Акустическая система VERNA 50-04

Многим знакомы акустические системы “Verna”, некоторые проекты давно уже опубликованы на ldsound.info. Сегодня познакомимся с еще одной моделью из этой линейки АС — “VERNA 50-04”, разработанной на базе головок громкоговорителей российского производства.

VERNA 50-04Акустическая система «VERNA 50-04» представляет собой четырехполосный фазоинвертор с полезным объемом 48 л. Отличительная особенность новой модели — использование двух головок для воспроизведения низкочастотных составляющих звукового диапазона 35ГДН-1-4 и 25ГДН-3-4, причем последняя работает в отдельном изолированном боксе объемом около 2,4 л. Каждая из головок воспроизводит свою полосу частот. Введение второй головки позволило значительно уменьшить направленность излучения на частоте разделения полос, уменьшить коэффициент нелинейных искажений, увеличить подводимую к АС мощность звукового сигнала.

Многочисленные испытания показали, что оптимальный объем для головки 35ГДН-1-4 при использовании фазоинверсного оформления находится в пределах 40-50 л. Именно таким он выбран и для АС «VERNA 50-04». Высокая линейность АЧХ и небольшие нелинейные искажения достигаются в этом случае при применении комбинированного звукопоглотителя — ватина и хлопчатобумажной ваты. На улучшении параметров АС положительно сказалось и увеличение площади сечения отверстия фазоинвертора (до 25-30% от полезной площади диаметра НЧ головки). Эти и другие (например, правильно выбранные расположение НЧ головки на передней панели и соотношения размеров корпуса) меры по улучшению параметров АС позволили получить неравномерность АЧХ в диапазоне частот 45-500 Гц не более ±3 дБ и неравномерность АЧХ звукового давления на нижней граничной частоте (для 35 ГДН-1-4 это 36-42 Гц) относительно уровня среднего звукового давления — 7-10 дБ. Для сравнения последний показатель у таких известных АС, как «Электроника 100АС-063» и «Электроника 50АС-061м», ранен соответственно -12 дБ и -15 дБ.

Функции среднечастотной головки выполняет 5ГДШ-5-4 (выпускает одно из предприятий г. Гагарина, Россия) с пропитанным специальным составом подвесом и панелью акустического сопротивления (ПАС). Вообще, выбор конкретной СЧ головки для АС является наиболее сложным. Это обусловлено тем, что в АС высокой верности СЧ головки воспроизводят диапазон частот 300-8000 Гц, где чувствительность слуха по всем видам искажений максимальна (субъективные дифференциальные пороги восприятия практически всех видов искажений находятся в области 1-2 кГц). На эту полосу частот приходится и максимум спектральной плотности мощности почти всех видов музыкальных программ. Все погрешности воспроизведения СЧ головки обычно обнаруживаются экспертами при субъективном прослушивании АС и отмечаются как окрашенность звучания, отсутствие прозрачности и т. д.

К сожалению, ни в России, ни в других странах СНГ до сих пор не освоен промышленный выпуск СЧ головок для АС высокой верности. Неслучайно поэтому выбор пал на 5ГДШ-5-4. Во-первых, как автомобильная головка она имеет необходимую чувствительность, достаточную механическую и электрическую прочность, а также необходимую мощность в диапазоне 800-7000 Гц. Во-вторых, 5 ГДШ-5-4 имеет тангенциальный подвес с гофрами в виде трехгранных пирамид. Такие подвесы получили в последние годы широкое распространение, благодаря своим преимуществам перед подвесами с синусоидальной гофрировкой, использующимися в большинстве отечественных и зарубежных СЧ головках. Дело в том, что у 5 ГДШ-5-4 первая и вторая резонансные частоты по частотному диапазону разнесены значительно больше, а значит, гораздо меньше вероятность их совпадения и возможность появления пика (провала) на АЧХ головки. Кроме того, тангенциальные подвесы имеют более линейные характеристики упругости, от которых в немалой степени зависят и величина нелинейных искажений, и форма АЧХ головки. В-третьих, материалом для диффузора головки 5 ГДШ-5-4 служит целлюлоза, которая позволяет получить наиболее легкое, прозрачное и чистое звучание.

Перед установкой головку 5ГДШ-5-4 необходимо доработать. Доработка сводится к следующему. Подвес с тыльной стороны через окна диффузородержателя следует пропитать двумя слоями мастики, приготовленной на основе герлена, полиизобитулена и авиационного бензина. Окна в диффузородержателе заклеены искусственным войлоком.

Характеристики доработанной 5ГДШ-5-4:

Диапазон воспроизводимых частот: 300-13000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 400-7000 Гц: ±2 дБ

Уровень характеристической чувствительности: 92,5 дБ/Вт/м

Паспортная мощность: 15 Вт

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Резонансная частота: 185 Гц

Как показали испытания, эта головка лишь по некоторым параметрам (меньшая неравномерность АЧХ ±1 дБ; более высокий уровень характеристической чувствительности — 93 дБ/Вт/м, большая паспортная мощность — 50 Вт) уступает одной из лучших среднечастотных головок французской фирмы “AUDAX 12P25FSM” и существенно превосходит типовую СЧ головку 20 ГДС-3 производства Ивано-Франковского радиозавода (Украина). Последняя имеет более узкий диапазон воспроизводимых частот (490-4650 Гц), большую неравномерность АЧХ (±7 дБ), меньший уровень характеристической чувствительности (89 дБ/Вт/м). Худшие параметры имеют и СЧ головки 20ГДС-1 (г. Рига, Латвия); 20ГДС-4 (г. Бердск, Россия); 30ГДС-1 (г. Красный Луч, Украина).

В АС «VERNA 50-04» использована ВЧ головка 10ГДВ-2-16 производства Бердского радиозавода. При прочих аналогичных параметрах по сравнению с другими отечественными головками она имеет более пологую АЧХ.

Схема разделительных фильтров АС показана на рис. 1. Частоты их раздела 300, 850 и 7000 Гц. НЧ головки ВА1 и ВА2 включены через фильтры первого порядка L1R1C1 и L2R2C2C3 с крутизной спада на частоте раздела 6 дБ на октаву. Для СЧ головки ВАЗ применен комбинированный полосовой фильтр C4L3C5R3 — на нижней граничной частоте первого порядка, а на верхней — второго, с крутизной спада 12 дБ/на октаву. В ВЧ звене использован фильтр третьего порядка с крутизной спада на нижней частоте раздела 18 дБ/на октаву.

VERNA 50-04

Рис. 1. Схема разделительного фильтра

Указанная на рис. 1 полярность включения головок обеспечивает максимальную линейность АЧХ АС. Катушки L3 и L4 намотаны на пластмассовых каркасах диаметром 20 и высотой 25 мм и содержат соответственно 115 и 135 витков провода ПЭЛ-1 0,67. Катушка L2 намотана на магнитопроводе из феррита 2000 НМ размерами 15x8x85 мм, ее обмотка содержит 90 витков провода ПЭЛ-1 1,12. В качестве магнитопровода для катушки L1 использованы два склеенных вместе бруска размерами 15x8x85 мм из феррита 2000 НМ. Обмотка этой катушки состоит из 140 витков провода ПЭЛ-1 1,12. Намотка — виток к витку.

Конденсаторы С1-С4 — К73-16 на напряжение 63 В, остальные — К73-11 и МБМ. Мощность резисторов R1 и R2 — 25, a R3 и R4 – 5 Вт.

Детали фильтра смонтированы на стеклотекстолитовой плате, которая через резиновую прокладку шурупами прикреплена к нижней панели АС. Монтаж навесной.

VERNA 50-04

Рис. 2. “VERNA 50-04” (слева “VERNA 35-02”)

Конструктивно АС выполнена в виде единого корпуса (на рис. 2 — слева; рядом – АС «VERNA 35-02»). Эскиз передней панели показан на рис. 3, а разрез корпуса АС по осям отверстий для установки головок — на рис. 4.


Рис 3. Эскиз передней. Рис 4. Разрез корпуса АС по осям отверстий для установки головок:

VERNA 50-04

Передняя панель 5 (750×270 мм) и боковые 2 (718×322 мм) изготовлены из фанеры толщиной 12 мм, а верхняя 1 (328×270 мм), задняя 19 (718×246 мм) и нижняя 14 (328×270 мм) — из ДСП толщиной 16 мм. Верхняя и нижняя панели установлены на торцы боковых, задняя вклеена вовнутрь, а передняя крепится снаружи, закрывая своей плоскостью торцы остальных панелей. На всех (кроме верхней и нижней) панелях корпуса с помощью клея ПВА приклеены бруски жесткости 11 сечением 25×25 мм. Между задней и передней панелями установлен брусок-стяжка 18 (25×25 мм), соединенный с ребрами жесткости этих панелей 17 и 9. Подставками корпуса служат бруски из твердого дерева 13 размерами 50x50x250 мм, приклеенные к корпусу через пористую резину 12 толщиной 5 мм.

Вся внутренняя поверхность корпуса (кроме передней панели) покрыта эффективным вибропоглотителем. Для этой цели можно использовать плотный войлок, фольгоизол, поронит, герлен, общая толщина покрытия — около 20 мм. На рис. 4 он не показан. Поверх вибропоглотителя проложен слой ватина 16 толщиной 60 мм. Головки громкоговорителей установлены снаружи передней панели напротив соответствующих отверстий через микропористую резину толщиной 3-5 мм и закреплены шурупами. Диффузородержатели окрашены в черный цвет. В отверстии 3 установлена СЧ головка 5ГДШ-5-4, в отверстии 6 — ВЧ головка 10ГДВ-2-16, в отверстии 7 — НЧ головка 25ГДН-3-4 и в отверстии 10 — НЧ головка 35ГДН-1-4. Отверстие 15 в задней панели корпуса АС (37×44 мм) служит для установки соединительной розетки.

НЧ головка 25ГДН-3-4, а также СЧ и ВЧ головки помещены в отдельный бокс 8 внутри корпуса АС. Причем СЧ головка отделена перегородкой от НЧ. Бокс изготовлен из фанеры толщиной 10 мм. В большей части его объема (около 2,4 дм3) размещены головки 25ГДН-3-4 и 10ГДВ-2-16, в меньшей (около 0,8 л) — 5ГДШ-5-4 Корпус бокса приклеен к передней панели клеем ПВА. Внутренние поверхности бокса, где установлены 25ГДН-3-4 и 10ГДВ-2-16, покрыты тремя слоями ватина 16 а пространство бокса, оставшееся свободным, заполнено хлопчатобумажной ватой из расчета 100 г/л объема. Другая часть бокса (для 5ГДШ-5-4) равномерно заполнена ватой из расчета 120 г/л объема.

Труба фазоинвертора вставляется в отверстие диаметром 72 мм (оно показано на эскизе передней панели). Внутренний ее диаметр — 70 мм, длина 55 мм, толщина стенок — 1 мм. Изготовлена труба из стали, внутренняя поверхность окрашена черной нитроэмалью. Фазоинвертор настроен на частоту 38 Гц.

Для монтажа головок и элементов фильтра использован провод МГШВ сечением 1,5 мм2. Для уменьшения потери характеристической чувствительности, соединительные провода от усилителя мощности к АС должны иметь сечение не менее 1,5 мм2 при длине не более 3 м.

Собранный корпус тщательно обработан наждачной бумагой до устранения всех неровностей и оклеен черным тисненым кожзаменителем. Передняя и задняя панели снаружи покрыты одним слоем черного нитролака.

В нижней части передней панели закреплен (на шкантах) декоративный брусок красного дерева, покрытый эмалью НЦ-225; посередине него приклеен шильдик с торговым названием.

Основные технические характеристики VERNA 50-04:

4-х полосная АС с фазоинвертором

Диапазон воспроизводимых частот: 38 – 20000 Гц

Неравномерность АЧХ в диапазоне 63-12000 Гц: ±2 дБ

Номинальная мощность: 50 Вт

Максимальная шумовая мощность: 120 Вт

Номинальное электрическое сопротивление: 4 Ом

Суммарный коэффициент гармонических искажений в диапазоне частот:

50 – 350 Гц при уровне звукового давления 94 дБ: 1,8%

800 Гц при уровне звукового давления 90 дБ: 1,3%

80 – 15 000 Гц при уровне звукового давления 90 дБ: 1 %

Габариты (ВхШхГ): 820х270×350 мм

Масса: 45 кг

Сравнительное прослушивание звучания АС «VERNA 50-04» и АС, выпускаемых в России и странах ближнего зарубежья, показало заметное превосходство описанной АС по легкости, прозрачности и естественности звучания во всем диапазоне воспроизводимых частот. По указанным параметрам звучания «VERNA 50-04» практически не уступала АС многих известных мировых фирм, а в ряде случаев и превосходила такие зарубежные модели средней стоимости, как “ALTEC 305”, “B&W 804 Matrix”, “Bose 401”.

Автор статьи готов оказать консультацию по вопросам сборки и настройки АС и принимает заказы на индивидуальное исполнение АС различной мощности. Телефон в Москве: 095-145-09-90.

Используемая литература:

  1. Алдошина И. Бытовая электроакустическая аппаратура. — М.: Радио и связь. 1992.
  2. Алдошина И. Электродинамические громкоговорители. — М.; Радио и связь, 1989.
  3. Шоров В., Полов П. Повышение качества звучания громкоговорителей. — Радио. 1983, № 6 с 50 —52.
  4. AUDIOGUIDA HiFi. 1991/1992. Associato UPSI. Roma.

Об использовании в АС головки 35 ГДН-1-8

Применение вместо 35ГДН-1-4 головки 35ГДН-1-8 возможно при изменении параметров элементов разделительного фильтра. Индуктивность катушки L1 необходимо увеличить в этом случае до 6 мГн, сопротивление резистора R1 — до 7,5 Ом, а емкость конденсатора С1 уменьшить до 30 мкФ. Общая характеристическая чувствительность АС при такой замене несколько снизится.

Автор проекта: Демьянов А., г. Москва (журнал “Радио” №10, 1995 год).


Фото готовых АС с интернета:

VERNA 50-04 VERNA 50-04 VERNA 50-04 VERNA 50-04 VERNA 50-04 VERNA 50-04

114 комментариев: Акустическая система VERNA 50-04

  1. LDS пишет:

    Хочется подчеркнуть применение 35 ГДН в таком объеме, именно в 40 л он раскрывается совсем по-другому в отличии от применения его в заводских АС, где объем не превышает 30-35 л.

    • Shulz пишет:

      согласен, делал НЧ блок на 35гдн объемом в 42литра и бас был очень мягким и глубоким

    • Robus пишет:

      А почему при изготовлении корпуса используется разноколиберная фанера и дсп по сторонам. Здесь даже не сендвич. Собственно можно ли в проекте использовать лдсп 16 мм.?

    • Назар пишет:

      Но тут хочеться добавить, что если уже идет речь об использовании корпуса 40+ литров, то может быть лучше туда поставить 75 гдн? Обьем с90 вроде 45 литров. А по басу и мощности 75 гдн обгоняет 35 гдн очень даже. В том числе, если он стоит в не самом подходящем корпусе, как часто говорят про с90. Правда, иногда дело не только в мощности и глубине баса, но и в самом окрасе звучания. Вот, например, 10гд30е красиво передает, как на мой слух, некоторые иструменты нч-секции, детально что ли. И некоторые композиции мне запомнились именно в варианте воспроизведения их на акустике с парой 10гд30,, теплый тональный баланс, мощно без уклона в “сабовые”частоты, но все же басисто. Мои с90 в чистую “передавливают низами” пару 10гд30, но вот именно что передавливают, играют ниже и как то линейнее, что ли. Без теплого и детального звучания, когда (на паре 10гд30) контрабас звучит совсем не так, как акустический бас и отличается множеством нюансов и окрасов. Правда, на 35 гдн я такой теплоты не услышал)

      • ldsound пишет:

        В том и дело, что для 75 ГДН нужно больше объема. А вот 45 л для 35ГДН это как раз, и играет он там “качественнее”, чем 75ГДН в S-90.

  2. m пишет:

    25гдн и 10гдв “работает в отдельном изолированном боксе объемом около 2,4 л” + 0,8 л для гдш. Это получается, что внутренний бокс глубиной всего 5 см(40 см высота, 16 см ширина)?

    • LDS пишет:

      Я и сам не понял. Но думаю, что там где ФИ на передней панели, этого корпуса нет, т.е. он как бы на половину передней панели.

      • м пишет:

        Ну да, 154 мм примерно(раз от края до оси установки динамиков 77). Только странно как то. – 2 л всего для 25гдн

        • LDS пишет:

          Ну он снизу на 90 мкФ обрезан, возможно больше и не нужно.

          • Сергей пишет:

            В 1997 году собрал по описанию статьи такие АС, обтянул чёрной плёнкой под дерево корпус смастерил грили на переднюю панель, без них внешний вид ужасный. Использую с усилителем Technics SU-V10. Недостаток один через каждые лет 8-10 приходится менять катушку на нижнем динамике в 2008 г. и 2017 г, начинают похрипывать не известно по какой причине и один раз сгорел ВЧ (после дискотеки которую устроил сын с друзьями). Слушаю в основном джаз, блюз, оркестры. О 50 вт. речь не идёт, прекрасно звучат при 20–25 вт. делаешь громче начинаются искажения, поражают своей детальностью и чётким звучанием, для любителей супербаса они (АС) полные нули (выход приобрести дополнительно сабвуфер), но во всём остальном они превосходны. Когда были помоложе, друзья чего только не приносили для сравнения: Радиотехнику, Электронику, Амфитоны, Корветы, штуки по две разных моделей, по басу и громкости она уступала, но не всем. При прослушивании они доставляют истинное удовольствие, если бы их не было, гораздо реже слушал бы любимые композиции. В этом году планирую поменять плёнку (обтрепалась) и по новой обтянуть грили (стали провисать). Всё познаётся в сравнении.

      • Robus пишет:

        А если бокс всё-таки примыкает к боковой стенке, то мидбас уже в объёме 5 литров, ну и ширик соответственно в другом объёме. Скудноватая информация по конструктиву конечно. Вот тоже в раздумьях – либо отдельный бокс делать и монтировать его на лицевой панели, либо делать его примыкающим к боковой с увеличенным объёмом соответственно – 5 литров для м/бас. Кстати, если автор проекта использовал малый объём, то задачу можно упростить изготовив колпак соответствующий из пластиковой трубы, что на мидбас, что на ширик.

        • k пишет:

          Четрежи и вправду неполные и непропорциональные. Вот как примерно получилась модель

  3. radiolyubitel пишет:

    Помогите разобраться. Какие приемущества, по задумке автора, в разделении средней полосы частот между двумя динамиками?

    • Алексей Климов пишет:

      Благодаря разделению полосы средних частот между двумя динамиками в данном случае мы получаем более гладкую АЧХ.

      • А.Б. пишет:

        Это ежели теоретически рассуждать, сидя на мягком диване, то да. А в жизни все не так, как на самом деле.

  4. LDS пишет:

    Добавил пару фото готовых АС.

  5. okonavi пишет:

    А как поднять раздел частот 25 ГДН-3-4 с 850 Гц до 1000 Гц. хочу вместо 5ГДШ-5 и поставить сч от 35ас-021 .

    • LDS пишет:

      Зря, 5 ГДШ-5 доступнее и дешевле. Не думаю что СЧ с Эстонии лучше.
      Да и дело все в том, что данные АС с таким набором динамиков настроены. Сдвинуть частоту раздела не проблема, но там поплывет вся АЧХ.

  6. okonavi пишет:

    меня конкретно интересует фильтр 25 ГДН-3-4 чтоб он играл сверху до 1000 гц. что надо сделать.

    • Alik пишет:

      Уменьшит катушку L2

    • LDS пишет:

      СЧ от Эстонии имеет сопротивление больше в 2 раза – уже нужен пересчет. Там все элементы изменяются в два раза.
      Далее нужно менять номиналы в фильтре 25 ГДН, немного уменьшать катушку L2 и конденсатор С3.
      Затем полоса от 25 ГДН уже будет перекрывать диапазон 5 ГДШ, в вашем случае сч эстонии. Нужно поднимать срез – так же менять элементы.
      И это все с тем, что вы не будете видеть, что делается с АЧХ.
      Есть смысл такое делать только с измерениями АЧХ, без измерений не советую.
      Если сильно хочется пользуйтесь онлайн калькуляторами или ручным расчетом: https://ldsound.info/raschet-passivnyx-razdelitelnyx-filtrov-v-akusticheskix-sistemax/

      • Марков Николай пишет:

        Измерения закончатся выбрасыванием одного из СЧ динамиков, имхо.

    • Инженер пишет:

      Ничего не надо,он(фильтр) и так пропускает до 1140Гц при 6,6Ом,,, но лучше действительно исключить 25 ГДН-3-4 . 35 ГДН-1-4 тянет (если понадобится) и до 5000.

  7. okonavi пишет:

    Я хочу сч вч от 35ас-021 пустить через родной фильтр. собственно и интересует фильтр 25 ГДН-3-4 чтоб он играл сверху до 1000 гц.

    На сколько надо уменьшит катушку L2.

    • LDS пишет:

      Катушку до 1,2 мГн отмотать. Емкость до 25 мкФ уменьшить.
      Но это в теории, если что – я ни причем)

      • Чалов Денис пишет:

        Учитывая собственный подъем ачх 25гдн, плюс бафл… Неа, не получится нормально звучащая ас у Вас. Только с измерениями.

  8. okonavi пишет:

    Спасибо всем за ответ. Я хочу собрать четырех полосную ас для этого есть такие динамики как. 100гдн-3 4ом. 25гдн-4 4ом тот который 6 дюймов. купольный 20гдс-1 10гд 20 от 35ас-021.

    Все динамики после профилактики и будут доработаны. Ну и собственно хочу фильтр от 35ас-021 на родные сч вч а на 100гдн и 25гдн-4 надо делать самому.

    • Анатолий пишет:

      Может почитав Бокарёва о его настройке АС вам и не захочется мудрить!!!

      • Александр Ростов-на-Дону пишет:

        Анатолий, прошу вас не делать из меня флага или иконы, пожалуйста. Мало ли, что я там наворотил… Не всем подходит то, что я делаю и как делаю. Я даже ГОСТ плохо знаю, в отличие от настоящих умелых.

    • Инженер пишет:

      сделайте 3 полосы не используя 25гдн-4 .100гдн-3 до 850Гц дотягивается хорошо.

      • okonavi пишет:

        Делал 3 полосы. ставил родной фильтр от 35ас 021 так вот между нч и сч провал даже больше чем с родным сотовым 50гдн. пробовал ставить другой басовик 30см на тканевом подвесе но у него по сравнению с 100гдн нет баса. в общем ищу на переделку в 4 ом пару 100гдн а там будет видно.

        • Valiko пишет:

          …оконави…если хотите 3 полосы из старой колонки надо ее пересчитать заново…и разделить частоты нч/сч 40-1100 , сч 1200-4500 и вч от 5000…поверьте, проверено…а 25 гд 26Б не лучший вариант для нч…в колонкостроений самое главное нч и ее надо выбирать очень аккуратно…и вокруг нее надо стороить или пристраивать остальное…сейчас очень большой выбор нч динамиков…главное Qt =0.4-0.49 и смело в закрытый ящик…ФИ это обман трудящихся…удачи…

          • Александр Ростов-на-Дону пишет:

            Вот с чем соглашусь, так это с вашими словами про главного в звуке, басовика. Это точно. Но и тут свои тонкости. Дотянуть до 1100 не всякий сможет, не изгадив звука кричащим жестким пыльником. А средник, стыкованный на 5 кгц, съёжится направленностью в трубку, стык развалится на внеосевых.
            Для себя выбрал стык сч-вч в районе 2500-3000, хороший компромисс с многих точек . Басовик со средником стыкованы в районе 700.Чтобы 1300 играл уже средник, а не басовик.

            • Valiko пишет:

              …БАС всегда предложит альтернативу…все японские 3-х полоски нч-сч стыкуют в районе 1100-1200…а ведь они в большинстве звучать не плохо…видимо в этом диапазоне происходит что-то физическое, а не техническое в акустике…с сч согласен, если вч хорошо и гладко играет с 2000… всех благ…

              • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                Одной цифры частоты деления маловато, если фильтр сделан не ради звука, а ради фильтра. А чаще именно второй вариант. Даже у великих японцев. Математически верно, а по звуку отврат.

  9. Robus пишет:

    На старте. Практически вся мат. часть готова. Но загвоздка в единственном – где найти ферритовые пластины на фильтры. Или варианты какие есть?

    • Илюха7 пишет:

      Из легко доступного можно использовать феритовые сердечники от строчных трансформаторов, это добро и сейчас продаётся а у кого-то валяется, такие использовались в колонках электроника 75ас065, только нужно измеритель индуктивности что бы был у вас.

      • Robus пишет:

        Я, как дилетант конечно, углубился в тему пластин, их проницаемости, длинны провода медного. Пришло понимание того, что намотать необходимую индуктивность можно на пластине или стержне, но сопротивление катушки может оказаться больше, что может повлечь за собой перерасчёт всей цепи. Или слишком глубоко погружаюсь?☺А строчники помню покупал на ч/б телевизор, время от времени они выходили из строя, прогорали что ли.

        • SV пишет:

          “углубился в тему пластин, их проницаемости, длинны провода медного. Пришло понимание того, что намотать необходимую индуктивность можно на пластине или стержне, но сопротивление катушки может оказаться больше, что может повлечь за собой перерасчёт всей цепи.”
          Вот именно. Не надо перерасчетов, будет хуже.
          Или провод брать потолще, или сердечник.
          Для НЧ отлично подходят подковы от строчных трансформаторов. Лучше всего – старых и ламповых.
          Вот пример: на одной подкове (половинке) намотано 50 витков, индуктивность 0,37 мГн. Индуктивность пропорциональна квадрату витков, поэтому при 100 витках будет примерно 1,5 мГн, при 200 витках около 6 мГн.
          Можно использовать и ферриты от магнитных антенн радиоприемников. Чем больше размеры сердечника, тем выше индуктивность.

        • ldsound пишет:

          Там же индуктивность указана. Берете сердечник и мотаете по нему жилу до указанного номинала Собрать прибор для измерения индуктивности не сложно.

          • Robus пишет:

            Думаю, что справлюсь. LCметр в наличии. Катушки на сердечнике чудесным образом у меня появились, только одна пара чуть-чуть не бьёт – 1 мГ (0,6 Ом) вместо 1,3. Критично? Перемотать? И самый главный вопрос, много нелестных отзывов о катушках на феррите, закралась мысль попробовать намотать на воздухе. У катушки на сердечнике в 3,4 мГ сопр. 1,6 Ом. Ещё и третий – вместо ПЭЛ можно другой провод использовать, ПЭТВ 2 как вариант.
            Корпуса из мдф 16 мм., дека 22 мм. будут, решили на совете, верим в успех. ☺ Заранее благодарю за ответ.
            ……собственно на какие маркировки обмоточного провода ориентироваться. Спасибо.

            • ldsound пишет:

              У катушек на феррите и на воздухе будет разное сопротивление.
              В статье так же, приведены данные катушек на конкретной марке феррита. При применении другой марки, сопротивление может быть другое, и это может повлиять на конечный результат, не говоря о разной индуктивности.

              • Robus пишет:

                По марке феррита понятно, в расчётах видимо учитывается проницаемость используемого материала. Спасибо за ответ.

                • Илюха7 пишет:

                  Чем больше будет сердечник тем меньше витков нужно будет для нужной индуктивности, поэтому сердечники в том числе и феритовые можно складывать вместе, что касаемо влияния сердечник на звук то для нч считается вполне допустимо, типа не заметно влияние, а вот для повыше извольте воздух. Вообще катушки на сердечнике применяют там где низкий раздел и на воздухе придётся использовать очень много меди и сопротивление такой катушки как бы испортит все её безсердешно-воздушные достоинства. Так же за место феррита можно использовать разомкнутые сердечники от трансформаторов, например тс180 и т.д.

                  • Александр Ростов-на-Дону пишет:

                    Очень правильные слова. Хотя, знаю индивидов, утверждающих , что наборной сердечник из железных пластин жутко деградирует звук.
                    Интересно, как у таких индивидуев ухи устроены? Потомки Ихтиандра, видимо, слышат неслышимое. И несут ахинею в массы.

                  • Иван пишет:

                    “Чем больше будет сердечник тем меньше витков нужно будет для нужной индуктивности…”
                    Есть еще один момент. Большое количество витков делает катушку достаточно высокоомной по постоянному току при низкой частоте раздела

                • ldsound пишет:

                  Да у Вас проект. Пишите, что получится.

                  • Robus пишет:

                    Только появилось время заняться народным творчеством, два дня. Так, зарисовки начального этапа.
                    Бока/верх/низ/тыл – МДФ 16 мм. Дека – 22 мм.

                  • Robus пишет:

                    С номиналами кондëров С1 – С4 не разберусь. К73-16 нахожу только 22 мкф максимум. Что делать пока ума не приложу. Может для достижения номинала 90 мкф подключалось несколько кондëров?

                    • ldsound пишет:

                      30+30+30=90 мкФ в параллель.

                    • Robus пишет:

                      Похоже три по тридцать не получится, но направление в подборе ëмкости понятно. Судя по таблицам нет в природе кондëра К73-16 30 мкф.

  10. SV пишет:

    Вызывает большие сомнения сама концепция ЧЕТЫРЁХПОЛОСКИ(!!). Нет никаких измерений, что увеличивает сомнения, а авторское заявление походя о превосходстве над всякими там альтеками, бэвэшниками и бозами – это уже более, чем сомнительно, это однозначное недоверие.
    Такие заявления обычно делают пачкуны “художники” – “я так вижу”, а вы ещё не доросли. Месье знает толк в извращениях.
    Странно, что Бокарёв заявляющий на каждом шагу, что даже ДЛЯ НЕГО 3-х полоски слишком сложны и поэтому он предпочитает 2-х полоски, так вот крайне странно, что он молчит по поводу 4-х полоски.
    Уверен, что для повторения данная конструкция – плохой вариант для любителей, да и для профессионалов. Лучше и легче повторить двухполоску. Никто не мешает взять оптимальный по объему, а не промышленно-кастрированный ящик, никто не мешает измерить свои динамики и определить оптимальный объем ящика. Никто не мешает вместо кучи старых советских динамиков (подружить их друг с другом – даже не задача, а ПРОБЛЕМА) купить пару современный хороший импортный. Тот же Бокарёв предлагал немало вариантов.
    Вместо монстров получатся хорошие колонки.
    Допускаю, что автор в 1995 году как-то выкручивался и куда-то пристраивал уже имеющееся барахло. Но повторять это сегодня, вдобавок без этих динамиков в чулане, без микрофона и без опыта настройки подобных четырёхголовых чудовищ…

    • Robus пишет:

      Я мнительный, в разумных пределах конечно, думаете не стоит мне любителю держать ориентир на этот четырёхполосный проект? Пользуясь случаем, хочу задать вопрос по середнячкам. Можно ли использовать СЧ динамики с али экспресса? Их цена от полутора до двух с половиной. Или всё-таки держать ориентир на Аудиомания, как вариант. Спасибо.

      • SV пишет:

        Думаю, этот вариант и особенно сегодня, как минимум, нецелесообразен для повторения.
        Советую перейти в ldsound.club – там гораздо удобнее и информативнее (зарегистрироваться ведь не проблема?).
        Думаю, правильно сделанная двухполоска будет звучать не хуже, а лучше.
        Динамики можно использовать откуда угодно, главное, чтобы это были хорошие динамики. В той же Аудиомании можно купить и хорошие динамики и дрянь, причем по одной цене.
        В Аудиомании можно ориентироваться на бюджетные (так сейчас говорят вместо “дешёвые”), но хорошие динамики – есть и такие. А Китай – скорее Терра Инкогнита и рулетка.
        Да и на Аудиомании (хотя мне нравится там покупать) свет клином не сошелся. Повторяю, важнее сами динамики, затем правильные фильтры, конечно, корпус без щелей и достаточного объема (целиком определяется НЧ динамиком).
        Непонятны требования – каких чудес вы хотите добиться, сколько денег готовы выбросить в пропасть, какие есть навыки, приборы, инструменты и т. п.
        Тонкостей и вариантов – море. Одно дело – напольники, другое – небольшие полочники. Комфортная громкость – чтобы было приятно слушать (и ЧТО? слушать), или “я отомщу соседям тремя этажами выше”.
        Но об этом всё-таки лучше в “клубе” этого сайта.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Талдычу всем, но вталдычивается плохо. Море хороших удачных звучных колонок на авито и иже с ним, купить незадорого, макияж навести на фильтрах и радоваться чудному звучанию. С десяток моделей могу подсказать, с которыми возился, есть и схемы и ачх. бери . делай. слушай. Но нет, я- сам, с нуля, хочу строить колонки, непременно сам. непременно с нуля, только я в этом деле понимаю ниже нуля, а вы тут все мне подскажете, что делать. Так ,что ли?
      Молчу по разным причинам. Включая личную неприязнь к четырехполоскам. Три полосы не то чтобы сложно, просто в итоге все равно хорошо настроенная трешка звучит и работает как двушка, так за что боролись?
      А ещё причина не встревать- подскажите, как можно методами художественной литературы , на расстоянии, выполнить все
      измерения и настройки, без знаний, опыта и приборов на том конце провода?

      • Vip Kit пишет:

        В хорошей трешке, НЧ динамику нет необходимости играть высоко, за него это выполнит СЧ динамик. В двушке, всё иначе, НЧ вынужден играть выше поршневого режима – диаграмма направленности страдает.
        Четырёх полоску можно сделать и по другому: двухполоска с сабвуфером и супертвитером.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Вы одновременно правы и неправы. С любым вашим высказыванием могу согласиться, а могу раскритиковать.
          Пример. Низко отрезанный басовик нуждается в поддержке средника с большой площадью в просторном оформлении.
          Но у такого средника с направленностью все как раз будет плохо. Придется тащить пищалку вниз или морщиться от ачх и звука в стороне от оси. И чем шире полоса у средника, тем жестче требования к нему. Их и так, по пальцам руки перечесть, хороших средников.

          • Vip Kit пишет:

            Если не брать крайности, то для 10″ НЧ, вполне годится 4″ СЧ, играющий с 300/400 Гц, и подобранный по чувствительности и сопротивлению.
            Концептуально, для двухполоски требования к басовику более жёсткие, прежде всего по АЧХ справа, где почти у всех НЧ, там есть выброс на 2/2,5 КГц.

      • Иван пишет:

        Александр, я прошу прощения, только никак не пойму, какой Вам нравится акустика. Я так понял, что Вы поклонник ламповой техники, но и широкополосники не подходят. Я в этом вопросе никак не услежу Ваших предпочтений. Или их нет?

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Ламповая техника спокойно уживается с любым типом акустики. К примеру, задохлик однотакт на 2А3 своими тремями ваттами тянет “тупые ” сканы совершенно спокойно, без предрассудков.
          Вам, к примеру, схемы усилителей понятны, как Отче наш, а мне -колонки. Усилители- забава скорее, чем профессия.

        • Александр Ростов-на-Дону пишет:

          Если предельно кратко, мне нравится правильно сбалансированная, слитно звучащая и ненаправленная акустика. А не жанрово заточенная, по меткому изречению Жени Комиссарова. Ответ принят?

      • Юрий пишет:

        Александр, подскажите, есть вариант заручиться вышей поддержкой в создании двухполосной акустики для дома?

        • Марков Николай пишет:

          Не Александр, но напишу: создавайте тему в клубе (https://ldsound.club/index.php) и – будем воевать.

          • Юрий пишет:

            Зачем воевать) тема мирная, хотелось бы с помощью профи приобщиться к прекрасному, ибо сам не тому обучен, а музыку в качестве люблю. Есть желание сделать систему на визатонах или продуктах ноэма, но буду признателен за возможные другие варианты и советы.

            • А.Б. пишет:

              Вчера получил отзыв от собравшего двухполоску на 10ГД-30 и Визатоне TW70 . Ящик 30 литров . Картонные пыльники на 10ГД-30 заменены на тканевые , звук мгновенно поменялся на приличный. В целом конструкция получилась настолько звучной и устроила владельца, что он собрался на каком-то ресурсе сделать о ней статью. В клубе LDSound я делился результатами макетирования этой двухполоски. Есть схемки и ачх, можно повторить. кому интересно.
              Юрий, вы можете в почту мне аукнуть, подскажу по несложным незатратным вариантам двухполосок.
              Хотя, внктренний голос ворчит, советуя не затевать с нуля самострой. а купить пару бэушных полочником и макияжем вывести их в звук. Как, например, эти Таннойчики Меркюри М2, мои любимки.
              http://www.markanaudio.ru/markanforum/index.php?topic=185.0

            • Чалов Денис пишет:

              Я не воюю. Электроакустика – наука сложная. Разработка и изготовление ас в еденичном экземпляре несоизмеримо дороже покупки готовых фирменных ас. Имею в виду хорошо звучащих систем, а не почтового ящика с динамиками. Если руки чешутся, соберите ас по готовому проекту. Без вопросов типа “а можно это заменить этим?..”

              • Марков Николай пишет:

                Человек хочет попробовать. Мы не знаем предпочтений в музыке, размер комнаты, применяемый УМ, … Нужна тема в клюбе . Отговорить – проще всего.

                • Юрий пишет:

                  Итак, к конструктиву: комната 20 кв.м, слушаю в основном рок, меньше блюз и классику, по уровню известного заболевания могу отнести себя к меломанам, до аудиофила не дотягиваю обьективно). требуется помощь в подборе или изготовлении АС, поскольку не знаю как выбрать из готовых вариантов, ибо не слышал многие вживую, спасибо за понимание всем)

                  • А.Б. пишет:

                    Зять , любитель доброго рока, радостно принял в дар настроенные и отслушанные Кубики Салтыкова , они с хорошим ресивером ITT озвучивают комнату, принимая сигнал с приемника, телевизора , сиди, мультимедии и винила. И во всех случаях звучат предостойно.
                    Помнится, как весной на звук этого Кубика в павильон динамиков потянулся народ. Звук оказался на редкость интересным и правильным. И пишу это совершенно не из желания себя похвалить, а хвалю удачно выбранное сочетание динамиков, оформления и схемы . За что – поклон их автору, Олегу Салтыкову.

                  • Марков Николай пишет:

                    Полочники/на пол? Расстояние до АС от кресла? Расположение АС? Любимая громкость? Допустимые вложения? … ? В клюб!..

  11. Игорь пишет:

    Завод “Красный луч” были такие разработаны перед полным закрытием акустического производства в 2012 году, Рижский радио завод делал 4х полоску в ВНИИРПА специально был разработан ВЧ “супер твитер”, но до серии Рижанам “лень” было доводить колонки.

    • Александр Ростов-на-Дону пишет:

      Вид роскошный , набор динамиков тоже. Но закрадывается мысль про такое исполнение: слушать колонки придется, видимо, стоя .)))

      • Сергей Гудков пишет:

        Рижане тогда уже делали 4полоску s400. Вопрос: кто из чего делает колонки? Я покупаю дорогие динамики, а колонки делаю сам из мебельного ДСП с помойки. Так вроде дешевле, но сборка хоть и на клей, но без шурупов никак, а они всегда вищны и несколько портят вид. Спилы иногда крошутся, иногда не совсем ровные. В общем затраты труда и времени есть, а результат нищебродского вида. Кто из вас Страдивари, поделитесь мастерством?

      • Анатолий пишет:

        Это колонки фирмы JBL, модель 250ti.
        Вид не то что не роскошный, а выглядят как старательный радиолюбительский самопал из разношёрстных динамиков – сочетание круглых и квадратных фланцев, колпаки и купола динамиков разноцветные… в общем, как Verna из самого первого изображения на странице.

  12. Robus пишет:

    На схеме плохо различим номинал R2 – не то 3,5, не то 3,8 Ом. Можно проянить ситуацию?

  13. Марков Николай пишет:

    Ключевое предложение “принимает заказы на индивидуальное исполнение АС различной мощности. ” Один динамик (25ГДН-3) тут лишний.

    • мтралександр пишет:

      Его нужно серьезно доработать- новый пыльник не решает вопрос качества

  14. Сергей Гудков пишет:

    Там никто и не ответил, друзья-колонкостроители!!! кто из чего делает колонки? Я покупаю дорогие динамики, а колонки делаю сам из мебельного ДСП с помойки. Так вроде дешевле, но сборка хоть и на клей, но без шурупов никак, а они всегда видны и несколько портят вид. Спилы иногда крошатся, иногда не совсем ровные. В общем затраты труда и времени есть, а результат – колонки нищебродского вида. Кто из вас знает столярку и пиломатериалы, поделитесь мастерством!

    • ldsound пишет:

      Только не ДСП. Я раньше брал ДСП, потом попробовал фанеру и на ней остановился. Использую фанеру высшего сорта с порезкой. Так меньше возни и намного проще, только склеить сталось.
      Еще есть МДФ, тот же ДВП, только толстый, до 32 мм, может больше есть. Вроде МДФ по затуханию наилучший, а еще он очень хорошо обрабатывается.
      Но в плане экологичности фанера лучше всех. Ее клеят не таким клеем как ДСП и МДФ.
      Массив из твердых сортов древесины. Но это высший пилотаж как и бетон/металл. Но натуральная древесина хуже будет при одинаковой толщине чем те же ДСП, фанера и МДФ.

      • Сергей Гудков пишет:

        жаль фанеру никто не выбрасывает в нужном количестве, где вы её закупаете? на рынке стройматериалов или на мебельной фабрике? Ещё шпон красного дерева нужен и лак для него. Дмитрий, сколько получается стоимость фанеры с напилкой для двух трёхполосок по 50-70 литров?

        • ldsound пишет:

          Здесь покупал. Покупаю целый лист 1500х1500 мм и отсылаю им чертеж по раскрою.
          К примеру, для такой АС целого листа было много, по этому еще нарисовал для заготовок. В итоге, лист 10 мм толщиной вышел около 10 долларов + столько же порезка, но сейчас цены выросли. Порезка стоит своих денег, срезы идеальные. Да и доставка потом компактнее и следовательно дешевле.

      • Чалов Денис пишет:

        Чем же плоха дсп? С хорошим электролобзиком и пилкой под дсп с высокой скоростью, но медленной подачей панели режутся без сколов. 45° – “ласточкин хвост, с ПВА , стяжками все отлично собирается и держится. Для совсем отличного результата делается сэндвич из дсп 16 мм, фанеры 3 мм (внутренняя часть) и фанеры 6-10 мм. Заднюю стенку вклеиваю сразу, держит углы строго 90°. Всё. Дальше шпон или плёнка. Двп ещё проще

        • ldsound пишет:

          Сложна в обработке, крошится. В плане экологичности не буду говорить, сейчас наверное ничего хорошего нет. Хотя когда режу фанеру, слышен запах дерева, с ДСП такого нет.
          Но это мое мнение.

      • Серёга пишет:

        Ошибаетесь! МДФ более экологичнвй материал, а современная фанера вреднее. Есть фанера для внутреннего употребления и для внешнего, они отличаются степенью токсичности клея. В советское время использовали природные клеи – это можно забыть!
        Сведения сжаты, их получили от преда служившего в хим.войсках. много чего рассказал, чего нет оф.источниках.

        • ldsound пишет:

          Возможно. Но при порезке запах фанеры и мдф разный. Что похнет деревом думаю не стоит писать.

  15. Александр Ростов-на-Дону пишет:

    Макет- из выброшенной на свалку мебели. На постоянно- наверное фанера лучше.

  16. Robus пишет:

    И всё-таки, кто-то владеет информацией по стальной трубе на фазик? Обыскался я её, нигде не нашёл трубы с внешним ∅72 и внутренним ∅70.

    • ldsound пишет:

      Вероятно клеили из бумаги.

    • Виталий пишет:

      я делал глушитель на авто, использовал трубу нержавейку 70мм, вот сейчас точно не вспомню, это наружный или внутренний…
      помню стенка 2 мм.

    • Robus пишет:

      Со стальной всё как-то не складывается,а вот алюминиевая есть, с диаметрами указанными в описании проекта. Думаю, что папье-маше не выход (лдсаунд).

      • Robus пишет:

        Нашëл белую пластиковую трубу, канализационную, с европейским стандартом диаметра. Заказывал в инете. Тема с трубой закрыта. А вот с номиналами кондëров С1 – С4 дело труба. К73-16 нахожу только 22 мкф максимум. Что делать пока ума не приложу. Может для достижения номинала 90 мкф подключалось несколько кондëров?

  17. kolobrkin пишет:

    О использовании 25ГДН-3-4 в этой конструкции, автор упоминал, как о возможности увеличить подводимую мощность к колонке.

  18. Владимир пишет:

    А возможно изменить “правильно выбранные расположение НЧ головки на передней панели и соотношения размеров корпуса” скажем на уменьшение глубины до 290 мм и увеличения высоты до 950 мм. Объем при этом остается прежний. НЧ головку оставить на том же уровне, а остальной комплект приподнять на 150…200 мм?

    • ldsound пишет:

      Не желательно. Но если так сделать, то добавляйте эту высоту снизу, чтобы расположение динамиков осталось как на чертеже. Я бы НЧ приподнял ближе к остальным динамикам, но видимо автор заложил свою идею постройки АС.

  19. Владимир пишет:

    Здравствуйте. Извините за невежливость. Я думал коммент сразу на форум попадает. Я уже понял, что основной момент как раз в расположении всех головок рядом, да и не малое значение имеет расстояние до задней стенки… Просто, думаю, основной корпус в данном аспекте влияет только на НЧ головку. Вот и закралась мысль удлинить корпус, чтоб поднять СЧ/ВЧ чуть выше, а заодно уменьшить глубину и перенести ФИ вниз на конструкцию из двух 55 мм канализационных труб (площадь сечения остаётся как и у одной 70мм).

    • ldsound пишет:

      Основной да на НЧ. Расположение головок на лицевой панели, их расстояние – на все влияет. По этому их положение относительно друг друга изменять не стоит.
      Форум отдельно.

  20. Robus пишет:

    Нашëл белую пластиковую трубу, канализационную, с европейским стандартом диаметра. Заказывал в инете. Тема с трубой закрыта. А вот с номиналами кондëров С1 – С4 дело труба. К73-16 нахожу только 22 мкф максимум. Что делать пока ума не приложу. Может для достижения номинала 90 мкф подключалось несколько кондëров?

  21. Robus пишет:

    Наконец нашлось время, чтобы продолжить реализацию проекта. АС греются пока в цехе Шервудом RD 5405. Осталась косметика/эстетика – лицевая панель и дцфикс под дерево. Приятно удивил НЧ динамик в этом объëме – глубокий и мягкий. Середина прозрачная, детальная, не крикливая.
    https://ldsound.info/wp-content/uploads/2023/12/IMG_20230915_152406.jpg
    https://ldsound.info/wp-content/uploads/2023/12/IMG_20230915_152422.jpg

  22. Сергей Гудков пишет:

    Удобнее сделать в двух корпусах весом 30 и 20 кг, чем одну 45 таскать. Откуда Демьянов взял, что номинальная мощность 50Вт?

  23. Robus пишет:

    Вопрос один вводит в раздумья. Длина трубы фазика нам задана. Акустика собрана и работает ожидая косметического завершения. Из МДФ будет изготовлена лицевая панель накладка толщиной мм 10. После монтажа панели не получится ли так, что длина канала фазика увеличится на сантиметр? Если так, то трубу надо подрезать на 10 мм.? Подскажите, чем можно (если можно) покрасить диффузоры динамиков? Слышал что тушью какой-то можно.

    • Владимир Ивлев пишет:

      Звук может пострадать

    • ldsound пишет:

      Сделайте накладку как раму и натяните ткань. Канцелярской тушью покрывают. По весу особой прибавки не будет.

      • Robus пишет:

        Спасибо. Тушью ясно. Делаю проект по выложеным вами фото. Самый приемлемый внешний вид с накладной внешней панелью, очень гармонично смотрится. Я так понимаю, что это фото не от автора проекта, а какого-то любителя реализовсвшего проект? А грили хочу мотировать на накладной уже панели. Наверно, вероятно это не лишено логики, я учту толщину накладной и укорочу трубу, канал в резулььате останется тем же – 55 мм. Правильно рассуждаю? Только сильно не бейте.

        • Иван Л. пишет:

          Я бы не советовал повторять эту разработку. По нескольким причинам, в том числе, и из-за того, ” что не уступает”.
          На мой взгляд, в авторском варианте много ляпов, которые автор, как и повторители, просто не видит.
          1. Динамики “размазаны” по лицевой панели. Если задачей коаксиального динамика является максимальное сближение центров излучения звука, то здесь такая цель отсутствует. А зря!
          2. Фильтры; частоты раздела, их порядок.
          3. Применённые динамики.

          Вдогонку.
          “Автор статьи готов оказать консультацию по вопросам сборки и настройки АС и принимает заказы на индивидуальное исполнение АС различной мощности”.
          Как-то довелось принимать участие в работах по выбору оборудования. В отчёте было сказано: “самые дорогие (и плохие) проекты выполняет Москва!”
          Просто разглядывая “морду” VERNA 50-04 вспомнил про то, глядя на крепление головок громкоговорителей через резиновые прокладки шурупами, под которые резиновые прокладки не установлены. Там, кстати, и у 4ГД-53 картонный сектор отсутствует , про… потеряли Ихтиандры при сборке .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *