр Бокарёв пишет:

      Ещё есть Таннои разных серий в конструктиве “пищалкина дудка дует через магнит басовика”. Две проблемы: рупор пищалы редко облагораживает ачх на вч, а полость рупорного устья для излучателя типа басовик работает резонансным поглотителем, на ачх неустрагимая дыра в районе 2 кгц, звук от этого перемягчённый сонный.

  29. Сергей пишет:

    Мне как-то “на пальцах” кажется странным такая боязнь горбатый +1,5 дБ на резонансе при добротности под единицу. Если не на резонансе, то мы этот горбик ведь и не замечаем, даже при такой неравномерности говорим что головка ровная. И ладно если этот горб резонанса на типично бубнящих 100 Гц, но если это ЗЯ, лёгкий спад с 60 Гц и потом горбик 2 дБ на 50 Гц, то ИМХО это даже не горб, а продление полки НЧ.
    В чём я ошибаюсь?

    • Александр Бокарёв пишет:

      Ошибки нет, коли частоты ваши, приятно низкие, а не привычная мычалка на 120-150гц от динамика с слабыым магнитом и жестким подвесом в крохотном скворечнике.
      Больше скажу, встречал оформление, в котором басовик работает с диким перпбором по добротности, но проявляется выброс на срезе лишь в ближнем поле, а на дистанции ачх предельно ровная, на диво. Но так везет не всегда.
      Выброс на ачх не только лишняя отдача, чтобы начхать на те 1,5 дб, но и затягивание отклика во времени, бас отстает от всего звука, звук разваливается, слитность теряется.

      • Александр Бокарёв пишет:

        И ещё соглашусь с вами, что в принципе нет беды в избытке отдачи на нижнем крае, это лучше чем избыток объема , обвал слева и смещение нижней границы полки с нужных нам 50-60 гц на мидбас в районе 100гц, а бас придется домысливать.
        Не говоря уже про болтанку динамика в слишком просторном ящике.Объём оформлегия, как обувь, должен быть ни много ни мало, а в самый раз.

        • Александр Бокарёв пишет:

          Не забуду, как один “коллега” с вытаращенными глазами пытался доказать, что в закрытом ящике нужен объём чем больше, тем лучше. Вопрос про бесконечный объем его озадачил.

      • Сергей пишет:

        Вы меня успокоили. А то когда я собирал по иностранным сайтам информацию о ЗЯ с компрессионными НЧ полно попадалось классических АС 60-70-х с добротностью 0,9-1. Думал ну неужели все фирмы с мировым именем плевали на слушателей и делали бубниловку ради уменьшения ящика.
        Я рассуждал что легкая затянутость на НЧ с подвижкой 20 грамм совсем не то, что у современных с подвижкой 50-70 грамм (10″)

        • Александр Бокарёв пишет:

          Есть решение иное, быстроходный динамик большого диаметра и малой добротности в зя, спад отдачи внизу корреатируем схемой , зеркалной к спаду, итоговая ачх сдвинута вниз, спад 6дб на октаву меняетсч на 12 на октаву, чувсьвительность на порядок выше. Автор Жбанов, Радио за 1987год, там же где усиллитель Агеева

  30. Аудиостроитель пишет:

    У всех соосных голов есть недостатки, но любые “выступающие” коаксиальные ещё хуже.

  31. Сергей пишет:

    Казалосьбы ЗЯ самое простое оформление, а сколько же тонкостей. И звук ЗЯ с динамиком 20 Гц, 0,2 добротность сильно отличается от 40 Гц и 0,55 добротность при той же итоговой 0,7 и той же нижней границе. Цифры конечно из головы, просто примеры.

    • Александр Бокарёв пишет:

      Дело в скорости отклика тонкого лёгкого динамика большой площади, который тормозится не только катушкой но и самим воздухом, в отличие от медленно затухающего звука от тяжелого утюга с гордым именем саб.

      • Аудиостроитель пишет:

        “Домашние” сабы как правило делаются с фазиками. А “скорострельность” во многом зависит от способностей качающего саб уся. Хорошее демпфирование выходных каскадов у сильноточников запросто контролирует диффузор. Правда стоит денег.
        И, по моему глубокому убеждению, дома саб для музыки не нужен. Кинчик – да. Музыка – нет.

        • Александр Бокарёв пишет:

          СлучАй был, когда саб вписался в домашку, идеально, но саб был крутой, регулировки с пульта, смена частот и фазы, а я по микрофону сделал стык с парой мониторчиков. Эффект от включения саба внушительный, появляется фундамент, мощь и масштаб. А а остальных случаях как правило , мычалка бездарная и бесполезная.

          • Аудиостроитель пишет:

            АБ. +100500! Эксперимент ведь ставился с мониторчиками, а не с напольниками, с нижней границей ниже того саба.
            P.S. Надеюсь, что ответ в “ту степь” попадёт, а то вроде отвечаю (на кнопку жму), но пост в конец темы идёт.

    • Аудиостроитель пишет:

      А хитрость в том, что горбатить частотку будет в разных местах.

      • Александр Бокарёв пишет:

        В другой раз сабик дешевле дешевого прекрасно сработался с полочниками Дали Икон 1, чисто случайно спад ачх колонкок совпал с максимумом отдачи сабика, микрофоном выставили нужный уровень , полоса протянулась с 70 гц до 45-50 по памяти, самое то для небольшой комнаты.

  32. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Горб есть, там сам резонансный пик, потом вялый провал и протяженный пологий горб выше по частоте. Огрызок периодического затухающего процесса.
    А число этих периодов волн примерно равно добротности системы. Горб-яма и утихло- добротность один. Два горба- добротность уже два.

    • Марков Николай пишет:

      Товарищ Вахитов.
      Графики при добротности 2, 1 и 0,5.
      Обратите внимание, у Вахитова очепатка: нижний график подписан как добротность=0,25, а уровень на резонансной-то -6дб, как для Q=0,5!
      Так что доверяй, но проверяй даже справочники.

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        В статье авторов Лизункове и Иофе не указан важный момент.
        У динамика в закрытом ящике со снижением частоты растет смещение диффузора, которое может превысить допустимое X max.
        Про это, кстати, говорилось в статье про акустический агрегат на основе 10ГД-30. Он в тесном ящике убегает резонансом вверх, образуя выброс из-за избытка добротности, а в просторном ящике начинается болтанка диффузора и искажения . Поэтому авторы применили инвертор, демпфирующий болтанку, а лишнюю добротность снизили отрицательным вых сопротивлением.

    • Марков Николай пишет:

      Вот с ФИ реально получить горб-яма-горб, так как он описывается ФВЧ 4-го порядка, на АЧХ может быть максимум 3 перегиба. Дин и ЗЯ описываются ФВЧ 2-го порядка и могут иметь только один перегиб. Типа закон такой есть.

  33. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    с добротностью 0,25 спад на резонансе будет минус 12 дБ. Не 6.

    • Марков Николай пишет:

      Совершенно верно. Нарисовано и по смыслу для Q=0,5, подписали 0,25.
      Для ПХ понятия среза не существует. Она привязана ко времени, но не к частоте. Однозначно связана с АЧХ. Просто АЧХ в большинстве случаев информативнее, потому чаще используется.

  34. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Доказывать поведение ачх на срезе при разных значениях Qts не буду, а рассказываю, что вижу лично на экране с помощью Его Сиятельства Светлейшего Князя Измерительного Конденсаторного Микрофона. Которому не имею права не верить.
    Сожалею, что нет возможности показать вам на экране картинки, привычные для меня и странные для вас.

  35. Аудиостроитель пишет:

    celestion g15z-200 – пятнашка для бас гитары родом из конца 60-х годов прошлого века. В домашнюю АС ставить смысла не вижу.

    • Роман пишет:

      Для g15z-200 я не где не магу найти его характеристики ,добротность и так далее , для rcf L12/31 нашел чуйка 99.5 vas 78 л qts 0.52 mms 0.036
      Но если честно то я далее от этого ,аудиофильского разврата,, только начинаю и стою на узкой тропинки к прекрасному робко дрожа , как увидел разширение бездны Звука
      Вот и решил обратится к ,Знающим, что бы дров не нарубить с горяча но компрессионных НЧ не хочу давление не надо так что бы от 40 и выше 22000 но Хорошооо.
      Спасибо
      Чего и следовало ожидать
      Так у него уже ,святой, диффузор
      Только блюз прописан , что собственно и слушаю .
      Ну какие требования , конечно инфра басс не будет но Панч то что надо и 70/80 Гц он отиграет на ура а в трансе хаусе роке и в повседневной попе кокраз та самая ниша зато красиво прогремит всё-таки этот драйвер стоял в те годы в маршал и про серии
      Не в этом суть есть уже вч шп и нч вот не выкидывать их же рука не поднимается ,,святые они уже,, а корни надо уважать да и не Китай а породистый старик что шп rcf Италия
      Лучше подскажите ПОЖАЛУЙСТА какой индукцией резануть этот нч что бы трио осталос в 8 ом все динамики по 8 ом
      Спасибо

  36. Коля пишет:

    В интернете такой аббревиатуры не нашел. Надо Вам самому обмер проводить. Сумеете? Можно друзей попросить. Без этого соваться нечего. Не, можно, если не интересует результат.

    • Роман пишет:

      Вот для этого я и тут интерисуюсь. Вот этот дедушка

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        ПОИЩУ. А ещё в музмагазине предложили мне новый динамик от Селешина, якобы басовик, так решили продаваны, углядев цифру резонансной частоты герц в 30. А остальные Т-С им мимо смысла.
        Попросил у них каркулятор, прикинул ящик, вышел скворечник .
        Не поверили. А это был средник чрезвычайно низкодобротный, который в тесном ящике дает полку от 100Гц и выше, но без выброса внизу и с высокой отдачей. А ребята губы раскатали баса добыть.

        • Роман пишет:

          Саша я для этого и заглянул к Вам на огонёк , потому что если бы располагал бы Alfa15 4ре шт и какой не быть там visaton даже и не спрашивал не кого а скопировал щиты с оф сайта и Гуд
          А тут такое дело имею то что есть вот и интересуюсь что можно построить на этом более менее ещё раз ВЧ tonsil gdwt 9/80 широкополосный RCF L12/31 и эти G15z-200
          Хотелось в щит с открытым ящиком а именно фильтры как смонтировать
          Спасибо за понимание ! Саша .
          Этот selestion G15z-200
          99db и от 40Hz 5000khz при 200 w доведение 120 db шел в маршалы на басс секцию не только для гитар , как полноценная акустическая система в yamaha s315se и во многие другие но ему нужен 120л объем .
          Есть в нем ,,басу,, и хорошего

        • Роман пишет:

          Все с ним хорошо , просто инфы нет полезной .

          • Роман пишет:

            -)

            • Александр Ростов-на-Дону пишет:

              Идея поженить гитарный Селешин с широкополосом RCF в роли средника и какой-то пищалой от Тонсила у меня энтузиазма не вызывает, скорее мрачные мысли о несбыточном.
              Причин много: набор динамиков -престранный, три полосы с нуля и абы на чем – для этого нужен запас здорового молодого нахальства. Тут с роскошными динами бьёшься- выходит лажа. А другой вопрос- кто и как будет сводить этот винегрет, по каким понятиям? Странно все это . Обычно такие просьбы заканчиваются словами: вы мне посчитайте фильтры и дайте схему, а я соберу. Спаси и пронеси от такой просьбы…

              • Valiko пишет:

                …во всех начинаниях строительства АС нужен принцип, а не случайное обладание каким-то динамиком и думать, что из него можно построить ДИАТОН или ТИДАЛ…принцип такой:
                1. Идея АС и ее предполагаемое эксплуатация (тип музыки).
                2. Тип оформления АС.
                3. Выбор НЧ динамика с известными или точно измеренными характеристиками для пункта 2.
                4. дополнительные СЧ иВЧ динамики для выбранной НЧ головы.
                5. Расчет АС и построение кроссовера.
                6. Распил фанеры и собирание ящика.
                7. Построенный АС отдать БАСу для измерения АЧХ.
                8. После одобрения БАСа можно слушать музыку.
                9 А так простая трата времени и человеческих ресурсов … всем всех благ..

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Без тройки Т-С параметров что-то вразумительное сказать будет тяжко. Хотя, G значит гитарный, там нет низкого баса. есть громкая специфическая срединка, с гвоздиками , струну подчеркнуть.
            А если нет задачи бас вытянуть, то и объём огромный не нужен.

  37. Сергей Гудков пишет:

    Из текста не ясно, как получен график на рисунке 3? по крайней мере из рис.2 следует, что чем больше добротность Q – тем больше неравномерность N, видно что при Q=0.707 уже есть резонансный пик. А автор утверждает что неравномерность минимальна при Q=1, где логика? И как он перешёл от упругостей к добротностям?

    • Просто Коля пишет:

      Все правильно написано. Именно так и есть. Закрытый ящик без наполнителя – тонкая штучка. Добротность головки В ЯЩИКЕ должна быть вполне определенной – около 1 и ящик должен быть такого размера, чтобы это условие соблюдалось. В противном случае происходит рассогласование и появляются резонансные пики.
      А при низкой добротности динамика размеры ящика нужно уменьшать. Но тогда и fрез. тоже уменьшится. Как-то так… Не абы какой динамик подходит. Поэтому и был придуман ПАС.
      Стр.44. Рисунки 38 и 39. Иоффе, Лизунков “Бытовые акустические системы”.

    • Марков Николай пишет:

      График на рис.3 – правильный. Поясню. Неравномерность приведена в диапазоне ТОЛЬКО от резонансной частоты и выше (хотя реально слушаем и ниже…). При Q=1 на резонансе 0дБ, выше резонансной – горб в 1,3дБ. При увеличении добротности пик выше резонансной (относительно СЧ!) растёт, неравномерность – тоже. При снижении добротности ниже 1 горб выше резонансной падает и при Q=0,707 пропадает, но гораздо быстрее происходит уменьшение уровня на резонансной частоте (уровень на резонансной частоте численно равен добротности, так находим добротность по АЧХ!). В результате разница (пик выше fрез-уровень на fрез) опять увеличивается, типа неравномерность растёт. Без пояснения график кажется высосанным из пальца…

    • Марков Николай пишет:

      А рис.2 выполнен некорректно. При Q>0,707 провала перед резонансом НЕТ, а индексы при частотах w в тексте и на рисунке не совпадают. Правильно здесь:
      http://ldsound.ru/zakrytyj-yashhik-akusticheskoe-oformlenie/comment-page-1/#comment-44975

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        совершенно верное замечание.

      • Сергей Гудков пишет:

        в том и дело, что рисунок неправильный, должно быть 3 графика – пологий нижний при Q0.707. А до этого надо рассказать откуда значение 0.707 т.е. корень из 2 пополам. Также добротность это просто степень выраженности резонанса. Интересно другое, почему не сказано, что при размещении в ЗЯ добротность возрастает и почему. А рассуждать про адиабату, изотерму, изохору и Терпсихору это уже дело десятое
        опечатка, странно знак меньше-больше не напечатался. Нужно так: Нижний график пологий для Q0.707
        опять тоже самое – пишу комментарий – отправляю – половина текста нет. Вирусы?

        знак меньше форум воспринимает как какой-то HTML знак и текст после него становится не виден

        если написать текст внутри знаков меньше и больше, то после отправки он становится невидимым! Там я писал следующее первый график нижний пологий для ку меньше 0.7 средний для 0.7 и верхний с выбросом для добротности больше 0.7. Вы все прекрасно помните эти рисунки

  38. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Взято из книжки Лизункова и Иофе , там много подобных странностей. Не обращайте.
    В те годы и такому материалу были рады.
    Единственное зерно истины в рассуждениях о оптимальной добротности в ящике =единице , то, что выброс на нижнем срезе может скомпенсировать потери за счет дифракции в недостаточно широком ящике. Это сам встречал не раз, оно работает.

    • Просто Коля пишет:

      Я странностей не замечал. Приведите пример. Возможно есть опечатки. Но это не система. А так, на мой взгляд, изложено хорошо. Я помню ещё удивлялся как они сравнительно непростые вещи толково излагают. Конечно, книга рассчитана на любителей многое они обходят стороной.

  39. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Если мне не изменяет склероз, там куча графиков к фазоинвертору, но динамики применены с высокой добротностью, негодные для этого оформления, оттого среди графиков не найти ни одного с ровной ачх, все ачх уродские. Книга скорее ознакомительная.

  40. Просто Коля пишет:

    Я не помню этого. Графики по соответствии добротности, об ма ящиков, эквивалентного об ёма и настройкой правильные. и самое главное, что они рассчитаны аналитически в соответствии с формулой. К сожалению, в формуле допущена опечатка. Однако, после исправления ошибки по этой формуле можно с большой вероятностью определять настройку.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Формулы там рабочие, это факт. Сам считал , совпадало , причем, ни балбеса тогда не понимал, просто тупо подставлял цифры, добытые при замере Z -кривой.

  41. Просто Коля пишет:

    Ну а почему им не быть правильными, если это профессиональные электроакустики. Иофе д.т.н. известный акустик, как и Лизунков, тоже акустик, долгое время оба работали во ВНИИРПА. В 1981 году Лизунков защитил диссертацию. Занимался громкоговорителями.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Иофе книги были у меня, справочники по акустике, микрофонам, помню конечно же.
      Но книга чуть более академично написана, чем может понять это все молодой дубарь типа меня. Сейчас, правда, я старый дубарь, и что-то понял.

  42. Просто Коля пишет:

    Что ж там “академичного”? Слишком просто. Многие вещи упущены, поэтому не всегда стыкуются. Упущены умышлено, чтобы не отпугнуть “любителей”. Поэтому для профессионалов – не профессионально, а для любителей всё-таки сложновато. Такой вот симбиоз. Но мне лично – нравится.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Когда понял смысл фраз в книге Виноградовой по конструированию громкоговорителей , тогда и продвинулся в этой теме. Но чтобы понять эти фразы, нужна была артподготовка, её получил из статьи Олега Салтыкова в Радио 10 за 1981 год. Тогда все и встало на место, мозаика сложилась, измерительную методику откатал . Сильно помогла книга начала 2000-х, в ней собраны статьи из книг и журналов, авторы самые известные, Шоров, Жбанов, Салтыков, там же все формулы для замеров и расчетов и обзорные заметки общего плана.

  43. Сергей Гудков пишет:

    Анекдот с авито на ночь ”
    Волгоградская область, Урюпинск, ул. Пушкина
    Показать карту

    Продаю легендарный микрофонный предусилитель Ператроника / Peratronika MAB-1219 Mk2 plus. Ручная сборка, лимитированное производство и прекрасный звук вашего голоса либо вокала от известного звукоинженера Евгения Петрова. Имеется фантомное питание +48 и возможность теплой сатурации сигнала с возможностью выбора четных/нечетных гармоник. Звук на выходе может сравниться с намного более дорогими предусилителями!
    Состояние отличное, в комплекте блок питания.

    Есть ещё акустический поролон + 2 микрофона se Electronics + внешняя usb аудиокарта + наушники + усилитель для наушников


    О ПРЕДУСИЛИТЕЛЕ

    MAB-1219 Mk2 plus – линейка дискретно-полупроводниковых микрофонных предусилителей, являющихся модификацией серийной модели MAB-1219 Mk2. Сущность модификации – замена в усилительном тракте части биполярных транзисторов полевыми (MOSFET). В результате такой схемотехнической доработки существенно снижаются искажения – примерно на 20 дБ. Причём исходные параметры MАВ-1219 Mk2 сами по себе рекордны – потому достигнутый результат является уникальным: лучше 0.0001% (-118 дБ).

    Очень важно, что подобный результат достигается без применения общей отрицательной обратной связи (ОООС) – как это делается во всех предусилителях, построенных с использованием интегральных микросхем, да и вообще – во всех современных полупроводниковых предусилителях. Отказ от ОООС в предусилителях ПЕРАТРОНИКА позволяет достичь в твердотельных (полупроводниковых) усилителях детальности звучания, свойственной ламповой звукотехнике, для которой типичными являются схемотехнические решения, основанные на полном отсутствии ОООС.

    Помимо замены биполярных транзисторов полевыми, так же в новой модели увеличено напряжение питания схемы предусилителя – что увеличивает запас напряжения на выходе.


    MАВ-12X9Mk2 – линейка дискретно-полупроводниковых микрофонных предусилителей с функцией утепления звука. Усилительное ядро второго поколения 1219Mk2 является развитием предыдущего варианта 1219 и полностью заменяет его во всех моделях предусилителей, сохраняя полную функциональную преемственность, но выводя при этом звучание на новый уровень.

    Отличительной особенностью линейки является использование оригинальной, разработанной специально для этой приборов PERATRONIKA и нигде более не применяемой схемотехники, базирующейся на дискретных полупроводниковых приборах вместо интегральных микросхем. Идеологическая основа звукоусилительной концепции – использование “короткого” усилительного тракта с минимальным количеством элементов на пути сигнала и отказ от общей обратной связи, традиционно используемой для снижения искажений. В значительной степени, эта концепция близка к тем принципам, которые используются при конструировании Hi-End техники. Но в данном случае цель другая – вернуть живую теплоту звучания прибору, работающему на “дистиллированную” цифровую звукозапись.

    Вопреки расхожему мнению, транзистор не уступает лампе по способности звучать живо и музыкально. Традиционный “сдавленный” звук, называемый “транзисторным” совершенно необоснованно относят к свойствам именно полупроводниковой схемотехники – но такой характер звук приобретает лишь по причине использования глубокой обратной связи, примененной без должного осмысления.

    Путем тщательной отработки данной конструкции на схемотехническом симуляторе удалось достигнуть в однокаскадной схеме минимальных искажений – уровень второй и третьей гармоник не превышает -100 дб, что соответствует искажениям порядка 0,0001%.

    Такие сверхмалые искажения обеспечивают звучание, характеризуемое высокой детальностью и прозрачностью. В этом отношении новая линейка оказалась вне конкуренции и превзошла популярную линейку 2013, бывшую до того топовой в ассортименте предусилителей PERATRONIKA.

    Для сохранения преемственности с предыдущей моделью в 1219Mk2 сохранен спектральный обогатитель, основанный на том же принципе – де-линеаризация передаточной характеристики при помощи диодной кусочно-линейной аппроксимации. Схема спектрообогатителя так же подверглась модернизации – в ней применены германиевые и шоттки диоды, а так же увеличен до ~10…12%% уровень синтезированных гармоник. Органы управления спектрообогатителем: регулятор уровня синтезированных гармоник, совмещенный с выключателем обогащения, а также переключатель, позволяющий подбирать характер звучания, вводя четные или нечетные гармоники.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
    Тип входной линии: симметричная, 600 Ом.
    Входной импеданс: не менее 3 кОм.
    Рабочий диапазон частот: 10…100000 Гц.
    Гармонические искажения: не хуже 0.00005%.
    Уровень входного сигнала: 1…1000 мВ эфф.
    Усиление: 6…50 dB.
    Уровень выходного сигнала: не менее 2 В эфф.
    Напряжение питания: ~12 В 50/60 Гц.
    Потребляемая мощность: не более 1.5 ВА.
    Спросите у продавца”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *